Вы здесь

МЕТАПРООБРАЗЫ. Мотивы Розы Мира. Вальпургиева ночь 30 апреля 1928 года. Датировка событий «Мастера и Маргариты» (Яков Учитель)

Вальпургиева ночь 30 апреля 1928 года. Датировка событий «Мастера и Маргариты»


Когда же сатана посетил Москву и проверил, как там идут дела? Это произошло со среды 28 апреля по воскресенье 2 мая 1926 года!

Все биографы и мемуаристы уверенно сходятся в том, что основной замысел «Мастера и Маргариты» уже сложился у Булгакова к 1928 году. А основной замысел именно в том и состоит, что дьявол гостил несколько дней в нашей столице. Булгаков продолжал работать над романом до самой смерти и всё что угодно мог изменить и добавить, кроме этого основополагающего факта. Следовательно, не позднее весны 1928 года визит сатаны уже состоялся. Вся обстановка описанных событий указывает на то, что это случилось и не ранее 1923 года.

А какой был месяц? Судя по погоде – конец апреля и весь май. Раньше не бывает в Москве такой жаркой погоды. Июнь же исключается, так как слово «весна» повторяется многократно, а вот лето не упоминается ни разу, даже как приближающееся. Сам Михаил Афанасьевич дважды сообщает читателю, что стоял май. Однако поверим ему лишь отчасти. Тем более что Булгаков, как в этом романе, так и в других произведениях, нередко камуфлирует истинную картину.

Рассуждать на тему уточнения времени действия «Мастера и Маргариты» можно много и плодотворно. Можно скрупулёзно анализировать бытовые подробности московской жизни, политические, экономические культурные и топонимические признаки. Выводы могут получиться весьма интересными и поучительными, но все указания на точную дату будут лишь косвенными.

Однако есть два фактора, которые решают вопрос однозначно. А именно:

1. Время действия – Страстная неделя.

2. С пятницы на субботу была Вальпургиева ночь.

Мне представляется, что если кому-нибудь из подлинных почитателей романа это не было известно ранее, то сейчас они поверят в это и без нижеприведенных объяснений – настолько всё очевидно. А остальным скажем, что, во-первых, между событиями в Москве времён раннего построения социализма и историей в Ершалаиме эпохи Тиверия-кесаря существует безусловная и однозначная связь, которая, однако, прямо нигде в тексте не проводится. Но зато настойчиво и многократно говорится о весеннем полнолунии. Например, в первой сцене романа, после рассказа профессора о Понтии Пилате: «Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчётливо была видна в высоте полная луна, но ещё не золотая, а белая». Также в последней главе, когда главные герои на волшебных конях уносились прочь от Москвы: «…навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна…».

А что же такое весеннее полнолуние, как не великий праздник Пасхи Христовой?

По постановлению Вселенского Никейского собора православная Пасха празднуется после пасхи еврейской в первый воскресный день за полнолунием, которое приходится именно на весеннее равноденствие или на день, идущий непосредственно за ним. Поэтому Пасха выпадает на один из 35 дней в промежутке от 4 апреля до 8 мая по новому стилю.

Приведем перечень интересующих нас полнолуний и Пасхалию за эти годы:




Уже из этого списка ясно, что подходит нам только 1926 год.

А как вам понравится следующая констатация: «Этот герой ушёл в бездну, ушёл безвозвратно, прощённый в ночь на воскресенье сын короля-звездочёта, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат»? Несомненно, речь идёт не просто о дне недели (кому это интересно?), а о Воскресении Христовом, когда прощаются все грехи наши.

И ещё цитата из эпилога: «Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек. Это – сотрудник института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев».

Почему полнолуние названо праздничным? Я буду весьма признателен, если мне предоставят другое объяснение, кроме того, что это канун Пасхи.

Теперь о Вальпургиевой ночи. В средневековой мифологии это ночь с 30 апреля на 1 мая, День Святой Вальпургии – время ежегодного шабаша ведьм, которые слетались верхом на помеле, козле или свинье на гору Броккен в Гарце и собирались в компании с другой нечистью вокруг сатаны. (Подробности смотри в «Фаусте». )

Вернёмся в Москву – в пятницу, в тот день, когда Маргарита получила от Азазелло приглашение вечером посетить Воланда. Последний проживал в десяти минутах ходьбы от особняка Маргариты. И как же Маргарита (а вслед за ней и Наташа) преодолевает этот нехитрый путь?

« – Пора! Вылетайте, – заговорил Азазелло в трубке… – …полетайте над городом, чтобы попривыкнуть, а затем на юг, вон из города, и прямо на реку. Вас ждут!»

После этого Маргарита верхом на помеле (половой щётке) и Наташа на свинье (борове Николае Ивановиче) с чудовищной скоростью пустились в полёт:

«…далеко внизу, в земной черноте, вспыхнуло новое озеро электрического света и подвалилось под ноги летящей, но оно тут же завертелось винтом и провалилось в землю. Ещё несколько секунд – такое же точно явление.

– Города! Города! – прокричала Маргарита.

После этого раза два или три она видела под собою тускло отсвечивающие какие-то сабли, лежащие в открытых чёрных футлярах, и сообразила, что это реки.

Повернув голову вверх и налево, летящая любовалась тем, что луна несётся под нею, как сумасшедшая, обратно в Москву и в то же время странным образом стоит на месте, так что отчётливо виден на ней какой-то загадочный, тёмный – не то дракон, не то конёк-горбунок, острой мордой обращённый к покинутому городу».

«Маргарита чувствовала близость воды и догадывалась, что цель близка. Сосны разошлись, и Маргарита тихо подъехала по воздуху к меловому обрыву. <…> …пронзительно свистнула и, оседлав подлетевшую щётку, перенеслась над рекой на противоположный берег. Тень меловой горы сюда не доставала, и весь берег заливала луна. <…> Приём ей оказан был самый торжественный. Прозрачные русалки остановили свой хоровод над рекою и замахали Маргарите водорослями, и над пустынным зеленоватым берегом простонали далеко слышные их приветствия. Нагие ведьмы, выскочив из-за верб, выстроились в ряд и стали приседать и кланяться придворными поклонами. Кто-то козлоногий подлетел и припал к руке, раскинул на траве шёлк…»

Остались ли у читателя сомнения, что в Вальпургиеву ночь вечером 30 апреля 1926 года Маргарита Николаевна и её домработница Наташа летали на меловую гору Броккен, чтобы быть посвящёнными в ведьмы? В ином качестве они не могли присутствовать на ежегодном балу сатаны.

Итак, несмотря на то, что этот бал давался неподалёку, в квартире №50 по Садовой 302-бис, москвички Маргарита и Наташа вынуждены были в срочном порядке сгонять в классическое место проведения ежегодного шабаша.

Далее. Если месяц действия мельком упоминается дважды, число и год – ни разу, то дни недели фиксируются на страницах романа несколько десятков (!) раз. История на Патриарших произошла в среду вечером, скандальный сеанс в варьете – в четверг, встреча Маргариты с Азазелло – в пятницу, бал у сатаны – в ночь с пятницы на субботу, попытка ареста и последние проделки Бегемота и Коровьева – в субботу, отлёт из Москвы, освобождение Пилата и определение судьбы Мастера – в ночь с субботы на воскресенье.

В романе День Святой Вальпургии совпал со Страстной православной субботой. При жизни Булгакова это случалось дважды: в 1926 году и 1937 году. Очень даже может быть, что дьявол наведывался в Москву 1937 года, скорее всего так и было, однако ясно, что в романе описано посещение с 28 апреля (Великая среда) по 2 мая (Светлое Христово Воскресенье) 1926 года. Не в пользу 1937-го года и тот факт, что апрельское полнолуние тогда наблюдалось 25-го числа и потому последние дни Страстной недели уже нельзя с полным правом относить к этому периоду. Зато в 1926 году Луна встала в точную оппозицию Солнцу в 0 часов и 16 минут по Гринвичу в среду 28 апреля и таким образом все события романа протекали под сильнейшим воздействием полной луны.

Вероятно, в этот момент противостояния светил и завязался сей причудливый узел, который распутался через четыре дня, в результате чего «в течение долгого времени по всей столице шёл тяжёлый гул самых невероятных слухов, очень быстро перекинувшихся и в отдалённые и глухие места провинции… и слухи эти даже тошно повторять».

Посмотрим на ситуацию в небесах в это время. (Не будем перегружать текст и опустим изображения космограмм и гороскопов. Но если читатель не любит астрологию, то несколько абзацев можно пропустить.)

Бросается в глаза точный большой квадрат или крест:

Селена в Тельце;

Нептун в соединении с Лилит во Льве;

Сатурн в Скорпионе;

Юпитер в соединении с Марсом в Водолее.

Рискну предположить, что жертвами этого креста стала несчастная четвёрка персонажей, пострадавшая лично от профессора Воланда. А именно: Берлиоз, Стёпа Лиходеев, буфетчик Соков, Никанор Иванович Босой. Очень похоже, что натальное Солнце председателя МАССОЛИТа пребывает во Льве, в зоне действия транзитных Нептуна и Лилит. Солнце во Льве – мощный показатель для профессионального литератора и руководителя творческого союза. Транзитный Нептун подтолкнул Михаила Александровича на роковые религиозные теоретизирования, а Лилит направила эти рассуждения на атеистические рельсы. Если бы Мастер знал, что Лилит проходит по Солнцу радикса Берлиоза, он бы не удивлялся, отчего этот эрудит не распознал сатану.

Стёпа Лиходеев по Зодиаку явный Водолей. Непредсказуемость и изобретательность, склонность к экстравагантным выходкам – типичные признаки этого знака. Благоприятное партнёрство по совместному проживанию с зодиакальным Львом – Берлиозом также указывает на черту, характерную для Водолеев. И вот по натальному Солнцу Степана Богдановича тяжело проехались объединённые Юпитер и Марс. Первый дал ему более чем неожиданное путешествие в Ялту и последующее понижение в должности. А Марс украсил эти события скандально-агрессивным фоном.

Конец ознакомительного фрагмента.