Вы здесь

Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству, с присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям. О причащении пречистых Христовых таин (Иеромонах Арсений Минин, 1876)

О причащении пречистых Христовых таин


Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Что может быть выше и вожделеннее сих утешительнейших слов Спасителя нашего, в коих выражается вся Его любовь, вся беспредельная бездна щедрот Его, подаваемых человеку в таинстве Причащения? С чем может сравниться состояние человека, соединяющегося с Самим Господом? Это тайна тайн столь возвышенная, что умом человеческим как ограниченным вполне не может быть постигнута. Довольно с нас знать, что в таинстве Причащения мы сподобляемся величайших неизреченных даров Божиих, а потому и должны всеми мерами стараться так жить, чтоб чаще приступать к сему святейшему таинству, коего древние христиане сподоблялись ежедневно.

Святое приобщение, укрепляя наши телесные и душевные силы, служит для нас также непобедимым оружием для поражения невидимого врага нашего спасения – диавола. Враг этот самый опаснейший для нас: сколько сетей расставляет он к нашей погибели, в которые всеми силами старается увлечь нас! Куда ни пойдем, на каждом почти шагу этот злой дух старается уязвить нас, везде он прельщает, везде соблазняет нас: мы хотим сделать добро, а он влечет нас ко злу; мы хотим молиться, а он наводит на нас скверные помыслы, леность, тяготу и прочее, пользуясь нашими немощами и нашею склонностию ко греху. Сколько требуется с нашей стороны осторожности, внимания к себе, понуждения себя, чтобы этот лютый дух злобы не возобладал нами! Он тем более опасен, что нами невидим и чрезмерно хитр и лукав. Против такого опасного врага должно употреблять и оружие крепкое, но что же может быть могущественнее святейшего таинства Причащения? Оно и в самом себе есть всемогущая сила, ибо, причащаясь Тела и Крови Христовых, мы принимаем в себя Владыку неба и земли, Которого могущество беспредельно. С другой стороны, оно совмещает в себе всю силу великого нашего искупления, совершенного Спасителем, плодом которого было победоносное торжество над темным царством диавола.

Кто редко приступает к сему спасительному таинству, тот удаляется от спасения. Истину этого уясняет даже простое соображение: тот, кто приобщается часто, часто очищает и совесть свою таинством покаяния, а возобновляя при этом скорбь и сокрушение о содеянных грехах, он напечатлевает в душе своей спасительный страх Божий, удерживающий его от греха, для достижения чего ему приходится чаще вооружаться благими мыслями и добрыми делами, удаляющими от греха и приближающими к Богу. Затем по мере частого приобщения добрые расположения и добродетели приобретают большую силу и становятся потребностью души. Всякий из нас знает по опыту, что частое повторение чего-либо производит в нас к тому привычку. Кто часто повторяет грех, тот делается рабом греха, а кто стремится к добродетели, тот делается подвижником благочестия. Таким образом, частый причастник необходимо приобретает расположение служить Господу с усердием, потому что истинно верует в силу божественного таинства, славит Его с веселием и надеждою, потому что истинно надеется, что Помощник и Защититель его есть Господь, покоряется Ему со смирением и любовию, потому что истинно любит Господа, возлюбившего и облагодетельствовавшего нас всеми небесными дарами.

Не умолчим и о тех, кто недостойно приступает к Чаше Христовой, о таких говорит слово Божие: Ядый бо и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня (1 Кор. 11, 29). Приступая к сему страшному таинству, мы произносим: «…ни лобзания ти дам яко Иуда» и проч. Кто же это – дающие Господу лобзание Иудино? Это, без сомнения, те, которые, соединившись с Господом, освятившись святейшим Его Даром, очистившись туне от бесчисленных своих согрешений – исчадий духа злобы, снова предают себя темной бесовской области, снова обращаются на скверные дела свои, снова порабощаются сатане. Горе, вечное горе таковым!

Заключим беседу нашу о приобщении Святых Христовых Таин показанием некоторых из тех неисчислимых благ, какие доставляет оно достойно причащающимся. По учению Церкви (см. молитвы ко Причащению и после Причащения), сие святейшее таинство Тела и Крови Христовых достойно причащающимся оных подает укрепление составов с костьми вкупе, исцеление многообразных недугов, здравие, крепости сохранение, спасение и освящение души и тела, отчуждение, то есть отгнание скорбей, радость и веселие, оставление грехов, умерщвление страстей, просвещение и очищение оскверненной души, сохранение от всякого дела и слова душетленного, соблюдение от всякого диавольского действа, стену, и помощь, и удаление сопротивных, то есть злых духов, отгнание всякого мечтания, и лукавого деяния, и действа диавольского, мысленно во удах действуемого, потребление и всесовершенное погубление лукавых помыслов, и предприятий, и ночных мечтаний, темных и лукавых духов, исправление жития и утверждение в святости жизни, соблюдение заповедей, умножение добродетели и совершенства, просвещение чувств, мир душевных сил, веру непостыдную, исполнение премудрости, просвещение очей сердца, дерзновение и любовь к Богу, подаяние Духа Святого, умножение Божественной благодати, вселение в души наши Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, утверждение живота, обручение будущей жизни и Царствия, напутие живота вечного, благоприятен ответ на Страшном Судилище Христовом, общение небесных благ.

С совестию, очищенною таинством святого покаяния, и с искренним желанием исправить жизнь свою будем чаще и чаще приступать ко вкушению Трапезы Небесной, подаваемой нам в таинстве Тела и Крови Христовых, чтобы с достойным принятием этого высокого дара принять в себя и те неисчислимые дары, какие подаются нам чрез это великое таинство, чтобы, достойно вкушая святейший Хлеб сей здесь, на земле, мы сподобились бы истее причащаться Христа и там, на небе, и вечно пребывать в общении и лицезрении Его, нашего Творца, Владыки и Искупителя Иисуса Христа, чего и да сподобимся все мы изволением и благостию Его.