Пять публичных вопросов экономиста к Нацбанку КР и ответы НБКР
Для удобства читателей публикуем в строгой последовательности: вопросы экономиста – ответ Национального банка Кыргызстана – комментарий Кубана Чороева.
Вопрос №1. Согласно вашим официальным данным, НБ КР в 2014 году провел 48 интервенций на общую сумму 584 миллиона 546 тысяч долларов США, а с начала 2015 года было произведено всего 12 интервенций на 181 миллион 120 тысяч долларов. Итого с начала 2014 года по настоящее время объем интервенций составил 765 миллионов 666 тысяч долларов США.
У меня возникли весьма серьезные сомнения в прозрачности валютных операций, так как вы не публикуете на своем сайте данные о том, каким коммерческим банкам (названия), какую сумму, по какому курсу (с датой операции) продали эти 765 миллионов 666 тысяч долларов. Пожалуйста, опубликуйте данную информацию на своем сайте.
17 декабря 2014 года НБ КР провел так называемую спецоперацию, в ходе которой через «Айыл Банк» и «РСК Банк» в течении 3—4 часов по курсу 57,8 сома проданы 2 миллиона долларов США. Впоследствии вы обвинили обменные пункты в спекуляциях. Из СМИ для меня доступными стали детали только данной интервенции. И исходя из этой информации я могу сделать выводы относительно остальных 763 миллионов 666 тысяч долларов США, которые вы продали с таким же успехом. 18 декабря на пресс-конференции председатель НБ КР господин Абдыгулов Т. заявил, что Нацбанк 17 декабря продавал доллары через «Айыл Банк» и «РСК Банк» по курсу 57,8 сома за доллар. ИА «Акипресс» ежедневно фиксирует курсы валюты – утром, в полдень и вечером. Ниже приводится таблица, где указан средний показатель (за день) курса валюты в обменных пунктах на Моссовете на 17 декабря 2014 года.
В тот день НБ КР продавал валюту по 57,8 сома, в то время как на Моссовете доллар отдавали по 59 и 59,5 сома. Разница между курсом интервенции НБ КР и рыночным составляет 1,2—1,7 сома с каждого доллара. Теперь нашим искушенным в арифметике гражданам не трудно будет подсчитать, какую прибыль получили те коммерческие банки и заинтересованные чиновники НБ КР от интервенций на сумму 765 миллионов 666 тысяч долларов США. Поэтому уважаемый Нацбанк, опубликуйте, пожалуйста, запрашиваемую мною информацию! Тем самым вы опровергнете мои подозрения. А любые попытки скрыть данную информацию общественность расценит как доказательство правильности моих предположений, а деятельность НБ КР сочтет преступной и подсудной.
Ответ НБ КР: Прежде всего, хотелось бы отметить, что валютная интервенция – это операция Национального банка не только по продаже иностранной валюты, но и по покупке. Валютная интервенция проводится в целях стабилизации валютного рынка и сглаживания резких колебаний обменного курса.
В этой связи Национальный банк в течение 2014 года проводил валютные интервенции как по продаже, так и по покупке иностранной валюты. Так, за 2014 год объем продажи Национального банка составил 536,7 миллиона долларов США, (в том числе продажа наличной иностранной валюты в сумме на 4,8 миллиона долларов США), а объем покупки – 20,4 миллиона долларов США. Итого, чистая продажа за 2014 год составила 516,3 миллиона долларов США.
С начала 2015 года по 2 мая в целях сглаживания резких колебаний обменного курса Национальный банк проводил валютные интервенции как по покупке, так и по продаже иностранной валюты. Так, за данный период объем продажи валюты Национального банка составил 160,9 миллиона долларов США, а объем покупки – 40,8 миллиона. Итого чистая прибыль составила 120,1 миллиона долларов США.
Относительно опубликования более подробной информации по операциям Национального банка сообщаем, что данные сведения подпадают под рамки Закона Кыргызской Республики «О банковской тайне». В этой связи Национальный банк не может опубликовывать детальную информацию, однако на своем веб-сайте публикует общие агрегированные индикаторы результатов межбанковского валютного рынка, в том числе и по валютным интервенциям Национального банка. Для получения детальной информации можно обратиться непосредственно в коммерческие банки.
Комментарий Кубана Чороева. В своем письме я просил вас предоставить детальную информацию по продаже и покупке НБКР валюты, с указанием даты операции, наименования банка и курса сделки.
Как видно из вашего ответа, операции Национального банка по валютным интервенциям подпадают под Закон КР «О банковской тайне», поэтому, по вашему мнению, эти сведения не могут быть опубликованы.
В соответствии со статьей 4 Закона КР «О банковской тайне», банковской тайной считаются сведения о счетах (вкладах) клиента (корреспондента), ставшие известными банку в связи с его обслуживанием, сведения об операциях (сделках), совершенных по поручению клиента или в его пользу, а также сведения о самом клиенте, сведения о клиентах других банков, ставшие известными в результате обмена информацией между банками, и любые другие сведения, которые были доверены или стали известны банку в процессе отношений между банком и клиентом.
В операциях, связанных с валютной интервенцией НБ КР, участвуют две стороны, сам НБ КР и коммерческий банк, и здесь не может быть и речи о раскрытии банковской тайны клиентов банка. Тем более операции НБ КР на финансовом и валютном рынках должны нести открытый характер.
На основании статей 3 и 4 Закона Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики», каждому гарантируется право доступа к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления.
Основными принципами свободы доступа к информации являются общедоступность, объективность, своевременность, открытость и достоверность информации.
Государство защищает право каждого на поиск, получение, исследование, производство, передачу и распространение информации.
Ограничения в доступе и распространении информации устанавливаются только законом. Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления является открытой, прозрачной и гласной.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является общедоступной. Всякое ограничение доступа к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления, запрещено.
В соответствии с изложенным, прошу вас предоставить запрашиваемую мною сведения и обращаю ваше внимание на то, что в противном случае я буду вынужден обратиться в суд.
Вопрос №2. Уважаемый Нацбанк КР, ответьте, пожалуйста, почему к валютным интервенциям имеют доступ только коммерческие банки, а работающие на основе лицензии обменные пункты не имеют? Более того, есть негласная инструкция, которая запрещает коммерческим банкам продавать валюту обменным пунктам. Это наводит на мысль о том что, нагнетанием дефицита валюты в обменных пунктах вы сами провоцируете рост курса доллара, а потом продаете валюту только коммерческим банкам, чтобы они могли нажиться на высокой курсовой разнице. Иначе в чем заключается ваша логика?
Ответ НБ КР. В соответствии с Законом «О национальном банке Кыргызской Республики», Национальный банк вправе осуществлять на территории Кыргызской Республики и за ее пределами операции с иностранной валютой, которые соответствуют действующему законодательству и приняты в международной банковской практике.
Продажа, покупка наличной и безналичной иностранной валюты по безналичному расчету производится только с коммерческими банками, являющимися участниками автоматизированной торговой системы Национального банка и отвечающими следующим требованиям:
– иметь лицензию Национального банка на проведение банковских операций в национальной валюте без ограничений;
– иметь лицензию Национального банка на проведение банковских операций в иностранной валюте без ограничений;
– наличие иметь корреспондентский счет в национальной валюте в Национальном банке;
– иметь корреспондентский счет в иностранной валюте;
– не находиться в процессах и/или процедурах, предусмотренных Законом Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротстве банков» (консервация, санация, реабилитация, добровольная или принудительная ликвидация, реструктуризация и реорганизация);
– и другие требования технического характера.
Обменные бюро Кыргызской Республики, имеющие лицензию на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой, имеют право покупать и продавать за счет собственных средств (в пределах заявленный оборотных средств) от своего имени только наличную иностранную валюту и только за наличную национальную валюту Кыргызской Республики без ограничений.
Комментарий Кубана Чороева. Из вашего ответа следует что обменные бюро не могут быть участниками валютной интервенции только потому, что у них нет тех же технических возможностей и лицензий коммерческих банков по проведению безналичных операций. При всех данных ограничениях НБ КР может проводить интервенцию в наличной форме для стабилизации наличного оборота валюты на рынке, чего НБ КР не проводит во имя своих узких интересов. Поскольку будет гораздо выгоднее коммерческим банкам, аффилированным с правлением НБ КР, перепродавать валюту обменным бюро.
Вопрос №3. К началу 2014 года валовые международные резервы НБ КР составляли 2 миллиарда 212 миллионов долларов США, к марту 2015 года они составляют 1 миллиард 748 миллионов долларов. Естественно, резервы уменьшились за счет валютных интервенций в прошлом году, но вы пополняете их за счет грантов, донорских средств международных организаций и иностранных кредитов, которые для покрытия бюджета страны поступают на счет правительства Кыргызской Республики в Национальном банке. Стало быть, вы пополняете резервы за счет народа Кыргызстана, это ведь народные деньги. Значит, вы должны давать более детальную информацию в акции каких банков (названия), в ценные бумаги каких государств и компаний вы размещаете деньги, которые принадлежат кыргызскому народу. Кто и как крутит народные деньги? Как вы принимаете решения о том, куда, во что и под какие проценты размещать миллиардный резерв кыргызского народа? Как мы можем быть уверены в правлении НБ КР, которое принимает такие решения за закрытыми дверями? И почему в НБ КР нет независимого наблюдательного совета? И самое главное, вы должны признать, что все расходы НБ КР покрываются за счет процентов, полученных от размещения резервов народа Кыргызстана.
Хитрая схема финансирования НБ КР позволяет ему быть независимым от республиканского бюджета. Бюджет НБ КР бесконтрольно растет, как и его штат, а общественная польза снижается, не говоря о том, что НБ КР вносит огромный «вклад» в ухудшение благосостояния населения страны. Согласно отчетам НБ КР, расходы на обеспечение персонала банка едва ли равняются бюджету Жогорку Кенеша КР. Если только административные расходы НБ КР в 2013 году составляли 552 миллиона 414 тысяч, то уже в 2014 году они составили 685 миллионов 971 тысячу сомов. Если численность сотрудников НБ КР в 2013 году составляла 595 человек, то к концу 2014 года она выросла до 645.
Что парадоксально, наш НБ КР устроен так, что если хорошо народу – плохо НБ КР, и наоборот, что хорошо НБ КР, то плохо народу. НБ КР в прошлом году за счет девальвации сома получил совокупный доход в размере 10 миллиардов 550 миллионов сомов. Этот показатель отражает ту цену, которую заплатил народ Кыргызстана за девальвацию сома. На эту сумму НБ КР, по сути, обокрал народ, на эту сумму упало благосостояние народа страны. А для НБ КР сложились весьма удачные обстоятельства для увеличения своих расходов.
Ответ НБ КР. Основные принципы управления международными резервами определены Законом КР «О Национальном банке Кыргызской Республики». В соответствии с данным законом управление международными резервами осуществляется Национальным банком при соблюдении следующих ключевых принципов:
– принцип поддержания ликвидности – резервные активы центрального банка должны поддерживаться в высоколиквидном состоянии, то есть при необходимости резервные активы центрального банка должны быть быстро обращены в денежные средства;
– принцип безопасности (минимизация рисков) – при управлении международными резервами, риск потерь в результате рыночных колебаний или других причин должен быть сведен к минимуму.
То есть основной целью Национального банка, как и других центральных банков мира, при управлении международными резервами является обеспечение их сохранности.
В целях поддержания необходимого уровня ликвидности и обеспечения безопасности международные резервы размещаются в центральных банках развитых стран, международных финансовых институтах и иностранных коммерческих банках высокой категории надежности, т.е. обладающих стабильным финансовым положением и имеющих высокий кредитный рейтинг, установленный ведущими мировыми рейтинговыми агентствами.
В составе международных резервов выделяют три основные категории: активы в золоте, специальные права заимствования МВФ (СДР) и портфель иностранных валют. Валютный портфель международных резервов по состоянию на начало мая 2015 года состоит из долларов США, евро, швейцарских франков, английских фунтов, австралийских и канадских долларов, норвежских крон, а так же японских иен, китайских юаней, сингапурских долларов и российских рублей, который в зависимости от ситуации на мировых валютно-финансовых рынках может изменяться.
В структуре международных резервов Национального банка основную долю занимает портфель из иностранной валюты, которая инвестируется в высоконадежные и ликвидные инструменты, такие как государственные ценные бумаги: казначейские векселя и облигации развитых стран и срочные депозиты в зарубежных центральных и коммерческих банках, имеющих высокий международный рейтинг.
Необходимо отметить, что при определении структуры международных резервов учитывается множество факторов, в том числе такие, как структуры внешних обязательств Кыргызской Республики: платежи правительства и Национального банка в иностранной валюте по внешнему долгу, оплата членских взносов в международные организации, финансирование представительств Кыргызской Республики за рубежом, т.е. при формировании валютной структуры обеспечивается необходимая ликвидность по всем внешним обязательствам страны.
Принятие решений в сфере управления международными резервами строго регламентировано нормативными документами Национального банка. В процессе управления международными резервами участвуют такие коллегиальные органы Национального банка, как инвестиционный комитет и правление Национального банка, которые принимают решения в части определения инвестиционной стратегии, структуры международных резервов, соотношения рисков и доходности инвестиционных инструментов, а также выбора контрагентов.
Национальный банк действует строго в рамках Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики», который определяет организацию управления НБ КР. В соответствии с данным законом организационная структура Национального банка не предусматривает наличие такого органа, как независимый наблюдательный совет.
Прозрачность финансовой деятельности Национального банка достигается ежегодными проверками, осуществляемыми Счетной палатой Кыргызской Республики, а так же независимой аудиторской компанией, утверждаемой на основе тендера Жогорку Кенешем Кыргызской Республики. Более того в соответствии с Законом «О Национальном банке Кыргызской Республики» председатель Национального банка ежегодно представляет Жогорку Кенешу Кыргызской Республики подробный отчет о деятельности Национального банка.
Комментарий Кубана Чороева. Ваш ответ содержит информацию о том, как согласно законодательству и международным инструкциям в идеале должны управляться международные резервы. Хотя как гражданин Кыргызстана я хотел получить детальную информацию в конкретных цифрах, о названиях стран, банков и финансовых организаций, где размещены наши резервы. Думаю, данная информация интересует многих граждан страны. Пожалуйста, предоставьте запрашиваемую информацию.
Вопрос №4. В чем секрет вашего успеха? В том, что ваши отчеты без каких-либо комментариев и мнений принимаются избранными народом депутатами Жогорку Кенеша? Не могли бы огласить список депутатов, которые получили в подарок от Национального Банка коллекционные памятные монеты НБ КР?
Ответ НБ КР. Памятные коллекционные монеты депутатам ЖК КР Национальным банком не выдавались. Дополнительно информируем о том, что памятные коллекционные монеты имеются в продаже в кассе Национального банка в широком доступе для всех категорий населения.
Вопрос №5. Ответьте, пожалуйста, обязано ли правительство Кыргызской Республики поступившие на его счет в НБ КР средства в иностранной валюте продавать только Национальному банку КР или оно может продавать их на внутреннем валютном рынке? Ведь между этим есть существенная разница, когда правительство продает валюту НБ КР, последний выдает правительству свеженапечатанные сомы, которые поступают в экономику через бюджет страны, что в конечном счете приводит к девальвации национальной валюты. А если правительство продавало бы валюту на внутреннем валютном рынке, то напротив, наш сом только укреплялся бы, поскольку рынок насыщался иностранной валютой. По моему мнению, в 2014 году главным девальвационным фактором для сома являлась именно продажа правительством валютных поступлений извне в бюджет страны Национальному банку.
Потребность бюджета в конвертации иностранной валюты на сомы только в 2015 году, согласно проекту бюджета Программы государственных инвестиций, составит 40 миллиардов сомов.
Не это ли есть спекуляция на уровне правительства и НБ КР, когда 40 миллиардов свеженапечатанных сомов за год поступит в экономику через бюджет, а потом НБ КР свои же обесцененные сомы выкупает с помощью интервенций, увеличивая свою прибыль за счет народа? И вообще, есть ли совесть и нравственные принципы у членов правления НБ КР? Чем они руководствуются, когда легальными методами грабят собственный народ? При данных обстоятельствах я считаю высшей мерой кощунства и наглости обвинять какие-то обменные пункты в спекуляциях.
Конец ознакомительного фрагмента.