Вы здесь

Малый бизнес: с чего начать, как преуспеть. Часть 1  (Артем Медведев, 2011)

Часть 1

Глава 1

Почему почти каждый может стать предпринимателем?

Здравствуйте, меня зовут Артем. В настоящее время я владею несколькими компаниями. Одна занимается продажей стройматериалов. Вторая – производством уличной мебели (скамейки, урны и прочее). А третий бизнес сезонный – зимой я заливаю каток, а летом на этом месте работает парк аттракционов. Кроме того, сейчас вместе с напарниками мы открываем автосервис, но еще неизвестно, что из этого выйдет. Я стал победителем престижного в нашем субъекте Федерации конкурса «Лучший предприниматель 2008» в номинации «Лучший молодой предприниматель». Так вышло, что еще в детстве я почему-то любил зарабатывать деньги. И делал это в меру своих возможностей: сдавал пустые пивные бутылки, продавал жвачку одноклассникам, даже вместе с братом организовал прокат нашего велосипеда за вкладыши от жвачек. Сейчас это кажется удивительным, но два ребенка из младших классов занимались тем, что называется «предпринимательская деятельность», и, стоит сказать, достигли впечатляющих успехов – наш общий капитал составлял более 700 вкладышей! Мы запросто могли считаться богачами в своем дворе!

Как вы знаете, в Советском Союзе предпринимательство было официально запрещено – впоследствии я не раз встречался с людьми, которые имели судимость за «спекуляцию», в том числе «валютными ценностями». Сейчас это кажется дикостью – посмотрите вокруг: на каждом шагу магазинчики, кафе, банки и пункты обмена валют, и никто не сидит за это! Напротив, государство официально заявляет: мы заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса! Как все поменялось! Отрадно, что в СССР прошло только мое детство, потому что иначе сидел бы сейчас в тюрьме. Кстати, как ни странно, но многие мои друзья рассказывают, что в детстве тоже использовали разные возможности заработать – кто-то продавал старые учебники, кто-то играл на вкладыши или фишки, кто-то выносил мусор из дома или заправлял кровать за небольшую плату от родителей. Почему у детей так сильно развит этот навык? Почему они так хорошо знают, как именно зарабатывать деньги? Вы никогда не задумывались над этим? И почему же тогда так много взрослых людей работают в качестве наемных работников? Интересные вопросы, не так ли? Отличный повод покопаться в себе.

На самом деле, почему в детстве у многих так развито чутье на выгоду, а большинство взрослых боятся вести дела самостоятельно? Возможно, причина в системе образования – она готовит наемных работников: учителей, врачей, инженеров, служащих. Учиться очень важно, это неоспоримо, но также сложно оспорить и то, что в школе поощряется послушание, спокойное поведение (сидеть на уроках надо тихо), и в школе нельзя быть «не как все». К слову, и в институтах точно такая же картина. Учимся мы все подолгу – сперва десять лет в школе, потом еще пять в университете. За эти годы человек привыкает быть послушным. Остается признать тот факт, что в нашей стране, как и во всем остальном мире, государственная система образования готовит послушных наемных работников. Поэтому и выходят из школ и институтов в основном люди, которые стремятся найти стабильную работу. Это не плохо и не хорошо, об этом уже писали и говорили много-много раз, что есть, то есть, и с этим не поспоришь. Но вот что я хочу отметить: ведь из-за того, что люди учатся быть наемными работниками, решение начать свое дело дается им, как правило, очень тяжело! Из этого можно сделать вывод: если вы хотите, чтобы ваш ребенок впоследствии занимался бизнесом, надо с детства прививать ему соответствующие навыки. Поощрять его мелкие заработки, приучать к труду и усердию, устраивать на лето в лагеря труда и отдыха, вместе работать на приусадебном участке. Удивительно, но дети очень быстро схватывают, что такое сдельная оплата труда (работая, например, на сборе фруктов в Краснодарском крае).

Итак, в этой главе мы поговорим о моральной и психологической подготовке к ведению бизнеса.

Лично я, прежде чем зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, испытал такие муки разума, что словами и не передать! Почти три года готовился я к открытию своего бизнеса, а когда нащупал идею, еще шесть долгих месяцев никак не мог решиться уволиться с работы. Так что, если вам давно не дает покоя мечта стать бизнесменом, но отважиться вы все еще не можете, это нормально! Так и бывает! Можно сравнить это состояние с беременностью. Сначала вы понимаете, что произошло «зачатие» – идея открыть свое дело прочно засела в голове, вы уже не желаете работать по найму, и мысли только об одном! Но пока окружающие этого не замечают. В течение долгого времени вы копаетесь в Интернете, узнаете что-то через знакомых, обдумываете. Можно точно сказать, что голова ваша просто кипит от умственной работы. Многое непонятно, еще большее вас просто пугает! Как платить налоги? Где найти толкового бухгалтера? А если люди не будут к вам ходить и делать покупки? Где взять товар, где найти денег? Вы начинаете изучать «Желтые страницы», «Бизнес-мир», ищете в Сети предложения и даже робко отправляете несколько писем по электронной почте, чтобы узнать, сколько стоит товар или оборудование. Спустя какое-то время вы понимаете, что вам нужен партнер, – этот момент можно сравнить с появлением животика у беременной женщины! Вы выставляете свою идею на обозрение всего мира и при этом чувствуете себя несколько неловко, ведь теперь все видят – вы «беременны»! Вернее, вы хотите начать свое дело. Одни поздравляют и поддерживают, другие, напротив, говорят, что у вас ничего не получится. Кто-то дает советы, кто-то указывает на ваши просчеты. Но если окажется, что недочетов в вашей идее набралось приличное количество, это еще не повод пугаться и откладывать дело. Хотя стоит признать, что на этом этапе обычно и «захлебывается» порыв у большинства начинающих предпринимателей. На самом же деле вместо того, чтобы отказаться от идеи, ее нужно всего-навсего доработать! Да, придется принять какие-то неудобные решения, чем-то пожертвовать (например, отказаться от того, чтобы нанять своих же друзей к себе в фирму, так как вы не сможете платить им хорошую зарплату в самом начале, и вам придется искать человека со стороны).

Самое сложное – это «родить». То есть начать. Не скрою, в первый раз придется помучиться, побегать, истратить немало нервов – аренда, регистрация, первые дни работы, когда клиентов еще мало или нет вообще, и вам страшно, а вдруг дело не окупится? Друзья и родственники начинают интересоваться, как все получилось? Это похоже на вопросы, которые задают молодой матери: «Ну что, как ребенок? Мальчик, девочка? Весит сколько? В кого пошел?» Только предпринимателя спрашивают: «Ну что, работаете? Как клиенты? Ходят? Выручка-то есть?»

И лишь спустя несколько лет, когда ваш «ребенок», ваше дело, подрастет, окрепнет и станет приносить доход, вам полузавистливо будут говорить: «О, я смотрю, дело-то идет?! В новый офис переехали, ты машину прикупил новую! Молодец ты, бизнес вот ведешь, а я все никак не могу начать…» Родители тоже часто слышат: «Ой, какой хороший сынок! Какой большой уже стал! Вон как маме и папе помогает! А мы тоже через годик собираемся ребенка заводить…»

Я знаю, что часто решение начать свое дело принять очень сложно. А открытие первого бизнеса порой оказывается таким тяжелым делом, что у вас даже опускаются руки. Но это вполне естественно. Вас же не учили в школе, как открывать парикмахерскую или магазин одежды! Поэтому вам многое непонятно. Когда вы в первый раз сели за компьютер, вам тоже было непросто разобраться, что к чему. Или когда вы учились в автошколе – в самом начале каждый успевал подумать: «Я никогда не выучу все эти правила!» А теперь вы прекрасно работаете на компьютере и запросто водите автомобиль. Так что, если вы, открывая свой бизнес, падаете духом, – соберитесь! Выпейте горячего чая с шоколадкой, отдохните и продолжайте работать дальше. У вас непременно все получится, если вы сейчас не остановитесь.

Если же вы только планируете заняться бизнесом, но вас пугают обилие сложностей, путаница в законах, акулы-конкуренты, то вот что я на это скажу. Вам предстоит долгий путь и по времени, и по дистанции. У кого-то он занимает год, у кого-то больше. Но если в течение одного-трех лет вы не бросили свой бизнес и продолжаете им заниматься, вы уже никогда его не оставите. Значит, у вас уже получилось и вы теперь предприниматель. Так вот тем, кого пугает этот путь в предпринимательство, я хочу задать вопрос: скажите, если вам предстоит преодолеть дистанцию в сто метров, сможете ли вы ее пройти за один шаг? Я не знаю ни одного человека, который был бы на это способен. Хотя сама по себе дистанция не сказать, чтобы уж очень большая, тем не менее вряд ли кому-то удастся ее преодолеть, сделав всего один или даже два, три, четыре шага. Зато я знаю очень многих людей, которые пройдут ее за сто или сто двадцать шагов. И вы тоже их знаете. И, кстати, являетесь одним из них. Значит, хоть стать предпринимателем непросто, это под силу почти каждому человеку! Если вы можете пройти стометровку за сто или сто двадцать шагов, то что мешает вам точно так же предпринять некоторые действия и реализовать свои задумки в области бизнеса? Конечно, в результате может оказаться, что ваша первоначальная идея была плоха и вы будете заниматься совершенно не тем, чем рассчитывали, но это обычная практика. Лично мне не раз приходилось менять свои планы. Например, когда вместе с партнерами мы искали место под ледовый каток, то сперва рассчитывали занять огромный пустырь вблизи оживленной улицы (представляете, какой поток посетителей был бы у нас!), но вышло так, что земля была отведена под иные нужды, и мы открыли каток неподалеку – во дворе школы. Тем не менее впоследствии я был рад, что тот пустырь оказался занят – мы столько времени и денег потратили на переоборудование пришкольного стадиона (который, в принципе, и ровный, и огороженный, и даже столбы освещения на нем были) под открытый ледовый каток, что просто не потянули бы затраты на организацию катка «с нуля» на неподготовленной площадке (без света, без раздевалок, с неровной поверхностью). И это нормальное явление – жизнь неизменно вносит свои поправки даже в самые гениальные и проработанные идеи.

Так почему же до сих пор люди в большинстве своем боятся самостоятельности, боятся лично управлять своим временем и деньгами и позволяют это делать государству, работодателю, рекламе? Наверное, кто-то все же хотел бы изменить свою жизнь и взять ее под свой контроль, но не знает, как это сделать. В самом деле, в школе же не учат принимать такие решения, в школе изучают физику, биологию и химию. Вот поэтому я решил написать книгу, которая помогла бы тем, кто хочет, но боится решиться или не знает, с чего начать свое дело. Книг по бизнесу, с одной стороны, много. Но с другой стороны, в основном это книги по отраслям – менеджмент, бухгалтерия, налоговое право, управление персоналом. Немало просто пустых книг, от которых возникает ощущение, что автору плохо заплатили, а он в ответ плохо написал. Читаешь их, а там никакой конкретики! Лично мне в свое время очень не хватало книги, которая давала бы, с одной стороны, нужный эмоциональный настрой, а с другой – конкретные советы по каждому шагу в бизнесе. Помню, что из всех книг по бизнесу мне особенно понравились книги Р. Кийосаки – может быть, потому, что он, в отличие от большинства авторов, не являлся теоретиком или консультантом, а сам сперва организовал несколько компаний, а уж потом написал, как это сделал и что ему помогло. Но, черт возьми, там написано про Америку, а не про Россию! Кроме того, в России так быстро меняется ситуация с законами, что некоторые хорошие книги середины-конца 1990-х сегодня уже неактуальны – правила изменились! Так что практического пособия по ведению бизнеса в России, можно сказать, нет! Эта книга – переложение личного опыта. Все, о чем здесь написано, я пережил сам, а не прочитал в другой книжке. В этом главная ее ценность: как вы знаете, знать дорогу и пройти по ней – это, что называется, две большие разницы. В книге вы найдете множество полезной информации о тех важных мелочах, о которых не пишет ни один автор-теоретик, который преподает экономику в вузе. Как закрыть фирму, если вы проиграли в суде и должны заплатить кучу денег? Как можно без дополнительной оплаты вносить исправления в документы, которые заверяет нотариус? Почему можно самостоятельно устанавливать сумму уплачиваемых вами налогов? Как покупать автомобили и земельные участки за 50–60 % от их рыночной стоимости? Как покупать другие компании? И, наконец, как же на самом деле ведется бизнес в России и можно ли быть богатым, оставаясь при этом честным человеком?

Мне приходилось лично сталкиваться с каждой проблемой из описанных в этой книге: все, о чем я пишу, я испытал на собственной шкуре! Регистрацию, наем персонала, притязания налоговых органов, судебные разбирательства с другими фирмами. Ко мне приезжали с претензиями сотрудники ФСБ и прокуратуры, на мою компанию было открыто исполнительное производство в службе судебных приставов. Мне пришлось продать свою машину за долги компании. Но я и зарабатывал по нескольку сотен тысяч рублей за месяц, объезжал всю Россию от Смоленска до Хабаровска. Я гонял машины из Москвы на Урал для перепродажи. Мне довелось побывать в Китае. Я долго жил и работал в Нью-Йорке, где и выучил английский язык. И, конечно же, меня отчислили из института, потому что на парах я писал бизнес-планы, вместо того чтобы конспектировать лекции. Все эти удивительные события случились до того, как мне исполнилось 24 года, и их на самом деле было много. Мне кажется, мой опыт может быть полезен другим.

Глава 2

Что такое бизнес и чем он не является

Бизнес начинается вовсе не с регистрации ИП (индивидуального предпринимателя) или ООО (общества с ограниченной ответственностью). Многие книги по бизнесу грешат тем, что фокусируются именно на этом этапе. А ведь прежде чем пойти в налоговую инспекцию, начинающий предприниматель проделывает колоссальную работу. Он ходит по городу, встречается с людьми, читает газеты, а его мысли привязаны к будущему делу. Он ездит в автомобиле и постоянно обдумывает свою идею. Совсем непросто организовать бизнес! Это требует полнейшей самоотдачи: на некоторое время вы забываете обо всем и сосредоточиваетесь на таких проблемах, как аренда, поиск товара, выбор места, реклама, выкладка, персонал, налоги. Так что тот, кто считает, что бизнес начинается с регистрации ИП или ООО, заблуждается, ведь регистрация – это уже, можно сказать, реализация бизнес-проекта, но никак не его начало. Бизнес зарождается в голове – в уме постепенно вырисовывается его образ. Я уверен, что благосостояние человека, его судьба зависят от того, умеет ли он обдумывать свою жизнь, представлять свое будущее. Какой образ своего будущего вы формируете, того вы, по сути, и достигаете потом! А тот, у кого нет ясной картины, идет в никуда. Он ни к чему не стремится, поэтому и не добивается ровным счетом ничего. Его жизнь обыденна: в ней есть работа – «ни то ни се», есть друзья, которые на самом деле не друзья, а «так себе» – знакомые, приятели. Он живет скучно, так, как привык, как научили его родители, как живут друзья, как принято жить. К сожалению, таких большинство. В этом отношении у состоявшегося предпринимателя жизнь больше похожа на сказку, где волшебник взмахивает волшебной палочкой и его желания исполняются. Принял решение купить автомобиль – купил. Принял решение реализовать, например, идею пиццерии – появилась в районе новая уютная пиццерия. И так далее.

Почему предприниматели так сильно отличаются от других людей? Потому что они умеют преодолевать общее течение и не разделяют стремлений большинства только лишь к хорошей работе, кредитной машине, квартире в ипотеку и шопингу в выходные. Они вырываются из общего потока. И становятся сильными – настолько сильными (в моральном плане), что могут поставить себе цель и спокойно достичь ее. Попробуйте поплыть против течения реки? Непросто, не так ли? Про того, кто успешно плывет как по течению, так и против, можно сказать, что он сильный. И значит, у него хватит энергии приплыть туда, куда он захочет. Решил плыть к берегу – значит, к берегу. Решил обратно – значит, обратно. Но дело в том, что в этом заплыве никто не объясняет правил и выбирать направление нужно самому (например, к берегу). Однако вы же не знаете, этот ли берег вам нужен? Так и в жизни: никто ведь не объясняет нам законы, по которым устроена жизнь?! Поэтому всегда присутствует определенный риск: делаете что-то, и кажется, правильно делаете. А потом оказывается, что совсем не тем вы занимались. Или же в бизнесе: думаете, что идея верная, с ее помощью можно заработать, и бизнес будет прибыльным. Но никто этого не знает наверняка. И именно поэтому бизнес по праву считается рискованным занятием. Каждый из нас очень сильно рискует, открывая свое дело. Поэтому, когда начинающий предприниматель только еще обдумывает детали своего бизнеса, ему очень нелегко. Мысли роятся в голове, уверенность сменяется сомнениями. Идет напряженная умственная работа – вот с этого-то и начинается бизнес. С уверенностью заявляю об этом, и любой человек, который когда-то все начинал впервые, согласится со мной.

Что может помочь такому начинающему предпринимателю? Давайте обсудим.

Выражение «заниматься бизнесом» понимают по-разному. Можно подать заявление о регистрации в качестве ИП или ООО, получить свидетельство, но деятельность не вести – в этом случае де-юре вы занимаетесь бизнесом! Просто вместо отчетов о полученных прибылях или убытках вы будете сдавать «нулевки» (нулевые декларации). Можно не регистрировать ничего, но при этом торговать на рынке молоком, картошкой, цветами или ягодами. В этом случае де-юре вы не можете называться предпринимателем, но де-факто это и есть самый настоящий бизнес (пусть и маленький). А еще бывает так, что под этим выражением понимают дорогие машины, шикарные офисы, сексапильных секретарш, разборки и многомиллионные контракты. Это, друзья, киношный бизнес. И к реальной предпринимательской деятельности он имеет малое отношение.

Реальный бизнес похож на марафонский бег или на лыжную гонку, когда вы бежите дистанцию в 30–40 километров. Многие считают, что делать бизнес – это значит заключить выгодный контракт, сразу заработать несколько миллионов долларов и больше никогда в жизни не работать. Если проводить аналогию со спортом, это похоже на то, как будто вы сразу выиграли бой за звание чемпиона мира в супертяжелом весе: покрасовались на ринге, нанесли несколько эффектных ударов, и вот, вы уже чемпион с чеком на солидную сумму. Давайте вернемся на землю: бизнес – это забег на длинную дистанцию. Вы бежите долго и изнурительно, экономите силы, отдыхаете на спусках, напрягаетесь на подъемах, смотрите, можно ли незаметно срезать (налоги, например). Так же справедливо сравнение с беговыми лыжами – я сам заядлый лыжник, и каждый раз, катаясь, нахожу все новые аналогии. Бизнес не всегда бывает простым и легким, гораздо чаще вам приходится преодолевать свою усталость, вы падаете, вам тяжело в первое время. Когда я в первый раз встал на лыжи, то с огромным трудом прошел дистанцию в 2 километра. Теперь, пять лет спустя, моя средняя дистанция составляет около 20 километров. Если вы еще не бизнесмен, но хотите узнать, как это – вести свой бизнес, я предлагаю вам следующий простой и действенный метод. В ближайшие выходные встаньте на лыжи и попробуйте проехать сразу 5 километров. Постарайтесь запомнить ощущения, которые вас посетят, – то же самое будет и в начале вашего дела. Вам будет хотеться все бросить, казаться, что это тяжело. Вы будете думать, когда же это закончится. Но наградой вам станет опыт, возможно, даже прибыль. Главное: чем дольше вы ведете свое дело, тем проще его вести! Как и в спорте, мастерство приходит только с опытом. Эти 20 километров, которые я пробегаю за раз сейчас, даются мне без видимого напряжения. Я привык к ним! И вы точно так же привыкнете самостоятельно вести свои дела и быть успешным человеком.

Итак, вести бизнес – непростое занятие, требующее выносливости и терпения. Это не многомиллионные контракты, в мгновение ока делающие вас богачом, а забег на длинную дистанцию.

Ниже приведен рассказ молодого предпринимателя Евгения Соболева, владельца компании «Light Pack», о его бизнесе:

– Меня зовут Женя, мне двадцать четыре года. Я родился и прожил большую часть жизни в Ижевске. Предприниматель, в бизнесе недавно, около двух с половиной лет. В 2006 году я вместе с несколькими товарищами стал заниматься изготовлением упаковки (в основном это пакеты, пластиковые и бумажные). Мы изготавливаем дорогие пакеты премиум-класса, их вы можете увидеть на выставках, презентациях, в них вам упакуют раздаточный материал. Особенно дорогими получаются бумажные пакеты, не каждая компания может себе это позволить. Тем не менее клиенты у меня есть, какую-то долю на этом рынке я занимаю. Я не особо люблю себя хвалить, однако моими услугами пользуются некоторые из тех бизнесменов, которых у нас называют «олигархами».

– Как ты решил заниматься бизнесом?

– В течение нескольких лет я работал в республиканском фонде поддержки малого предпринимательства. Нельзя сказать, что я осознанно сделал выбор работать именно там. Но мне это очень пригодилось: я увидел, как на самом деле живут предприниматели, у меня появилось много знакомых из этой среды. Помню, меня поражало, как люди бывают «заражены» своим бизнесом, с каким энтузиазмом они ведут его. Впечатляла и материальная составляющая – я имел доступ к цифрам, к бухгалтерии, поэтому не понаслышке знал о перспективах, которые дает ведение своего бизнеса. В фонде поддержки у меня была довольно большая для студента зарплата, был даже свой кабинет, тем не менее я ушел оттуда. У меня всегда было стремление к независимости, еще с детских лет. И вот оно-то и перевесило.

– И как ты решил заниматься именно изготовлением упаковки?

– По образованию я дизайнер, специалист по компьютерной графике, окончил местный технический университет. Но целыми днями сидеть за компьютером и дизайнерить – это не мое! Я физически не могу несколько часов сосредоточиваться на чем-то одном и находиться без движения. Так что я не стал исключением из правила – выбрал сферу деятельности, не совпадающую с квалификацией по диплому. Мы провели мозговой штурм с друзьями, помню, нашли по крайней мере три бизнес-идеи, которые нам тогда показались перспективными. Мозговые штурмы проходили порой в клубах, под пиво, тогда казалось, что идеи гениальны и мы быстро разбогатеем! Теперь я понимаю, насколько сырыми были наши тогдашние задумки. Сейчас я занимаюсь не совсем тем, о чем мы мечтали тогда. Да – реклама. Да – материалы для рекламы. Но тогда я не думал, что это будут именно пакеты. Не тот сегмент, как видите. И цифры оказались другими – мы думали, что заработаем гораздо больше! Мы рассчитывали заработать полтора миллиона уже к концу первого года работы.

– Твои родители – богатые люди?

– Нет. Я родился в простой семье. Правда, окончил одну из самых престижных школ города. Там учились одни «блатники», но я не был одним из них. Я попал в эту школу по месту жительства, в то время как большинство ребят – по связям. Сперва я не сильно чувствовал разницу между нами, но когда впервые увидел десятиклассника, приехавшего в школу на «ленд крузере», меня это впечатлило. Многие мои одноклассники могли себе позволить такие вещи, которых у меня не было. Я завидовал! Не буду скрывать своих плохих качеств, зависть – это одно из них. И еще была обида, что люди, по сути, ничего в жизни не добивались, а им все давалось, к тому же очень легко! И хотя мы близко общались, дружили, в студенчестве вместе вели довольно праздный образ жизни, любили гламурные вечеринки, я всегда понимал, что это не мое. Почему-то предпринимательская деятельность стала для меня единственным путем сделать из себя более развитого человека – и в эмоциональном плане, и в финансовом.

– Ты помнишь, как вы начинали работу в фирме?

– Мы зарегистрировались по традиционной системе налогообложения. Причем зарегистрировались как ИП. Индивидуальным предпринимателем стал я, несмотря на то что нас вообще-то было трое. Мы рассчитывали на крупных клиентов, а им важно выделять НДС, поэтому выбор по части налогообложения был очевиден. Впоследствии я неоднократно пожалел, что работаю на традиционке: много отчетности, много претензий от налоговой службы, постоянные письма – уточните то, поясните строку такую-то. Регистрация прошла как обычно – везде бегаешь, ничего не знаешь, все выясняешь на местах. И что самое «приятное» – отовсюду тебя пинают. Точно так же было потом и с первой налоговой отчетностью. Что касается налоговой отчетности, я бы очень посоветовал начинающим предпринимателям первую фирму регистрировать на «упрощенке»[1] или «вмененке»[2]. В самом начале у вас и так будет много проблем, чтобы брать на себя еще проблемы с налоговой.

– Расскажи о первых ошибках в бизнесе.

– Ошибок была масса! И это самое лучшее, чего я добился за эти два года. Ошибки начались с первой отчетности в налоговую, с первого анализа конкурентов, с переговоров. Они были во всем! Даже в активных продажах, которыми мы занимались поначалу. Набивали шишки, как и все. Вообще-то, сложно найти тех, кто безошибочно проходит путь становления. В какой-то момент, примерно через год после начала работы, наступил кризис. Хотелось все к чертям бросить, закрыть фирму и не мучиться больше. Но этот период я пережил, фирму не закрыл, и потом заказы пошли уже сами! Стало гораздо проще.

– Как ты считаешь, важно ли иметь предпринимателю высшее образование?

– У меня есть диплом о высшем образовании, но я работаю, как видите, не по специальности. Не занимаюсь компьютерной графикой и дизайном, хотя моя специальность по диплому звучит именно так: «инженер по компьютерной графике, эргономике и дизайну». Я должен был бы писать прикладные программы, разрабатывать дизайн мебели, логотипов, макетов и прочего. Но я не создан для того, чтобы сидеть за компьютером весь день, мне это скучно. К образованию я стал относиться прохладно уже после первого курса. Для меня образование не было приоритетом. Почему? Я осознал всю его бесполезность. Но корочки надо было получить. Поэтому я стал троечником. Раздолбаем. Стал ходить на дискотеки, гулять с девочками.

– Где вы взяли начальный капитал?

– Мы вложились вместе с друзьями. Моя доля была около тридцати процентов, остальное внесли друзья. Тем не менее юридически я единоличный владелец фирмы, ведь я зарегистрирован как ИП. Не знаю, как на это пошли друзья, но я-то знал, что у меня прочный фундамент под ногами. Как часто бывает, впоследствии часть друзей отошла от работы. Мне несложно было отстранить их от управления фирмой и получения прибыли, так как они попросту уже ничего не делали. Они перестали трудиться, я перестал возвращать им деньги. Тем не менее я сохранил с ними самые хорошие дружеские отношения. От прежней команды в фирме сейчас работает только одна девушка, юрист. Всего на открытие фирмы у нас ушло около сорока тысяч рублей. Часть этих денег, как я сейчас понимаю, мы потратили впустую – товар не пошел. Он до сих пор отлеживается на складе, то есть на моем балконе.

– Как у тебя построена система найма персонала?

– У меня в штате постоянно работают всего два человека – я и та девушка-юрист. До этого работали и другие товарищи. Занимались всем: и работой с клиентами, и поиском внештатных сотрудников, и дизайном, и рекламой – все делали своими силами. Но сейчас весь штат, как я говорил, состоит из двух человек. Однако у меня есть внештатные работники, их мы нанимаем по договору подряда. Ну, или без него. Мы их приглашаем на сборку пакетов – собрать пакет из вырезанного трафарета, склеить и прочее. Презентационный бумажный пакет, который вы получаете на выставке, – это, как правило, ручная работа, поэтому они стоят так дорого. Заказы приходят время от времени, поэтому мне нет смысла держать сборщиков постоянно. Это неквалифицированная работа, поэтому и оплата за нее низкая. Тем не менее найти людей несложно, так как, например, те же студенты никогда не прочь подработать. В итоге, хотя зарплата и небольшая, люди, как правило, просят, чтобы я звал их работать и впредь.

– Как вы находите клиентов?

– Первое время мы занимались активными продажами: звонили непосредственным клиентам, работали с рекламными фирмами – часть заказов идет от рекламных агентств. В итоге мы наработали клиентскую базу. Спустя время заказы стали «выстреливать». А потом пошло «сарафанное» радио. Мы на самом деле старались и делали все очень хорошо. Поэтому неудивительно, что пошли повторные обращения, нас стали рекомендовать своим друзьям. Я не читал книг по маркетингу, но изначально наша компания была больше, чем просто фирма по продаже пакетов. Мы становились друзьями наших клиентов. Сейчас клиенты находят нас сами, поскольку мы предоставляем вообще-то довольно редкую услугу.

– Ты водишь автомобиль?

– Да, у меня подержанная иномарка. «Nissan Almera» 2003 года, в кузове седан.

– Спасибо за интервью!

– Пожалуйста.

Глава 3

С чего начинать?

Каким должен быть первый бизнес

Давайте обсудим, каким по масштабу должен быть первый бизнес.

Если вы собираетесь совершить лыжную прогулку, вы сперва наметите свой маршрут и определите, где он начнется. То же самое и в бизнесе: прежде чем открыть свое дело, надо понять, а чем вы, собственно, будете заниматься. Проанализировав опыт чужих стартов, собственных начинаний и ошибок, могу сказать: статистика верна, действительно, 90 % новых фирм закрывается в течение первого года. Будьте готовы, что в первом бизнесе вы, скорее всего, ничего не заработаете. Кроме, разумеется, опыта!

Поэтому первое дело должно быть очень простым и понятным. Это не должна быть мечта всей вашей жизни. Начните с простого: попробуйте торговать ягодами или цветами со своего огорода. Затрат никаких, аренду платить не надо, зато научитесь перебарывать свое стеснение, а без него поначалу не обойтись. Вам ведь совсем не хочется составлять компанию этим бабушкам на остановках! Как-то неудобно заниматься таким делом! Запомните: слово «неудобно» в бизнесе отсутствует. Там, где деньги, не бывает неудобных решений и поступков. Поэтому нередко бизнесменов называют «акулами» – за жесткость, за сильный характер, за способность пойти на непопулярные меры.

Если вы в самом начале стесняетесь просто стоять на улице и продавать что-то, как же вы будете звонить людям, предлагать свой продукт на встречах, совершать активные продажи (для чего необходимо убеждать людей)? Некоторые из вас скажут, что за вас все сделает реклама, что вы наймете менеджеров по продажам. На это я вам отвечу: навык продаж, умение общаться с людьми, способность убеждать в нужности своего товара – это самые важные в бизнесе навыки. Я не видел ни одного стеснительного успешного предпринимателя. Вы можете прятаться от этой проблемы, но рано или поздно вам придется набраться храбрости и встретиться с ней лицом к лицу. Лучший способ победить свою стеснительность в жизни – тренировки, как в спорте. Вам нужно получать практический опыт и тренироваться в продажах. Можно продавать овощи на рынке или работать менеджером по продажам – оба пути правильны, они дадут вам необходимый опыт. Именно таким путем шел я сам. В детстве я торговал на рынке молоком и картошкой. Если честно, в самый первый день мне было очень неудобно вставать в ряд к другим торговцам. А когда мне исполнился двадцать один, я стал менеджером по продажам кондиционеров. Пожалуй, это было еще ужаснее, чем первый день на рынке: сперва у меня вообще ничего не получалось, и первые полгода я приходил домой с работы как оплеванный. Но я понимал, что навыки продаж и общения очень важны и их надо развивать постоянно, иначе, как и в спорте, без тренировок они ослабнут. Я и сейчас нередко ловлю себя на мысли, что мне не хочется кому-то звонить или что-то делать. И каждый раз перебарываю себя.

Но вернемся к теме обсуждения. Как было упомянуто, лучше начинать с чего-то простого. Продавать цветы, если у вас есть огород, ремонтировать компьютеры, если вы разбираетесь в технике, петь на свадьбах, если вы хорошо держитесь на публике. В конце концов, можно просто купить «ГАЗель» и осуществлять пассажирские или грузоперевозки. Главное, что вы столкнетесь с необходимостью как-то предлагать свои услуги, научитесь правильно рекламировать себя, привыкнете к деньгам, начнете считать расходы и доходы и получите практический опыт взаимодействия с людьми. Официально регистрироваться на этом этапе необязательно. Позже объясню, почему.

Если же вы ничего этого не умеете или хотите делать бизнес совсем в другой области, нежели ремонт компьютеров или оказание транспортных услуг, тогда будьте внимательны к следующим словам. Самое лучшее, если вы хотите начать бизнес в новой для вас области, это устроиться на работу в уже существующую компанию из этой отрасли, чтобы получить бесплатный практический опыт. Так вы сможете безо всякого риска для своего капитала узнать обо всех тонкостях и нюансах, которые существуют именно в этом деле. Кроме того, вы бесплатно получите ценный опыт в заключении договоров, познакомитесь с бухгалтерией и научитесь вести переговоры – все это пригодится в любой сфере. Да, это совсем не то, к чему вы стремитесь. Вы ведь хотите вести свой бизнес. Расценивайте это как подводящие упражнения, которые есть в любом виде спорта: вспомните, как в школе на гимнастике вас по нескольку раз заставляли выполнять отдельные элементы, прежде чем пустили на снаряд и вы выполнили весь комплекс целиком. Так и здесь. Конечно, вы можете прямо завтра зарегистрировать фирму, снять офис и пустить рекламу. Но если вы не подготовлены должным образом, то расходы не окупятся, и вы окажетесь в убытке. Не лучше ли сначала потренироваться?

Если вы хотите иметь цветочный салон – устройтесь продавцом в магазин цветов. Если вы хотите продавать стройматериалы – поработайте на оптово-розничной базе. За это время вы выясните, с какими поставщиками сотрудничают опытные предприниматели, познакомитесь с деятельностью складского комплекса, изучите взаимодействие с транспортными компаниями, узнаете основных клиентов. Кстати, бонусом за это вы еще и зарплату получите! Я очень активно использовал этот метод, чего и вам желаю! На свете нет способа проще узнать полную информацию об особенностях того или иного бизнеса, чем устроиться работать к конкурентам.

В заключение приведу статистические данные: более 46 % новых фирм в России открываются, отпочковываясь от уже существующих компаний. То есть кто-то из сотрудников работает в компании некоторое время, затем увольняется и открывает свою фирму того же профиля. Так что сама жизнь учит нас идти по этому пути.

Итак, ваш первый бизнес должен быть простым и понятным для вас. Это не должна быть мечта всей вашей жизни! Скорее всего, ваше первое предприятие не будет прибыльным, поэтому опасно начинать с затратных видов бизнеса (открывать автосалон, создавать с нуля компьютерные игры, организовывать строительную компанию) – вы можете потерять деньги. Лучше начинать с того, в чем вы сами хорошо разбираетесь. Если же вам интересно именно новое для вас направление, где у вас еще нет опыта, вы запросто можете получить его, устроившись на работу к вашим конкурентам.

Глава 4

Ищем идею для бизнеса

Странное дело: сколько себя помню – всегда идеи для бизнеса находились как-то сами собой. У меня ни разу не получалось просто сесть на диван и подумать: «Вот это будет выгодно, а это не будет», и таким образом найти область, в которой я бы дальше работал. Конечно, задним умом все мы прекрасно понимаем, что такие вечные сферы для ведения бизнеса, как общественное питание, строительство, транспортные услуги, будут востребованы всегда. Другое дело, что я, например, просто схожу с ума, когда представляю, сколько денег и согласований необходимо для открытия ресторана. Судите сами: ремонт помещения, закупка торгового оборудования, наем персонала, медицинские книжки, проверки от СЭС и пожарных! Все, уже после этого мне не хочется ничего делать. То же самое со строительством: как только я оценю, во сколько мне обойдется просто-напросто выкуп земли, а потом еще проектирование, получение согласований от управления архитектуры и электросетей, подключение к сетям водоснабжения и газа плюс само строительство, у меня пропадает всякое желание этим заниматься. Я понимаю, что мне это не по зубам, хотя дело выгодное. Точно так же любой начинающий предприниматель найдет не менее десятка видов деятельности, которые прибыльны и всегда будут интересны в качестве объекта для инвестиций. Но они, как правило, слишком крупные, чтобы их мог потянуть начинающий предприниматель! Вот и получается, что, с одной стороны, идей полно, а с другой – их нет! Можно построить аквапарк в любом городе-миллионнике в нашей великой стране, где зима длится 8 месяцев в году – люди точно будут туда ходить! Но где же взять денег под такое строительство? А если бы они были, смогли бы мы их использовать лучшим способом? Для таких объектов нужен колоссальный опыт, связи, а также ресурсы – даже богатые люди нередко объединяют капиталы для реализации таких масштабных проектов!

Вот и парадокс: идей много, но их нет.

Приходилось ли вам видеть в Интернете рекламу, сообщающую, что только на этом сайте вы найдете рецепт, позволяющий зарабатывать до сотен тысяч рублей в месяц? «Уникальное предложение! Новая франшиза! Минимальное роялти!» «Построй свой многомиллионный бизнес в сети Интернет!» Уверен, что нечто подобное вы встречали. Часто объявления о продаже за умеренную плату нового революционного бизнеса-на-дому можно найти на страницах газет и журналов (особенно «желтых», вроде «Аргументов и фактов»). Меня всегда смущало, что кто-то вот так запросто хочет научить меня зарабатывать деньги. Почему он сам их тогда не зарабатывает, если это так легко?

Хм… я вырос и понял почему. Как-то я организовал курсы ораторского искусства в своем городе, и передо мной встал вопрос, откуда брать слушателей на эти курсы. Пораскинув мозгами, я пришел к выводу, что их можно искать среди студентов, сотрудников компаний сетевого маркетинга и предпринимателей – всем им очень важно уметь говорить и общаться! И я писал в объявлениях: «Уникальное предложение! Курсы ораторского искусства! О вас узнают одногруппники, вы сможете убедить своих друзей и приятелей, у вас появятся новые партнеры!» Люди приходили на эти курсы, для кого-то они и в самом деле оказались полезными. Но как ни странно, больше всего эти курсы помогли не моим слушателям, а мне самому – я зарабатывал на них! Не знаю, смог ли кто-то из моих клиентов стать звездой в своей группе или найти новых партнеров, но я свою часть прибыли получил с каждого из них. Точно так же, если на первых страницах газеты вы читаете, что «только сейчас у вас есть возможность организовать свой бизнес с нуля по такой-то технологии» и стоит все это удовольствие «всего несколько тысяч рублей», – не повод ли это задуматься? Наверное, наибольшую выгоду из этого бизнеса извлечет тот, кто вам его продаст. Иначе в чем резон продавать другому курицу, несущую золотые яйца? Я бы не продал такую курицу. Или продал бы, но не настоящую.

По-настоящему выгодные предложения редко представляются на всеобщее обозрение. Интернет, газеты и всевозможные рекламные объявления – не лучший способ для поиска идеи для бизнеса. Крайне редко продавец таких идей задумывается о вашем благосостоянии – и это, кстати, правильно. О себе вы должны думать сами. Задача же этих продавцов, например, новых франшиз – продавать! Заметьте: не обеспечивать вам безбедное существование. Я хорошо отношусь к франчайзингу, но, к сожалению, сейчас продается немало псевдо-франшиз, которые не приносят никому прибыли; кроме того, подрывают доверие к франчайзингу как к таковому.

Так где же искать идеи для своего дела, если мы решили отбросить рекламные сайты в сети Интернет и предложения из газет? Как ни странно, лучшие идеи приходят в голову не в самое лучшее для этого время. Отличным источником инноваций для бизнеса служат неудобства, которые мы наблюдаем и испытываем каждый день. Вам никогда не приходилось сталкиваться с тем, что компьютер подхватил вирус? Доступа к данным нет, в Интернет не выйти – все это так не вовремя! И что хуже всего, сами вы не знаете, как решить эту проблему! Вам не позавидуешь, не так ли? Но с другой стороны, вот вам и идея для вашего бизнеса: по статистике, компьютеров в России продается больше, чем автомобилей, а это значит, что не у одного вас сломается компьютер, ноутбук или сервер. Если вы организуете грамотный ремонт и обслуживание компьютеров, вам обеспечен стабильный поток клиентов. Вот как ваше личное неудобство стало отличной идеей для вашего же бизнеса. Ремонт и обслуживание компьютеров (нанимаем студентов-программистов), плюс продажа комплектующих (винчестеры, сетевые карты, периферийные устройства), плюс установка лицензионного софта (за контрафактный начали штрафовать) – этот бизнес будет явно более живучим и менее затратным, чем подсмотренный в Интернете или вычитанный в рекламном проспекте.

Или же другой пример: вы нетерпеливо ждете, когда откроется фотомагазин, чтобы забрать вчерашнее фото на паспорт, и думаете: почему никто не догадался снимать и печатать фотографии в тот же день? Ведь это было бы гораздо удобнее – сфотографировали и тут же напечатали! И тогда больше людей ходило бы именно в этот фотомагазин. Вероятно, именно поэтому несколько лет назад появилась услуга «фото на документы за 10 минут». Опять чье-то неудобство стало началом нового бизнеса.

А бывает, что вы долго не можете отправить срочный груз в другой город, потому что поезд туда ходит раз в неделю. И думаете: а что, разве не может какой-нибудь грузовик возить туда товары вместо поезда? Пусть это стоило бы дороже, вы бы все равно заплатили, ведь груз срочный, не так ли? Вероятно, эта мысль пришла в голову и кому-то из нынешних владельцев транспортных компаний (типа «Доставкин», «Грузовозофф», «ПЭК» или «Транс-лайн»). Не могу сказать, сталкивались ли сами владельцы этих компаний с похожими затруднениями, но мне раньше не везло с этим постоянно! Отправить груз даже из Москвы было непросто, приходилось договариваться с проводниками в поездах, встречать их на вокзале, уговаривать и каждый раз оплачивать их услуги в индивидуальном порядке. Сейчас все гораздо проще, и, будьте уверены, кто-то хорошо зарабатывает на том, что предпринимателям, в том числе и мне, стало удобнее.

Да что далеко ходить! Скажите, могли бы появиться многочисленные платные автостоянки во дворах, если бы кто-то не подумал: «Черт возьми, как же страшно оставлять машину на ночь просто так под окнами»? Почему бы хозяевам не сложиться по двадцать-тридцать рублей, не нанять сторожа-студента – пусть охраняет ваши машины! Вам ведь тоже приходила в голову эта мысль? Но вы не уделили ей внимания, а кто-то превратил ее в бизнес-план и реализовал его.

Согласитесь, все эти мысли не могут прийти в голову во время спокойного размышления на диване. Они возникают, только когда вы живете своей обычной жизнью – куда-то спешите, выполняете повседневную работу, словом, поглощены суетой. Эти мысли легко можно трансформировать в конкретные бизнес-идеи. Причем отличительной особенностью таких идей будет исключительная живучесть бизнеса, основанного на них. Ведь если у вас была острая необходимость срочно сделать фото на документы, скорее всего, она возникнет и у других людей. Если вы не могли отправить груз из-за медлительности железнодорожных компаний, наверное, такие же проблемы испытывают и многие другие. А значит, и спрос на вашу услугу будет у большого количества людей! А теперь сравните это с бизнесом из Интернета?

Итак, можно выделить первый источник идей для бизнеса – избавление от неудобств. Если у вас есть проблема и такая же проблема есть у других, вы без разговоров заплатите тому, кто сумеет ее решить. По странному стечению обстоятельств в России многое сделано сикось-накось. Поэтому наша страна представляет собой бескрайнее поле, где можно работать и работать! В любом городе центральные районы переполнены кафе, фитнес-залами, ресторанами, ночными клубами и магазинами. В спальных же районах зачастую некуда пойти. Кто первым догадается осчастливить окраины новым местом проведения досуга или совершения покупок, соберет отличную кассу! Проверено на собственном опыте.

Распутывание гордиевых узлов, устранение неудобств – это, на мой взгляд, самое лучшее средство найти идею для бизнеса. Но не единственное. Вот еще несколько способов отыскать свежую идею.

Задумывались ли вы, выполняя свою повседневную работу, как ее можно улучшить? Ведь если вам удастся найти способ уменьшить затраты материалов, электроэнергии и рабочего времени на производство одной единицы товара, вы в результате экономии получите неплохой выигрыш. Оптимизация, новаторство, изобретательность – вот источники новых идей! Если вы найдете способ снизить затраты, можете попробовать начать свое дело. На первый взгляд в этом нет ничего нового – вы производите тот же продукт или услугу, что и на прежнем месте работы. Но суть в том, КАК ИМЕННО вы это делаете! Для примера вспомните Генри Форда. Он не изобретал автомобиль. И не был первым, кто стал производить их. Ему удалось найти способ делать автомобили дешевле, чем конкуренты, за счет оптимизации процесса сборки – он применил конвейер!

Может быть, конвейер и не нужен для вашего небольшого дела, но поймите суть: необязательно создавать совершенно новый вид продукции, можно с успехом выйти на рынок, производя или продавая по-новому уже существующие товары. В качестве примера приведу сетевых ритейлеров «Перекресток», «Эльдорадо», «Евросеть», «Л’Этуаль». Разве до их появления никто не продавал продукты, бытовую технику, сотовые телефоны или парфюмерию? Просто эти ребята по-новому взглянули на организацию бизнеса и смогли наладить ту же самую торговлю, но с более низкими издержками. Прямые контракты с производителями (а значит, и более низкие закупочные цены), отлаженная логистика (доставка быстрее и дешевле, чем у конкурентов), единый бренд и реклама на федеральном уровне – и вот уже покупатели идут в магазины к ним, а не к конкурентам. Идея продажи продуктов питания и сотовых телефонов не была новой, новой была идея КАК ИМЕННО продавать.

В моем городе недавно появилась удивительная парикмахерская эконом-класса «Цирюльник». Удивительными были цены, почти втрое ниже, чем у конкурентов. Совсем скоро в эту парикмахерскую образовалась очередь, а еще через несколько месяцев открылись филиалы, и парикмахерская «Цирюльник» превратилась в сеть. Число парикмахерских этой сети растет и по сей день, что вызывает простой вопрос: за счет чего они развиваются, если уровень цен в этой парикмахерской на порядок ниже, чем у конкурентов? Очевидно, они должны использовать некое ноу-хау. Из разговоров с сотрудниками и управляющей мне стало понятно, в чем их конек. Обычно парикмахерская создается следующим образом: владелец оборудует помещение, закупает расходные материалы, дает рекламу, нанимает персонал и начинает ждать прибыль. Прибыль зависит от количества посетителей и цен на услуги. Цены устанавливаются на уровне конкурентов (меньше – глупо, больше – не придут), посетителей в таких парикмахерских, как правило, не очень много. Владелец, с одной стороны, вынужден тратить деньги на рекламу, чтобы не простаивали мастера. С другой, уволить лишних работников он тоже не может – кто будет стричь клиентов в те редкие дни, когда от них нет отбоя (обычно перед Новым годом и 8 марта)? В итоге персонал нередко простаивает без работы, а выручка с одной парикмахерской не впечатляет. Владелец пытается сэкономить на зарплате – опытные мастера тут же уходят к конкурентам, уводя за собой часть постоянных клиентов.

А теперь об организации бизнеса в сети «Цирюльник». Сеть позиционируется как парикмахерские эконом-класса. Уровень цен ниже, чем у конкурентов, в два, а то и в три раза. Этим достигается постоянный поток клиентов в салоны сети, а также снимается потребность в рекламе – люди сами рассказывают своим друзьям, что постриглись в этой парикмахерской (работает «сарафанное радио»). Мастера не получают зарплату в привычном всем виде, при этом, чтобы попасть на работу в «Цирюльник», надо выдержать конкурс. Работа мастера оплачивается согласно дневному плану, а все, что мастер заработал за день сверх него (ведется учет клиентов), он оставляет себе. План – полторы тысячи рублей в день, это 20–25 посетителей. Если учесть, что в среднем мастер тратит на клиента 10–15 минут, за двенадцатичасовую смену все мастера, как правило, успевают намного перевыполнить план. Таким образом, бизнес-модель сети «Цирюльник» сильно отличается от других парикмахерских. В данном случае прибыль владельца парикмахерской постоянна и стабильна. Если учесть, что в каждом салоне работает от шести до пятнадцати мастеров, то ежедневная прибыль получается хорошая (при равных затратах на организацию самой парикмахерской и закупку расходных материалов). При этом совершенно ничего не тратится на рекламу, а мастера все время заняты делом. Как знает любой руководитель, работники гораздо лучше себя чувствуют, когда есть работа, нежели когда им приходится томиться от безделья.

Я уверен, что такую сеть парикмахерских эконом-класса можно организовать абсолютно в любом городе. Является ли идея организовать парикмахерскую новой? Нет. Нова ли сама бизнес-модель? Определенно да! Вот что я имею в виду, говоря, что даже старую бизнес-идею можно здорово обновить, если применить новаторский подход, оптимизировать бизнес-процессы и проявить изобретательность!


Второй вариант найти свою нишу в бизнесе – оптимизация, новаторство, изобретательность в уже существующих видах деятельности.


Еще один источник идей для бизнеса кроется в трудностях, которые так часто выпадают на долю каждого из нас. Многие боятся трудностей, многих сковывает страх от мысли о нестабильности будущего. Однако не таков предприниматель! Он точно знает, что не пропадет. Откуда у него такая уверенность? Дело в том, что если на обычного человека жизненные неурядицы обрушиваются время от времени, то на предпринимателя они сыплются как из рога изобилия! В этом нет ничего хорошего, однако я пишу об этом с улыбкой. Каждый, кто хоть однажды начинал свое дело, сталкивался с тем, что называется headache – головная боль. Нужно думать об аренде, о зарплате персонала, о конкурентах. Это не так-то просто, как кажется. Правда, со временем к этому привыкаешь. Но, даже привыкнув к обычным проблемам бизнеса, предприниматель время от времени попадает в ситуации по-настоящему сложные. Не верите? Пример: выездная налоговая проверка, которая чуть ли не на несколько месяцев сковывает работу офиса! Или значительные изменения курсов валют – продавцы импортных товаров (одежды, бытовой техники, сотовых телефонов, автомобилей) прекрасно понимают, чем чревато ослабление рубля по отношению к доллару (та самая «управляемая девальвация», которая проводилась правительством в начале 2009 года).

Да, сложности время от времени возникают. И их надо как-то решать. Именно решая проблемы человек растет – психологи даже говорят, что «проблемы» надо называть не «проблемами», а «возможностями». Ведь каждый раз, одерживая победу над обстоятельствами, вы становитесь сильнее, мудрее, опытнее. У вас появляются навыки, которых раньше не было. Вы находите возможности, которых раньше не замечали. Обретаете друзей, на которых раньше не обращали внимания.

Трудности не обязательно должны быть глобальными – для меня в свое время представляло немалую проблему зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя! И для многих начинающих бизнесменов это было серьезным препятствием. Но кто-то заплатил деньги юридической конторе, а кто-то приложил усилия и теперь самостоятельно может не только регистрировать ИП и ООО, но и вносить изменения в Устав, открывать расчетные счета, сдавать декларации в налоговые органы. И на этом тоже можно зарабатывать, ведь если кто-то боится или ленится делать что-то, вы можете сделать это за него.

Один мой приятель так и нашел свою нишу в бизнесе. Изначально он хотел организовать компанию по продаже и обслуживанию кондиционеров. Как проходит процесс регистрации, он не знал, а денег зарегистрироваться платно не было. К тому же раньше на самом деле непросто было пройти официальную регистрацию самостоятельно: в налоговых службах нередко отказывали в регистрации без объяснения причины. Причем, как правило, ошибки были пустяковыми. Но даже о мелких ошибках вы не могли узнать, так как из окна инспектора на все вопросы вам отвечали одинаково:

«Налоговая консультаций не дает». В итоге создавалось впечатление, что самостоятельно зарегистрировать ООО или ИП очень сложно (впечатление усиливалось тем, что многим непредпринимателям был незнаком тот язык, на котором с ними общались инспекторы – форма Р11001, ИФНС, ФСС, ЕНВД, УСН и прочее). На этой волне выросло немало фирм, которые занимались регистрацией компаний, вносили изменения в учредительные документы, ликвидировали фирмы и прочее. Одной из них и стала фирма моего товарища. С кондиционерами у него ничего не вышло, но он уже успел уволиться с работы, поэтому надо было как-то жить дальше. Он долго думал, чем же заняться, пока кто-то не спросил его, как ему удалось зарегистрировать свою компанию. Оказалось, он знает столько тонкостей и нюансов в этой сфере, что стал в ней специалистом. И теперь его основной род деятельности – юридическое сопровождение бизнеса, регистрация и ликвидация ИП и ООО, предоставление юридического адреса, сдача отчетности в налоговые органы, внесение изменений в учредительные документы. Вот как человек с честью вышел из сложной ситуации, да еще и нашел свое место в мире бизнеса.

Есть и другие примеры того, как трудности открыли человеку новые возможности. Например, во время кризиса 1998 года человек, потерявший работу, вспомнил, что в детстве любил заниматься ездой на лошадях, но родители считали это несерьезным, и в итоге он стал юристом. Так вот, он решил, что теперь ему уже нечего терять, и организовал конные туристические прогулки по близлежащим лесам. Во время кризиса люди, как правило, выбирают более дешевые виды отдыха, поэтому его недорогие конные туры выходного дня пользовались большим спросом, чем дорогие путевки в Таиланд. И дело стало процветать! Что подтолкнуло его к действиям? Тяжелая жизненная ситуация. Увы, мы слишком часто боимся предпринять что-то новое из-за страха потерять. И нередко только хороший пинок сзади является причиной стремительного шага вперед!

Есть такая поговорка: «Если жизнь преподнесла вам лимон – сделайте из него лимонад!» Так и рождаются новые бизнес-идеи. Причем появляются они там, где человек проявил стойкость и мужество. И не побоялся принять вызов судьбы. Если вам сложно сейчас, если вы в тяжелой жизненной ситуации, хочу обратить на это ваше внимание: нередко именно в сегодняшнем тяжелом положении спрятан зародыш будущего ошеломительного успеха! Не бойтесь трудностей! Не пугайтесь перемен. Идите им навстречу, встречайте тяжелые времена с открытыми глазами – если вы переборете все трудности, вы обретете для себя что-то важное. Я не могу сказать, что именно вы найдете, – это индивидуально. Но я каждый раз из очередного сложного периода выносил новые идеи, обретал новых друзей (да, трудности лучше преодолевать сообща) и новые навыки. В конце концов, только невообразимое количество трудностей в первый год моей самостоятельной работы (меня сразу же здорово «кинули на деньги», потом пришло три вагона бракованного цемента, причем возврат его по железной дороге стоил дороже, чем сам товар, так что у меня был только один выход – продавать брак; меня измучили бесконечные суды и звонки раздраженных клиентов, запугивание и угрозы бандитов) помогли мне впоследствии подняться. В итоге мне пришлось расстаться со своей машиной, чтобы рассчитаться со всеми долгами. Мне было всего 22 года. Бизнес я начинал на заемные средства, и поверьте, мне пришлось отчитаться за каждую копейку убытка, который получил мой старший партнер по моей вине! Так вот, только после этих невероятно трудных первых месяцев я начал по-настоящему ценить спокойную жизнь. Узнал цену деньгам, особенно четко понял, как непросто зарабатывается прибыль! У меня развеялись фантазии относительно моментального обогащения – а ведь я думал, что за год заработаю десять миллионов рублей, уже подсчитывал, кому и сколько вагонов цемента я продам! Наивный, я не знал тогда, что новички сперва набивают шишки, а не получают прибыль. И что набивать шишки лучше на маленьком бизнесе – продавать канцтовары в ларьке, ремонтировать компьютеры, проводить промо-акции в супермаркетах. Я же сразу взялся за масштабный вид бизнеса, наши вложения только на первоначальном этапе составили около миллиона рублей – и это в руках новичка! Поэтому и «попал» я очень «по-взрослому», чего не желал бы никому, кроме тех, кто серьезно подводил меня. После того тяжелого лета у меня изменился характер – я престал бояться того, что обычно пугает новичков (налоговых проверок, конкурентов и прочего). У меня появился жизненный опыт. Я хочу им поделиться, поэтому и написал эту книгу. Кто знает, может, она познакомит меня с другими молодыми предпринимателями, откроет новые горизонты.

Ваши конкурентные преимущества – вот последний источник идей для бизнеса. Но последний не значит «худший». Почему-то на чужом лугу трава кажется зеленее, и люди не хотят заниматься тем, чем занимаются их родители, или тем, к чему у них от рождения есть склонность. Я имею в виду, что у каждого есть какой-то «конек» – его сильная сторона. У одного – выдающиеся художественные способности (значит, надо ему идти в дизайнеры, а не в слесари-сантехники), у другого родители работают в медицинской среде (такому легче открыть частный лечебный кабинет), третий с детства разбирается в технике (можно для начала открыть автосервис у себя в гараже). И если вы хотите попробовать себя в качестве индивидуального предпринимателя, согласитесь, глупо первым делом не провести ревизию своих личных качеств, навыков, связей и определить свои исходные данные. Сложно основать ветеринарную клинику (хотя и выгодно в нынешних условиях – люди готовы платить за здоровье питомцев), если вы к этой сфере никогда в жизни не имели отношения! С другой стороны, глупо не попробовать открыть автомастерскую, если вы с малых лет помогали отцу в гараже. Дело в том, что бизнес редко организуется «с нуля». Обычно выбирается какая-то область, где у вас уже есть конкурентные преимущества. Почему? Потому что так легче! И дело вовсе не в лени, не путайте. Просто в самом начале у вас и так будет хватать сложностей, так что не стоит перегружать себя дополнительными. Встанете на ноги – тогда пожалуйста, можете пробовать силы и в новых областях. Но начинать лучше с того, что вам уже знакомо (а если все же вы решили попробовать «с нуля», поработайте сперва в конкурирующей компании ради опыта, об этом я писал в предыдущей главе).

Если ваши родители ведут бизнес, нет ничего зазорного в том, чтобы продолжить их дело. Конечно, может быть это и не так престижно, ведь пресса навеяла всем образ self-made man, человека, который всего добился самостоятельно. Но это очень непростой путь. К тому же речь идет о том, чтобы только начать свою предпринимательскую деятельность в фирме родителей – продолжить вы можете где угодно. Просто на примере бизнеса ваших родителей вам будет легче изучить такие общие для каждого бизнеса аспекты, как регистрация фирмы, продажи, документооборот, управление персоналом, составление налоговых деклараций и прочее. Смотрите на это как на прохождение практики в университете. Может быть, не очень интересно (конечно, хочется сразу масштаб и перспективу), но это производственная необходимость. Зато когда набьете руку, организуете свое дело так, как нравится вам.

Итак, оцените черты своего характера, имеющиеся навыки, взгляните на своих родителей или ближайших родственников – может быть, примкнуть для начала к ним? Все идеи, которые возникнут при этом у вас, лучше записывать, даже самые бредовые. А затем самые стоящие разработать в виде простенького бизнес-плана. Большинство идей придется отмести как нерентабельные, но несколько из них обязательно окажутся перспективными и потребуют более детального изучения. Как изучают бизнес-идеи? Не открою вам Америку – садятся и пишут бизнес-планы. К сожалению, в многочисленных учебниках по экономике я так и не нашел толковых советов, как писать бизнес-план. Поэтому следующая глава будет посвящена именно этому вопросу.

Глава 5

Бизнес-план для малого бизнеса

Что я могу сказать по существу о бизнес-планах:

1) бизнес-план точно нужен;

2) существует большая путаница в головах предпринимателей в вопросе, как его написать.

О необходимости бизнес-плана пишут во всех книгах по бизнесу и учебниках экономики. И это правильно. Бизнес-план – это ваша идея, перенесенная на бумагу. Я всегда считал, что идеи лучше записывать. Когда вы формулируете свои мысли на бумаге, обнаруживаются такие моменты, о которых раньше и не задумывались. И гораздо лучше с ними столкнуться еще на этапе планирования, чем когда вы уже взялись за дело.

В то же время для многих предпринимателей, особенно начинающих, написание бизнес-плана является огромной сложностью. Судите сами: открыв любой учебник по экономике, вы увидите, что для написания хорошего бизнес-плана нужно иметь очень большие познания. Как сезонность влияет на бизнес, изменение курсов валют – на размер выручки, предполагаемый инвестиционный капитал, размер налоговых отчислений, количество создаваемых вами рабочих мест. В ста процентах случаев предприниматель, особенно начинающий, сам еще не знает, сколько ему точно понадобится денег и сколько предстоит нанять рабочих. А в типовом бизнес-плане, приведенном в учебнике, есть еще вопросы о том, какова на сегодняшний день макроэкономическая ситуация в стране и вашем регионе, как влияют темпы инфляции на выручку вашего бизнеса в текущих ценах и как законодательство регламентирует работу вашей будущей сферы деятельности (налоги, минимальный размер оплаты труда, отчисления в фонды и т. д.). Все это выглядит весьма запутанным, не так ли? Именно кажущаяся сложность составления бизнес-плана заставляет предпринимателя либо заниматься ерундой – если он честно пытается ответить на все вопросы по списку, либо покупать уже готовые бизнес-планы. Пару слов хотелось бы сказать о втором варианте. У учащихся школ и вузов есть такая порочная практика: бывает, они пишут домашние задания лишь для того, чтобы получить оценку, чтобы преподаватель от них отстал, лишь бы отвязаться. Некоторые заказывают выполнение домашних заданий более толковым одноклассникам, кто-то скачивает готовые рефераты из Интернета. Такой подход затем сохраняется и во взрослой жизни. Поэтому нередко приходится видеть бизнесмена, который говорит: «Оборудование купим здесь, место арендуем вон там, бизнес-план я уже заказал, скоро его напишут». Минуточку! Бизнес-план нельзя заказывать на стороне! Он для того и существует, чтобы помочь предпринимателю разобраться в своих мыслях – что он хочет, в каком виде, на кого рассчитан его проект, сколько потребуется средств на его реализацию по минимуму, а оптимально и по максимуму, как быть, если бизнес не пошел? И если предприниматель ленится думать, предпочитая либо скачать готовый бизнес-план из Интернета, либо заказать его на стороне у студента экономического факультета, в консалтинговой фирме и тому подобное, то надо понимать – этот бизнес-план не принесет ему пользы! Все равно что задачи по математике, решенные за вас соседом по парте, – оттого, что вы получите хорошую оценку, умнее вы не станете! И в следующий раз опять не сможете справиться самостоятельно. Жизнь – та же школа. Можно спрятаться от сложной задачи, попросить кого-то помочь ее решить, но проблема-то от этого не исчезнет.

Конец ознакомительного фрагмента.