Вы здесь

Маленькая книга о тени. Слои теневого мира (А. Е. Гиршон)

Слои теневого мира

Чтобы как-то ориентироваться в глубине теневого мира, я выделяю три слоя: слой теневых персонажей, личную тень и архетипическую тень. Они отличаются глубиной и соотношением с силой «я». Если теневой импульс ощущается меньше, чем «я», если есть «понимаю, что могу с ним справиться» – мы имеем дело с теневыми тенденциями, или персонажами. Если теневое проявление ощущается как равное «я», «могу справиться, но на пределе», возможно, мы имеем дело с личной тенью. Если же тень переживается как большая сила, глубинная и могущественная, как сила, которая больше отдельной личности, скорее всего, мы имеем дело с тенью как архетипом.


Слои тени

Теневые персонажи

Я знаю в себе то, в чем я боюсь признаться другим. Глухое рычание ненависти, холодная сладость презрения, зыбкое марево лени – я борюсь и скрываю, притворяюсь и маскируюсь, сбрасывая лишь половину масок в присутствии «проверенных» друзей – соседей по камере Жизни.

Я знаю в себе то, в чем я боюсь признаться самому себе. Влажное объятие трусости, судорожный всплеск жадности, тусклый блеск уродства – все это остается в глубине моей жизни, как клещ, сосущий мою кровь, как глист, пожирающий мою плоть.

И есть то, чего я еще не знаю.

Сергей Всехсвятский

Исследуя тень, можно заметить, что есть как будто разная глубина в ее проявлениях. Есть проявления тени, которые я относительно легко могу заметить. Агрессивный импульс, сжатие стыда, безумная мысль… Уже через мгновение я могу сказать себе: «Что это я?» и вернуться к более привычному и приятному ощущению себя, но импульсы могут появляться вновь и вновь.


Если я совсем не знаю, что с ними делать, возможно, через некоторое время я перестану их замечать, и тогда они смогут приходить во снах или через соматические проявления. Теневой импульс станет плотнее, перейдет в теневое качество и станет частью личной тени.


Одновременно тенденции, существующие в коллективной тени, могут стать «очагами притяжения» для личной тени и теневых импульсов (персонажей). Например, мало осознаваемая фанатичная глухота и нетерпимость участников дискуссий по современным политическим вопросам в России, глухота, которая, кажется, не зависит от того, что именно защищают спорящие, основана на отсутствии какой-либо позитивной программы с любой стороны. Мне представляется, что именно невозможность соприкоснуться, заметить ощущение тотального краха, безвыходности и создает слепую убежденность. Почти невозможно встретиться с этим ощущением краха страны, истории, будущего и что-то делать исходя из этого ощущения краха. Это точно требует других сил души. Имперский ура-патриотизм как противоположность панике становится способом не смотреть на многомерную, неопределенную и не всегда приятную реальность. Намного проще найти врага, на которого можно спроецировать эту невыносимость, и воевать с ним вместо кропотливой работы с собой и на своем месте в мире.


С теневыми персонажами я встречался в опыте импровизации, двигательной, театральной и словесной, когда через игру и исследование спонтанных реакций проявлялись такие состояния, импульсы и образы, по отношению к которым брала оторопь: «Что это? Как я могу быть таким? Откуда это взялось?» Одновременно я чувствовал, что в неожиданности этих образов есть большая энергия, ощущение наполненности, сила движения. Подобное переживание маленького и «стремного» откровения приходило, и когда я видел похожее появление персонажей у других. Эти проявления неожиданны, энергичны, коротки и отчасти контролируемы. Тень показывается как плавник большой рыбы и исчезает под поверхностью привычного. Это может быть вульгарная фраза, неприличный жест, судорожная просьба о помощи…


Упражнение. Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы действовали и проявляли себя неожиданно, не так, как обычно? Что это было за проявление? Каким вы были в этот момент? Какие качества проявлялись?

Это может быть интересный, позитивный или неприятный эпизод. Вспоминайте его, не слишком вовлекаясь в переживания, скорее, как зритель. Как бы вы могли назвать появившегося персонажа?


Теневые тенденции могут проявляться не только в переживаемых импульсах, но и в хронических напряжениях, неосознаваемых особенностях движения, которые исследователь танца Рудольф Лабан так и назвал «теневыми движениями».


Мы беседуем с товарищем у него на кухне, уже достаточно давно и неожиданно я замечаю, что его нога начинает подрагивать, в то время как он увлеченно излагает какую-то свою идею. И это действие настолько не связывается с общим контекстом беседы, что вызывает мой интерес, и я обращаю его внимание на это движение. Он с удивлением выслушивает меня, и заметно, что ему не очень-то легко признать существование этого движения.


Иногда на танцевально-психологических тренингах мы исследуем привычное и мало осознаваемое напряжение в теле через преувеличение этого напряжения или движения и нахождение своего рода «персонажа», двигательного характера, стоящего за ними. У этого персонажа есть желания, отношения с окружающим, может быть, имя. Это маленькие кусочки тени, доступные и достаточно безопасные. Мы можем признать в себе присутствие, например, таких персонажей: Лгуньи Луши, Развратного Ромы, Раззявы Розы, Холодного Хаима, Потного Паши и т. д.


Следующим шагом будет способность узнавать их и «обнимать». Узнавать в желаниях, импульсах, напряжениях; признавать их присутствие и тем самым становиться больше их. Не отрицать и не стыдиться, наблюдать за этими персонажами и узнавать, что за потребности и чувства стоят за их появлением.


Недовыраженная злость и потребность в принятии, желание защитить свои интересы и стремление проявить свою заинтересованность в партнере – все это может стать содержанием тени. Возможно, раньше у нас просто не было возможности научиться проявлять их открыто; возможно, прямое выражение чувств и желаний оказалось под запретом в какие-то периоды личной истории. Тогда они вытесняются и могут проявляться через напряжения и бессознательные импульсы.


Юнгианцы отмечают, что фигуры тени (во снах) появляются впервые не в человеческом облике, а в обличье космических пришельцев, вампиров, зомби, полуживотных/полулюдей (монстров) и т. п. «Они бросают нам вызов своим нежелательным, но неизбежным присутствием» (Р. Робертсон). Тень существует как нечто недооформившееся, неопределенное, странное.


Недооформленность, или нечеловеческий характер образов, тени также показывает, что тень уже появилась и начала оформляться. Именно на этом этапе, этапе оформления, и важно включиться личности, определить волевым и творческим усилием форму и степень проявленности теневого импульса.


Важно, что в отношении не слишком сильных теневых тенденций у нас сохраняется возможность контроля, влияния, и поэтому во взаимодействии с ними важна позиция «мудрого правителя»: признавать эти желания и потребности и находить максимально экологичные и творческие способы их удовлетворения. Как пишет Кен Уилбер: «В качестве первого шага на этом уровне нужно дать волю теневым тенденциям, создать для них пространство, подружиться с теми неудобными чувствами, которые мы прежде презирали. Мы должны сознательно соприкоснуться с ними и принять их со всей открытостью, на которую способны. А это значит позволить себе испытывать подавленность, тревогу, отверженность, скуку, обиду или смущение. Это значит, что там, где мы раньше всячески сопротивлялись этим чувствам, мы теперь просто позволяем им проявлять себя. Мы даже активно поощряем их. Мы приглашаем эти симптомы к себе в дом и даем им свободно двигаться и дышать полной грудью, просто пытаясь при этом постоянно сознавать их и те формы, которые они принимают. Этот первый шаг в психотерапии очень прост, и во многих случаях остальные шаги вообще не нужны, ибо в тот самый момент, когда мы искренне принимаем симптом, мы принимаем также и большую часть тени, которая в нем скрыта».


Теневые триггеры. Есть ли ситуации, когда вы чаще, чем обычно, чувствуете и реализуете теневые импульсы, на вас «находит»? Это могут быть ситуации конкуренции или столкновения с грубостью, воспитание детей или религиозные вопросы. Любая ситуация, в которой вы ощущаете явный дискомфорт от собственных действий или активно реагируете на действия и слова других людей, может быть проявлением тени, служить спусковым механизмом, запускающим теневое поведение.

Личная тень: зеркальный двойник

Существует много представлений о том, что такое «я». Некоторые утверждают, что есть постоянная сущность, другие – что «я» формируется в отношениях, третьи – что «я» – это большая иллюзия. Мы оставим пока эти споры в стороне, но предположим, что у нас есть некоторое, не всегда оформленное, но воспринимаемое как более-менее постоянное переживание себя. Чаще всего утром, просыпаясь, мы помним (или очень быстро вспоминаем), кто мы есть. Вот это подвижное, но постоянное ощущение идентичности мы пока назовем «я».


Это «я» обладает набором качеств, о нем составляют суждения другие люди и мы сами, оно становится действующим лицом в драме или комедии жизни. А теперь представьте, что у этого самого «я» есть двойник: точно такой же человек, но полностью противоположный. Эта противоположность и будет вашей тенью, вашим «не-я».


Если вы называете себя мягким и мирным человеком, ваша воинственная и жесткая часть находится в тени. Если вы легки на подъем и в общении, ваша сомневающаяся и осторожная сторона остается скрыта в подземелье бессознательного. Естественно, тень – это не все что угодно, у нее есть границы. Эти границы определяются нашими физическими и генетическими особенностями, нашей личной историей и нашими выборами. Там, где мы находим выбор, появляется возможность перестроить отношения с тенью, переоформить границы личности.


Персональная тень – это хранилище боли и страхов, стыда и насилия, которое мы не могли и до сих пор не можем признать и принять; частный ад, тщательно спрятанный от любого взгляда. Иногда человек прячет этот ад от самого себя. Личную тень сложнее осознать и принять, чем теневых персонажей. В отношениях с персонажами мы находимся в более сильной позиции, мы достаточно легко можем их контролировать и выпускать, мы не теряем ощущения безопасности.


Отношения с личной тенью – это отношения на равных, борьба с непредсказуемым финалом. Причем эта борьба начинается с того, что мы не видим противника, не можем признать его существования. Я имею в виду, что мы, встречаясь с тенью, вначале воспринимаем ее как «другого», видим ее в других людях, в тех, кто вызывает отторжение, гнев, презрение, особенно с оттенком неловкости. И самая большая смелость, необходимая для реальной встречи с собственной тенью, – это признание, глубокое переживание того, что все эти проявления, отвергаемые и ненавидимые, есть во мне, присутствуют в глубинах моей психики.


Как писал в одном из своих стихотворений дзенский мастер Тик Нат Хан:

Я – истощенный ребенок из Уганды,

Мои ноги похожи на бамбуковые палки.

И я – торговец оружием,

Посылающий в Уганду смерть.

Я – двенадцатилетняя девочка,

Беженка на маленькой лодке,

Которая бросилась в океан

После того, как ее изнасиловал пират.

И я – пират, чье сердце все еще неспособно

Видеть и любить.

Я – член политбюро, и в моих руках огромная власть.

И я политзаключенный,

Медленно умирающий в трудовом лагере.

Моя радость словно весна – так тепла,

Что на всей Земле распускаются цветы.

Моя боль словно река слез – так велика,

Что может переполнить четыре океана.

Пожалуйста, называйте меня моими истинными именами.

Перевод М. Щербакова

Итак, нам сложно встретиться с личной тенью напрямую, но мы можем обнаружить ее через проекции, через то, что вызывает повышенную эмоциональную реакцию, повторяющуюся, плохо понимаемую, лишенную гибкости реакцию, в которой отсутствует выбор. В работе с проекциями важно вернуть их себе, присвоить, признать существование этих качеств в себе.


Я исследовал некоторые аспекты своей собственной тени через «Теневой дневник», в котором фиксировал свои эмоциональные реакции неприятия по отношению к людям и явлениям. Здесь я приведу пару записей, относящихся к танцу.


Shadow Diary 7.11.12

Я всегда не любил танец живота. Мне не нравится стилистика, музыка, качество движений, а особенно образ и манеры танцовщиц. Не люблю – значит, отвергаю. И я долго не мог добраться до истоков этого неприятия. Потому что рационально непонятно, что с ним не так, потому что есть настоящие мастера и в этом стиле, потому что его популярность отражает какую-то важную потребность у современных женщин. Но рациональное понимание не помогало.

Конец ознакомительного фрагмента.