Вторая серия
ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫ – КУХНЯ/КОРИДОР – ДЕНЬ
Ирина суетится на КУХНЕ, расставляет тарелки. Раздается звонок в дверь.
Ирина выходит в КОРИДОР. Ирина открывает, в квартиру входит Брюсов в длинном пальто, плечи у него намокли. Протягивает Ирине огромный букет алых роз, в складках упаковки букета ещё остался мокрый снег.
Брюсов целует Ирину в щёку.
ИРИНА
Дождь, что ли?
Брюсов снимает пальто, отряхивает голову, вешает пальто на вешалку.
БРЮСОВ
По-моему, скорее снег. Ноябрь уже, пора бы…
Ирина кладёт букет у зеркала.
ИРИНА
Проходи, я приготовила ужин. Голоден?
БРЮСОВ
Не откажусь…
ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫ – КУХНЯ – ДЕНЬ
Брюсов сидит за столом на кухонном диванчике, Ирина кладёт ему на тарелку картошку и мясо. Брюсов берётся за вилку, с аппетитом начинает есть.
БРЮСОВ
(жует)
Ну как, приходили вчера родители?
ИРИНА
Мама приходила, а отчим приболел.
Ирина ставит перед ним салатницу с нарезанными помидорами и огурцами.
БРЮСОВ
Ты им сказала про меня?
ИРИНА
Сказала. Сказала, что встречаемся две недели.
БРЮСОВ
Скоро уже будет три. А… с кем – не сказала?
ИРИНА
(иронично)
Нет, я сразу плакат при входе повесила: ура, я познакомилась с Брюсовым!
БРЮСОВ
(усмехается)
Да просто интересно… как они отнесутся?
Ирина отворачивается, ставя на плиту чайник.
ИРИНА
(тихо)
Какая же разница…
БРЮСОВ
А… для тебя? Ну, то есть…
Брюсов отрывается от еды, вертит вилку, смотрит на Ирину с затаенным любопытством.
БРЮСОВ
Если честно, мне любопытно. Вот ты видела меня в кино раньше… И как – я такой, как ты думала, или?..
Ирина поворачивается к нему, смотрит задумчиво.
ИРИНА
Не знаю, может, ты и обидишься… Но я забыла, кто ты, Саша. Или стараюсь забыть. Наверное, зря.
БРЮСОВ
А кто я? Человек. Всё правильно…
Брюсов откладывает вилку.
БРЮСОВ
(продолжая, с волнением)
Наоборот, я только рад, что ты…
(прерываясь)
Так что всё-таки мама?
Ирина садится за стол напротив Брюсова, подпирает голову, смотрит на него.
ИРИНА
Мама есть мама.
Но я постаралась не давать ей лишних надежд. К тому же, идея загородной поездки её напугала.
БРЮСОВ
И что – не отпускают?
ИРИНА
Мне уже не надо спрашивать разрешения… увы…
БРЮСОВ
Почему – «увы»?
ИРИНА
Потому что… лучше бы она мне запретила.
Брюсов хмурится, смотрит на неё в упор. Ирина отворачивается.
БРЮСОВ
Кажется, я не пристаю… не тороплю события…
ИРИНА
Да, я знаю…
(горько)
Дело не в этом…
Ирина встаёт, подходит к раковине и начинает греметь посудой.
БРЮСОВ
Ириш… Я тебе уже говорил. Я таких, как ты, ещё не встречал…
ИРИНА
(не оборачиваясь, усмехается)
И вот ещё что не забудь: я перевернула твою жизнь!
БРЮСОВ
Да! Да! Банально звучит, знаю, но это ведь правда, я не виноват…
ИРИНА
Да ты говори, говори! Всё равно ведь приятно! Послушаю, пока есть возможность.
Ирина разворачивается лицом к Брюсову, прислоняется к раковине спиной, складывает на груди руки, делая вид, что приготовилась слушать.
ИРИНА
(продолжая)
Про глаза вот вчера… понравилось. Повторишь?
БРЮСОВ
С удовольствием.
Брюсов встаёт, подходит к Ирине, берёт её за плечи и смотрит ей в глаза.
БРЮСОВ
(продолжая)
Колдовские… восточные, такие умные глаза… при твоей чудесной белой коже… а какие волосы…
Брюсов наклоняется к Ирине и начинает её целовать – в висок, в щёку, в шею, мягко, подолгу задерживаясь на её коже губами. Ирина мягко отстраняет его от себя.
ИРИНА
Саш… а скажи… мне вот тоже любопытно. А что говорят твои друзья? Ну, те, с которыми мы здороваемся в ресторанах, к примеру?
БРЮСОВ
Про что – говорят?
ИРИНА
Про меня… что они считают…
БРЮСОВ
Понятия не имею, что они там считают, я с ними тебя не обсуждаю.
Брюсов продолжает держать Ирину за плечи, смотрит ей в глаза. У Ирины в глазах появляется напряжённый вопрос.
ИРИНА
А…?
(прерывает саму себя)
Ладно!.. Во сколько, значит, завтра?..
БРЮСОВ
Заеду часов в двенадцать, будь готова.
ИРИНА
Когда же ты собираться будешь? Тебе пора.
БРЮСОВ
Да… пора. И устал, если честно. Поеду… да?
ИРИНА
Осторожнее на дороге, Саш, ладно?.. Позвони, как приедешь.
Ирина тянется к нему и целует его в щёку. Брюсов целует её в губы, они долго целуются, потом Брюсов делает усилие, отрываясь от неё и некоторое время смотрит.
БРЮСОВ
Поеду.
Брюсов смотрит на неё, но не уходит. Ирина молчит. Брюсов отворачивается от Ирины и решительно выходит в коридор.
ИНТ. КОМНАТА ИРИНЫ – УТРО
На журнальном столике рядом с телефонным аппаратом стоит ваза с подаренным накануне букетом.
Ирина в брюках и блузке на пуговичках ходит по комнате, раскрывает двери платяного шкафа, достаёт пару блузок, джемпер, джинсы, бросает всё на диван. Рядом с диваном стоит открытая большая дорожная сумка, почти пустая. Ирина задумчиво смотрит на вещи.
Раздаётся телефонный звонок по стационарному аппарату. Ирина подходит к столику, любуется на букет, с нежностью трогает одну розу, нюхает её, потом садится в кресло и берёт трубку.
ВЕРА (З.К.)
(из трубки)
Привет!
У Ирины на лице появляются досада и смущение.
ИРИНА
(в трубку)
Ой, привет, Верочка. Давно не разговаривали.
Одновременно Ирина пододвигает к себе сумку и начинает перебирать в ней немногочисленные вещи.
ВЕРА (З.К.)
Угу. Ты мне всё до сих пор «перезваниваешь». Ладно, с праздником тебя…
ИРИНА
Да что-то замоталась, прости… Праздник непонятный, зато лишний выходной день.
ИНТ. КОМНАТА ВЕРЫ – УТРО
Вера в халате, гладит бельё на гладильной доске, одновременно разговаривает с Ириной по радиотрубке, прижав её плечом к уху. В комнате не прибрано, разбросаны детские игрушки.
На диване – одежда для глажки. На кресле – мужские тренировочные штаны. Штора на окне отдернута, на подоконнике стоит ваза с цветами – букет роз, цветы в нём красивые, но их меньше, чем в букете Ирины.
ВЕРА
(в трубку)
А у меня все дни выходные, так муж мой считает… Домашняя работа для него не работа.
Вера делает паузу.
ВЕРА
(решительно)
Ну, зато Миша думает по-другому…
ИНТ. КОМНАТА ИРИНЫ – УТРО
ИРИНА
(в трубку, рассеянно)
Угу… Миша…
Ирина внезапно перестаёт копаться в сумке.
ИРИНА
(продолжая)
Миша?! То есть как… какой ещё Миша? Тот – из театра? Вер, ты чего?.. спятила?
ВЕРА (З.К.)
Спокойно, спокойно, что за истерики? Мы просто общаемся.
ИРИНА
По телефону, надеюсь?
МЫ СНОВА В КВАРТИРЕ ВЕРЫ.
НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ДИАЛОГА ПО ТЕЛЕФОНУ МЫ ВИДИМ ТО ВЕРУ, ТО ИРИНУ.
ВЕРА
(раздражённо)
По телефону, по телефону. Не волнуйся ты так.
Вера ставит утюг, переводит взгляд на букет, стоящий на подоконнике.
ИРИНА
И какие, ты думаешь, у него намерения? Поговорить с тобой об искусстве? Вер, у тебя муж есть, зачем тебе это?
ВЕРА
Ир, а ты посиди пять лет дома в халате, и увидишь, зачем! Хочется себя хоть немного почувствовать женщиной, вот и всё! Да ничего такого не будет, конечно. Пускай звонит, так веселее.
ИРИНА
А муж… Виталик знает?
ВЕРА
(холодно)
Можно подумать, ему интересно.
Подожди… Со смены пришёл как раз…
Вера ставит утюг на доску, оставив телефонную трубку возле уха. В дверях комнаты появляется муж Веры – ВИТАЛИК, приятный, слегка простоватый парень лет тридцати. Останавливается в дверях комнаты. Некоторое время смотрит на Веру.
ВИТАЛИК
(спокойно)
Ты с кем-то разговариваешь?
ВЕРА
С Иркой.
(вызывающе)
А что?
Виталик молча смотрит на Веру, потом переводит взгляд на букет на подоконнике. Вера подходит к окну, якобы слушая Ирину по телефону, поправляет розочки в вазе, демонстративно нюхает цветы.
Виталик молча проходит в комнату, поднимает с пола несколько игрушек, кладёт их на диван. Вера, прищурившись, наблюдает за ним. Виталик берёт с кресла свои домашние тренировочные штаны, собирается выходить из комнаты.
ВЕРА
(вслед Виталику)
Ничего не хочешь спросить?
Виталик приостанавливается, но потом резко выходит из комнаты, не оборачиваясь. Вера прикусывает губу.
ВЕРА
(нарочито бодро, Ирине, в трубку)
Ладно, расскажи лучше, как у тебя.
ИРИНА
(в трубку)
Да вот, за город собираюсь. Сотрудница одна пригласила.
ВЕРА
(саркастически)
Сотрудница?
ИРИНА
Да, а что?
ВЕРА
(вызывающе)
Ничего. Мишка тут странные вещи рассказывает…
Ирина встаёт, начинает ходить по комнате.
ИРИНА
Какие же?
ВЕРА
Толик обмолвился, что вы подвозили Брюсова в тот вечер, и что Брюсов попросил твой телефон. А Мише показалось, что он видел вас в ресторане неподалёку от театра. Туда вся тусовка театральная ходит.
Ирина останавливается посредине комнаты.
ИРИНА
У Брюсова есть девушка, Лиза. При чём тут я?
ВЕРА
(быстро тараторит)
Говорят, Лизу с ним на этой неделе не видели. Зато видели невысокую темноволосую девушку в джинсах. А одна актриса в театре знакома с Лизой, так вот, ходят сплетни, что Лиза расстроена, похоже, ей дали отвод. Впрочем, как говорят, не впервые, вот недавно как раз похожая история была…
Ирина прислоняется спиной к шкафу.
ИРИНА
В смысле – похожая?
ВЕРА
Имей в виду, от этой девицы трудно отделаться, она очень хитренькая, и Брюсов всегда к ней возвращается. Между прочим, ей всего двадцать два.
Нет, подумать только: моя Иришка портит жизнь кино-красоткам, отбивает у них артистов… Каково, а? Молчишь?
Ирина смотрит на свою вазу с цветами.
ИРИНА
(медленно)
Да… информация поставлена у них хорошо…
ВЕРА
Значит, правда?! Ой, Ирка… потрясающе! Везёт тебе!
ИРИНА
Везёт? Мне очень плохо, Верочка, очень…
ЗА КАДРОМ раздаётся звонок в дверь. Ирина тревожно хмурится.
ИРИНА
Извини, Вер… поговорим потом.
Ира кладёт трубку на рычаги, несколько секунд сидит. Звонок раздаётся снова, потом ещё – очень настойчиво. Ирина встаёт и медленно выходит из комнаты.
ИНТ. КОМНАТА ИРИНЫ – ДЕНЬ
Ирина входит в комнату, следом за ней – Брюсов без верхней одежды, радостно-возбуждённый, в руках у него ключи от машины.
БРЮСОВ
Соседа твоего встретил – ведро выносил. Здоровается уже. Попросил автограф на тельняшке, я обещал в другой раз.
Ирина, повернувшись к нему спиной, перекладывает вещи на диване с места на место. Вид у неё расстроенный.
БРЮСОВ
(насторожившись)
Что-то не так? Надеюсь, не передумала?
ИРИНА
Не знаю.
Брюсов подходит к ней, разворачивает лицом к себе и внимательно смотрит в глаза. Ирина пытается отвернуться и отвести взгляд. Брюсов, нежно прикоснувшись рукой к её щеке, поворачивает лицо Ирины обратно к себе.
БРЮСОВ
(настойчиво)
Ну, и…? Говори, что случилось.
ИРИНА
Ничего… просто неприятный разговор…
БРЮСОВ
Тебе что-то сказали?
(пауза)
Так. Ириш… давай договоримся. Лучше спроси у меня прямо, чем верить сплетням.
ИРИНА
(неохотно)
Подруга… Она знакома с вашим вторым режиссером в театре… Михаилом. Оказывается, в вашем кругу уже говорят…
Ирина замолкает, Брюсов упорно ждёт.
ИРИНА
…Про… про… в общем, про меня и…
БРЮСОВ
(перебивая)
Ну и что? Тебе-то чего?
ИРИНА
И… про Лизу. Я ничего у тебя не спрашивала эти дни, но… говорят, Лиза расстроена.
БРЮСОВ
Не пойму, ты за неё, что ли, переживаешь? Ну, теперь-то хоть убедилась, что ты – «не одновременно»?
Брюсов пытается поцеловать Ирину, но она отворачивает лицо.
БРЮСОВ
Это не всё?
ИРИНА
(выдавливая)
Вроде как у тебя… это не в первый раз, с Лизой, и что после… ты опять…
(с отчаянием)
Что вот недавно как раз так и было!
Ирина поднимает глаза на Брюсова – в глазах у неё болезненный вопрос. Брюсов отрывается от Ирины и начинает ходить по комнате.
БРЮСОВ
Угу… Бред собачий! Хочешь расскажу? Ну, хочешь? Не думаю, что тебе понравится, но, чтоб ты успокоилась…
ИРИНА
Расскажи, как есть.
Брюсов останавливается и поворачивается к Ирине.
БРЮСОВ
Лиза с детства в околокиношных кругах. В актрисы не вышла, но пропиариться умеет. Ей навесили статус «официальной девушки Брюсова», и она решила, что имеет на меня какие-то права. Одно время я позволял ей так думать, но себя-то считал человеком свободным.
Несколько раз я встретился с другой девушкой, актрисой. Лиза устроила скандал и пожаловалась… всем, кому только можно. На её счастье, с той девушкой у меня не сложилось. Ну и Лизку пожалел потом, вот и всё «возвращение». А срослось бы с другой…
Брюсов останавливается напротив Ирины, смотрит на неё.
ИРИНА
(поморщившись)
Но ты же любил её? Лизу? Иначе что вы так долго делали вместе?
БРЮСОВ
(неохотно)
Она красивая очень, ты же видела фотки. Выходить с ней в общество было комфортно. Выходы она любит. Затаскала по тусовкам, отсюда и снимки. Мне эти тусовки всегда были по барабану.
ИРИНА
Понятно…
Брюсов подходит к ней снова, пытается обнять. Ирина высвобождается из его рук и отходит, но Брюсов снова ловит её в свои объятья, заглядывает ей в глаза.
БРЮСОВ
(ласково)
Чего тебе понятно? Я потому и не рассказывал всю эту шелуху, знал, что так отреагируешь.
(твёрдо)
А теперь послушай внимательно. Я сам не понимаю, чем жил до тебя. И только сейчас чувствую себя собой.
Ирина молчит.
БРЮСОВ
Не веришь? Я тебе докажу. Собирайся, поехали.
Ирина растерянно стоит посреди комнаты.
БРЮСОВ
(оглядевшись)
Так. Эту сумку брать? Ещё что-нибудь?
Брюсов смотрит на вещи, разложенные на диване.
БРЮСОВ
Слушай, а давай, купим тебе чего-нибудь новенькое?
ИРИНА
(хмурится)
Зачем?
Ирина переводит взгляд на разложенные на диване вещи, мрачнеет.
ИРИНА
(продолжает)
Чтобы тебе было комфортно выходить со мной в общество? В моём виде что-то не так?
БРЮСОВ
(отмахивается)
Не придирайся к словам. Всё нормально, у тебя хороший вкус. Просто хочу сделать тебе приятное. Есть пара отличных местечек. Хочешь?
Брюсов подходит к Ирине, ласково гладит её плечо.
ИРИНА
И сколько там шмотки стоят?
БРЮСОВ
Не заморачивайся. Могу я подарить своей девушке красивую дорогую вещь?
ИРИНА
Нет, не можешь. Я не стану одеваться за твой счёт.
Брюсов недовольно хмурится, опускает руку, смотрит на Ирину.
БРЮСОВ
(с прищуром)
Мы бедные, но гордые?
ИРИНА
(легко)
Ага. Так что подумай, хочешь ли показывать меня своим киношникам.
БРЮСОВ
Нет, не хочу. Хочу тебе показать своих киношников. А они пусть завидуют. Тебя как представлять – как поэта или как экономиста?
ИРИНА
Как дурочку.
БРЮСОВ
Договорились.
Брюсов решительно начинает укладывать Ирины вещи в сумку.
БРЮСОВ
(оглядываясь на Ирину)
Надевай тёплую куртку. К вечеру обещают снег.
НАТ. ШОССЕ – ДЕНЬ
Джип Брюсова едет по шоссе. Со стороны улицы видно: Ирина сидит рядом с Брюсовым, из машины слышна музыка, Брюсов что-то говорит Ирине, поворачиваясь к ней и широко улыбаясь. Ирина тоже улыбается. Вид у неё счастливый.
НАТ./ИНТ. СУЗДАЛЬ – ЦЕНТРАЛЬНАЯ УЛИЦА/ ДЖИП БРЮСОВА В ДВИЖЕНИИ – ВЕЧЕР
На улице уже темно, джип Брюсова проезжает по Суздалю, мимо монастырей, церквей и одноэтажных деревянных домов. Ирина с любопытством смотрит направо, налево, оглядывается назад, глядя в окно. Весь город залеплен белым снегом, белые деревья, белые церкви.
ИРИНА
(заворожённо)
Белая сказка…
Джип проезжает Суздаль насквозь, поворачивает налево и подъезжает к большому гостиничному комплексу с названием «Гостинично-туристический комплекс «ТУРЦЕНТР».
ИНТ. СУЗДАЛЬ – НОМЕР В ГОСТИНИЦЕ – ВЕЧЕР
Брюсов с Ириной в верхней одежде входят в свой гостиничный номер. Брюсов пропускает Ирину вперёд, заносит в номер и ставит на пол сумки. Ирина начинает снимать зимнюю куртку, Брюсов помогает ей.
Под курткой у Ирины по-прежнему блузка на пуговичках и тёмные брюки. Брюсов забирает у Ирины куртку, вешает её на вешалку у дверей. Снимает своё пальто и тоже вешает.
Пока Брюсов вешает одежду, Ирина проходит из маленького коридорчика в ГОСТИНУЮ, оглядывается по сторонам, рассматривая номер: это красиво обставленная комната-люкс, с диванчиком, телевизором на стене, журнальным столиком, двумя креслами.
Из гостиной идёт дверь в СПАЛЬНЮ. Дверь в спальню приоткрыта, Ирина видит край двуспальной кровати, застеленной шёлковым покрывалом. Ирина отворачивается.
БРЮСОВ
Ну, по-моему, неплохо, да?
Не глядя на него, Ирина поднимает с полу свою сумку, ставит её на диван в гостиной, расстёгивает.
БРЮСОВ
Потом разберём шмотки, Ириш. В семь мы должны быть на ужине…
Все уже там, наверное…
Ирина испуганно поднимает глаза на Брюсова.
ИРИНА
Как – все? Там будут все?
БРЮСОВ
(успокаивающе)
Можем не ходить в ресторан, закажем в номер.
Подходит к журнальному столику, берёт со столика меню, листает. Раздаётся вежливый стук в дверь. Брюсов подходит к двери, распахивает её.
Конец ознакомительного фрагмента.