Макроэкономическая политика в области инвестиций
Бутова Е. В.,
магистр факультета «Менеджмент» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Овсянникова Д. К.,
студентка 3 курса факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Summary. In this article the authors explore the public policy investments of the Russian Federation, problems and prospects of its development, ways to attract foreign investment.
Keywords: investment policy, investment climate, attraction of investments.
В современном мире многообразных и сложных экономических процессов и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения или инвестирование.
Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и совокупность практических действий по их реализации.
Исследование вопросов инвестиционной политики, как на макро-, так и на микроуровне является актуальным для России, которая находится на пути к развитой рыночной экономике.
Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.
Принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности определены в ст. 11 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Главными из них являются:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
На формирование государственной политики России в инвестиционной сфере оказывает влияние ряд факторов. Во-первых, это традиционно сложившаяся сильная роль государства в управлении экономикой. Именно от государства исходила инициатива радикальных экономических реформ.
Во-вторых, функционирование рыночной экономики, которая призвана обеспечить наибольшую отдачу от действий субъектов инвестиционной деятельности и от долгосрочных перспектив государственной политики. В-третьих, это особенности переходного периода, такие как политическая, экономическая нестабильность, мировой финансовый кризис, отсутствие четкого и правильного развития реального сектора экономики [Амосова, Гукасьян, Маковикова 2011].
К факторам, определяющим величину инвестиций, относятся:
• ожидаемые доходы от инвестиций;
• реальная ставка процента;
• налогообложение;
• экономические ожидания;
• изменения в технологии производства.
В современных экономических условиях низкого уровня инвестиционных потоков и продолжающегося восстановления рынка инвестиций роль государства является определяющей.
Иностранные инвестиции важны для российской экономики. Это вызвано отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами.
Создание благоприятного инвестиционного климата должно осуществляться несколькими путями:
• усиление роли государства как гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности. Это позволит участникам быть уверенными в том, что в кризисных ситуациях вложенный капитал не будет потерян;
• создание равных конкурентных условий всем инвесторам, независимо от форм собственности, что может способствовать эффективному размещению капитала и устойчивому развитию;
• устранение противоречий в законодательстве;
• упрощение процедур согласования документации при разработке инвестиционных программ, для ускоренного внедрения инвестиционных проектов;
• создание информационно-аналитических центров, осуществляющих рейтинговую оценку потенциальных инвесторов;
• становление современной инфраструктуры рынка инвестиций, что будет способствовать сбережению средств инвестиционного процесса при межотраслевом переливе капитала.
Для улучшения инвестиционного климата в настоящее время продолжается последовательная работа по дебюрократизации экономики: упрощаются процедуры запуска инвестиционных проектов, убраны формальные проверки. В России планируется создать единую национальную систему аккредитации, которая упростит допуск новых товаров на рынки. Также правительство завершает работу над пакетом законопроектов, направленных на создание налоговых стимулов для инвестиций в высокие технологи в качестве социальных услуг.
Для снижения региональной и муниципальной бюрократии прорабатывается вопрос о целесообразности составления специального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Качество работы с инвесторами будет одним из базовых критериев оценки эффективности деятельности региональных администраций, критерием состоятельности и кадровых перспектив самих руководителей, губернаторов.
Планируется, что регионы и муниципалитеты в ближайшем будущем будут публиковать информацию о перечне перспективных территорий, что позволит быстрее и с меньшими издержками выбирать площадку для реализации инвестиционных проектов.
Также планируется упростить процедуру доступа предпринимателей к инфраструктуре естественных монополий.
Активное воздействие государства на процессы инвестирования являются необходимым условием обеспечения благоприятного инвестиционного климата и оживления инвестиционной деятельности, что позволяет обеспечить стабильное развитие социально-экономической системы в целом и интересах всего общества [Заика, Крюков 2013].
Правительство России стремится создать действительно открытую и привилегированную инвестиционную экономику – с максимально либеральными нормами регулирования, с адекватными налогами, высоким качеством работы государственного аппарата.
В настоящее время можно выделить несколько причин, сдерживающих приток инвестиций в Россию.
Первая и наиболее важная – внутренняя нестабильность. Иностранных инвесторов отпугивает сегодня дезорганизованность и коррумпированность государственного механизма, превратившегося в конгломерат групп и отдельных лиц, преследующих свои корыстные цели. Кроме того, существует местный произвол в налогообложении, бюрократический диктат чиновников в экономике, усложненность и продолжительность процедур согласования при принятии важных решений или реализации каких-либо коммерческих проектов. Нестабильность проявляется в частых изменениях в законах и других нормативных актах, регулирующих инвестиционную деятельность в стране. Не существует меткой и унифицированной нормативной базы, отработанных контрактных процедур.
Еще одна не менее важная проблема общенационального масштаба – криминализация общества и экономики. Это проявляется, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики, такие как топливно-энергетический комплекс.
За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Наконец, наиболее важной составляющей инвестиционного климата является правовая база. По мнению правоведов, она недостаточно стабильная, противоречивая, запутанная, что осложняется еще и тем, что нет согласованности между процедурой применения законов на федеральном и местном уровнях.
Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков [Вахрин 2012]. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений, – постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Для того, чтобы иностранные инвесторы согласились вести свою деятельность в нашей стране, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.
Таким образом, в современных условиях одним из ключевых вопросов государственной политики России, направленной на достижение глобальной конкурентоспособности на мировом рынке, является вовлечение в сферу конкуренции не только ее рынков сырья, товаров, услуг, но обращение капиталов. Рост экономики страны, соответствующий международным пропорциям и способный обеспечить ей значимые позиции на мировой арене, невозможен только за счет внутренних инвестиций. В связи с этим возникает проблема оценки позиций России на международном рынке инвестиций.
По оценкам отдельных экспертов, слабые стороны России – неэффективная система управления; нестабильная и не отвечающая современным требованиям кредитно-финансовая система. Но есть и сильные стороны – научно-технический потенциал, трудовые, природно-сырьевые ресурсы. Оптимальное использование их позволит повысить ее конкурентные возможности. Что касается отраслевой конкурентоспособности, то лидирующие позиции здесь могут занимать такие сферы экономики, как аэрокосмическая, приборостроение, судостроение и отдельные отрасли военно-промышленного комплекса.
1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 23.07.2010).
2. Амосова В. В., Гукасьян Г. М., Маковикова Г. А. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2011. – 480 с.
3. Булатов А. Капиталообразование в России // Вопросы экономики. 2011. № 3. С. 7.
4. Вахрин В. И. Инвестиции: учебник М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 384 с.
5. Заика И., Крюков А. Национальная экономики и инвестиции// Экономист. 2013. № 7. С. 21–26.