2. Содержание и характеристика основных этапов выполнения курсовой работы
2.1. Основные этапы выполнения курсовой работы
Процесс подготовки и написания курсовой работы включает ряд этапов:
1. Ознакомление студентов с предложенной тематикой курсовых работ и самостоятельный выбор темы.
2. Уточнение и согласование темы курсовой работы с научным руководителем.
3. Поиск и изучение литературы, оформление списка используемых источников.
4. Изучение и обработка учебной и научной экономической литературы.
5. Разработка плана курсовой работы и его утверждение.
6. Подбор статистических данных, их анализ, обобщение, составление необходимых таблиц, графиков, диаграмм и схем.
7. Написание работы по главам и консультирование научным руководителем по их содержанию.
8. Доработка отдельных частей курсовой работы с учетом замечаний и требований научного руководителя.
9. Завершение и оформление курсовой работы в соответствии с ГОСТ и сдача на рецензирование научному руководителю.
10. Защита курсовой работы.
Курсовая работа по «Макроэкономика», является допуском к экзамену по данной дисциплине. После защиты курсовая работа студента возвращается на кафедру экономической теории и прикладной экономики, где подлежит хранению в течение 2 лет.
2.2. Выбор темы курсовой работы
При выборе темы курсовой работы, прежде всего, необходимо учитывать уровень теоретической подготовки студента, имеющиеся у него возможности доступа к специальной статистике и сложившийся интерес к определенному виду профессиональной деятельности в будущем. Следует учитывать также возможность дальнейшей работы над темой исследования при выполнении курсовых и других работ по специальным дисциплинам, вплоть до подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра.
Тематика курсовых работ по дисциплине «Макроэкономика» утверждается кафедрой экономической теории и прикладной экономики и предлагается студентам заранее для ознакомления в библиотеке СтГАУ (в электронном доступе и в изданных учебно-методических рекомендациях).
Право выбора той или иной темы предоставляется самому студенту очной формы обучения. В отдельных случаях студент может в инициативном порядке предложить тему курсовой работы. В этом случае он обосновывает ее актуальность, соответствие современному состоянию и перспективам развития макроэкономических процессов в России и за рубежом. Научным руководителем подобные темы оцениваются на предмет соответствия их требованиям изучаемой учебной дисциплины, а также обеспечения соответствующей литературой.
Для студентов заочной формы обучения, по решению кафедры экономической теории и прикладной экономики выбор темы курсовой работы осуществляться на основании шифра зачетной книжки (например, шифр оканчивается на цифру 5, тогда студент выбирает одну из тем, которые числятся в тематике под номером 5, 15, 35 и т. д.).
Одновременно с выбором и определением темы курсовой работы утверждается научный руководитель – профессор, доцент или преподаватель кафедры экономической теории и прикладной экономики. Научный руководитель оказывает студенту помощь в составлении плана, в разработке графика на весь период выполнения курсовой работы, рекомендует студенту необходимую литературу и справочные материалы. Он также проводит систематические консультации по написанию курсовой работы и проверяет ее выполнение по частям и в целом.
2.3. Поиск и изучение литературы, оформление списка используемых источников
В процессе подготовки к написанию курсовой работы, студенты должны приобрести навыки самостоятельного поиска и подбора необходимой литературы, глубокого осмысления прочитанных источников в целях накопления и использования полученной научной информации для правильного освещения вопросов выбранной темы.
Тема курсовой работы раскрывается на основе изучения разнообразной литературы. В общий список литературы должны войти учебники и учебные пособия, монографии российских и зарубежных авторов, включая работы преподавателей СтГАУ, периодические издания (экономические журналы и газеты), статистические справочники с показателями по стране, законодательные и нормативные акты РФ. В списке литературы должно быть не менее 20 наименований различных источников, год издания не старше 5 лет.
Прежде чем приступить к поиску необходимой литературы по избранной теме курсовой работы, студент должен ознакомиться с ней в учебной литературе. Можно рекомендовать выбирать темы из тех разделов дисциплины «Макроэкономика», которые уже изучены, так как полученные знания помогут студенту лучше представить содержание и основные вопросы избранной темы и, естественно, успешнее выполнить работу. Для студентов заочной формы обучения целесообразно выбирать тему курсовой работы, связанную с их производственной или иной деятельностью, или близкую к профилю будущей специальности.
При подборе литературы следует учитывать, что в работе должны быть рассмотрены как теоретические, так и прикладные аспекты исследуемой проблемы. Поэтому начинать поиск необходимой литературы следует с ознакомления с перечнем источников, рекомендуемых научным руководителем в качестве базовых, имеющихся в рабочих программах по дисциплине «Макроэкономика», а также в планах практических занятий по соответствующим темам.
В поисках литературы поможет библиография. С её помощью можно разыскать нужные источники по теме курсовой работы, соответствующие книги и статьи журналов. В библиотеке сведения о содержании книг и журналов сосредотачиваются в алфавитном, систематическом и предметном каталогах, с которыми студенту следует внимательно познакомиться.
При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, перечнями статей, опубликованных в экономических журналах за год, который обычно печатается в последнем номере того или иного журнала. В этом случае главная задача студента состоит в том, чтобы из огромной массы российской и зарубежной экономической литературы отобрать только те публикации (книги, журналы, статьи), в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы.
Библиотечные каталоги имеются в каждой библиотеке. Они составляются как систематические, предметные и алфавитные. Рекомендуется пользоваться в основном систематическими каталогами, так как в них карточки с названиями книг и статей расположены по отраслям знаний. В систематическом каталоге выделен специальный раздел «Макроэкономика», в котором карточки подобраны обычно по темам курса. Студент при отборе литературы должен найти указанный раздел, в нем – тему, соответствующую его курсовой работе, и выписать на карточки нужные ему книги и статьи.
Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающих почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. Для этого необходимо ознакомиться:
– с заглавием и фамилией автора (авторов);
– с наименованием издательства и годом издания;
– с аннотацией и оглавлением;
– с введением или предисловием;
– с справочно-библиографическим аппаратом (списком литературы, указателей, приложений и т. д.);
– с первыми абзацами и иллюстративным материалом в представляющих интерес главах книг или статьях журналов.
При этом рекомендуется делать выписки основных положений, не забывая указывать номер страницы, откуда взята цитата. Записи лучше вести на отдельных листах, которые затем следует сгруппировать по вопросам темы. Хорошо составленные выписки помогут студенту лучше усвоить и осмыслить содержание проблемы.
При написании курсовой работы следует использовать как теоретические статьи и монографии, так и фактические материалы, на основе которых можно сделать выводы о процессах и явлениях, происходящих в экономической жизни общества, о закономерностях ее развития. К сбору фактического материала необходимо относиться внимательно, выбирая только данные, отражающие и иллюстрирующие рассматриваемые в работе проблемы. Для этих целей используются статистические сборники и справочники, журналы и газеты, например «Вопросы статистики», а также различные информационные бюллетени по экономическим вопросам и другие материалы.
При использовании фактического материала необходимо соблюдать следующие требования:
– данные приводятся в абсолютных или относительных измерителях;
– данные не старше 5 лет;
– при сравнении данные должны быть сопоставимы;
– для выявления какой-либо тенденции используется информация нескольких месяцев или лет;
– для наглядности цифровые данные сводятся в таблицу, могут быть отражены на графиках, в диаграммах и т. д.;
Конец ознакомительного фрагмента.