Религиозная жизнь
Большинство малагасийцев, как я уже писал – христиане. Основная часть населения является прихожанами католических храмов. Построенные ещё колонизаторами, в столице и в разных городах, большие, солидные католические церкви разной высоты и дизайна привлекают людей уже десятки лет, служат центрами христианизации и библиезирования населения. В воскресенье большие церкви звонят колоколами по утрам, привлекая прихожан. В малых селениях тоже звонят, но вместо колоколов, у них какие-то суррогаты: металлические предметы, о которые нужно колотить, висят у входа в церковь.
В редких книжных магазинах и лавочках, и в канцелярских ларьках в столице и по стране, можно купить жития святых, библейские истории, церковные гимны, портреты Папы Римского и другую полиграфическую христианскую продукцию на местном языке.
В сёлах, деревнях имеется, как правило, одна или несколько церквей простого типа. Это соломенные дома, или же дощатые сараи, покрытые металлическим листом, со скамейками и кафедрой – там происходят церковные мероприятия. Помимо католиков, можно встретить разные другие христианские деноминации. Есть на Мадагаскаре и пятидесятники, и адвентисты, и Свидетели Иеговы. В священный день почти все верующие, надев лучшие из имеющихся одежд, собираются на богослужение, оставив все прочие дела. У большинства христиан этот день – воскресенье, у адвентистов седьмого дня – суббота. В этот день они не работают на поле, и лавочки и магазины их тоже закрыты.
В стране есть и православные (греческого патриархата). Основной их храм находится в столице, есть как минимум ещё один – в Манакаре. Главный день – воскресенье.
В провинции путник может, почти наверняка, обрести ночлег под покровом церкви, особенно если придёт не очень поздно, пока священник или сторож ещё не заснули. В малых сёлах здания церкви не запираются – нет замков вообще, можно прийти в любое время и поставить палатку в здании. Без палатки нельзя – насекомые помешают спать.
5—10% населения Острова исповедуют ислам. Мечети есть как в столице (их там шесть или семь), так и в прибрежных городах. Больше всего мусульман обитает вдоль северного и северо-восточного побережий острова – в некоторых городах их до 40%. А вот специального исламского квартала, с лавочками и лепёшками, как в некоторых азиатских и африканских странах, тут, в городах Мадагаскара нигде нет. Все мусульманские заведения перемешаны с остальными, христианскими, и не кучкуются. Возле мечети может быть один-два магазина, принадлежащие мусульманам; остальные же равномерно распределены по городу.
Во всех мечетях есть женское отделение. При мечетях есть обычно небольшая огороженная территория. Путники и просто бедные люди могут заночевать под навесом мечети, спрятаться там от солнца или дождя. В самих мечетях интерьер очень простой, на полу чаще циновки (ковры – реже); электричество есть далеко не всегда; у имама имеется свечка или фонарик, который он включает в темноте. Мелом на доске указано расписание молитв на текущий день. Азан (призыв на молитву) в провинции произносится голосом, а не через динамик – Мадагаскар одно из последних мест на земле, где муэдзины должны рассчитывать на силу собственного голоса, а не на технические ухищрения.
Среди мусульман есть и сунниты, и шииты. Обычное население является суннитским, но в Антананариву, Анцирабе и в Махаджанге можно найти и шиитскую мечеть, наравне с суннитскими. Внешне малагасийские сунниты и шииты не различаются.
Местные традиционные верования в центре острова уже переплелись с христианством, и основной традицией там является культ предков.
Известный ритуал, который сохранился с дохристианской поры и практикуется на Мадагаскаре до сих пор – ритуал переворачивания костей (фамадихана). Он до сих пор происходит (чаще осенью) в сельских уголках Острова. Покойный дедушка, бабушка, отец, мать начинают являться во снах своим потомкам и намекать о необходимости перезахоронения. В назначенный заранее день, всякая родня съезжается в деревню, где из могилы (склепа) извлекают пролежавший там год или несколько лет иссохший труп почившего предка и, одев скелет в новую ткань, несут опять в склеп, захоранивать заново. Действие сопряжено со сбором всей семьи, угощением для присутствующих, могут быть какие-то танцы, музыка и пр. Считается, что каждые семь лет нужно «переворачивать кости», но ввиду сложности обряда, его большой дороговизны и влияния христианской церкви, его производят всё реже. Стоимость проведения фамадиханы (с угощением гостей) может быть большей, чем заработок малагасийца за несколько лет – понятно, что не все этим занимаются.
Чаще всего обряд производится в сентябре, в более сухой сезон. Если вас это интересует, поспрашивайте через знакомых малагасийцев, не собирается ли кто-нибудь из знакомых их знакомых проводить в ближайшее время такой обряд – может статься, и вас пригласят.
Буддистов, индуистов, сикхов на Мадагаскаре – не обнаружено. Еврейская религия тоже видимо не распространена. Услуги шаманов, колдунов имеются, и если вы долго будете жить на острове – вы сможете это найти. В колдовство верят многие островитяне до сих пор, и, вероятно, не меньше четверти населения регулярно (раз в неделю) посещают колдунов.