Вы здесь

Магия. Вместо предисловия. О магии и магах (Роберт Галсамин, 2017)

Вместо предисловия. О магии и магах


Говоря о магии, следует вначале определиться со значением этого термина. Слово «магия» происходит от древнегреческого слова μiγεί, что переводится как «обряд». Смысл этого слова можно понимать как совершение некоторых действий с целью воздействия на высшие силы. В этом смысле все религиозные, эзотерические и оккультные учения будут иметь один общий знаменатель, объединяющий их по признаку наличия обрядности и веры в сверхъестественное. В этом смысле не столь важно, говорим ли мы о широко распространенном религиозном культе с большим числом верующих, о небольшом тайном обществе или вообще об одном человеке, который в силу своих способностей решил следовать Духовному Пути. Важно лишь то, что признается фактом – существует мир невидимый, Духовный Мир, противоположный миру обычному – вещественному и реальному. И этот самый невидимый мир является истинным в том смысле, что он определяет мир вещественный, который развертывается и проявляется лишь как следствие этого невидимого Духовного Мира. На этот мир можно воздействовать, если знать его законы, которые подобны законам физического мира в том смысле, что они основаны на принципе «основания и следствия».

На этом принципе строится любая иерархия, признается первичным одно и вторичным другое, все делится на первостепенное и менее важное. Таким образом, два этих мира оказываются связанными на основании закона причины и следствия, где причиной является Духовный Мир, а следствием – материальный, лишь порождение Мира Духовного. Собственно, любые учения будут отличны лишь в способах трактовки правил и деталей, а сходны в признании существования Духовного Мира, а также убежденности в своей способности воздействовать на него.

Способность воздействовать на Духовный Мир, на существ, его населяющих, составляет смысл любого обряда. Это является ключевым смыслом для определения магии. Без способности воздействовать, без веры в то, что такая возможность существует, никакой обряд невозможен. Обряд, как и магия в целом, не будет иметь совершенно никакого смысла, если мы отказываем в существовании Духовному Миру и его законам.

Основой для веры в сверхъестественное на раннем этапе человеческой истории были не только необъяснимые для людей того времени явления природы, но также и вся психическая жизнь человека. Проводить какие-либо научные изыскания было невозможно хотя бы в силу того, что никакой науки в то время не существовало. Поэтому для описания всех этих явлений можно было полагаться только на теорию, которая не была подтверждена ничем, кроме догадок.

Эти догадки со временем составили систему религиозных верований и убеждений. Религия объясняла весь мир и его устройство, а также место и роль человека в нем.

Итак, кратко и доступно изложив предпосылки для возникновения магии, мы можем перейти непосредственно к самому пониманию магии, ее видов и ее структуры. Термин «магия», как мы говорили выше, переводится с греческого языка как «обряд». Само это слово в греческий язык пришло из шумерского языка, где им обозначали жрецов. Этот термин был в ходу и среди древних персов, египтян и евреев, о чем мы можем узнать из различных текстов и документов, дошедших до нас сквозь века, а также благодаря непрерывным религиозным традициям вроде зороастризма или иудаизма.

Описания магических обрядов сохранились в виде эпоса, например, у греков. Так, у Гомера встречается подробное описание проведения магического обряда прорицания с обращением к духам умерших. В магии такой вид обрядов называется некромантией. Надо сказать, что среди греков различные варианты гаданий были в большом почете. Сюда, помимо некромантии, можно было бы отнести и другие виды мантики, вроде гаданий по полету птиц, внутренностям животных. Вспомним знаменитого Дельфийского Оракула, который для предсказаний использовал дым различных растений и испарения, исходящие из земли вследствие вулканической активности.

Помимо предсказаний, среди греков была популярна магия изготовления амулетов, которые использовались не только для того, чтобы даровать защиту своему владельцу, но и для того, чтобы проклясть врага. Очень часто для этого использовали специального рода плетения и узлы. Так называемая узелковая магия была распространена во многих культурах, далеких от античного мира как по расстоянию, так и по времени.

Греки использовали и различные магические зелья, приготовлением которых занимались жрецы. В первую очередь это были служители культов, посвященных богиням Гее и Персефоне и властителю царства мертвых Аиду.

В дальнейшем магию древних греков, как и их культ богов, переняли римляне. В Риме магия греков развивается в теургию, которая, однако, не нашла повсеместного распространения среди зачастую малообразованных граждан Римской империи по причине сложности ее идей. Среди них практиковались простые формы магии, в чем-то родственные шаманизму и современной деревенской магии. Практиковались заговоры, жертвоприношения животных, жертвенные подношения пищи, вина и воды, а также воскурения благовоний.

После возникновения христианства, в период раннего Средневековья, церковь ведет активную борьбу с магией, которая в этот период распространяется столь широко и повсеместно, что ведьм и колдунов признают опасными и неугодными для государства и церкви. Истории о ведьмах и колдунах в этот исторический период многочисленны и разнообразны, но составлены по большей части служителями церкви в ходе судебных следствий против обвиняемых в колдовстве. Так или иначе, эти истории частично соответствуют магическим обрядам античности, персидской или восточной магии, но в целом представляют собой по большей части оговаривание обвиняемых.

Наибольшее развитие в Европе магия получила в эпоху Возрождения. Это связано в первую очередь с ослаблением позиции церкви по отношению к свободомыслию, в чем бы оно ни заключалось. Конечно, в это время центр внимания просвещенного общества смещается в сторону научного мировоззрения, но и магию не обходит стороной. Это время наполнено экспериментами с научными и околонаучными теориями и предположениями. В Европе процветают алхимия, герметизм и каббала. Возрождаются идеи неоплатонизма и гностицизма. Создается Центр изучения оккультизма в Праге, где, помимо прочего, изучается астрология.

С XVII века начинается спад влияния оккультизма, и интерес к магии угасает. Это связано в первую очередь с развитием естественных наук и появлением большого количества людей атеистического склада мышления. Увлечение и занятие магией в европейском обществе начинают считаться некой блажью. Тем не менее, именно в этот период создаются масонские ложи и закладываются такие течения, как мартинизм и розенкрейцерство, которые в своей магической практике используют высшую магию и теургию.

Магические практики этого периода уже можно классифицировать не только по способу проведения обрядов, но также и по историческим основам они вобрали в себя магию разных времен, начиная с античности и заканчивая эпохой Возрождения. Если говорить об античных магических практиках, то это будут различные виды мантики (гадания), в том числе и некромантия. В период Римской империи это была теургия. В раннем Средневековье успешно применялись отголоски античных и народных магических колдовских обрядов. К эпохе Возрождения относятся гоэтия, алхимия, каббала и мартинизм.

Магу, помимо веры в сверхъестественное (в Высшие Силы и Мир Духов), важно обладать верой в собственные силы. Наличие крепкой устойчивой психики и железной воли является важным и необходимым условием для проведения магических ритуалов. Подобные качества всячески развивались благодаря различным испытаниям и посвящениям, которые должен был пройти каждый маг. Это была особая жизнь, в которой не оставалось места для праздности. Все время отдавалось преобразованию своей тварной природы, борьбе с внешними и внутренними демоническими влияниями и обретению силы.

Считалось, что человек со слабой волей не сможет ни контролировать вызываемых духов, ни управлять силами стихий, да даже просто-напросто дойти до того уровня, где это становится возможным. Слабый духом и волей человек, скорее всего, не станет магом по причине погруженности в обыденные, мирские дела.

Для того чтобы успешно практиковать магию, необходимо было иметь также значительные финансовые ресурсы. Для многих ритуалов были необходимы дорогостоящие благовония, драгоценные металлы и камни, которые, безусловно, не мог себе позволить простой небогатый человек. Поэтому магией, как правило, занимались состоятельные люди, уже имеющие и власть, и деньги, но желающие с помощью высших сил укрепить свое положение. Впрочем, и при обращении к магу за помощью следовало выложить изрядную сумму, которая была по карману далеко не каждому.

В противовес магии, популярной в высшем обществе, распространяется народное колдовство, практика которого была в разы доступней. Его мог совершить любой желающий, вне зависимости от социального статуса и финансового положения. Колдовать могли как мужчины, так и женщины, иной раз не то что не имеющие образования, но и абсолютно безграмотные. В этой связи высшая магия противопоставляла себя народному колдовству, которое презирала и считала пригодным лишь для простолюдинов и черни. Более того, высшая магия считала такое колдовство вредным и недостойным занятием, главным образом потому, что за ним не стояло каких бы то ни было философских учений.

Поэтому, когда мы говорим о магии, мы имеем в виду не колдовство, хоть они в чем-то и схожи, а комплексное мировоззрение, в основе которого лежат философские учения античных, ведических, египетских и других эпох и систем, оставивших ощутимый след в истории человеческого рода. Это может показаться странным для непосвященного человека, для которого магия и колдовство представляются синонимами. Но факт остается фактом: магия – это путь, который требует серьезных затрат, как материальных, так и душевных. Это путь, для которого необходимо достаточно серьезно изучить философию, психологию, историю, древние языки и при этом быть свободным от надежд и чаяний обыкновенных людей. Этот путь требует смелости и отваги, настойчивости и упорства, сильной воли и многогранного интеллекта. Поэтому магией занимаются только те, кто подходит под эти критерии. Конечно, речь именно об успешных занятиях магией, которые приносят плоды. В остальных случаях все эффектные ритуалы останутся не более чем игрой.

Нетрудно сшить себе балахон, вырезать из дерева магический посох и назваться магом. Это легко может сделать каждый, но к магии в истинном значении этого слова он не будет иметь абсолютно никакого отношения. Сейчас эта тема особенно актуальна по причине большого числа заинтересованных людей. На тему магии и оккультизма выпускается огромное количество литературы и учебных фильмов. Все это популяризируется и, в каком-то смысле, обесценивается. Из магии уходит волшебство, а древние магические приемы оказываются отданы на поругание профанам. Происходит деградация магии как пути познания на фоне переизбытка информации по оккультной тематике.

Еще недавно эта тема была под запретом, об этом не принято было говорить, и обсуждение магических практик не могло вестись массово и открыто. Сейчас же магия обсуждается на каждом углу: во всех массовых изданиях желтой прессы, в различных телепередачах и во всемирной паутине. Все это не может не удручать тех, кто знаком с магическими учениями не понаслышке, кто прошел или проходит этот путь, кто является носителем магической традиции и «прикоснулся к священному». Надо сказать, что, помимо профанаций, существует достаточно большое количество настоящих магических школ и направлений, которые не изменялись на протяжении многих веков и сохранились практически в первозданном виде. Это касается не только западной магии, но и восточных оккультных учений. Сохранились рукописи и магические гримуары, сохранились методы и приемы применения магических техник. Более того, на основе этих учений появились новые, которые образовались с течением времени, сохранив при этом историческую преемственность.

В этом, конечно же, есть и ахиллесова пята магии, в том смысле, что любые улучшения и дополнения делают традиционную систему уже не совсем традиционной. Но если мы посмотрим на это с исторической точки зрения, то увидим, что подобные изменения происходили всегда, как того требовали обстоятельства, или же сама система переставала соответствовать требованиям современной действительности. Это видно на примере различных оккультных учений вроде каббалы. Ведь изначально трудно было себе представить, чтобы ее изучением занимался не иудей. Сейчас же мы видим совершенно другую картину. Каббала стала доступной и открытой.

Это требование времени и современных условий, для которых важна не изоляция, а наоборот, конкуренция и идеологическая и культурная экспансия. Важно сохранить традицию, потому что на фоне современных оккультных и эзотерических учений традиционные системы начинают выступать неким идеологическим основанием, той средой, на которой выращивается все новое и которая, внешне преобразуясь, все же остается неизменной. В йоге, например, есть направления вроде обычной гимнастики и в то же время сохраняется философская традиция, которую использовали на протяжении многих веков. Некоторые люди начинают заниматься популяризированной йогой в каком-нибудь фитнес-центре, но через какое-то время приходят к пониманию, что йога это не просто физические упражнения, и их интерес уходит глубже.

Человек начинает искать информацию, которая смогла бы удовлетворить его интерес. Если этот интерес действительно глубок, он так или иначе обратится к первоисточнику, то есть к ведам. Это касается не только йоги, но и западной магии и оккультизма вообще. Как говорится, «ищущий да обрящет». Поэтому в современном мире такой процесс закономерен. Все развивается сообразно закону необходимости и Божьему промыслу.

В этой книге мы расскажем, как развивалось магическое знание, в каких видах и формах оно сушествовало у разных культур в разные исторические эпохи. Не обойдем стороной и практические примеры, вроде обрядов и правил, по которым эти обряды нужно было совершать в тот или иной культурно-исторический период. Естественно, для того чтобы охватить тему полностью, нам никоим образом не хватит ни этой книги, ни даже нескольких, потому что придется говорить и о культуре того или иного народа, в среде которого сформировалась та или иная магическая традиция. Мы обозначим лишь основные направления, постараемся передать в краткой и доступной форме основную суть магических, колдовских, эзотерических и оккультных течений, существовавших на протяжении человеческой истории и повлиявших на ход этой истории тем или иным образом.

Начнем мы с самых первых форм религии и магии, которые дошли до нас в неизменном виде. Эти традиций и культура сохранены и, более того, переживают сейчас второе рождение.