О вере в бога
Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет.
Доказательства веры в бытие Божие очевидны; первое место из них занимает начертанный Богом на скрижалях сердца человеческого внутренний закон, убеждающий в существовании Божества. У народов грубых выражалось это в поклонении неодушевленным предметам: солнцу, луне, огню и прочим, а у некоторых находим даже созданный ими храм неведомому Богу, из чего вполне убеждаемся, что при самом сотворении человека насаждено в него богопочитание как нечто естественное. А если в настоящее время появились безбожники, отрицающие бытие Божие, то это люди, не только развратившие понятия свои, но даже исказившие естественный закон.
Закон внутренний, данный нам Богом, показывает нам добро и зло и за сделанное добро награждает душевным радостным ощущением, а за зло наказывает мучением совести, что служит очевидным доказательством бесконечной премудрости Творца нашего, Который хотя и даровал нам свободную волю, но вместе с тем вселил внутрь нас как бы некоего руководителя, который внутренними внушениями и ощущениями побуждает нас к исполнению воли Божией. Затем дано нам Священное Писание, которое со всею ясностию приводит нас к познанию бытия Божия и Его Божественных и премудрых целей сотворения Вселенной, ибо все видимое и не видимое нами в мире сем немолчно говорит нам о Творце и Зиждителе, о Его благости, всемогуществе и премудрости.
В мире сем всякое растение, животное, человек, как видим, происходит одно от другого: растения от семян, животные от подобных себе; так же и человек. Кто же положил начало всему этому, откуда взялись первые растения, первые животные, первый человек? Что само собою ничто не могло явиться на свете, в этом убеждаемся из того, что в продолжение всего времени существования мира само собою ничто не сотворилось и не явилось, кроме того, что вначале сотворил всемогущий Бог, а если и находятся безумцы, утверждающие, что всё произошло от какой-то материи или само собою создалось, то в этом очевидно одно лишь сопротивление истине или кичливое желание высказать нечто новое. Таковое направление, к сожалению, в последнее время развилось преимущественно между молодежью вследствие того, что, не получив настоящего религиозного образования, водимые духом гордыни, они думают, что стали умнее всех и что до них заблуждались. Очевидно, что подобные нелепые идеи могут иметь место в головах лишь тех мыслителей, которые находятся под особенным влиянием исконного врага нашего вечного спасения.
Вера тогда только спасает человека, когда дела его сообразны с нею: вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26), и дела наши добрые тогда только приятны Богу, когда они совершаются с верою в Иисуса Христа (см. Гал. 2, 16). Вера – это небесный луч, просвещающий тьму нашей жизни, руководящий нас к небесному нашему отечеству. Вера есть тот голос, которым слепец кричал: Сыне Давидов, помилуй мя! (Мк. 10, 48; Лк. 18, 39). Хотя и не видим Иисуса Христа, но силою веры познаем, что Он есть свет невечерний, разгоняющий тьму заблуждений, что Он есть Хранитель, оберегающий нас от несчастий, что Он есть Небесный Врач, исцеляющий наши греховные язвы. Но вера есть дар Божий, который утверждается и укореняется в нас от исполнения заповедей Божиих, от постоянного стремления к добру. Для научения и утверждения в вере и благочестии должно прибегать к матери нашей Святой Церкви, в которую, как в богатое хранилище, апостолы положили всё, что есть истинного, спасительного, дабы жаждущие притекали к сему животворному источнику и обильно почерпали из него воду жизни.
Вера в деле нашего спасения то же, что основание в здании: подкопано основание – неизбежно рушится здание. Где нет веры, там необузданность страстей, увлекающая человека в бездну зол; за безверие постигает гнев Божий – это видим в погибели древнего мира в потопе и в поглощении землею нескольких городов. Неверующий хуже бессловесного животного, потому что и оно знает господина своего: позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего (Ис. 1, 3). Неверие разрушает человеческое благополучие, не только частное и семейное, но и общественное. Вера, как и всякая добродетель, подлежит искушениям: не искусивыйся неискусен (ср. Рим. 5, 3–5), как говорит Святое Писание; враг нашего спасения попущением Божиим тщится поколебать в нас веру, но мы должны отражать его нападения усердною к Богу молитвою – так поучал Господь святых апостолов, когда у них оскудевала вера.
Души, чуждые веры в Бога Творца своего, святые отцы именуют мертвыми. Так говорит св. Каллист: «Мнози мертвыя имут души, в живом теле, аки во гробе, погребенны». «Внемлите, – восклицает св. Дмитрий Ростовский, – яко тело грешного человека живым гробом души мертвой нарече».
Усердная молитва, частая и сердечная исповедь и причащение Святых Христовых Таин, любовь к ближним, смирение, удаление от знакомств и бесед с развращенными людьми, а особенно с неверующими, – вот надежнейшие средства к сохранению и утверждению веры.
Молись Богу, – поучает святитель Тихон, – чтобы Он подал тебе истинную живую веру, береги веру более, нежели живот свой, ибо и живот свой должны мы за веру положить.
Должно нам не только право веровать, но и знать, какая именно вера богоприятнейшая. В этом, как и во всем, будем искать руководства в слове Божием: апостол Фома уверовал в Воскресение Христово тогда только, когда осязал язвы Спасителя, но Господь сказал ему: «Ты видел и уверовал, но те более достойны похвалы, которые, не видевши, веруют» (см. Ин. 21, 29). Если верим тому, что видим, то это уже не есть вера. Истинная вера есть уверенность в невидимом как бы в видимом и в ожидаемом как бы в настоящем (см. Евр. 11, 1): так, не видим мы Бога, но веруем, что Он есть, не видим мы будущего блаженства, уготованного праведным, и вечных мук, ожидающих грешных, но веруем, что они есть, – такая вера есть истинная, богоугодная.
Совершенная вера состоит в полной преданности воле Божией, как о сем упоминается в Святом Евангелии: иже аще речет горе сей, двигнися, и верзися в море: и не размыслит в сердце своем, но веру имет, яко еже глаголет, бывает: будет ему, еже аще речет (Мк. 11, 23). Таковая вера есть великий дар Божий, ниспосылаемый преимущественно сердцам простым и незлобивым: утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою (Мф. 11, 25–26). Такую веру имели мученики, когда шли в огонь, и он не опалял их, ввергаемы были в море, и оно неврежденными извергало их, выводимы были на съедение кровожадным зверям, и они с кротостью лизали их ноги. Такова сила веры, побеждающая естественные законы!
Так некогда принесен был к Господу расслабленный с верою получить исцеление и получил оное (см. Мф. 9, 2). Страдавшая в продолжение двенадцати лет кровотечением жена от одного лишь прикосновения к одежде Господа с верою мгновенно исцелилась (Мф. 9, 22). Воззвал слепец с верою: Сыне Давидов, помилуй мя! – и отверзлись очи его (Мк. 10, 48; Лк. 18, 39). Припал с верою и молением к ногам Жизнодавца Иаир, и умершая дочь его восстала с одра смертного (Мк. 5, 42). И в наше время, хотя и скудное верою, было много случаев, что одержимые многолетними и неисцельными болезнями, истощив всё свое имение на врачевство и не получив никакого облегчения, когда прибегли с верою к Источнику жизни Господу, то получали совершенное исцеление: слепые прозирали, скорченные исправлялись, хромые стали ходить, немые говорить, и иные бесчисленные недуги одним лишь с верою призыванием пресвятого имени Его мгновенно исцелялись всемогуществом Его, чему свидетелями были, без сомнения, многие из читающих эти строки, а на некоторых даже совершилось и самое благодатное действие исцеления. Вспомним недавние случаи, бывшие в богоспасаемом граде Москве: в 1867 году, когда принесена была туда святыня афонская, сколько многолетних недужных от одного к святыне прикосновения мгновенно исцелилось![1] Обратим внимание и на чудесное явление, бываемое с водою богоявленскою, которая у иных сохранялась и сохраняется десятки лет и всегда свежа, как только что почерпнутая! Не видимое ли во всем этом действие всемогущего Промысла Божия, отечески пекущегося об утверждении в нас веры, которая есть основание всего нашего спасения?
О глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его (Рим. 11, 33), – взывает святой апостол Павел, научая нас не высоко мудрствовать о божественных предметах, недоступных понятиям ограниченного ума нашего, а более руководиться смирением, ибо дела Божии непостижимы. Будем веровать в простоте сердца, как веровали святые апостолы, – и спасемся.
Вера производит в сердце верующего радость и веселие о Господе Спасе, о Его благости и человеколюбии, она смягчает злострадание и скорби упованием небесного воздаяния, делает человека холодным ко всему земному, преходящему, побуждает его искать вечного, нетленного, небесного, она таинственно соединяет душу верующего с Христом, невесту с Женихом: Обручу тя себе в вере, – говорит пророк от лица Божия, – и увеси Господа (Ос. 2, 20), и святой апостол Павел: обручих бо вас единому мужу, деву чисту представити Христови (2 Кор. 11, 2).
Велика сила веры: она восхитила некоторых живыми на небо, а других исхитила от воды потопной, она неплодных соделала рождающими и спасла от острия меча, она изводила из рва, нищих и уничиженных соделывала богатыми и великими, низводила с неба огонь, разделяла море, рассекала камень и источала из него воду, насыщала алчущих, мертвых воззывала к жизни, укрощала волны, врачевала недужных, поражала войска, ниспровергала стены, заграждала уста львов, угашала пламень огненный, смиряла гордых и возносила смиренных – одним словом, верующим всё возможно, в чем удостоверяет святой апостол Павел, сказав о себе: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе (Флп. 4, 13).
Распространение христианской веры в самом своем начале встретило жестокое сопротивление со стороны духа злобы, продолжающееся и до сего времени; порождения его: безбожники, богоотступники, ересеначальники, раскольники и иные – сколько ни усиливаются они затмить истину, но православная христианская вера сияет во всей чистоте и пребудет таковою до скончания мира, по слову Господню: на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Ни о чем так не тщится диавол, как о том, дабы ввергнуть нас в бездну безверия, но будем твердо противостоять ему, по слову апостольскому: Над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити (Еф. 6, 16).
Так как вера в Бога есть основание нашего спасения, то ею и начата беседа наша. Далее будем говорить о прочих добродетелях, необходимых для спасения души.
Чтобы построить дом, необходимы разные строительные материалы, как то: кирпич, дерево, железо и прочие, так и для устроения вечного небесного жилища нужны многие добродетели.
Приступая к начатию всякого доброго дела, а особенно к чтению душеполезных сочинений, необходимо помолиться Богу, внутренне из глубины сердечной попросить Его, дабы Он благословил начинание наше и соделал оное плодоносным, а иначе вотще будет труд наш, по слову Господню: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).