Глава 3
В тюрьме: воскресший из мертвых
В феврале 1946 года Малкольм Литтл переступил порог чарльстонской тюрьмы. Начинается самый важный период его жизни, чудесное преображение, одно из самых потрясающих реальных и потому действительно значимых чудес истории. Это можно сравнить с историей Че Гевары, когда после высадки с «Гранмы», больной, задыхающийся от приступов астмы аргентинский врач, услышав презрительно-злые слова сурового кубинского бойца: «архентино де мьерде», громадным усилием воли преображается в несгибаемого бесстрашного Че – такого, каким мы его знаем.
Первое время своего заключения Малкольм, наркоман с немалым стажем, был озабочен в первую очередь добычей наркотиков. Он испытывал свойственные всем наркоманам физические муки – ломки, оставшись вдруг без марихуаны и кокаина. Сестра Элла, первая из родных посетившая его в тюрьме, начала выдавать ему деньги, которые Малкольм употребил на покупку мускатного ореха, средства, помогающего преодолеть ломки, а затем на покупку настоящих наркотиков.
Из проведенных в общей сложности 7 лет заключения первый год с небольшим Малкольм использовал главным образом на употребление наркотических средств и богохульства. Парадоксальным образом будущий духовный мусульманский лидер Черной Америки, образец истинной, нелицемерной, волевой, стальной праведности, в первый год своего заключения был рьяным богохульствующим атеистом, неизменно поносящим Библию. Заключенные дали ему кличку «Сатана».
Первым важным этапом его тюремного преображения стала встреча с бывалым зэком Джоном Бэмпри по кличке Бимпи.
Этот человек вызывал невольное уважение у Малкольма своим чувством собственного достоинства, своей начитанностью, аргументированностью в разговоре. Когда Малкольм попытался затронуть свою излюбленную тему богохульствующего атеизма, Бимпи настолько ясно и убедительно подавил его аргументы, что молодой, практически безграмотный безбожник был вынужден замолчать. Впервые Малкольм был очарован образованностью и силой знания. Впервые он стал завидовать тому, кто ими обладает. Под влиянием Бимпи Малкольм прекращает употреблять наркотики.
Как-то Бимпи сказал Малкольму примерно следующее: «У тебя есть мозги и ты должен их использовать». Он посоветовал молодому заключенному воспользоваться тюремными курсами самообразования и записаться в тюремную библиотеку. Малкольм послал бы любого другого заключенного, скажи он ему это, но дружбой и уважением Бимпи он слишком дорожил.
Малкольм окончил восемь классов школы города Мейсон. Больше он нигде не учился. Более того, во время своей уличной криминальной деградации он напрочь забыл и то немногое, что помнил со школы. Его единственным языком стал жаргон гетто, а словарный запас состоял из примерно трех сотен слов.
Братья и сестры Малкольма едва понимали смысл его первых писем из тюрьмы. Он совершенно не знал грамматику английского языка.
Обучаясь на заочных тюремных курсах, начав читать книги, через год Малкольм добивается некоторых успехов в правописании и грамматике, его словарный запас расширяется.
Он уже мог писать более понятно и разборчиво. Малкольм записался на курсы латинского языка, так как обнаружил, что в английском очень много латинских заимствований.
В 1948 году Малкольм был переведен в тюрьму города Конкорд. Здесь он получает письмо от своего брата Филберта, в котором тот сообщает, что «открыл для себя естественную религию черного человека». Далее Филберт писал, что этой естественной религией является ислам и сам он стал участником движения «Нация ислама». Заканчивалось письмо призывом к Малкольму молиться Аллаху ради избавления. Малкольм отвечал брату в своей обычной язвительно-резкой атеистической манере, хотя и в несколько улучшенном письменном стиле.
Вскоре приходит письмо от другого, младшего брата – Реджинальда. Это письмо заставило Малкольма призадуматься. Реджинальд призывал брата отказаться от употребления свинины, прекратить курение сигарет и обещал подсказать ему, как выбраться из тюрьмы. Малкольм был озадачен. В конце концов он решил что Реджинальд советует ему поучаствовать в одной из экспериментальных программ, время от времени проводившихся в исправительных учреждениях. Возможно, участнику такой программы можно будет рассчитывать на условно-досрочное освобождение.
И Малкольм перестал есть свинину, составлявшую, между прочим, основной мясной рацион заключенных. Также он прекратил курить сигареты, что, по его словам, для него было нетрудно. Несколько позже Малкольм узнает, что его братья и сестра Хильда, проживавшие в Чикаго и Детройте, приняли исламское вероучение от некоего Илии Мухаммеда, лидера маленькой афроамериканской религиозной группы, называвшейся «Нация ислама». Они неустанно молились за своего брата, моля Всевышнего обратить его к исламской вере, пока тот отбывает наказание в тюрьме. После того как на призыв Филберта Малкольм ответил, как он сам пишет в «Автобиографии», своим «порочным письмом», был собран семейный совет для поиска наилучших путей спасения заблудшего. Решили возложить эту миссию на Реджинальда, недавно обратившегося в ислам, самого близкого к Малкольму, более других знавшего непростую натуру своего старшего брата. Реджинальд прекрасно справился со своей задачей. Он хорошо знал психологию Малкольма Литтла, вора-карманника, циничного прагматика.
При описании своей последующей жизни в тюрьме Малкольм вспоминает одно из краеугольных исламских изречений: «Если ты сделаешь шаг навстречу Богу, то Бог сделает два шага навстречу тебе». Малкольм уже начал свой путь от деградации к самосовершенствованию. Он отказался от наркотиков, сигарет, свинины. В конце 1948 года благодаря хлопотам старшей сводной сестры Эллы (она не раз еще будет помогать ему на важнейших, переломных этапах жизни) Малкольма переводят в экспериментальную тюрьму города Норфолк штата Массачусетс. Эта тюрьма, по словам самого Малкольма Икса, отличалась от остальных тюрем как небо от земли. Здесь были лучшие бытовые условия, больше свежего воздуха. Каждый заключенный имел свою собственную камеру, или «комнату», как называет ее Малкольм в своей книге. По его словам, это была «наиболее просвещенная форма тюрьмы», о которой он когда-либо слышал. Многие заключенные норфолкской тюрьмы повышали свой интеллектуальный уровень, участвовали в научных дискуссиях, дебатах. Инструкторы образовательных программ были выпускниками Гарвардского и Бостонского университетов. Правила посещения заключенных были невиданно мягкими по сравнению с другими тюрьмами: посетители могли приходить почти каждый день, свидания длились 2 часа, заключенный мог сидеть рядом со своим посетителем.
Особой гордостью норфолкской тюрьмы была ее библиотека. Некий миллионер-меценат по фамилии Паркхерст завещал тюрьме свою великолепную библиотеку. Особенно много было книг по истории и в области религии. Тюремная библиотека буквально ломилась от тысяч книг, многие из которых были старинными и редкими. Малкольм с жадностью окунулся в этот новый для себя книжный мир, поначалу читая все подряд, бессистемно, пока не научился читать выборочно, с определенной целью.
Однажды Малкольма навестил брат Реджинальд. Малкольм был сам не свой от нетерпения получить ответ на загадочные слова из его письма, из-за которых он уже отказался от свинины и сигарет. Но брат первое время говорил о семье, о жизни в Гарлеме, в Детройте. И вдруг как бы невзначай спросил: «Малкольм, если человек знает все, что только возможно знать, кем бы он был?» – «Ну, тогда ему пришлось бы быть богом», – ответил Малкольм. «Есть человек, который знает все», – сказал Реджинальд. «Кто это?» – «Бог – это человек», – отвечал Реджинальд. Затем он сказал, что дьявол – это тоже человек. На вопрос потрясенного Малкольма, что он имеет в виду, Реджинальд указал в сторону белых заключенных. «Белый человек – дьявол», – сказал он. Перед мысленным взором Малкольма промелькнули все белые, которых он когда-либо знал: София, белые полицейские, белые преступники, учитель, сказавший, что негр не может быть юристом, социальные работники, называвшие его мать сумасшедшей прямо в лицо, при всех ее детях, куклуксклановцы, убившие отца, белые женщины, ради экстремальных ощущений жаждущие негров и белые мужчины, посещающие черных проституток, судья, вынесший несправедливый приговор Малкольму и Коротышке…
«Бог пришел в Америку и явился Илии – такому же черному человеку, как мы», – сказал Реджинальд.
В течение последующих встреч Реджинальд сообщил Малкольму о том, что он сам, его братья Филберт и Уилфред, а также сестра Хильда стали мусульманами и являются последователями человека, которого они называют «почтенный Илия Мухаммед». Входе посещений Реджинальд рассказывал брату обо всех аспектах учения мистера Мухаммеда. Поскольку это учение играет важнейшую роль в биографии Малкольма Икса и к тому же так или иначе до сих пор оказывает немалое идеологическое влияние на общественную жизнь афроамериканцев и других угнетенных этно-расовых групп в Америке, будет целесообразно рассмотреть его подробно.
Прежде всего, вкратце обратимся к истории присутствия исламской религии в Северной Америке. В числе рабов, ввозимых из Западной Африки, иногда попадались и мусульмане, однако их процент не мог быть высоким, хотя бы в силу того факта, что районы, служившие основным полем «охоты за рабами», были в те времена языческими. Мусульмане жили в централизованных государствах и принадлежали к местной интеллектуальной, торговой и военной элите, а, следовательно, были гораздо лучше защищены от опасности попасть в сети рабовладельцев. Народные массы Сенегала, Гамбии и Сьерра-Леоне стали обращаться в ислам именно в момент конца эпохи трансатлантической работорговли – с середины XIX века. Впрочем, находились в Америке в среде черных рабов не просто мусульмане, но даже богословы, знающие Коран наизусть. Таковым был, к примеру, Абдуррахман ибн Ибрагим Сори, происходивший из народа фульбе, человек королевской крови, живший в конце XVIII – начале XIX столетий и освобожденный из рабства по личной просьбе марокканского султана.
Первым местным, американским адептом и проповедником исламской религии стал белый американец
Мохаммед Александр Рассел Вебб, писатель, одно время работавший американским консулом на Филиппинах, принявший ислам в 1888 году (правда, под влиянием еретического ахмадийского движения). Его деятельность пришлась на конец XIX – начало XX столетий. Вебб основал «Мусульманское братство Америки», объединившее несколько десятков принявших ислам белых американцев, преимущественно интеллектуалов. Существенного влияния на религиозную, общественную и политическую жизнь Америки эта группа не имела.
Куда большее значение имело другое событие – основание в 1913 году в Ньюарке «Мавританского научного храма Америки» (первоначально – «Ханаанский храм»). Основателем этого религиозного культа был афроамериканец Тимоти Дрю, известный среди своих последователей как Благородный Дрю Али. В отличие от Вебба, проповедовавшего чистую духовность и не затрагивавшего этно-расовых проблем, движение «Благородного Али» было обращено исключительно к неграм и имело своей целью дать им самоидентификацию, чувство собственного достоинства. Это было первое мусульманское движение в среде афроамериканцев. «Благородный Али», провозгласивший себя пророком (что является неизменной чертой многих американских религиозных движений, что белых, что черных), учил, что негры Америки на самом деле являются маврами, потомками библейских моавитов и их природная религия – ислам. В 1929 году Али умер, и движение, имевшее отделения в нескольких городах Севера со штаб-квартирой в Чикаго, пошло на спад. Впрочем, оно существует и по сей день.
История собственно «Нации ислама» началась в ноябре 1929 года, когда во время Великой депрессии в черное гетто Детройта явился загадочный человек, называвший себя Уоллес Д. Фард. Выглядел он как представитель средиземноморской расы – брюнет, с прямыми волосами, светлокожий. Тем не менее, этот торговец шелком и одеждой стремился сблизиться именно с негритянской общиной города. Вскоре он начал проповедовать своим покупателям неведомое им прежде религиозное учение. Фард заявлял, что он прибыл из Аравии и является Махди – согласно исламскому вероучению, богоизбранным вождем мусульман, который должен явиться в конце времен. Он объявил своей целью донести до черных людей Америки их «истинную, природную религию» – ислам. Негры Америки, по словам Фарда, являлись неотъемлемой частью великой «азиатской нации», куда он включал все неевропейские, незападные народы мира. Вскоре Фард, начавший использовать и другие имена – Вали Фарад, Мухаммед Али и, наконец, Наставник Фард Мухаммад, – арендовал помещение и основал Храм ислама № 1. Учение Фарда сильно отличалось от учения «Мавританского храма» и не менее сильно – от ортодоксального ислама. В августе 1931 года его учение принимает Илия Пул (Elijah Pool) – многодетный уроженец Джорджии, переехавший в Детройт и недавно потерявший работу. Илия, получивший от Фарда «подлинное исламское имя» (точнее, фамилию) Карим, быстро стал правой рукой «Махди». В 1934 году после ряда инцидентов с полицией Фард исчезает столь же загадочно, сколь загадочно он появился. Он буквально пришел ниоткуда и ушел в никуда. До сих пор идут споры о его личности, точной идентификации Фарда нет. Неизвестна и его этническая принадлежность. В полицейских протоколах он зафиксирован как «белый». Таковым он видится и на сохранившейся фотографии, почитаемой в «Нации ислама», где Фард предстает как предельно сосредоточенный белокожий мужчина в темном костюме, с раскрытым Кораном в руках.
Илия Карим, изменивший имя на Илия Мухаммед (Elijah Muhammad), провозгласил себя преемником Фарда на посту лидера «Потерянной и вновь обретенной нации ислама» – таково было первоначальное название организации. Но из-за прямой угрозы жизни со стороны соперников на лидерство Илия вместе с семьей и немногими последователями бежит в Чикаго. Здесь он и формирует постепенно свое учение, оказавшее огромное идеологическое воздействие на Черную Америку. Сейчас трудно отделить идеи Фарда от собственно идей Илии Мухаммеда. Просто изложим это учение таким, каким его услышал в тюрьме города Норфолк заключенный Малкольм Литтл.
Прежде всего, по прибытии в Чикаго Илия Мухаммед провозгласил Фарда Богом, сошедшим на Землю, а себя – посланником Божьим. В течение всей своей жизни (а прожил он до февраля 1975 года) Илия уверял, что сам Бог внушает ему те или иные мысли и аспекты учения.
Сказать, что вероучение Илии Мухаммеда не соответствует принципам исламской религии как таковой – значит не сказать ничего. Богословие «Нации ислама» самым диким образом, насколько это вообще возможно, далеко от собственно исламского богословия.
Учение Илии Мухаммеда о Боге крайне противоречиво, причем противоречиво уже в рамках собственной идеологии, предельно запутано. По сути, это учение максимально атеистичное, насколько это слово можно применить к религиозному движению.
Бог есть человек, учит И. Мухаммед. Бог не есть Дух, Он материален. Он является черным человеком. Однажды посреди хаоса и мрака Он создал самого себя из атома. Нет нужды говорить, насколько это далеко от собственно ислама. Несмотря на всю дикость учения о Боге, создавшем себя из ничего, здесь просматривается некая связь с призывом «Нации ислама» к черным мужчинам и женщинам создать из самих себя – прежних, оскверненных столетиями рабства негров или даже «ниггеров», – новые достойные, полноценные личности.
Затем, учил мистер Мухаммед, Бог, то есть черный человек, сотворил из самого себя (то есть по сути породил) черных людей. Черные люди и есть изначальные жители Земли. Они являются детьми Божьими в прямом смысле слова. Более того, каждый из них, при должном развитии духовности, является богом или богиней.
Вряд ли сам по себе весь этот противоречивый бред мог дать Илии Мухаммеду толпы приверженцев, сделать его к началу 60-х, по мнению ряда американских аналитиков, «самым могущественным черным человеком в Америке». Нет, не этими псевдоисламскими (ведь догматическая основа ислама есть строжайший монотеизм) идеями добился успеха мистер Мухаммед. Другими аспектами своего безумного, в богословском плане, учения взял он за живое черных людей – негров, привыкших считать себя «ниггерами», стыдящимися самих себя, свыкшимися с положением людей второго или третьего сорта, которым достается все худшее. Первый аспект заключался в учении о Якубе. Это учение впервые было озвучено еще Фардом, а Илия лишь повторил его и где-то дополнил своими мыслями. Согласно этому мифу, около 60 тысяч лет назад в городе Мекке, который как утверждается, был огромнейшим мегаполисом с развитой сетью университетов, средоточием мировой мудрости, родился гениальный мальчик Якуб. Он обладал непомерно большой головой, что оправдывалось его необычайно развитым интеллектом. Уже в 6 лет он открыл закон магнетизма. Когда гениальный мальчик подрос, он, движимый завистью и неуемным честолюбием, стал вносить смуту среди мекканцев. В конце концов местным властям это надоело, и Якуб вместе со своими последователями, число которых составляло 59 999 человек, был изгнан из священного города. Он и его приверженцы удалились на остров Патмос, где Якуб решил бросить вызов Аллаху и создать нового человека, напрочь лишенного морали. В ходе длившихся два столетия различного рода генно-биологических манипуляций, во время которых из черных людей были выведены коричневые и желтые люди, Якуб достиг желаемого результата – на свет появился белокожий и голубоглазый человек, предрасположенный к порочным наклонностям. Когда белые люди, после смерти своего создателя пришли в Мекку, то немедленно стали сеять смуту среди чернокожих ее обитателей. В итоге их отправили в горы Кавказа, где они стали жить в пещерах, среди диких животных, пребывая в первобытной дикости. Затем они переселились в пещеры Европы. Бог направил к ним Своего пророка Моисея, чтобы вывести их из пещер и научить цивилизации. Первыми, кого встретил Моисей в пещерах, были те, «кого сейчас принято называть евреями». Видимо, миссия пророка удалась, и европейцы мало-помалу стали осваивать знания и приобщаться к цивилизации. Это означало наступление 6000-летнего периода их господства над миром, отпущенного им для того чтобы в полной мере проявить свою порочную сущность. В 1914 году, по словам Илии Мухаммеда, этот срок истек и, следовательно, западная цивилизация неумолимо приближается к своему краху. Знамением этого явилось пришествие Уоллеса Фарда, который, по убеждению мистера Мухаммеда, и есть сам Бог, сошедший на Землю, чтобы спасти американских негров – «потерянную в дебрях Северной Америки нацию ислама» – от духовной и физической гибели.
Собственно, сами американские негры, согласно учению Илии, были частью «черной азиатской нации», к которой принадлежат все незападные народы без исключения (кроме евреев, которые являются белыми, одними из главных работорговцев). Мистер Мухаммед учил своих последователей, что они – представители некоего загадочного племени Шаббаз, истинные потомки пророка Авраама. Это племя было выведено неким древним ученым, который увел своих последователей в джунгли Африки, чтобы закалить их хрупкие тела. Итогом этого эксперимента, в частности, стало то, что их волосы, прежде мягкие и прямые, стали жесткими и курчавыми.
Другим аспектом учения мистера Мухаммеда, которое привлекло к нему толпы приверженцев, был принцип «делай для себя». Это означало призыв к черной общине не надеяться на помощь государства – враждебного белого государства, не ждать подачек от мнимых благодетелей, а самим создавать различного рода предприятия, давать своим соплеменникам рабочие места, помогать нуждающимся братьям и сестрам. При этом, что еще важнее, сам Илия Мухаммед не ограничился простым призывом, но воплотил этот призыв в действие. «Нация ислама» создала сеть булочных, кафе, ресторанов; в дальнейшем, когда движение обрело финансовую мощь, деньги были использованы на создание сельскохозяйственных предприятий, ферм на Юге США.
Интересна также интерпретация Илией Мухаммедом таких понятий, как рай и ад. Он отрицал жизнь после смерти. «Бессмертие здесь и сейчас», – говорил «пророк» «Нации ислама». Он трактовал воскресение из мертвых (один из основополагающих принципов как исламской, так и христианской религий) только как ментальное, духовное пробуждение негров, обретение ими «подлинного знания», освобождение от психологии рабства. Рай и ад, учил Илия Мухаммед, находятся здесь, на Земле. Рай – это наслаждение праведностью и духовностью, обладание «подлинным знанием», ад – это пребывание в психологических оковах рабского сознания, порочная, скотская жизнь. Видимо, этот аспект вероучения «Нации ислама» был вызван огромным раздражением на постоянные призывы христианских священников забыть о тяготах земной жизни, о борьбе за свои права здесь, на земле, и помышлять лишь о благах загробного мира. В этом смысле религия действительно становится «опиумом для народа», и мистер Мухаммед, несомненно, хотел избавить свой народ от такого опиума.
Завершающим аккордом идеологии «черных мусульман» было учение об Армагеддоне и связанное с ним учение о «материнском корабле» (mother plane). По словам Илии Мухаммеда, во времена глубочайшей древности лучшие ученые Азии (а Азией Илия объявлял всю земную твердь) спроектировали и создали огромный космический корабль, который с тех пор бороздит просторы космоса, впрочем, не особенно далеко от Земли. Корабль может вместить множество людей. Это те самые загадочные «колеса», о которых говорится в книге пророка Иезекииля. В определенный час – а час этот, по словам лидера «Нации ислама», очень близок – «материнский корабль», на борту которого находится сам Уоллес Фард Мухаммад, сбросит на Америку губительные бомбы, которые испепелят и уничтожат цитадель западной цивилизации. Спасутся лишь праведные черные люди, исповедующие ислам, и немного белых, ведущих праведный образ жизни и также являющихся мусульманами. Они будут взяты на борт космического корабля. Большинство же белых, а также их черные прислужники погибнут в пламени, которым будет гореть Америка. После того как сгорит Старый мир – мир несправедливости, рабства, насилия, наступит бесконечная эпоха Нового мира – мира справедливости, свободы и равенства. Сам Бог будет управлять царством Нового мира, вершить Свой Суд на Земле.
Антиамериканизм, ненависть к американскому государству, к его институтам, к его флагу, ко всей американской атрибутике, в целом ко всей западной цивилизации – это самым явным образом было отражено в идеологии и в поведении «черных мусульман». Антиамериканизм и антизападность были возведены «Нацией ислама» в ранг религиозной догмы. В своей книге «Падение Америки» духовный лидер «черных мусульман» с нескрываемым восторгом и убежденностью описывает грядущую гибель Соединенных Штатов и всей западной цивилизации, приводя в доказательство библейские пророчества. Илия Мухаммед запрещал своим последователям участвовать в каких бы то ни было войнах, которые ведут США. В те времена в Америке еще действовала всеобщая воинская повинность. В декабре 1941 года США вступили во Вторую мировую войну. В 1942 году Илия Мухаммед и ряд его последователей были осуждены на различные сроки тюремного заключения за уклонение от призыва (хотя Мухаммед не подлежал призыву из-за возраста) и «подстрекательство к бунту». В 1946 году он вышел на свободу. Позже за отказ от участия во Вьетнамской войне будет отбывать трехлетний тюремный срок родной сын Мухаммеда – Уоллес Мухаммед, а другой «черный мусульманин» – знаменитый боксер Мухаммед Али – также подвергнется преследованиям и остракизму.
Таким было учение, которое возвестили в 1948 году Малкольму Литтлу навещавшие его в тюрьме города Норфолк его брат Реджинальд и сестра Хильда. Хотя оно называлось исламским и сами последователи Илии Мухаммеда искренне верили в то, что исповедуют настоящую исламскую религию, на самом деле это учение имело колоссальные фундаментально-богословские отличия от собственно исламского вероучения. Как иронически заметил один из оппонентов «Нации ислама», если бы Илия Мухаммед проповедовал свои идеи в Саудовской Аравии или в Судане, он был бы обезглавлен за богохульство.
Да, это учение в богословском плане безумно далеко от исламской религии. Но оно в полной мере передавало революционный дух, питавший первых мусульман времен пророка Мухаммеда, сокрушавших идолов Мекки, освобождавших рабов, мечтавших о справедливости и равенстве во всем мире. Учение «Нации ислама» было революционным учением, самим воплощением революционной религиозности. Оно призывало угнетенного человека подняться из грязи скотской жизни раба до божественных высот свободной совершенствующейся личности. Из трусливого раба, вечно покорного дяди Тома учение Илии Мухаммеда воспитывало бесстрашного бойца с миром угнетателей. «Кто трус – тот не мусульманин», – гласило одно из изречений лидера «черных мусульман». Религиозным пафосом «Нации ислама» был пафос освобождения. Бог был «Богом свободы, справедливости и равенства». Заветной целью объявлялось построение справедливого общества здесь, на земле, и уничтожение системы угнетения. Справедливость объявлялась высшей ценностью. Необходимо применять принципы справедливости ко всем, даже к «белым дьяволам». Угнетатели были названы дьяволами, угнетенные – избранниками Божьими. «Нация ислама» призывала не к смиренным молитвам в чаянии наслаждений загробного мира – она требовала отдать все силы для созидания рая здесь, на этой земле. И мог ли в то время Малкольм воспринять сугубо духовную, пусть и догматически верную интерпретацию религии? Вряд ли. Слишком отчетливо он видел несправедливость и зло этой жизни, чтобы соблазниться воздушными эмпиреями чистого от всего земного духовного пути, в полном отрыве от жестокой правды реальной жизни. Поэтому единственная религия, которую было способно воспринять его сердце, исполненное ненависти к обществу, основой которого были несправедливость, насилие и лицемерие, – такой религией могла быть только религия революции, религия яростного протеста.
Также Малкольм узнал о строгих моральных принципах, следовать которым были обязаны все члены «Нации ислама». Мусульмане не употребляли свинину, алкоголь, наркотики, им было запрещено курить сигареты. Не допускались добрачные и внебрачные связи, просмотр фильмов и журналов аморального содержания. Чтобы быть мусульманином, требовалось полностью подчинить себя воле Бога, жить в полном согласии с Ним.
Не менее важным для «черных мусульман» было обретение «истинного знания». Оно заключалось в том, что история была искажена западными рабовладельцами. Величайшим преступлением в истории было вторжение колонизаторов в Африку, порабощение и вывоз ими десятков миллионов черных африканцев. На плантациях они 400 лет подвергались беспрерывному ужасу американского рабовладения: чудовищной эксплуатации, издевательствам, истязаниям, пыткам, насилием над рабынями. Белые американские рабовладельцы отняли у них все, что составляло их сущность: родной язык, культуру, религию, имена. Американский негр даже не знает собственной фамилии, так как его предки получили ее от своих рабовладельцев.
Каждый народ на Земле, говорили «черные мусульмане», представляет Бога исходя из представлений о самих себе, то есть исходя из собственного расового внешнего облика. И только американских негров христианская религия, подчиненная интересам американских рабовладельцев, учила поклоняться бледнокожему и голубоглазому Иисусу, который олицетворял европейцев, но чей образ был чужд облику самих негров. Это имело психологические последствия. Черные приучились к мысли о том, что белое – это хорошо, а черное – дурно и грязно, что белые – добрые, чистые, хорошие, ими нужно восхищаться, их нужно почитать. В то же время негр стал считать свой собственный внешний облик «черным проклятьем», научился ненавидеть самого себя.
Воспринимая это учение из уст своих брата и сестры, Малкольм попутно читал книги по истории рабства, которые только подтверждали правоту слов мистера Мухаммеда. Малкольм стал обнаруживать в своей душе огромные душевные перемены. Он стал осознавать греховность своей предыдущей, дотюремной жизни. Как писал Малкольм, «сама грандиозность вины подготовила меня к принятию истины». Он сравнивал это с тем, что фарисеи, не чувствующие в себе греха, отвергли Иисуса, в то время как ему последовали многие раскаявшиеся грешники.
Малкольм начинает писать письма самому Илии Мухаммеду. Первые письма были написаны ужасным почерком, так что сам автор едва мог их читать. Малкольм был в отчаянии от того, что не мог выразить в письмах того, что хотел. Но он писал свои письма буквально каждый день, одновременно совершенствуясь в правописании, черпая из книг все новые знания. Лидер «Нации ислама», сам недавно отбывавший заключение в тюрьме, ответил на письма своего нового последователя. Он объяснил Малкольму, что сама американская государственная система, которой выгодно держать негров в невежестве и пороках, которая не позволяет им получить достойные рабочие места, толкает их на преступный путь. Илия Мухаммед пожелал Малкольму быть мужественным.
Семья не забывала о нем. Регулярно в письмах братья и сестры призывали его поклоняться Всевышнему и молиться в сторону востока. Но для Малкольма психологически очень трудно было преклонить колени в молитве. Он становился на колени лишь во времена преступной юности, когда взламывал замки. Потребовалась неделя на то, чтобы он смог заставить себя встать на колени и обратиться с мольбою к Богу. Он молил Его о прощении. Затем подолгу смотрел на фотографию Илии Мухаммеда. Этот маленький, весьма тщедушный, совершенно невзрачный человек стал настоящим спасителем для многих черных людей Америки, подобно Малкольму, запутавшихся в жизни, полной пороков и преступлений.
Не терпя бездействия, Малкольм писал письма также своим бывшим друзьям из криминального прошлого, например, Коротышке, Арчи Вест-индцу, рассказывал им об исламе, о почтенном Илии Мухаммеде. Ответов он не получил. Позже, все еще находясь в тюрьме, Малкольм напишет письма губернатору штата Массачусетс и самому президенту Соединенных Штатов Гарри Трумэну. В письме губернатору Малкольм требует от него соблюдения религиозных прав заключенных, исповедующих ислам, в частности, Малкольм требовал убрать из их рациона свинину и заменить ее другими видами мяса. В написанном в 1950 году письме Трумэну Малкольм выражает свое резкое осуждение американской агрессии в Корее и даже провокационно объявляет себя «коммунистом» – что было поистине красной тряпкой в Америке эпохи маккартизма. После этого письма ФБР открывает файл на Малкольма.
Упорно борясь со своим невежеством, Малкольм решает переписать словарь от первой буквы и до последней. Он записывал слова, их значения и заучивал их. По его собственным словам, за все время нахождения в тюрьме он записал «наверное, миллион слов». Теперь, когда его словарная база существенно расширилась и неуклонно продолжала расширяться, Малкольм начинает понимать смысл, заключенный в книгах по философии, социологии, истории. Теперь он может формулировать и передавать свои мысли. Перед ним открывается новый мир. Все свое время он посвящает чтению. Даже после того как в тюремном блоке гаснет свет, при слабом мерцании лампы в коридоре Малкольм читает книги. Это привело к ухудшению зрения и к концу тюремного срока он уже не сможет обходиться без очков.
С этого времени Малкольм начинает жить настоящей, осмысленной жизнью. Он обретает смысл своей жизни и цель. «Фактически, я никогда в жизни не был столь же свободен» – напишет он позже об этом в своей «Автобиографии». Здесь видится один из парадоксальных символизмов, которыми столь богата биография великого афроамериканца: именно в тюрьме он обрел подлинную свободу.
Книги по истории открыли ему нескончаемую гамму преступлений, совершенных европейскими колонизаторами против всех неевропейских, незападных народов Земли. Это служило независимым подтверждением догмата Илии Мухаммеда о дьявольской сущности европейского Запада.
Изучал Малкольм и книги по философии. В области философии им прочитаны основные труды Шопенгауэра, Спинозы, Канта, Ницше, а также книги по восточной философии, по истории, социологии и генетике. В первую очередь его интерес вызвали следующие книги:
1. Геродот.
2. Уилл Дюрант. «История цивилизации»
3. Герберт Уэллс. «Очерк по истории»
4. У. Дюбуа. «Душа черного народа»
5. Дж. Роджерс. «Смешение рас»
6. Г. Мендель. «Выводы генетики»
7. Фредерик Олмстед. «Путешествие в хлопковое королевство» 1861 года издания
8. Фанни Кембл. «Путешествие на плантацию в Джорджии в 1838–1839 годах» 1863 года
9. Гарриет Бичер-Стоун. «Хижина дяди Тома»
10. Труды аболиционистов
11. Труды о негритянском восстании Ната Тернера
12. Труды Махатмы Ганди об антиколониальном движении в Индии.
Помимо этого, Малкольм интенсивно изучал книги по истории Африки и Азии; особенно его интересовал период европейского господства и антиколониальной борьбы.
В образцовой тюрьме Норфолка часто проводились разного рода научные диспуты и дебаты среди заключенных. Малкольм стал принимать в них участие. Здесь впервые стал вырабатываться его знаменитый полемический ораторский стиль, сочетающий опору на логику, на неопровержимые факты, а также иронию и напористость. Постоянно читая, каждый день обретая все новые знания, в дискуссионной борьбе открывая в себе дар побеждать в спорах и убеждать людей в своей правоте, Малкольм впервые начал обретать мощнейшее оружие, владеть которым, подобно джедаевскому мечу, дано очень немногим. Это оружие – слово. В стенах норфолкской тюрьмы рождался будущий великий оратор, один из величайших в мировой истории, чье слово проникало в сердца сотен тысяч, а впоследствии и миллионов людей – и далеко не только в одной Америке.
Малкольм начал проповедь ислама среди чернокожих заключенных, в результате чего несколько человек приняли учение Илии Мухаммеда. В целях распространения новообретенной веры Малкольм записывается на библейские курсы, где также устраивает диспуты на различные темы. В ходе одного из таких диспутов он сумел победить матерого белого христианского проповедника, который был вынужден согласиться с утверждением Малкольма о том, что Иисус не был белым в европейском понимании этого слова.
Внезапно вера Малкольма оказалась подвергнута серьезному испытанию – в первый, но не в последний раз. Как-то, придя навестить в тюрьме старшего брата, Реджинальд вдруг начал при нем плохо отзываться о почтенном Илии Мухаммеде. Малкольм не мог поверить своим ушам – ведь именно он, Реджинальд, привел его в ислам. А теперь ислам значил для него больше, чем что бы то ни было прежде. Реджинальд поверг
его в состояние замешательства. Вскоре выяснилось, что младший брат Малкольма был изгнан из «Нации ислама» по причине прелюбодеяния. В ту же ночь Малкольм пишет письмо Илии Мухаммеду, в котором пытается защитить брата, объясняет, как дорог он ему. Всю ночь Малкольм истово молился Богу. Следующим вечером, лежа на койке, он вдруг отчетливо увидел человека, сидящего в его кресле. Этот человек был неопределенной расово-этнической идентификации: его нельзя было назвать ни черным, ни белым. Но Малкольм чувствовал что он – не европеец. У него были прямые черные волосы, что-то восточное в чертах лица. Малкольм знал, что это не сон. Незнакомец так же внезапно исчез, как и появился. Позднее Малкольм, никогда прежде не видевший изображений Уоллеса Фарда, определил своего таинственного гостя, явившегося в видении, именно как основателя «Нации ислама». Вскоре пришел ответ от Илии Мухаммеда, который писал: «Если вы уверовали в истину, а теперь сомневаетесь, то вы не искренне веровали и прежде. Что еще может заставить вас сомневаться в истине, чем ваша собственная слабость?» Этот ответ поставил точку в смятении Малкольма. Реджинальд нарушил обет нравственной чистоты мусульманина. Правильное есть правильное, а неправильное остается неправильным, кто бы его ни совершил. Повинуясь законам «Нации ислама», Малкольм и остальные члены семьи, принявшие учение Илии Мухаммеда, прекратили общение с Реджинальдом. Вскоре он стал сходить с ума: объявил себя сначала «посланником Аллаха», а затем более великим, чем Бог. Его поместили в психиатрическую клинику. Безумие Реджинальда
Малкольм истолковал как наказание, посланное ему Богом, но впоследствии, после собственного разрыва с «Нацией ислама» и обращения в суннитский ислам, он объяснял трагедию, происшедшую с братом, эмоциональным стрессом, который испытал слабовольный и зависимый Реджинальд от разрыва с родными.
Находясь в тюрьме, Малкольм впервые начинает отращивать бороду, впервые отказывается от своего «рабского имени» и называет себя Малахия Шаббаз. Позже, после выхода на свободу, ему придется сбрить бороду, так как Илия Мухаммед запрещал своим последователям ходить бородатыми, «как древние люди»; также пришлось отказаться от нового звучного имени, ибо только почтенный Илия Мухаммед обладал правом давать черным людям их «истинные, божественные имена». Только после выхода из «Нации» он вновь отрастит свою знаменитую бородку, примет новое имя – Хадж Малик Шаббаз.
В последний год своего тюремного заключения Малкольм был переведен из тюрьмы Норфолка обратно в чарльстонскую тюрьму. Видимо, возымела свое действие неукротимая активность Малкольма, его проповеди ислама среди черных заключенных, его письма губернатору и президенту, его борьба за соблюдение религиозных прав мусульман в тюрьме. Впрочем, Малкольм не слишком огорчился подобному событию, видя в нем возможность проповеди учения Илии Мухаммеда в новом месте. Теперь он знал, что вся его жизнь будет посвящена борьбе с угнетателями, делу морального освобождения своих братьев и сестер от психологических оков чуждой цивилизации.
Удивительные метаморфозы произошли с ним за эти тюремные годы. Из неграмотного, едва умевшего читать уголовника, словарный запас которого не превышал трех сотен слов, безыдейного циника, атеиста, «хищного зверя», наркомана Малкольм превратился в глубоко религиозного, по-настоящему праведного, волевого человека, обладавшего обширными познаниями в области истории, политики, социологии, религии, великолепного оратора-полемика. Впоследствии Малкольм отмечал, что люди, не знавшие его прежней жизни, думали, что он получил хорошее образование. Но он отвечал им, что его «альма матер» была тюрьмой. Именно здесь он обрел знание и духовную свободу, став совершенно другим человеком. Впоследствии, выступая перед студентами одного из колледжей, он скажет: «Я не думаю, чтобы кто-нибудь извлек бы большую пользу из нахождения в тюрьме, чем я. В самом деле, тюрьма дала мне возможность учиться гораздо более интенсивно, чем если бы моя жизнь потекла по-другому и я учился бы в колледже. Я думаю, одна из самых больших проблем колледжей в том что здесь много отвлекающих факторов… Где, как не в тюрьме, я мог атаковать свое невежество, занимаясь иногда по 15 часов в день?»
«В лихорадочном темпе современного мира нет времени для медитации или глубокого размышления. У заключенного есть время, которому он может найти хорошее применение. Я бы поставил тюрьму на второе место после колледжа, как лучшее место, где человек может предаться размышлениям. Находясь в тюрьме, если он мотивирован, он может изменить свою жизнь».
Процитируем еще одно знаменитое высказывние Малкольма Икса: «Я учился в средней школе в Мичигане. Моей второй школой было гетто в Бостоне, моим колледжем был Гарлем, ученую степень я получил в тюрьме».
7 августа 1952 года Малкольм Литтл вышел за пределы тюремных ворот, получив наконец условно-досрочное освобождение. Если в эту же самую чарльстонскую тюрьму входил заурядный гарлемский уголовник, то выходил из нее уже человек с исторической миссией, человек, который в скором времени превратится в легенду, в знамя своего (и не только своего) народа.