Вы здесь

Лучшие подвижные и логические игры для малышей от 3 до 6 лет. Игры для детей 3 лет (Е. А. Бойко, 2008)

Игры для детей 3 лет

Для того чтобы все заложенные в ребенке возможности могли реализоваться, чтобы он вырос умным и сообразительным, необходимо прислушиваться к малышу, стараться понять особенности, присущие его возрасту, оценивать его индивидуальные способности.

Трехлетний возраст знаменует окончание раннего детства и начало дошкольного возраста. Малыш начинает осознавать себя отдельно от мира взрослых, он начинает более самостоятельную жизнь. Ребенок уже накопил некоторый опыт, он довольно много знает, умеет и, конечно, стремится к новым знаниям. Помогите ему в этом.

В познавательном развитии дошкольника главное – это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение – вот то, что привлекает ребенка.

Игры и упражнения, которые предлагаются для детей этого возраста, строятся на действиях ребенка с разнообразными предметами и изучении их свойств. Для развития восприятия приведены игры, в которых ребенку надо сравнивать предметы по цвету, форме, размеру и находить среди них одинаковые. Важно при этом обращать внимание на одни свойства или признаки и игнорировать другие значимые особенности предметов, например их назначение. Это может вызвать у малыша затруднения, и тогда понадобится ваше участие.

Особой ценностью подвижных игр для этого возраста является возможность одновременно воздействовать на моторику и сознание малыша. Дети 3 лет проявляют большой интерес к предметному миру, поэтому многие подвижные игры основываются на действиях с предметом и на стремлении малыша получить данный предмет в руки. В младшем дошкольном возрасте у детей еще недостаточно развито стремление к победе, поэтому в предлагаемых играх содержатся лишь элементы соревнования, которые подготавливают малышей к правильной оценке своих возможностей и достижений.

Игры, направленные на развитие внимания, потребуют от ребенка тщательного изучения свойств предметов и их сопоставления, выявления их сходства и отличия. Развитию вербальной памяти способствует участие ребенка в ролевой игре, где запоминание слов является необходимым условием выполнения малышом определенной роли.

Некоторые игры направлены на тренировку зрительной памяти, другие ориентированы на развитие мышления ребенка. Трехлетнему малышу наиболее подходит решение мыслительных задач, требующих понимания строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Подобным задачам отводится значительное место среди описанных в этом разделе.

Следующая группа игр направлена на активизацию творческих способностей ребенка, стимулирование его воображения. Ребенку необходимо будет отмечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты интерпретации одной и той же ситуации или рисунка. И наконец, математические игры и упражнения помогут ребенку научиться определять количественные отношения между предметами.

Занимаясь с ребенком, помните, что целенаправленность его действий лишь только начинает формироваться. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому.

Быстро наступает утомление. Внимание ребенок может сосредоточить одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес у него возникает легко (особенно, когда малыш видит новые и яркие предметы), но так же легко и исчезает. Поэтому ваши действия в игре должны учитывать эти возрастные, а также индивидуальные особенности ребенка.

Подвижные игры

Поезд из коробок

Возьмите несколько картонных коробок и скрепите их между собой так, чтобы получился игрушечный поезд с вагончиками. Теперь вместе с малышом решите, кто из игрушек станет машинистом и займет место в первой коробочке. Далее рассадите всех остальных «пассажиров» по «вагонам» – ив путь!

Придумайте с ребенком маршрут движения «поезда», решите, сколько будет остановок, и как они будут называться.

Чтобы было веселее, спойте «Песенку друзей» С. Михалкова.

Делай как я!

Известно, что до 5 лет дети подражают своим родителям. В этом возрасте они пытаются копировать все, что делают взрослые. Используйте эту особенность с целью развития вашего малыша.

Если вы готовите на кухне, усадите ребенка на высокий детский стульчик около кухонного стола и дайте ему кусочки пищи, которые он мог бы трогать руками, мять, крошить, пробовать на вкус.

За то время, пока малыш будет занят исследованием, вы спокойно сделаете свои дела.

Вы занялись стиркой? Позвольте маленькому помощнику бросать в таз с водой мелкие вещи. Можно пристроить ребенка на коврике, рядом постелить клеенку и на нее поставить тазик с небольшим количеством воды. Дайте малышу какую-нибудь мелкую деталь его же гардероба, и пусть он попытается ее постирать.

Для многих родителей период развития ребенка до 5 лет оказывается самым трудным. Сделайте так, чтобы общение с малышом приносило как можно больше радости – и вам, и ему.

Теремок

Для этой игры понадобится «теремок». Его можно соорудить из обычного стула, накрыв стул детским одеяльцем так, чтобы с одной стороны был открыт вход внутрь. Теперь возьмите несколько фигурок животных (мягких или пластмассовых игрушек) и разыграйте сказку «Теремок». Вы можете проявить фантазию и включить в сказку совсем других персонажей. Например, можно взять в руку собачку и походить с ней.

Можно развить, к примеру, такой сюжет: собачка подходит к игрушечному теремку и говорит: «Тук-тук! Кто в теремочке живет?» Ей никто не отвечает, и тогда она говорит: «Если никто здесь не живет, значит, я тут буду жить». После того как собачка зайдет в теремок, возьмите другую игрушку и проделайте с ней те же действия, что и с собачкой, немного изменив текст. Когда куколка спрашивает: «Кто в теремочке живет?», собачка отвечает: «Это я – собачка, приходи ко мне жить». Эта игра может продолжаться до тех пор, пока не кончатся все игрушки или пока хватит места в «теремке». Сначала малыш сможет быть просто наблюдателем, но со временем он с радостью примет участие в игре.

Игровая гимнастика

Мостик

Ребенок укладывается на спину. Вы медленно начинаете сгибать его ножки в коленях до тех пор, пока ступни полностью не встанут на поверхность. Затем, слегка поддерживая малыша под спину, помогите ему прогнуться так, чтобы получился мостик. Малыш в это время опирается на стопы и голову.

С помощью этого упражнения укрепляются мышцы туловища, ног, шеи и затылка. Чтобы укрепить другую группу мышц туловища и конечностей, можно сделать другое упражнение – «Мостик наоборот». Для этого малыш укладывается на животик. Одной рукой взрослый прижимает ягодицы ребенка, а другой рукой, положенной под грудь, приподнимает верхнюю часть туловища. Затем малыш возвращается в исходное положение. Сначала повторяйте эти упражнения 1–2 раза, а после некоторой тренировки – 3–4 раза.

Крутим-вертим

Уложите ребенка на спину. Ножки малыша согните в коленях и немного притяните к животику. Теперь возьмите малыша за голени и начинайте медленно вращать ими то в левую сторону, то в правую. Колени при этом должны описывать в воздухе окружность.

Это упражнение развивает и укрепляет мускулатуру поясничной области позвоночника и пояса нижних конечностей.

Сделать 10 вращательных движений обеими ногами.

Проворные ножки

Ребенок сидит на полу, опираясь руками сзади. Вы стоите около малыша и держите в руках по колечку. Затем вы нагибаетесь так, чтобы колечки оказались на высоте около 40 см от пола. Малыш в это время поднимает ножки и пытается дотронуться ими до колечек.

Когда ему это удается, он опускает ножки, берет колечки в руки и возвращает их вам.

Это упражнение укрепляет мышцы живота и ног.

Повторите упражнение 4 раза.

Палочка-выручалочка

Малыш усаживается на пол и вытягивает ноги. Вы берете небольшую крепкую палочку и предлагаете ребенку взяться за нее обеими руками.

Когда малыш крепко обхватит палочку, потяните ее так, чтобы ребенок с вашей помощью встал на ножки. После этого ему необходимо снова занять исходное положение.

С помощью этого упражнения укрепляются мышцы рук ребенка.

Повторите упражнение 4–6 раз.

Любопытная собачка

Для того чтобы выполнить это упражнение, вам понадобится табурет или стул на четырех ножках. Поставьте стул посередине комнаты. Теперь скажите ребенку, что он – маленькая любопытная собачка, которой хочется все проверить и везде пролезть.

Малыш должен встать на четвереньки и проползти под стулом, а потом и вокруг него.

Повторите упражнение 4 раза.

Нам преграды нипочем

Малыш стоит прямо, ноги вместе. Вы держите палочку перед ним параллельно полу на уровне бедер ребенка. Теперь по вашей команде малыш перегибается через палочку и достает двумя руками игрушку, предварительно положенную на пол. Затем он возвращается в исходное положение. Во время следующего наклона малыш должен положить игрушку на место.

Повторите упражнение 4 раза.

Ласточка

Ребенок ложится на живот, ноги вместе, руки лежат вдоль туловища. При словах «Ласточка полетела!» малыш поднимает руки и ноги вверх – настолько, насколько сможет, – и удерживается в таком положении несколько секунд. Затем он возвращается в исходное положение.

Повторите упражнение 5 раз.

Тематическая зарядка

Всем известно, что делать зарядку по утрам очень полезно для здоровья. Но малышу, только вставшему с кроватки, не всегда хочется этим заниматься. Чтобы вызвать у ребенка интерес к утренней гимнастике, ее можно разнообразить. Проявите фантазию и придумайте ряд тематических зарядок, например:

– «Зарядка для робота»;

– «Зарядка для повара»;

– «Зарядка для матроса»;

– «Строительная зарядка»;

– «Зарядка в зоопарке».

Спросите своего непоседу, мечтает ли он быть сильным, ловким и красивым. Если он ответит «Да», то вам необходимо научить его веселой гимнастике. Наденьте на малыша маечку, трусики, носочки, спортивные тапочки, включите веселую ритмичную музыку и попробуйте сделать следующие упражнения.

Забавная гимнастика

Упражнение 1. Стрекоза

Поставьте ноги на ширине плеч. Руки разведите в стороны.

Быстро ходите по комнате, слегка наклоняя корпус то вправо, то влево.

Упражнение 2. Гуси, гуси, га-га-га

Необходимо присесть, слегка согнув ноги в коленях, руки положить за спину и походить на полусогнутых ногах, вытягивая при каждом шаге шею вперед.

Упражнение 3. Мишка косолапый

Поставьте ноги врозь и согните руки. Теперь переступайте с ноги на ногу, при этом наклоняясь из стороны в сторону.

При наклоне свободную ногу слегка поднимайте, изображая косолапого мишку.

Упражнение 4. Угадай-ка

Встаньте ровно, руки в стороны. Сожмите пальцы в кулак и попеременно раскрывайте пальцы то одной, то другой руки, как бы спрашивая: «В какой руке, угадай-ка?»

Упражнение 5. Лягушка-поскакушка

Присядьте, касаясь пола руками, так, как сидит лягушка. Теперь попытайтесь попрыгать, не разгибая при этом ноги. Для полноты образа можно громко поквакать.

Упражнение 6. Неваляшка

Сядьте на пол и согните ноги так, чтобы ступни как бы приклеились друг к другу.

Возьмитесь руками за пальцы ног и перекатывайтесь то вправо, то влево.

Упражнение 7. Тик-так

Сядьте на колени и наклоняйте голову то влево, то вправо так, чтобы ухо касалось плеча. При этом можно повторять: «Тик-так, тик-так», – изображая ход часов.

Упражнение 8. Котик

Встаньте на четвереньки. Сначала округлите спину и опустите голову вниз, затем поднимите голову и прогните спину, немного отклоняясь назад. После каждого движения можно мяукнуть.

Упражнение 9. Петрушка

Сядьте, ноги врозь, опираясь сзади об пол руками. Теперь улыбнитесь и поднимите одну ногу, потом опустите, затем поднимите другую ногу и вновь опустите.

Упражнение 10. Майский жук

Гуляя по улице весной или летом, вы, наверное, видели такую картину: лежит майский жук на спине и не может перевернуться.

Попробуйте изобразить то же самое. Лягте на спину, расположите руки вдоль туловища и болтайте ногами.

Упражнение 11. Паровоз

Медленно ходите по комнате на полусогнутых ногах. Руки также согните и водите ими взад-вперед, издавая при этом звук, похожий на паровозный гудок.

Упражнение 12. Ванька-встанька

Лягте на спину. Руки и ноги вытяните. А теперь быстро встаньте и так же быстро лягте, заняв исходное положение.

Цыпленок

Цель этой игры – научить ребенка ходить на цыпочках. Поставьте перед малышом красочную картинку с изображением курицы и цыплят. Расскажите, как пищат цыплятки, как они ходят. А теперь предложите малышу стать «маленьким цыпленочком». Для этого покажите малышу, как вставать на цыпочки, затем, придерживая малыша за руку, поводите его по комнате. Чтобы было весело, попищите вместе, как цыплята.

Зайчик-побегайчик

Перед тем как начать игру, расскажите малышу о зайчиках: где они живут, чем питаются, какое у них самое любимое лакомство и т. д. Рассказ можно сопровождать показом картинок из книг, журналов.

После этого покажите ребенку, как скачут зайчики. Теперь возьмите в руки морковку и встаньте на небольшом расстоянии от малыша. Позовите ребенка к себе: «Зайчик-заинька, прыгай ко мне, я тебя морковкой угощу!». После ваших слов «зайчик» должен доскакать до вас на двух ножках. Вот теперь можете угостить его морковкой.

Благодаря игре «Зайчик-побегайчик» ребенок учится прыгать на носочках.

Юный альпинист

Как только ребенок научится хорошо ходить и бегать, ему тут же захочется «покорять вершины». Излюбленным занятием для детей в этот период становится хождение по ступенькам вверх и вниз. Особое внимание малыша также привлекают стулья, диваны, кресла. Приходится только удивляться тому, сколько раз в день маленький альпинист может забираться на один и тот же стул, а потом спускаться обратно.

Такая игра способствует развитию координации движений и укреплению мышц.

Игра с солнечным зайчиком

В солнечный день с помощью зеркальца попробуйте навести на стену световое пятно. Теперь предложите малышу поймать солнечный зайчик. По-разному передвигая зеркальце, покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает, танцует, прячется.

Ловцы

Это подвижная коллективная игра. Вам понадобится палочка длиной 0,5 м, на которую следует прикрепить на крепком шнуре легкий удобный для хватания предмет – лоскут, поролоновый мячик, мешочек и т. п. Перед началом игры вам нужно показать эту палочку детям. После этого малыши встают вкруг, а вы сами становитесь в центре. «А ну-ка, поймай!» – говорите вы, приближая привязанный к палке предмет то к одному, то к другому ребенку. Когда малыш пытается поймать его, палка чуть-чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает.

Во время игры вы должны поворачиваться в разные стороны, вовлекая в эту веселую игру всех детей, чтобы предмет, привязанный к палке, ловили сразу несколько ребят.

Поиграв немного таким образом, можно изменить правила: пусть теперь дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, должен стать позади вас и обхватить вас руками постепенно образуется цепочка малышей, успешно справившихся с заданием. Сделав несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «Беги на место!» распадается. Дети садятся на свои места, а затем выстраиваются друг за другом, чтобы снова начать игру.

Чтобы снять излишнее возбуждение детей, рекомендуется чередовать оба варианта игры.

Заинька

Эта игра коллективная. Чтобы начать игру, необходимо с помощью считалки выбрать одного из участников: он будет исполнять роль «заиньки».

Остальные играющие должны взяться за руки, образовав круг. «Заинька» встает в центр круга. Дети начинают водить хоровод вокруг «заиньки» и петь песню:

Заинька, у ворот, из ворот,

Серенький, у ворот, из ворот.

Вот так, вот так из ворот!

Заинька, войди в огород,

Серенький, войди в огород.

Вот так, вот так в огород!

Заинька, сорви цвет, сорви цвет,

Серенький, сорви цвет, сорви цвет.

Вот так, вот так сорви цвет!

Заинька, попляши, попляши,

Серенький, попляши, попляши.

Вот так, вот так, попляши!

«Заинька» в это время слушает песню и движениями изображает ее содержание.

Букашки и жучки

Гуляя с ребенком по лесу или парку, обратите его внимание на то, сколько разных насекомых живет в траве. Увидев какое-нибудь насекомое, скажите малышу, чтобы он осторожно рассмотрел его. Расскажите ему, как называется это насекомое и чем оно примечательно.

А знаете ли вы о том, что в Древней Руси существовали различные приговорки для разных букашек-таракашек? Например, если вам встретится божья коровка, возьмите ее в ладошку. Затем поднимите руку вверх и скажите:

Коровушка-буренушка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба:

Черного и белого,

Только не горелого.

Всем продавай,

А нам так давай!

После этих слов божья коровка расправляет крылья и улетает.

А хотите узнать, сколько божьей коровке лет? Просто внимательно посмотрите на ее крылышки и сосчитайте черные точечки. В народе говорят, что по ним и определяется возраст божьей коровки.

Увидев улитку, обратитесь к ней так:

Улитка, улитка,

Выпусти рога!

Дам пирога,

Масленого,

Перемасленного!

Или:

Катушка-матушка,

Покажи рога!

Дам кружку молока

И краюшку пирога!

Если вам случится увидеть бабочку, спойте ей вслед:

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко!

Твои детки на лугу

Гнут черемуху в дугу,

Тебя ожидают,

Зайчиков гоняют!

Если вам повезет и вы увидите светлячка, положите его на ладонь и попросите:

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко —

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

Наверняка эти забавные песенки научат ребенка внимательнее и бережнее относиться к тому, что его окружает.

Поймай мячик!

Вам понадобиться легкий надувной мячик. Встаньте с малышом друг против друга. Ваша задача – подбрасывать мячик двумя руками снизу вверх, задача ребенка – стараться поймать мячик. Игра может продолжаться до тех пор, пока маленький игрок не устанет.

Футболист

Постелите на полу мягкий теплый коврик, усадите на него малыша так, чтобы ножки были вытянуты в разные стороны, как бы образуя ворота. Теперь со словами «Катись, катись, мячик…» оттолкните мяч в сторону ребенка и постарайтесь закатить его в приготовленные «ворота». Научите малыша откатывать мячик в вашу сторону. Повторите игру несколько раз.

Ай, гу-гу

Это коллективная игра. Перед началом игры вам необходимо посадить детей на стульчики. Затем вы должны переходить от одного ребенка к другому, говоря при этом: «Иду, иду, иду, дружка себе найду!». Затем нужно остановиться перед одним из малышей и спросить: «Хочешь играть со мной? Тогда пойдем вместе». После этого вы берете малыша за руку и идете дальше, декламируя: «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!». Постепенно вы собираете в одну цепочку всех детей. Последнего ребенка вы просите остановиться, не отпуская руки соседа, а затем сами подходите к нему и замыкаете круг. После этого необходимо объяснить детям, как нужно играть. Вы читаете текст и просите повторить за вами движения, наглядно показывая тем самым содержание игры. Слова и соответствующие им движения приводятся в представленной ниже таблице.




Затем вы подходите к одному из детей, берете его за руки и помогаете выскочить из «лужи». Спасенный малыш помогает любому из играющих выскочить из «лужи» а тот в свою очередь, «спасает» следующего участника.

Играя, необходимо соблюдать следующие правила:

– движения должны выполняться в соответствии с текстом. Детям необходимо вовремя переходить от одного движения к другому;

– разрешается помогать любому, кто еще не освобожден.

Если игра повторяется несколько раз, можно опустить вступление. Игру следует вести весело, живо и непринужденно. Ваше раскованное поведение должно служить для детей примером.

Прыг-скок

Научите ребенка хлопать по мячику ладошкой так, чтобы он подпрыгивал. А вы в это время можете декламировать отрывок из стихотворения С. Я. Маршака:

Мой веселый, звонкий мяч!

Ты куда помчался вскачь?

Или:

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко топал.

Детский баскетбол

На высоте чуть больше роста ребенка прикрепите легкое пластиковое ведерко и научите юного баскетболиста забрасывать в него маленький мячик. Первоначально расстояние, с которого необходимо будет попасть в «корзину», должно быть небольшим, но постепенно его можно увеличивать.

Закончить любую подвижную игру лучше всего игрой в молчанку – чтобы успокоить малыша. Для этого можно использовать такую приговорку:

Кони, кони, мои кони,

Мы сидели на балконе,

Чай пили, чашки мыли,

По-турецки говорили:

Чаби-чаляби, чаляби-чаби-чаби!

Прилетели журавли

И сказали всем: «Замри!»

А кто первый отомрет —

Тот получит шишку в лоб!

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!

Ку-ку

Закройте свое лицо ладонями и, неожиданно убрав руки, скажите: «Ку-ку!» Повторите так несколько раз, и вы увидите, как ваш малыш развеселится. Очень скоро ребенок тоже научиться закрывать свое личико ладошками и произносить «Ку-ку!».

В «Ку-ку» можно поиграть и с любимыми игрушками.

Возьмите две одинаковые салфетки и какую-нибудь игрушку. Расстелите салфетки и под одну из них положите игрушку. Спросите малыша: «Где медвежонок?» Затем достаньте медвежонка, скажите «Ку-ку!» – и снова спрячьте. В дальнейшем игру можно усложнить – попросить ребенка самому найти игрушку под салфеткой.

Прятки

В три года с ребенком можно играть в настоящие прятки. Сначала вы прячетесь сами, но так, чтобы малыш смог легко вас отыскать. Затем вы помогаете ребенку спрятаться, а кто-то другой из взрослых идет на поиски. Когда взрослый будет разыскивать малыша, пусть он громко приговаривает: «Где же наш Мишенька? Куда он подевался? И здесь нет, и под кроваткой нет, и на стульчике нет» и т. п. Часто бывает, что маленький ребенок воспринимает эту игру всерьез и тут же выходит к тому, кто его ищет. Но со временем игра в прятки становится более интересной. Для того чтобы выяснить, кому прятаться, а кому искать, можно использовать веселые считалки:

Раз, два, три, четыре.

Жили мышки на квартире,

Чай пили, чашки мыли,

По три денежки платили.

Кто не хочет платить —

Тому и водить!

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы —

Ты поди-ка поводи!

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки: —

Раз, два, три,

В этот счет выходишь ты!

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Оказалась впереди,

Кто не верит – выходи!

Раз, два, три, четыре.

Кошку грамоте учили:

Не читать, не писать,

А за мышками скакать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц.

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

Лиса и гуси

В этой игре принимает участие группа детей. Один ребенок выбирается на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяйкой (хозяином) которых будете вы сами.

Перед началом игры вам следует провести на земле две черты на расстоянии 25–30 шагов. За одной из них будет находиться дом хозяина и гусей, а за другой – луг, на котором пасутся гуси. В отдалении кружком обозначается нора лисы. Теперь можно приступить к игре.

«Хозяин» выводит «гусей» на «луг». Некоторое время дети изображают птиц, свободно гуляющих и щиплющих траву. По зову «хозяина», находящегося в «доме», «гуси» выстраиваются у черты (границы «луга») и ведут такую беседу:

Х о з я и н. Гуси-гуси!

Г у с и. Га-га-га.

Х о з я и н. Есть хотите?

Г у с и. Да-да-да!

Х о з я и н. Ну, летите!

Последняя фраза является сигналом, по которому «гуси» бегут к «хозяину», а «лиса» их ловит.

Когда «лиса» поймает двух-трех «гусей» (дотронется до них рукой), она отводит их в «нору». «Хозяин» считает «гусей», отмечает, кого не хватает, и просит ребят выручить попавших в беду «гусей». Все участники вместе с хозяином подходят к «лисьей норе», где между ними и «лисой» происходит следующий диалог:

В с е. Лиса-лиса, отдай наших гусей!

Л и с а. Не отдам!

В с е. Тогда мы сами их отнимем у тебя!

После этого вы предлагаете детям встать за вами гуськом и крепко схватить друг друга за талию.

«Цепляйтесь за меня!» – говорит «хозяин». Он подходит к «лисе», берет ее за руки и говорит «гусям»: «Держитесь крепко. Тянем-потянем!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, отклоняются назад при команде «По-тя-нем!».

Как только «лиса» сделает первый шаг вперед, пойманные «гуси» выбегают из «норы» и возвращаются домой.

После этого выбирается новая «лиса» и игра начинается сначала.

В этой игре следует соблюдать следующие правила:

– бежать «гусям» домой, а «лисе» ловить их можно только после слов хозяина «Ну, летите»;

– «лиса» не должна хватать детей, достаточно лишь прикоснуться рукой до «гуся». Пойманный «гусь» остается на месте, а «лиса» отводит его в свою «нору»;

– на выручку «гусей» должны отправиться все участники игры, исключая «лису»;

– как только «гуси» и «хозяин» перетянут «лису» («лиса» сделает шаг вперед), пойманные «гуси» считаются свободными и возвращаются к «хозяину».

Эту игру нужно проводить весело, стараясь вызвать у детей стремление спасти попавших в плен гусят.

Когда дети выстроятся в цепочку, чтобы перетянуть «лису», нужно показать им, как следует сохранять равновесие во время перетягивания: широко расставить ноги, одну ногу выставить немного вперед, руки положить на талию участнику, стоящему впереди.

В конце игры нужно подвести итог и объяснить малышам, что они смогли победить лису, потому что они действовали дружно.

Попрыгунчики

Некоторые животные, птицы и насекомые передвигаются прыжками. Изобразите вместе с ребенком, как прыгают:

– зайцы;

– лягушки;

– кенгуру;

– воробьи;

– кузнечики.

Цапля и лягушки

Эта игра коллективная. Число участников может быть любым, но не менее трех, из которых один – взрослый.

Перед началом игры расскажите детям, как цапля ловит лягушек на болоте. А делает она это так: стоит в болоте на одной ноге и смотрит вниз. А лягушки в это время, почуяв опасность, сидят неподвижно. Ту лягушку, которая пошевелится, цапля хватает клювом и съедает.

Правила игры «Цапля и лягушки» основана на наблюдениях за поведением этих представителей фауны. Взрослый играет роль цапли, а дети изображают лягушат. Сначала «лягушата» прыгают и квакают, но, как только придет «цапля», все должны замереть на месте. Кто пошевелится – того «цапля» хватает и «съедает» (уводит в сторонку). Игра заканчивается тогда, когда на «болоте» не останется ни одной «лягушки».

Водитель грузовика

Возьмите игрушечный грузовик и предложите ребенку посадить в кузов какую-нибудь игрушку. Теперь покажите, как можно катать грузовик по прямой линии, заворачивать за угол, проезжать в ворота (например, между ножками стула) и т. п. Можно сесть друг против друга и по очереди отталкивать от себя грузовик так, чтобы он докатился до другого. Следите за тем, чтобы машина не перевернулась и не растеряла пассажиров. Если «авария» все же случилась, весело прочитайте стихотворение А. Л. Барто:

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине,

Кот кататься не привык —

Опрокинул грузовик.

Хождение над пропастью

Не пугайтесь: предлагаемая игра вовсе не опасна для вашего чада.

В игру «Хождение над пропастью» можно играть и на улице, и в помещении. Вам потребуется шнур длиной около 2 метров. Разложите шнур на полу (на земле) так, чтобы он напоминал извилистую дорожку.

В конце «дорожки» поставьте коробку с крышкой, а в нее поместите какой-нибудь сюрприз (игрушку, конфетку, яблоко и т. п.).

Перед началом игры расскажите ребенку о том, что шнур – это дорога над пропастью, что идти по ней нужно очень осторожно, чтобы не оступиться. Сначала сами покажите, как нужно идти по шнуру, а потом предложите сделать это малышу. Когда ребенок пойдет по «дорожке», подбадривайте его словами: «Так, так, осторожно, осталось немного».

Когда цель будет достигнута, позвольте малышу достать сюрприз из коробки.

В эту игру можно играть коллективно – только сюрпризов должно хватить на всех.

Преодолеваем препятствия

Ребенку уже в раннем возрасте необходимы физические упражнения. Но как сделать их веселыми и интересными? Один из способов – игра «Преодолеваем препятствия».

Препятствиями могут быть самые обычные предметы: если вы играете в помещении – стулья, подушки, коробки, если на улице – лавочки, камни, мячик, обруч и т. д.

Используя предлагаемые предметы и собственную фантазию, соорудите для своего малыша полосу препятствий. Она может быть, к примеру, такой: ребенок должен пролезть под веревочкой, натянутой между двух стульев, допрыгать до определенного места, затем пролезть через обруч, потом поочередно перешагнуть через несколько предметов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга, оббежать вокруг стула, взять лежащий на нем мячик и наконец подбросить мячик и поймать.

Пшенная подушечка

Возьмите небольшой матерчатый мешочек (примерные размеры 20 х 30 см) и насыпьте в него пшено. После этого туго завяжите мешочек, а лучше всего зашейте так, чтобы получилась подушечка.

Количество пшена должно быть таким, чтобы подушечка была не слишком плотной.

Теперь положите пшенную подушечку малышу на голову и попросите его пройти несколько шагов, удерживая груз на голове. Первоначально малыш должен пройти небольшое расстояние, потом постепенно его можно увеличивать.

Усложнить игру можно и так: попросите ребенка во время ходьбы хлопать в ладоши, поворачивать голову то влево, то вправо и т. п.

С помощью игры «Пшенная подушечка» можно тренировать чувство равновесия и вырабатывать у ребенка правильную осанку.

Лошадка

Возьмите достаточно длинную ленточку (или ремешок) и привяжите к ней колокольчик. Теперь обхватите ею малыша под мышками.

Затем несильно потяните за концы ленточки, как за вожжи, малыш должен подпрыгнуть и поскакать, весело произнося: «Скок-скок, скок-скок!» Когда он сделает круг по комнате, скажите: «Лошадка устала и хочет отдохнуть».

После этих слов ребенок садится на стульчик и отдыхает. Через некоторое время игру можно повторить.

Стрекоза

Возьмите малыша на руки и держите на вытянутых руках. Ребенок должен вытянуть руки в стороны, а ноги соединить и держать параллельно полу. Теперь ходите по комнате и носите малыша на вытянутых руках, а ребенок в это время должен изображать стрекозу, постоянно произнося: «Тр-р-р-р, тр-р-р-р…» (звук от движения крыльев стрекозы). Иногда опускайте ребенка на диван со словами: «Стрекоза летала-летала и устала, села отдохнуть».

Пока «стрекоза» отдыхает, вы тоже можете передохнуть, а потом снова начать игру.

Парашютист

В эту игру можно играть только при участии взрослого.

Ребенок встает на диван, стул, пенек, а вы протягиваете руки ему навстречу и говорите: «На старт! Внимание! Марш!» После этого ваш начинающий парашютист подпрыгивает и летит вам навстречу, а вы его ловите.

Игра «Парашютист» очень нравится малышу, но вы должны сказать ему о том, чтобы он не играл в эту игру один.

В эту игру можно играть или взрослому и ребенку, или двоим малышам, но и в том и в другом случае нужен еще один помощник, который будет отвечать за музыку.

У кого больше

Правила таковы. Возьмите три любые игрушки и разложите их на ковре в разных местах. Теперь включите музыку и начинайте танцевать вместе с детьми. Потом неожиданно выключите музыку. В этот момент дети должны собрать игрушки. У кого в рукахокажется две игрушки, – тот выиграл, кому достанется одна – проиграл.

Игра «У кого больше» способствует развитию реакции малышей, и к тому же она очень веселая.

Ловись, рыбка

Перед игрой вам необходимо подготовить предметы для «ловли рыбы». Для этого возьмите обычный гимнастический обруч и пришейте к нему по диаметру неглубокий мешочек из синей материи – это будет озеро. Далее из любой длинной и прямой палочки сделайте удочку: привяжите на палочку нитку с крючком из проволоки на конце. Теперь дело за рыбками: их можно вырезать из плотного картона или взять несколько игрушечных пластмассовых рыбок. К рыбкам необходимо прикрепить петельки из обычных канцелярских скрепок.

Поставьте два стула на небольшом расстоянии друг от друга и поместите между ними обруч так, чтобы материя была на весу. Пустите в «озеро» рыбок и зовите «рыбака» на ловлю. Обязательно дайте ему ведерко, чтобы он мог складывать туда свой «улов». Игра заканчивается тогда, когда все рыбки окажутся в ведерке.

Во время «рыбалки» не разрешается брать рыбок в руки и насаживать их на крючок.

Во время игры можно напевать:

Ловись, рыбка, мала и велика,

Ловись, рыбка, мала и велика…

Игра «Ловись, рыбка» способствует развитию координации движений.

Волк и зайчата

Эта игра коллективная. Число участников может быть любым, но не меньше трех, один из которых взрослый.

Взрослый на время игры становится «волком», остальные – «зайчиками». При словах:

Раз, два, три, четыре, пять.

Негде зайчикам скакать:

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щелк, щелк! —

«зайчики» прыгают и скачут. Потом, при следующих словах:

А мы прячемся в кусты,

Не найдешь теперь нас ты,

Ты, волчище, погоди,

Как попрячемся – иди! —

«зайчики» присаживаются и сидят не шевелясь. С последним словом выходит «волк» и проходит между «зайчатами». Кто из них пошевелится, того «волк» уводит с собой. Выигрывает тот «зайчик», который будет сидеть неподвижно дольше других.

Море волнуется

Это тоже коллективная игра. Один из участников игры становится водящим. Он произносит слова: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, любая фигура на месте замри!» В это время остальные участники игры сначала прыгают и пляшут, качают руками, изображая волны, а при слове «Замри!» застывают на месте в той позе, в которой их застала команда. Кто пошевелится, тот выходит из игры. Ведущий проходит мимо фигур и выбирает ту, что ему больше всех понравилась. Именно этот выбранный участник игры становится водящим в следующий раз.

Спустя некоторое время водящий произносит: «Раз, два, три. Фигура, отомри!» Все снова начинают двигаться и плясать. Игра повторяется по той же схеме, что указана выше.

Игра «Море волнуется – раз…» развивает координацию движений ребенка.

На рыбалке

В эту игру лучше всего играть на свежем воздухе.

Наполните водой пластмассовый тазик и поместите туда несколько небольших пластмассовых игрушек (по возможности рыбок). Возьмите маленький сачок и покажите, как с его помощью можно «рыбачить», напевая при этом:

Рыбка плавает по дну,

Не достанешь ни одну!

Свой улов «рыбак» может складывать в маленькое детское ведерко. Не беда, если кроме рыбы, в нем окажутся игрушечные шарики, уточки, собачки – со всеми случается!

Найди шарик

Возьмите небольшое ведерко, наполните его водой и бросьте туда маленький шарик (шарик от пинг-понга, небольшое яблоко и т. п.). Теперь дайте ребенку половник и научите его вылавливать шарик из воды. Посмотрите, какое удовлетворение испытывает малыш, когда шарик оказывается у него в половнике.

Веселое одевание

Как известно, многие дети не очень любят одеваться. Чтобы сделать этот процесс более увлекательным и при этом развеселить ребенка, поиграйте с ним в игру «Веселое одевание». Правила просты: одевая какую-либо деталь детского гардероба, скажите малышу, что его ручки, пальчики, ножки, животик, спинка играют с ним в прятки. Например, одевая носочки, говорите: «Погляди, вот твои маленькие пальчики, они хотят поиграть с тобой в прятки. Давай наденем на пальчики носочек. А теперь посмотри, их нет – они спрятались!» В общем, каждое свое действие сопровождайте объяснением.

Вы сразу заметите пользу игры «Веселое одевание»: уговаривать ребенка одеться вовсе не приходится, и малыш при этом веселый и довольный. Перед сном, когда нужно раздеть ребенка, измените правила игры – не прячьте, а находите спрятанные ножки, ручки, пальчики и т. д.

Рассеянный

Если ваш малыш капризничает, грустит или расстроен, попробуйте его развеселить. Это легко сделать с помощью игры «Рассеянный». Помните стихотворение про рассеянного с улицы Бассейной? Предложенная игра основана на сюжете данного стихотворения. Попробуйте с серьезным видом одеть ребенка неправильно – варежки на ножки, ботиночки на ручки, кофту задом наперед, шарф подвяжите вместо пояса и т. п. Подведите малыша к зеркалу и вместе повеселитесь. После этого попросите ребенка попробовать надеть все вещи правильно.

Сыграв в игру «Рассеянный», вы сразу заметите, что настроение вашего малыша придет в норму.

Домик для Пуговички

Некоторые дети не любят делать то, что у них плохо получается. Например, если ребенок попробовал застегнуть пуговичку и у него не получилось, в следующий раз он наверняка закапризничает и попросит вас застегнуть его одежду. Важно понять, что даже не очень удачные попытки научиться чему-то новому очень важны – они способствуют накоплению необходимого опыта. Но как же привлечь внимание малыша к таким занятиям? Используйте принцип игры «Домик для Пуговички». Чтобы научить ребенка застегивать пуговицы, придумайте сказку:

«Жила-была маленькая девочка Пуговичка. Пошла она как-то погулять и заблудилась. Долго плакала, искала свой домик-петельку, обошла все вокруг, но ни один из домиков ей не подошел: попадались то маленькие, то большие домики, а свой так и не нашелся». Предложите ребенку поискать домик Пуговички и помочь ей туда попасть. Посмотрите, как отреагировал ваш ребенок на эту сказку: конечно, он поспешит помочь бедной Пуговичке найти свой домик.

Игра «Домик для Пуговички» поможет в интересной и увлекательной форме научить малыша застегивать пуговицы на одежде и заодно будет развивать его пальчики.

Игрушка-говорушка

Ученые считают, что чем быстрее ребенок научится управлять своими пальчиками, тем быстрее он научится хорошо говорить. Поэтому не лишним будет сделать для своего малыша интересную развивающую игрушку (рис. 1).


Рис. 1. Игрушка-говорушка


Вам потребуется кусок яркого трикотажа. Сшейте из него игрушку по выкройке и набейте ее чистым песком или сухим горохом примерно на 2/3, чтобы содержимое легко пересыпалось или перекатывалось. Голову игрушки (с пуговками-глазками, носиком и ушками) рекомендуется плотно набить ватой. У вас может получиться любой мультяшный или сказочный герой: котенок, Чипполино, Винни-Пух, Пятачок, Петрушка и др.

Игрушка «Кривляка»

У вашего ребенка когда-нибудь была игрушка, которая бы корчила рожицы? Если нет, то вам обязательно нужно удивить своего непоседу, тем более что изготовить Кривляку не составит особого труда (рис. 2).

Необходимый материал – воздушный шарик (не надутый) и мука. Возьмите яркий воздушный шарик и вставьте в него достаточно широкую воронку (ее, кстати, можно легко изготовить самим, отрезав верхнюю часть пластиковой бутылки). Насыпьте в шарик муки так, чтобы он оказался туго набитым. Затем завяжите его ниткой, а чтобы спрятать узелок, сделайте шарику прическу из ниток. Приклейте глаза и носик, вырезанные из бумаги. А теперь вы вместе с ребенком сможете сформировать у Кривляки любое выражение лица.


Рис. 2. Игрушка «Кривляка»


Эта игрушка развивает воображение малыша. Ребенку можно наглядно показывать, как отражаются на лице игрушки разные эмоции – грусть, радость, злоба, обида и т. д.

Летающая бабочка

Эта игрушка очень понравится маленькому ребенку. Сделать ее не составит особого труда, тем более если малыш вам поможет.

Возьмите любую прямую палочку длиной около 30 см, на один конец привяжите нитку длиной около 20 см. К концу нитки привяжите бумаясную бабочку. Какеесделать? Оченьпросто. Возьмите цветную бумагу и вырежьте из нее круг диаметром 10 см. Далее сложите круг гармошкой, как показано на рисунке, посередине перетяните получившуюся гармошку ниточкой, и у вас получится почти настоящая летающая бабочка (рис. 3).

Теперь поводите палочкой по воздуху – бабочка взлетит и будет летать до тех пор, пока вы не прекратите взмахивать палочкой.

Научите малыша играть в эту игру. Во время полета бабочки можно напевать какую-нибудь веселую песенку.


Рис. 3. Игра «Летающая бабочка»

Логические и развивающие игры

Маленькое и большое

Для этой игры понадобятся две пары игрушек. Например, большой и маленький кубики, большая и маленькая собачки.

Дайте малышу разглядеть и потрогать игрушки, объясняя при этом, какие из игрушек большие, а какие – маленькие. Старайтесь в своем рассказе произносить новые понятия с различной интонацией: слово «большой» можно произносить низким голосом, а слово «маленький» – высоким. Затем дайте собачек в руки ребенку, а приготовленные кубики поставьте на пол. Теперь попросите малыша поставить маленькую собачку на маленький кубик, а большую собачку – на большой.

Конечно, результаты не будут блестящими с первой попытки, но со временем малыш перестанет ошибаться.

Сложи мисочки

У каждой хозяйки на кухне наверняка найдется набор мисок разного размера. Желательно, чтобы они были изготовлены из небьющегося материала.

Пока вы будете заняты приготовлением обеда, увлеките ребенка игрой «Сложи мисочки». Усадите малыша за стол с расставленным комплектом мисочек. Ваша задача – показать ребенку, как можно складывать, переставлять и переворачивать миски. На некоторое время он будет увлечен составлением пирамидок из посуды. Пусть малыш проверяет устойчивость своих конструкций и придумывает новые.

Детская кухня

Дети обожают исследовать кухонные шкафы и изучать кухонную утварь. Используйте любознательность вашего малыша и устройте дома детскую кухню.

Для этого нужно обустроить на кухне уютный и безопасный уголок. Сложите туда небьющуюся посуду, пластиковые ложечки, миски, небольшие кастрюли и пр. Малыш сможет долгое время возиться на своей детской кухне, что даст вам возможность переделать все дела.

Растительные животные

Знаете ли вы о том, что многие овощи очень похожи на некоторых животных?

Например, если разрезать редьку пополам, получится мышка с хвостиком, а если в обычную половинку картошки воткнуть несколько спичек, получится ежик.

Показывая каждую растительную зверушку, предложите малышу самому догадаться, что это за животное.

Магазин

Эта любимая всеми игра очень хорошо подходит для начального этапа развития памяти вашего ребенка. Правила очень просты: пошлите малыша в «магазин» и попросите запомнить все необходимые покупки, которые вы перечислите, после чего он должен вернуться из «магазина» и рассказать, что он купил.

В качестве покупок могут быть использованы самые разные вещи, скажем, пузырьки – это «бутылки с молоком», мяч – это «арбуз» и т. п. Начните с одной-двух покупок, постепенно увеличивая их до четырех-пяти.

При этом будет полезно, если периодически вы станете меняться ролями: и вы, и ребенок по очереди можете быть сыном (дочкой), папой (мамой), продавцом, который получает заказ от покупателя и затем идет выполнять его.

Магазины также могут быть самыми разными: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Хозтовары» и т. д.

Кулинар

Суть игры в том, чтобы научить малыша делать бутерброды и пирожные. Думаете, что это не под силу ребенку трех лет? Вы ошибаетесь: просто нужно правильно организовать это занятие.

Приготовление бутербродов: на плоской тарелочке разложите перед малышом несколько маленьких кусочков хлеба, а рядом поставьте несколько блюдечек с соусами и паштетами (сырный соус, густой овощной соус, печеночный паштет и др.). Позвольте ребенку самому выбрать кусочек хлеба и намазать его тем, чем он захочет. Не беда, если малыш залезет в тарелки пальчиками или будет просто макать кусочки хлеба прямо в соус – в любом случае, ребенок больше узнает о свойствах продуктов.

Приготовление пирожных: на тарелочке разложите крекеры или просто печенье, а в розетки налейте сладкие соусы и помадки – фруктовое или ягодное пюре, творожный соус, джем и др. Теперь «кулинар» должен брать печенье и намазывать его сладостями.

После приготовления таких бутербродов и пирожных можно устроить небольшой праздничный полдник.

Старайтесь использовать для игры «Кулинар» максимально полезные продукты.

Одень куколку

Вырежьте из бумаги две куколки: одну побольше, другую поменьше. Нарисуйте для них гардероб и вырежьте его. Теперь перепутайте одежду для маленькой куклы с одеждой для большой куклы. Далее скажите малышу, что куколки замерзли и их нужно одеть, но так, чтобы одежда пришлась им впору. Сначала помогите ребенку правильно распределить одежду для кукол, объясняя при этом, что маленькое платье – для маленькой куклы, а большое – для куклы побольше. Когда куколки будут одеты, можно с их помощью сыграть небольшой спектакль под названием «Как куколки выбирали себе гардероб».

Эта игра учит детей сравнивать предметы по величине.

Запомни узор

Нарисуйте незатейливый узор, дайте ребенку рассмотреть этот узор в течение одной-двух минут, а затем попросите его нарисовать точно такой же по памяти (рис. 4).


Рис. 4. Игра «Запомни узор»


Можно дать подобное задание и на создание простой постройки из строительного материала. Вы рисуете домик, состоящий из геометрических фигур, а затем даете ребенку возможность одну-две минуты рассматривать ваш рисунок. После этого вы предлагаете по памяти (при этом ваша постройка разбирается или закрывается листом бумаги) воспроизвести ее из своих кубиков. Эти задания можно изменять и предлагать ребенку неоднократно, постепенно усложняя их.

Собираем урожай

Если у вас на даче хороший урожай яблок, то можно с помощью игры «Урожай» привлечь малыша к сбору этих фруктов.

Поставьте три пустые корзины или картонные коробки разного размера и дайте ребенку задание: маленькие яблоки складывать в маленькую корзинку, яблоки побольше – в среднюю корзину, а самые крупные яблоки – в самую большую корзину.

С помощью этой игры ребенок знакомится с величиной предметов и учится сравнивать однотипные предметы разного размера.

Отыщи такой же

Игра на развитие внимания. Предложите малышу выбрать из 4–6 кубиков точно такой же (по цвету, форме, размеру), как тот, который находится у вас в руках. Повторите задание с любыми другими игрушками.

Чтобы ребенок был активнее, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, совершать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит.

Порадуйтесь вместе его успеху, способности сотрудничать со взрослым на равных. Можно постепенно усложнять игру, увеличивая количество предметов.

Три медведя

Для этой игры необходимо приготовить три тарелочки, три ложечки и три стульчика разного размера. Теперь вместе с малышом расставьте на столе три комплекта посуды так, чтобы большая ложка лежала около большой тарелки, средняя – около средней, а маленькая – около маленькой. После этого поставьте стулья: большой – около большого комплекта посуды, средний – около среднего, маленький – около маленького. Когда все будет приготовлено, вы сможете инсценировать отрывок из всем известной сказки Л. Н. Толстого «Три медведя». Пусть папа сыграет роль медведя Михаила Потаповича, мама – медведицы Настасьи Петровны, а ваш малыш – роль маленького медвежонка. После спектакля еще раз поговорите вместе с ребенком о том, какого размера предметы принадлежат большому медведю, медведице и медвежонку.

Где чей домик?

Эта игра-занятие принесет много радости и вам, и вашему малышу.

Для игры понадобятся три игрушки разной величины (помогите малышу выбрать их самому) и три коробочки разного размера – «домики». Подберите их так, чтобы для каждой игрушки подошел только один «домик».

Расставьте «домики» по комнате и вместе с ребенком выясните, какой «домик» самый большой, какой поменьше, а какой самый маленький. Теперь поставьте все три игрушки в ряд по росту, чтобы малышу легче было определить размер игрушки. После этого поинтересуйтесь у ребенка: в каком домике живет каждая из игрушек? Если ответ будет неправильным, то объясните и покажите, подходит ли указанный домик для данной игрушки, и если нет, то почему.

Игра «Где чей домик?» знакомит ребенка с величиной предметов и учит сравнивать различные по размеру предметы.

Путешествие по городу

Эта игра способствует развитию образного мышления дошкольника. Для нее вам потребуется комплект картинок-вывесок.

На каждой из них должно быть изображение какого-нибудь предмета: ножниц, расчески, буханки хлеба, иголки с ниткой, автомобиля, письма в конверте, пузырька с лекарством и т. п.

Расскажите малышу историю про то, что вы и он как будто попали в сказочный город, где говорят на незнакомом вам языке. Вы очень устали и захотели есть… А в городе этом много разных магазинов, мастерских, аптек, библиотек и т. д. Но как попасть туда, где они находятся? Покажите ребенку одну картинку, например с буханкой хлеба, и спросите, что может означать вывеска на доме с таким рисунком?

Если он не догадается, помогите ему. Поиграв таким образом некоторое время, можно изменить игру: спросите его, как можно обозначить дом, в котором находится аптека (мастерская по ремонту автомобилей, магазин «Ткани» и т. д.).

Когда все вывески в городе будут освоены, можно рисовать новые, спрашивая друг у друга, что они могут обозначать. Рисовать такие вывески несложно, они должны быть совсем простыми, схематичными и понятными.

Веселый осьминог

Ваш ребенок никогда не видел осьминога? Это легко исправить. Возьмите ненужную перчатку и набейте ее ватой. Сверху перевяжите перчатку и попросите малыша подобрать пуговицы для глазок (рис. 5). Когда игрушка будет готова, расскажите ребенку о том, как живут настоящие осьминоги.

Кстати, из цветных перчаток можно сделать несколько разноцветных осьминожек.


Рис. 5. Игра «Веселый осьминог»

Матрешки

Если в вашем доме есть русская матрешка, можно использовать ее для занятий с малышом. Поставьте матрешку на стол и попросите ребенка раскрыть ее. Каково же будет его удивление, когда внутри одной матрешки окажется вторая! Пусть малыш достанет вторую матрешку, рассмотрит ее, потрогает ручками. Теперь по очереди достаньте все матрешки и поставьте их в ряд по росту. Покажите ребенку, какая из матрешек самая большая, а какая самая маленькая. Попросите малыша провести ручкой по головам матрешек, чтобы он ощутил, что большая матрешка выше всех остальных, а маленькая ниже всех. Возьмите в руки самую маленькую матрешечку и поместите ее в ту, которая побольше. Теперь ту, которая побольше, поместите в более крупную и т. д. Обратите внимание малыша на то, что маленькая матрешка легко помещается в большую, а большая в маленькую не помещается вовсе.

Вдоволь наигравшись с матрешками, ребенок поймет принцип вкладывания каждой матрешки в другую матрешку в зависимости от их размера.

Игра «Матрешки» знакомит детей с величиной предметов и учит сравнивать однотипные предметы по величине.

Игра с пирамидкой

Пирамидка хороша тем, что с взрослением ребенка можно усложнять игру с ней. Когда ребенок еще совсем маленький, ему интересно будет брать в ручки разноцветные колечки, перебирать и рассматривать их.

Позднее его можно будет научить нанизывать колечки на стержень: сначала в любом порядке, а в дальнейшем по очередности (по размеру, по цвету).

Благодаря игре в пирамидку ребенок приобретает ценный опыт, познает понятия «большой» и «маленький», учится думать, отрабатывает точность движений.

Сложи дорожку

Возьмите пирамидку с количеством колец не менее семи. Поставьте пирамидку перед ребенком и предложите ему выложить колечки в одну прямую линию. Когда он сделает свою первую дорожку, обязательно похвалите его. Скорее всего, первая дорожка, сложенная малышом, будет не очень ровной.

После этого научите малыша класть колечки ровно, плотно подгоняя их друг к другу. Можно облегчить эту задачу: покажите ребенку, как можно класть колечки вплотную друг к другу, прижимая одновременно к книге или коробке.

Как только малыш справится с этой задачей, уберите «фиксатор» и оставьте на столе ровную дорожку из колечек. Возьмите какую-нибудь маленькую игрушку и изобразите, что она идет по только что проложенной дорожке.

Позже, когда малыш в совершенстве освоит предложенный выше принцип построения дорожки из колец, правила игры можно усложнить.

Если на первом этапе дорожка состояла из колец, расположенных в любом порядке, то теперь кольца должны располагаться по размеру.

После того как ребенок научится складывать дорожку от большего колечка к меньшему, научите его проверять правильность выполнения задачи. Для этого ребенок должен провести пальчиком по краю дорожки: пальчик должен скользить ровно, как бы прочерчивая на поверхности прямую линию.

С помощью игры «Сложи дорожку» ребенок учится сравнивать предметы по размеру и тренирует свои пальчики.

Башенка из кубиков

Для этой игры понадобятся кубики, желательно цветные и одного размера. Сначала постройте небольшую башенку из кубиков сами, а затем просите малыша повторить то же самое. Первые построенные ребенком башенки будут быстро рушиться, но это поправимо. Учите своего маленького строителя ровно ставить кубики один на другой, придавая башенке устойчивость. Сначала можно создать башенку из двух кубиков, потом из трех, четырех и т. д.

Пирамида из кубиков

Возьмите несколько кубиков разного размера и покажите малышу, как можно сделать из них пирамиду. На самый большой кубик поставьте кубик поменьше, на него – еще поменьше и т. д. В процессе построения постоянно объясняйте ребенку, какой кубик большой, а какой поменьше. Расскажите малышу, что если поставить большой кубик на маленький, то пирамидка вряд ли получится устойчивой.

В возрасте 3 лет ребенок уже в состоянии собрать башенку из 7-10 кубиков.

Ступеньки из кубиков

Для этой игры необходимо приготовить набор кубиков разного размера. Пусть малыш соорудит постройку из кубиков, как указано в игре «Пирамида из кубиков». Если малыш правильно сложит все кубики от большого к маленькому, то получатся ступеньки. По ним можно «пройтись» пальчиками, а можно взять маленького игрушечного человечка и дать ему «пройтись» по ступенькам вверх-вниз.

Объясните ребенку, что «ходить» по ступенькам нужно аккуратно, так как конструкция из кубиков не очень устойчива.

Конец ознакомительного фрагмента.