Глава 1. Магическое воображение
Термин магическое воображение относится к искусству изменения сознания для перестройки различных аспектов нашей жизни и нас самих, что, в свою очередь, вызывает преобразование окружающей нас действительности. Каждый человек создает свое субъективное представление о реальности – уникальный образ универсума на основе личных впечатлений. Этот универсум строится в результате бесчисленного количества экспериментов, проводимых нами с самого момента рождения – уроки, которым мы обучаемся самостоятельно (или перенимаем опыт наших родителей, учителей, друзей и общества, считая его бесспорной истиной). С течением жизни наш универсум становится более структурированным, и мы получаем возможность более успешно справляться с теми задачами, что ставит перед нами жизнь.
Наша картина мира не всегда корректна. То, что наши родители или учителя преподносили нам как факт, могло быть всего лишь пристрастной оценкой или ошибочным мнением. Будучи детьми и не имея ни малейшего основания для сомнений в получаемой информации, мы принимали такие «факты» за истину и вписывали их в свое представление о мире. Иногда мы наделяли наши внутренние царства особыми характеристиками, чтобы защитить себя от страданий. Особенно это касается жертв насилия, которые разрабатывали защитные механизмы для преодоления психологического давления и стресса, вызываемых жестоким обращением. Обретенные модели поведения, позволяющие избежать боли в подобных ситуациях, часто становились законами, применяемыми ко всему нашему внутреннему царству. Все, что представлялось похожим на исходную ситуацию, вызывало аналогичные, но ошибочные в данном конкретном случае реакции и действия. Например, вы могли неожиданно для себя начать воспринимать своего возлюбленного, чрезвычайно близкого вам человека как манипулирующего отца, который терроризировал вас в детстве. Все поступки в подобных ситуациях интерпретировались неверно, потому что по правилам данного внутреннего царства люди, причиняющие страдания, считаются злодеями.
Согласно всем оккультным учениям наша умозрительная картина универсума является столь могущественной, стремящейся к стабильности с такой силой, которая, в конце концов, и создает обстоятельства, поддерживающие ее. Другими словами, наш мысленный образ универсума становится самореализующимся пророчеством. Личности, обладающей глубокими духовными верованиями, вероятнее всего будут дарованы различные возможности встречи с божественным. Неверующий же человек часто не может распознать отличительные особенности таких божественных контактов. Во всех оккультных школах учат тому, что поскольку наш универсум построен с помощью воображения – знаменитой волшебной палочки мага, то этот универсум может быть легко изменен. На протяжении многих тысячелетий люди разрабатывали бесчисленные техники, позволявшие им управлять личными универсумами, используя свое воображение. Эти методы предоставляли возможности для модификации структур мышления, позволяя людям привносить в свою жизнь успех, здоровье и благосостояние.
Воображение подвергается довольно жесткой критике с тех самых пор, как ученые XIX века стремились отыскать исключительно материалистические теории для объяснения окружающего их мира. Эти «рациональные» исследователи приравнивали воображение к «пустым мечтаниям» и потому считали его ненужным. Точно так же, как сварливый учитель отчитывает школьника за то, что он «глазеет» в окно, «наука» кричит нам: «Будьте внимательны!», не учитывая всей силы нашего воображения. Но что может рассказать нам о будущем наука, столь блестяще описывающая то, что происходит сейчас? Все человеческие открытия и изобретения на девяносто девять процентов являются созданиями мечтателей и творческих людей, одаренных богатым воображением.
Техники, использующие воображение, к сожалению, в современном обществе часто воспринимаются как нечто позорное. Я припоминаю уничтожающую рецензию на книгу Дэвида Годада «Башня алхимии», в которой описывается прекрасная методика, основанная на применении воображения. Критик язвительно заметил, что, по мнению Годада, проблемы человека решатся сами собой, если человек будет просто мечтать об этом. Далее автор рецензии утверждает, что данная цепочка рассуждений совершенно неверна. В нашей книге мы доказываем, что воображение может и творит настоящие чудеса.
Для того чтобы продемонстрировать, что воображение способно творить чудеса, давайте проведем эксперимент. Закройте глаза и вообразите себе замок. Через несколько секунд откройте глаза и опишите этот замок вслух. Поразмышляв всего несколько секунд о своем замке, вы обнаружите, что у вас сложилось совершенно целостное представление. Откуда к вам пришла данная информация? Вы можете утверждать, что этот образ основан на воспоминании о замке, о котором вы читали когда-то или видели наяву. Вы действительно посещали этот замок? Если так, видели ли вы его тогда с такого же ракурса, с которого в данный момент представляли его в своем воображении? Я полагаю, что вы создали данную мысленную картину, используя свое воображение, и стимулом для создания этой конструкции послужила простая фраза: «Вообразите себе замок…» А все детали, отсутствующие в ваших воспоминаниях, были заимствованы из той части психики, которую психолог Карл Юнг назвал бессознательным.
Совершенно ясно: мы имеем дело с чем-то более важным, нежели просто фантазия. Один из величайших магов XIX века, доктор Уильям Уэсткотт, основавший знаменитый эзотерический Орден Золотой Зари, говорил, что воображение следует отличать от фантазии, представляющей «всего лишь блуждающие мысли или видения». Воображение же он считал «упорядоченным, преднамеренным умственным процессом и результатом такого процесса», поскольку «воображение – это творческая способность человеческого разума, пластическая энергия и созидательная сила».[2] Уэсткотт полагает, что сила воображения создает образы, способные порождать явления во внешнем мире, благодаря своей собственной энергии. «Древняя герметическая догма гласит, что любая идея может быть проявлена во внешнем мире, если только человек владеет искусством концентрации… Созидательная сила человека, благодаря воле и мышлению, делает его более божественным, чем сами ангелы, поскольку он может творить, а они не могут».
Разум и мозг
Как и в философии, люди, изучающие разум, разделяются на два обширных лагеря. Первые – рационалисты, которые верят, что все ограничено миром, воспринимаемым посредством наших органов чувств. Вторые – идеалисты, утверждающие, что весь этот мир является продуктом нашего мышления.
Многие рационалисты пытаются доказать, что наше сознание сосредоточено в мозге. Самая последняя известная попытка была предпринята Франсисом Криком в его книге «Удивительная гипотеза: научный поиск души»,[3] в которой автор доказывает, что разум является общей суммой миллионов клеток мозга.
Большая часть оккультистов предпочитает придерживаться более «идеалистической» идеи, утверждающей, что вся жизнь является продуктом нашего мышления, а наш мозг представляет собой всего лишь органический радиоприемник, который улавливает воспоминания и мысли, приходящие из внешнего мира, находящиеся за пределами нашего физического тела. Представители медицинской науки могут не согласиться с такой точкой зрения, но они равным же образом не могут и доказать обратного. В результате экспериментов, проводимых на пациентах, находившихся в полном сознании, во время операций, проводимых на их мозге, было выявлено, что при стимуляции определенных участков мозга у таких людей возникали различные ощущения или воспоминания. Это вовсе не означает, что все воспоминания содержатся в мозге. Более вероятно другое, что в мозге человека происходит подключение к памяти, находящейся за пределами его физического тела. Подобным же образом, когда люди утрачивают дееспособность в результате аварий или психических заболеваний, лишающих их памяти или становящихся причиной того, что эти люди видят происходящее вокруг них в необычном ракурсе, это происходит по причине того, что их органический радиоприемник оказался поврежденным и не может получать сигналы извне. Сказать, что все знания сосредоточены в вашем мозге, равносильно тому, чтобы сказать, что все знания, имеющиеся в Интернете, содержатся внутри вашего персонального компьютера. Это заявление является корректным применительно к данному конкретному случаю в том смысле, что все знания заканчиваются на вашем компьютере, но если вы отключите свой компьютер от телефонной линии, вряд ли вы сможете получить какую-либо информацию.
Древнегреческий философ Платон (труды которого вдохновляли представителей многих эзотерических школ) писал в своем диалоге «Федон», что наша душа вечна, бессмертна и обладает знанием обо всей Вселенной. Фактически, вся Вселенная является проявлением деятельности Божественного Разума, творящего с помощью воображения. Американский комик Бил Хикс очень точно выразил эту идею: «Мы все представляем собой единое сознание, субъективно познающее само себя. Не существует такого явления как смерть, жизнь – всего лишь сон, а мы – плоды собственного воображения»[4]. Душа каждого из нас являет собой только отражение или фрагмент Мировой Души. И как только вы поймете, что ваше сознание не сосредоточено в вашем мозге, вы сможете осознать, что вы поистине свободны и бессмертны.
Существуют ясные границы между нами и постижением истинной природы этой Вселенной; они-то и определяют нас – как отделенных от всего остального человечества и Вселенной. Если мы не являемся в высшей степени просветленными или психически больными, мы воспринимаем себя как индивидуумов, имеющих четко определенные границы между нами и остальным миром. Главным образом это происходит потому, что наше сознание преднамеренно ограничено (согласно замыслу Творения). Мы были созданы для того, чтобы увидеть лишь малую часть Творения, получить представление о ней и, вместе с тем, сознательный опыт. Как предметы специфической медитации, осуществляемой Божественным Разумом.
Когда мы родились, маленькая часть бессмертной Мировой Души была помещена в самую сердцевину нашего существа. Эту порцию часто называют «духом в машине»[5] или «возничим в колеснице», но, в действительности, это мы. Она постигает на опыте материю и часто приводящие нас в замешательство аспекты окружающей жизни, и, с течением времени забывая о своей божественной сути, примиряется со своим – нашим – существованием. Можно провести аналогию с тем состоянием, в котором мы водим машину. Спустя определенный промежуток времени наше сознание расширяется, и мы в меньшей степени остаемся личностью, ведущей машину, и в большей – существом, которое уже называется «эта машина».
В течение своей короткой истории на этой планете человечество произвело на свет людей, которые открыли свое божественное «Я» и начали взаимодействовать с Божественным Разумом. Сначала они определяют, как работает их разум и как они используют его. Затем они уравновешивают эмоциональные, интеллектуальные и социальные крайности таким образом, что могут полностью воплотить волю Божественного Разума в своих жизнях. Что, в свою очередь, приводит к чувству удовлетворения и получению доступа к силам, считающимся многими сверхъестественными. Это чувство удовлетворения позволяет им создавать в рамках творения еще больше. Самое интересное, что соединение себя с Божественным Разумом не делает нас в высшей степени духовными (или богоподобными), а наоборот, оно делает нас в большей степени самими собой, и мы живем более интересной жизнью, решая все сложные задачи, которые встречаются на нашем пути.
Как разум обучается
Когда мы родились, Мировая Душа окружала наше физическое тело на всех уровнях. В самом центре была помещена божественная искра, из которой развивается личность. Эта искра формирует связь с развивающимся телом, прикрепляясь к одному из энергетических центров в сердце. Окружая себя энергией, искра может управлять телом в течение жизни. На начальном этапе жизни эта искра божественности испытывает определенные трудности и не может использовать развивающийся мозг, поскольку он еще не запрограммирован. Искра быстро обучает мозг с помощью набора опытов, которые помогают ему начать выполнять свои функции. Изначально мозг младенца не позволяет ему получить представление о том, что он отделен от окружающего мира. Эта искра завершает свою работу на первоначальных стадиях, по мере того как младенец учится различать верх и низ, свет и темноту. После этого ребенок медленно выстраивает психическую структуру, которая со временем станет его собственным внутренним царством. В течение этого раннего периода жизни Мировая Душа формирует модели поведения и осуществляет ключевое программирование для того, чтобы помочь душе продвигаться в направлении запланированной жизненной цели. Этот процесс занимает определенное время и требует от искры совершать частые путешествия к Мировой Душе для подзарядки «своих батареек» и обработки данных, которые она получает от мозга. Это происходит во время сна (и, возможно, объясняет, почему младенцам нужно так много спать!).
Одним из недостатков этого процесса является то, что Всемирный Разум зависит от своеобразного якоря на материальном плане – от сенсорного опыта мозга новорожденного, возможности которого ограничены, поскольку он не способен еще функционировать на полную мощность. Он забудет обо всем и проведет остаток своей жизни на физическом плане, заново открывая часть того, что уже знает. Этот процесс усиливается в течение следующей фазы, когда ребенок признает, что его мать является отдельной личностью, отличающейся от него самого, и что он сам обладает самостоятельной внутренней реальностью, проявляющей себя на физическом уровне. Это обычно происходит в возрасте двух лет (в возрасте, который резонно называют «ужасные два года»), когда личность делает свои первые заявления, еще не обладая необходимыми навыками общения для того, чтобы выразить свои личные потребности. Это приводит к появлению у ребенка глубокого чувства неудовлетворенности и разочарования. Платой за эту индивидуальность является сознательное отделение от Мировой Души и реальности, которую ребенок видит вокруг себя. Ребенок все еще ощущает присутствие Мировой Души во время сна или грез наяву, но чаще всего его внимание приковано к окружающему его миру. Ребенок начинает обучаться причинно-следственным связям, узнавая, например, что прикосновение к горячему предмету причиняет боль, поэтому дотрагиваться до таких объектов – не очень хорошая идея. Очень важно осознавать, что обучающейся частью ребенка является его мозг. Мировая Душа уже знает, что произойдет, если прикоснуться к пламени свечи; жизненно важно, чтобы и тело осознавало, что произойдет в таком случае. Обучение не так уж сложно, оно всего-навсего заключается в запоминании того, что собой представляет реальность, в которой мы живем. Наша физическая форма запоминает большую часть информации о том, что из себя представляет наша истинная реальность, только на собственном опыте, а наш мозг получает таким образом доступ к большему количеству аспектов Мировой Души.
В силу специфики данного процесса, людям требуется получить непосредственный опыт, чтобы развиваться и расти. Хорошие и плохие события придают определенные особенности нашим жизням, предоставляя возможность нашему внутреннему царству расширяться и становиться богаче. В основе роста личности также лежит получение большего опыта взаимодействия с Божественным Разумом.
Связи развиваются, подобно логическим деревьям, где каждый опыт влияет на другой. Не только прикасаться к пламени свечи плохо, дотрагиваться до горячих объектов тоже плохо, и вскоре другие ассоциации присоединяются к значению «плохой». Примером этого могут служить знаменитые эксперименты, проведенные Иваном Павловым, обнаружившим, что можно сформировать у собаки условный рефлекс слюноотделения на сигнал звонка, предшествующего процессу кормлению животного. Спустя какое-то время сигнал звонка ассоциируется у собаки с кормлением, и слюноотделение начинается сразу же после сигнала звонка. К сожалению, некоторые из подобных связей могут оказаться ошибочными. Например, ребенок может увидеть почтенного взрослого, в ужасе отпрянувшего от паука, и предположить, что пауки столь же опасны, как и пламя свечи.
Процесс выстраивания ассоциаций продолжается до тех пор, пока все явления и предметы, подобные тем, что вызывали первоначальный страх, не получат такую же ответную реакцию. В одном абсолютно негуманном и приемлемом эксперименте, проведенном в 1920-х годах Уотсоном и Рейнэ, исследователи показывали мальчику, которого звали Альберт, белую крысу, а затем создавали сильный шум. Бедный Альберт, как и собака Павлова, начал связывать эту крысу с громким шумом, и, соответственно, пугался всякий раз при виде белой крысы. Однако разум Альберта также связывал белую крысу с белым мехом, грызунами вообще и маленькими пушистыми предметами, а потому ребенок пугался и этого всего тоже[6].
Страх – не единственный условный рефлекс. Люди могут формировать практически любые условные рефлексы, если они полагают, что это позволит им избежать болезненных страданий, пережитых ими в прошлом. Например, одна женщина, которую словесно оскорблял проживающий вместе с ней партнер за то, что она не закрывает входную дверь в свой дом, каждый раз, уходя из дома, проводила детально разработанный ритуал, чтобы удостовериться, что дверь надежно закрыта. Иногда это действие занимало около шестидесяти секунд, требующихся ей на то, чтобы убедиться: да, дверь действительно закрыта. Позже эта модель поведения распространилась и на проверку того, насколько хорошо закрыта дверца машины. Женщина проводила свой ритуал с таким усердием, что ручки, в конце концов, отламывались.
Когда связанные модели поведения становятся слишком детально разработанными, они превращаются в то, что психолог Карл Юнг назвал комплексами[7]. Люди, находящиеся под влиянием комплекса, нередко обнаруживают, что действуют довольно странным образом, часто не осознавая почему. Например, мама ударила сына, когда он стоял на своей кровати. Она произнесла единственное слово: «грязный», – не удосужившись объяснить мальчику, за что она его ударила. Чтобы избежать боли наказания, мальчик больше никогда не становился на кровать, но отныне она у него ассоциировалась со словом «грязный». Тот же самый мальчик, присутствовавший в церкви, на проповеди, посвященной половым отношениям, где они назывались «грязными», в результате связывает слово «секс» со словом «грязный» и затем, по ассоциации, со словом «кровать». Поэтому неудивительно, что, когда пришло время первого сексуального опыта, у юноши возник комплекс при занятии сексом на кровати. Только благодаря отслеживанию ассоциативных связей в обратном направлении, этот мужчина смог увидеть, каким образом у него сформировался данный комплекс.
Разум разрабатывает эти связи для того, чтобы предоставить возможность быстро реагировать на события, которые раскрываются в повседневной жизни ребенка. Фактически, ваше внутреннее царство состоит из миллионов разнообразных комплексов, которые ваша психика упорядочивает и связывает вместе с помощью языка символов.
Ключи – символы
Слово «символ» восходит к позднегреческому simbolon, означающему «признак или знак». Символом может являться любой образ или знак, представляющий другой объект и имеющий с ним некоторое сходство. Белый голубь, например, считается символом мира, потому что в библейской истории о Ное голубь принес ветвь оливы в знак того, что буря закончилась. Однако роль символов в жизни человека гораздо значительнее. В мире, выстроенном с помощью мышления, символ является языком, способным подключить вас к различным мыслям и чувствам, накопленным человечеством на протяжении тысячелетий.
Изучая оккультные учения, вы увидите символы, нарисованные на бумаге, на талисманах и в магических книгах. Некоторые из них широко распространены, как, например, распятие, в то время как другие, такие как пентакли[8], содержащиеся средневековой книге заклинаний «Ключ Соломона», более редки. Символы предназначены для стимулирования мышления и предоставления возможности подключения к более глубоким и могущественным сферам бессознательного Мировой Души.
Символ связывает ассоциации вместе. Например, ваш ум может связывать всех представителей семейства псовых с одним символом – собака. Когда вы видите собаку, ваш разум будет сразу же получать доступ к файлам информации, связанным с ним. Открывая такой файл, можно увидеть все ассоциации, хорошие или плохие, которые вы можете иметь в отношении собак (которые, в свою очередь, хранятся под соответствующими символами). Некоторые символы уникальны для вас. Они были созданы вами на основе личных переживаний. Для тех, кого в детстве кусала собака, этот символ может ассоциироваться с болью или страхом, в то время как для других людей собака является более счастливым символом дружбы.
Существует два вида символов. Во-первых, это первичные или архетипические символы, которые являются основными и предназначены только для выделения единичной идеи. Второй вид составляют первичные символы, к которым добавлены детали для подчеркивания определенных значений, которые могут быть скрыты при начертании архетипического символа. Возьмем, к примеру, изображение равноплечего креста. Этот первичный символ по сути своей означает, что когда четыре элемента находятся в равновесии, они создают возможность для появления пятого. Вы можете подчеркнуть это значение, сделав равноплечий крест вторичным символом, поместив в его центр розу, представляющую дух. Затем вы можете еще более усилить его значение, раскрасив плечи креста в красный, голубой, желтый и черный цвета, представляющие четыре элемента. Первичный символ обычно является наиболее могущественным, поскольку обладает большим потенциалом и способен предоставить разуму более широкий спектр направлений.
Рис. 1. Распятие и крест Ордена Золотой Зари
Один из этих символов представляет собой распятие, а другой – крест с розой Ордена Золотой Зари. Посмотрите на каждый из них (рис. 1) в течение минуты, а затем запишите все, что приходит к вам на ум. Списки, которые у вас получатся, могут быть совершенно различны. Например, члены группы, которым на семинаре было предложено выполнить данное упражнение, сказали, что получили больше интеллектуальной информации, чем духовной, от изображения креста Ордена Золотой Зари, и почувствовали, что чистота простого креста предоставила им больше духовной информации, чем интеллектуальной.
Вы можете увидеть свой символический язык в кажущихся на первый взгляд беспорядочными видениях ваших снов. Такие сновидения становятся понятны только тогда, когда вы рассматриваете каждый составной символ в рамках вашего собственного опыта. Сон, в котором персонаж фильма «Звуки музыки» приходит в ваш дом, чтобы продать джем домашнего приготовления, нужно разделить на отдельные символы и рассмотреть их один за другим. Этот фильм может быть символом героев, спасающихся от притеснений нацистов. Если вам не нравится этот фильм, он может быть для вас символом бессмысленной фантазии с вызывающими раздражение, навязчивыми песнями. Что означает этот джем? Если вы связываете джем с длинными летними каникулами, когда ваша мама готовила его, то в этом случае он может означать, что ваше подсознание советует вам отдохнуть. Если джем представляет для вас калории и сладкие продукты, тогда он может означать, что вы имеете подсознательные фантазии о пище, от которой полнеют.
Другие символы, называющиеся архетипами, знакомы большей части человеческого рода. Они были «открыты» психоаналитиком Юнгом, осознавшим, что некоторые символы, присутствовавшие в сновидениях его пациентов, не имели никакого личного значения для тех, кто видел сон, но, тем не менее, воспринимались как весьма важные[9]. Некоторые символы были широко распространены на протяжении всей истории человечества, появляясь в различных мифах, религиях и творчестве многих писателей. Юнг утверждал, что эти общие для всей человеческой культуры символы были получены из Мировой Души, которую он назвал коллективным бессознательным. Эти могущественные символы проникают в сознание просто потому, что являются общей частью опыта всех человеческих существ.
Каждая религия обладала архетипической фигурой, будь то Зевс, Изида, Иисус, Авраам, Моисей, Будда или Аллах. Мифы и легенды различных культур могут сильно разниться, но в то же время они все содержат такие архетипы, как Дурак, Искатель, Дева, Старуха, Мать, Отец и Герой. Эти архетипы подтвердили идею Платона об архетипическом мире, управляемом с помощью изначальных идей, от которых происходит все.
Эти весьма значимые первичные образы жизненно важны для нашего благополучия. В пределах нашего внутреннего царства они могут искажаться и эффективно подавляться комплексами, приобретенными в результате жизненного опыта. Например, я знал одну женщину, мать которой была проституткой. Когда эта мать не хотела заниматься с клиентами сексом, она посылала их в спальню своей несовершеннолетней дочери. В результате архетип Матери у ребенка оказался настолько деформирован, что вызывал у нее страх и недоверие, вместо положенных ассоциаций с заботливым воспитанием. Биологический отец этой девушки давно исчез из ее жизни, и поэтому единственным примером архетипа отца был сутенер ее матери, виновный в сексуальных домогательствах к девушке. Тот факт, что эти архетипические фигуры были настолько искажены, означал, что все приятное, обычно ассоциирующееся с родителями, было совершенно обесценено из-за недоверия и страха. Одной из ключевых областей, контролируемых архетипами матери и отца, являются наши взаимоотношения, поскольку мы склонны воспринимать противоположный пол в свете самых первых впечатлений о наших родителях. В результате – отношения этой молодой женщины с мужчинами и женщинами были основаны на ошибочной убежденности, что они всегда будут предавать ее, и эта убежденность впоследствии стала самоисполняющимся пророчеством. (Позже мы рассмотрим методы, с помощью которых мы можем исцелять такие архетипы.)
Изменяя наш универсум
Оккультный закон гласит: поскольку универсум создан с помощью мышления, изменить его можно тоже с помощью мышления. Мышление используется и для того, чтобы проникать в самые глубокие уровни сознания (и достигать истинного центра Мировой Души – самого божества). Доктор Берридж, член эзотерического Ордена Золотой Зари, однажды сказал, что мы должны отдавать себе отчет в том, что наше воображение обладает реальностью: «Когда человек представляет нечто в своем воображении, он на самом деле создает форму на астральном или даже на еще более высоком плане, и данная форма является столь же реальной и объективной для разумных существ, обитающих на том плане, как и земное окружение для нас»[10].
Весьма действенный метод, который оккультисты использовали на протяжении веков, чтобы воплощать в жизнь желаемое, называется визуализацией. Говоря проще, визуализация – это ясное представление в вашем воображении желаемого во всех деталях и ваше страстное стремление воплотить это во что бы то ни стало. Последнее является важной составляющей создания того, что вы хотите. По мнению Берриджа, для изменения окружения с использованием магии сам маг должен тоже представить образ в своем уме с намерением воплотить его в жизнь. Воображение может создать только имеющий ограниченный срок существования образ, который исчезает со временем. Само по себе намерение, или простое желание чего-либо, может создать нечто иллюзорное и неясное. «Однако когда эти два компонента соединяются, то есть когда воображение создает образ, а намерение направляет и использует этот образ, можно достичь удивительных магических результатов».
Создавая действенный образ того, что вы хотите, в своем уме и, наполняя его желанием и эмоциями, вы можете воплотить в жизнь свои мечты. Это правило являлось ключевым принципом, игравшим важную роль в популярном движении 1970-х годов, использовавшем визуализацию. Это движение опиралось на сведения, содержащиеся в книгах типа «Как получить желаемое» и «Как покорить друзей и оказывать влияние на людей».
Техники визуализации, разработанные на основе данного метода, весьма эффективны в большинстве случаев. Многие курсы обучения специалистов по продажам основаны на них. Эти методики главным образом стремятся оказать влияние на потенциальных покупателей, визуализируя ситуации, в которых покупатели соглашаются с продавцом. Другие техники заключаются в том, что продавец представляет в своем воображении, как его или ее комиссионные вознаграждения резко увеличились или как покупатель покидает магазин с товаром в руках. Другие системы пытаются искусственно вызвать у продавца энтузиазм в отношении достижения его цели, заставляя продавца поверить в преимущества его или ее продукта настолько сильно, что процесс продажи может сопровождаться таким же рвением, с каким христианский миссионер стремился спасти человека от ада, обращая его в свою веру. Если такая искренность достигается параллельно с соответствующей визуализацией, то продажа произойдет с большой долей вероятности. Еще один метод продаж, о котором стоит упомянуть, заключается в том, что продавец помогает покупателю визуализировать, как он или она уже используют этот продукт. Таким образом, покупатель самостоятельно начинает процесс визуализации достижения желаемого.
Движение, использующее визуализацию, оказалось на грани краха, потому что хотя его сторонники могли объяснить причину успеха, они испытывали серьезные трудности, пытаясь разъяснить, почему не всегда можно добиться желаемого с ее помощью. Существует много вещей, которые могут препятствовать тому, чтобы визуализация достигла желаемого результата. По большей части это происходит потому, что когда новый образ укореняется в вашем внутреннем царстве, он сразу же приводится в соответствие с уже имеющейся там структурой. Те образы, которые не отвечают требованиям существующего положения вещей, без промедления разрушаются. Это происходит потому, что ваше внутреннее царство представляет собой итоговую сумму всех ваших прошлых визуализаций. Если вы не верите в успех, то, следовательно, вы эффективно удерживаете себя от создания новых визуализаций. Новые визуализации подобны семенам, брошенным на каменистую почву, которые погибают еще до того, как их результаты смогут проявиться в реальности.
Другой проблемой является то, что вы можете получить желаемое, но это может воплотиться в жизнь не так, как вы себе это представляли. Например, вы могли визуализировать, что сами ведете дорогую машину, как символ того, что вы выиграли в лотерею. Спустя несколько месяцев в результате такой визуализации вы получаете должность, специфика которой заключается в том, чтобы доставлять подобные машины людям, успешно выигравшим в лотерею.
В знаменитой одноактной пьесе «Обезьянья лапа» супружеская пара средних лет получила возможность загадать три желания, исполнение которых принесло ей одни только несчастья. Сначала они захотели получить деньги, чтобы заплатить за свой новый дом. Это желание исполнилось, но их любимый сын был убит в результате производственного несчастного случая, и чета получила деньги в качестве страхового возмещения за его смерть. Обезумевшая от горя мать пожелала, чтобы ее сын снова ожил, и когда они осознали, что его искалеченное, разлагающееся тело выползло из могилы, они использовали свое последнее желание, чтобы позволить сыну снова умереть. Оккультизм изобилует подобными историями, хотя и не столь драматичными, о людях, которые получают то, чего на самом деле не хотели.
Преподаватели школы магии «Строители Святая Святых», в которой я обучался, настаивали на том, чтобы учащиеся не переворачивали первую страницу руководства по визуализации до тех пор, пока не ответят на вопрос: «Чего вы хотите?» В то время, несмотря на мое отчаянное желание пройти этот курс, по правде говоря, я так и не смог решить, чего же я хотел на самом деле. Прошло несколько недель, прежде чем я, наконец, осознал, что больше всего в тот момент я хотел перевернуть страницу и продолжить изучение данного курса. Если вы можете ответить на вопрос: «Чего вы хотите?», вам нужно будет перейти к следующему и решить «Почему вы этого хотите?»
Ответ на вопрос «Почему?» обычно указывает на то, чего вам недостает в вашей жизни. После этого вы должны спросить себя, будет ли ваше желание действительно исполнено, если вы получите то, что хотите. Предположим, вы визуализируете, что охвачены страстью к мужчине или женщине своей мечты, что, вероятно, является самой бессмысленной вещью, которую можно сделать в данном случае, особенно если вы имеете в виду кого-то определенного, потому что, на самом деле, вы хотите быть более привлекательным, чтобы пленить нужного вам человека. Обычно те люди, которые заняты поисками «прекрасного рыцаря» или «прекрасной дамы», или «любви всей своей жизни», стремятся избежать любых значительных изменений своей личности. Они хотят, чтобы кто-либо просто спас их от их собственного внутреннего царства, вместо того чтобы изменить его и таким образом позволить желаемому человеку появиться в нем.
После того как вы ответите на вопрос «Почему?», вам потребуется решить, что вы готовы сделать, чтобы помочь вашей цели проявиться на материальном уровне. Многие люди визуализируют для себя хорошую работу, а затем даже не открывают газетные страницы с объявлениями о вакансиях, не говоря уже о том, чтобы выйти из дома и подать заявление о приеме на работу. Это абсолютный миф, что деньги могут появиться магическим образом из ниоткуда и без каких бы то ни было усилий с вашей стороны. Многие маги редко прибегают к магическим средствам для повышения своего дохода, и не потому, что они считают это неэтичным, они знают, что Мировая Душа склонна в таких случаях предоставлять им больше работы, приносящей прибыль.
Ниже описана техника визуализации, успешно использовавшаяся многими магами западной мистической традиции. Я предлагаю вам практиковать ее некоторое время, прежде чем приступить к другим упражнениям в данной книге. Для начала попробуйте визуализировать нечто незначительное, как, например, приобретение книги. Бессознательная область психики может действительно препятствовать вашему достижению большей цели, потому что она связана с предыдущими моделями поведения. Бессознательное большинство людей позволит проявиться только небольшим предметам, таким как книги, поэтому лучше всего экспериментировать с теми вещами, к успешному воплощению которых у вас вряд ли имеются личные блоки.
Несколько удачных результатов помогут сформировать систему, которая будет принята вашей бессознательной частью психики.
Первичная визуализация
Сядьте на стул. Убедитесь, что ваши руки и ноги не скрещены, и постарайтесь достичь как можно более глубокого расслабления.
Ясно представьте себе образ того, что хотите. Сделайте его как можно более ярким. Вообразите цвет предмета вашего желания. Если это физический объект, подумайте о том, каков он на ощупь, как он пахнет, какой у него вкус, или какой он производит звук. Уделите этой стадии как можно больше времени, поскольку чем отчетливее вы представите себе образ, тем более вероятно, что получите желаемый объект на материальном уровне.
Следующим этапом является стимуляция вашего желания получить данный объект. Все остальное нужно отложить на время: в данный момент все, что вы можете хотеть, – предмет вашего желания.
Визуализируйте как можно яснее, что вы получаете желаемое. Визуализируйте сцену, где вы обладаете данным объектом, а затем еще одну, где вы уже имели этот объект в прошлом, как если бы вы им уже обладали ранее.
Если вы выполняете данную технику для того, чтобы получить книгу, вам нужно визуализировать ее обложку как можно отчетливее. Проникнитесь своим желанием обладать данной книгой. Затем визуализируйте, что вы открываете ее и читаете на экслибрисе фразу: «Эта книга принадлежит ________________» с вашим именем, фигурирующим в месте пропуска. Затем представьте, что вы ставите эту книгу на свою книжную полку. Затем вообразите, будто эта книга уже стояла раньше на вашей полке.
Если вы визуализировали нечто менее осязаемое, как, например, новую работу, вам следует визуализировать себя, выполняющим данную работу. (Проходя собеседование при приеме на работу, если я решал, что хочу получить данную работу, то просил показать мне офис. Это позволяло мне ясно представить, как будет выглядеть мое рабочее место, чтобы позже провести сеанс визуализации.) Вы можете поддержать эту визуализацию всей силой желания, на какую только способны. Затем вам нужно представить голос, сообщающий вам по телефону о том, что вы приняты на работу. Вообразите, как вы воспримете эту новость. Закройте глаза и представьте, что вы уже работаете там.
Последняя стадия очень важна, потому что она закрепляет визуализацию в настоящем, не предоставляя вашему разуму случая подумать о желаемом как о чем-то в будущем. (Что касается вашего разума, вам нужно помнить: будущее не наступит никогда!)
Эксперимент с пятью долларами
Как только вы освоите вышеприведенный метод, я предлагаю вам использовать его, чтобы посмотреть, можете ли вы получить что-либо более осязаемое и вещественное. Цель данного упражнения – визуализировать, как вы получаете пятидолларовую (или пятифунтовую) купюру в течение одного месяца. Деньги должны прийти из непредвиденного источника, который вы не можете контролировать. Например, мой друг использовал подобную технику, но деньги не появлялись до самого последнего момента, несмотря на то, что он действительно в них нуждался. Он практически уже перестал надеяться, что их получит, когда его кот принес что-то, что сначала показалось другу останками птицы, но оказалось, что это была очень грязная пятифунтовая банкнота. Другие сообщали, что находили свои деньги лежащими на тротуаре. Одному человеку даже дал купюру нищий!
Причиной того, чтобы попытаться визуализировать банкноту такого маленького достоинства, является то, что это позволит вам обойти любые психологические блоки, которые могут препятствовать получению вами денег. Многие люди страдают от собственных ошибочных убеждений, согласно которым они не заслуживают того, чтобы быть состоятельными, и не ожидают, что могут разбогатеть. Однако даже в таких случаях человек может визуализировать, что получает банкноту такого незначительного достоинства без подсознательного сопротивления этому.
Упражнение «Из неистощимых богатств»
Эта визуализация является усовершенствованной версией предыдущего упражнения, а ее результаты более значительны. Этот вариант, которому научил меня Дэвид Годад много лет тому назад, я модифицировал, чтобы использовать его в некоторых психологических экспериментах, подробно описанных далее в этой книге. Как и описанное выше, данное упражнение было разработано с целью обхода психологических блоков, которые могут иметься у человека и тормозить его способности зарабатывать большое количество денег (они могут варьироваться от социальных условностей до недостатка чувства собственного достоинства).
Исходным принципом для этого упражнения является то, что универсум вовсе не хочет, чтобы вы были бедны. Божественная сущность безгранична, и «из неистощимых богатств ее беспредельной субстанции я привлекаю все нужные мне вещи, духовные и материальные» (данное утверждение заимствовано из «Проекта на мольберте», своеобразного символа веры мистической школы «Строители Святая Святых», автором которого был Пол Фостер-Кейс). Существует ошибочное мнение, что духовные люди должны быть очень бедны, поскольку они отрекаются от материального мира. Это верование возникло в результате устаревшего представления о том, что этот мир был сферой деятельности дьявола (или злонамеренного божества), который был отлучен от вездесущего Творца. Это утверждение не соответствует действительности. Бог вездесущ, он присутствует везде, и для тех из нас, кто думает обо всем творении, включая и деньги, как о проявлении божественной любви, идеи о самопринудительной бедности являются абсурдными.
Практически невозможно думать о духовных вещах, когда ваш живот урчит от голода и вы не знаете, когда в следующий раз сможете поесть. Даже те монахи, которые отреклись от материального мира, чтобы жить в монастыре, получают пищу несколько раз в день и власяницу в качестве одежды. Но все люди, живущие в реальном мире, прекрасно знают, что когда мы обладаем достаточным количеством денег или состоянием, мы занимаемся исключительно тем, чем хотим.
Сядьте на стул. Убедитесь, что ваши руки и ноги не скрещены, и постарайтесь достичь как можно более глубокого расслабления.
Представьте, что вы растете до тех пор, пока не увидите весь мир у своих ног.
Продолжайте расти до тех пор, пока солнце не окажется в области вашего сердца, а планеты будут вращаться вокруг вас.
Посмотрите на барьер, находящийся над вами. Он может представлять собой кирпичную стену или стеклоподобное силовое поле. Он символизирует то, что не позволяет универсуму дать вам то благосостояние, которого вы хотите.
Пожелайте изо всех сил, чтобы богатство безграничной божественности пролилось на вас дождем. И знайте, что это произойдет только в том случае, если вы позволите этому случиться.
Когда вы будете абсолютно уверены в том, что готовы, произнесите вслух: «Я позволяю себе извлечь все, что мне нужно из бесконечного божественного источника всех богатств».
Посмотрите, как барьер разбивается вдребезги и золотые монеты сыпятся дождем на вас, наполняя вашу ауру.
Удерживайте эти символы материального благосостояния перед вашим внутренним взором и начните уменьшаться. Пока вы это делаете, смотрите, как монеты продолжаются сыпаться на вас дождем.
Уменьшайтесь до тех пор, пока не приобретете ваши нормальные размеры. Посмотрите наверх. Канал, соединяющий вас и безграничную божественную сущность, открыт, и золотые монеты продолжают проливаться на вас дождем.
Скажите себе: «Из неистощимых богатств беспредельной божественной субстанции я могу взять все, что мне нужно, сейчас и в будущем. Да будет так!»
Принципы действия визуализации
Вселенная состоит из духовной субстанции, вибрирующей с различными частотами. Самая низкая частота характерна для материи, или мира, который мы видим вокруг себя, а самая высокая – для чистого духа. Существует множество различных уровней, на которых работает эта энергия, но, в сущности, способ выражения одного и того же явления на различных уровнях во многом аналогичен тому, как проявляется электричество в лампочке искусственного освещения и в телевизоре. Ради простоты оккультисты распределяют эту энергию по четырем особым уровням или мирам. Первый мир – Божественный, второй – архетипический, третий – мир формирования и, наконец, последний – материальный[11]. В мистических учениях сообщается, что каждый мир испытывает влияние со стороны тех миров, которые расположены выше и ниже. Например, действия, совершенные в мире материи, будут оказывать влияние на мир формирования, и наоборот. Поэтому если я захочу внести какие-то изменения в свое материальное существование, мне следует начать с мира формирования, поместив в нем образ желаемого, поддерживаемый моей волей. Этот образ будет притягивать к себе все необходимые компоненты в мире формирования до тех пор, пока не приобретет структуру, достаточную для проявления в следующем мире.
Рис. 2. Диаграмма четырех миров
Следующий уровень, расположенный еще выше, представляет собой мир архетипов, которые Платон называл «формами». Он считал, что каждая вещь имеет соответствующую ей идеальную форму, позволяющую нам идентифицировать эту вещь. Возьмем, к примеру, кровать; каждая ее версия совершенно отличается от другой – по цвету, форме и размеру, но, тем не менее, мы можем без труда определить, что каждая из них является кроватью. Это возможно благодаря тому, что на архетипическом уровне существует истинная форма кровати, дающая начало всем ее разновидностям. Она является квинтэссенцией «кровати» и содержит в себе все возможные варианты ее проявления.
Идеальные формы мира архетипов чрезвычайно могущественны и, оказывая влияние на мир формирования, воздействуют на материю. Обычно эти архетипические символы довольно ясно проявляются на уровне формирования и воплощаются на физическом плане, что позволяет нам опознать видимые нами вещи и переживаемые явления. Некоторые архетипы испытывают трудности при прохождении мира формирования, сталкиваясь с теми областями мышления и опыта личности, которые способствуют ошибочному их истолкованию. Примером может служить упомянутая мною ранее девушка, мать которой была проституткой. В ее случае архетип матери, спустившись в мир формирования, натолкнулся на реальный опыт девушки с ее матерью. Ее чувства недоверия, страха и гнева блокировали проявление позитивных аспектов этой архетипической фигуры, позволив воплотиться только ее негативным сторонам.
Проникновение в разум
На страницах этой книги вы познакомитесь с техниками, которые позволят исследовать внутреннее царство вашего разума. Но перед этим мы должны понять, как создать это внутреннее царство. Во многих романах, написанных в жанре фэнтези, маги посещают сказочные королевства или другие измерения благодаря взмаху своей волшебной палочки. В их распоряжении находятся вихревые потоки, и они могут попадать в другие миры с помощью транспортных средств, подобных тем, на которых передвигаются герои американского научно-фантастического телесериала «Звездный путь» (Star Trek). (В действительности, существует некоторое сходство между магическим воображением и этими фантастическими образами!)
В западной и восточной магических системах для проникновения в другую реальность необходимо достичь медитативного состояния, отключающего тело, фиксирующего разум и переключающего сознание с одного уровня на другой. Это достигается с помощью методов глубокого расслабления и регулировки дыхания, выполняемых до тех пор, пока вы не начнете погружаться в сон (в котором однажды попадете во внутреннее царство).
Но расслабления не так легко достичь в нашем мире, полном напряжения и стресса. На самом деле, многочисленные эксперты получают от деловых людей целые состояния за обучение их техникам релаксации. Ниже приведена весьма эффективная стандартная методика, которая подготовит вас к глубокой медитации.
Техника расслабления
Сядьте на стул, держа спину прямо и положив руки на колени. Эта поза запечатлена на многих древнеегипетских статуях, и некоторые оккультисты считают, что она изображает человека, находящегося в состоянии медитации[12]. Ваша спина должна быть совершенно прямой, ноги не скрещены, а колени согнуты под прямым углом по отношению к полу.
Рис. 3. Поза медитации
Когда вы займете удобное положение, отрегулируйте ваше дыхание. Делайте вдохи и выдохи настолько медленно и глубоко, насколько только можете. Произнесите вслух: «С каждым выдохом мое тело полностью освобождается от напряжения, и с каждым вдохом я достигаю все более глубокого расслабления».
Теперь представьте каждую часть своего тела, начиная со ступней. Произнесите вслух: «С каждым выдохом все напряжение покидает мои ступни, с каждым вдохом мои ступни расслабляются». Повторяйте это до тех пор, пока ваши ступни полностью не расслабятся. Проделайте это упражнение с каждой частью вашего тела.
Некоторые части тела окажутся более напряженными, чем другие, и потребуют особого внимания, но чем большие усилия вы приложите для их расслабления, тем большее вознаграждение получите во время вашей медитации.
Когда вы завершите процесс расслабления (а это может занять от пятнадцати до тридцати минут на первых сеансах), произнесите вслух: «Сейчас я достигаю еще более глубокого расслабления».
Представьте, что вы входите в кабину лифта, на панели которого отмечены этажи от первого до десятого. В данный момент вы находитесь на десятом этаже. Нажмите кнопку с цифрой «1», произнеся вслух: «В то время как этот лифт спускается, я достигаю все более глубокого расслабления». Лифт спускается, и когда он прибывает на первый этаж, вы достигаете полного расслабления. Двери лифта, плавно скользя, раскрываются, и вы обнаруживаете прямо перед собой простую деревянную дверь. Это вход в ваше внутреннее царство. Над дверной перемычкой изображен символ защиты. Что это будет за символ, решаете только вы. В данный момент рассмотрите внимательно, как этот символ выглядит, чтобы вы могли использовать его для защиты, когда это потребуется.
Для того чтобы покинуть ваше внутреннее царство, вам достаточно войти в лифт. Произнесите вслух: «В то время как этот лифт поднимается, я все более и более осознаю свое тело и окружающую обстановку». Выйдите из лифта и осознайте себя частью своего тела.
Данная книга содержит весьма действенные упражнения. Но до того как вы приступите к ним, вам следует в полной мере овладеть вышеописанным методом. Спустя некоторое время вы сможете расслабляться довольно быстро, не прибегая к визуализации. Вместо этого вам достаточно будет просто представить дверь.
Медитация
В широком смысле под медитацией понимают процесс достижения измененного состояния сознания. Существуют две основные разновидности медитации: активная и пассивная. Пассивной медитацией называется та, при которой вы достигаете измененного состояния и позволяете образам проникать в ваше сознание. Активная медитация использует интеллект и сознательно управляема. Она является самой распространенной магической техникой, которой обучают во многих оккультных школах, поскольку с ее помощью можно контролировать процесс мышления. Используя набор интеллектуально понятных символов, активная медитация направляет медитирующего в специфическом процессе мышления для достижения осознания или определенной духовной цели.
Пассивная медитация
В начале этой главы я описал, как мы создаем ассоциативные связи по мере взросления. Пассивная медитация позволяет с их помощью определить основную причину, стоящую за каждым символом. Для этого надо отправиться в мысленное путешествие вдоль такой связи. Если вы начали с такого символа, как крест, то вам следует внимательно рассматривать его до тех пор, пока следующая идея не появится у вас в уме, скажем, образ горячей крестовой булочки[13]. Затем, следуя за этой ассоциацией, вы увидите Диану, богиню перекрестков и магии. К тому времени когда вы завершите это упражнение, вы обнаружите в своем разуме целую сеть ассоциаций.
Пассивная медитация является довольно сложной формой, поскольку вы неожиданно отклоняетесь от первоначального образа и можете очень быстро заблудиться в причудливых ассоциациях. Используя эту технику, я однажды начал с символа пентаграммы, а закончил образом банки джема из голубики, содержащей весьма ограниченное количество духовной информации. Тонкость в данном случае заключается в том, чтобы отстраняться от ассоциаций, которые, по вашему мнению, удаляют вас от цели. Например, когда вы используете образ белого голубя в качестве символа мира, следует уделить внимание ассоциации с чистотой, но не стоит заходить так далеко, чтобы исследовать связь с гуано[14].
Ранее я привел пример пассивной медитации с двумя различными формами креста. Здесь я предлагаю еще две медитации в качестве упражнений.
Пассивная медитация: упражнение 1
Визуализируйте лифт и достигните как можно более глубокого расслабления, управляя своим дыханием. Когда вы доберетесь до деревянной двери, вы увидите изображенный на ней круг с точкой посередине. Спросите себя: «Что это значит?» Затем откройте дверь и позвольте образам появляться в дверном проеме.
Сначала вы увидите символы, которые имеют отношение к интеллектуальной информации, имеющейся у вас по поводу кругов и точек. Затем, когда поток этой информации истощится, ждите до тех пор, пока не появится новая информация. Соединитесь с этим символом настолько, пока вы не станете им, а он не станет частью вас. Как вы себя чувствуете? Позвольте максимально большему количеству информации достичь вашего сознания. Вернитесь в свое тело, как это описано в технике расслабления.
Пассивная медитация: упражнение 2
В этом упражнении используется произнесение нараспев божественного имени для получения определенной формы мистического опыта. Расслабьтесь, как и в предыдущем упражнении. Сделайте глубокий вдох и произнесите нараспев божественное имя ИАО[15], в котором все три звука – долгие (и-а-о). Сделайте вдох и пропойте это имя снова, затем повторите еще раз.
Выполняя эти упражнения, вы получите уникальные результаты, которые будут принадлежать только вам. В некотором смысле человек, выполняющий пассивную медитацию, подобен тому, кто принимает ЛСД, поскольку также не может контролировать происходящее с ним, подобно многим мистикам, которые видели трон Бога и пережили великий восторг, но, к сожалению, не смогли повторить этот опыт, потому что не существует разработанного метода медитации для достижения таких состояний. Именно по этой причине маги и оккультисты чаще применяют в своей практике активную медитацию.
Символы активной медитации
В активной медитации используются символы для построения своеобразного – символического – пути для достижения определенной духовной идеи или цели. Данные символы разрабатывались людьми, которые прошли таким путем ранее и получили определенные результаты, применяя эти символические образы в различных комбинациях. Преимущество активной медитации в сравнении с пассивной заключается в том, что хотя проблемы ассоциативных связей остаются, разум может избежать попадания в безвыходные ситуации. Слабостью этой системы является то, что медитирующий может зациклиться на интеллектуальном значении этих символов, или начнет слишком полагаться на них в ущерб духовному прогрессу и не сможет отбросить их, когда наступит время духовного развития. Иногда человек может пережить мистический опыт, используя такую магическую стратегию, но оказывается не в силах отказаться от символа в последнюю минуту, и поэтому не может достичь глубокого его понимания. Однако, когда происходит прозрение, медитирующий получает символ для описания пережитого опыта и передачи его другим.
Активная медитация: упражнение 1
После того как вы достигнете полного расслабления, выберите одно из следующих предложений.
Семя Света.
Все сущее – проявление Единого.
Царство Божие – под рукой.
Кто я?
Чего я хочу?
Управление внутренним царством.
Обдумывайте выбранное вами предложение до тех пор, пока полностью не поймете его. Проанализируйте каждое входящее в него слово, исследуя все их значения. Если нужно, обратитесь к словарю. Помните, что каждое слово является символом, а некоторые из них наполнены могущественным архетипическим значением.
На следующем этапе соотнесите каждое предложение со своей жизнью, а потом каждое слово с остальными словами в предложении. Посмотрите на предложение как на набор символов, разработанных для вашего обучения. Спросите себя: «Каковы последствия этого для Вселенной? Как мне соединить все эти познания вместе?»
Когда вы исследуете всю интеллектуальную информацию, относящуюся к этому предложению, произойдет нечто новое, внезапно вы увидите это предложение и этот мир в совершенно ином свете.
Эта специфическая техника является превосходным средством преодоления любого жизненного кризиса. Для начала вам следует преобразовать вашу ситуацию в вопрос, состоящий из одного предложения, который сам по себе является прекрасным упражнением для выработки навыков решения проблем. Ключевая идея всегда должна быть позитивной, поэтому следует избегать таких, например, вопросов: «Почему я такой неудачник?» Главная цель данного упражнения заключается в обнаружении источника проблемы и последующей медитации на данную тему. Например, человек, недавно завершивший негармоничные взаимоотношения, может обнаружить, что на самом деле ему или ей хотелось бы узнать: «Почему я устанавливаю плохие взаимоотношения?» В данном предложении содержатся три ключевых слова, которые помогут получить интересные сведения: «я», «плохие» и «взаимоотношения». После недели медитаций над таким предложением одна женщина, к своему ужасу, осознала, что сама выбирала такие негармоничные отношения, поскольку неосознанно полагала, что не заслуживает ничего лучшего. Она также обнаружила, что ее определение взаимоотношений было неправильным. Ее ошибка заключалась в том, что она принимала романтическую увертюру начала взаимоотношений за сами отношения, в то время как на самом деле они оказывались пустой драматической игрой на ее чувствах мужчин, не желавших связывать себя долговременными обязательствами. Таким образом, она получала романтические отношения, ошибочно принимая их за желаемые.
Активная медитация: упражнение 2
Расслабьтесь, как обычно, и представьте себе деревянную дверь, описанную в заключительной части техники релаксации. Открыв ее, вы обнаружите, что окутаны серебристым туманом.
Спустя некоторое время туман рассевается, и вы видите, что находитесь в пещере.
В центре расположен белый сияющий камень, наполняющий всю пещеру светом.
Вы видите также, что из этого камня на ваших глазах вырастает растение, затем на нем появляется бутон, который превращается в розу.
Роза распускается и наполняет пещеру своим ароматом.
В центре розы вы видите крошечного золотого ребенка.
Вы наклоняетесь и рассматриваете ребенка.
Он смотрит на вас глазами того, кто прожил много жизней.
Это ваше высшее «Я».
Он растет и взрослеет до тех пор, пока не становится вашим зеркальным отображением и протягивает вам руку в знак одобрения.
Вы кланяетесь и уходите через дверь, в которую пришли.
Самое лучшее – баланс
Иногда меня спрашивают, какая форма медитации больше всего подходит людям, избравшим духовный путь развития. Истина заключается в том, что оба вида медитации имеют свои преимущества и свои недостатки. Некоторые полагают, что активная медитация хороша для начинающих, кому еще только предстоит овладеть тонкостями внутреннего видения, в то время как другие утверждают, будто эта форма медитации «убивает» творчество.
В идеале, вам следует использовать комбинацию обеих техник. Вы можете использовать в активной медитации разработанную вами систему символов, затем сделать паузу и посмотреть, что случится дальше. Или, например, вы можете добавить к активной медитации, описанной в «Упражнении 2», пассивный элемент – ваш разговор со своим высшим «Я».
Использование воображения для облегчения запоминания
Первые упоминания о том, что воображение использовалось в специфических видах человеческой деятельности, подобных современным магическим стратегиям, относятся к системам развития памяти, благодаря которым поэты и ораторы могли запоминать свои речи. Эти методы были систематизированы Симонидом Кеосским (556–468 гг. до н. э.), жившим в период расцвета древнегреческой культуры. Несмотря на то, что мы не можем с уверенностью утверждать, что именно создал конкретно Симонид, мраморная плита, датируемая III веком до н. э., названная «Паросской хроникой», приписывает этому человеку изобретение системы вспомогательных средств, способствующих облегчению процесса запоминания. Древнеримские писатели, такие как Цицерон, Квинтилиан, Плиний и Аммиан Марцеллин, использовали подобные системы. Нам доподлинно известно, что все древние греки применяли системы вспомогательных средств для облегчения запоминания, которые удивительно похожи на современные магические стратегии. В «Двойных аргументах», фрагменте древнегреческого текста IV века до н. э., приводятся следующие способы развития памяти:
Уделив чему-то внимание, вы сможете это лучше понять.
Повторите услышанное, ибо слушая и проговаривая то, что вы узнали, вам легче будет это запомнить.
Соотнесите услышанное с тем, что вы уже знаете.
Другими словами, если вы хотите запомнить, например, что Аякс был героем Троянской войны, вы можете представить его стоящим рядом со статуей Марса в вашей ванной комнате и чистящим ванну на фоне большой карты Греции. Если бы вам пришлось произносить речь, то вы бы совершали своеобразное мысленное путешествие по вашему дому пока не дошли бы до ванной комнаты. Перед вашим внутренним взором мог возникнуть, скажем, образ воина, чистящего вашу ванну, что позволило бы вам вспомнить его имя – Аякс (по аналогии с названием чистящего средства)[16], а увидев карту Греции, вы бы также вспомнили, что он воевал на стороне греков в Троянской войне.
Очевидно, что этот пример немного грубоват, а древним грекам и римлянам требовалось более искусно разрабатывать длинные списки, необходимые для запоминания их речей. У них уже имелся список богов, которым соответствовали различные планеты. Для того чтобы вспомнить название планеты, им достаточно было представить себе статую связанного с ней бога. Хроносу (Сатурну) соответствовали такие понятия, как смерть, время, наследство и чернота. Зевс (Юпитер) был связан с властью, благосостоянием и пурпурным цветом. Постепенно эта система связей расширялась, на определенном этапе включив в себя и зодиакальные функции. Это означало, что если оратор хотел запомнить речь о войне с персами, он мысленно представлял себе магический образ статуи бога Марса и размещал ключевые идеи своей речи в различных домах зодиака[17].
Ниже приведена речь, созданная моим другом-оккультистом Элиотом Джеймсом, использовавшим подобную систему запоминания для своего выступления перед коллегами – участниками представления, воспроизводящего события Гражданской войны в США. Он решил, что его речь будет содержать некоторое количество цитат из «Военных статей»[18] (в частности, из статьи № 5, включающей положение о политических высказываниях офицеров и солдат, и статьи № 54, описывающей поведение вооруженных сил на дружественной территории).
Итак, он создал в своем воображении три помещения:
Вестибюль для вводных замечаний.
Гостиную с французскими окнами.
Террасу с выходом в сад.
Затем он разбил свою речь на несколько визуальных картин.
Для статьи № 5:
«Каждый офицер или солдат, который будет использовать пренебрежительные или непочтительные слова в отношении Президента Соединенных Штатов, в отношении его Вице-Президента, в отношении Конгресса Соединенных Штатов, в отношении губернатора или главы законодательного собрания любого из Соединенных Штатов, в котором он может быть расквартирован, если это старший офицер, то он будет уволен со службы или наказан каким-либо другим образом по приказу военно-полевого суда; если это младший офицер или солдат, то он понесет то наказание, которое будет наложено на него военно-полевым судом».
На первый взгляд кажется, что это сложно запомнить, но Элиот представил, что он входит в гостиную с французскими окнами.
В этой комнате находится стол, с выложенными на нем различными предметами. Сначала Элиот смотрит на солдатскую фуражку, с которой связаны слова: «Каждый офицер или солдат, который будет использовать пренебрежительные или непочтительные слова…»
Затем он переводит взгляд на портрет Джорджа Вашингтона:
«…в отношении Президента Соединенных Штатов».
Затем – на портрет Джона Адамса:
«…в отношении его Вице-Президента».
Затем он обращает внимание на стеклянный шар, внутри которого помещен крошечный макет Капитолия – здания Конгресса США, усыпанный белыми «снежинками»:
«…в отношении Конгресса Соединенных Штатов».
Затем он видит изображение боа из перьев (торговая марка Джеса Вентуры, бывшего губернатора штата Миннесота):
«…в отношении губернатора».
Затем он смотрит на уменьшенную копию квадриги, украшающей здание законодательного собрания в городе Сент-Поле – столице Миннесоты:
«…в отношении главы законодательного собрания любого из Соединенных Штатов, в котором он может быть расквартирован».
Затем он представляет себе письменный стол с лежащим на нем мечом, острие которого указывает на Элиота:
«…если это старший офицер, то будет уволен со службы или наказан каким-либо другим образом по приказу военно-полевого суда».
За письменным столом он видит ряд стульев:
«…если это младший офицер или солдат, то он понесет то наказание, которое будет наложено на него военно-полевым судом».
Завершив данную часть, Элиот подходит к французским окнам, раскрывает их и переходит к следующей части своей речи.
При использовании данной системы запоминания наблюдается удивительный побочный эффект: люди, применяющие ее, начинают получать «новую» информацию, касающуюся интересующего их предмета. Этот побочный эффект был обнаружен и объяснен древнегреческими философами Платоном и Аристотелем. Оба полагали, что мы приобретаем знания, восстанавливая (вспоминая) информацию, которую забываем, когда рождаемся и покидаем свое совершенное состояние в высших сферах бытия. Поэтому неудивительно, что одновременно с использованием данных систем запоминания люди «вспоминают» дополнительную информацию об интересующем их предмете.
Данные системы запоминания вполне обоснованно могли применяться для получения новой информации и доведения ее до сознания практикующего. Это крайне важно, поскольку, созерцая эзотерические символы, вы можете раскрыть тайны универсума, содержащиеся в них.
В средние века и более поздние эпохи системы запоминания детально разрабатывались магами Возрождения, а они были людьми всесторонне образованными. Френсис А. Йейтс, выдающаяся исследовательница систем запоминания, в своей книге «Искусство памяти»[19] выдвинула предположение о том, что данные классические техники были включены в средневековую магическую систему «Арс Ноториа» (Ars Notoria). Она также сообщила, что для получения знания обо всех искусствах и науках в рамках данной системы магу требовалось пристально рассматривать эзотерические символы, произнося при этом вслух молитву. Каждому изображению, содержащемуся в «Арс Ноториа», созданному специально для запоминания, ставилась в соответствие определенная область знания, как например, философия, метафизика, геометрия, математика или теология. Человеку следовало, глядя на изображение, посвященное философии, произнести вслух следующее перечисление:
«Геземотон, Оронатиан, Хеиата, Аигиаи, Латазихел, Йексхизлиет, Герохаи, Геромаи, Саноезорел, Саназател, Гиссиомо, Хател, Сегомазаи, Азоматон, Хеломатон, Герохор, Хойазаи, Самин, Хелиел, Санихелиел, Силот, Силеех, Гараматал, Гезе, Атал, Гекоронаи, Самиел, Самихахел, Хеземиел, Седоламакс, Секотамаи, Самиа, Рабиатос, Авиносх, Аннас, Амен».
Затем следовала такая молитва:
«Господи, Боже мой! Царю Бессмертный, Судия Всевидящий, знающий все благие науки! Наставляй меня сегодня ради Твоего Святого Имени и Твоими Святыми Таинствами очисти мое понимание, чтобы Твое знание могло войти в мое тело и разум как роса, спустившаяся с Небес, и как елей в мои кости. Ибо Ты еси Спаситель мой, Господи, источник всех благ и фонтан милости. Наставляй меня сегодня во всех святых науках, что я стремлюсь изучить. Господи Боже мой, Единый и Вечный. Аминь».
Затем нужные сведения постепенно проникали в его или ее сознание либо во время сна, либо как внезапное озарение.
До сих пор остается неясным, насколько эффективны были данные системы. С уверенностью можно утверждать лишь одно: в средние века использовали их многие люди. За последние несколько лет большое количество копий «Арс Ноториа» было обнаружено в различных музеях, и это количество свидетельствует: «Арс Ноториа» было своеобразным бестселлером тех лет.
Данные графические символы, предназначенные для запоминания, похожи на пентакли знаменитого магического текста «Ключ Соломона». Эти пентакли представляли собой геометрические символы, нанесенные на деревянные диски, которые маг держал в руках во время проведения ритуала и призывания духа. Однако, насколько я знаю, на некоторых магов нисходило озарение, и у них пробуждались «воспоминания», когда они созерцали эти символы. Это могло происходить потому, что пентакли сохраняли связи с духами или могли воздействовать так же, как и волнообразные линии «Арс Ноториа». На мой взгляд, опытным магам стоит провести большее количество подобных экспериментов для исследования данных символов. Каждой планете ставилось в соответствие несколько таких пентаклей, связанных, в свою очередь, с несколькими духами. Однако, к сожалению, не все духи были благожелательны.
Образы планет
Существовали и более очевидные изображения, связанные с системами запоминания, которые были не только широко распространены в свое время, но и сейчас предоставляют нам безопасный метод запоминания того, что мы хотим, и получения новых прозрений. Средневековые образы, использовавшиеся в системах запоминания, обеспечивают нас соответствующими каждой планете архетипическими фигурами для получения желаемой информации.
Ниже вы найдете семь описаний образов планет, разработанных жившим в XVI веке магом Корнелиусом Агриппой. Они были созданы для того, чтобы оказать максимальное воздействие на подсознание человека и помочь ему лучше понять планетарные силы. С некоторыми из этих образов вы знакомы, другие – могут поразить вас своей необычностью, поскольку передают сообщения на языке бессознательного, порождающем порой весьма странные и тревожащие образы!
Если вы хотите запомнить нечто, то можете придумать историю, основанную на магическом образе, которая будет включать в себя ту информацию, которую вы хотите запомнить. Если, например, вы хотите запомнить, что паролем на вашем компьютере является слово «барсук», вы можете создать образ Меркурия[20], на коленях которого будет сидеть барсук с табличкой в лапках «пароль». Если у вас вдруг возникнут проблемы с компьютером, и вы захотите их решить, не прибегая к услугам службы технической поддержки, то можете визуализировать этот магический образ и попросить его о помощи.
Какой планетарный образ вы используете?
Сатурн
Судьба, время, прошлое, пределы и ограничения, форма, строения и дома, старость, честолюбие, кости, колени, скелет, голени, лодыжки (голеностопные суставы), кровообращение, ревматизм, артрит, зависть, страдание, подвиг, вина, яды, подавляемые аспекты личности, смерть, паразиты и вши, политики, ученые, архитекторы, учителя, рудники, горы, пустоши.
Юпитер
Законодательство, возможность, рост, прогресс, эволюция, деньги, банки, правители, царская власть, вера, надежда, благотворительность, искупление, свобода, духовная мудрость и развитие, лицемерие, бедра, бедренные кости, ступни, юристы, священники, советники и консультанты, актеры, открытые пространства, публичные места, панорамные виды.
Марс
Войны, гнев, действие, сексуальное желание, физическая энергия, защитники, судьи, справедливость, смелость, охрана, преобразование, месть, разрушение, хирургия, голова, туалет, гениталии, выделительная система, кожные высыпания и покраснения, мигрень, хищники, солдаты, воины, хирурги и военные врачи, атлеты, печь, кузнечный горн и металлические изделия.
Венера
Любовь, эротизм и чувственность, желание, удовольствие, вдохновение, радость, партнерство, мир, дружба, творчество, изобразительные искусства, красота, оценка и определение стоимости, промискуитет, чрезмерное потворство, сладострастие, послушные домашние животные, горло и шея, почки, декольте, дипломатия, художник, мода, спальня, сады.
Меркурий
Передача информации, движение, вестник, компьютеры, средства массовой информации, язык, торговля, воровство, магия, мастерство, обучение, наука, психология интеллекта как наука, рационализм, озорные и непослушные животные (такие как обезьяны), пищеварительная система, руки и ладони, купцы и коммерсанты, клерки и служащие, бухгалтеры, ученые-гуманитарии, университеты, экзамены, магазины, школы, аэропорты, железнодорожные и автобусные станции.
Луна
Подсознание, традиции и обычаи, привычки, инстинкт, море, ритм, астральная сфера, таинства, женщины (в частности их здоровье), матери, роды, медиумы, психика, психология, менструация, психическое здоровье, желудок, грудь, бородавки, бесплодие, навязчивые идеи, иллюзии, безумие, уборщики, пивовары, акушерки, моряки и гавани.
Солнце
Лидерство, общее здоровье, исцеление, организация, высокомерие, показ и представление, драма, отцы, сила, индивидуализация, сердце, спина, легкие, цари, директора, управляющие, менеджеры, актеры, дворцы и театры.
Планетарные магические образы
Сатурн
Одетый в черные одежды старец, восседающий в своем, подобном трону, кресле. Его руки подняты высоко над головой; в них он держит рыбу или серп. Голова старца покрыта черным сукном, а под ногами у него – гроздь винограда.
Юпитер
Увенчанный короной мужчина в шафрановой мантии оседлал дракона или орла и восседает на нем верхом. В правой руке он держит дротик и готов поразить им дракона или орла.
Другой вариант: увенчанный короной обнаженный мужчина, руки которого соединены и подняты над головой, восседает на стуле, который несут четыре крылатых мальчика.
Еще один вариант: мужчина с головой льва или барана и лапами орла, облаченный в шафрановую мантию.
Марс
Вооруженный мужчина, восседающий верхом на льве, держит в правой своей руке обнаженный меч, а в левой – отрубленную голову.
Другой вариант: увенчанный короной воин с длинным копьем в руке.
Солнце
Увенчанный короной царь, облаченный в шафрановые одежды, восседает в своем троне. Его ноги опираются на глобус; в руке он держит ворона.
Другой вариант: смеющаяся женщина с огненной короной на голове, пританцовывая и опираясь для устойчивости на посох, едет в квадриге. В ее правой руке зеркало, в левой – щит.
Венера
Женщина с птичьей головой и лапами орла держит в руке дротик.
Другой вариант: простоволосая, обнаженная молодая женщина с зеркалом в руке. Ее шею украшает цепочка, которой касается своей левой рукой красивый молодой мужчина, что находится здесь же, рядом; правой рукой он дотрагивается до волос женщины. Мужчина и женщина с любовью взирают друг на друга. Над ними парит крылатый мальчик с мечом или дротиком в руках.
Меркурий
Красивый бородатый мужчина. В левой руке он держит кадуцей, в правой – дротик или флейту. Его ноги обуты в крылатые сандалии.
Другой вариант: мужчина с лапами орла и хохолком на голове восседает в кресле, подобном трону, либо верхом на павлине. В левой руке мужчина удерживает петуха или огонь.
Луна
Мужчина с птицей на голове, опираясь на посох, стоит перед цветущим деревом.
Другой вариант: женщина с полумесяцем на голове сидит верхом на быке, семиглавом драконе или крабе. В левой руке она держит дротик, в правой – зеркало. Ее одеяния белого или зеленого цвета. На голове у нее – две змеи, соединенные с полумесяцем.
Здесь я хочу вас предостеречь. То обстоятельство, что магический образ предоставляет вам ответ, еще не означает, что этот ответ верный или что вы правильно его поняли. Иногда (особенно, когда вы просите магический образ ответить на вопрос о личной жизни и любви) низший уровень вашего подсознания вкладывает слова, которые хочет услышать, в уста магического образа. Например, когда я страстно увлекся одной женщиной и захотел узнать, проявляет ли она ко мне интерес, я обратился к магическому образу Венеры и спросил у него, нравлюсь ли я этой женщине. Я получил в ответ решительное «да!», но заметил, что образ на самом деле отрицательно качал головой, когда давал положительный ответ (другими словами, я получил отрицательный ответ, но мое низшее «я» не хотело этого признавать). Сбитый с толку, я задал вопрос снова, и на этот раз голова утвердительно кивала, а голос произнес «да». Это произошло потому, что мое низшее «я» осознало, что образ отрицательно качал головой в первый раз, и приложило все усилия, чтобы это не повторилось.
Используя магические образы, всегда важно внимательно слушать, следить за происходящим и принимать первое сообщение, потому что именно оно всегда является самым верным. Затем нужно проверить то, что вы услышали, с помощью логики и здравого смысла. Вполне возможно, что вами может управлять ваше низшее «я», поэтому вам нужно быть особенно внимательными. Мое первое понимание ситуации было корректным. Женщина не проявляла ко мне интереса, о чем мне и поведал магический образ.