Вы здесь

Магическая энергия воды. Культ воды у народов мира. Отражение магии воды в символах (В. М. Рошаль, 2009)

Культ воды у народов мира. Отражение магии воды в символах

Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь!

Антуан де Сент-Экзюпери

Люди издавна селились у воды: на берегах рек, озер, морей… Конечно, в первую очередь это диктовалось рациональными соображениями: вода требовалась для питья и хозяйственных нужд, была наиболее доступным транспортным средством. Но помимо этого человека влекли к воде какие-то таинственные силы, между человеком и водой всегда существовала некая мистическая связь. Каждый из нас скажет, что можно часами слушать журчание ручья, плеск реки, шум набегающих на берег волн, грохот прибоя… Человек всегда чувствовал, что в воде есть нечто родственное ему. И даже не умея объяснить причины завороженности водой (это теперь мы понимаем природу нашей связи с ней: ведь мы сами на 65—70 % состоим из воды), человек находил соответствия между своими ощущениями и теми или иными проявлениями воды. Так рождались символы.

Вода – один из самых универсальных символов в мире. С древнейших времен вода повсюду ассоциируется, прежде всего, с эмоциями, чувствами, интуицией, психическим восприятием, с нашим бессознательным (подсознанием) и с таинственными проявлениями женской энергии (инь).

Вода как элемент мироздания

Вода – одно из фундаментальных понятий во всех философских течениях и традициях.

Согласно древнейшей китайской концепции мироздания, в незапамятные времена мужское (ян) и женское (инь) начала, слившись, породили пять стихий, пять элементов, давших начало всему разнообразию мира. Это Огонь, Земля, Металл, Вода и Дерево. Каждый из этих элементов обладает характерными только для него качествами, связан с одним из направлений, соответственно с Югом, Центром, Западом, Севером, Востоком.

Древнеиндийская традиция также основывалась на пятеричной системе символов: «космическое состояние вибрации» продолжалось пятью элементами. Это Эфир (Акаша), Вода (Апас), Воздух (Вайю), Огонь (Тегас) и Земля (Придхиви).

Западная традиция, испытавшая влияние древнегреческой философии, в качестве «кирпичиков» мироздания рассматривала четыре элемента (стихии): Огонь, Землю, Воздух (аналог Металла) и Воду. Но иногда к ним добавляли и пятый элемент – Эфир, или квинтэссенцию духа. Символические обозначения этих элементов приведены на рисунке. Элементы мироздания играли очень важную роль в мистицизме Средних веков, и там они имели другие обозначения (в форме круга – см. рисунок).

В западном искусстве Вода изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов моря и рек; Воздух – фигурой богини Юноны, иногда летящей, несмотря на оковы на руках и ногах, иногда фигурой женщины с хамелеоном в руке; Огонь – птицей Феникс, фигурой древнегреческого бога Вулкана, а также женщиной с огненными волосами или молнией в руке; Земля – аллегорической фигурой Матери с символами плодородия в руках, а также башнеобразной короной Кибелы (Дж. Тресиддер).




Символические обозначения четырех стихий.




Мистическая символика элементов мироздания.


Вода – единственный элемент, который не имеет выраженной геометрической формы и символически изображается двумя волнистыми линиями. Постоянная природа Воды – быть мокрой и течь вниз. Главные качества ее – текучесть и аморфность, но в то же время и настойчивость («Вода камень точит»), ведущая к преодолению любых преград («Мягким побеждается сильное»). Направление – Север. Цвет – синий, черный. Время года – зима. Вкус – соленый. Преобладающая энергия – инь. Вода ассоциируется с понятиями «холод», «исчезновение», «страх». Высшее проявление – мудрость.

Стихия Воды проявляет себя в изогнутых (волнообразных) или горизонтальных формах, к которым относятся, например, холмы, водные потоки, а также некоторые типы зданий – круглые или необычной геометрической формы и планировки (части дома отличаются друг от друга по этажности, протяженности, форме, стилю и материалу, с галереями, переходами, ротондами и т. п.).

Согласно Фалесу Милетскому и другим древним философам, вода есть первооснова вещей, некая субстанция, содержащаяся в беспредельном пространстве. Таким образом, вода трактуется как исходное состояние всего сущего, она олицетворяет рождение и начало всех вещей, а следовательно, и их финал. Все пребывает в развитии – в движении. Античный философ Гераклит, глядя на воды реки, произнес фразу, ставшую формулировкой одного из основных принципов бытия: «Все течет, все меняется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Вода как источник жизни

Три четверти поверхности Земли скрыто под водой. Тело человека на три четверти состоит из воды. Первые девять месяцев своей жизни мы проводим в воде. Все известные легенды о происхождении мира сходятся в том, что жизнь произошла «из первородных вод, женского символа потенции, лишенной формы».

«И пришли духи воды. И заполнили они все, куда смогли добраться. И остудили они горячее тело Матери-Земли и опустились даже в самую глубину его. А после поднялись вверх и там встретились с облачным племенем и пролились на землю дождем и дали силу семенам, в которых были духи растений. И зацвела земля, и так началась жизнь!» (С. Блустоун, из индейской легенды).

Воде как источнику жизни поклонялись и кочевники, и земледельцы, и охотники-рыболовы (культ водоемов, родников и колодцев, культ рек и дождя).

В шумеро-семитской мифологии Апсу, изначальные воды, существовали в начале всего, а Тиамат была морем и хаосом. Змеи Лакхму и Лакхаму были рождены от вод. Мардук как свет создал землю, победив Тиамат как хаос и непроявленность вещей. Эа-Оаннес – повелитель глубин. «Бог с потоками» изображался держащим в руках кувшин с водой. Считалось также, что вода могла изливаться прямо из его рук.

У евреев «воды Торы» – животворящие воды священного закона. Источник, постоянно доступный для народа Израиля, – это мудрость и Логос. Перед Творением «Божественный дух носился над гладью вод».

В греко-римской традиции Афродита (Венера) родилась из воды, а Посейдон (Нептун) контролировал силы воды. Река Лета – символ забвения, а река Стикс – рубеж, пересекаемый в момент смерти.

В Египте вода олицетворяла рождение, воссоздание, рост, оплодотворяющую силу Нила: бог Хапи изливает на землю воду из двух кувшинов.

Китайцы считали воду источником всей жизни.

В Ведах вода ассоциируется с материнством, так как в начале времен, когда еще не было света, существовала только вода.

«Ригведа» возносит хвалу воде как носителю всего сущего. Индусы верили, что в воде содержится тайна сохранения жизни. Бог Агни был рожден от союза воды и земли, он представляет собой столп, поддерживающий все сущее. Варуна – повелитель вод. Вишну спит на змее, лежащей на поверхности воды, а из его пупка растет лотос, на котором восседает Брахма, «ходящий по водам». Лакшми, «та, что из лотоса», также «рождена Океаном».

У мусульман вода символизирует жизнь, милосердие, очищение. В виде дождя или ручья она олицетворяет божественную реальность, а также творение:

«Из воды создали Мы все живущее», «Трон Его был над водами» (Коран).

Для иранцев воды Апо символизируют одновременно и солнечные, и лунные силы, а также изначальный океан.

Даосы связывают воду со слабостью, приспосабливаемостью и в то же время с настойчивостью, с текучестью жизни в противоположность неподвижности смерти.

У скандинавов и тевтонов Землю окружали воды, в которых жил змей Мидгарда, а подземный мир был местом туманов. Корни Иггдразила уходили в подземный мир, а от них брал свое начало ручей Хвергельмир – исток всех рек.

У народов мандре вода и вино символизируют союз Космических Отца и Матери.

У маори рай находится под водой, что символизирует изначальное совершенство.

Символизм воды в различных ее проявлениях

Текучесть воды, ее мягкость и податливость, ее «нежелание» сохранять какую-либо форму, удивительная способность к постоянным изменениям в зависимости от условий окружающей среды – все это делает воду символом человеческих эмоций, олицетворением женской энергии, восприимчивой и подвижной. Как и вода, наши эмоции, мысли и энергии также могут быть очень разными: текучими или застоявшимися; горячими, страстными или безразлично-холодными; замерзшими, отвердевшими, как лед, или свободными и легкими, как пар.

На Востоке вода часто воспринимается как символ вечно меняющегося мира иллюзий, но также является и символом изобилия.

Китайцы относят воду к женскому (лунному) началу инь. В «Книге перемен» («И-цзин») воде соответствует один из восьми первичных символов – триграмм. Эта триграмма образована тремя прерывистыми чертами (в «И-цзине» прерывистая черта обозначает женское начало инь, сплошная черта – мужское начало ян). Смысловое содержание триграммы воды – вечная текучесть и заполнение всех углублений. Это знак, которому не страшны никакие течения и водопады, и при этом он всегда остается верен своей изначальной сущности – текучести.

С большим уважением, даже с трепетом, относились к воде индийские йоги. Глядя в воды Ганга, постигали мудрость бытия буддийские монахи. Вода послужила источником прозрений Будды и Мухаммеда. К Будде приходило озарение, когда он смотрел на капли росы, сверкающие на зеленых листьях.

В религиозных течениях вода предстает символом очищения и новой жизни.

В христианской традиции вода олицетворяет также восстановление, обновление, освящение и крещение. «Вода могла быть метафорой духовной пищи и спасения, как, например, в Евангелии от Иоанна (4: 14), где Христос говорит самаритянке: “А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек”. Райский источник, вытекающий из-под Древа Жизни, – символ спасения» (Дж. Тресиддер).

Вода, смешанная с вином, в христианстве символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, смешение низшего и высшего в человеке. Христос – это вино, а вода – тело Христово. В христианском искусстве вода, смешанная с вином, означает смирение.

С древнейших времен люди связывают воду с плодородием и в то же время считают ее символом души, здоровья, чистоты.

Чистая вода всегда олицетворяла честность, правдивость («Вывести на чистую воду»). Баламутная, нечистая – нечестность, изворотливость («Ловить рыбку в мутной водице»).


Считалось, что чистая вода, особенно роса, родниковая и дождевая вода, имеет целебные свойства и является формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса).

Дж. Трессидер

Вода считается и одним из символов мудрости. Например, в даосизме образ воды, которая прокладывает себе путь в обход препятствий, – символ победы видимой слабости над очевидной силой.

Течение воды часто ассоциируется с течением времени: «Годы бегут как вода».

Символизм воды… объясняет большое количество мифов, в которых реки или моря разделяют миры живых и мертвых. Многие божества были рождены в воде или могли ходить по воде. В суевериях символизм очищающей власти воды был настолько силен, что считалось, что она отталкивает зло. Отсюда обычай выявлять ведьм, бросая подозреваемых женщин в водоемы, чтобы посмотреть, всплывут они или нет.

Дж. Трессидер

В психологии вода отождествляется с энергией бессознательного, ассоциируется с его таинственными глубинами и таящимися в нем опасностями.

На бытовом уровне вода – прежде всего символ физического очищения: мы постоянно моемся, стираем, чистим и т. д. Но кроме того вода – символ избавления (очищения) от ненужных эмоций и негативных психических состояний, символ обновления и подготовки к принятию новых энергий.

Вода – элемент, дарующий житейскую мудрость, знания, способность к непринужденному общению и склонность к поездкам и путешествиям.

Вода на нашей планете встречается в разных проявлениях. Это не только водопроводная вода, это ручьи и реки, пруды и озера, моря и океаны, атмосферные осадки и айсберги, лед и пар и многое другое. Все это различные «виды жизни» воды. И каждый такой вид имеет свой «характер», свои особенности, обладает вполне конкретными качествами, которые позволили человечеству за многие века найти символические соответствия между человеком и «видами жизни» воды.

Айсберг

Айсберг может быть символом заторможенности (замороженности) эмоций. Иногда он олицетворяет дрейф «без руля и без ветрил», возможно, в опасном направлении.

Болото, топь

Болото часто служит символом засасывания в негативное состояние, символом безрадостного, беспросветного положения дел.

Брод

Наиболее известный символизм брода – как переправы – находим у кельтов: для них брод олицетворял место встречи с судьбой или поединка. Но Карл Юнг связывает понятие «брод» с переходом из одного состояния бытия в другое.

Ванна с водой

Ванна, наполненная водой, может быть символом очищения и омовения.

Водопад

Водопад – символ полного эмоционального освобождения или исцеления, эмоциональной перезарядки.

Волна

Звуки, издаваемые спокойно плещущимися волнами, принимались за разговор, поэтому волны ассоциировали с мирной беседой.

Океанская волна символизирует подъем огромной эмоциональной силы, а также любовь, личные связи и признание.

Волны прибоя, ударяющие о берег, олицетворяют эмоциональный хаос, свидетельствуют о том, что чувства и эмоции готовы захлестнуть вас.




Мотивы волны на древнерусских браслетах.

Дождь

Дождь – один из основных символов плодородия. В древности его связывали с оплодотворяющим божественным семенем. Считалось, что все боги Неба оплодотворяют Землю дождем. «Падающий с Неба дождь оплодотворяет Землю, и она рождает зерно для человека и зверя» (Эсхил). В греческой мифологии Зевс проник к запертой в башне Данае в виде золотого дождя, после чего она родила Персея.

Обычными были представления (которые не исчезли до сих пор), что от богов зависит, будет ли засуха, прольется ли ливень разрушительной силы или пойдет приятный, подобный благословению, дающий природе жизненную силу дождь. «Нежный дождь… повсеместно считался знаком божественного одобрения, а в Китае – гармонии инь–ян в космическом масштабе. Высший бог плодородия ацтеков Тлалок (Чак в пантеоне майя) был богом дождя, его отличительный признак – зубчатая корона, символизирующая дождь… В иранской мифологии богу дождя Тиштрие приносили жертвы, чтобы он в образе белого коня боролся против черного коня – засухи» (Дж. Трессидер).

Как и подобный ему бог дождя майя, соседей ацтеков, бог дождя Тлалок носил при себе клинок грома. Это был отличительный знак его силы и власти. Бог легко узнаваем по глазам, похожим на круглые очки. В мирные времена он дарил людям плодородие и жизнь. Многие рисунки и настенные фрески изображают бога рассыпающим маис и разливающим воду. Другими дарами Тлалока были цветы и бабочки, которые он щедро рассыпал в разные стороны. Его почитатели совершали в его честь воскурения ладана, чтобы заручиться его расположением, которое гарантировало людям защиту от засухи и голода. На некоторых изображениях Тлалок символизировался специальным знаком, состоящим из четырех расположенных рядом острых зубцов или клинков.

Х. Овузу


Тлалок – бог дождя ацтеков.


Божественное, небесное происхождение дождя сделало его символом чистоты, поэтому ритуалы очищения часто проводились именно для того, чтобы вызвать дождь. В магических ритуалах, направленных на вызывание дождя, в танце заклинания дождя топанье ногами имитировало стук падающих на землю капель.

Дождь не только очищает атмосферу от грязи, он может символизировать и эмоциональное очищение. Поскольку дождь несет жизнь растениям, он может быть знамением роста и предвещать плодотворный период жизни.

Я долго не мог понять, отчего один мой знакомый маг так радуется, когда в лесу ночью идет дождь и заливает костер. Мы, помнится, промокали до нитки, но именно в такие минуты, когда проявляются сразу все стихии (Огонь, Земля, Воздух, Вода), человек приобщается к их совокупной силе. Так что, если в путешествии вас застает дождь, не ругайте природу, а старайтесь использовать момент!

С. Блустоун

Весенние дожди питают новую жизнь, поэтому олицетворяют как плодородие, так и творческий потенциал.

Дождь имеет свою символику. К символам дождя относят «топор, молоток, зигзаг молнии, дождь из огня и света, змею (иногда – рогатую), в Китае – дракона, лягушек и других земноводных, лунных животных – краба и паука, собаку (которая ассоциировалась с богами ветра, приносящего дождевые тучи) и, что более неожиданно, кота, хамелеона, корову, слона, попугая и индейку» (Дж. Трессидер).

Застойная вода

Застойная вода символизирует застой в чувствах, говорит о том, что человек попал в порочный круг эмоций, который надо срочно разорвать.

Источник

В широком смысле источник – символ жизненной силы, омоложения или даже бессмертия. Он также символизирует космический центр, очищение, вдохновение и знание.

И христианская, и исламская традиции отводят место источнику в центре рая, у корней Древа Жизни, от которого течет поток в четырех основных направлениях, – образ, впоследствии оказавший влияние на планирование садов и церковную архитектуру. «Чистая река воды» (Откровение, 22: 1) приравнивалась к Отцу и Сыну, поэтому источник стал символом не только чистоты, но и откровения и искупления. В скандинавском мифе бог Один отдал свой глаз, чтобы отпить из источника знаний, вытекающего из земной оси, дерева Иггдрасиль. В соответствии с греческой орфической традицией, обойдя источник забвения и испив из источника памяти у входа в Гадес, можно получить бессмертие. Источник молодости – популярная тема в искусстве – восходит к римскому мифу о боге Юпитере. Сходная тема – омолаживающее воздействие любви, отсюда частое появление Купидона, который присматривает за источником, и сексуальный символизм его струящейся воды. Запечатанный источник – образ девственности в христианстве.

Кипящая вода

Кипящая вода может символизировать изменение (бурление) и очищение эмоций, но может также олицетворять подавленный гнев.

Колодец

Во многих культурах, особенно иудейской и исламской, колодцы священны, так как символизируют источник жизни. Кроме того, они олицетворяются со спасением, знанием, истиной, чистотой. Вода, вытекающая из земли, – символ женской плодовитости.

В Китае и некоторых других странах колодец был прямо связан с маткой и вагиной. В психологии – это образ шахты, ведущей в глубины бессознательного. Колодец желаний или колодцы знаний, памяти, истины или юности наводят на мысль о символизме подземного мира как источника магических сил, а в кельтских мифах они способны возвращать жизнь павшим в бою воинам.

Дж. Трессидер

У многих народов колодец, поскольку он был источником «живой воды, служил центром общественной жизни. Женщины собирались вокруг колодца, чтобы поделиться свежими новостями. Это символ общности и эмоционального благополучия. Колодец также может знаменовать мудрость и вдохновение, почерпнутые из прошлого опыта» (Д. Линн. См. также Источник).

Лед

Суть льда, его дух – холод и твердость. Лед символизирует замерзшие эмоции. Это знак того, что человеку пора говорить открыто и свободно, от всего сердца.

Идти по тонкому льду – значит рисковать или находиться в сомнительных обстоятельствах. Скользить по льду – не быть уверенным в себе, не чувствовать твердой почвы под ногами. Тающий лед может символизировать освобождение эмоций от гнета («оттаивание души»).

Море

Море – прародитель жизни, образ матери, более важный даже, чем земля. Это также символ превращения и возрождения, знак бесконечности познания, а в психологии – подсознания (бессознательного).

Море во многих культурах – первичный источник жизни – бесформенный, безграничный, неистощимый и полный неожиданностей. «В месопотамском мифе жизнь – результат переливания Апсу пресных вод, в которых плавает Земля, и соленых вод, персонифицированных богиней хаоса Тиамат, родившей все сущее. Из ее тела, после ее гибели, образовались Земля и Небо».

Дж. Трессидер

Море также – символ безграничного пространства. С ним сравнивают поле («море хлебов»). Рыбаки часто называют его несеянным полем, с которого они собирают жатву. Моряки – дорогой.

Народы Камчатки, традиционным занятием которых было рыболовство, считали, что море – врата в мир богов, в мир духов и волшебства, туда люди попадают после смерти.

В скандинавском фольклоре море представляется величественным, страшным, но также справедливым и мудрым. «Море – носитель великой силы, изначальной мудрости и страха. Надо чувствовать пульс моря, его дыхание, чтобы вернуться из дальних странствий, достичь берега» (С. Блустоун).

Море – стихия, неподвластная человеку. Его соленая вода не пригодна для питья и поливки растений. Поэтому в некоторых местах (например, на Бали) море считают местом, от которого отвернулись боги.

Озеро

Многие народы мира считают озеро магическим местом. Об этом свидетельствуют многочисленные мифы и легенды.

В сказаниях о короле Артуре озеро связано с женскими чарами (вода символизирует женское начало), а более широко – с хаосом, смертью и таинственными ночными исчезновениями солнца (последнее – из наблюдений за дневным светилом, погружающимся в воду озера). «Этот феномен жрецы древнеегипетского бога Карпака разыгрывали как ритуал у искусственных озер. В греческом мифе бог Дионис спускался в загробный мир через озеро. Представляющая собой природный аналог зеркала, вода спокойного озера – возможность созерцания как своего отражения, так и духов озера, живших, предположительно, во дворцах, полных драгоценностей. Кельтский обряд бросания в озера трофеев как даров этим духам объясняется связью между Повелительницей озера и мечом Экскалибуром в легендах о короле Артуре» (Дж. Трессидер).

Для древних египтян озеро являлось символом оккультных и загадочных внутренних миров. «В определенные поры года жрецы направлялись к озерам в церемониальных процессиях. В кельтской мифологии Земля Умерших находилась на дне озера» (Д. Линн).

Главным богом инков считался Виракоха, который, согласно легенде, «поднялся из воды озера Титикака и основал город Тиахуанако» (Х. Овузу).

В легендах и фольклоре озера – двусторонние зеркала, разделяющие естественный и сверхъестественный миры. Божества озер и источников, «традиционно юные и обладающие даром пророчества и целительства духи, часто умиротворялись дарами – отсюда происходит обычай бросать монеты в фонтаны и загадывать при этом желание» (Дж. Трессидер).

Традиционную ткань индейцев Южной Америки украшает рисунок, составленный из двух символов: Кено-Майо и Коха. Кено-Майо означает «река» и обозначается обрамляющими линиями, украшенными цветами. Слово «Кено» переводится как «что-то очень старое» или «очень святое, невообразимое». Рисунок в середине означает пруд, или «глаз источника». Источником считаются глаза матери-земли; к источнику приносятся жертвы в связи с культом воды. В воде верующие очищаются духовно и физически. Ежегодно в сентябре проводятся священные водные церемонии.


Традиционный узор на ткани индейцев.


На бытовом плане символика озера во многом определяется состоянием воды на его поверхности. Поскольку вода – символ эмоций, то спокойное, чистое озеро олицетворяет интуицию, уравновешенность, мудрость. Рябь на поверхности воды говорит об эмоциональных волнениях. Мутное озеро – символ эмоционального застоя.

Вода озера может также означать бессознательное в человеке – неведомые глубины души.

Омут

Омут – символ опасности, приближающейся незаметно, но неотвратимо («Быть затянутым в омут»); символ обманчиво спокойного места («В тихом омуте черти водятся»). Омут также символизирует переход, порог в подводное царство.

Океан

Это стихия зарождения жизни, безбрежности, сумма всех возможностей. Символизирует мать, женское начало, неосознанное в нас, интуицию.

Тихий, спокойный океан – олицетворение огромной внутренней силы, символ эмоционального и духовного равновесия. Беспокойный, взбудораженный – символ эмоциональных бурь. Если этот образ явился вам в качестве знака, вам потребуется большая отвага, чтобы пуститься в путешествие к спокойным берегам.

«Символическое значение океана – непостижимость, могущество Бога, огромная интуиция и первобытная бессознательная мудрость» (Н. Огненко).

Поток

Поток – символ могучего, свободного движения. Поток воды также – один из символов потока эмоций и чувств. Бегущая вода часто воспринимается как символ бурного потока бытия, а спокойная, прозрачная вода символизирует созерцательное восприятие.

Если на пути потока воды есть преграда (например, шлюз или запруда), это знак того, что ваши чувства блокированы. (См. также Река.)

Потоп

В мифах и легендах многих народов мира потоп символизирует этап циклического возрождения человечества: для создания нового, более мудрого человеческого общества сначала надо освободиться от груза накопившихся грехов. Именно в этом и кроется истинная задача потопа, который часто воспринимается как кара богов.

Мифы о потопе, уничтожившем погрязшее в грехах человечество, – классический пример символизма очищения и возрождения.

Приливы и отливы

Жизнь – это движение, поэтому приливы и отливы относятся к символам жизненного потока, с его водоворотами и бесконечным чередованием взлетов и падений, это знак вечных перемен.

Пруд

Как и любой водоем, пруд символизирует эмоции и интуицию. Но поскольку поверхность его невелика, то это знак небольших эмоциональных проблем.

Спокойный, чистый пруд – олицетворение чистых эмоций. Если поверхность воды в пруду покрыта рябью, то это знак беспокойства.

Река

Символика реки многообразна. Река – символ необратимости бытия, мощный символ уходящего времени и жизни. Широко известны такие выражения, как «река времени», «река жизни», «жизненный поток». Это всегда символ движения и необратимых перемен, постоянной изменчивости («Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»).

Река – символ рубежа, разделяющего два мира – живых и мертвых, это дорога в страну мертвых, символ потери и забвения («река забвения Лета»).

Для многих цивилизаций, благополучие которых зависело от орошения полей природными водами, реки были важными символами постоянно восполняемого богатства природы, очищения и движения. Общепринятое представление о четырех райских потоках, текущих от Древа Жизни в разные стороны света, является метафорой божественной энергии и духовной пищи, которые подпитывают всю Вселенную. В индуизме река Ганг, олицетворенная высшей богиней всех рек Гангой, служила осевым символом Вселенной и изображалась в мифах как низвергнутая с небес для того, чтобы очистить землю. Чтобы она своей тяжестью не разрушила землю, ее принял на свою голову Шива, с которого она стекала семью потоками, протекала по земле и уходила в загробный мир. Омовение в Ганге – священный ритуал очищения в индуизме. Более приземленный символизм очищения содержится в древнегреческом мифе о Геракле (в римской мифологии о Геркулесе), который направил течение реки через конюшни царя Авгия, чтобы очистить их от навоза. Реки могли непредсказуемо разливаться и пересыхать, поэтому их пытались умилостивить, принося жертвы речным богам и, чаще, богиням… Китайцы полагали, что души умерших бродят по речному дну, надеясь найти живое тело, в которое они могли бы вселиться.

Вода рек священна. Ею крестят при первом посвящении, ею смывают грехи, очищают тело и душу. Она снимает усталость – физическую и душевную.

Река дает плодородие. Река – артерия земли. Она – источник жизни для людей оседлых культур. Большие реки – символы и гаранты благополучия.

Река – дорога вниз, к океану, река порождает океан.

Река – стена, преграда, которую преодолевают либо с помощью посредника, либо волшебным образом: огненная река, река Стикс и т. п.

Родник (ключ)

Кристально чистая родниковая (ключевая) вода – символ внутренней чистоты человека и его связи с энергией восприятия и интуицией. Родник также – символ плодородия, источник духовной мудрости, спасения или исцеления. (См. также Источник)

Роса

Символ здоровья, чистоты, любви, святости. Славяне считали росу слезами Богородицы. В христианстве роса – символ Благовещения.

Снег

Символ чистоты и очищения. Снег также может символизировать замороженные эмоции.

Снежная буря

Символ полного смятения эмоций. Иногда снежная буря считается знамением обмана.

Снежная лавина

Это символ невероятных, тревожных переживаний, когда эмоции выходят из-под контроля, «захлестывают с головой».

Туман

Туман символизирует неопределенность, изменение, превращение. Туман, кроме того, – символ эмоционального или ментального замешательства, невозможность ясно разглядеть или осознать что-либо («всё как в тумане»).

Туман может также символизировать наше подсознание, неосознанное в нас. Во многих мистических традициях с туманом связывают сверхъестественное вмешательство, магию: считается, что магия свершается лишь тогда, когда все окутано туманом или дымкой. Туман – традиционно царство фей, магов и мистиков.

Фонтан

Фонтан – символ сияющей юности, когда «жизнь бьет ключом», символ творчества, интуитивных прозрений, духовного возрождения, если вода фонтана кристально чиста.




Женщины, купающиеся в фонтане в саду Юности (с итальянского рисунка XV века).

Водные магические ритуалы

Человечество давно подметило способность воды поддерживать силы и жизнь благодаря своим целебным и энергетическим свойствам.

«Ничто в мире не меняет форму так часто, как вода. Град, дождь, снег, лед, облака – все это вода, и в каждой ее капле – древняя сила богов, мудрость и душа самой природы. Вот почему человечество всегда использовало воду в магических ритуалах, и перечислить различные духовные практики просто невозможно: их слишком много, и они очень разнообразны» (С. Блустоун).

Религиозные культовые обряды, связанные с водой, практикуются во всех без исключения религиях мира. Вот несколько примеров.

В ритуалах индейского племени тева священным озером становилась ритуальная чаша. Шаман представляет, как дух озера проникает в сосуд, которым он зачерпывает воду. Священные источники ясновидения – белое озеро, голубое озеро и красное озеро. Шаман пристально вглядывается в чашу со святой водой и вдохновенно проникается в суть вещей. Так дух вещает через воду, сосуд и предсказателя.

В Зимбабве при этом шаман обычно растворяет в чаше с водой специальный порошок, от которого она чернеет: вероятно, это делается, чтобы отражение приобрело особую четкость.

А в Гондурасе шаман наполняет сосуд лишь наполовину, дожидается ночи и зажигает рядом с чашей свечу. После этого он произносит заклинание, и в воде прозревает то, что он хочет узнать. Если ему нужно понять, что происходит за много километров от того места, где он находится, то ему представляется перелет туда, словно панорама в кино.

Для многих религий были характерны так называемые ритуальные омовения. Этот обряд символизирует скорее внутреннее, а не внешнее очищение. В индуизме существует ритуал омовения в Ганге. Каждый индус верит, что омовение в священном Ганге поможет избавиться от перерождения и достичь спасения. Кстати, религиозные лидеры в Индии призвали верующих временно прервать традицию омовения, так как степень загрязненности реки стала необычайно высока и угрожает здоровью людей. Но не многие прислушались к призыву и продолжают старательно выполнять эту религиозную процедуру.

В буддийской церемонии посвящения монахи ритуально смывали следы прошлой жизни.

В иудаизме ритуал водного омовения совершался накануне субботы и других религиозных праздников.

В исламе существует целый ряд водных ритуальных омовений, установленных для различных ситуаций и состояний верующего. Например, каждый мусульманин обязан умывать лицо и мыть руки и ноги перед молитвой – трижды в день.

С древнейших времен омовение использовалось как ритуал инициации живых или мертвых.

Помимо омовения широко известен ритуал крещения.

Крещение соединяет в себе очищающие, растворяющие и плодородные свойства воды: смывание греха, растворение старой жизни и рождение новой.

Христианский ритуал крещения включает окропление новорожденного святой водой и погружение его в освященную купель. В этом обряде вода символизирует жизнь, смерть и воскресение. Когда тело уходит под воду, старая личность исчезает и рождается новый человек.

В России православные верующие в Крещение опускаются в прорубь, будучи уверенными, что это не принесет вреда, а наоборот, поможет смыть все грехи за прошедший год. Как известно из Библии, Иисус Христос обрел духовную силу после купания в реке Иордан в возрасте тридцати лет. Его крестил Иоанн Предтеча, своей проповедью подготовлявший народ к принятию Спасителя.

Праздник Крещения носит и другое название – Богоявление, потому что в момент крещения Иисуса Христа Бог-Отец свидетельствовал с неба и Бог – Дух Святой сошел в виде голубя. В праздник Крещения Господня в церквях совершают Великое освящение воды в память того, что воды Иордана освятились, когда в них крестился Христос. Православные христиане приносят домой святую богоявленскую воду и сохраняют ее в течение года. Эту воду пьют и ею окропляют жилища.

Ритуальные очистительные омовения существовали у большинства славянских народов. Почитая воду, славяне наделяли ее особой живительной, очистительной и целебной силой. С культом воды были связаны многие народные праздники, сопровождающиеся купанием или обливанием. Эти праздники, начинаясь с Масленицы – проводов зимы, продолжаются до Троицы – проводов весны и встречи лета. Троица и следующий за ней Духов день венчают собой цепочку праздников: Масленица, Благовещение (7 апреля по новому стилю), Пасха и Троица.

На Троицу распространены обряды, связанные с водой: шутливое обливание водой друг друга (отголосок магического ритуала вызывания дождя), катание на лодках, украшенных зеленью и цветами.

У южных и западных славян (болгар, сербов и некоторых других) неделя, предшествующая Троице, называется русальской или русальной. Русалии – старинные славянские праздники, связанные, прежде всего, с культами растительности, земли и умерших предков. В православном календаре суббота накануне Троицы (Родительская суббота) – традиционный день поминовения умерших.

Обычай освящения воды существует также во Франции, в Скандинавских странах, Нидерландах. При этом троицкой воде, как и пасхальной, приписывают целебные свойства. Такой водой окропляют посевы, орошают сады, виноградники – во имя будущего урожая.

В психоанализе крещение рассматривается как духовный ритуал, символизирующий «разрушение прежней личности и рождение новой из первичных материнских вод».