Вы здесь

Любить нельзя отказаться. Первый год он трудный самый… (Мария Черникова)

Первый год он трудный самый…

Нет нормального и ненормального, нет плохого и хорошего.

Нам неведомо, что есть что.

(Из книги «Тайна»)

Уже тогда подсознательно, где-то на уровне инстинктов я понимала, что следует особое внимание уделить физиологическому развитию, так как ребенок родился изначально с проблемами. Но промежутки сна и бодрствования настолько малы, что приходится подстраиваться и впихивать все, но по чуть-чуть. Необходимо было распределить все таким образом, чтобы хватало времени для массажа, плавания, общения и игр.

Очень важно поддержать и не упустить момент сохранения данных от природы безусловных рефлексов: ползания, хождения, хватания.

В конце первого месяца мы начали посещать бассейн. Занятие длилось 30 минут, и иногда Соня даже умудрялась его проспать. Она мирно посапывала, в то время как медсестра выполняла шаги и различного рода упражнения. Вскоре она настолько включилась в процесс, что спустя недели две стала отталкиваться от бортика, хорошо получались шаги и даже первые ныряния. Именно вода помогла сохранить все врожденные рефлексы и простимулировать появление ослабленных, к счастью, многие были выражены хорошо (при рождении Соня получили 8 баллов по шкале Апгар). Это была наша маленькая победа, которая давала невероятный задел на будущее. Все пассивные движения записывались, как на диск, в коре мозга и рано или поздно обязательно должны были быть использованы. В бассейне Соню начали закаливать. Каждый раз в конце занятий ее обливали из кувшина прохладной водичкой, постепенно понижая градус. В три месяца Соня реагировала на команду: «Соня, ныряй!» и проплывала под водой всю ванну. Она задерживала дыхание, и было видно, что она получает от такого ныряния удовольствие.


С физическим развитием вопрос решили, но для хорошего развития нам нужно включить и другие важные системы! С первых дней необходимо разговаривать с малышом. Пусть в вашем доме звучит музыка. Но не переусердствуйте, наблюдайте за ребенком, какая музыка ему нравится больше, а какую он совсем отказывается слушать. Соня, например, категорически отказывалась слушать Баха. Она начинала кряхтеть, а потом и кричать. Надо сказать, что и уже в семь лет он ей по-прежнему не нравится. Свой выбор мы остановили на Моцарте. Меня тогда очень впечатлил опыт, проведенный на крысах, когда два месяца их «заставляли» по 12 часов слушать одно и то же: сонату до-мажор Моцарта. В результате крысы поумнели, и стали пробегать лабиринт на 27% быстрее и делали значительно меньше ошибок (на 37%), чем обычные крысы. А теперь угадайте, что слушали мы? Правильно, именно сонату до-мажор!

Музыка играла только во время кормления, а после него мы проводили беседы. Я гладила ее, разговаривала, качала и пела колыбельную. Когда Соня просыпалась, а спала она в кроватке, то над ней висел мобиль с игрушками. Мне очень нравился наш мобиль компании CHICCO тем, что игрушки были теплых тонов, а музыка была природной, то есть журчание воды, пение птиц и т. д. Так вот, когда Соня просыпалась, то мобиль реагировал на кряхтения и включался, а вместе с этим начинали двигаться игрушки. Таким образом Соня училась фокусировать взгляд и переводить его.

Из дневника: 1-й месяц

Соня плачет мало, в основном лежит и спокойно смотрит куда-то вверх, как будто пытается что-то разглядеть. Меня пугает ее манера лежать: расслабленная поза, ножки и ручки разбросаны, кулачки практически разжаты. Я очень обеспокоена тем, что малышка мало двигается и постоянно спит.


Я перерыла кучу материала в интернете и нашла причину такого поведения, потому как врач из поликлиники списывал все на диагноз и порой даже не смотрел, а просто писал в карточке: «Развитие согласно поставленному диагнозу». На все мои вопросы он отвечал всего одной фразой:

– А что вы хотите, мамаша? Дальше будет хуже.

Меня очень расстраивало такое отношение, за ярлыком диагноза в Соне не видели простого ребенка. Врачи даже не рассматривали мои вопросы и как будто не воспринимали всерьез. Но я видела, что ребенку необходима помощь и бассейна явно было мало.

Начались активные поиски массажиста.

Нам невероятно повезло с массажистом. Антонина – добрый и отзывчивый человек, а еще высококлассный профессионал. Она подняла ребенка и вылепила из бесформенной массы, напоминавшей папье-маше, очень симпатичную куколку. Педиатр кричал и говорил, что массаж противопоказан как минимум до четырех месяцев, но я не слушала, что-то внутри, гораздо сильнее меня, подсказывало, что я должна действовать.

Массаж длился ровно час. В первый раз мы сделали 20 сеансов. Начинался массаж с пальчиков ног и поднимался выше и выше, проминая и заставляя работать каждую клеточку и сустав, а завершался кончиками пальцев рук. Тело краснело, кровь начинала активно циркулировать и питать мышцы. Нашим детям не подходит обычный общеукрепляющий массаж, тут была нужна «тяжелая артиллерия» в виде стимулирующего массажа, который активизирует ребенка. Он включает в себя большое количество «рубящих», разминающих движений. Движения должны быть активными и достаточно сильными. Соня первый месяц очень уставала и к концу засыпала крепким сном. Массаж мы делали только с кунжутным маслом, на все остальные масла, тело Сони покрывалось мелкой сыпью. Гораздо позже я узнала, что китайцы рекомендуют каждый день делать массаж стоп ребенка именно с кунжутным маслом, от этого они перестают болеть и у них укрепляется иммунитет.

Плюс к массажу со второго месяца мы стали делать простые упражнения на мяче: покачивания малыша вперед-назад и вправо-влево.


Упражнения на мяче

1. Положите малыша животом на мяч. Придерживайте за попку, слегка прижимая к мячу. Медленно наклоняйте ребенка вперед – малыш приподнимет головку. Задержите малыша в таком положении. Повторите 3—4 раза.

2. Следующее упражнение необходимо для стимуляции боковых мышц туловища. Снова положите малыша на мяч. Откатите мяч влево – ребенок попробует согнуть правую половину туловища, опираясь на ручки и слегка выпрямляя их. Привлекайте внимание малыша яркой игрушкой. Теперь попробуйте откатить мяч вправо, ребенок согнет левую половину туловища.


Голова все еще слабо держалась. И поднятие ее Соне давалось с трудом. Каждый день я брала Соню, прижимала ее спинкой к своей груди и, поддерживая за низ живота, начинала медленно опускаться вперед: Соне приходилось напрягать мышцы спины и шеи. Понятно, что первоначально я наклонялась совсем немного, но с каждым днем угол наклона увеличивался.

Немаловажной проблемой, которая меня очень волновала, была улыбка. Соня была очень серьезной, и иногда казалось, что она вообще не способна улыбаться. Целый месяц мы буквально заглядывали ей в глаза, пытаясь поймать ее взгляд, улыбались, строили различные рожицы, пели различные потешки, но улыбки все не было.

Но ровно в два месяца наши старания были вознаграждены! Я подошла к кроватке после дневного сна, и Соня расплылась в первой беззубой и такой долгожданной улыбке. Это такое счастье, которое, наверное, никогда уже не забудешь. Маленький, такой беспомощный комочек улыбается тебе не за что-то, а просто потому, что ты есть, потому что он счастлив в этот момент и щедро делится этим счастьем с тобой. Вечером такое счастье ощутил и папа. Надо ли описывать его эмоции?

Из дневника: 3-й месяц

Уже уверенно держит голову в положении вертикально. Лежа на животе, поднимается на руках. Стала гораздо активнее двигать ручками и ножками. Пробует поворачиваться, но пока еще не получается. Зато появилось много звуков. Теперь мы с ней «разговариваем», и она нам улыбается.


Вскоре мне удалось купить книгу Домана «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга». Позже я прочитала залпом их все. Я была так воодушевлена прочитанным материалом, что мне непременно захотелось действовать. Впервые мне стала понятна суть проблемы, я смогла понять, куда двигаться дальше и как я могу помочь. А книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» стала контрольным толчком к началу активных действий.

После прочтения этих книг во мне появилась уверенность, тот стержень, который надломили своими поступками и предложениями врачи и общество. Мне пришлось слишком долго восстанавливать его и учиться жить в новых условиях, но теперь этот самый стержень держит меня и спустя пять лет. Именно он не дает опустить мне руки, а стимулирует к постоянным действиям.

Сейчас, спустя время, я могу сказать, что двигателем прогресса в нашей семье стал ЭГОИЗМ! Да, вы не ослышались, именно эгоизм. Потому что именно он заставил в один момент перестать себя жалеть и начать действовать.

«Как?» – спросите вы. Да очень просто: мы совсем не хотели видеть свою дочь полностью зависимой от нас. Нам очень хочется, чтобы она в свое время ушла от нас в свою самостоятельную и интересную жизнь. Смогла самостоятельно справляться с бытовыми вопросами и элементарными жизненными проблемами. Ребенок должен жить своей жизнью, а мы лишь можем помочь в его выборе.

«Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней».

И мы изменили. Изменили в корне. Заставив себя поверить в то, что все возможно! Соня с руками и ногами, а значит, она все сможет освоить и всему научиться. И сейчас наша задача не терять времени и действовать.