Вы здесь

Магическое воображение. Практическое руководство по развитию сверхспособностей. Глава 2. Современные стратегии использования магического воображения (Ник Фаррелл)

Глава 2. Современные стратегии использования магического воображения

Мистические школы продолжают разрабатывать стратегии применения магических образов и символов в качестве методов обучения. В большинстве таких школ, как и в тайных мистических обществах, во время проведения ритуалов посвящения неофитам внушается определенный набор символов. Проведение ритуала оказывается весьма полезным, поскольку знакомит нового адепта с драматическим представлением о символе и том воздействии, которое он будет оказывать на всю последующую жизнь этого человека. Кандидат изучает данные символы как часть его или ее курса обучения в школе магии до тех пор, пока не сможет самостоятельно пройти символические пути, нашедшие свое отражение в этих ритуалах. Считается, что, постигая во время медитации такие символы и аллегории, как например, строитель храма царя Соломона, претендент становится полноценным масоном и более совершенной личностью.

В XVIII веке мистические школы начали разрабатывать другие техники развития мышления, в основу которых была заложена идея о путешествии в пределах внутреннего ландшафта или определенного мифа, где практикующий становился главным действующим лицом. Обычно такие путешествия проходили в изысканной обстановке магического ритуала, оказывавшего сильное влияние на это путешествие. В одной рукописи, описывающей ритуалы периода правления Наполеона, кандидат становился пажом, направляющимся ко двору короля Артура[21]. В течение этого путешествия (описание которого зачитывается вслух одним из членов общества, проводящим ритуал) кандидат-паж попадает в различные ситуации. В результате каждого такого приключения паж приобретает знания и получает возможность контролировать стихии Огня, Земли, Воды и Воздуха. Ко времени завершения ритуала кандидат-паж прибывает ко двору короля Артура, где его ожидают дополнительные приключения. Кульминацией ритуала является заключительное посвящение кандидата-пажа в рыцари (символическая интеграция души и тела).

В конце XIX века данная техника была усовершенствована и стала называться «духовным путешествием» или «восхождением сквозь планы бытия». Хотя эти термины могут показаться слишком замысловатыми, данная методика магического воображения становится весьма полезной, если человек, находясь в состоянии глубокого расслабления, визуализирует, что он переживает различные опыты. Вероятно, одним из величайших примеров мастерства в применении данной техники стал магический орден, получивший название эзотерического Ордена Золотой Зари[22].

Золотая Заря

Эзотерический Орден Золотой Зари, основанный в 1888 году масонами, стал первым из разрабатывавших стратегии магического воображения. Золотая Заря оказала значительное влияние на многие группы магов, использовавших ее техники. Именно по этой причине имеет смысл внимательнее рассмотреть методы применения магического воображения в системе Золотой Зари.

Основная техника, применяемая членами ордена, заключается в том, чтобы, сидя удобно на стуле и расслабившись, отрегулировать свое дыхание и визуализировать себя восходящим по направлению к божественному существу. Именно эта методика и называется «восхождением сквозь планы бытия» или «духовным путешествием». Посредством данной техники можно также войти или проникнуть в любую карту Таро или другой мистический символ.

Согласно инструкциям Золотой Зари[23], адепту следует:

Приступить к созерцанию какого-либо объекта, например, любой карты Старших Арканов Таро. Для этого нужно поместить ее перед собой и рассматривать до тех пор, пока вы не почувствуете, что видите карту изнутри; или положить ее на свой лоб или куда-либо еще и закрыть глаза. В последнем случае вам следует заранее внимательно изучить карту: ее символы, цветовые аналогии и соответствия.

В любом случае, вам следует глубоко погрузиться в абстрактный идеал этой карты, сохраняя полную беспристрастность к окружающей вас обстановке. Если разум занят чем-либо, не связанным с картой, то начинающий не сможет ничего увидеть на духовном плане. Вы должны внимательно изучить все символы этой карты Таро, а также все, что заключено в ее буквах, числах и ситуации…

Видение может начаться с чувства сосредоточенности, затем перейти в состояние задумчивости или ясное ощущение сдвига в восприятии (что-то, сходное с чувством легкого головокружения, заставляющим вас оказывать сопротивление). Если вы вдохновлены и не испытываете ни малейшего страха – не возникает и сопротивления; вы позволяете себе продолжить опыт – и видение может снизойти на вас[24].

В этом же самом документе подробно описан опыт, проведенный одним из вождей ордена МакГрегором Мазерсом и посвященной Элейн Симпсон, во время которого они оказались во внутреннем пространстве карты Императрица, где увидели бледно-зеленый пейзаж с готическим храмом.

«На нас смотрела женщина впечатляющих пропорций, – писал Мазерс, – одетая в зеленое платье с поясом, расшитым драгоценными камнями, на голове у нее была корона из звезд, а в руке – золотой скипетр. Она произнесла: „Я – Могущественная Мать Изида, никогда не воюющая и всегда побеждающая. Я – спящая красавица, которую мужчины ищут во все времена, и не могут найти – спящей. Когда моя тайна раскрыта – она становится тайной Святого Грааля“, и улыбнулась». Эта тайна – сокровенная суть природы – любовь, питающая и поддерживающая все[25].

Гораздо позже одна из адептов Золотой Зари, Флоренс Фар, основала организацию внутри ордена, которую назвала «Группой Сферы». Эта группа была создана исключительно с целью применения техник магического воображения для «превращения зла в добро». Хотя Группа Сферы оставила много описаний различных путешествий, совершенных в процессе работы, основной практический метод данной организации заключался в том, что участники визуализировали сферы божественной энергии вокруг своего ближайшего окружения, планеты, Солнечной системы и всей Вселенной.

Золотая Заря использовала для внутренней работы христианизированную версию иудейской мистической системы каббалы в качестве плана последовательных сознательных действий. Она опиралась на диаграмму, названную Древом Жизни, на которой представлены десять аспектов Бога, связанных двадцатью двумя линиями – путями. Значение этой диаграммы передать довольно сложно, потому что она может быть прочитана как своеобразная «дорожная карта» эволюции человека и как описание самого Бога. Десять пунктов представляют собой десять аспектов Бога: Венец, Мудрость, Понимание, Милосердие, Строгость, Красота, Любовь, Слава, Основание Творения и, наконец, Царство. Поскольку каббала (как и Библия) говорит о том, что человек создан по образу и подобию Божию, эти состояния находят свое выражение в каждом из нас. Царство является нашим физическим телом; Основание – это бессознательное; Слава – наш интеллект; Любовь представляет собой наши высшие эмоции; Красота – наше духовное «Я». Другие сферы являют собой наши более абстрактные аспекты: милосердие – способ, посредством которого мы что-либо создаем, строгость – способ разрушения, затем мы обнаруживаем внутри себя создателя – Бога или Богиню – Мудрость и Понимание как части Единого (или Венца).

Эти пункты (или состояния), отмеченные на Древе Жизни, связаны двадцатью двумя путями, представляющими собой действия, создающие означенные сферы. Все двадцать два пути считались чрезвычайно важными в системе Золотой Зари, поскольку каждому ставилась в соответствие буква древнееврейского алфавита, один из Старших Арканов Таро, планета или знак зодиака, архангел или ангел, а также определенная система символов. Члены Золотой Зари считали, что мысленное путешествие вдоль этих путей способствует постижению более глубокого значения символов и помогает подобрать ключи к данным сферам, в результате чего человек становится мастером, успешно управляя самим собой и всем универсумом. Значительно позже маги, использовавшие техники Золотой Зари, назвали такое путешествие разработкой пути (или стратегией – pathworking).


Рис. 4. Древо Жизни


Метод восхождения по этим путям включал в себя визуализацию двери и символа над ней. Практикующий должен был пройти через этот портал и оказаться внутри воображаемого ландшафта.

В системе Золотой Зари существовала тщательно разработанная структура инициаций. Например, посвящаемым выдавались пароли и знаки, соединяющиеся с бессознательным, чтобы таким образом, посредством применения этих многоуровневых знаков и паролей, человек мог проверить любое встреченное им на другой стороне во время своего путешествия существо на наличие или отсутствие в нем злонамеренности. Если дух не мог назвать правильный пароль – становилось ясно: здесь одно из двух – либо он злонамеренный, либо путешествующий не достиг пока еще нужного состояния сознания.

В качестве другого примера можно рассмотреть такую ситуацию: восходящий сквозь планы бытия (или совершающий духовное путешествие) мог встретить существо, сообщившее ему пароль, свидетельствующий о принадлежности этого существа к стихии Воды, в то время как сам совершающий духовное путешествие полагал, что он путешествует в стихии Огня. Таким образом, поскольку водная стихия «ниже» огненной, становилось понятно: совершающий духовное путешествие пока еще не достиг соответствующего состояния сознания, а потому ему требовалось сперва найти способ достижения этого состояния.

В середине пути мог появиться символ, указывающий на то, что пора возвращаться. Путешествие всегда заканчивается в тот момент, когда человек проходит через дверной проем и оказывается в своем пространстве и времени.

Ниже вам предлагается пример путешествия, разработанного в системе Золотой Зари. Оно совершается вдоль пути Тав (буква иврита ת) и ведет к лунным аспектам сферы Основы. Поскольку эта стратегия была разработана для людей, не являющихся адептами Золотой Зари, вы не сможете «протестировать» свои видения с помощью знаков и паролей многоуровневой системы этого ордена, как это могут делать прошедшие обряд посвящения. Если вы захотите самостоятельно опробовать другие стратегии Золотой Зари, я предлагаю вам обратиться к книге Чика и Табаты Цицеро «Самостоятельное посвящение в традицию Золотой Зари», а также к работе Израэля Регарди «Древо Жизни». В данной стратегии используется карта Мир из колоды Таро, разработанной Табатой Цицеро. Добиться наилучшего результата поможет использование полноцветной карты из этой колоды.


Рис. 5. Карта Мир из колоды «Таро Золотой Зари»

Путешествие на Луну: стратегия Ордена Золотой Зари

После того как вы расслабитесь и отрегулируете свое дыхание, визуализируйте прямо перед собой дверной проем, выше которого расположен символ в виде буквы ת. С другой стороны проема – пурпурный занавес с изображением карты Мир. Старайтесь визуализировать эту сцену как можно более ясно, внимательно вглядывайтесь в символы, пока они не покажутся вам ожившими.

Шагнув за завесу, вы оказываетесь в окружении серебристого тумана.

Туман постепенно исчезает, и вы обнаруживаете себя стоящим на пороге пещеры. В руке вы держите фонарь. Вместо свечи внутри него холодным голубым светом сияет древнееврейская буква ת.

Вы входите в пещеру и идете по сужающемуся коридору. Там вы видите еще один вход, вокруг которого вырезаны изображения быка, орла, человека и льва.

Вы входите внутрь и оказываетесь в другой пещере, в центре которой замечаете танцующего гермафродита с двумя жезлами в руках. Гермафродит излучает свет и отбрасывает тень на стены пещеры. Завершив свой танец, он исчезает, оставив после себя призрачные очертания парящей в воздухе древнееврейской буквы ת.

Вы продолжаете свой путь дальше и идете вглубь пещеры, спускаетесь к темной подземной реке, на берегу которой видите лодку и лодочника. Мужчина мрачно взирает на вас и произносит замогильным голосом: «Только умерший может переправиться через реку Стикс, – и добавляет: – По какому праву ты требуешь от меня, чтобы я тебя перевез?»

Вы чертите в воздухе древнееврейскую букву ת, и он приглашает вас жестом занять место в лодке. «Тот, кто проходит испытания стихиями, может проходить через врата смерти в обе стороны», – говорит он и, не произнеся более ни единого слова, перевозит вас на другой берег. Вы выходите из лодки и направляетесь вдоль берега к еще одной пещере. Оказавшись внутри, вы поднимаетесь по проходу, ведущему вверх. Потолок пещеры нависает слишком низко, и вам приходится продвигаться дальше на четвереньках и даже ползком. Иногда вам кажется, что вы можете застрять, но каким-то чудесным образом, лишь немного оцарапавшись, вы преодолеваете этот узкий лаз и оказываетесь в другой пещере.

Здесь до вас доносятся звуки океанского прибоя, и вы ощущаете в воздухе запах соленой воды. Вы выходите из этой пещеры на песчаный пляж и различаете мягкие очертания призрачных существ света, окружающих вас и заполняющих почти всю прибрежную зону. Они наблюдают за восходом полной луны. Ветер доносит до вас их нежные, почти шепчущие голоса и имя: «Гавриил».

Затем, как только в воде появляется отражение серебристой лунной дорожки, вы понимаете, что яркий свет приближается к вам. В отличие от остальных существ, этот свет реален и обладает силой. Вы видите нежно-белое, почти женское, лицо, проявляющееся из этого света, голубые волосы, стройное тело и бело-голубые крылья. В правой руке этого материализующегося существа – серебряный кубок, в левой – обвитый двумя змеями жезл. Рядом с этим существом, на уровне его ног, вы замечаете движущегося льва; животное обладает такой мощью и силой, что почти сбивает вас с ног.

Шепчущие сущности[26] движутся по воздуху в направлении к крылатому существу, стремясь коснуться его света, но оно направляется к вам и произносит речь. Что он говорит вам?

После того как Гавриил умолкает, вы просите его показать вам в видении божественные аспекты луны – основания универсума.

В ответ вы слышите:

– Посмотри на Луну, Сын (Дочь) Человеческий(ая), и молись, чтобы Вечный и Всемогущий Бог появился во всей своей славе.

Вы смотрите на Луну и ждете. Затем что-то происходит, и вы понимаете, что именно случилось.

Когда видение исчезает, вы обнаруживаете себя в пещере, в которой наблюдали за танцующей фигурой. Вы выходите из этой пещеры и проходите через дверь. Обернувшись, вы замечаете, что карта на двери превращается в сплошной пурпурный свет.

Вы медленно возвращаетесь в свое обычное время и в свою реальность.

Современные разработки

Члены магических групп, являвшиеся последователями системы Золотой Зари, практически полностью заимствовали стратегии ордена. Вероятно, самым значительным было «Общество Внутреннего Света», основанное адептом Золотой Зари, получившей после посвящения имя Фиолетовая Бухта, но более известной под своим псевдонимом – Дион Форчун. Она модифицировала учения ордена, сделав их более доступными для своих учеников и предоставив, таким образом, им возможность, например, разработать свой путь во Внутренний Храм Ордена еще до проведения ритуала. Этот метод позволял членам ее сообщества принимать участие в ритуалах на физическом и внутреннем уровнях одновременно. Подобные стратегии применялись и перед проведением ритуала Золотой Зари, но только несколькими избранными старшими адептами храма.

Форчун была сильно очарована почти медиумическими техниками установления контактов с существами внутреннего плана, с которыми она сталкивалась при использовании методов, напоминающих магические стратегии. Следует отметить, что «Общество Внутреннего Света» практически полностью заимствовало учение Золотой Зари, и, насколько я знаю, до сих пор придерживается его. Именно это заставило одного из лучших учеников общества, писателя Гарета Найта, обратиться в 1960-х годах к стратегиям системы Золотой Зари.

Найту захотелось узнать, что произойдет, если он будет использовать стандартную технику для разработки пути, фокусируясь при этом на различных символах или легендах. В это же самое время другой бывший ученик «Общества Внутреннего Света», писатель Уильям Грей, тоже экспериментировал с этими методами[27]. В число учеников Найта входили Мэриан Грин и Боб Стюарт. Их деятельность привела к вспышке экспериментов среди эзотерических групп Соединенного Королевства и отразила изменения, произошедшие в оккультных сообществах, стремящихся к изобретению менее жестких структур. Техники, разработанные этими людьми, привели также к существенным изменениям в способах применения магических стратегий.

С того времени разработка пути становится своеобразным исследованием внутреннего мира. Под руководством наставника группа или отдельный человек отправляется в путешествие для изучения определенной области внутреннего пространства. Некоторые получают результаты, которые можно интерпретировать в психологических терминах, другие достигают определенных духовных уровней. При этом наставнику или учителю – в смысле владения структурой – требуется только знать символы.

Работа, проводимая в Соединенном Королевстве, отражалась и в некоторых научных исследованиях, проводимых в США, в Центре исследований разума (Foundation for Mind Reserch), где в течение этого же периода проводилось изучение творческих процессов и состояний транса. В результате была разработана система, которую оккультисты называют «разработкой пути (или стратегией)». Поэтому, в некотором отношении, деятельность центра можно назвать «более научным изобретением колеса». Доктор Роберт Мастерс и Джин Хьюстон опубликовали большую часть материалов, полученных в результате серии исследований того периода, в 1972 году, под названием «Игры разума» (Mind Games). В этой книге описывается ряд стратегий, которые преследуют те же самые цели и используют те же самые техники, которые применяются во многих оккультных группах.

Магические стратегии стали ключевой частью обучения оккультистов в Соединенном Королевстве. Создавая свой пятилетний курс заочного обучения для школы Ордена Служителей Света, У. Э. Батлер построил его полностью в границах внутреннего ландшафта с использованием мифа о короле Артуре. Применяя техники разработки пути, Батлер предоставлял возможность своим ученикам подготовиться к высшей магии. Он обучал студентов во внутреннем ландшафте бессознательно открывать врата для энергий, которые хотел активировать в процессе подготовки к инициации[28]. В следующей главе мы рассмотрим концепцию, идентичную той, которой придерживался Батлер.

К началу 1980-х годов понятие «разработка пути» стало довольно известным в Соединенном Королевстве, благодаря работам и семинарам Мэриан Грин и Долорес Ашкрофт-Новицки. Книга Ашкрофт-Новицки «Сияющие пути» являет собой современную трактовку старых методик системы Золотой Зари, в которой используются буквы древнееврейского алфавита – для восхождения по Древу Жизни. Спустя несколько лет, к тому времени, когда уже была создана серия стратегий, названных «Внутренние ландшафты в картах Таро», структура стратегий стала совершенно свободной, а внутренние путешествия – более изменчивыми и в большей степени вдохновлялись самими картами, а не структурой пути. Стратегии, применяемые в настоящее время в школе Ашкрофт-Новицки, заключаются в путешествии к определенному храму или области внутреннего плана, и часто включают в себя встречу с духовным существом.

Ниже вам будет предложена современная стратегия путешествия, с помощью которой можно прочесть Хроники Акаши. Оккультисты верят, что все детали каждой минуты жизни записываются и вечно хранятся во Всемирном Разуме в виде Хроник Акаши. Если же человек сможет подключиться к всемирной памяти, он сможет постичь самостоятельно всю историю, с точки зрения личности, действительно жившей в тот или иной период времени. Хроники Акаши можно прочесть с помощью телепатии. Во многих оккультных учениях утверждается, что каждый человек прожил большое количество жизней перед этим воплощением, и поэтому может вспомнить свои прошлые опыты. Данная стратегия поможет вам увидеть и исследовать образы ваших прошлых жизней. Хочу обратить ваше внимание на то, что хотя данная стратегия не обязательно приведет вас в вашу реальную прошлую жизнь, она может просто показать вам образ другого времени и места, а также увидеть мир глазами другой личности. Какой бы вы не получили опыт, его причина и логика будут иметь отношение к увиденной вами прошлой жизни. Стратегия «Всемирная библиотека сознания» также может в символической форме указать вам, в каком направлении развивается ваша текущая жизнь. Я лично считаю, что девяносто девять целых девять десятых процентов воспоминаний о прошлых жизнях относятся именно к опыту этой жизни. Слишком многие утверждают, что они были жрецами или жрицами различных богов. Одна моя знакомая утверждала, что она была столь непреклонной, что руководила флотилией Атлантиды, направив ее к берегам Британии. По этому поводу маг У. Э. Батлер однажды высказался таким образом: «Я ни разу не встречал человека, который бы утверждал, что он был мусорщиком в Древнем Египте».

Стратегия «Всемирная библиотека сознания»

Мысленным взором вы видите дверь, медленно вращающуюся по часовой стрелке. Справа от двери – латунная табличка со словами «Всемирная библиотека сознания», под ней – другая: «Открыта круглосуточно».

Вы проходите через вращающуюся дверь и оказываетесь в просторном коридоре, в конце которого расположен массивный стол. Над столом из букв внушительного размера составлены слова: «Справочное бюро». Прямо под этой надписью, за столом сидит совершенно невыразительный мужчина в маленьких круглых очках, с пушистой белой бородой. Он тщательно заворачивает книгу в пластиковый пакет, чтобы, оказавшись на полке, она смогла выдержать все суровые жизненные испытания. Мужчина выполняет свою работу с такой сосредоточенностью и точностью, что едва ли замечает ваше приближение.

Вы откашливаетесь – он поднимает на вас глаза и смотрит поверх очков.

– Да? – произносит он тоном, характерным для всех библиотекарей всех времен и народов. – Могу я вам чем-то помочь?

Однако в его голосе не ощущается ни малейшего интереса ни к вам, ни к вашему ответу, лишь банальная надежда на то, что вы уйдете как можно скорее. Но вы не уходите, а вместо этого произносите:

– Будьте любезны, мне бы хотелось взглянуть на одну книгу… Мою автобиографию.

– Эта книга закончена?

– В каком смысле?

– Вы уже умерли?

– Нет.

– Тогда вам нужно пройти в «Читальный зал для живых», сесть за стол, набрать ваше имя и дату рождения на клавиатуре компьютера, и на мониторе сразу же появится ваша автобиография. В «Читальном зале для живых» вы можете заказать по одному тому для каждого вашего прошлого воплощения. Возвратить книгу можно, просто опустив ее обратно в автомат.

Эта, последняя фраза была сказана так, будто библиотекарь произносит ее уже на протяжении многих веков, выделяя каждую начальную букву слова, чтобы произвести впечатление. Итак, он указал в направлении двойной двери – вы прошли через нее и оказались в коридоре.

Слева вы видите табличку: «Читальный зал для живых», а справа другую: «Каталог прошлых воплощений. История современных цивилизаций. История исчезнувших цивилизаций. Млекопитающие. Рыбы. Пресмыкающиеся. Флора. Органические формы жизни».

«Конечно, – вы думаете, – каждое существо, начиная с человека и заканчивая камнем, обладает памятью, которая должна храниться в определенном месте». Вы подходите к двери с надписью «Читальный зал для живых». Открываете ее и заходите в огромную круглую комнату. В центре комнаты расположен массивный круглый компьютерный банк; от столов к нему протянуты провода, напоминающие спицы колеса. Венчает читальный зал огромный купол с изображением солнца.

В этом зале вы видите множество людей, принадлежащих различным расам и вероисповеданиям; склонившись над столами, они читают свои книги. Их глаза кажутся остекленевшими, будто они сами находятся не здесь, а перенесены в другое место и время, посредством прочитанного. Иногда кто-то моргает, закрывает книгу и смотрит задумчиво. Люди приходят сюда интуитивно, в поисках информации о себе, которая поможет им оценить свое прошлое. И они, конечно, не нуждаются в символе библиотеки, чтобы получить эту информацию.

Вы садитесь за стол. Перед собой вы видите экран компьютера и клавиатуру. Справа от вас находится автоматическое устройство, похожее на почтовый ящик. На экране компьютера крупными буквами написана фраза:

«К какому имени вы хотите получить доступ?»

Вы набираете на клавиатуре свое полное имя. После этого на экране появляется следующая фраза:

Конец ознакомительного фрагмента.