Вы здесь

Макроэкономическое регулирование предпринимательства в Республике Беларусь. Глава 2. Макроэкономическое регулирование деятельности предпринимательских структур в России и Казахстане (Н. С. Кузьменкова, 2015)

Глава 2

Макроэкономическое регулирование деятельности предпринимательских структур в России и Казахстане

2.1. Денежно-кредитное регулирование малого и среднего предпринимательства в России и Казахстане

Изучение опыта регулирования предпринимательской деятельности в России и Казахстане позволяет оценить наиболее эффективные формы стимулирования предпринимательской активности с целью последующего применения положительного опыта при создании системы макроэкономического регулирования предпринимательства в Республике Беларусь с учетом совместного формирования Евразийского экономического союза.

Одной из основных проблем денежно-кредитного регулирования предпринимательства в России являются высокие ставки по кредитам и малые сроки предоставления кредитных ресурсов. Стоящие перед Россией сложные вопросы макроэкономического характера негативно отражаются на сегменте кредитования малого и среднего бизнеса. В 2011 г. темпы кредитования МСП в России составляли 22,2 %, в 2012 г. – 15,3 %, а по итогам 2013 г. снизились до 8,8 %. Причин такого снижения несколько. Это и общая недостаточная развитость МСП в стране и преобладание в его финансировании краткосрочных кредитов длительностью не более 1–1,5 лет. Cтруктура кредитного портфеля российских банков характеризуется следующими значениями: 62 % составляют кредиты длительностью до 1 года, 20,5 % – от 1 до 3 лет, и только 17,5 % – более 3 лет. А в силу специфики работы малых предприятий оптимальным вариантом является получение займов на срок 3–5 лет [6].

В 2014 г. на объеме кредитования малого и среднего бизнеса России негативно сказалась общая экономическая ситуация: снижение деловой активности субъектов хозяйствования, девальвация российского рубля, сокращение возможностей привлечения иностранного фондирования, рост ключевой ставки Банка России. В течение 2014 г. Банк России неоднократно повышал ключевую ставку. С 1 марта 2014 г. ставка была повышена с 5,5 до 7 %, с 25 апреля – до 7,5 %, с 25 июля – до 8 %, с 31 октября – до 9,5 %, с 11 декабря – до 10,5 %, с 16 декабря – до 17 %. Такой значимый рост ключевой ставки был обусловлен высокими девальвационными и инфляционными рисками. Рост стоимости фондирования при тенденции увеличения ставок по депозитам способствовал росту ставок на кредитном рынке (табл. 2.1). С учетом комиссий на рынке предлагали коммерческие кредиты по ставкам 13–18 %.


Таблица 2.1. Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями субъектам МСП в рос. рублях. в 2014 г.*


В I полугодии 2014 г. темпы прироста кредитования малого и среднего бизнеса сократились более чем вдвое по сравнению с I полугодием 2013 г. Совокупный портфель банковских кредитов МСП вырос на 3,7 % (8,4 % за аналогичный период прошлого года) до 5,4 трлн рос. руб. (рис. 2.1).

Темпы прироста портфеля МСП впервые за последние три года оказались ниже темпов кредитования крупного бизнеса. На фоне ограничения доступа к иностранным рынкам капитала, российский крупный бизнес начал активнее фондироваться внутри страны, что позволило данному сегменту не только обогнать по темпам роста кредитование МСП, но и вплотную приблизиться к розничному кредитованию, которое было охлаждено политикой Банка России. За период 01.07.2013–01.07.2014 гг. кредитование крупного бизнеса выросло на 17,5 %, розничный сегмент – на 20,9 % (рис. 2.2) [7].

Ухудшение макроэкономической ситуации вынуждает банки ужесточать требования к заемщику, их кредитной истории и залоговому обеспечению. Сроки коммерческого кредитования сокращаются из-за стремления банков минимизировать риски. Кредитные ресурсы, в основном, направляются на пополнение оборотного капитала и на устранение кассовых разрывов. Сложившаяся ситуация приводит к сокращению объемов инвестиционного кредитования. Следует отметить, что в период снижения темпов развития экономики субъекты малого бизнеса проявляют большую активность в привлечении кредитных ресурсов, нежели представители среднего сегмента (рис. 2.3).


Рис. 2.1. Темп прироста кредитного портфеля МСП (расчеты «Эксперта РА» по данным Банка России)


Рис. 2.2. Темпы кредитования крупного, малого и среднего бизнеса, а также физических лиц по итогам I полугодия 2014 г. («Эксперт РА» по данным Банка России)


Процентная ставка по кредитам в России существенно превышает уровень инфляции и четко прослеживается тренд роста реальных процентных ставок. Сложившаяся ситуация диссонирует с условиями на денежном рынке развитых в финансовом отношении стран. В Германии ставка рефинансирования удерживается на уровне, существенно меньшем, чем параметр инфляции. Реальная ставка по кредитам с момента кульминации кризиса в 2009 г. снизилась вчетверо до рекордно низкого уровня 1,2 % годовых в 2013 г. Согласно опросу немецких предпринимателей, величина кредитной ставки – наименьшее из препятствий при получении кредита. Банки Германии работают на долгосрочное кредитование бизнеса и при выдаче кредитов выступают в качестве бизнес-консультантов. Низкие ставки обусловлены тем, что банки не выдают кредитов на сомнительные проекты и очень скрупулезно изучают кредитную заявку и управленческую документацию [8].


Рис. 2.3. Доли кредитов малому и среднему бизнесу (оценка «Эксперта РА» по данным анкет банков)


Факторами, препятствующими развитию предпринимательской деятельности в России, являются также неразвитость института проектного финансирования и значительное дисконтирование залоговой базы – до 30–50 % стоимости (рис. 2.4). Существующий уровень рентабельности в производстве и отсутствие залоговых активов делают кредит недоступным для многих предпринимателей в реальном секторе экономики России.

По расчетам Минэкономразвития России среднегодовой темп роста кредитов предприятиям в 2013–2016 гг. должен составлять не менее 16–18 %. Достижение такого показателя возможно лишь при снижении ставок кредитного рынка, в первую очередь при долгосрочном кредитовании. Сложности с привлечением заемного финансирования под инвестиционные проекты во многом обусловлены высокими рисками для банкиров, которые предпочитают выдавать короткие кредиты на пополнение оборотного капитала, а также высокой стоимостью длинных денег как для банков, так и, как следствие, для субъектов МСП. Система мер по удешевлению кредитных ресурсов для бизнеса направлена на масштабное расширение системы рефинансирования. Рефинансирование на современном этапе развития является не только механизмом поддержания ликвидности банковского сектора, но и одним из основных источников формирования денежного предложения.


Рис. 2.4. Дисконты, применяемые к различным видам залога (исследование агентства «Новые Маркетинговые Решения» (Россия))


В сложившихся условиях большие надежды возлагаются на льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, которое может осуществляться через специализированные банки развития. Капитал таких банков формируется за счет государственных средств и привлечения заемного финансирования. В России эта модель была использована для функционирования Банка развития и внешнеэкономической деятельности (ВЭБа) и его дочернего банка – Банка поддержки малого и среднего предпринимательства. Государственную программу финансовой поддержки ОАО «МСП Банк» реализует с 2004 г. Данная программа функционирует по двухуровневой системе с привлечением банков-партнеров и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. Количество договоров, заключенных партнерами с субъектами МСП за весь период реализации программы составило более 71 тыс. Средневзвешенная ставка по портфелю кредитов, выданных банками-партнерами субъектам МСП, составила 12,67 % годовых. При этом эффективные ставки по банковским кредитам на рынке коммерческого кредитования составляли 15–16 % годовых. Программа имеет широкий географический охват: функционирует в 81 регионе из 85.

Согласно информации ОАО «МСП Банк», за 9 месяцев 2014 г. достигнуты основные результаты (табл. 2.2).


Таблица 2.2. Динамика поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ОАО «МСП Банк» за 9 месяцев 2014 г.*

* Составлено по данным ОАО «МСП Банк»


При этом большинство поддерживаемых проектов – долгосрочные (рис. 2.5).

Основным приоритетом для финансирования ОАО «МСП Банк» является сектор неторговых предприятий (рис. 2.6). В сформированном кредитном портфеле их доля составляет 77 %. Для сравнения: в коммерческих банках доля торгового сектора составляет 50–55 %. Большинство кредитуемых проектов относится к сфере услуг.

ОАО «МСП Банк» наращивает прямое кредитование лизинговых компаний в регионах, реализуя бизнес-идею «региональные лизинговые компании как перспективный канал по поддержке субъектов МСП». Этот инструмент позволяет обеспечить предпринимателей долгосрочным финансированием (до 7 лет). Региональные лизинговые компании созданы в Пензенской области, Пермском крае, Республике Северная Осетия-Алания, Ямало-Ненецком автономном округе.


Рис. 2.5. Структура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ОАО «МСП Банк» по срокам за 9 месяцев 2014 г. (данные ОАО «МСП Банк»)


Рис. 2.6. Отраслевая структура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ОАО «МСП Банк» за 9 месяцев 2014 г. (данные ОАО «МСП Банк»)


В Стратегии развития ОАО «МСП Банк» на период 2013–2016 гг. определены стратегические ниши – кредитование инновационных МСП и участие в их капитале, долгосрочное кредитование неторговых МСП, не относящихся к инновационному сегменту, лизинг (без железнодорожного транспорта и легковых автомобилей), факторинг для неторговых предприятий и микрофинансирование (рис. 2.7). Средства, доведенные до субъектов МСП в стратегической нише кредитование инновационных МСП, составили на 1.10.2014 г. 63,8 млрд руб.


Рис. 2.7. Стратегические ниши поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ОАО «МСП Банк» за 9 месяцев 2014 г.


С 12 августа 2013 г. в программе МСП Банка появилось новое направление – предоставление гарантий по кредитам средних предприятий, выданных на инвестиционные цели. Основная цель введения гарантийного механизма – повышение доступности финансовых ресурсов для среднего бизнеса. Предоставление гарантий позволяет существенно минимизировать резервы, а также поддержать те предприятия, у которых нет достаточного обеспечения для получения долгосрочного кредита. На текущий момент ОАО «МСП Банк» заключил рамочные соглашения с 24 банками на сумму почти 36 млрд руб. По соглашениям выдано 10 гарантий на сумму 1,1 млрд руб. Стратегия развития ОАО «МСП Банк» до 2016 г. предусматривает введение механизма рефинансирования портфелей банков-партнеров с применением механизма секьюрити-зации кредитов МСП. Этот действенный инструмент рефинансирования для банков позволит с помощью инструментов рынка капитала профондировать кредиты, выданные малому и среднему бизнесу [9].

Минэкономразвития разрабатывает механизмы кредитования МСП по целевой ставке не выше 10 % годовых, ориентированные преимущественно на средний бизнес. Для этого Внешэкономбанк планирует привлечь средства Фонда национального благосостояния. Это тот резерв, за счет которого планируется достижение 50 %-ного роста инвестиций в основной капитал средних предприятий к 2016 г. В мае 2014 г. создано Агентство кредитных гарантий, которое предположительно обеспечит гарантии кредитов на 880 млрд руб. в ближайшую пятилетку. Подобные схемы поддержки МСП работают в США, Японии, странах Европы. На мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 г. в федеральном бюджете предусмотрено 21,5 млрд руб. Эти субсидии даются по регионам пропорционально удельному весу субъектов МСП. В 2013 г. при региональном распределении средств акцент был смещен с прямого финансирования предприятий на поддержку инфраструктуры (гарантийных и микрофинансовых фондов, бизнес-инкубаторов и промышленных парков). Минэкономразвития предлагает повышать ответственность субъектов Федерации за реализацию мероприятий поддержки МСП и предоставлять субсидии с учетом результативности его развития в регионах за предыдущий период (увеличения числа новых предприятий, прироста работников, инвестиций в основной капитал и др.) [10].

Эффективны партнерские программы сотрудничества банков развития с целью кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Эти программы реализуются путем предоставления банкам-партнерам целевых кредитных линий или субординированных кредитов. Так, Черноморский банк торговли и развития предоставил субординированный кредит Московскому кредитному банку сроком на 7 лет в объеме 20 млн долл. [11]. В настоящее время в России функционирует более 200 институтов и банков развития, среди которых известны Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Особые экономические зоны», ОАО «Российская корпорация нанотехнологий» и др. В 2006 г. решением президентов России и Казахстана был создан Евразийский банк развития, приоритетом которого является экономическая интеграция. В 2009 г. участниками Банка стали Таджикистан и Армения, в 2010 г. к ним присоединилась Беларусь, позднее в 2011 г. – Кыргызстан. Межгосударственные банки развития являются эффективным кредитно-инвестиционным механизмом, позволяющим благодаря высокому статусу учредителей и уровню международного рейтинга осуществлять финансирование инвестиционных проектов на выгодных для заемщиков условиях.

Альтернативой банковскому кредитованию в России для малого и среднего бизнеса является рынок микрофинансирования, который стал развиваться после принятия закона «О микрофинансовой деятельности». В отличие от банковских структур, МФО не обязаны формировать резервы под возможные потери, что позволяет им кредитовать начинающих предпринимателей. Около 700 МФО на рынке занимаются кредитованием малого предпринимательства, которые можно разделить на несколько сегментов. К первой группе относятся около 300 региональных фондов микрофинансирования, которые поддерживают малый бизнес за счет средств Минэкономразвития. Вторую группу представляют МФО, работающие по программе МСП-банка. К третьей группе относят частные МФО [12].

Портфель займов микрофинансовых организаций за первое полугодие 2014 г. показал темп прироста 18 % и в абсолютном размере достиг 46 млрд руб. При этом портфель микрозаймов бизнесу показал прирост 10 %. По итогам года прогнозируется рост микрозаймов бизнесу 25 %. В 2014 г. в России ужесточилось регулирование рынка микрофинансирования. К важным новациям относятся переход на общую систему налогообложения, создание резервов по просроченным займам, ограничение ставок по микрозаймам, запрет на работу не входящих в реестр МФО. Микрофинансовые организации обязаны начислять резервы по основному долгу и процентам поэтапно, начиная от 5 % от необходимой суммы резервов. Актуальным становится вопрос об увеличении максимального размера микрозайма с 1 млн до 3 млн рос. руб. Это обусловлено накопленной инфляцией и тем, что такая новация позволит стимулировать развитие сегмента микрозаймов на предпринимательские цели.

Сейчас наиболее доступным источником фондирования для МФО являются займы от физлиц под ставку, зачастую двукратно превышающую среднюю ставку по банковским вкладам. Прочие рыночные источники фондирования (облигационный заем и банковское фондирование) из-за низкой прозрачности бизнеса и слабых финансовых показателей для большинства МФО практически недоступны. Около 60 % МФО имели банковское фондирование. На рынке микрозаймов для бизнеса существуют яркие точки роста. В частности, набирает популярность сектор тендерных микрозаймов. На субъекты МСП приходится общий объем государственных контрактов примерно в 5 трлн рос. руб. Наиболее привлекательными продуктами для участников размещения государственного заказа являются тендерный заем и заем на исполнение заключенного государственного заказа [13].

Одним из эффективных направлений совершенствования инструментов финансирования предпринимательских проектов в России является развитие фондового рынка. На сегодняшний день биржевые площадки используются компаниями не столько для привлечения акционерного капитала, сколько для целей рефинансирования и управления ликвидностью. Капитализация рынка акций в 2014 г. упала до 33 % ВВП и составила 23,2 трлн рос. рублей, что на 8,6 % меньше уровня 2015 г. Однако облигационный рынок развивается активно. Объем внутреннего рынка корпоративных облигаций вырос на 28 % и составил 6,6 трлн рос. руб. Для пополнения источников фондирования некоторые МФО России стали выпускать облигационные займы.

Объединенная биржа ММВБ-РТС при участии «Роснано» и Российской венчурной компании запустила проект IPOboard, нацеленный на привлечение капитала перспективными непубличными компаниями инновационного сектора. Данный проект позволяет регистрироваться компаниям на стадии стартапов. Торговаться на новой площадке смогут фирмы не старше 3–4 лет, имеющие капитализацию не больше 20 млн долл. На первом этапе все услуги для эмитентов являются бесплатными [11]. Без эффективно функционирующего фондового рынка экономика не может привлечь достаточных ресурсов для модернизации реального сектора. В 2012 г. было принято решение о допуске к операциям с госбумагами международных депозитарно-клиринговых систем Euroclear и Clearstream. Интеграция с международными финансовыми рынками позволит привлечь в страну иностранных инвесторов. В 2014 г. Euroclear и Clearstream получили доступ к российским акциям. Важным незадействованным ресурсом длинных денег являются пенсионные фонды, в которых объем пенсионных накоплений и резервов составляет порядка 1,3 трлн рос. руб. Законодательно фонды могут вкладывать в акции до 65 % своих активов, но фактически долевые бумаги российских компаний не превышают в портфелях фондов 1–2 %. В ближайшей перспективе стоит задача расширения спектра долговых инструментов с длинным циклом.

Одним из факторов роста деловой активности в Казахстане стало расширение совокупного спроса в экономике, связанное с ростом кредитной активности банковского сектора и увеличением денежных доходов населения. Низкие темпы инфляции позволили последовательно снизить официальную ставку рефинансирования с 7,5 % в феврале 2012 г. до минимального значения 5,5 % в августе 2012 г. В 2013 г. средняя ставка по кредитам небанковским юридическим лицам составила 10,3 % в национальной валюте и 7,5 % в иностранной валюте. В 2014 г. ухудшилась макроэкономическая ситуация в стране и ставки стали расти. По данным Национального банка Казахстана, с начала 2014 г. стоимость кредитов для предпринимателей практически во всех финансовых институтах не опускалась ниже 12 %, а в апреле составила 14,5 %. Девальвация тенге вызвала отток депозитов в банковской системе, что способствовало росту ставок и соответствующему ужесточению кредитной политики. С учетом комиссий ставки на рынке коммерческого кредитования могли доходить до 26 %.

В Казахстане основную нагрузку в сфере финансирования МСП несут банки, так как другие сектора финансового посредничества пока не получили в экономике должного развития (табл. 2.3). Тем не менее следует отметить растущее влияние капиталов пенсионных фондов и паевых инвестиционных фондов в экономике страны. Неразвитость фондового рынка проявляется в практическом отсутствии компаний по работе с ценными бумагами [15].


Таблица 2.3. Совокупные активы финансовых посредников Казахстана [15]


В перспективе предполагается создание механизма финансирования банков на рыночных принципах посредством приобретения накопительными пенсионными фондами выпускаемых банками облигаций в тенге, что будет способствовать развитию фондового рынка как канала перетока инвестиций в реальный сектор экономики и обеспечению предпринимательских структур среднесрочными и долгосрочными источниками финансирования. В целях решения проблемы низкого качества активов банков Национальным Банком Республики Казахстан реализуется комплекс мер, включающий формирование дочернего АО «Фонд проблемных кредитов», создание необходимой нормативно-правовой базы по организации банками дочерних структур, приобретающих сомнительные и безнадежные активы.

Следует отметить, что в Казахстане субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается значимая государственная поддержка в рамках различных программ (табл. 2.4).


Таблица 2.4. Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане в 2014 г.*




* Составлено автором на основе [16]


Как видно из табл. 2.4, предприниматели Казахстана могут получить кредитование до 12 лет по льготным ставкам от 2,8 % с учетом субсидирования, что позволяет реализовывать долгосрочные инвестиционные проекты. Национальный фонд Казахстана выделил 100 млрд долл. и разместил их в 13 коммерческих банках для кредитования производственных проектов малого и среднего бизнеса на срок до 10 лет под 6 % годовых. Такие льготные условия создают большие возможности для развития малого и среднего бизнеса. Помимо этого, при Фонде развития предпринимательства «Даму» создан бесплатный сall-центр, где можно получить консультации по условиям кредитования бизнеса из любого региона страны. Такая информационно-аналитическая поддержка особенно важна для начинающих предпринимателей. Не случайно малый и средний бизнес демонстрирует высокую динамику роста. Только с 2013 по 2014 г. рост составил 20 %. В 2014 г. было зарегистрировано 1 млн 200 тыс. предпринимателей (для сравнения: в 2004 г. их число составило всего 40 тыс.).

В странах ЕАЭС в сфере финансирования субъектов малого и среднего бизнеса существуют схожие проблемы: высокие ставки на рынке коммерческого кредитования, короткие сроки предоставления кредитов, неразвитость фондового рынка и системы коллективного инвестирования. Данные факторы обусловливают высокую потребность в государственной поддержке и дифференцированной системе льготного кредитования и субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных секторах экономики. Наиболее эффективная система государственной поддержки на сегодняшний день создана в Казахстане с учетом сроков и условий предоставления ресурсов.

2.2. Анализ налоговых режимов функционирования предпринимательских структур в России и Казахстане

Бюджетно-налоговая политика России направлена на деофшоризацию отечественного бизнеса, противодействие оттоку капитала, стимулирование инновационного предпринимательства, введение льготных режимов налогообложения для начинающих предпринимателей и др. В странах-партнерах ЕАЭС установлены специальные режимы налогообложения для малого и среднего бизнеса, причем субъекты малого бизнеса (далее – МБ) имеют право выбора общеустановленной системы налогообложения или специального режима. В России – это упрощенная система, а также единый налог на вмененный доход, в Казахстане налогообложение на основе упрощенной декларации и на основе патента.

Для доступа к упрощенной системе субъекты МБ в странах ЕАЭС должны соответствовать определенным критериям. Так, во всех рассматриваемых странах упрощенной системой могут пользоваться индивидуальный предприниматель (далее – ИП) и организации, размер выручки и численности работающих у которых не превышают установленного предела. В России максимальная численность работающих в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения, составляет 100 чел., а в Казахстане – 50 чел. Что касается выручки, то ее пороговый размер за налоговый период (9 месяцев) не должен превышать в России – 45 млн руб. (около 1,5 млн долл.), в Казахстане предельный доход за налоговый период составляет 2800 минимальных зарплат (примерно 400 тыс. долл.).

Таким образом, в России пороговый размер выручки заметно выше, чем в Казахстане. Однако в России упрощенную систему не могут применять организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн руб.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них условия применения упрощенной системы в странах ЕАЭС существенно различаются. Так, в Казахстане ИП могут уплачивать налог на основе упрощенной декларации, если среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает двадцати пяти человек, включая самого индивидуального предпринимателя. В России ограничения по численности наемных работников для ИП не установлены.

В странах ЕАЭС существует довольно широкий круг плательщиков, которые не вправе применять упрощенную систему, в частности, это касается организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих подакцизные товары, занимающихся банковской и страховой деятельностью. Однако имеются и некоторые особенности, например, в России не вправе применять упрощенную систему – нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, в Казахстане организации и ИП, осуществляющие консультационные услуги и деятельность в области бухгалтерского учета или аудита. В России и Казахстане не вправе применять упрощенную систему организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %. Это ограничение направлено на предотвращение искусственного дробления бизнеса с целью минимизации налогообложения.

В России применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций и налога на имущество.

В Казахстане специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты только социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты. Уплата других налогов и обязательных платежей в бюджет производится в общеустановленном порядке.

Что касается порядка уплаты НДС при упрощенной системе, то он отличается в странах ЕАЭС. Важным преимуществом для российских предпринимателей является отсутствие ограничений, касающихся освобождения от уплаты НДС (за исключением уплачиваемого при ввозе товаров), т. е. МП и ИП, применяющие упрощенную систему, по оборотам внутри страны освобождены от уплаты НДС. В Казахстане субъекты малого предпринимательства уплачивают НДС в общеустановленном порядке. Это связано с тем, что при разработке нового Налогового кодекса Казахстана основное внимание было уделено повышению нейтральности налоговой системы, т. е. минимизации льгот и освобождений, так как из экономической теории известно, что именно нейтральное налогообложение позволяет минимизировать налоговую нагрузку для всех налогоплательщиков, и обеспечивает эффективное размещение ресурсов в экономике.

Отсутствие ограничений, касающихся освобождения от уплаты НДС, безусловно, является фактором повышающим привлекательность упрощенной системы в России. Вместе с тем российские экономисты обращают внимание на то, что согласно сложившейся практике, некоторые крупные компании отказываются работать с ИП, которые находятся на упрощенной системе, и не платят НДС и делать это приходится работающим с ними компаниям, для которых это невыгодно. Таким образом, законодательно закрепленная возможность МП и ИП уплачивать НДС при упрощенной системе, важна для предпринимателей, которые занимаются производством промежуточной продукции, а также участвуют в производственной кооперации с крупным бизнесом. Вместе с тем для тех субъектов малого предпринимательства, которые производят и реализуют продукцию конечному потребителю, освобождение от НДС позволяет минимизировать цены на товары и успешно конкурировать с крупными предприятиями.

Очень важным фактором, формирующим тяжесть налогового бремени, является выбор объекта налогообложения. Налоговый Кодекс России предусматривает возможность выбора в качестве объекта налогообложения либо доходов, либо доходов, уменьшенных на величину расходов. Возможность применения в качестве объекта налогообложения дохода, уменьшенного на величину расходов, существенно расширяет круг предприятий, для которых упрощенная система снижает налоговую нагрузку. Особенно важно подчеркнуть, что в состав расходов помимо текущих также разрешено включать расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Это норма имеет важное значение для тех организаций и предпринимателей, которые осуществляют инвестиционную деятельность. Кроме того, российским налоговым законодательством предусмотрена возможность для тех налогоплательщиков, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы за минусом расходов, уменьшать исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения. Таким образом, налогоплательщику предоставлено право осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

В России установлена ставка 6 %, если объектом налогообложения является доходы и от 5 до 15 %, если объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов. Для индивидуальных предпринимателей, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, сумма налога (авансовых платежей по налогу) уменьшается на сумму уплаченных страховых взносов. В Казахстане налоговая ставка – 3 %, причем сумма налога уменьшается на 1,5 % от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у индивидуальных предпринимателей не менее 2-кратного, юридических лиц – не менее 2,5-кратного минимального размера заработной платы.

Оценивая системы упрощенного налогообложения в странах ЕАЭС, можно отметить, что в целом налоговая нагрузка на малый бизнес при применении УСН в России выше, чем в Казахстане, кроме того, российская УСН более сложна для администрирования, так как установлены различные ставки.

2.3. Инвестиционная политика в России и Казахстане

Инвестиционная политика предполагает создание благоприятных условий для привлечения как отечественных, так и зарубежных инвестиций. В России успешно реализуется проект «Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России», которая осуществляется Агентством стратегических альтернатив. Сегодня проект включает в себя 22 предпринимательских проекта, направленных на упрощение, удешевление и ускорение процедур ведения бизнеса в формате дорожных карт [17] (табл. 2.5).


Таблица 2.5. Проект целевых показателей дорожной карты в России*


* Составлено на основе данных Правительства РФ.


Особенностью данного проекта является формирование предложений не только со стороны органов государственной власти, но и со стороны бизнес-структур и всего общества в целом. Рабочие группы возглавляют представители бизнеса. На втором этапе реализуется процесс краудсорсинга – содействие реализации проекта со стороны делового сообщества посредством современных технологий. На третьем этапе подключаются публичные слушания. Для высших чиновников и руководителей, отвечающих за улучшение предпринимательского климата, разработана система оценочных показателей КРI, которая является эффективным мотивационным механизмом. Мониторинг реализации дорожных карт будут осуществлять представители бизнеса.

Реализация стратегии развития Казахстана до 2030 г., Стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 г. предполагают развитие предпринимательского сектора как основного фундамента рыночных отношений и конкурентоспособной экономики. Для этого разработана программа «Дорожная карта бизнеса 2020» [18]. Основные направления программы – поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, поддержка экспортоориентированных производств. Предприниматели могут рассчитывать на следующие виды помощи: субсидирование части процентной ставки по кредитам, частичное гарантирование по кредитам, развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры, сервисную поддержку ведения бизнеса, подготовку кадров. В крупных городах Казахстана организованы сервисные центры, оказывающие юридические, консалтинговые и иные услуги для развития малого и среднего предпринимательства. Специализированные услуги сервисных центров бесплатно предоставляются субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики, по следующим типам бизнес-процессов: ведение бухгалтерского и налогового учета, составление статистической отчетности, услуги по таможенным процедурам, консультирование по внедрению систем менеджмента качества, юридические консультации.

За 1,5 года реализации «Дорожной карты бизнеса–2020» более полутора тысяч предприятий малого и среднего бизнеса получили поддержку в виде гарантирования кредитов и субсидирования кредитной ставки. Банки для малого и среднего бизнеса предоставляли кредит под 14 % и половину кредитной ставки субсидировала программа «Дорожная карта бизнеса–2020», т. е. предприниматели получали средства под 7 % [19].

В Казахстане эффективно функционирует АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», основное предназначение которого – стимулирование экономического роста субъектов малого предпринимательства, повышение эффективности использования финансовых средств государства, направляемых на поддержку малого бизнеса [20]. Следует отметить, что ранее фонд финансировал предпринимательские проекты напрямую, а впоследствии с целью минимизации невозвратных кредитов перешел к кредитованию через банки второго эшелона. Основная деятельность фонда направлена не только на распределение государственных ресурсов предпринимательским структурам, но и на содействие привлечению частного капитала для реализации инвестиционных проектов. Представляет интерес программа фонда «Даму-Комек», создающая условия для осуществления предпринимательской деятельности людей с ограниченными возможностями, оказывающая содействие в повышении уровня квалификации действующих инвалидов-предпринимателей посредством дистанционного бизнес-обучения. Программа «Бизнес-Советник» содержит учебные курсы по созданию собственного бизнеса и различным направлениям его развития. В рамках данной программы можно пройти на бесплатной основе тренинг – обучение «Экспресс-курс предпринимательства» по созданию и ведению собственного бизнеса, а также получить консультации экспертов, учебные пособия по ведению бизнеса, информационно-аналитические материалы и перечень готовых бизнес-планов по различным отраслям малого и среднего предпринимательства. При АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» работает Национальный Центр развития франчайзинга с целью увеличения уровня и количества франчайзинговых отношений в Республике Казахстан.

Таким образом, для стимулирования деловой активности большое значение имеют структурные макроэкономические реформы: проведение прозрачной и эффективной приватизации, либерализация условий ведения бизнеса (упрощение процедур регистрации и ликвидации предприятий, сокращение лицензируемых видов деятельности, уменьшение бумажного документооборота), реструктуризация предприятий государственного сектора, создание благоприятного инвестиционного климата, развитие банковского сектора в части расширения программ микрокредитования, расширения спектра финансовых услуг, развитие фондового рынка, внедрение гибких систем оплаты труда.

Исследование опыта развития предпринимательства в странах-партнерах Беларуси по ЕАЭС свидетельствует о том, что эффективными инструментами поддержки предпринимательской деятельности являются предоставление грантов на открытие собственного дела, субсидирование процентных ставок по кредитам и договорам лизинга, а также части затрат на аренду имущества, компенсация роста тарифов на коммунальные услуги, возмещение затрат по инновационным проектам, развитие системы микрофинансирования, поддержка экспортоориентированных предприятий, создание системы индустриальных парков, развитие системы субконтрактации и франчайзинговых схем и др. Активизация интеграционных процессов в предпринимательской среде будет способствовать созданию структур, сформированных представителями бизнеса, имеющих высокую степень независимости и принимающих активное участие в государственном регулировании предпринимательства. Для повышения эффективности государственного регулирования, минимизации ошибочного принятия решений и оптимального сочетания административного ресурса и практического опыта менеджмента предлагается внедрить в процесс принятия нормативно-правовых актов систему краудсорсинга как эффективную форму взаимодействия граждан и органов государственного управления.