Почему дети нас не слушаются?
Дети, которым не хватает внимания
Избалованные дети. О гиперопеке, родителях-вертолетах, и не только!
Такие разные темпераменты
Детские кризисы. Как вести себя во время кризиса?
Причины непослушания, истерик и капризов
Многие считают, что у матерей доброе сердце, на самом деле во многих случаях у них слабые нервы.
Трехлетний ребенок получает от бабушки, живущей в другом городе, подарок на день рождения. Открыв бандероль, он видит, что это шикарный водяной пистолет, и, завизжав от восторга, бежит быстро наполнять его.
Его мама, однако, совсем не в восторге и набирает номер своей матери:
– Мама, ты помнишь, как мы доводили тебя до сумасшествия своими водяными пистолетами?
Из трубки раздается довольный голос бабушки:
– А то!
Дети, которым не хватает внимания
Четырехлетний Ванечка растет в многодетной семье. Мама и папа очень занятые люди. Папа много работает, и Ванечка видит его только по выходным. Мама ежедневно занята огромным количеством домашних дел, ведь у нее трое детей! Но времени на самих детей ей катастрофически не хватает, нужно постирать, погладить, убрать, отвести в садик, проверить уроки…
Ванечка – очень активный мальчик, но его энергия не находит разумного выхода. Предоставленный самому себе, он проводит время в истериках, криках и попытках еще сильнее извести и без того измученную маму.
Мама очень старается ему уделить внимание, но как это сделать в такой большой семье? Сначала она закрывала глаза на плохое поведение Вани, списывая действия сына на возраст. Потом истерики стали повторяться все чаще и сильнее. А когда Ваня взял за правило регулярно закатывать истерики в магазине по поводу покупки очередной машинки, мама и вовсе забеспокоилась.
Что же происходит с ребенком?
Чего не понимает или не знает мама?
В чем ошибка родителей?
Как помочь маме?
В 99 случаях из 100 виновником непослушания, непонимания, истерик и других сложностей в отношениях между родителями и детьми является не ребенок, а родитель.
Перепишите эти слова на большой лист бумаги и повесьте на видное место в вашем доме. Если ребенок вас не слушается, причина в вас, а не в ребенке. И разбираться необходимо именно в своем состоянии и поведении, а только потом думать, чем помочь ребенку. Как бы банально это ни звучало, но основная причина проблем с детьми связана с недостатком внимания.
Первая и главная причина непослушания детей – недостаток внимания!
Подумайте прямо сейчас, как часто вы обращаете внимание на своего ребенка, если он не кричит, не устраивает истерики, ведет себя так, как хотите этого вы?
Идиллическая картина выглядит следующим образом: дети во что-то играют, мама или папа занимаются своими делами. Эта ситуация прежде всего устраивает родителей. При этом детские попытки обратить на себя внимание («Мама, давай поиграем!», «Папа, пойдем погуляем!» и т. д.) – безуспешны. Остается единственный способ – непослушание! Как только ребенок начинает себя плохо вести, родители сразу же отвлекаются от своих важных и нужных дел и бросаются воспитывать дитятко.
Никто не утверждает, что надо проводить 24 часа в сутки с ребенком для того, чтобы он получил столько внимания, сколько ему нужно. Сегодня это практически невозможно: у родителей есть работа, порой не одна, домашние хлопоты, дела. Но даже занятость не помешает стать для своих детей человеком, который любит их при любых обстоятельствах, что бы ни произошло, который по-настоящему ценит и поддерживает в любой ситуации.
Для детей самое важное – чувствовать родительскую любовь. Растения нуждаются в солнце, чтобы жить. Также и наши дети тянутся к тем, кто искренне любит их и ценит. Поэтому если вы не на словах, а на деле покажете свою любовь, преданность, теплоту и заботу, они никогда не совершат поступка, который может вас огорчить. А в будущем, принимая важное решение, ребенок в первую очередь будут советоваться с вами, а не с друзьями.
Ошибочно думать, что с появлением ребенка жизнь взрослых никак не меняется. Напротив, меняется – и кардинально! Все, что раньше было на первом месте, уходит на второй план. На ближайшие 10–16 лет (а у некоторых все 20–25 лет) одной из ваших главных забот становятся дети.
Дети – это самая большая радость, но вместе с тем самая большая ответственность. Друзья, работа, мысли и убеждения, даже супруг или супруга могут приходить и уходить, дети же остаются навсегда! Самое сложное в воспитании и уходе за детьми – отказаться от многих занятий, которые были важны для вас раньше. Родительские обязанности отодвигают на второй план все, что расходует ваше время.
Многие супружеские пары, особенно те, что долго откладывали рождение ребенка, считают, что можно совмещать развлечения и хобби с воспитанием, что можно, как и прежде, вести активный образ жизни и быть прекрасными родителями.
Это глубочайшее заблуждение! Да, без детей вы могли путешествовать, общаться неограниченное время с друзьями и родственниками, заниматься любимым делом и прочее. Но когда появляется ребенок, наступает если не конец этому всему, то, по крайней мере, временное затишье. Это абсолютно нормально и естественно! Прежде всего вам нужно заниматься ребенком. Вы и только вы на 99 % влияете на его характер, развитие, чувства и эмоции, в целом на то, как сложится вся его будущая жизнь!
Каждый ребенок, и ваш не исключение, нуждается во внимании. Это прописная истина, но не многие родители это понимают.
Внимание со стороны родителей – такая же жизненная необходимость, как потребность в еде, сне и прогулках на свежем воздухе. Это неотъемлемая составляющая нормального роста и развития! Уделяйте ребенку как можно больше внимания каждый день, каждую свободную минуту!
Легко сказать, но трудно сделать! Да и как определить, когда внимания еще не достаточно, а когда – в самый раз? При разумном подходе найти эту грань несложно.
Родительские правила общения
Заведите привычку с сегодняшнего дня уделять каждому своему ребенку 15–30 минут времени в течение ближайших 90 дней. Не просто включить мультфильм и уйти на кухню, а прочитать сказку, вместе порисовать, полепить, приготовить еду, выслушать ребенка, рассказать о том, как прошел ваш день. Сходите в театр, кино, на каток, в парк. Сходите всей семьей! Вы сами не заметите, как эти ежедневные 30 минут кардинально изменят вашу жизнь и ваши отношения с ребенком! Вы будете испытывать неимоверное счастье и гордость за то, что делаете. Ведь только 15 % родителей выделяют 30 минут в день на общение со своим ребенком – станьте лучше многих других!
Планируйте свой день таким образом, чтобы вам хватало времени и на работу, и на семью. Отдавайте приоритет этим двум сферам вашей жизни, а уже потом занимайтесь остальным.
Самое важное, что у вас есть, – ваша семья и ваш дом. Проводите как можно больше времени дома со своими близкими. На работе главное – качество, дома – количество!
Всегда находите время для общения с детьми. Когда я еду с ребенком в машине, никогда не включаю магнитофон. Для меня намного важнее диалог с близким, чем любимая песня или новости по радио.
Когда ребенок хочет что-то вам рассказать, слушайте его внимательно.
Не делайте вид, что слушаете, а развернитесь к нему и физически, и душевно!
Отправляйтесь в отпуск всей семьей. Многие хотят отдохнуть от близких в отпуске, и в этом есть резон, усталость накапливается. Но чтобы дать друг другу отдых, достаточно сделать правилом два раза в неделю на 1–2 часа освобождать мужа (жену) от всех забот.
Проводите это время наедине с собой или для себя. Погуляйте, сходите с подругой в кафе, посетите бассейн, пройдитесь по магазинам и т. д. А отпуск проводите всей семьей!
Избалованные дети. О гиперопеке, родителях-вертолетах, и не только!
Шестилетний Алеша – поздний ребенок, разница в возрасте со старшей сестрой 18 лет. Дочь живет отдельно, и все внимание родителей сконцентрировано на долгожданном сыне. Естественно, ему позволяется буквально все, даже очевидно неполезные вещи. Например, он может подолгу смотреть мультики, отказываться от еды, ложиться спать, когда ему хочется, а не когда требует распорядок дня.
Чаще подобное поведение ребенка наблюдается при безразличии и попустительстве родителей. В нашем же случае каждый шаг Алешеньки опекается мамой, она охает и вздыхает, когда он показывает чудеса своеволия. Но никогда и ничего ему не запрещает, не делает внушений, не объясняет, что так поступать нельзя, и уж тем более не наказывает его! Ребенку покупают все, что он захочет, выполняют каждое его требование, порой очевидно абсурдное.
Подобный стиль родительского поведения и взаимодействия с ребенком называется «потворствующая гиперопека». Ребенок в нашем примере стал смысловым центром семьи, ее царем, кумиром и властителем дум.
Несколько раз мама бегала по двору и искала соседскую девочку, потому что Алеша соглашался обедать только при условии, что девочка расскажет ему сказку.
Вы спросите: а что же отец, где его мужское влияние на жену и сына? Отношение отца можно охарактеризовать как молчаливое попустительство. Ему жалко супругу, которая едва не потеряла ребенка при родах, и он терпит все происходящее. А разбалованный мальчик ведет себя без оглядки на взрослых, которые не являются для него авторитетом.
Основная характеристика описываемого типа дисгармоничных отношений «родитель-ребенок» – «тепличное» воспитание, избыточное участие в жизни детей, ограждение их от любых трудностей и неприятных эмоций, а также потакание их капризам и прихотям. Как правило, это бабушки и мамы, которые пассивно «зависают» над ребенком. Обозначим их как родители-вертолеты.
Тест «Избалован ли ваш ребенок?»
Существует десять признаков, по которым можно определить степень избалованности и безответственности ребенка. Отметьте то, с чем вы регулярно сталкиваетесь.
1. У ребенка систематически и спонтанно случаются истерики. Капризы перерастают в агрессию.
2. Ребенок требует мгновенного исполнения своих капризов и желаний, никого не слушает.
3. Ребенок не хочет убирать свои игрушки, а в более старшем возрасте – вещи по дому, отказывается от выполнения домашних дел.
4. Ребенок не делится ничем и ни с кем, может отбирать игрушки у других детей. В более старшем возрасте неуступчивость перерастает в жадность.
5. Ребенок немотивированно раздражается. Ему быстро надоедают собственные игрушки, требует игрушки, увиденные у других детей.
6. Ребенок игнорирует запреты. Если слышит слово «нельзя», начинает капризничать или становится агрессивным.
7. Ребенок непослушен, взрослые не являются для него авторитетом.
8. Ребенок осознанно ставит взрослых в неудобное положение. Таким образом, он пытается самоутвердиться, требуя исключительного отношения к себе как «к центру вселенной».
9. Ребенок не умеет играть в уединении, требует, чтобы возле него кто-то постоянно был.
10. Ребенок слушается взрослых только «за вознаграждение». Требует стимулировать свое послушание игрушкой, конфеткой.
Подведем итоги! Если в поведении вашего ребенка вы наблюдаете пять и более из перечисленных признаков, значит он избалован. Исправить ситуацию будет непросто, но в следующем разделе мы наметим главные шаги!
Причины потворствующей гиперпротекции
Для начала разберемся, чем обусловлено желание ограждать ребенка от всего тяжелого и неприятного? Психологические истоки гиперпротекции могут быть различными!
Собственный негативный эмоциональный опыт в детстве
Мама в родительской семье страдала от постоянных запретов, агрессии, невнимания взрослых. Бессознательно она хочет оградить своего ребенка от тех переживаний, которые испытывала когда-то в детстве сама.
Реальная угроза потерять ребенка
Травма, серьезная болезнь ребенка вызвала у родителей сильный страх потери. И даже после того, как опасность миновала, этот страх не был преодолен.
Долгожданный, единственный или поздний ребенок
Желание иметь ребенка, которое долго не реализовывалось по объективным причинам, привело к гиперценности рожденного малыша, к его идеализации. Накопленный душевный пыл направляется на долгожданное чадо. Про подобное отношение к ребенку часто говорят «слепая любовь».
Чувство вины
Если ребенок родился не совсем здоровым и уступает сверстникам в росте, в физическом или психическом развитии, гиперопека может быть связана с чувством вины: «Я что-то не то делала во время беременности, я виновата в том, что он родился больным». И мама своим отношением хочет компенсировать нанесенный «вред». Чувство вины перед ребенком может возникать и по другим причинам.
Гиперопека возникает, если родители испытывают негативные переживания, связанные с ребенком: страх, нереализованная потребность. Гиперопека препятствует гармоничному воспитанию и созидательной любви.
Почему вредно становиться родителем-вертолетом?
Любое дисгармоничное воспитание приводит к тому, что у ребенка формируются те или иные негативные черты, мешающие ему стать полноценной, счастливой личностью и найти свое место в обществе. Потворствующая гиперпротекция не исключение. И если родители придерживаются подобного стиля воспитания, это сильно искажает личность ребенка и формирует в нем патологические черты, непригодные для жизни в обществе.
Для человека, выросшего в атмосфере обожания, потворства и восхищения, характерна концентрация на самом себе, у него завышенный уровень ожиданий. У окружающих он ищет восторженного интереса, к которому привык в семье.
Попадая в детский коллектив, такой ребенок стремится быть в центре внимания, ему свойственны черты лидера, что само по себе неплохо. Но эгоизм и самомнение портят картину, и детский коллектив такого ребенка не принимает. На неприятие маленький ребенок реагирует эмоциональными срывами и истерикой. В подростковом и юношеском возрасте, когда роль сверстников многократно возрастает, можно ожидать попыток суицида.
Ребенок не способен принять отношение к себе, отличное от установленного в его семье. В лучшем случае конфликт своих притязаний и реального положения дел он решает двумя путями: по возможности избегает участия в коллективных отношениях или пробует «купить» внимание к себе доступным способом.
Помните нашего шестилетнего Алешу, маминого любимца? В случае с Алешей «покупка внимания» нашла буквальную реализацию: мальчик обнаружил место, где родители хранят деньги, вынес приличную сумму во двор и раздал детям!
Исправляем ситуацию!
Мы пришли к тому, что потворствующая гиперопека в основе своей имеет психологические проблемы родителей. Если вы выявляете у себя подобную модель поведения, подумайте, какие проблемы испытает ребенок, когда придет время социализироваться – в детском саду, в школе и во взрослой жизни…
Осознайте, что на кону счастливое будущее любимого малыша, чтобы исправить очевидные промахи в воспитании! С чего следует начать, сейчас разберемся!
В жизни ребенка должны быть определенные запреты и ограничения!
Научитесь запрещать ребенку все, что вредно для него или противоречит общественным нормам. Ваш малыш должен понять, как можно поступать и как нельзя. Сформируйте в нем это представление! Прежде всего это важно для его физической безопасности и здоровья. А также для психологического комфорта ребенка, его спокойствия, уверенности и уравновешенности. Согласитесь, ведь в семье и обществе, которые живут по определенным правилам, гораздо спокойней жить!
Например! Ребенок должен четко понимать, что родители – главные члены семьи, их нужно слушаться. Казалось бы, это базовая вещь, но для семьи с потакающей гиперпротекцией характерна как раз противоположная установка.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ощущал под ногами твердую почву, а не ту зыбкую ложную опору, которую вы создаете ему тепличным воспитанием, постарайтесь измениться и принять необходимость ограничений в жизни ребенка.
Нельзя трогать горячий утюг.
Нельзя лезть в мусорное ведро.
Нельзя засовывать что-либо в розетки.
Нельзя выбегать на дорогу.
Нельзя обижать людей и животных (драться, плеваться, бить, кричать).
Нельзя выходить на балкон без взрослых.
Нельзя ползать по асфальту.
Нельзя брать деньги без спроса.
Обозначение собственных границ
Вы должны научиться обозначать собственные границы и потребности без ощущения вины. «Сынок, я хочу почитать книгу, порисуй сам!» «Папа читает газету, давай будем вести себя тише» – такие слова невозможно услышать в семье, где «обожествляют» ребенка, закладывая тем самым почву для его эгоцентризма.
Ребенок, выросший в атмосфере с потакающей гиперопекой просто не понимает, что у других людей тоже существуют чувства, желания, что они могут заболеть или устать. Именно поэтому в дальнейшей жизни его будет отторгать любой коллектив, в который он попадет.
Смысл «собственных границ» заключается в том, что это вы должны управлять ребенком, а не он вами! По отношению к родителям ребенок любого возраста должен придерживаться определенных правил поведения. Наша задача состоит в том, чтобы ввести эти новые правила и не поддаваться детским попыткам переломить ситуацию в свою пользу.
Например, вам стоит выделить для себя определенное время, в течение которого никто не должен вас беспокоить. Пусть всего 30 минут, но это «только мамино время». И в отношении других членов семьи надо «узаконить» право на отдых, тишину, внимание, заботу.
Первый шаг в устранении последствий гиперопеки – установка запретов, второй шаг – определение личных границ родителей. Это два важных условия для структурирования жизни ребенка, формирования у него чувства ответственности за свое поведение и внимания к окружающим.
Поощряйте самостоятельность!
Ребенок-«царь» привыкает к тому, что за него все делают взрослые.
Помните кадры из старого фильма-сказки, где пухлощекого великовозрастного царевича кормят кашей мамушки и тетушки? По сути, это форма тотальной власти над ребенком, ведь без близких он беспомощен, слаб, неуверен в себе, нуждается в них, как в воздухе. Без преувеличений – это преступно по отношению к ребенку!
Если вы встали на путь исцеления, постепенно учите ребенка проявлять самостоятельность. Поощряйте его в том, чтобы он сам себя обслуживал в соответствии с возрастными нормами, помогал по дому, ухаживал за домашними животными. Позволяйте ему делать самостоятельно работу, с которой он может справиться. Но оказывайте ребенку помощь только там, где необходимо!
Такие разные темпераменты
Темперамент – что это такое? Всем известно слово «темперамент», однако совсем немногие точно могут определить его значение и роль в поведении человека. Родителей еще в роддоме следует просвещать о различии в темпераменте детей. Ведь очень часто первые конфликты начинаются именно из-за разности темперамента родителя и ребенка.
Иногда родители путают понятия «темперамент» и «характер». Кто-то считает, что и то и другое не поддается корректировке, а кто-то, наоборот, берется исправлять и темперамент, и характер.
Чтобы не было недоразумений, нужно запомнить несколько постулатов:
Темперамент – это врожденное и неизменное строение нервной системы.
Темперамент не может со временем стать другим, точно так же как не может измениться сама по себе форма вашего носа.
Темперамент – вещь сугубо индивидуальная. У каждого человека есть свой набор черт определенного темперамента.
Характер же, наоборот, можно корректировать различными способами, хотя он и обладает определенной направленностью.
Чтобы понять разницу характера и темперамента, представьте детскую игрушечную пирамидку. Ее стержень – это темперамент. Он всегда одинаковый. А разноцветные диски, которые мы нанизываем на стержень – это черты характера. Их можно нанизать в определенном порядке или произвольно. Последовательность черт и даст нам характер, который мы хотели бы заложить в ребенке.
Представление о различных типах темперамента поможет вам избежать ошибок в воспитании, вам будет проще понять ребенка. Ведь именно темперамент задает поведение: как ребенок ведет себя в обществе, как играет, учится и т. д. Не пытайтесь изменить темперамент ребенка, постарайтесь изучить его и принять! Родителей, стремящихся изменить темперамент своих детей, ждет неудача: в условиях неоправданного давления ребенок начинает капризничать, проявляет непослушание, упрямство, тревожность.
Как правило, если мама с ребенком имеют одинаковый темперамент, то они легче находят общий язык. Проблемы же возникают тогда, когда взрослые требуют от детей того, на что дети не способны в силу своего темперамента. Поэтому будьте внимательны, в этом случае взрослому приходится подстраиваться под ребенка.
Различие темпераментов родителей и детей очень часто становится причиной конфликтов.
Как избежать конфликта при разнице темпераментов
При разговоре с ребенком следите за темпом и интонацией своей речи. Они должны подходить к темпераменту малыша, особенно если он капризничает. Родителям эмоциональных детей нужно научиться контролировать свои эмоции – не кричать, проявлять терпение. Важно не что вами сказано, а как это сказано! Одна и та же фраза может вызвать разные эмоции у детей с различным типом темперамента.
Соотносите темп своих движений с темпом движений малыша. Если ребенок медлителен, лучше не делать торопливых резких движений.
Помните, что в природе почти не встречается людей с чистым, то есть с одним выраженным темпераментом. Почти всегда в одном и том же человеке сочетаются черты разных темпераментов.
Не забывайте, что многие конфликты связаны с несовпадением типа темперамента малыша и взрослого. И только чуткое отношение к ребенку поможет разрешить все противоречия.
Определяем тип темперамента!
Для определения темперамента разработано множество тестов. Родители, не будучи профессиональными психологами, всегда могут применить базовые тесты ко всем членам семьи. Проведем тестирование по возрастным категориям детей!
Тесты для самых маленьких
Можно определять темперамент у самых-самых маленьких детишек, которые еще не заговорили. Для таких малышей я использую самый доработанный мною тест Н. Л. Крыловой. Выполняем его в таком порядке.
1. Нарисуйте на листке бумаги горизонтальную и вертикальную линии в виде креста.
2. Правые квадраты характеризуют общительность, левые – замкнутость. Верхние квадраты – эмоциональная неустойчивость, нижние – эмоциональная стабильность.
3. Теперь, вспоминая черты ребенка и ваше с ним взаимодействие, надо определить, в каком квадрате находятся преобладающие критерии. Если ваш ребенок общительный, то отмечаем точку справа на прямой «замкнутость/общительность», если же необщительный, замкнутый – отмечаем слева.
4. Аналогичным образом закрепляем на рисунке эмоциональную устойчивость, оцениваем, насколько ребенок стабилен или нестабилен в эмоциональном плане.
5. Проводим прямые линии через точки и смотрим, в каком квадрате они пересекаются. У каждого получится свой квадрат, определяющий темперамент:
• замкнутость и эмоциональная неустойчивость (верхний левый квадрат) – меланхолик,
• общительность и эмоциональная неустойчивость (верхний правый) – холерик,
• общительность и эмоциональная устойчивость (нижний правый) – сангвиник,
• замкнутость и эмоциональная устойчивость (нижний левый) – флегматик.
Тесты для младших школьников
Для детей постарше (дошкольники и школьники до 10–12 лет) проведем небольшой тест по буквам. Возьмите ручку и бумагу, на которой будете записывать ответы на вопросы, соответствующие поведению ребенка.
Вопрос № 1. Как обычно ребенок реагирует на замечания родителей, воспитателей и учителей?
А) обещает и клянется, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок;
Б) злится, возмущается и в итоге поступает по-своему;
В) спокойно признает свою вину;
Г) обижается, легко расстраивается и плачет.
Вопрос № 2. Как ваш ребенок поступает в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий?
А) его мгновенно охватывает азарт;
Б) действует быстро и энергично;
В) ведет себя спокойно и сосредоточенно;
Г) действует нерешительно, робко.
Вопрос № 3. Какой поведенческой линии придерживается ребенок в споре со сверстниками?
А) активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужие мнения;
Б) горячится, раздражается, никого не хочет слушать;
В) говорит уверенно, но без лишних эмоций; последователен в изложении своих мыслей;
Г) ведет себя очень нерешительно.
Вопрос № 4. Как ваш ребенок ведет себя, оказавшись в неизвестной обстановке, в новом месте? Например, в гостях, в кабинете у врача.
А) быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведет себя оживленно, проявляет интерес к окружающему;
Б) быстро возбуждается, иногда или часто нервничает;
В) спокойно присматривается к непривычной обстановке;
Г) робеет, стесняется, нерешителен, скован.
Теперь расшифруем результат по преобладающему варианту ответов.
Преобладание буквы «А» говорит о том, что ребенок ближе к сангвинику, «Б» – к холерику, «В» – к флегматику, «Г» – к меланхолику.
Но не забывайте, что темпераменты в чистом виде встречаются редко. Чаще всего имеет место смешение различных черт и образование промежуточного типа. Хотя даже в таком случае всегда уловимы наиболее яркие свойства. Именно на них стоит акцентировать внимание.
Очень важно знать не только темперамент ребенка, но и свой собственный, и темперамент других членов семьи. Осведомленность существенно облегчит налаживание отношений, вы начнете понимать настроения и чувства ваших детей и остальных членов семьи, перестанете предъявлять к ним завышенные требования.
Чаще всего мы имеем дело со смешанными темпераментами. Например, активная и общительная девочка, смесь холерика с меланхоликом, может быть склонна к истерикам и приступам пессимизма.
Об одном очень активном, но не контактном мальчике родители отзываются так: «Дома бешеный, а на людях очень стеснительный. Любит побеждать, а когда проигрывает, закатывает истерики».
И я тоже очень выраженный холерик. И я очень активна, иногда моя энергия переходит в агрессию. Потому что если холерики не находят выражения своей энергии в позитивном ключе, они всегда переводят ее в агрессию. С другой стороны, у меня есть и черты меланхолика, и свойственная ему ранимость: чуть что, и начинаю рыдать.
Для самых больших детей существует тест-опросник Айзенка, содержащий более ста вопросов, в укороченном варианте – пятьдесят с небольшим. При необходимости вы можете найти опросник в Интернете.
Конец ознакомительного фрагмента.