Вы здесь

Максимальный результат, или Как воспитать ответственных и инициативных сотрудников. Глава 3. Правила игры в вашей компании (Е. М. Макота, 2014)

Глава 3. Правила игры в вашей компании


3.1. Четко установленные правила в компании и ответственные и инициативные сотрудники

Прежде чем начать разговор об ответственности, я хочу задать вопрос. Приходилось ли Вам сталкиваться с такой ситуацией: неконтролируемый «на гражданке» оболтус в армии становится шелковым и послушным. Почему так происходит? Потому что ему доходчиво объяснили – что и как он должен делать. И вот армия получила в его лице очередного исполнительного солдата. Все регламентировано и структурировано!

Конечно, часто солдатам не объясняют, для чего они выполняют порученные задания, поэтому ответственности и инициативы (оговорюсь, в мирное время) там точно не дождешься. Зато в случае войны каждый из бойцов начинает осознавать смысл своей нелегкой службы – соответственно поведение и отношение к ней меняется.

Таким образом, ответственность проявляется только тогда, когда сотрудник понимает, ради чего он выполняет то или иное задание и осознает смысл своей деятельности. Это мы разбирали в предыдущей главе. Но, кроме того, он должен еще и четко знать свои обязанности при любых обстоятельствах.

Ответственность – это способность брать на себя обязательства. Для этого работник должен знать, каковы эти обязательства, а так же иметь представление о том, как выполнять поставленные задачи – «что можно и что нельзя». В ситуации, когда он этого не знает, получить «сотрудника своей мечты» нереально.

Итак, ответственность базируется на осознании и самомотивации: человек должен знать, что делать, понимать ценность выполнения этого дела и хотеть достичь результата.

Кстати, в своей первой книге: «Игра стоит свеч. Как оценить эффективность бизнес-тренига» я уже говорила о том, что Вы должны подходить к управлению и развитию сотрудников с позиций постоянного улучшения их бизнес-результативности. Такой подход носит название «Human Performance Improvement», или H PI. Основным его постулатом является утверждение, что на результативность работы людей влияют 3 ключевых фактора:

уровень развития умений и навыков;

отношение, а именно – мотивация, настрой, желание достигать высоких результатов;

возможность достигать высоких результатов в рамках существующих бизнес-процессов организации либо отсутствие такой возможности (организационные барьеры).

Соотношение этих факторов, их вклад в результативность можно описать простой формулой




Про мотивацию мы с Вами еще поговорим, о том, как обучать сотрудников, более подробно вы сможете прочитать в моей первой книге, а сейчас пришло время уделить внимание вопросу установления правил.

Для этого еще раз вернемся к армии. Генерал Норман Шварцкопф говорил: «Ошибка в бизнесе, как правило, приводит к потере денег. На войне – к потере жизни. И главный фактор, позволяющий сберечь как можно больше солдатских жизней – это стандарт. В условиях реального боя самое лучшее – чтобы люди были приучены к нему и умели действовать в рамках непререкаемых правил и инструкций».

В бизнесе, как и в армии, нужна стандартизация деятельности по управлению человеческим капиталом, финансами, бухгалтерией и другими процессами. Профессиональные стандарты должны быть внедрены во все функции и операции – от оформления заказов до регулярного поощрения за достигнутые результаты. Правила взаимодействия для разных подразделений нужно четко сформулировать и донести до каждого сотрудника.

Важна дисциплина и контроль – сотрудникам необходимо соблюдать принятые правила и делать то, что от них ожидается, а не только то, что они хотят. И Ваша задача, дорогой мой руководитель – обеспечить соблюдение этих самых правил без исключений, без уклонений и какой-либо творческой импровизации. Вы обязаны требовать исполнения! Для этого, например, заставляйте сотрудников составлять ежедневные и еженедельные планы работы, а их непосредственных руководителей – контролировать их выполнение. Установите нормы и добейтесь их соблюдения!

Часто сотрудник не справляется со своими обязанностями, потому что никто ему конкретно не объяснил, что надо делать, и никто не потрудился растолковать, зачем это нужно. Более того, никто даже не обучил этого сотрудника, чтобы он, при всем своем желании, мог работать как следует. Такой сотрудник «хочет», но «не может» эффективно работать. Или «может», но так, что это не приносит прибыли компании.

На самом деле, это смешно – компании тратят массу денег на рекламу, обустройство офиса, оборудование, но не хотят инвестировать деньги в обучение или слишком заняты, чтобы обучать свой персонал. Впрочем, перед тем, как приступать к обучению, надо точно знать, какие компетенции работников необходимо развивать и как выстроить сам процесс обучения. Да, и не забыть убедиться в том, что сотрудники понимают, чего от них ждут и какова их миссия!

Я уверена, что лояльность – это основа дисциплины. Процесс их совмещения непрост и требует времени, но результат себя оправдывает.

В идеале, дисциплина основана не столько на страхе, сколько на понимании целей и задач работы, ее смысла для работодателя и для самого специалиста, а также на уважении к персоналу. При выполнении этих условий лояльность и дисциплина возникают автоматически, укрепляя корпоративную культуру организации и помогая развивать бизнес. Если же дисциплина поддерживается страхом наказания, о лояльности и хорошей атмосфере говорить не приходится.

Еще раз резюмирую все выше сказанное. В компании должны быть установлены четкие правила игры. Я всегда говорю своим клиентам – описывайте и оптимизируйте бизнес-процессы, регламентируйте и стандартизируйте их. В ответ я слышу тысячу «но»: «у меня сотрудники и так знают, что делать», «мы убьем их творческое начало», «у меня нет времени», «я не знаю как», «нельзя все регламентировать», «мои сотрудники не будут так работать» и т. д.

Поэтому прежде чем двигаться дальше, мне нужно убедить Вас в том, что без регламентации и стандартизации Ваша компания жить не сможет. Если Вы думаете по-другому, я должна поменять Ваши убеждения и образ мышления. Поменяются мысли и установки – появится желание регламентировать бизнес-процессы и стандартизировать деятельность персонала.

Самое интересное заключается в том, что изменение образа мышления «захватывает» человека: ему больше не требуются технологии и алгоритмы действий, он начинает узнавать все самостоятельно. Поэтому иногда моя главная задача – это изменить ход мыслей, а не дать готовые решения. Как следствие меняются установки, чувства, эмоции и поведение.

У Зиг Зиглара есть любимая притча о том, как можно сварить живую лягушку. Лягушка умеет прыгать, и если ее посадить в кастрюлю с кипящей водой, она моментально выскочит. Но если ее поместить в кастрюлю с водой комнатной температуры, она останется в ней – ведь лягушки любят воду. Если медленно добавлять огонь, лягушка будет по-прежнему спокойна, не замечая, что вода становится все горячее. В итоге она так и сварится, не сделав ничего для спасения своей жизни.

Многие собственники бизнеса – та самая лягушка. Сотрудники ведут себя, как хотят, общаются с клиентами так, что хочется плакать, а руководитель им снова и снова все это прощает. С неприемлемым поведением мириться нельзя, особенно если это касается поведения, необходимого для реализации стратегии Вашей компании!

И нельзя терпеть ничего, что может создать негативное впечатление о Вашей фирме. У Вашего сотрудника должен быть эталон приемлемого поведения – стандарт профессиональной деятельности. Это не какие-то должностные инструкции, скачанные из интернета, а четко сформулированные, желательно визуализированные, сопровожденные примерами и доведенные до каждого работника модели поведения и принятые в компании способы решения поставленных задач. Помните, если у Вас нет стандартов, то сотрудники придумают их сами!

Представьте себе банку с маринованными огурцами. Банка – это стандарты, правила компании. Рассол – это корпоративная культура. «Огурцы» – ваши сотрудники – маринуются в этом «рассоле», и знают, что дальше банки «они уйти не смогу», таковы стандарты.

Часто руководители многое прощают своим подчиненным не потому, что не хотят стандартизировать работу персонала, а из желания быть «хорошими» руководителями, чтобы сотрудники их любили. Вот и получается, что такие начальники терпят хамство сотрудников по отношению к клиентам, отсутствие «холодных» звонков, разгильдяйское отношение к фиксированию информации в клиентской базе и многое другое.

Такой руководитель становится «всеобщим любимчиком», который никак не может уволить невыгодного ему сотрудника. А может быть, лучше стать эффективным управленцем, который жестко устанавливает правила работы, твердо контролирует их выполнение и получает максимум прибыли (вы же создали бизнес-модель, как будете зарабатывать деньги)?

Систематизируйте каждый процесс и наиболее удачный практический опыт – не забывая при этом все контролировать. Делайте это при помощи видеокамер, программ, которые позволяют следить за любым компьютером в компании, торговых агентов с помощью GPS, с помощью «тайных покупателей» и т. д.

Контролируйте все аспекты работы! И кстати, чем бы ни занимались Ваши люди, контроль – это Ваше дело, пока они работают на территории Вашей компании в оплаченное Вами время.


Табл. 3.1. Матрица «отделы – направления деятельности»


Открою Вам секрет – хорошим работникам нравится, когда рабочий процесс выстроен и отлажен, недовольны только бездельники и лодыри, которые Вам совсем не нужны. Когда сотрудник попадает в выстроенную систему, он понимает, что должен делать, за что несет ответственность, ему объяснили, почему он должен поступать именно так. И вот, в Вашей компании уже работают инициативные и ответственные люди! Здесь же скрыт и ответ на вопрос, почему сотрудник из компании «А» может оказаться никуда не годным на аналогичной должности в компании «Б».

Многие успешные предприятия стали таковыми благодаря организованной, регламентированной, отлаженной до автоматизма работе. В компании должен быть проработанный и неукоснительно соблюдаемый комплекс стандартов и инструкций, обеспечивающий жесткий контроль со стороны руководства. Никакого русского «авось» – все должно быть продумано заранее! Убирайте «И.Б.Д,» – людей, Имитирующих Бурную Деятельность» и это повысит прибыль вашей компании.

Мы с Вами уже достаточно много говорим о том, как важны правила игры в компании, настало время приступить к вопросу, как же их установить в Вашей компании. Итак, начинаем.

3.2. Распределение функциональных обязанностей в компании

Если в Вашей компании все «запущено» – нет никаких регламентов, документов, только скачанные с интернета должностные инструкции – то начать придется с распределения функциональных обязанностей.

Первый шаг. По горизонтали в таблице 3.1. вы пишете все направления деятельности организации.

Второй шаг. Распределите основные направления деятельности (функций) организации между отделами.

Ваша работа – образная фиксация того, какие направления деятельности делегируются каждому из подразделений компании. Если данный отдел осуществляет указанную деятельность, то на пересечении соответствующей строки и столбца ставят метку. В результате можно получить наглядный перечень делегированных направлений деятельности (Табл. 3.1).

Благодаря данной матрице Вы сможете увидеть, у всех ли направлений деятельности есть «хозяин». Или, может быть, направление деятельности есть, а отдела нет?

Третий шаг. Необходимо определить перечень задач для каждого отдела.

Технология следующая: Вы задаете себе вопрос: «какие отдельные задачи нужно выполнять, чтобы обеспечить основное направление деятельности отдела?» Для получения ответа Вы анализируете основное направление работы подразделения, разбиваете ее на составные элементы – задачи. Давайте рассмотрим этот механизм на примере отдела сбыта.


Пример

Основное направление работы отдела – сбыт

Задача 1. Заключение договоров на реализацию.

Задача 2. Реализация продукции оптовым покупателям.

Задача 3. Реализация продукции розничным покупателям.

Задача 4. Работа собственных торговых точек.

Задача X

Если Вы – новый руководитель отдела, Вам, вероятно, будет сложно использовать только аналитическую технологию, так как для ее применения нужно иметь целостное понимание деятельности организации и своего отдела. В этом случае Вам поможет синтетическая технология, сутью которой является движение в обратном направлении – от конкретных задач, которые выполняет каждый сотрудник, к соединению, синтезу выполняемых работниками реальных задач под общую «крышу» основного направления работы:




Чтобы успешно использовать синтетическую технологию распределения задач, важно собрать как можно более точную первичную информацию. Это удобно сделать при помощи специальной анкеты, где Вы просите своих подчиненных описать те реальные задачи, которые они выполняют на рабочем месте. Кстати, работа над заполнением этой анкеты даст Вам много дополнительной информации о Ваших работниках: уровень их понимания своих обязанностей, способность к письменному представлению данных, их сознательность, ответственность и лояльность.

Для выявления реального перечня задач отдела попросите сотрудников написать в анкете, как они понимают главную цель своей работы (за что они отвечают в целом). Пусть они так же перечислят основные задачи, которые решают на рабочем месте для достижения главной цели.

Замечу, что детальная, подробная анкета вам еще понадобится, когда Вы будете оговаривать круг постоянных задач для каждого сотрудника.


Четвертый шаг. Необходимо определить исходящие и входящие коммуникационные потоки.

Подобную информацию удобно фиксировать в виде, представленном в Табл. 3.2.


Пятый шаг. Необходимо распределить задачи между сотрудниками отдела.

Для распределения задач между сотрудниками отдела можно использовать матрицу, подобную той, с которой Вы работали при распределении направлений деятельности между отделами.


Таблица 3.2. Обмен информацией и документами (подразделение X)


Здесь важно продумать, какие задачи работники отдела могут дублировать для обеспечения стабильности работы, а какие задачи должен выполнять один специалист. Если конкретный человек выполняет данную задачу, на пересечении ряда и столбца ставится метка. Такой обзор задач покажет уровень загрузки каждого из Ваших работников, поможет обнаружить «ничьи» задачи, а также задачи, в решении которых занято слишком много сотрудников. Обозначать все это лучше на флипчарте, стикерах, работая в группах.

Имеющуюся информацию Вы можете визуализировать по-разному – обязательно это делайте для наглядности! Например, при рассмотрении коммуникационных потоков, вы можете представить каждый отдел в виде солнышка. Центр – название отдела, а лучики направлены к тем подразделениям, с которыми он контактирует. На этих лучиках укажите, какая информация поступает: стикер одного цвета – значит, информация поступает в устном виде, другой цвет стикера – в виде документа; стрелочками отмечается входящая или исходящая информация. Далее Вам останется только перенести данный рисунок в формат стандарта.

Фактически, после проделанной работы у Вас будут четко сформулированные должностные инструкции с прописанными зонами ответственности – и это замечательно! А теперь печальная новость: описав полномочия, функции, цели, задачи и взаимодействия между отделами, вы получите некий комплект документов, который сотрудник должен прочитать и усвоить. Проблема заключается в том, что каждая инструкция будет составлена с точки зрения отдельного функционального подразделения.


Рис. 3.1. Пример визуализации информации


Это означает, что составить целостное представление о бизнес-процессе, в котором участвует несколько подразделений, будет очень трудно. Без серьезной аналитической работы прописать алгоритм работы от «входа» (клиент приходит) до «выхода» (клиент платит и уходит) невозможно, так как должностные инструкции не содержат исчерпывающего перечня действий и документов, а также распределения ответственности между отделами в ходе работы с клиентом.

Такой подход к ведению бизнеса называется функциональным – то есть Вы рассматриваете компанию как набор подразделений, каждое из которых исполняет определенные функции. В таком подходе отделы ориентированы на выполнение своих собственных показателей, но не на конечный результат компании, не на достижение общей стратегической цели организации. Отсюда и возникают несостыковки и конфликты между подразделениями.

3.3. Процессный подход к ведению бизнеса

Чтобы реализовать стратегию компании и сделать сотрудников ответственными и инициативными, нужно использовать процессный подход к ведению бизнеса. Процессный подход к управлению рассматривает компанию как сеть связанных между собой бизнес-процессов, а не совокупность разрозненных функций.

Каждый бизнес-процесс есть последовательность операций, которые нацелены на достижение определенного результата. Соответственно, процессный подход делает компанию ориентированной на результат! Каждый сотрудник знает, какую работу, какого качества и в течение какого срока нужно выполнить, чтобы бизнес-процесс, в котором он участвует, привел к нужному итогу.

Если представить функции как некоторые «полосы», которые «разрезают» организацию сверху донизу (от подразделения к подразделению), то процессы «разрезают» организацию поперек (пересекают границы функциональных подразделений). Как правило, такие процессы направлены на удовлетворение потребностей клиентов. А отношения с ними – это и есть бизнес: именно поэтому они и получили название «бизнес-процессы».

Процессный подход позволяет увидеть, ради чего совершаются все действия в компании и каков их вклад в результаты ее деятельности. Кстати говоря, формализация процессов – основа всей работы по построению регулярного системного менеджмента в компании.

Хочу обратить Ваше внимание на еще один важный момент. Часто благополучие компании зависит от определенных сотрудников – так называемых «звезд». Из-за того, что они чем-то недовольны или, говоря проще, начинают «качать права», может рухнуть весь бизнес. Избавиться от этой «зависимости» как раз и помогает формализация работы компании.

Там, где раньше управляли сильные личности, должны появиться стандарты работы. Где все решали личные отношения, должны быть прописанные процедуры. Вместо объяснений «на пальцах» должны использоваться показатели, графики и диаграммы. То, что в деятельности организации раньше считалось «расплывчатым», неуловимым и текучим, должно стать четким, осязаемым и измеримым.

Чем более бизнес-процесс совершенен, тем меньше требований к квалификации сотрудников он предъявляет. От сотрудников нельзя быть зависимым. Если у Вас есть работник, которого Вы не можете заменить, срочно меняйте ситуацию. Опишите все бизнес-процессы, которые он реализует – так Вы сможете передавать работу другим исполнителям. Также возможно разделить его объем работ на двоих, чтобы нормальное функционирование бизнеса не было под угрозой при увольнении этого сотрудника.

Итак, если Вы действительно хотите, чтобы в Вашей компании был порядок, опишите основные бизнес-процессы и посмотрите, какие из них требуют оптимизации для достижения цели стратегии. Удивительно, но часто они существенно отличается от тех бизнес-процессов, на основе которых на самом деле работает компания.

Таким образом, бизнес-процесс – набор действий, которые выполняются для получения заданного результата. Каждый бизнес-процесс имеет свою определенную цель, которая подчинена общей цели компании – ее стратегии.

Условно бизнес-процесс можно представить следующим образом: какое-то действие, на «вход» которого поступает один или несколько ресурсов – обрабатывается на основе правил, каких-либо механизмов. В результате на «выходе» создается продукт. Сразу же возникают два вопроса:

1. Какие ресурсы мы используем на «входе»?

2. Какой продукт мы создаем на «выходе»?


При этом «входами» к процессам являются «выходы» других процессов.

3.4. Когда компания должна использовать процессное управление?

Особенность процесса – повторяемость и универсальность его операций. Обратите внимание, важный момент: описанию и регламентации подлежат только те процессы, которые сформировались и устойчиво повторяются!

Для компании с большой изменчивостью процессов необходимо не регламентировать, а моделировать процессы, тестировать различные варианты и выбирать из них оптимальный. Например, если основной бизнес компании по сути проектный (строительные предприятия, производство под заказ и пр.), то управление такой деятельностью через бизнес-процессы неэффективно – это многократно доказано на практике.

Деятельность по проекту определяется его планом, бюджетом, рамками, сроками и т. д., но не регламентами бизнес-процессов – и здесь нужны совершенно иные инструменты. Управление процессами, именно как повторяемыми алгоритмами деятельности, оптимально для предприятий (или направлений деятельности) с повторяющимися, устойчивыми бизнес-процессами. Говоря иначе, процессное управление – своего рода «автопилот», обеспечивающий ежедневную работу компании.

! Чтобы понять, нужно ли Вам процессное управление компанией, давайте выделим в деятельности сотрудника следующие компоненты: (обратите на них внимание!)

✓ Задача – если это однократно выполняемая работа одного исполнителя за короткое время (т. е. каждое новое задание выполняется одним сотрудником, каждый раз по новым или меняющимся правилам);

✓ Функция – если это регулярная работа одного исполнителя, выполняемая по известным ему правилам (т. е. каждое новое задание выполняется одним сотрудником, но всегда по установленным, повторяющимся, известным ему правилам);

✓ Проект – если это однократно выполняемая работа многих исполнителей за длительное время (т. е. каждое новое задание выполняется многими сотрудниками, каждый раз по заново сформулированным правилам и алгоритмам);

✓ Процесс – это регулярно выполняемая работа многих исполнителей по четко зафиксированным правилам и алгоритмам.


Очевидно, что делать упор на систему управления бизнес-процессами для компании, в которой преобладает проектная деятельность или задачи, не имеет смысла. И наоборот, бессмысленно внедрять системы управления проектами в «процессной» компании: это приведет к увеличению затрат и внесет в деятельность еще больше проблем и сложностей.

Оцените, подходит ли вашей компании процессный подход управления компанией?

Если Вы приняли решение, что подходит и настроились описать существующие бизнес-процессы, то это здорово! А если в Вашей организации уже описаны бизнес-процессы, то это просто замечательно! Вы знаете свою компанию, для Вас она – не «черный ящик». Вы знаете не только то, что происходит на «входе» и «выходе», но и то, что происходит «в середине».

Тот, кто опишет и оптимизирует бизнес-процессы, скоро заметит, что в компании повысилась ответственность и инициативность сотрудников. Естественно, вверх пойдет эффективность работы подразделений и, безусловно, вырастет прибыль.

Согласна, абсолютно прозрачная организация, где каждый сотрудник четко знает свои функции, их роль в достижении целей компании, где мотивация каждого связана с тем, насколько он способствует выполнению стратегии компании – утопия.

Неудивительно, что многие компании стремятся к ней, и потому почти поголовно внедряют процессный подход. Не надо страдать перфекционизмом! Можно сделать хотя бы первые шаги – прописать отдельные процессы, операции, регламенты, стандарты. Вы же хотите ответственных, инициативных сотрудников и высокую прибыль компании? Тогда делайте первый шаг!

3.5. Основные, управляющие и поддреживающие процессы

Процессный подход в управлении рассматривает бизнес как набор процессов – основных, управляющих и поддерживающих.

Разберем их более подробно:

Управляющие процессы – это бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы, ставят цели, связанные с обеспечением будущего компании, ее развитием. Часто управленческие процессы относят к «обеспечивающим». Примером управляющего процесса может служить корпоративное управление и стратегический менеджмент.

Основные процессы создают основной поток доходов и служат основой бизнеса. Это те процессы, которые «зарабатывают» деньги. Основные процессы – части цепочки создания ценности для клиента, т. е. конечного продукта или услуги, которые компания предоставляет. (Табл. 3.3) Например, основные бизнес-процессы торговой организации: Закупка – Доставка – Хранение – Продажа.


Таблица 3.3. Характеристики основных бизнес-процессов.


Для выделения процессов данной категории нужно четко представлять стратегию развития компании – только так можно определить, какие процессы будут ключевыми в ее реализации.

Определение «основной процесс» предложили классики реинжиниринга бизнес-процессов М. Хаммер и Д. Чампи. У них есть интересный метод определения, является ли процесс основным или нет. Согласно этому методу у клиента нужно спросить, готов ли он платить деньги за данный бизнес-процесс или нет? Если клиент ответит «да», значит, процесс является основным, если «нет», то процесс относят к одной из двух оставшихся групп.

Именно основные бизнес-процессы приносят доход, определяют профиль бизнеса и имеют стратегическое значение: их ни в коем случае нельзя отдавать на аутсорсинг. Если это произойдет, компания потеряет свою способность конкурировать на рынке.

Конкурентоспособная компания должна уметь выполнять лучше других в своей отрасли именно основные процессы. За время существования компании они постепенно развиваются или умирают – в зависимости от востребованности рынка и стратегии развития компании.

Надеюсь, теперь вы самостоятельно сможете определить, какие процессы у вас в компании являются основными.

В отличие от основных, обеспечивающие процессы имеют другие цели – они поддерживают инфраструктуру организации. К ним относится бухгалтерский учет, юридическое консультирование, подбор персонала, техническая поддержка. «Внешний» клиент не готов платить за них, но они необходимы для существования компании.

Клиенты таких процессов – это подразделения и сами сотрудники фирмы. Обеспечивающие бизнес-процессы могут даже производить продукты, которые затем будут реализовывать на рынке. Однако они являются не основными, а второстепенными или побочными. Важно помнить, что обеспечивающие бизнес-процессы не имеют стратегического значения.

С течением времени компания может сделать побочный продукт основным – в таком случае, обеспечивающий бизнес-процесс перейдет в категорию основных. Все чаще руководитель предпочитают отдать обеспечивающий процесс на аутсорсинг, если в отрасли есть фирмы, способные выполнить его дешевле, быстрее и лучше, так как обладают необходимыми для этого ресурсами, компетенциями и опытом.


Таблица 3.4. Характеристики обеспечивающих бизнес-процессов.


Таким образом, бизнес-процесс берет свое начало с момента возникновения спроса клиента и заканчивается его удовлетворением.

Процессно ориентированные организации стараются минимизировать проблемы, возникающие на стыке зон ответственности подразделений во время выполнения одного бизнес-процесса.

Бизнес-процессы должны быть организованы так, чтобы:

Создавать ценность для клиентов;

Максимизировать прибыль для компании;

Исключать всю лишнюю работу.


От их эффективности напрямую зависит конкурентоспособность и прибыльность фирмы. Благодаря формализации и оптимизации бизнес-процессов владельцы и менеджмент компании:

Формируют четкое понимание того, как работает их компания;

Получают стандартизированные рабочие процессы;

Снижают свои издержки;


Получают возможность осознанно улучшать деятельность компании;

Повышают управляемость организации, ее сотрудники лучше осознают цели компании.

Повышают качество конечного продукта.


В каждом процессе нужно искать то, что сможет улучшить его качество. Если в вашем производстве 10 % брака, нужно определить, в чем причина изъяна. Выявление «узких мест» позволяет при минимуме усилий добиться существенного улучшения общего результата. Если мы выясняем, что от одного процесса зависит 80 % результата, а от другого – 20 %, то совершенствовать надо, разумеется, первый.

3.6. Какие процессы нужно описывать и оптимизировать?

Вы скажете, что теории достаточно – что конкретно и, главное, как самим без привлечения консультантов описать и опитимизировать бизнес-процессы? Огорчу – не факт, что Вы сможете сделать все сами. Если Ваша компания крупная, амбициозная, да еще есть планы «тиражировать» бизнес, то лучшим выходом будет обратиться к профессионалам.

Более того, конкуренция растет, и в связи с вступлением страны в ВТО российским предприятиям приходится соответствовать международным стандартам, а это потребует автоматизации основных бизнес-процессов.

Перечень процессов, которые нуждаются в автоматизации, зависит от вида деятельности компании. Например, бизнес с большой сырьевой составляющей требует, в первую очередь, оптимизации и автоматизации процессов управления запасами. В компаниях, где основные затраты приходятся на персонал, нужна автоматизация процессов управления персоналом. Для фирм, оказывающих услуги или продающих товары в онлайн-режиме через интернет (когда большое количество клиентов самостоятельно заказывает конкретный перечень услуг или товаров через веб-интерфейс), чрезвычайно важно иметь автоматизированные фронт-офисные процессы.

Но если Вы все-таки решили научиться описывать и оптимизировать бизнес-процессы сами, то я могу Вам помочь! При этом как я выше писала, Вам все равно придется что-то автоматизировать. А это удел профессионалов.

Самым главным вопросом становится, что именно описывать – все или какую-то часть?

1 Вариант. Описывать все бизнес – процессы в компании, то есть полностью задокументировать все бизнес-процессы сразу.

2 Вариант. Выявить, какие бизнес-процессы на вашем предприятии не приносят желаемой отдачи.

Обратите внимание на снижение уровня продаж, увеличение себестоимости, срыв графиков отгрузки продукции и завоза сырья, избыточные складские запасы и т. д. Какой именно из процессов выбрать, иногда можно определить на основе анализа себестоимости или операционных затрат: где издержки больше всего – там и требуется оптимизация. В общем, приблизительно так – «что болит, то и лечим».

Для того чтобы понять, где именно «болит», существует отличный инструмент – «Контрольный листок». Это бланк-формуляр или специальная форма, предназначенная для регистрации данных.

Использование контрольных листков дает ценную информацию для решений, где именно требуется усовершенствование – ведь проблемных участков может быть очень и очень много, и выбрать приоритет часто бывает нелегко.

Заполнение контрольного листка обычно имеет несколько этапов:

1. Соглашение о том, какие события надо в него вносить. Сомнений в том, имело ли место событие на самом деле, быть не должно. Желательно также включить в контрольный листок позицию «Прочее», чтобы регистрировать инциденты, которые трудно отнести к какой-то категории.

2. Определение периода регистрации данных и его удобного деления на интервалы.

3. Разработка самой формы (бланка) контрольного листка, используемого для регистрации.

4. Сбор данных происходит в течение всего согласованного периода времени.

Предварительно следует убедиться в том, что все принимающие участие в сборе данных одинаково понимают суть происходящего. Тогда собранные разными людьми данные будут достоверными.

5. По окончании сбора данных они анализируются для выявления тех событий, которые происходят наиболее часто. Так вы определите приоритеты проблемных областей бизнес-процесса для расстановки акцентов в работе по их совершенствованию.

3 Вариант. Описание и оптимизация только тех бизнес-процессов, которые обеспечивают движение к главной цели компании, реализацию стратегии.


Этот вариант особенно хорош для тех, кто против полной регламентации и стандартизации всей деятельности компании.

Маленькая ремарка для тех, кто вообще против любого прописания чего бы то ни было. Дорогие мои, бизнес-процессы – это повседневная деятельность компании. У вас они уже есть, вопрос только в том, насколько они эффективны.

Речь идет только об умении отображать, анализировать, оптимизировать и более эффективно управлять повседневной деятельностью. Кстати, учиться отображать и анализировать бизнес-процессы полезно даже в маленьких компаниях. Это самый эффективный инструмент для анализа действий персонала.

Я отдаю предпочтение варианту номер 3. Объясню, почему: моя задача состоит в том, чтобы Ваша компания как можно быстрее получила запланированную прибыль, а в качестве приятного бонуса еще ответственных и инициативных сотрудников. Естественно, я не занимаюсь описанием и оптимизацией всех бизнес-процессов фирмы: для этого есть другие профессионалы, специализирующиеся в данной сфере.

Я занимаюсь оптимизацией только тех бизнес-процессов, которые в первую очередь необходимы для реализации стратегии компании и достижения главной цели компании – то есть стараюсь сделать все быстро и хочу получить результат. Более того, я, руководствуясь принципом, «делаем все быстро и сразу, одновременно прописываем и оптимизируем несколько бизнес-процессов – ну ее, эту последовательность»! Если кто-то сказал «фи» в мою сторону, приведу аргументы для оправдания своей позиции.

Вот, например, что говорит Билл Гейтс – наверное, знаете такого? «Если в 80‑е годы все решало качество, а в 90‑е – реинжиниринг бизнеса, то ключевая концепция нынешнего десятилетия – скорость. Здесь и скорость изменения характера бизнеса, и вопросы оперативности управления бизнес-процессами; здесь и динамика изменения образа жизни потребителей и их запросов под влиянием все большей доступности информации.

Скорость роста качества продукции и скорость совершенствования бизнес-процессов будут намного выше, а – при достаточно большом значении этих показателей произойдет изменение характера самого бизнеса. Если компания, выпускающая или распространяющая продукцию, способна отреагировать на рыночную ситуацию не за несколько недель, а за несколько часов, то, по сути, она уже становится компанией, занимающейся услугами по предложению этой продукции. Основа всех этих изменений поразительно проста: это поток цифровой информации».

Конец ознакомительного фрагмента.