Бизнес как субъект взаимодействия с властью
Беляева И. Ю.,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Корпоративное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Абрамян А. С.,
студентка факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Summary. This research is devoted to the study of business as the subject of interactions with the authorities. Moreover, it deals with the role of economics, politics and authorities in business regulation. Here the generalized view of modern Russian business functions is shown. The research gives a short analysis of business interactions with the authorities.
Keywords: authorities and business, policy, innovations, civil activity, social partnership.
Бизнес как субъект взаимодействия с властью можно определить как совокупность предпринимательских структур (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих выгод. Также бизнес можно трактовать как инициативную, экономическую деятельность, осуществляемую за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящую главными целями получение прибыли и развитие собственного дела [Экономический словарь 1996, с. 33]…
Бизнес является важнейшей движущей силой развития, занимающей ключевое место в жизни общества, что обусловлено его функциями. Представим обобщенный взгляд на функции современного российского бизнеса:
– экономическая – развитие любого общества возможно только при ведении им хозяйственной деятельности;
– инновационная – бизнес обеспечивает внедрение в практику новейших достижений в области науки и технологии;
– политическая – бизнес, особенно крупный, оказывает значительное влияние на принятие политических решений и оказывается важнейшим фактором развития гражданского общества;
– лидерская – в определенном смысле деловой мир является лидером в современном российском обществе, так как состояние бизнеса определяет состояние общества;
– социальная – бизнес выступает связующим звеном, обеспечивающим интеграцию общества, развитие социального партнерства;
– этическая (нравственная) – этика деловой активности выступает своеобразным ориентиром нравственной культуры других сфер общественной жизни.
В рамках проводимого исследования наиболее значима из них социальная функция, которая реализуется в первую очередь посредством: полной и своевременной выплаты налогов и обеспечения достойного уровня заработной платы сотрудникам; поддержки системы образования и подготовки кадров, системы здравоохранения, других сфер социальных услуг; поддержки инициатив по финансированию социальных проектов муниципальных властей и организаций гражданского общества.
Социально ответственный бизнес характеризуется тем, что все этапы бизнес-цикла можно рассматривать через основных социальный функций, среди которых:
1. Разработка общей политики и стратегии: насколько политика и стратегия бизнеса служат задачам устойчивого развития и приносят выгоду всем стейкхолдерам (заинтересованным сторонам).
2. Организация труда и производственный процесс: соблюдаются ли нормы безопасности и экологические нормы при производственных процессах, обеспечиваются ли качество товаров и их безопасность для потребителя.
3. Закупки и управление поставками: приобретаются ли товары, запчасти и услуги у местных поставщиков, и если да, то помогает ли им компания соблюдать установленные стандарты.
4. Сбыт и продажа товаров: насколько безопасны технологии сбыта товаров, приносят ли отношения между предприятием и продавцом пользу конечному потребителю.
5. Продажи, маркетинг и отношения с клиентами: является ли информация в рекламе товара и на его упаковке точной и правдивой, какие механизмы используются для выстраивания отношений между компанией и ее клиентами;
6. Развитие человеческих ресурсов и трудовые отношения: условия трудоустройства сотрудников, охрана и гигиена труда, обучение сотрудников, стратегии преодоления негативных последствий реструктурирования, сокращения штатов и т. д.
7. Финансовое управление и отношения с инвесторами: эффективность финансового контроля, открытость документации, качество работы совета директоров, отношение к взяткам и внутренним торговым операциям.
8. Проектно-конструкторские работы: объем вложений, учет социальных/экологических проблем, создание проектно-конструкторских бюро в местах освоения новых рынков.
9. Отношения с властью: обеспечивается ли открытость и прозрачность в отношениях с властями и в лоббистской деятельности; участвует ли компания в диалоге между частным и государственным секторами для улучшения политики и норм, регулирующих такие сферы, как трудоустройство, природоохранные нормы и т. д.
10. Отношения с другими заинтересованными сторонами: как строятся отношения с местным населением, участвует ли компания в общественной жизни, насколько открыты компания и ее подразделения для местного населения.
11. Меры по охране окружающей среды: имеется ли у компании своя природоохранная политика, проводится ли экологическая экспертиза новых проектов и товаров, отчитывается ли компания перед общественностью о своем воздействии на окружающую среду [Эскиндаров, Кучуков 2012, с. 5–18].
Таким образом, бизнес является важнейшей движущей силой развития, играющей ключевое место в жизни общества [Рагулина, Бутова 2014, с. 7–10].
Бизнес рассматривается как вид гражданской активности по производству и (или) реализации во внешней среде разного рода благ физическими или юридическими лицами, основной целью которых является извлечение прибыли от такой деятельности, направляемой исключительно на развитие собственного коммерческого дела и обеспечение достойного уровня жизни граждан, занятых в производстве благ на данном предприятии.
Исходя из рассмотрения бизнеса как субъекта социального партнёрства, можно сделать следующие выводы:
• бизнес является важнейшей составляющей частью муниципального образования и выступает в качестве одного из основных источников пополнения местного бюджета;
• основное социально – значимое свойство бизнеса как субъекта общественных отношений проявляется в решении социальной проблемы безработицы местного (и не только) населения;
• социальная ответственность как широкое понятие комплексной ответственности за свои действия трактуется представителями бизнеса и внешне выражается в форме благотворительности в наиболее нуждающиеся в этом социально – незащищённые страты и учреждения социальной сферы. Как правило, данная благотворительность имеет целью поднять престиж своей организации в глазах местной общественности и сделать таким образом некую саморекламу;
• эффективное участие бизнеса в поддержке и развитии социальной сферы – необходимое условие современности для функционирования общества;
• условием для эффективного функционирования общества, основанном на активном участии в этом процессе бизнеса, является партнёрство (сотрудничество) последнего с органами местной власти с предоставлением гарантий целевого вложения социальных инвестиций представителей местного бизнеса.
Таким образом, участие бизнеса является непременным условием в существовании и развитии социальной инфраструктуры территории. Кроме того, социальная ответственность бизнеса превратилась в инструмент, позволяющий повышать его деловую репутацию, налаживать сбалансированные отношения со всеми секторами в обществе. Соответственно, проявление социальной ответственности выгодно как самому обществу, так и бизнесу.
1. Экономический словарь. М., 1996. С. 33.
2. Эскиндаров М. А., Кучуков Р. А. Инновационно-структурная модернизация национальной экономики и место государства // Сегодня и завтра Российской экономики. 2012. № 52. С. 5–18.
3. Рагулина Ю. В., Бутова Т. В. Организация взаимодействия властных структур и бизнеса. М.: Компания КноРус, 2014. – 180 с.