Государственно-частное партнерство: понятие, задачи, модели, сферы применения
Лебедев Н. А.,
доктор экономических наук, профессор, научный сотрудник Института экономики РАН, центр исследований реального сектора экономики
Куклин С. С.,
студент 2 курса факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Ушаева А. А.,
студентка 2 курса факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Шохонов Д. С.,
студент 2 курса факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Summary. There are basic concepts of public-private partnership in this article. Also there are main objectives, implementation methods and models of this concept. Sphere of application of public-private partnership are defined.
Keywords: PPP, models of PPP, mechanisms of partnership.
Государственно-частное партнерство – это долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов ГЧП в целях достижения задач публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством привлечения частных ресурсов и разделения рисков между партнерами.
Государственно-частное партнерство в мировой практике понимается двояко. Во-первых, как система отношений государства и бизнеса, которая широко используется в качестве инструмента национального, международного, регионального, городского, муниципального экономического и социального развития. Во-вторых, как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах государственной и муниципальной собственности. Государственно-частное партнерство представляет собой совокупность общественных отношений, которые находятся на стыке публичного и частного права и регулируются различными отраслями права.
Для государственно-частного партнерства разработано множество определений, и в большинстве из них выделяются следующие элементы, раскрывающие сущность ГЧП.
Объектом ГЧП является имущество, входящее в состав транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры (либо в целом некоторая часть публичного сектора).
Под инфраструктурой понимается совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования экономики и обеспечения условий жизнедеятельности населения. Наиболее часто ГЧП реализуется в следующих отраслях инфраструктурного комплекса:
• транспортная инфраструктура;
• социальная инфраструктура;
• энергетическая инфраструктура;
• коммунальная инфраструктура.
Сущность проектов ГЧП заключается в передаче функций публичного сектора по строительству, реконструкции, модернизации, обслуживанию и эксплуатации объектов инфраструктуры частному сектору. Однако объектом ГЧП могут быть любые функции публичного сектора (так называемые публичные услуги, общественные услуги, государственные услуги), выполнение которых закрепляется за частной стороной.
Предмет ГЧП – это отношения в процессе взаимодействия публичного и частного сектора по поводу строительства (реконструкции, модернизации), эксплуатации и управления объектами инфраструктуры. Данные отношения обладают следующими ключевыми свойствами:
– зарубежная практика демонстрирует, что политика в сфере ГЧП может быть направлена на достижение различных целей и формироваться различными путями. В ряде стран применение ГЧП ограничивается целевой инфраструктурной отраслью (более других требующей привлечения дополнительных инвестиций), затем данную практику распространяют на другие сектора;
– опыт первичного применения стратегических документов, направленных на развитие сферы ГЧП в целом, также распространен;
– набор и распределение целей и задач государственной политики, проводимой органами власти субъекта Российской Федерации, зависит от состояния инфраструктуры, бюджетных ресурсов и кредитоспособности в регионе.
В частности, могут быть использованы следующие цели и задачи:
• обеспечение большего объема инвестиций в инфраструктуру благодаря доступу к частным финансовым ресурсам;
• достижение требуемого отношения цена / качество услуг населению;
• повышение возможности контроля и учета услуг, предоставляемых населению;
• стимулирование экономического роста и социального развития региона.
Политика в области ГЧП содержит принципы, в соответствии с которыми будут реализованы проекты ГЧП. Эти принципы дополняются соответствующими нормативами и регламентами, которые определяют, как они будут реализованы на практике. Ниже приведены принципы реализации политики в сфере ГЧП, широко распространенные в мировой практике.
Сферы применения ГЧП:
1) транспортные проекты.
Важнейшей областью взаимодействия государства и частного капитала в сфере производства общественных услуг, объединения ресурсов и разделения рисков являются транспортные проекты, такие как: водные каналы, мосты и туннели, стратегические железные и автомобильные дороги, морские порты и аэропорты, логистические комплексы транспортных узлов, трубопроводный, городской общественный и коммунальный транспорт;
2) социальная сфера.
Главными объектами применения программ ГЧП являются: образовательные учреждения, уличное освещение, медицинские центры и больницы, утилизация мусора, социальное жилье. В России отрасли социальной сферы, в первую очередь, это отрасли здравоохранение и образование, постоянно находящиеся в центре внимания государства. В программных документах социально-экономического развития страны заложено стимулирование государством развития механизмов ГЧП в целях преодоления негативных тенденций в этой сфере (низкое качество, снижение доступности социальных услуг);
3) жилищно-коммунальные хозяйства.
По результатам анализа зарубежного опыта управления ЖКК, государственно-частные партнерства – это весьма перспективные формы решения жилищно-коммунальной проблемы и они могут быть адаптированы к современным российским условиям.
Наиболее заметное улучшение организации хозяйственной и финансовой деятельности операторов в отрасли может быть достигнуто за счет внедрения механизмов ГЧП, увязывающих интересы власти, частных операторов и потребителей коммунальных услуг. Для власти участие в таком партнерстве – это возможность снизить нагрузку на бюджет и минимизировать риски, связанные с развитием и эксплуатацией коммунальных систем;
4) Оборонная промышленность.
ГЧП – это институциональная и организационная взаимосвязь между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и до обеспечения общественных услуг. Бурное развитие разнообразных форм ГЧП во всех регионах мира, их широкое распространение в самых разных отраслях экономики, позволяют называть эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики страны.
Исходя из характера решаемых в рамках государственно-частного партнерства конкретных задач, все формы партнерств (существующих и образующихся) можно разделить на отдельные типы (модели). В соответствии с целями государственно-частного партнерства различаются организационные модели, модели финансирования и кооперации. Но стоит отметить, что чаще всего используют формы, которые сочетают в себе преимущества разных моделей.
При организационной модели не происходит существенного вторжения в отношения собственности, переуступки отдельных функций и контрактных обязательств, использования возможностей передачи объектов во внешнее управление, сотрудничество публичного и частного партнеров осуществляется при привлечении третьих организаций. В настоящее время наиболее распространенным и ярким примером такой модели государственно-частного партнерства могут послужить концессии.
К моделям финансирования относят такие формы, как коммерческий наем, аренда, все виды лизинга, предварительное и интегрированное.
Модели кооперации представляют собой всевозможные формы и методы объединения усилий ряда партнеров, которые ответственны за отдельные стадии общего процесса создания новой потребительной стоимости как публичного блага. Как правило, такая кооперация требует организации сложных, в том числе холдинговых структур по сооружению объектов и их эксплуатации, особенно в сфере производственной и социальной инфраструктуры.
Конец ознакомительного фрагмента.