Вы здесь

Лучшие гадания от А до Я. Языческие гадания (Елена Лома, 2008)

Языческие гадания

Гадания для узнавания виновного в краже или преступлении

Гадание топором. Это гадание относят к древним. Употребляли его для узнавания виновного в каком-нибудь преступлении или проступке. Вбивали в топор деревянный кол и держали его обеими руками так, что вращать кол было очень легко, и при вращении произносили имена подозреваемых. На чьем имени он покривится, тот и оказывался виновным. Если хотят погадать, выйдет ли девушка в нынешнем году замуж, при верчении топора упоминают имена девушек, и та из них выйдет, на чьем имени топор покривится.

Гадание на решете. Это гадание употребляется главным образом при пропаже домашних вещей или животных, для того, чтобы «открыть вора». Сначала нужно подготовить решето: ворожейки сеют этим решетом снег, а потом вытрясают его при лунном свете. Способ гадания на решете совершается двояким образом. Берут решето, утверждают его на указательном пальце, вытягивают руку в сторону и потом начинают причитывать имена тех людей, на кого падает подозрение. Если при чьем имени посетитель и ворожея заметят, что решето повернулось, тот почитается вором. Второй способ гадания совершается несколько иначе. На верху решета привязывают ножницы. Приглашают в свидетели двух посторонних человек. Эти свидетели ставят концы ножниц на своих средних пальцах. В это время ворожейка начинает причитать: «Белый украл? Черный украл? Рыжий украл? Седой украл? Светло-русый украл? Темно-русый украл?» При каждом вопросе замечают: не завертелось ли решето? Если решето завертелось при вопросе: «Белый украл?» – то похититель есть белый человек. После чего начинается толкование, что этот белый имеет такие-то приметы. Само собой разумеется, что описание примет делается со слов приходящих или производится образно обстоятельствам и времени.

Гадание на курице. В семействе, где случилось похищение, всегда подозревали многих, особенно в деревнях. Там правых и виноватых сбирали вечером в одну избу, тушили огонь и впускали курицу, осыпанную сажею. Курица, обходя правых, прикасается к ним, но, подходя к вору, будто бы кричит, бежит прочь и не подпускает его к себе. В этом случае все правые окрашиваются сажею; один только похититель не удостаивается этой почести. Потом вносили огонь и смотрели: кто окрашен сажею, а кто – нет. Если есть человек, свободный от этого, то он признавался виноватым.

Гадание на воде. Там, где случилось похищение, собирали подозрительных людей, призывали грамотного, писали имя каждого на особенных лоскутках, ставили на стол огромную чашку с водою. Ворожея брала записки и бросала по одной в воду. Чья именная бумажка выпрыгнет из воды, тот признавался виноватым. Большая часть поселян не доверяла вполне этому гаданию; другие считали его тогда только действительным, когда производят на студенце, ознаменованном каким-нибудь важным событием.

Гадания на будущую свадьбу

Девичье гадание на Купалу. На Купалу девушки идут в лес или на луг, собирают цветы и плетут из них венки, которые бросают в реку; если венок поплывет, то девушка выйдет замуж, если потонет, то останется в девушках. При бросании венков пели песни.

Гадание на перекрестке в полночь. Девушки выходят на перекресток, и, загадав каждая из них о своем будущем женихе, очерчивают круг и, стоя в нем, прислуживаются. Когда почудится им звон колокольчиков, или смех, или веселое пение, то заключают, что быть замужем. Если же послышится плач или унылое пение, то значит – умереть.

Гадание на суженого во сне. 1) Берут чашку с водой, на края которой кладут лучинки, изображающие из себя мост, и затем в таком виде ставят чашку под кровать и, ложась спать, произносят: «Суженый – ряженый, переведи меня через мост». Вот еще вариант того же гадания: собрав от веника прутики, кладут их сложенными в роде мостика под подушку. Та, которая кладет такой мостик, ложась спать, приговаривает: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Суженый, если явится во сне и переведет через мост – значит, быть замужем в этом году. 2) Едят перед сном что-либо соленое или пересаливают пищу. Ложась спать, говорили: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст». Иногда просто берут наперсток воды и наперсток соли, смешивают и пьют. 3) Кладут под подушку гребенку, говоря: «Суженый-ряженый! Причеши мне голову». Суженый является во сне и чешет голову. 4) Кладут под подушку четырех королей и говорили: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне». Суженый снится во сне в виде какого-нибудь короля.

Гадание на охапке дров. Под Новый год, как девушки, так и парни, в темноте берут охапку дров и несут их в комнату, чтобы сосчитать их; если получится четное число, то гадающий выйдет замуж или женится в этом году, если нечетное число – то останутся холостыми.

Гадания на соломе. Гадание у омета (ворох, скирда) соломы. Подходят к омету соломы, закинув голову назад, берут ртом соломинку; ежели она будет с колосом, то примечают, что вышедшая в замужество будет богата, если соломина попадется без колоса – жизнь будет бедная. Девушки идут в сарай и там ртом берут солому и затем считают ее. Если число соломин четное, то девушка выйдет замуж, если же нечетное – то останется в девицах.

Гадание на бороне. На Новый год девушка берет сломанную борону, кладет ее в поле на перекрестке дороги и зажигают. Если борона вся сгорит дотла, то девушка выйдет в этот год замуж; если же борона не сгорит – то останется в девушках.

Гадание на дуге. Ночью во дворе кидают вверх дугу (девицы). Если дуга, упавшая на землю, будет лежать концами к воротам, это предвещает отдачу замуж гадальщицы, если концы лежат ко двору – это значит, что в этот год придется жить еще дома.

Гадание на луковицах. Берут несколько луковиц и замечают каждую из них; эти луковицы кладут на землю; чья луковица даст росток, та из девушек выйдет прежде других замуж.

Гадание на скорлупках. Берут скорлупы грецких орехов, режут восковые свечи на маленькие кусочки, вставляют в скорлупы, пускают плавать в чашку, наполненную водою. Потом каждая из девушек зажигает свечки своей скорлупы. Здесь замечают: которая потонет, та умрет незамужнею; у которой скорее сгорят свечки, та прежде всех выйдет замуж; а у которой будет гореть долее всех, той не бывать замужем.

Гадание на квашне. Под Новый год девушки выходят во двор и одной из них надевают на голову квашню или кадку, затем повертывают девушку несколько раз в разные стороны и велят ей идти. Если девушка пойдет к воротам, то в этом году выйдет замуж, если же в глубь двора, то останется в девушках.

Гадание на полотенце. Вывешивают белое полотенце из окошка на ночь со словами: «Суженый-ряженый, приди и утрися». Если вскоре полотенце будет вымочено, то значит в этот год быть девушке, которая вывесила его, замужем; если к утру снимет его сухим, то не выйти в этом году.

Гадание у проруби. Самые отчаянные и пожилые девушки выходят в лунную ночь на реку послушать прорубь. Нянюшки стелют воловью шкуру. Девушки садятся слушать и смотреть в воду. Которая выйдет в этот год замуж, та увидит своего суженого в воде точно в таком наряде, в каком он придет на сговор; которой же сидеть в девках, та только услышит один стук из воды.

Гадание на бобах. Гадание это производится так: берут 41 боб и раскладывают на 9 кучек по столу в три линии таким образом: прежде всего, делают только три кучки из 41 боба без счету, а по виду; затем из первой отсчитывают 4 боба, которые и кладут в сторону таким образом: из первой кучки откладывают 4, 3, 2 и 1 боб, последний будет для образования первой кучки второго ряда. Потом принимаются за вторую кучку, из трех первоначальных и поступают с нею так же, как и с первой; остаток присоединяют ко второй линии для образования в ней второй кучки. Наконец, поступив таким образом, получим в первом ряду 3 кучки, в каждой из которых будет не более как по 4 боба. Второй ряд или линия должна производиться из тех кучек, где бобы были отсчитаны по 4, все эти бобы должно разложить на произвольные три кучки. Потом нужно образовать третий ряд, только он не отсчитывается, а просто делится весь остаток от первых двух линий на произвольные последние три кучки. При этом нужно иметь в памяти слова: желаю, надеюсь, исполнится. В первом ряду средняя из трех кучек у гадальщиц названа головою, третья кучка – рукою, средняя со второй – сердцем. В третьей третья кучка – ногою в походе. Эти кучки считаются главными, а потому и выбирают при загадывании ту из них, которая подходит ближе к вопросу. 1) Голова содержит ответы на вопрос об уме, способностях и о характере. 2) Рука – имение, богатство, бедность. 3) Сердце – печаль, радость, чувство, любовь. 4) Нога в походе – путешествие, дорога, письма, отъезд, отправка. 5) Лишь только будет подходить вопрос к одной из четырех кучек, то посмотрите, сколько будет в ней зерен: если чет, то неблагоприятное, а если нечет – то благоприятный вывод. Причем нужно также осведомляться для соображения с первой кучкой, той же линии или ряда, где видим ответ на вопрос, потому что, если видим нечет в вопрошаемой кучке, то есть – благополучие, а в первой кучке того же ряда – чет, то значит, будет, препятствие, но окончится к вашему благополучию.

Гадание на яйцах. Приступая к гаданию, берут теплую воду в стакан и распускают в нем яичный белок. При выпускании белка отражаются различные фигуры. По этим-то фигурам начинается гадание. Фигура, отражающая церковь, предвещает: девушке – скорую свадьбу, пожилой – смерть. Фигура, отражающая корабль с парусами, предвещает: замужней женщине – скорое прибытие мужа, девушке – выдачу замуж на чужую сторону, молодому мужчине – отдаленное путешествие. Если белок вдруг опустится на дно стакана, то это угрожает опасным бедствием, смертью, пожаром, вечною незамужнею жизнью.

Гадание на рукавицу. С полки кидают вверх рукавицу: если она упадет кверху большим пальцем, это значит, что приедет тот, кого ждут; если же большой палец обращен книзу, то ожидаемый не приедет.

Гадание на ложках. В ночь на Новый год все члены семьи берут по ложке воды и выносят в холодное место, а поутру смотрят: у кого вода застыла с углублением, тот умрет, а у кого ровно или с бугорком – будет жить в наступающем году.

Гадание на иголке с ниткой. Берут иголку с ниткой, держат за нитку между большим и указательным пальцами, не касаясь их. Потом также держат над раскрытой ладонью. Если иголка начинает двигаться по часовой стрелке – будет девочка, если качается как маятник – будет мальчик.

Гадание в свинарнике. Ходят в сарай, где стоят свиньи, и слушают, что она хрюкнет или пошепчет.

Гадание у окна. В полночь гадающие девушки садятся у окон, и каждая из них приговаривает: «Суженый-ряженый! Поезжай мимо окна!». Если которая из них услышит поезд с криком и свистом, то предрекает себе веселую и счастливую жизнь; если же поезд будет тихий, то слышавшая его девушка предвидит жизнь бедную.

Гадание на разных предметах. Молодые люди обоего пола собирались на вечер, брали кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба; сверх всего накрывали чистым полотенцем, салфеткою или ширинкою. После того участвующие в гадании пели песню, посвященную хлебу и соли, и потом – другие подблюдные песни. Наконец, припевая к каждой песне: «Кому вынется, тому сбудется», запустив руку и отворотясь, из-под закрытого блюда вынимали какой-нибудь предмет, попавшийся первым под руку. Это нечто вроде домашней лотереи. По вынутой вещи и по содержанию пропетой для нее песни и выводится для каждого предвещание. Затем и кольцо катили по полу, наблюдая, в которую сторону оно покатится: если к дверям, то для девушки – близость брака, для мужчины – отъезд. После подблюдных песней выносили воду на двор, и каждая из девушек, отливая несколько этой воды под верею (столбы, на которые навешиваются створки ворот), брала в горсть снегу. Приходя в покой, смотрели: какого цвета снег, таков будет и суженый.

Гадание на сборнике (головной убор). Когда девушка желает узнать, что случится в этом году, то берет три вещи: сборник или другую какую принадлежность головного убора, кусок хлеба и кусок дерева и кладет все три вещи в пустой чистый горшок, иногда сопровождая все это приличными наговорами. Потом, закрыв или завязав глаза, подходит к горшку и берет первое что попадется. Если попадется ей в руку головной убор – выйти замуж, часть хлеба – оставаться девушкою, а кусок дерева – гроб.

Гадание на лучине. Если девушка желает узнать, проживет ли она этот год, то, взяв в руки березовую лучину, бежит к роднику реки, или к колодцу, мочит эту лучину и, возвратившись домой, зажигает ее на огне; если скоро загорится она, то это знак долгой жизни, а если не загорится вовсе, то умрет; у которой будет гореть с треском и гореть не особенно ровно, то в течение года гадающая будет хворать.

Гадание на рюмке. Наливают с вечера в рюмку воды, опускают кольцо и выставляют на мороз. Перед сном нянюшки приносят рюмку и смотрят: сколько бугорков, столько родится сынков, а сколько ямок – столько дочек.

Гадание на подожженной бумаге. Под Новый год в чашку наливают воды на половину ее глубины, а на края наклеивают бумажку со своей фамилией. В скорлупу грецкого ореха или к дощечке приклеивают зажженную свечу такого размера, чтобы пламя свечки могло поджечь бумажку, и пускают ее в воду. Если свеча подплывет к чьей-либо бумажке и подожжет ее, то желание гадающей исполнится; так же узнают свою судьбу, но только на край чашки, вокруг ее налепляют сплошь бумажки с разными надписями – как, например: «Умру в этом году», «Выйду ли замуж или женюсь ли», «Разбогатею ли» и т. п. – по желанию гадающего.

Гадание у бани. Слушают в бане, ходят ночью к бане, и, пришед, отворят у оной двери, и, оборотившись задом в двери и открыв задницу, наклоняются и гадают: «Тяни меня, мани меня куньим хвостом по голой заднице», – и когда почувствует, что прикоснулось к ней нечто мохнатое, то значит жить богато, а когда что холодное, то бедно.

Литье воска или олова. Под Новый год расплавленный воск или олово льют в воду; полученную фигуру вытаскивают из воды, ставят перед свечкой, смотрят на ее тень и, судя по тени, гадают о судьбе человека.

Гадание на свинце. Гадание на свинце принадлежит к святочным тайнам, производится в городах и селах, под присмотром нянек. В этом гадании участвуют только девицы, испытавшие все прочие роды гаданий. Общее народное замечание для этого гадания есть: скрытность от отца и матери, а с тем вместе – и уединенность для занятия. Ворожеи растапливают свинец, вливают его в холодную воду и делают свои наблюдательные замечания. На какую сторону будут отделяться пары, на той стороне быть девице замужем. Если свинец будет представлять церковь, то это означает скорую свадьбу; если будет показывать гроб, то это предвещает скорую смерть.

Гадания на воловьей или конской шкуре. Некоторые гадают о годовой судьбе, при помощи снятой с крупного рогатого скота кожи. С этою целью несколько девушек берут столешник (скатерть), хлеб, ножик и коровью сырую кожу, идут на перекресток или на прорубь, расстилают там кожу, кладут на нее хлеб и ножиком очерчивают круг, в пределах которого и садятся, закрыв себя столешником или скатертью и ухватив друг друга за мизинец, делают завещание, чтобы судьба известила их, что случится им в нынешнем году и, в таинственной тишине ночи, слушают: одной слышится, что едут женихи большим поездом; другой чудится, что на поле большое собрание народа – знак обильной жатвы и проч. Такия гадания происходят не только в России, но и в Шотландии – по свидетельству Вальтера Скотта. Гадают ночью, завернувшись в сырую коровью или в воловью кожу, садятся в ожидании ответов на заданные вопросы, или имеют видения, которые открывают будущее. Носят кожу коровью или конскую к проруби и там садятся на нее, очертясь кругом от проруби огарком, нарочно для того изготовленным. По времени выходят к проруби водяные черти, взяв кожу с тою особою, которая сидит на оной загадавши, носят мгновенно в дальнее расстояние, например, в дом будущего жениха и прочее. По окончании же сей работы желают присвоить себе сидящую на коже и с великим стремлением летят к проруби, дабы погрузиться с нею в воду, где особы успевать должны выговорить при самой проруби: «Чур сего места!», чем спасти себя можно, а иначе следует неминуемая погибель.

Гадания на будущего супруга

Гадание на суженого по имени. На Святках девушка брала хлеб или пирог и вечером с ним выбегала на улицу и спрашивала первого проходящего мужчину, как его звать – в уверенности, что с таким именем будет муж. У этого простого гадания существовало множество различных вариантов – в разных губерниях, в разных деревнях спрашивали по-разному: с первым куском во рту, с блином на голове. Иногда спрашивали прохожего не «Как тебя зовут?», а «Как зовут моего суженого?». Кстати, окличкой занимались не только девушки, но и холостые парни.

Гадание у амбара. Подходят к амбарам: если услышат пересыпку хлеба, то уверяют себя, что их замужняя жизнь будет достаточная.

Гадание со скатерью. Девушки выходят на двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай собаченька: дознай, дознай, суженый!» В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий – молодого, толстый – вдовца.

Гадание по снежному отпечатку. Ложатся навзничь в снег и поутру ходят смотреть: если след остался по-прежнему гладким, то муж будущий будет смирен и спокоен, если же это место иссечено, то вздорный и драчливый.

Гадание на кольце, хлебе и крючке. Положив на пол кольцо, крючок из соломы и кусок хлеба, покрывают эти три предмета платком, из-под которого потом и вынимают, кому какая вещь достанется. Если вынется кольцо, то жених будет щеголь, если хлеб – богач, а если крючок, то бедняк. Бедный крюк в смысле того, что бедняк всегда горбится от труда и перед всеми изгибается.

Гадание на поленьях. Девушки подходят к поленнице задом или защурясь, и берут из нее полено без выбора – которой какое попадется. Затем каждая свое осматривает, из чего заключают о будущем женихе. Например, гладкое полено в тонкой ровной коре предсказывает хорошего красивого жениха; полено с шероховатой корою некрасивого на вид; в толстой, но хорошей коре – богатого. Полено местами ободранное – нуждающегося; без коры бедного, толстое полено – сильного, толстого; с сучками большая семья, и по числу сучьев гадают о числе людей в семье; кривое – урода или с какими-нибудь физическими недостатками.

Гадание на вате. Под шапку кладут комочки ваты разной величины и вытаскивают их из-под шапки; какого размера вытащат комок, такой толщины будет муж.

Гадание на лестнице. Пересчитывают в лестницах балясы, говоря: «Вдовец, молодец», и, доходя до последней, смотрят: на каком слове остановились, такой будет и муж.

Гадание на сковороде. Чтобы узнать имя будущего жениха, девушки кладут на стол солому, сбитую в ком, на этот ком ставят сковороду, а на сковороду кладут камень и льют несколько воды. После того, потихоньку и медленно, каждая из девушек начинает вынимать по соломинке, и по звуку производимого камнем на сковороде при колебании, воображают имя будущего жениха. Тоже делают так: наливают на сковороду воды и кладут камни; сверх этого всего кладут растрепанные хлопья льна или пеньки, зажигают их и накрывают горшком. Если вода сильно заклокочет, то, по замечанию суеверов, у невестки будет сварливая свекровь.

Гадание на камне. Под Новый год ищут камни в реке или достают их из колодцев. Если камень гладкий, то жених будет бедный, если шероховатый – то богатый.

Гадание на лебедях. Делают с вечера из воска стадо лебедей по числу девиц. Лебедку окрашивают румянами, а лебедь остается белым. Гадальщицы выбирают для себя лебедя с лебедкою, опускают в чашку с водою и накрывают платком. Перед тем, как ложиться спать, смотрят, как плавает лебедь с лебедкою. Если плавают вместе, то замужняя жизнь будет согласная; если разошлись порознь, то будет вражда.

Гадание на иглах. Гадание на иглах так обыкновенно в кругу девичьей жизни, что если какая девушка не попросит об этом ворожейку, то всегда поносится от своих подруг. Сельские девушки, решаясь гадать на иглах, просят или ворожеек, или нянек; сами же гадать не должны: правда не сбывается. Ворожейки берут две иглы, натирают салом, опускают их в стакан с водою. Если иглы потонут, то это худой признак; если они сошлись вместе, то это предвещает скорое вступление в замужество; если они разошлись одна против другой, то это означает, что есть препятствия к свадьбе со стороны недоброжелателей; если они разошлись в разные стороны, то это предсказывает вечную незамужнюю жизнь.

Гадание на кудели. Берут вечером, впотьмах, с кудели пряжу, начесывают на гребень и спускают за окно. Пред сном смотрят: какие волосы на гребне, такие будут и у суженого.

Гадание на ключах и щетке. Вывешивают за окно ключи, щетку. Кто из проходящих их пошевелит, спрашивают его: «Как звать?». Думают, что этим именем будет называться суженый.

Гадания на курицах и петухах. Снимают с насеста кур и приносят в ту горницу, где заранее приготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольца золотые, серебряные, медные. Если чья курица будет пить воду, то муж будет пьяница; если будет есть хлеб, то муж будет бедняк; если возьмет кольцо золотое, то муж будет богач; если серебряное, то муж будет ни богат, ни беден; если же сдвинет с места медное, то будет нищий. Гадают и так и иначе: если гадает одна особа, то понятно, что ей, выпустив петуха или курицу, можно гадать на разные мотивы, но если же гадающих девушек очень много, то приходится задумывать иначе. Например, курицу или петуха пускают в середину круга, составленного из колец и перстней, принадлежащих разным девушкам. Чье кольцо, перстень или серьгу клюнет птица, та выйдет замуж в течение этого года. В Костромской области, во время Святок, холостые и молодежь ходят по птичьим закутам или дворам, и зажмурив глаза, снимают курицу с насеста (нашестка, неседала). По цвету курицы судят о цвете волос суженого или суженой. В Сибири в это время гаданий впускают на середину комнаты курицу с петухом, пускают по полу и замечают: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый; но если и курица будет храбриться, то это знак, того, что жена будет одерживать верх над мужем. Связывают хвостами вместе петуха и курицу и сажают под решето и наблюдают, которая из птиц потянет за собой другую. Если петух, то для загадывающей особы муж будет ее держать в руках строго; если же курица потащит петуха, значит, жена будет начальствовать над мужем.

Гадание на нити. Оно заключается в том, что девушки отрезают нити одинаковой длины и поджигают их. У кого вперед догорит нитка, та первая окажется замужем. Если нитка потухла сразу и меньше половины сгорело, то замуж не выйдешь.

Гадания с зеркалами

Гадание с зеркалами на вызывание образа будущего жениха. Это хорошо известное из литературы гадание нередко используется и сейчас. Девушка садится в темноте между двумя зеркалами, зажигает свечи и начинает вглядываться в «галерею отражений», надеясь увидеть своего жениха. Лучшим временем для этого гадания считается полночь.

Гадание в зеркале. Гадание в зеркале совершается на дворе при лунном сиянии, во время святочных вечеров. Впрочем, по необходимости, совершается и в доме, и притом во всякое время. Лучшим временем для этого гадания признается полночь, при тусклом комнатном свете, при всеобщем молчании. Ворожеи, собираясь гадать в зеркале, избирают уединенную комнату, берут два зеркала – одно большое, другое поменьше. Ровно в 12 часов ночи начинается гадание. Большое зеркало ставят на столе, против него – маленькое; гадающая садится перед зеркалом, обставленным свечами. Все окружающие наблюдают глубокое молчание, сидя в стороне; одна только гадающая смотрит в зеркало. Особа, севшая гадать, должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал, направленных стеклами одно против другого. В это время в большом зеркале начинают показываться одно за другим 12 зеркал. Как скоро будут наведены зеркала, то в последнем из них отражается загадываемый предмет. Но как явление не всегда показывается, то начинают другие наводить. Верный признак наведения есть тусклость зеркала, которое протирают полотенцем. Ворожеи думают, что суженый, вызванный поневоле этим гаданием, приходит в гадательную комнату и смотрят в зеркало через плечо своей суженой. Суженая, бодрая и смелая, всегда рассматривает все черты лица, платье и другие его приметы. Когда она кончит свой обзор, тогда кричит; «Чур сего места!». При этом чурании видение исчезает. Старушки уверяют, что если суженая не зачурает видение, тогда оно садится за стол, вынимает из кармана что-нибудь, кладет на стол. Догадливые гадательницы в роковой миг начинают чурать; видение исчезает, а оставленная на столе вещь остается в ее пользу. Последствия оправдывают ожидание ворожеек: оставленная вещь будто всегда похищается у жениха в то самое время, когда его суженая наводит зеркала. Самое важное обстоятельство в этом гадании есть слова; «Суженый-ряженый! Покажись мне в зеркале» – и мысль об нем до появления двенадцатого зеркала.

Гадание в зеркале на перекрестке. Ходят на перекресток с зеркалом и, имея за плечами месяц, смотрят в зеркало, загадав: «Суженый-ряженый, покажися мне в зеркале», – который так же приходит, как и в избе.