Глава 3
Форма
Вселенная есть мысль Бога.
Согласно Платону, изначальный элемент есть эманация Демиургического Разума, который заключает в себе от века идею природного мира, и эту идею Он создает из Себя силой Своей Воли. Эта доктрина стара и существует с тех самых пор, как на земном шаре появился первый разумный человек. В ней, по существу, заключена та же истина, какой учили древние Риши и которую излагали – хотя, возможно, иными словами – все величайшие мыслители всех веков, начиная, видимо, с первого планетарного духа, который явился на нашу планету, и кончая современными философами. Они провозглашают, что мир есть порождение воли и способности к формированию идей21, хотя и забывают при этом, что эта способность, как и воля, не могут существовать сами по себе, без того, кто проявляет волю и мыслит, но что они суть свойства некой неизвестной сущности, причины или принципа.
Эта неизвестная причина возникает, когда непроявленное абсолютное Единое являет себя, становясь Тремя. На этой истине основано учение о Троице, которое мы находим в большинстве древних религиозных систем Востока, так же как и в христианской символике. Даже так называемая «рациональная наука» без этого учения становится «иррациональной», поскольку если «материалист» (правильно) утверждает, что не бывает материи без движения и движения без материи, он должен – по логике вещей – добавить, что материя существует, а движение происходит благодаря некой причине. Он может не знать этой причины, но она, тем не менее, есть, даже если ему не известно о ней вообще ничего, кроме ее наличия. Троица рациональной науки поэтому выглядит так: Действие, Противодействие и Причинность – или, другими словами, Материя, Движение и Причина (Потенция).
Эта троица проявляется на трех разных планах или в трех разных способах действия, которые были названы Материей, Душой и Духом, или, согласно символике древней оккультной науки, – Землей, Водой и Огнем. Единое проявляется в Трех, но эти Три есть одно целое и не состоят из трех частей, где одна следует за другой, но возникают сразу. Противодействие не может быть без Действия, и оба они имеют место благодаря сосуществующей с ними Причине. Отец не был Отцом, пока не появился Сын, и то, что породило Сына, есть сила, присущая Отцу, его Воля или «Святой Дух». Нет движения без материи или без причины; нет причины без воздействия и без чего-то, на что это воздействие оказывается. Не может быть протяженности и длительности, или «Пространства», без материи или движения, и нет формы без пространства. Абсолютное пространство невидимо, и мы не можем представить себе его форму. Мы не в состоянии вообразить его не имеющим границ, и также не можем представить себе каких-либо его границ без пространства за ними; относительное пространство ограничено и существует как форма. Не может быть пустого пространства, поскольку «пространство» означает протяженность, а мы не способны представить себе «ничто», и «ничто» не может иметь протяженности. Формы – это, так сказать, пространство, сделанное объективным, кристализованное в определенную конфигурацию, доступную или не доступную нашим органам чувств, и ни одна форма не существует иначе чем в пространстве.
Дух, или «Огонь», – это нематериальный, лишенный формы, универсальный элемент, который может проявляться в формах. Он – лоно, в котором все содержится прежде, чем будет воплощено как объективное его пробудившейся Волей. Он – «творец»22, великий «плотник» Вселенной, «приемный отец Христа», чья жена есть Майя (Природа)23, непорочная дева, через которую Отец является как Сын, пробужденный к действию в форме животворящим воздействием «Святого Духа»24. Это великое таинство, изложенное в виде аллегорий во всех основных мировых религиях, могут полностью познать и понять только те, кто обрел способность высшего восприятия и достиг высшего знания, даруемого Посвященным, чье духовное сознание пробудилось; неверное его толкование породило множество нелепых и противоречащих друг другу суждений. Тот, кто хочет с помощью своего интеллекта постичь бесконечное, не сумеет ухватить его, пока его конечный разум не сможет объять достаточно, чтобы быть в совершенной гармонии с необъятным Единым.
Душа, или «Вода», – это полуматериальный элемент, в своем исконном состоянии не имеющий формы, но способный существовать как форма. Она выступает как организующее начало вещественных форм. Душа человека-Микрокосма аналогична душе Макрокосма. Элементальные силы Природы, существующие на астральном плане, пользуются ею как «площадкой» для своих игр. Она пронизывает и окружает планеты, и также окружает и пронизывает тела людей и животных и прочие тела и формы. Все материальные формы есть, можно сказать, «материализованные души», которые прекращают свое существование вскоре после того, как принцип души извлекают из них.
Материя, или «Земля», или (как ее называют в ее изначальном состоянии) Акаша, – это невидимый материальный элемент, наполняющий все пространство. Уплотняясь под воздействием организующей силы души, она облачает формы души и делает их видимыми на физическом плане. Но не все эти формы доступны нашему физическому зрению; те, которые мы видим, – еще далеко не все. Невидимый мир, сокрытый в видимом, может открыться тому, кто способен сорвать покров с материи, ибо внутри материальных форм заключен невидимый элемент, выражением которого только и служит эта форма.
Из взаимодействия трех изначальных элементов, Духа, Души и Материи, возникают четыре смешанных принципа, и они вместе с тремя предыдущими дают семь принципов. Эта семеричная структура Макрокосма и Микрокосма была известна древним мудрецам Востока и западным Посвященным, таким как Парацельс и другие, а в наши дни обнародована в учении восточных Посвященных.
Приведенная ниже таблица представляет эту структуру согласно учению брахманов.
1. А. Элемент Материи, Акаша, представленный «Землей».
2. АВ. Сочетание Материи и Души, известное как астральное тело (немецкий Doppelgaenger), смесь «Земли» и «Воды».
3. В. Душа, известная как Перисприт, или животный принцип в человеке, представленная «Водой».
4. АВС. Жизненная сущность, сочетание Материи, Души и Духа, «Земли», «Воды» и «Огня».
5. АС. Разум, сочетание Материи и Духа, или «Земли» и «Огня» (принцип Интеллигентности).
6. ВС. Духовная Душа, сочетание Души и чистого Духа, или «Воды» и «Огня» (принцип Духовности).
7. С. Чистый Дух, или «Огонь», непостижимая Великая Первопричина.25
Структура, которой пользовался Парацельс и «Эзотерический буддизм», совпадает с приведенной выше, за исключением того, что Джива, или жизненная энергия, у них выступает как второй, а астральное тело – как третий принцип: 1. Физическое тело (штула-шарира). 2. Жизненная энергия (мумия). 3. Астральное тело (звездное тело). 4. Животная душа. 5. Разумная душа. 6. Духовная Душа. 7. Дух.
Говорят, эта структура была известна и древним иудеям, и древнееврейский алфавит, состоящий из 22 букв, построен с отсылом к ней, поскольку три в семи состояниях дают двенадцать символов и 3+7+12=22.
Любая форма есть выражение одного или нескольких элементарных принципов, и существует она до тех пор, пока соответствующие принципы действуют в ней. Не все формы видимы, поскольку видимость или невидимость зависит от способности отражать свет. Невидимый газ может стать твердым под воздействием давления и холода, и тогда он будет видимым и осязаемым; в то же время самые твердые вещества можно сделать невидимыми и неосязаемыми, нагрев их. Результаты, продукты космических мыслей не все настолько материальны, чтобы их можно было увидеть физическим зрением, и в действительности мы видим лишь очень малую часть их. Нет никаких сомнений, что во Вселенной присутствует огромное количество невидимой материи – кометной или какой-либо другой, и по мере совершенствования оптических приборов новые царства форм и жизни будут открываться нам.
Любое изменение деятельности приводит к изменению форм и порой вызывает к жизни новые формы. Твердый лед можно превратить в невидимый пар и опять сконденсировать в осязаемую форму. Чем больший объем занимает материя и чем более интенсивным делается ее движение, тем меньше возможностей воспринять ее физическими органами чувств, но, увеличиваясь в объеме, материя не обязательно теряет в силе воздействия. Пар мощнее воды, а нагретый до очень высокой температуры, он выделяет электричество и обретает огромную разрушительную силу. Чем больше уплотнены элементы материи, тем большую инертность она проявляет; чем она разреженнее, тем дальше простирается сфера ее действия.
С каждым телом связаны свои, невидимые сферы. Видимая сфера ограничена поверхностью его видимой формы, но невидимые сферы простираются дальше в пространство. Их не всегда можно обнаружить с помощью измерительных приборов, но, тем не менее, они существуют, и при определенных условиях их можно почувствовать. О сфере действия сильно пахнущего тела сообщит обоняние; сферу магнита можно определить, поднеся к нему железо; сферу человека или животного уловит самый тонкий из всех инструментов – сверхчувствительный мозг.
Эти сферы представляют собой магнетическую, тепловую, ароматическую или световую ауру и эманации, присущие всем объектам, находящимся в пространстве. Наблюдая полярное сияние в северных областях нашей планеты или фотосферу Солнца во время затмения, мы видим такие эманации. Нимб вокруг головы святого – не плод поэтического воображения; ведь никто не считает фантазией ореол света вокруг драгоценного камня. Как у каждого солнца есть своя система планет, вращающихся вокруг него, так каждое тело окружают меньшие энергетические центры, выделившиеся из основного, но сохраняющие часть его свойств. Медь, уголь и мышьяк, например, имеют красную ауру, свинец и сера излучают в синих тонах, золото, серебро и сурьма – в зеленых, а железо испускает все цвета спектра. Растения, животные и люди излучают в соответствующих цветах в зависимости от их свойств: у высокодуховных личностей ауры белые и синие, золотые и зеленые разных оттенков; натуры более низкие испускают в основном темно-красные эманации, которые у персон грубых, жестоких и неразвитых становятся почти черными. Коллективные ауры людей, животных и растений, городов и стран соотносятся с их основными характеристиками, так что человек, у которого способность восприятия достаточно развита, может определить степень интеллектуальной и нравственной зрелости города или страны, посмотрев на сферу их эманаций.
Качество эманаций зависит от формы деятельности того центра, где они берут свое начало. Они выражают состояние души, и по ним можно определить эмоциональное состояние. Каждой эмоции соответствует свой цвет: любви – синий, желанию – красный, доброжелательности – зеленый, – и эти цвета способны порождать аналогичное чувство в других душах, особенно если эмоциональное начало направляется рассудком. Синий действует успокаивающе и может утихомирить безумца или снять лихорадку; красный возбуждает страсть: бык может прийти в ярость при виде красной тряпки, а неразумная чернь зверееет от вида крови. В этой химии души ничуть не больше чудесного, чем в фактах, известных физической химии, и названные явления подчиняются тому же закону, что заставляет хлорид серебра чернеть под воздействием синего или белого света, в то время как рубиново-красный или желтый не вызывают никаких изменений.
Все формы царства минералов, растительного и животного царств Земли, в том числе тела всех человеческих существ, есть мысли Мирового Разума, воплощенные в материи на физическом плане. Физическая их форма есть выражение их второго принципа, и в каждой материальной форме содержится ее эфирный двойник, который, при определенных условиях, может отделиться от более материальной части или быть выделен из нее мастерством адепта. Эту астральную часть можно облечь вновь в Акашу и сделать видимой: таким образом тот, кто знает, как манипулировать этими невидимыми силами, способен скопировать любой предмет.26
Астральные формы могут продолжать существовать и после того, как их материальная оболочка разрушится. Ясновидящие порой видят астральные формы умерших, витающие над могилами и сохраняющие сходство с когда-то жившими людьми; в такие формы можно искусственно вдохнуть жизнь и некое ограниченное сознание и использовать их в практиках некромантии и черной магии или привлечь на «спиритические сеансы», чтобы они представляли духи усопших.
У некоторых людей этот второй принцип – вследствие особенностей их строения или из-за болезни – не очень прочно связан с физическим телом и может на короткое время отделяться от него.27 Такие люди хорошо годятся на роль «медиумов» при так называемой материализации духов: их эфирные двойники могут являться отдельно от их тел и принимать облик некоего человека – живущего или ушедшего. Этот облик формируется, сознательно или бессознательно, помыслами присутствующих людей, становясь отражением их воспоминаний и мнений либо иными влияниями, невидимыми для физического взора.
Как мозг – центральный орган, обеспечивающий циркуляцию нервного флюида, а сердце – центральный орган, обеспечивающий циркуляцию крови, так селезенка – орган, из которого черпают свою жизненную силу астральные элементы, и при некоторых болезнях, нарушающих работу селезенки, астральный «двойник» человека может против его воли отделиться от тела. Нет ничего удивительного в том, что больные иногда чувствуют, что они «как будто и не они» или что рядом с ними на кровати лежит кто-то еще, и этот кто-то – они сами. Описания подобных «Doppelgaengers», призраков, привидений, духов, возникающих в результате отделения линга-шарира от физической оболочки, можно найти во многих трудах, посвященных загадочным явлениям Природы.28
Конец ознакомительного фрагмента.