Вы здесь

Мамочка, пожалуйста…. Глава 2. И все родители хорошие тоже (Н. Д. Маркова, 2014)

Глава 2

И все родители хорошие тоже

Кого мы любим и почему?

– Кого ты больше любишь – маму или папу? – спросила четырехлетнего Виталика пришедшая в гости тетя.

– Папу люблю, – ответил малыш.

– А почему? – не унималась любопытная родственница.

– Мамка сказки мне читать не хочет. А папка всегда читает.

Лера, мама мальчика, услышав его ответ, была не просто растеряна, а шокирована.

Валерию я знаю хорошо. Она тоже психотерапевт и жена бизнесмена. Муж целыми днями в офисе, в разъездах, на встречах или переговорах. Она с утра до вечера с мальчишками. Старшему сыну шесть лет.

Лучшей мамы, более заботливой, внимательной и тактичной, я не встречала. Она всегда в курсе душевного состояния и мальчишеских устремлений своих сыновей. Каратэ, танцы, английский, живопись, бассейн – по всевозможным курсам, кружкам и занятиям молодая женщина с двумя шалунами носится целыми днями.

Кухня тоже на ней. Муж млеет от ее борщей и блинчиков. Чтение детских книг сыновьям на ночь – это семейный ритуал, который Лера сама по-детски обожает.

Только один раз, когда лежала с высокой температурой и боялась заразить мальчишек гриппом, она отправила их с книжками к отцу.

И вот этот единственный эпизод годичной давности врезался в сознание малыша, зачеркнув все лучшее, что было связано с мамой.

Опыт из собственной жизни до сих пор саднит в сердце раной. Первые четыре года начальной школы я училась в интернате. На воскресенье детей забирали домой, правда, не у всех были родители. Кого-то забирала бабушка, кого-то – старший брат. У меня родители были, но в тот день никто из них за мной не пришел.

Детей уводили одного за другим, а те, кого не забрали, завистливо смотрели им вслед. И вот в интернате из детей остались только я и девочка Валя, цыганка. Приплюснув носы к холодному стеклу, мы с надеждой, пока не стемнело, неотрывно смотрели на дорогу. Но дорога была пустой.

Ощущение этой боли, ненужности, холода и пустоты хранится в моем теле до сих пор, и сейчас, когда я пишу эти строки, оно удушливым комком подступает к горлу.

Почему? Почему в памяти не осталось ни одного воскресенья, когда родители забирали меня домой? Ведь забирали! Я давно простила и маму, и папу, а тело не забыло, душа, как прежде, болит и плачет.

Есть много научных объяснений, много направлений в психологии и терапии, исцеляющих детские травмы. Когда я размышляла на эту тему, у меня появились интересные мысли.

Придя в этот мир, мы девять месяцев живем в мамином теле. Она дает нам все: питание, кровоснабжение, безопасность, тепло и любовь. Девять месяцев для яйцеклетки – это целая вечность. И за это время ребенок начинает ощущать себя с матерью одним целым. Организм матери становится собственностью, неразрывно принадлежащей ему.

К матери мы предъявляем самые большие ожидания, самые высокие требования с неосознанной потребностью вечного обладания ее телом, временем, вниманием, жизнью.

Шуточная фраза «Мама, роди меня обратно» является тайным желанием многих взрослых мужчин и женщин.

И матери не дается права ни на ошибку, ни на усталость, ни на выражение своих чувств и удовлетворение собственных жизненно важных потребностей.

Матерей обвиняют во всех мыслимых и немыслимых грехах: от неправильного или недостаточного кормления ребенка до неправильного или недостаточного воспитания.

«Все матери любят детей недостаточно», – констатируем мы.

«Моя мама любила меня недостаточно», – думает почти каждый ребенок.


«Существует безумная идея, что все проблемы у людей оттого, что матери плохо их любили. И эта идея поддерживается многими терапевтами. Будто матери должны быть совершенными, как Бог. А если мать не подобна Богу, не выполняет все желания своего ребенка, он обижается.

Всякий человек, который чего-то добился в жизни, имел трудное детство. Предпосылкой любого роста является несовершенная мать. Тогда дети могут расти».

Б. Хеллингер


Как показывает жизнь и моя практика семейного терапевта, каждая вторая расстановка – это расстановка на взаимоотношения с матерью. Холодная мать, отсутствие женской силы, выбор профессии, бизнес, прерванное движение к любви. Это те причины и явления, которые через взаимоотношения с матерью влияют на рост, жизнь, судьбу и характер людей.

Мать, материя, материальное – все материальное у нас от матери, все духовное – от отца.


«В детстве мы принимаем решение никогда не идти к маме. И во взрослом возрасте мы не идем к другим людям, к партнеру. Потом к предприятию, профессии. Как мы относимся к маме, так у нас с успехом, партнером, общением».

Б. Хеллингер


Есть расстановки и на взаимоотношения с отцом, но их значительно меньше.

Следуя ходу своих размышлений, продолжу, что если ребенок относится к матери как к части себя, своему продолжению и своей собственности, то к отцу он относится как к отдельному объекту. Он не является для него жизненно важным обеспечивающим фактором, как мать, а лишь приятным неожиданным дополнением к ней.

Поэтому от отца намного меньше ожиданий, и все, что он дает, воспринимается как подарок и ценится высоко. Это только мое мнение, основанное на собственном опыте и наблюдениях за своими клиентами и жизнью. Хорошие взаимоотношения с отцом дают человеку основательность, силу, поддержку, ощущение безопасности в жизни. Но не всегда человек, выросший в таких комфортных, тепличных условиях, способен в своей собственной жизни делать выбор и принимать серьезные решения.

Отсутствие отца или близких отношений с ним стимулирует и в мужчинах, и в женщинах поиск духовного пути, своего предназначения в жизни, высшей цели и миссии на Земле. Часто в лице мастера, гуру, учителя искатель истины неосознанно пытается найти своего когда-то ушедшего отца. Получить то, что должен был дать, но не дал родной отец.

Много подводных камней и трудностей в ходе воспитания детей возникает также, когда родители хотят дать своему ребенку больше, чем они на самом деле могут. При этом они смотрят не на сына или дочь, а на своих собственных родителей: «Вот если бы вы были другими!» А это означает: «Я лучше вас». В этом соревновании с родителями упускается нечто важное в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Конец ознакомительного фрагмента.