Попадание по морю
Эпоха морских пассажирских путешествий подошла к своему концу, и в наше время, в XXI веке, морские пути принадлежат, большей частью, лишь официальным грузам, а в меньшей степени – редким яхтсменам, которых также иногда заносит и на Мадагаскар, с общим течением буржуев и движеньем морских ветров. Однако, технология и место высиживания яхт на Мадагаскар мне неизвестны, и едва ли будет изучены в ближайшие годы.
Из Маврикия, однако, ходит пассажирское судно на Мадагаскар. Это большой белый, похожий на круизный, корабль, который отправляется примерно раз в неделю. Купить билет на него по Интернету пока что нельзя, билеты продаются только на самом Маврикии перед отправлением – количество билетов ограничено, т.к. часть их заранее выкупают европейские фирмы для круиз-пассажиров. Стоимость билета с Маврикия на Мадагаскар (судно приходит в порт Туамасина) – около 300 евро, т.е. пароход дороже, чем самолёт. Судно идёт три дня. Визу на Мадагаскар можно приобрести в порту Туамасины по прибытию, по обычной для Мадагаскара цене. Официально нужно иметь обратный билет, хотя фактически его обычно не спрашивают.
По сведениям от некоторых людей, проживших три месяца на Маврикии, бывает можно уплыть на этом судне и дешевле, в районе 200 евро. Возможно, стоимость билета изменяется по сезонам или в зависимости от наполняемости судна.
Про попутные суда (гидростоп) с Маврикия на Мадагаскар – ничего не известно.
Можно попасть на грузовом судне с Коморских островов, а верней всего – с острова Анжуан. Для этого, однако, лучше всего заранее сделать мадагаскарскую визу и иметь обратный авиабилет с Острова (был случай недопущения на землю Мадагаскара путешественников И. Алигожина и Н. Максимовой, прибывших в Махадзангу с Комор на судне). При обратном движении на судне, с Мадагаскара на Коморы, также полезно иметь заранее сделанный авиабилет (или его бронь, или имитацию) – с Комор в Большой Мир.
Суда между Махадзангой и Анжуаном ходят несколько раз в неделю – без расписания, в зависимости от наличия грузов. Стоимость проезда договорная, она зависит от ваших способностей к переговорам (знание французского или коморского языка – приветствуется). В любом случае, вы сможете договориться не более чем за 100 евро, а скорее всего и дешевле (если не бесплатно), и существенно сэкономить на авиабилете, получив взамен коморскую и вообще пароходную необязательность – и возможные проблемы с чиновниками на том или на другом берегу, которые будут удивлены вашим нетрадиционным способом путешествия. Местные-то часто так плавают, а «ваза» будет встречен с удивлением.
Махадзанга. Мадагарскарский морской флот
Кроме этих двух направлений, Маврикий-Туамасина и Махадзанга-Анжуан, тут ничего боле-менее постоянного нет. Можно, конечно, приехать в Нуси-Бе (тусовочный, отдыхательный и дорогой островок к северо-западу от основного Мадагаскара) и искать там попутные яхты с интуристами, но это совсем ненадёжное занятие, которое может занять всё время вашей мадагаскарской визы.
Между Кенией и Мадагаскаром, между Занзибаром и Мадагаскаром, между Мозамбиком и Мадагаскаром нет никаких морских сообщений – ни пассажирских, ни грузовых. Возить тут нечего – из одной бедной и большой африканской страны в другую большую и бедную страну что отправлять? На Занзибаре никаких мадагаскарских товаров нет; на Мадагаскаре не продаются товары из Кении или Танзании.
Есть суда, загружающиеся контейнерами в ЮАР и потом делающие остановку на Мадагаскаре (Туамасина), но уплыть с ними крайне затруднительно. Паромов, перевозящих машины с «материка», в этом регионе нет. Все машины сюда поступают навсегда, в хорошо охраняемом грузовом судне, и после пересечения океана меняют владельца. Никто не везёт груз через пол-Африки, потом на паром – и дальше по Мадагаскару: такого не бывает.
Маленькие суда не ходят с материковой Африки на Мадагаскар ещё и потому, что боятся течений и ветров, которые атакуют все кораблики в проливе. Поэтому, если вы искренний фанат морских путешествий, то можно пытаться сделать путешествие по частям: Танзания – Занзибар – Гранд-Комор – Анжуан – Махадзанга (Мадагаскар), хотя всё это и может занять более чем один месяц.
Вот, собственно, и все возможные способы попадания на Мадагаскар. Способы покинуть остров – такие же, только действовать нужно в обратной последовательности.
Нужно помнить, что и Мадагаскар, и Коморские острова, и Маврикий, официально требуют от въезжающих иностранцев – наличия обратного (или дальнейшего) авиабилета. Позаботьтесь об этом!