Вы здесь

Макроэкономика. Глава 3. Рынок товаров и услуг (Г. Р. Вечканова)

Глава 3. Рынок товаров и услуг

3.1. Совокупный спрос и его составляющие

Совокупный спрос (AD) – это суммарные расходы макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике в течение определенного периода времени. ADвключает в себя следующие элементы:

• потребительские расходы домохозяйств (С);

• инвестиционные расходы фирм (I);

• государственные закупки (G);

• чистый экспорт (NE).


Потребление. Как известно, объем потребления (С) прежде всего определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Динамика потребления в долгосрочном периоде связана с величиной доходов, имущества и уровнем цен. Анализ совокупного спроса концентрируется главным образом на факторах реального потребления (номинальной стоимости потребления, разделенной на индекс цен).

Инвестиции. Инвестиции (I) включают в себя частные закупки недвижимости, оборудования и запасы. Объем инвестиций определяется в основном уровнем выпуска, стоимостью капитала, ожиданиями будущей конъюнктуры.

Государственные закупки. Государственные закупки товаров и услуг (G) включают в себя, например, покупку правительством оружия, строительного оборудования, финансирование государственных школ.

Чистый экспорт. Чистый экспорт (NE) равен разности между стоимостью экспорта и импорта. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт определяется доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом.

Таким образом, совокупный спрос может выражен:

AD = С + I + G + NE.

На совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Важнейшей детерминантой совокупного спроса выступает цена.

Кривая совокупного спроса (AD) показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено при каждом данном уровне цен.

Изменение объема совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой AD. Согласно количественной теории денег:

MV = PY.

Отсюда:

Yd = MV/P,

где Р – уровень цен в экономике, Ydреальный объем дохода; М – количество денег в экономике; V– скорость обращения денег.


На рис. 3.1 приведены различные сочетания P и Y (при постоянном предложении денег).

На оси абсцисс – реальный ВНП, или реальный объем производства, на оси ординат – уровень цен, или дефлятор, т. е. не абсолютный, а относительный показатель.

Кривая AD направлена вниз, так как рост цен (Р↑) сокращает реальные запасы денежных средств (М/Р).

Следовательно, спрос на товары и услуги сокращается (Y↓). Этим объясняется обратная зависимость между величиной AD и уровнем цен (при условии, что предложение денег и скорость их обращения фиксированы).

Отрицательный наклон кривой ADобъясняется тремя эффектами:

эффектом Кейнса (эффектом процентной ставки);

эффектом Пигу (эффектом реальных кассовых остатков, или эффектом богатства);

эффектом импортных закупок.


Эффект Пигу (реальных кассовых остатков, или богатства) означает уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, что приводит к сокращению потребления и, следовательно, совокупного спроса:

Р↑, => M/P↓, => C↑, => AD↓.


Эффект импортных закупок заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта. Следовательно, сокращается совокупный спрос в национальной экономике:

Помимо вышеперечисленных ценовых факторов на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы, которые вызывают изменение характера совокупного спроса.

Изменение спроса приводит к смещению кривой AD. К неценовым факторам ADотносится все то, что влияет:

на потребительские расходы домохозяйств (благосостояние потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге);

на инвестиционные расходы фирм (процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, налоги на бизнес);

на государственные расходы (государственная политика);

на чистый экспорт (колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т. д.).

Кроме того, важно помнить еще два неценовых фактора: предложение денег и скорость обращения денег (вспомним количественную теорию денег).

Изменение совокупного спроса иллюстрируется на рис. 3.2.

На рис. 3.2 показано отклонение кривой ADвправо от AD – > AD2. Данный сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг увеличивается. Сдвиг кривой ADвлево от АВХ – > AD3показывает сокращение совокупного спроса, означающее, что индивиды будут приобретать меньший объем товаров и услуг, чем прежде при различных уровнях цен.


Изменение в объеме ADнаблюдается при условии, что изменяется один или несколько факторов, влияющих на AD, которые прежде предполагались неизменными.

3.2. Потребительский спрос. Концепции потребительского выбора

Потребительский выбор на макроуровне зависит от решений экономических субъектов, как распорядиться своим доходом: какую часть потратить сегодня, а какую отложить на будущее.

Все концепции потребительского выбора можно разделить на две группы:

• величина дохода выступает как экзогенный параметр (модели Дж. М. Кейнса, Ф. Модильяни, М. Фридмена);

• величина дохода выступает как эндогенный параметр (неоклассическая модель).

Кейнсианская концепция потребления

В своей концепции потребления Дж. М. Кейнс исходил из гипотезы абсолютного дохода. Он обратил внимание на то, что субъекты формируют свое потребление в зависимости от полученного ими текущего дохода.

В отличие от представителей классической школы Кейнс считал, что распределение дохода на потребление и сбережение зависит не от процентной ставки, а от предпочтений потребителя. Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, характеризующий поведение потребителей, склонных, как правило, увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере, в какой растет их доход.

Желание людей сберегать часть дохода обусловлено:

• стремлением обеспечить резерв на случай непредвиденных обстоятельств;

• стремлением обеспечить свою старость, дать образование детям, необходимостью содержать иждивенцев;

• желанием обеспечить доходы в форме процента;

• желанием наслаждаться чувством независимости;

• намерением обеспечить необходимые средства для коммерции;

• желанием оставить наследство;

• просто скупостью.

К такому выводу Кейнс пришел исходя из «знания человеческой природы» и «детального изучения прошлого опыта».

Психологический фактор отражается в средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению.


Средняя склонность к потреблению (АРС) – это выраженная в процентах доля любого общего дохода, которая идет на потребление:




Средняя склонность к сбережению (APS) – это выраженная в процентах доля любого общего дохода, которая идет на сбережения:




Но величина дохода меняется: растет или сокращается. Реакцию потребителя на изменение дохода выражают предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению.

Термин «предельный» используется для обозначения дополнительных, добавочных величин.

Предельная склонность к потреблению (СY) – доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода:




где ∆С – прирост расходов на потребление; ∆Y – прирост располагаемого дохода.


Предельная склонность к сбережению (SY) – доля прироста сбережений при любом изменении располагаемого дохода:


где ∆S – прирост сбережений; ∆Y – прирост располагаемого дохода.


Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению для любого изменения дохода после уплаты налогов всегда равна единице:


СY +SY = 1.

Основные положения теории Дж. М. Кейнса следующие:

1. Потребление – функция от располагаемого дохода:

C = C (YV),

где YVрасполагаемый доход, который равен Y – Т.


2. Предельная склонность к потреблению характеризует прирост потребительских расходов на единицу прироста располагаемого дохода:

0<СY <1.


3. По мере роста дохода доля дохода, направленная на потребление, уменьшается, поскольку богатые склонны больше сберегать, чем те, кто беден:


Таким образом, кейнсианская функция потребления будет иметь следующий вид:


С = С0 + СYYV,


где С0величина автономного, не зависящего от располагаемого дохода, потребления.

Автономное потребление характеризует минимальный уровень потребления, необходимый людям. В случае отсутствия дохода люди будут брать в долг или сокращать размер имущества. На рис. 3.3 изображена кейнсианская функция потребления, которая поднимается на некоторую величину автономного потребления над осью абсцисс. Соответственно функция сбережений будет иметь вид:


S = S0 + SYYV,


где SYпредельная склонность к сбережению.


Теория Кейнса была проверена в 1942 г. на статистических данных за 1929–1941 гг. На основе этих сведений функция потребления выглядела следующим образом:

С= 47,6 + 0,73 Р.


Исследователи пришли к выводу, что данная формула приемлема только для краткосрочного анализа.


В 1946 г. американский ученый С. Кузнец на основе обработанных данных за 1869–1940 гг. пришел к выводу, что по мере роста дохода средняя склонность к потреблению оставалась постоянной. Это открытие на протяжении ряда лет оставалось загадкой для исследователей.

Экономисты стремились узнать, почему теория потребления Кейн-са подтверждалась на данных бюджетов домохозяйств при анализе краткосрочных временных рядов и оказалась неприемлемой для долгосрочного периода. Существует целый ряд концепций, объясняющих эту загадку.

Межвременной потребительский выбор И. Фишера

Ирвинг Фишер выдвинул гипотезу о том, что при принятии потребительских решений рациональные экономические субъекты учитывают не только текущий, но и будущий доход, получаемый на протяжении жизни, и поставил проблему межвременного потребительского выбора.

Уравнение межвременного бюджетного ограничения потребителя показывает все возможные сочетания потребления в 1-м и во 2-м периодах. Факторами, определяющими функции потребления и сбережения, являются доход и процентная ставка.

Функция потребления И. Фишера отражает зависимость потребительских расходов от текущей (денежной) стоимости дохода за все периоды жизнедеятельности.

Проблема выбора стоит перед потребителем, живущим в двух временных периодах: молодость (доход Yl) и старость (доход Y2).

В первый период индивид потребляет и сберегает:

Yl = C1 + S1(3.1)


Тогда:

C1 = Yl– S1; S1 = Yl– C1, (3.2)


где C1 – потребление 1-го периода; S1сбережения 1-го периода.


Если разница между Yl и C1 – отрицательная величина, то экономический субъект вынужден заимствовать. В дальнейшем он выплачивает долг и проценты по нему.

Во втором периоде индвивид имеет доход Y2. Он потребляет, но не сберегает, однако пользуется сбережениями (включая процент по ним), сделанными заблаговременно в первый период жизни. Тогда:


С2 = Y2+ S2(1 + r) = Y2+ (Y1 C1)(1 + r)), (3.3)


где r – реальная ставка процента.

Раскроем скобки в выражении (3.3) и перенесем влево элементы потребления. В результате получим:




Разделим обе части уравнения (3.4) на 1+r, тогда:




Мы получили уравнение межвременного бюджетного ограничения потребителя, которое показывает, какой суммой средств должны располагать потребители в течение двух жизненных периодов.

Предпочтения потребителя между потреблением в 1-м и 2-м периодах представлены с помощью кривых безразличия.

Каждая кривая безразличия характеризует равный уровень полезности для потребителя разных наборов потребления сегодня и в будущем. Для потребителя предпочтительны более высокие кривые безразличия, так как они обеспечивают большее потребление.

Потребители, максимизируя свою полезность, стремятся достичь более высокой кривой безразличия. Однако их стремления ограничены межвременным бюджетным ограничением.

Оптимальное сочетание потребления 1-го и 2-го периодов достигается в точке О, где наивысшая кривая безразличия, которую может достичь потребитель, является касательной к линии бюджетного ограничения (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Оптимум потребителя


Наклон кривой безразличия выражает предельную норму замещения (MRS).


Наклон линии бюджетного ограничения равен 1 + r. Следовательно, в точке О: MRS = 1 + r.


На потребление оказывают влияние:

• рост дохода;

• изменение уровня процентной ставки.


Рост дохода в 1-м или 2-м периодах сдвигает линию бюджетного ограничения вправо. Если потребление в 1-м и 2-м периодах– нормальные блага, то рост дохода увеличивает потребление в обоих периодах.

Изменение реальной процентной ставки. С ростом процентной ставки потребление в первом периоде сократится, а во втором увеличится.

Влияние роста реальной ставки процента выражается в эффекте дохода и эффекте замещения.

Эффект дохода – изменение в потреблении, вызванное переходом к более высокой кривой безразличия.

Эффект замещения – изменение в потреблении, вызванное изменением относительной цены потребления в оба периода. Если ставка процента повышается, то потребление 2-го периода становится более дешевым по сравнению с потреблением в 1-м периоде.

Из изложенного вытекает, что потребление зависит от текущей стоимости дохода в данном периоде и дисконтированной стоимости будущего дохода:


Если существуют ограничения по заимствованию, т. е. С1 ≤ Y1, размер потребления зависит только от уровня текущего дохода, т. е. С1 =Y1.

Ограничение по заимствованию (ограничение ликвидности) – это предельная величина кредита частным лицам, предоставляемая финансовыми учреждениями, чтобы уменьшить заблаговременное расходование будущих доходов.

Теория «жизненного цикла» Ф. Модильяни

Начиная с 1950-х гг. ученые сосредоточили свое внимание на построении модели формирования потребления в зависимости от дохода как единственного фактора. Модели «жизненного цикла» Ф. Модильяни и «перманентного дохода» М. Фридмена основаны на положении, согласно которому потребление в каждом периоде жизни зависит не от текущего дохода, а дохода, ожидаемого на протяжении всей жизни.

Согласно теории «жизненного цикла» Ф. Модильяни, доход колеблется на протяжении жизни человека:

• в молодости люди берут в долг, рассчитывая на высокие заработки в зрелости. После выхода на пенсию потребление обеспечивается накопленными сбережениями предыдущего периода;

• основной причиной колебания дохода является выход на пенсию, когда происходит значительное снижение доходов. Поэтому, чтобы не снизить резко уровень потребления, большинство людей откладывают средства к моменту выхода на пенсию. Таким образом, весь ожидаемый за годы жизни поток денежных доходов равномерно распределяется для текущего потребления.

Рассмотрим, как влияет стимул к сбережению на функцию потребления.

Допустим, что некий потребитель предполагает:

• прожить лет – T;

• располагает богатством – W;

• ожидает получить доход – Y;

• до момента выхода на пенсию планирует проработать лет – R.

Ресурсы, которыми потребитель располагает на протяжении жизни, складываются из начального богатства (W) и (Rх Y) дохода. При этом мы не учитываем процент на сбережения, т. е. отвлекаемся от ставки процента.

Поскольку W + (Rх Y) распределяются равномерно по Т годам, то ежегодно потребляется:

Можно записать, что функция потребления для рационального потребителя выглядит как:

Совокупная функция потребления для экономики страны выглядит так:

C = αW + βY,


где α – предельная склонность к потреблению по накопленному богатству; β – предельная склонность к потреблению по доходу.

Модель была проверена на статистических данных в 1963 г., и функция потребления для экономики страны выглядела следующим образом:

С = 0,06 W +0,7 Y.


Франко Модильяни за свой вклад в науку получил в 1985 г. Нобелевскую премию. Нобелевская лекция Модильяни называлась «Жизненный цикл, сбережения граждан и богатство нации».

Функция потребления Модильяни в течение жизненного цикла предполагает, что средняя склонность к потреблению:

Результаты, полученные Модильяни и Андо, были обнадеживающими, однако в дальнейшем выяснилось, что старики не расходуют сделанные сбережения полностью.

Экономисты выделяют следующие причины, побуждающие стариков оставлять наследство: из альтруизма (Роберт Барро); как инструмент влияния на детей (Бернхейм, Шлейфер и др.); непреднамеренностью наследства, так как людям неизвестно, сколько лет они проживут; богатство не ради будущего потребления, а ради престижа.

Из гипотезы жизненного цикла был сделан важный вывод о том, что программы социального обеспечения (например, доплаты к пенсиям) приводят к уменьшению сбережений людей среднего возраста, поскольку им не нужно будет много сберегать, чтобы обеспечить адекватный уровень потребления в старости.

Теория перманентного дохода М. Фридмена

Милтон Фридмен предложил для объяснения поведения потребителей гипотезу постоянного (перманентного) дохода, которая была им сформулирована в 1957 г. (FridmanM.A. Theory of Consumption Function (Princeton, N 3: Princeton University Press, 1957). Теоретическими предпосылками гипотезы послужили:

1. Идея Ф. Модильяни о том, что на протяжении жизни субъекты стремятся поддерживать стабильный уровень потребления.

2. Теория межвременного выбора И. Фишера.

В основе гипотезы перманентного дохода М. Фридмена лежит положение о том, что субъекты формируют свои потребительские расходы в зависимости не от текущего (как у Дж. Кейнса), а от постоянного (перманентного) дохода, стремясь, таким образом, обеспечить равный уровень потребления на протяжении жизни.

Перманентный доход – это доход, ожидаемый потребителями за длительный промежуток времени (это может быть несколько лет или вся жизнь). Этот доход детерминирован всем богатством человека: располагаемыми средствами (акциями, облигациями, недвижимостью) и человеческим капиталом (запас здоровья, способности, уровень квалификации и т. д.) – всем, что обеспечивает заработок субъекта. Под перманентным доходом понимается средневзвешенная величина из всех доходов, которые субъект ожидает получить в будущем, это некий средний доход. Таким образом, текущий доход (Y) будет равен:


Y=Yp +Yt,


где Ypперманентный доход; Yt – временный доход.


Постоянный доход (Yp) – это часть дохода, которая согласно ожиданиям людей сохранится в будущем, это уровень дохода, который будут получать домашние хозяйства, когда устранятся воздействия временных и преходящих факторов, таких как погодные условия, краткосрочный экономический цикл и непредвиденные прибыли или убытки.

Временный доход (Yt) – это та часть дохода, которую экономические субъекты не ожидают сохранить в будущем. Это временное случайное отклонение от дохода.

Существуют три вида шоков (отклонений) от дохода, вызывающих разную реакцию потребителя: временные (случайные), перманентные и ожидаемые в будущем.

Временные (случайные) – это такие шоки, при которых хотя текущий доход 1-го периода изменится, но это почти не повлияет на потребление, поскольку значительная часть дохода будет направлена на сбережения. Например, если рациональный субъект выиграл в лотерею крупную сумму денег, то наиболее вероятно, что он не потратит их, а распределит на длительный период времени.

Перманентные – это такие шоки, при которых растет (уменьшается) доход 1-го и 2-го периодов. В этом случае в той же пропорции изменится и потребление. Примером может служить получение более высокой должности.

Ожидаемые в будущем – это такие шоки, когда доход в 1 – м периоде не изменяется, а во 2-м периоде происходит изменение потребительских расходов. Так, если субъект ожидает повышение по службе, то есть вероятность, что он будет заимствовать денежные средства.

Потребление, по Фридмену, пропорционально постоянному (перманентному) доходу:


C=а Yp


где а – коэффициент, имеющий постоянное значение.

Важнейший вывод, вытекающий из гипотезы перманентного дохода Фридмена, касается средней склонности к потреблению. Разделим обе части уравнения на У и получим, что:


т. е. средняя склонность к потреблению зависит от отношения постоянного дохода к текущему. Таким образом, годы высокого дохода характеризуются низкой средней склонностью к потреблению, и наоборот. Следовательно, можно сказать, что Фридмену удалось разгадать «загадку» Кузнеца.

Фридмен оценил соотношение перманентного дохода и потребления за период с 1905 по 1967 г. и получил С = 0,88Рl, что в общем совпадает с результатом, полученным С. Кузнецом.

Неоклассическая функция потребления

Исходными предпосылками при построении функции потребления являются:

• теория межвременного потребительского выбора И. Фишера;

• концепция эндогенного дохода, согласно которой экономические субъекты не сталкиваются с ограничениями на рынке труда, поэтому сами определяют величину своего дохода исходя из критерия максимизации полезности, состоящей из двух благ: дохода и свободного времени. Функцию полезности можно представить:

maxU(Y, F),


где Y – доход; F– свободное время.


Доход экономических субъектов определяется по формуле:

Y=wxN+rV,

где w – реальная ставка заработной платы; N – количество отработанного времени; V– величина имущества; r– доходность имущества.


На рис. 3.5 функция полезности представлена семейством кривых безразичия (U1, U2,U3), которые показывают, что каждый дополнительный час труда будет сопровождаться ростом дохода (кривые безразличия имеют положительный наклон и выпуклые к оси абсцисс). Субъекты стремятся достичь более высокой кривой безразличия, но наталкиваются на бюджетное ограничение, определяемое по формуле: Y = wх N + rV. Точка касания с одной из кривых безразличия определяет величину рабочего времени (N*), необходимого для получения оптимального дохода (Y*).


Теперь исходя из теории межвременного потребительского выбора И. Фишера, определим оптимальные объемы потребления в первом и втором периодах в 2-периодной модели потребительского выбора.

На рис. 3.6 точка касания бюджетного ограничения с одной из кривых безразличия показывает объемы потребления 1-го и 2-го периодов.




Рост дохода сдвигает бюджетную линию вверх. Следовательно, субъект может достичь более высокой кривой безразличия и обеспечить более высокий уровень потребления в обоих периодах.

Рост ставки процента приводит к увеличению дохода от имущества (rV). В этом случае экономическим субъектам предоставляется возможность меньше работать, увеличивая свободное время. При повышении ставки процента тот же уровень полезности будет обеспечен сокращением текущего и увеличением будущего потребления.

Таким образом, объем потребления домохозяйств есть убывающая функция от ставки процента:


С(r) = С0+ YV -Сr,


где С0автономное потребление, не зависящее от дохода и ставки процента; YVрасполагемый доход; Сr – параметр, показывающий, на сколько единиц изменится потребление, если процентная ставка изменится на один процентный пункт.

3.3. Спрос на инвестиционные блага. Кейнсианская и неоклассическая концепции спроса на инвестиции

Инвестиции – долгосрочные вложения государственного или частого капитала в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли.

В макроэкономике под инвестициями понимаются реальные инвестиции – вложения капитала частной фирмой или государством в производство той или иной продукции.

Выделяют три типа инвестиций:

1. Производственные инвестиции (здания, сооружения, оборудование).

2. Инвестиции в жилищное строительство (приобретением домов для проживания или сдачи в аренду).

3. Инвестиции в запасы (сырье, материалы, незавершенное производство, готовые изделия).

Различают валовые и чистые инвестиции.

Валовые (брутто) инвестиции – это инвестиции на замещение старого оборудования (амортизация) плюс прирост инвестиций на расширение производства.

Чистые (нетто) инвестиции – это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала.

Инвестиционный спрос состоит из двух частей.

1. Из спроса на восстановление изношенного капитала.

2. Из спроса на увеличение чистого реального капитала.

Инвестиционный спрос – это самая динамичная и изменчивая составляющая совокупного спроса, она зависит от объективных факторов (состояние экономической конъюнктуры: ожидаемая норма чистой прибыли, ставка процента) и субъективного фактора (решения предпринимателей).

Кривая инвестиционного спроса показывает в графической форме размер инвестиций, осуществление которых возможно при каждом данном уровне процентной ставки.

Из рис. 3.7 видно, что между ставкой процента и совокупной величиной требуемых инвестиций существует обратная зависимость.

Помимо процентной ставки на инвестиции оказывает влияние увеличение ВНП, изменения в размерах налогообложения, технологические изменения и ожидания предпринимателей. В этом случае происходит изменение спроса на инвестиции. Любой фактор, вызывающий прирост ожидаемой доходности инвестиций, смещает кривую инвестиционного спроса вправо, а вызывающий смещение ожидаемой доходности смещает кривую влево.




Фактические инвестиции – это запланированные и незапланированные (непредусмотренные изменения в товарно-материальных запасах) инвестиции.

В зависимости от факторов, определяющих объем спроса на инвестиции, их подразделяют на автономные, т. е. не вызванные ростом совокупного спроса (национального дохода), и индуцированные, вызванные ростом совокупного спроса (национального дохода).

Влияние инвестиций на совокупный спрос (национальный доход) отражается в теории мультипликатора и акселератора.

Теория мультипликатора возникла в период Великой депрессии 1929–1933 гг. применительно к обществу, находящемуся в условиях острейшего кризиса.

Мультипликатор показывает роль инвестиций в росте объема национального дохода и занятости. Действие мультипликатора можно записать в виде цепочки: I↑, => N↑, => Y↑, => C↑, т. е. с ростом инвестиций увеличивается занятость, а затем доход и потребление.

Таким образом, между изменением автономных инвестиций и национальным доходом существует устойчивая связь.

Мультипликатор инвестиций – численный коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения автономных инвестиций. Если произойдет прирост объема инвестиций (например, увеличатся государственные ассигнования на общественные работы в условиях спада экономики), то доход увеличится на величину, которая в М раз больше, чем прирост инвестиций, т. е.


Y =MI х ∆I,

где ∆Y – приращение дохода; ∆I – приращение инвестиций; М – мультипликатор (множитель), следовательно


Поскольку мультипликатор находится в прямой зависимости от предельной склонности к потреблению (МРС) и в обратной зависимости от предельной склонности к сбережению (MPS), то


Статическая модель мультипликатора была предложена в 1931 г. Р. Ф. Каном, детально разработана Дж. М. Кейнсом.

Динамическая модель мультипликатора, учитывающая фактор времени, была подробно исследована П. Самуэльсоном, Ф. Маклупом, Дж. Робинсон, А. Хансеном и др.

В дальнейшем экономисты пришли к выводу, что мультипликационный эффект могут вызвать эндогенные (внутренние) факторы. Подтверждением этому послужили: мультипликатор потребления, кредитный, банковский, депозитный и налоговый.

Модель акселератора (индуцированных инвестиций) была предложена Дж. Кларком.

Акселератор представляет собой отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода, потребительского спроса или готовой продукции и выражается формулой:


где ∆I – инвестиции; ∆Y – доход; t – время.


Акселератор отражает отношение прироста продукции (дохода, спроса) только «индуцированных» инвестиций, т. е. к новому капиталу, образованному в результате увеличения уровня потребительских расходов. Принцип акселерации состоит в том, что увеличение или уменьшение потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Увеличение потребительского спроса на товары вызывает рост производственных мощностей. Уменьшение потребительских расходов может сократить прибыль, что вызовет снижение объема инвестиций.

В макроэкономических моделях акселератор соединяется с мультипликатором (множителем), широко используется для регулирования экономики за рубежом.

Кейнсианская концепция спроса на инвестиции

В основе кейнсианской теории спроса на инвестиции лежит введенное Дж. М. Кейнсом понятие «предельной эффективности капитала».

Она называется предельной потому, что речь идет о капитале, который добавляется к уже имеющемуся.

Решая вопрос о целесообразности инвестирования, предприниматели сопоставляют ожидаемый поток чистого дохода от инвестиционных проектов с инвестиционными затратами. Сложность состоит в оценке временного аспекта, так как основные затраты осуществляются, как правило, в первые годы, а доходы от них распределяются на последующие годы. Вкладывая средства в инвестиционные проекты, предпринимателю необходимо учесть потенциальный процент на вложенные средства и степень риска.

Предприниматели оценивают поток чистого дохода от инвестиционных проектов с помощью дисконтирования. Возможность получения некоторой суммы через tлет можно определить, разделив эту сумму на (1 + R)n, где R – дисконтная ставка. Инвестиционный проект будет экономически целесообразным, если


где К0требуемые вложения в инвестиционный проект; П1, П2,…, Пппотоки чистых доходов от проекта в момент времени 1, 2,…, п; R – норма дисконта.

То значение нормы дисконта, которое превращает данное неравенство в равенство, называется предельной эффективностью капитала (R*). Инвестиционный спрос связан с отбором инвестиционных проектов по критерию доходности. Инвесторы, выбирая между инвестиционными проектами, остановятся на тех проектах, у которых R* самая высокая.

R* падает с увеличением роста объема инвестиций, поскольку по мере роста инвестиций падает их ожидаемая доходность. Это происходит потому, что сначала инвестируются наиболее перспективные и прибыльные проекты, а дальнейшее инвестирование является менее производительным. Этот процесс изображен на рис. 3.8.


R*




Предприниматели учитывают не только доходность капиталовложений, но и степень риска каждого из них. Инвестиционные расходы следует увеличивать только в том случае, если норма прибыли больше процента от сбережений. Ставка процента – явление не только денежное, но и психологическое, это важнейший фактор, воздействующий на побуждения инвесторов; она представляет собой вознаграждение за отказ от хранения богатства в денежной форме. Поскольку самым надежным вариантом капиталовложений является покупка государственных облигаций, ставка процента по ним рассматривается в качестве нижнего предела R*.

Инвестиции будут осуществлять в том случае, если R* > i.

Из рис. 3.8 видно, что при ставке процента i3целесообразны вложения в объеме 0Х, при ставке процента i2в размере 0Y, а при ставке процента i – инвестиционные расходы увеличатся до 0Z.

Объем инвестиционного спроса будет тем выше, чем меньше текущая ставка процента. Следовательно, инвестиционный спрос можно представить как убывающую функцию от ставки процента:

Ia= I(R*– i),


где I – предельная склонность к инвестированию.


Предельная склонность к инвестированию (Ii) показывает, на сколько единиц увеличатся инвестиции в случае снижения ставки процента на один пункт. Если i↓, то увеличится предельная склонность к инвестированию.

Среди зарубежных экономистов нет единства во взглядах по поводу чувствительности инвестиций по отношению к изменениям процентной ставки. Кейнс и его последователи считают, что объем инвестиций зависит в большей степени от R*, чем от ставки процента.

Предельная эффективность капитала – это категория экономического прогнозирования exante, поскольку за основу расчета берется не фактическая, а ожидаемая доходность инвестиционных проектов, через R*. «Предполагаемое будущее влияет на настоящее»; это не оценочный показатель, не конкретная ставка процента; это внутренняя норма доходности.

На значение R* влияют субъективные факторы: пессимизм и оптимизм инвесторов.

Неоклассическая теория спроса на инвестиции

Согласно концепции неоклассиков, предприниматели осуществляют инвестирование с целью достижения оптимального размера капитала. Поэтому функцию инвестиционного спроса можно представить:


Ia = β(K* – Kt); 0 < β < 1,


где Ia – объем автономных инвестиций на период t;Ktфактический объем капитала; К* – оптимальный объем капитала; р – коэффициент, характеризующий меру приближения существующего капитала к оптимальному за период t.

Определение оптимального объема капитала

1. Оптимальный объем капитала обеспечивает при существующей технологии максимальную прибыль.

2. В условиях совершенной конкуренции прибыль максимальна, когда предельная производительность капитала (r) равна предельным издержкам, которые состоят из нормы амортизации (d) и ставки процента по финансовым активам (i), которые представляют альтернативные затраты использования средств в качестве капитала.

Прибыль максимальна, если r=d+i.

Для определения оптимального размера капитала используем производственную функцию Кобба-Дугласа:


Y= Kax Ll-a; 0< а <1,


где а – параметр, по которому определяется вклад капитала в выпуск продукции.

Используя условие максимизации прибыли, оптимальное значение капитала будет равно:


Если при заданном значении предельных издержек изменится технология производства, то значение К* тоже изменится. Если из-за научно-технического прогресса растет предельная производительность капитала, то К* также увеличится (при неизменной ставке процента).

Таким образом, инвестиционный спрос есть возрастающая функция от предельной производитеьности капитала и убывающая функция от ставки процента (при заданном значении амортизации).

Неоклассическая функция инвестиций более объективна по сравнению с кейнсианской, так как она определяется технологией производства в отличие от кейнсианской, которая зависит от R*, соотношения оптимизма и пессимизма инвесторов. Кейнсианская функция инвестиций имеет меньшую эластичность по ставке процента, чем неоклассическая.

3.4. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах

Совокупное предложение (AS) – это общее количество конечных товаров и услуг, которое может быть предложено (произведено) в экономике при разных уровнях цен.

Зависимость объема предложения от среднего уровня цен в стране показывает кривая AS.

На характер кривой ASвлияют:

ценовые факторы;

неценовые факторы.

Первые изменяют объем совокупного предложения (перемещение вдоль кривой AS). Вторые (изменения в технологии, ценах ресурсов, объеме применяемых ресурсов, налогообложении фирм, структуре рынка и т. д.) приводят к сдвигу кривой AS.

Кривая AS бывает статическая и динамическая.

В отличие от статической динамическая кривая ASиспользуется для оценки темпов инфляции на изменение национального объема производства.

Форма кривой ASтолкуется по-разному классиками и кейнсианцами. Так, изменение величины совокупного предложения под влиянием одного и того же фактора может быть неодинаково, что обусловлено тем, какой период (короткий или долгий) принимается во внимание.

Классическая модель рассматривает экономику в долгосрочном периоде.

Долгосрочный период – это период, в течение которого цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары так, чтобы в экономике поддерживалась полная занятость.

Долгосрочная кривая AS отражает производственные возможности страны и строится исходя из следующих условий:

• объем производства обусловлен только количеством факторов производства и имеющейся технологией и не обусловлен уровнем цен;

• изменения в факторах производства и технологии осуществляются медленно;

• экономика функционирует при полной занятости факторов производства и, следовательно, объем производства равен потенциальному;

• цены и номинальная заработная плата гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.

В данных условиях кривая AS вертикальна. Она характеризует естественный (потенциальный) уровень объема производства (рис. 3.9), т. е. объема производства в условиях полной занятости, при котором ресурсы экономики полностью используются, а безработица находится на естественной уровне. Колебания совокупного спроса (рис. 3.10) изменяют уровень цен. Например, при уменьшении предложения денег кривая AD1смещается влево в положение AD2. Экономическое равновесие перемещается из точки Е1в точку Е2, однако количество произведенной продукции ASостается на прежнем уровне.


Сдвиги кривой совокупного предложения в долгосрочном периоде возможны только при изменении величины факторов производства и технологии.

В краткосрочном периоде такая модель неприемлема.

Кейнсианская модель описывает экономику в коротком периоде и основана на следующих предпосылках:

• неполная занятость в экономике;

• цены на товары и номинальная заработная плата жесткие.

В этих условиях кривая совокупного предложения горизонтальна (рис. 3.11). Колебания совокупного спроса оказывают влияние на объем производства, уровень цен не изменяется. Например, уменьшение предложения денег смещает AD1 в положение AD2.Экономическое равновесие перемещается из точки Е1 в точку Е2. Объем производства – из точки Y1 в точку Y2(рис. 3.12).






Современные концепции объясняют отличие краткосрочной кривой ASот долгосрочной несовершенством рынка, т. е. негибкостью цен и несовершенством информации. Кривая ASв краткосрочном периоде показывает, что величина выпуска отклоняется от своего естественного (потенциального) значения, если уровень цен отклоняется от ожидаемого (рис. 3.13) и описывается уравнением:


Y= Y* + а(Р – Рe),

где Y – фактический выпуск; Y* – естественная (потенциальная) величина выпуска; Р– уровень цен; Реожидаемый уровень цен; а – коэффициент, характеризующий интенсивность реакции предпринимателей на отклонение фактических цен от ожидаемых.


В точке Е цены на ресурсы и товары уравновешены.

Краткосрочная кривая совокупного предложения имеет три участка: горизонтальный (кейнсианский) (I), промежуточный (восходящий) (II), вертикальный (классический) (III), которые представлены на рис. 3.14.


3.5. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Модель AD – AS

Экономическая система находится в равновесии в точке пересечения кривых ADи AS.

Пересечение краткосрочной кривой AS с кривой AD показывает, что экономика находится в состоянии краткосрочного равновесия.

Экономическая система находится в состоянии долгосрочного равновесия только в точке пересечения кривой AD и долгосрочной кривой AS. Условием долгосрочного и краткосрочного равновесия является пересечение трех кривых. Пусть это будет точка Е0(рис. 3.15). Точка Е0 указывает на исходное долгосрочное равновесие.

Предположим, что центральный банк увеличил предложение денег.[1]

В этом случае произойдет сдвиг AD от AD1 до AD2, следовательно, цены установятся на более высоком уровне, экономическая система будет находиться в состоянии краткосрочного равновесия в точке Е1. В точке Е1 реальный объем выпуска превысит естественный, цены вырастут, а безработица упадет ниже естественного уровня.




Ожидаемый уровень цен на ресурсы будет расти, что вызовет увеличение издержек и снижение AS1 до AS2. Тогда краткосрочная кривая AS1сместится в положение AS2 а экономическая система будет перемещаться вверх и налево вдоль кривой AD2. В точке Е2 установится краткосрочное равновесие.

Новое состояние экономического равновесия установится в точке Е3, в которой объем выпуска сократится, а уровень безработицы увеличится (каждый до своего естественного уровня). Таким образом, экономическая система возвратится к своему исходному состоянию, но при возросшем уровне цен.