Вы здесь

Любить значит догадываться. Внушаемость. территория веры (В. Л. Леви, 2014)

Внушаемость

территория веры

Атомная энергия души благодать и кошмар кто такие аутоиды внушаемость и оценочная зависимость что такое мышление

Насколько нормально быть внушаемым – для детей и взрослых?


Внушаемость, она же вероготовность, в действии простая доверчивость – врожденное свойство всякого приходящего в мир человеческого существа. И не только человеческого: животные тоже внушаемы, на примере любой домашней собаки можно в этом легко убедиться.

Вероготовность жизненно необходима для ребенка и подростка, необходима для молодых людей, необходима и для вполне взрослых и зрелых. Но в разных качествах и количествах – одно для двухлетка, другое для пятилетнего, третье для восьмилетнего, четвертое для двенадцатилетнего, от которого мы вправе ожидать уже и немалой доли критичности, недоверчивости, здравого скепсиса; пятое – для восемнадцатилетнего гражданина, уже половозрелого и обязанного за себя отвечать, но…

Без внушаемости невозможно вхождение в мир людей, невозможно общение, социализация и первые основополагающие ступени умственного и нравственного развития. Вы знаете, что некоторые дети рождаются или становятся аутичными, и у некоторых аутизм в той или иной степени проходит через всю жизнь. Аутизм – это как раз и есть недоразвитие или блокировка внушаемости – полная, это бывает редко и почти катастрофично, или, обычней, – частичная, секторальная. Частично аутичные люди (называю их аутоидами, не путать с шизоидами, хотя близко) могут отличаться гениальными способностями, достигать небывалых вершин в науке, искусстве, литературе, философии, церковном служении, спорте, программировании, даже в бизнесе, особенно финансовом, быть высоклассными профессионалами, интеллектуалами, креативщиками – но эмоциональный и социально-отношенческий интеллект отстает. Общение с аутоидами похоже на одоление горных круч, меж коими попадаются то колючие заросли, то роскошные лужайки с цветами, то пески, то болота, то пропасти, то непроходимые завалы из каменных глыб. Сам же аутоид никакой проблемы в общении может не усматривать и вообще не понимать, что это такое и зачем нужно.

В естественной, обычной и потому незаметной внушаемости заключены огромные опасности. Она может быть направлена на созидание и на разрушение, на развитие и на деградацию, на здоровье и на болезнь, во зло и во благо. Внушаемость – пожива для хищников, лакомство подлецов, хлёбово хамов, мишень мошенников, инструмент инструментов для манипуляторов всех мастей.

Атомная энергия души, требующая в высшей степени грамотного и осторожного обращения.

Человеку взрослому внушаемость, она же вероготовность и доверчивость, необходима для свободы в общении, для полноты эмоциональной жизни. Спасительно необходима для лечения, для душевного восстановления, для духовного возрождения. Но та же двоякость, те же опасности. Дилемма Великого Инквизитора: зло и добро пользуются одними и теми же входными воротами – внушаемостью, вероготовностью. Чтобы обмануть и использовать, чтобы уничтожить – человека требуется ввести в состояние некритичной внушаемости: охмурить, обольстить, «развести». Чтобы вылечить, чтобы выучить и развить, чтобы приобщить к Истине, чтобы освободить, одухотворить, оживить – человека требуется тоже охмурить, только в другую сторону. Точнее было бы сказать «очаровать». Многое за очарование дается в ответ, многое прощается, но взыскивается еще больше.

Одно из важнейших психологических производных внушаемости – оценочная зависимость (ОЗ) ©. Естественное свойство, проявляющееся с самых ранних лет, всемерно усиливаемое потоком внушений извне. Без ОЗ невозможно усвоить, что такое хорошо и что такое плохо, невозможно воспитание, невозможна совесть и нравственность, невозможно никакое соответствие ничему и никому. Но она же, ОЗ, делает человека рабом социально-оценочного рынка и наркоманом оценок, опутывает цепями внутренней несвободы, создает уйму психологических проблем, вызывает кучу неврозов, мешает общаться и думать, может ввергать в тяжелейшие душевные срывы, кризисы и депрессии. Из каждых десяти людей, обращающихся ко мне за помощью, девять – страдальцы ОЗ.

Задам сам себе вопрос, который вы не задали, но разумеющийся: какое человеческое свойство противоположно внушаемости?

Не просто недостаток или отсутствие внушаемости – не аутизм, не минус, а плюс – противостоящий, противодейственный?

Ответ: мышление. Если есть вероготовность, должна быть и мыслеготовность. Самостоятельное, критичное и, что самое главное и трудное, самокритичное мышление – способное уличить себя в несамостоятельности, некритичности, нелогичности, необъективности и прочих не.

Мысль можно определить – сейчас будет немножко сложно, однако и предмет не простой – как самоотрицающую, самоуправляемую и саморазвивающуюся внушаемость, наращивающую степени своей свободы.

Определили – теперь будем думать.

См. Безопасность (психологическая), Вера, Гипноз, Гуру, Дети, Здоровье


Декарт: мыслю – значит живу. Со старинной гравюры.


Вера и Мысль

из давнего

Вера есть. Вот она, Вера моя.

Взыскует повиновения. Требует поклонения.

Но не может Мысль поклониться ей.

Не хочет повиноваться. Вот она, моя Мысль.

Две гордячки, Вера и Мысль,

не уступают друг дружке,

никак не мирятся и не желают встречаться.

Столкнувшись, норовят сразу же уничтожить одна другую.

Потом опять расползаются по углам.

Как мне быть?

Вера не верит Мысли,

Мысль Веру не признает.

Не могу ни бездумно верить,

ни думать безверно, бездушно думать.

Не получается благоговение на коленях,

прыжок вполовину, как задается, —

не удается.

Без крова над головой стою.

Небо плачет, земля смеется.

Кто звал меня? Кто пути перекрыл?..

Мыслью Ты меня одарил,

чтобы отличать Веру от самообмана – и вот

не пойму: то ли думаю слишком рьяно,

то ли верую слишком пьяно,

то ли наоборот?

Молекулы одиночества

о внушаемости толпы

Вы писали, что на массовых сеансах гипнотизировать людей легче, чем на индивидуальных, в толпе внушаемость повышается. Почему?


Внушаемость в толпе или в большой аудитории повышается у большинства, иногда у подавляющего большинства, но все-таки не у всех. Есть люди самостные – антиподы «человека толпы», их в народе процентов пять – семь, у которых, наоборот, именно в толпе срабатывает сопротивление, защита, антивнушаемость. Индивидуально, найдя подход, самостного человека загипнотизировать можно, если только он сам этого захочет сознательно, и если его подсознание послушается сознания.

В больших аудиториях и толпах люди одновременно оказываются и разобщенными, одинокими – каждый сам по себе, до других дела нет, а другим до него – и соединенными в одно нераздельное целое, как молекулы воды или как океанские волны. Образуется общее психополе, работающее на глубинно-подсознательном уровне. Похоже, что это врожденное, что-то очень древнее в нас, стайно-стадное. Каждый неосознаваемо влияет на каждого, и все вместе – на каждого в отдельности. Когда проводишь гипноз, первыми впадают в него самые внушаемые (гипнабельные) и начинают своим состоянием воздействовать на «отстающих», еще не загипнотизированных. Каждый загипнотизированный сам становится мощным гипнотизером.

Внушаемость повышается не только на стадионах и в больших залах. Если человек сидит у телевизора или слушает радио, его тоже накрывает огромная океанская волна массового внушения. Критическое сознание норовит отключиться, и даже когда оно еще работает, уже действуют мощные подсознательные механизмы, способные заглушить здравый смысл. Все это подлежит трезвому вероятностному расчету. Чем больше людей в данном пространстве-времени подвергается одному и тому же воздействию – тем больше проводников оказывается на одной психополевой волне, и тем быстрей и сильней развивается цепная реакция повышения внушаемости.

Вот зачем шоу-бизнесмены притаскивают на концерты очередной своей раскручиваемой звезды оплачиваемые команды клакеров – аплодисментщиков-крикунов, возбуждающих зал, а опытные организаторы массовых продаж устраивают спектакли, где первоначально процесс запускается подставными лицами, а затем уж идет, с нарастающим ажиотажем, сам по себе.

См. Гипноз

Психологический антимир:

секрет гипнотизма антихристов ХХ века и остальных

Как объяснить громадное влияние, оказываемое на массы людей вождями-злодеями, «фюрерами»? О Гитлере говорили и говорят как о великом гипнотизере. Сталин тоже, по многим воспоминаниям, воздействовал на свое окружение чуть ли не гипнотически: как и Гитлера, его не только боялись, его преданно любили, боготворили… Что это, особый гипнотический талант?


Талант, но не «особый гипнотический», а психомеханический. Талант манипулятора, умеющего играть на мотивациях людей и использовать их психологические установки.

«Гипнотизм» Сталина, как и Гитлера и Мао Цзэдуна, был не каким-то их личным даром – хотя все трое умели производить на своих адресатов желаемое впечатление. Гитлер был грубо-преувеличенно, гротескно выразителен – гиперэкспрессивен по истерическому типу. Произнося речи, нагнетал громкость и темп, дико вскрикивал и взвывал, заходился, как бесноватый. Для трезвого восприятия это было бы смешно, как цирковое кривлянье, – смешно для нас и сейчас; но слушали Гитлера люди, зомбированные его культом и лишенные критической рефлексии: для них карикатурная бесноватость фюрера была знаком его гениальности, правоты и великой миссии.

Сталин и Мао, напротив, отличались размеренностью, скупостью жестов, некоторой медлительностью, говорили мало, тихо и монотонно, с большими паузами. Не зная, что Сталин – Сталин, а Мао – Мао, просто глядя на них и слушая, можно было бы сказать, что это какие-то весьма посредственные, не очень внятные ораторы, и ничего сверх того. «Гипноз», в который впадали перед ними люди, как кролики перед удавом, рождался, как и в случае Гитлера, в самих этих людях. Иерархическая реакция особей-омег на особь-альфу. Гипнотизм той ступени на социальной лестнице, на которой одна персона получает неограниченную власть над судьбами других.

На ступенях этих меняются психологические координаты, человек по-другому мыслит и чувствует. Мир власти, как и мир больших денег, – психологический антимир, где нормой становится крайняя степень недоверия, абсолют цинизма и лицемерия. В этом мире обитают такие же люди, как мы, но живут под другим гипнозом. Если его понять, то появится возможность освободиться от своего.

́См. Агрессия, Гипноз

Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком.

Вольтер

Из раны, неумело нанесенной деспоту, выливается море чужой крови.

Станислав Ежи Лец

Иные судорожно держатся за руль, чтобы не упасть.

Веслав Брудзиньский

Кролик хочет стать удавом

как овзрослить свое детское подсознание и создать положительный самообраз: пошаговая инструкция

Что можно сделать со своей повышенной внушаемостью? Другим очень легко вогнать меня в нужное им состояние, а помочь себе я никак не могу. Причем отрицательный образ себя может сохраняться долгое время, а положительный, сработанный психологом, к которому я хожу, слетает через пару дней. Надоело быть кроликом, помогите стать удавом:)


В вопросе вашем хорошо видно давнее самовнушение, оно же убеждение, замаскированное под односторонний жизненный опыт: «а помочь себе я никак не могу».

Вы еще и не пробовали. За положительным самообразом ходите к психологу, он вам его «срабатывает». А самостоятельно? (Можно и с помощью моих книг «Искусство быть Собой», «Искусство быть Другим», «Ближе к телу» и других, техники там описаны.)

И другое самовнушение-убеждение в вас работает – вера в могущество каких-то «других», которые могут вогнать вас в любое нужное им состояние. Нет такого могущества. Ни у кого нет возможности без вашего на то соизволения и содействия вогнать вас в какое-то состояние или самообраз. НИ У КОГО.

Не другие вгоняют вас в это состояние, а вы сами. Подсознание ваше, оно же Внутренний Ребенок – по сигналам извне, как солдатик в строю, то в струнку вытягивается по команде «смирно», то расслабляется по команде «вольно». Если бы Внутренний Ребенок этого не хотел, то и не делал бы. А не захотеть он этого может только поняв, ЧТО делает, и захотев иного.

Внушение срабатывает только через посредство самовнушения. Если у вас сильная внушаемость – значит сильна и САМОвнушаемость. Но самовнушаемость пока что работает против вас, потому что вы ее не осознаете.

Не «удавом» стать надо, а всего лишь более зрелым человеком: своим взрослым сознанием овзрослить свое детское подсознание.

Внимание, сейчас будет главное.

Общая задача работы сознания с подсознанием состоит во внутреннем оцельнении – соединении разных уровней нашей внутренней жизни. А именно: сливать в одно целое требуется понимание и веру, чтобы получались понимающая вера, верящее понимание. Случаи внезапного быстрого установления такого соединения – стыковки веры и понимания – называют иногда красивым словом озарение, оно же инсайт. Результат: состояние обновленной уверенности. Новое самочувствие, новое здоровье, новое поведение, новые возможности. Обновление души, обновление жизни.

Веру в связке понимание-вера можно определить как абсолют понимания – полнейшую его ясность, уже не нуждающуюся в доказательствах, не требующую подтверждений. Как с гениальной простотой сказал Лев Толстой: «вдохновение – это состояние, когда ясно открывается, что можно сделать». Что МОЖНО! – вот главное! – вдохновение есть ОТКРЫТИЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

О вере можно сказать то же самое и чуть более. Вера, в ее конкретном проявлении, есть состояние полной ясности некоей возможности, могущее перейти в осуществление этой возможности.

Простейшие наглядные примеры: головокружение с угрозой падения на высоко поднятом бревне, по которому легко пройти, если оно находится низко (человек верит, что может упасть – и падает, много раз уже я разбирал этот модельный случай); выделение слюны и желудочного сока при виде пищи; мужская эрекция при соответствующем пейзаже…

Теперь пошагово – лично для вас.


Понять и поверить – понять-поверить, что власть других над вашим состоянием – не более чем ваша вера, ваш личный миф, осуществляющийся только пока и поскольку вы в него верите.

Поняли-поверили? Идем дальше.

Понять-поверить, что ваш самообраз и ваше состояние в любой миг зависят от вас, а если вы захотите – только от вас.

Поняли-поверили? Идем дальше.

• Постоянно, всегда и везде, с тихим победительным торжеством внушать себе:

я в порядке

я делаю себя сам

Я САМ

Слова могут быть и другими, любыми, можно вовсе без слов, только образами или какой-нибудь внутренней музыкой.

С верящим пониманием, с пониманием-верой приступили к самовнушению? Идем дальше.

Понять-поверить, что вы сами можете сознательно воздействовать на самообразы и состояния других – в той мере, в какой они могут это воспринимать. В общении создавать и поддерживать деятельную душевную установку.


До сих пор вы, как ребенок, пассивно подставляли свое подсознание под внушающие сигналы других. Ну и хватит – начните сами активно, сознательно воздействовать на их подсознания – если уж так угодно вам выражаться, делайтесь в этом смысле «удавом». Только я пожелал бы вам стать не удавом, а наоборот, антиудавом. Шлите своим собеседникам знаки доверия и поощрения, одобрения и приятия – верьте в них в то, во что хотите верить в себе. Внушайте им это своими словами, интонациями, мимикой, взглядом и жестами, гипнотизируйте их своей внутренней убежденностью, своей верой, что они люди свободные и хорошие – опережайте их этой верой, и будет так – настолько, насколько это для них возможно. По крайней мере, вы сами таким будете, это уж точно, а остальное приложится, образуется.

Так вы себя и освободите – избавите от озабоченности самообразом, и он построится у вас сам – тем, что вы делаете для других. Подробности психотехнологий можно взять из моих книг «Искусство быть Другим» и «Ступени к себе», особенно те, что описаны под названиями «Излучение» и «Опережающая благодарность».

«По вере вашей да будет!»

См. Вера, Заикание

Не убий… Не укради… Не соври!.. Не изнасилуй!

почему солнце не падает, а безнадежные больные иногда выздоравливают

Вы часто цитируете Евангелие: «по вере вашей да будет вам». Но что же такое, в конце концов, вера? Есть ли у нее границы возможностей? Что вера может, чего не может? Как научиться верить реально и здраво, чтобы вера работала и не обманывала?


Понять, что такое вера, проще всего, взглянув в глаза маленького ребенка в момент, когда дитя смотрит захватывающий мультик или слушает интересную сказку. Из глазенок этих смотрит живая вера. Наивная, голенькая, беззащитная. «Будьте как дети», – призывал свою паству Христос. В детской открытости души – первичная суть, ядро веры, основа основ. Сознание и подсознание ребенка еще не разобщены, как у взрослого; ребенок един внутренне – живет как верит и верит как живет.




Словами определить, что такое вера, трудно. Каждый был ребенком и в глубине им остается; каждый чувством, переживанием, памятью переживаний знает, что такое вера, – знаю и я, и вы, – а вот как только пытаешься это ословесить, получается абракадабра. Ладно, вдохнем-выдохнем и все же попробуем. Простоты не будет.

Вера есть создание Действующих Образов Событий и/или Состояний (ДОСов) – информационно-энергетическое (инфергическое©) творчество. Работа на высшем, тончайшем слое реальности.

Начинается вера в мозгу; простирает свое действие на тело, на организм; может воздействовать и на других, и не только на людей, но и на животных, предположительно – на растения и даже, что уже ближе к фантастике, на неживые предметы. Происходит это не какими-то потусторонними путями, а через природные цепочки причин и следствий, заложенные в нас и в мир всем развитием вселенной, жизни и человечества.

Что такое внушение? – Созидание веры у другого существа. Что такое самовнушение? Созидание веры у себя. Действенной веры.

Есть ли границы у возможностей веры? Конечно, есть. Сколько ни верь, что Солнце упадет на землю… Сколько ни верь, что сломавшийся замок возьмет да откроется или компьютер починится сам собой…

Солнце никогда еще не падало на землю и не останавливалось, хотя многие в это верили и хотели этого (сумасшедших всегда в мире хватало, и то ли еще будет), хотят и верят прямо сейчас. Но Солнце не падало, не падает и не упадет. Солнце не остановится, потому что в нашей системе координат оно и не движется, а движется вокруг него наша земля. А вот замки сломанные иногда непонятным образом открываются. И компьютеры, случается, как-то самоналаживаются. И безнадежные больные иногда выздоравливают.

Как, почему? Потому ли, что кто-то этого добивается своей верой, переходящей в действие, в сотворение событий?.. Не знаем.

Жизнь показывает, что есть территория веры – бытийное пространство, где она работает, – есть, и для нас, для житейских и душевных наших надобностей – немалое. Но вне этого пространства лежат беспредельные дали, где вера не работает (или работает, но не наша вера?..) – целая Вселенная, Космос, в котором царствуют непреложные, суровые и точные законы Природы, и только они.

Все было бы до скуки понятно, если бы мы могли нарисовать некую карту и обозначить на ней: вот, это территория веры, и вот ее границы, вот рубежи, блок-посты, за которыми обоснованная, здравая вера переходит в необоснованную, нездравую – вот, здесь кончается вера и начинается самообман.

Но невозможно эти рубежи уверенно обозначить. Не знаем мы с достоверностью, где она проходит, эта пограничная полоса. Знаем только, что она есть – и что может в каких-то неясных пределах смещаться, передвигаться. Наблюдаем ежеминутно, что одним действенная вера дается легко и в большой степени, а другим в малой и трудно, а то и совсем никак или отрицательно: в плохое верить получается, а в хорошее…

Уже несколько десятилетий я работаю психотерапевтом. Работа эта имеет, по меньшей мере, два уровня.

Уровень первый: веролечение – в двух значениях: лечение верой и лечение самой веры, почему-либо подорванной (чаще всего подорванной оказывается вера в себя) или неверной, не соответствующей действительности. Ох и тяжко вот это последнее! – в тысячу раз легче уверить в чем-то, чем разуверить.

Гипноз, внушение, самовнушение для психотерапевта такие же инструменты, как молоток для сапожника, игла для портного, бормашина для стоматолога, скальпель для хирурга, лейка для садовника.

Уровень второй: веропреподавание. Вера – явление для понимания и навык для овладения и применения. Психотерапевт, он же психолог-практик, псипрактик – преподаватель веры. Не религиозной – простой, обычной, житейской. Грамотной, знающей. Не в Бога, а просто в жизнь – и в жизнь собственную. В Бога у кого как получится.

Конец ознакомительного фрагмента.