Пролог
Представьте себе, что вас окружают люди, которые вас хорошо понимают, не желая от вас никаких благ для себя; ваши партнеры полны альтруизма и желания привести вас к процветанию; близкие искренне любят вас и с радостью выполняют ваши пожелания. От каждого из них исходят лучезарная доброжелательность, принятие и терпимость; а когда вы, наконец, остаетесь в одиночестве, то испытываете ни с чем не сравнимое послевкусие наполненности от общения. Представили? Правда, чудесно? Или все же немного сладковато? Или, быть может, вы считаете, что это абсолютно нереально? А, может, в вашей жизни такая картина – ежедневная данность?
Те из нас, кто разбирается в человеческой природе, знают, что деловое общение, приносящее радость и удовольствие – это подарок, россыпь жемчуга. Практика социальной жизни делает людей жестче и недоверчивей. Стремление одного самореализоваться нередко мешает другому жить. И ФЕНОМЕН МАНИПУЛЯЦИИ становится уже не частным случаем коммуникативной практики, а стилем взаимодействия между людьми. Во всяком случае, в крупных городах.
Манипуляция сознанием, манипуляция чувствами, зомбирование, программирование, подчинение чужой воле, испытание на способность «держать удар», и, наконец, обман, – вот явления, которые получают широкое распространение сейчас, на рубеже веков.
Что делать? Ходить на тренинги, обучающие манипулятивным технологиям, или приемам противостояния влиянию; убежать от людей и запереться в четырех стенах; уехать в тайгу, горы, дожидаясь просветления в умах сограждан; или стать мастером манипуляции самому? Подобного рода мысли и побуждения возникают в головах многих из нас.
Но есть и другой подход, согласно которому, манипуляция – это просто ИГРА. Люди играют в игры, они посвящают этому большую часть своей жизни. В игре есть победители и те, кто проигрывает. Тот, кто играет, не обременяет себя тяжеловесными рассуждениями о несовершенстве человеческой природы. Он наблюдает, комбинирует, пробует, строит свою игру, и – оказывается в выигрыше. Все это как бы игра. Но вот вопрос, есть ли жизнь вне этой игры?…
Так, или иначе, пришло время разобраться с этим монстром, многоглавым драконом, который сегодня требует все больше жертв, отвлекает все больше внимания и зовется в русском языке причудливым женским именем МАНИПУЛЯЦИЯ.
Если есть злодей, а в нашем случае – злодейка, приносящая разрушение, то обязательно есть и Герои, которые будут с ней бороться. Давайте познакомимся с ними. Это – Знание, Правда и Здравый Смысл – героическая, можно сказать, святая, троица.
В нашей жизни – все как в сказке: есть герои и злодеи. «Черные» начинают и… выигрывают, потому что «белые» в это время медитируют или путешествуют по розовым снам, отказываясь верить в существование зла. Может, злодеи хотят завладеть миром, а, может, просто поиграть с героями, чтобы те проявили максимум на что они способны. Есть сила, что вечно хочет зла. Действия злодея – вызов, благодаря которому герой может осознать свою силу и реализовать свои способности.
Вижу еще один вопрос в моем старом блокноте:
NB! И ОТКУДА ТОЛЬКО БЕРУТСЯ ЭТИ ИНТРИГАНЫ И МАНИПУЛЯТОРЫ?!
Похоже на крик души! А если так, то, пожалуй, лучше привлечь для ответа сказку…
Итак, начнем…
В некотором царстве, в некотором государстве, при царе Горохе, жили-были два брата Знание и Здравый Смысл со своею сестрою Правдою. И были они, надо сказать, круглыми сиротами, родителей своих не знали, не помнили, да и вспомнить не пытались. Жили они неподалеку от терема царя Гороха, но на государеву службу поступать не спешили. Вот и правил царь Горох без Знания, Здравого Смысла и Правды. И, кстати, не особенно страдал от этого.
Знание целыми днями книги мудреные изучал, записи делал и брату с сестрой лекции читать набивался. Но не больно у него это получалось. Здравый Смысл во время учения все норовил байку потешную рассказать, да вопросами каверзными докучал, а сестрица Правда глядела недоверчиво, будто на ложь в словах Знания намекая. Посему забросил Знание затею – учить своих родственников, и библиотечным делом увлекся.
Здравый Смыл – средний братец, в основном, расчетами хозяйственными занимался, и дом вел. А сестрица их меньшая целыми днями о суженном мечтала, да приданое шила-вышивала. Видно, в этом для нее правда и состояла.
Так все и жили не тужили: царь Горох без Знания, Здравого Смысла и Правды государством правит, народ тужится, выживает не скучает, а сироты наши – каждый своим делом занят. Одно слово – тишь-благодать.
Все бы ничего, да вот напасть какая на страну свалилась, Чудище-сковородище, змеюка многоглавая на постой пожаловала. «Я, – говорит, – не надолго к вам, не насовсем, потому как – проездом к соседу вашему, он давно меня в гости звал». Но коли не надолго, да еще к соседу, пусть остается, решил царь Горох. Вот змеюка в царских покоях и расположилась. Голова на веранде, а хвост – аж на кухне. А прожорливая – страсть! Повар царский месячный запас за день на нее извел. А она, лежит-полеживает, речи сладкие ведет. Какой, дескать, царь в этих местах знатный, какой терем у него ладный, только слуги у него чего-то туповатые, не таких он достоин.
Задумался царь Горох. И верно – он день и ночь мается, голову не бережет, все о стране своей думает, а подданные его как сыр в масле катаются. За ним – как за стеной каменной живут. Осерчал царь Горох, созвал своих министров, родственников да прислужников и давай им нагоняи раздавать. Страху нагнал – аж темно в глазах сделалось. «Всех повыгоняю, – кричит, – дармоеды, негодники. Давайте, доказывайте мне, зачем хлеб мой едите, зачем на земле моей живете. Из вас только десятерых при себе оставлю, остальных – выгоню!»
Выпустил царь пар, а в сердцах министров, родственников да прислужников страх поселился. Стали они думать-гадать, что в них такого хорошего и полезного для государя есть, и ничего не надумали. Решили они тогда друг дружку перед царем чернить, друг на друга доносы строчить. И вот что странно, всем, как одному, эта мыслишка вдруг в голову прибежала. Но они же между собой думы свои не обсуждали, а потому не насторожила их эта оказия.
Так теперь в царевом дворце повелось: в глаза придворные друг другу улыбки рисуют, а оставшись наедине с государем – наговоры, интриги друг против друга плетут. Кто поближе-то к царю был, быстро уши царские на свою волну настроили. И полетели головы у тех, кто основную работу в государстве делал. Новые приходили, и быстро интриганству научались.
А змеюка-то будто забыла, что на постой не навечно оставалась, словно и не было приглашения ей от соседа государева. Да и не подумал никто у нее спрашивать, дескать когда уж съедет она восвояси. Все были собой заняты, да и привыкли уже к виду ее. Вроде как и своя она, да только никто против нее не интригует, никто не говорит царю, что она весь дворец почти всех припасов – еды лишила.
А уж из царского терема мода на интриганство в народ пошла, на купечество, работный люд перекинулась, до ученых мужей дошла, в семьях поселилась. Стали люди недоверчивыми, смотрят друг на друга косо, все подвоха бояться. Добрым речам не верят, лестью называют. А ведь нередко и правыми оказываются!
Здравый Смысл первым беду почуял – на ярмарке его пару раз обманули. Раз сладкими речами охмурили, другой – в злобу ввели. Потерял он бдительность свою природную – и в серьезном накладе остался.
Домой пришел, семейный совет созвал. «Давайте, – говорит, – братец и сестрица что-то придумывать, беда с людьми твориться. Жить они перестали, доверять друг другу не могут». «Главное, – сказал старший брат Знание, – причину этой беды найти, тогда и средство для помощи ясно будет». «А нам меж собой по правде жить», – заявила сестрица Правда. На том и порешили, братья отправились причину беды искать, а сестра дома правду хранить осталась.
Ходили братья, спрашивали народ осторожно, что и как, в терем царский с тыльного входа проникли. Как на кухню через потайную дверь вышли, как хвост змеюкин увидели, так и обмерли. Пришлось им по царским покоям скрытно путешествовать, чтобы всю ее осмотреть. И вот чудо – чем ближе они к змеюке прижимаются, тем лучше к ним в тереме относятся! Улыбаются, поклоны бьют. А уж когда они совсем с нею рядом, почти касаются, – так их вообще никто не замечает. Будто и нет их вовсе. «Что ж, – Здравый Смысл говорит, – только мы с тобой эту змеюку видим?». «Верно, что так, – соглашается старший брат, – пойдем отсюда, надо имя змеюкино через книги мудрые узнать».
Вернулись братья домой, на сестрицу глянули и порадовались. Такая она у них ладная, такая спокойная, зря лишнего слова не обронит, напрасно уголки рта в улыбку не согнет! Все по правде у нее, все искренно! А там, в тереме царском, на улицах городских – все не так. «Слушай, – Здравый Смысл воскликнул, – может змеюку-то Ложью кличут?». «Может и так, – согласился старший брат, – пойду в книги мудрые взгляну».
Вот уж и солнце за речкой спать отправилось, и сестрица Правда новый рушник вышила, и среднего братца сон сморил, а старший все с книгами сидит, не есть, не пьет – все страницы листает, выписки делает, под нос себе что-то бормочет. Уж не стали его дожидаться, спать пошли.
А утром вышел старший брат осунувшись, тени темные под глазами его легли, в уголках губ печаль поселилась.
«Нашел, – говорит, – я имя гостьи царевой. Ох непросто это было, много имен у нее, главного и не узнаешь. Разное про нее пишут. Будто бы и жить без нее нельзя, а в купечестве-то и денег не наживешь, будто бы жизнь она людскую украшает, якобы встряхнуться дает». «А как совладать-то с ней пишут?» – вскричал нетерпеливый средний брат. «Вот в тайной книге одной прочитал, – старший отвечать начал, – будто как только с ней бороться начнешь, еще сильней она станет. Только, говорят, правды она боится». «Меня?!» – сестрица посмотрела гордо, щеки ее зарумянились. «Тебя, наверное», – Знание сказал и Правду обнял. «Так я пойду, да скажу ей, чтоб убиралась из нашего царства!» – глаза Правдины засверкали, словно угольки в ночи. «Постой, – остановил ее старший брат, – нам правду знать о ней надобно, побольше правды бы о ней собрать: кто она, откуда, от кого у нее сила великая людей с толку сбивать! Вот о чем думать надобно». «И то дело, – согласился Здравый Смысл, – всю правду о ней соберем, про силу ее узнаем, тогда и решим, как прогнать незваную гостью».
На том они и порешили.
Также и мы с вами, дорогие читатели, сначала соберем побольше информации о феномене манипуляции, найдем ему место в структуре нашего общения, узнаем, в чем сила манипулятора, и уж после этого поговорим о том, какие есть у нас козыри, и как они помогут нам защититься от интриганов и манипуляторов. Согласитесь, не стоит отдавать этим людям наши переживания ценности каждого дня!