Вы здесь

Лучшая команда побеждает. Постройте свой бизнес на основе интеллектуального найма. ЭТАП ПЕРВЫЙ:. ХАРАКТЕРИСТИКИ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ (Адам Робинсон, 2017)

ЭТАП ПЕРВЫЙ:

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ

Глава 1

Раскройте свое конкурентное преимущество

ЕСЛИ СВЕСТИ ВЕСЬ БИЗНЕС К БАЗОВОМУ, основополагающему элементу, то останется только одно – люди. Неважно, какой продукт или услугу вы предлагаете – продаете машины, сдаете гостиничные номера, производите 3D-принтеры или предоставляете услуги цифрового маркетинга, – именно люди, которые работают в вашей компании, добиваются результатов. Это лица, которые ваши клиенты видят каждый день. В современном гиперконкурентном мире, где ваши соперники могут скопировать даже самые инновационные предложения практически в реальном времени, именно ваши люди – настоящий секрет фирмы. Именно хорошие сотрудники выполняют всю работу и приносят успех. Они – единственное истинное уникальное конкурентное преимущество, которое осталось у вашей компании.

Хотя оплата труда – одна из основных статей расхода бизнеса, большинство предпринимателей намного эффективнее закупают канцелярские принадлежности для офиса, чем нанимают персонал. На людей тратится примерно 70 % бюджета типичной компании; можно сказать, что ваши люди – пачки наличности на двух ногах и в ботинках. Но когда менеджер нанимает не того человека, этот новый сотрудник обходится компании даже дороже – по некоторым подсчетам, примерно в десять раз больше средней зарплаты. Почему финансовый ущерб от неверного рекрутингового решения настолько велик? Потому что оно приводит к таким последствиям, как:


• дестабилизация корпоративной культуры, которая негативным образом влияет на всех сотрудников;

• напрасная растрата времени и сил менеджера из-за текучести кадров;

• ущерб репутации компании, что влияет на клиентов и будущих потенциальных сотрудников;

• выброшенные на ветер деньги на оплату труда и тренинги.


Несмотря на такой риск и ответственность, большинство менеджеров признаются, что примерно 50 % их подчиненных не соответствуют должностным требованиям; эта проблема часто возникает, когда сотрудники не понимают, как оценивается их работа{1}. Если результаты таковы, зачем вообще тратить время на рекрутинг и собеседования? Почему бы не подбросить монетку и нанять, скажем, всех «орлов» и сэкономить силы? Если талантливые люди настолько важны для успеха вашего бизнеса, разве не пора повысить свои шансы, тщательно обдумав, как их нанимать?

Найти квалифицированных кандидатов сложнее, чем когда-либо.

«Дефицит рабочей силы в таких жизненно важных функциональных сферах, как технологии, продажи и маркетинг, практически начисто лишает компании возможности восполнить потребность в талантах исключительно традиционными рекрутинговыми методами – давая объявления о вакансиях. И мы ожидаем лишь усиления этой тенденции, учитывая рост глобальной экономики знаний», – говорит Кори Гриндейл, технологический венчурный капиталист и аналитик компании First Analysis.

Он считает, что «глобальное экономическое возрождение меняет соотношение сил в пользу не работодателей, а работников с востребованными навыками, превращая рынок труда в рынок продавца, когда спрос превышает предложение».

Гриндейл также отмечает, что демографические особенности, скорее всего, лишь обострят этот тренд, при том что Бюро трудовой статистики прогнозирует, что процент американских рабочих в возрасте от 16 до 24 лет сократится на 13,3 % к концу 2022 года.


Количество работников США без опыта работы (в тысячах)


«Бизнес-лидеры во всем мире признают, что талант станет ключевым конкурентным преимуществом в ближайшие годы, – говорит Гриндейл. – HR-системы и структуры зачастую бессильны перед лицом надвигающихся перемен».

Отчет 2013 года о новых задачах директоров, составленный организацией Conference Board и охвативший 7000 генеральных директоров со всего мира, определил, что человеческий капитал – главный фактор успеха современных компаний, превышающий по важности такие факторы, как производственная эффективность и отношения с клиентами.

«Мы рассматриваем эти результаты как признак того, что человеческие ресурсы – это не просто занятые пустующие рабочие места в компании, а ключевой фактор ее стратегии, и они все чаще будут обращать на себя внимание руководства», – говорит Гриндейл.

Поиск нужных людей для вашей компании – это уже не чужая задача: пора вам взять дело в свои руки.

КЕЙС:
ЛЮДИ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ

Дэвид Барр собаку съел на управлении розничным и ресторанным бизнесом. У него есть совет для владельцев бизнеса и рекрутеров: пора пересмотреть принципы найма. Фактор, который позволяет любому бизнесу выделиться на фоне конкурентов, – это его люди.

«Нанимать правильных людей – наша главная задача в розничных продажах, – говорит Барр, чья холдинговая компания называется PMTD (People Make The Difference – «Люди имеют значение»). – Наши люди – ключевой фактор успеха. Неважно, продаем мы бургеры, курицу или ювелирные украшения. Мы гарантируем себе победу каждый раз, если у нас будут работать лучшие люди. Они – представители нашего бренда и интерфейс для наших клиентов».

Учитывая его обширный опыт в качестве владельца бизнеса и советника, Барра попросили проконсультировать политиков, сенаторов и конгрессменов Белого дома и их подчиненных относительно того, как различные программы, например, Закон о доступном медицинском обслуживании, влияют на розничную отрасль. В розничной торговле США работает более 15 млн человек{2}, то есть примерно один из десяти работающих жителей страны занят в этой отрасли – больше, чем в каком-либо другом сегменте рынка, кроме правительства и здравоохранения.

Розничная отрасль – классический авторитет для остальной экономики. Этот важный статус означает, что силы, сотрясающие рынок труда (такие как кризис, вызванный ушедшими на пенсию бэбибумерами[1], и требование повысить минимальную оплату труда), наносят особо заметный удар именно по розничным бизнесам. Стало намного сложнее найти подходящих людей. И в ближайшее время ситуация лишь ухудшится.

За свою карьеру Барр часто нанимал людей лично – от сотрудников, работающих непосредственно с клиентами, до топ-менеджеров. Хотя процесс собеседования и найма работника с почасовой оплатой отличается от поиска нового генерального директора, Барр считает, что все, независимо от вакантной должности, имеют схожие потребности и желания.

«Все хотят работать ради того, чтобы превзойти себя, – говорит Барр. – Они не хотят убивать время. Нужно найти людей, которые ищут не просто работу, а возможность».

Когда Барр оценивает кандидатов на любую должность в его компании, он, прежде всего, смотрит, насколько интеллект и отношение кандидата к работе соответствуют корпоративной культуре. Технические навыки соискателя и его соответствие должностным требованиям – на втором месте.

«Мы хотим нанимать людей с определенным образом мыслей и отношением к работе, а затем развивать в них необходимые навыки», – говорит Барр.

Барр отдает предпочтение кандидатам, обладающим базовыми характеристиками, такими как вежливость и способность поддерживать зрительный контакт. Чтобы проиллюстрировать свои предпочтения, Барр рассказывает легендарную историю о Дебби Филдс, основательнице Mrs. Fields Cookies. Филдс проводила собеседование в общественных местах, например, в ресторанном дворике торгового центра. Она просила кандидата встать и с чувством спеть «С днем рождения».

«Если человек отказывается проявить смелость и отвагу и совершить нечто столь самоуничижительное, он вряд ли подойдет для работы за прилавком розничного магазина», – говорит Барр.

Для поиска работников, непосредственно контактирующих с клиентами, важно забросить сеть пошире. Чем больше масштаб поиска, тем выше шансы найти квалифицированных кандидатов, которые соответствуют вашей корпоративной культуре. Для поиска управленцев Барр выбирает более точечный подход, с использованием внутренних рекомендаций и таких сетевых сайтов, как LinkedIn, чтобы отыскать потенциальных кандидатов.

Прежде чем отправиться на поиски человека, важно точно понять, для какой работы он вам нужен.

«Вы же не хотите очароваться человеком, а потом обнаружить, что должностные обязанности выходят за рамки его способностей», – говорит Барр.

Когда менеджеры стремятся лишь заполнить пустующую вакансию, они рискуют привлечь неподходящих людей. А это дорого обойдется компании в плане денег и времени. Более того, неподходящий сотрудник может превратиться в раковую опухоль внутри вашей организации.

«Если вы наймете плохого менеджера, который ужасно относится к людям и заставляет их сомневаться в том, что они могут многого достичь как команда, – говорит Барр, – то вы не сможете привлечь талантливых сотрудников. И результаты незамедлительно скажутся на вашем бизнесе».

Барр говорит, что разработка масштабируемого процесса, который позволяет выбрать кандидатов, наиболее соответствующих вашей корпоративной культуре, – важнейший фактор успеха или неудачи вашего бизнеса.

Полный контроль над процессом рекрутинга

Рекрутинг – последний критически важный компонент вашего бизнеса, который вы можете полностью контролировать. Задумайтесь: мы живем в эпоху, когда бизнес переживает колоссальное давление конкуренции и подвергается рискам, связанным с изменениями рыночных условий и норм законодательства. Вы контролируете все меньше и меньше факторов, которые определяют успех вашего бизнеса. Вы не в силах контролировать кредитную ставку, доступ к рынку капитала, изменчивое поведение потребителей и стремительную отраслевую консолидацию. Кроме того, вы не можете контролировать решения Бюро по финансовой защите потребителей США и внесение Конгрессом таких радикальных законов, как Закон о доступном медицинском обслуживании. Единственное, что вы можете контролировать на сто процентов, – персонал, которому вы выплачиваете зарплату. Пора уделить рекрутингу столько же внимания, сколько и всем остальным элементам бизнеса, поставить его наравне со всеми ключевыми аспектами, от финансов до производства, маркетинга и обслуживания клиентов.

Изменив принципы найма, можно добиться резонансного эффекта, который обеспечит вам стабильное преимущество над конкурентами.

«Рекрутинг всегда был связан с предвзятостью, – говорит Уильям Тинкап, генеральный директор Tincup & Co, HR-аналитик и консультант из Арлингтона (Техас). – Мы говорим не о таких вещах, как образование, национальность, пол или сексуальная ориентация. Наша предвзятость затрагивает стиль работы и склонность выбирать людей, которые работают, как мы».

Такая предвзятость создает однородную рабочую силу, не склонную к инновациям.

«В открытой, разнородной культуре, – говорит Тинкап, – создаются трения, которые порождают инновации и увеличивают долю рынка. Вот почему, если вы хотите принимать эффективные рекрутинговые решения, нужно обратить внимание на эту предвзятость. Иначе вы рискуете лишить свою организацию способности предлагать инновации и конкурировать».

Нужно радикально переосмыслить концепцию найма сотрудников, чтобы создать инновационный коллектив.

Вспомним, что произошло с Pillar To Post, 22-летним франчайзером, специализирующимся на жилищной комиссии, с 536 франшизами в 48 штатах США и 8 провинциях Канады.

«По сути своей Pillar To Post – это сообщество людей, – говорит основатель и генеральный директор Дэн Стюард. – Мы помогаем людям купить дом и тем самым влияем на их жизнь».

Стюард давно понял, что поиск и удержание квалифицированных инспекторов – в компании работает примерно 9000 инспекторов – ключевой фактор успеха каждой отдельной франшизы и компании в целом.

«Поиск, отбор и адаптация подходящих кандидатов – тайный рецепт этого бизнеса, – говорит Стюард. – Хорошие люди строят отношения с клиентами и агентами по недвижимости. Если удается добиться их доверия, мы получаем больше рекомендаций и снижаем ценовую чувствительность».

Если Pillar To Post хочет поддерживать динамику развития – двукратный рост каждые четыре года, нужен стабильный источник талантов. Однако уровень их удержания в компании составлял всего 33 %. Более того, всего один из десяти новых сотрудников оставался в компании достаточно долго, чтобы оказать позитивное воздействие на бизнес. Эти «потерянные» сотрудники обернулись чудовищной тратой времени и ресурсов. Дополнительные расходы отбили охоту у владельцев франшиз приглашать новых людей, и это вызвало операционные проблемы, которые затронули весь бизнес.

«Такое положение стало препятствовать росту компании, – говорит Стюард. – Низкое удержание сотрудников означало, что мы растрачиваем ресурсы и делаем некачественную работу, которая негативно отражается на нашем бренде. Если мы хотели создать успешную компанию, нам нужны были четкие принципы в отношении человеческого фактора в бизнесе. Мы осознали, что должен быть иной способ нанимать людей».

Перед Стюардом стояла и другая задача: заручиться поддержкой франшиз относительно нового процесса рекрутинга и выбора инспекторов в каждом отдельном бизнесе. Так как не существовало единого процесса рекрутинга, которому следовала бы вся компания, каждая франшиза нанимала персонал по своему усмотрению, опираясь на прошлый опыт. Отсутствие целенаправленного процесса найма привело к непоследовательности и низким результатам. Стюард признается, что принял несколько неудачных решений даже при найме ключевых сотрудников высшего уровня.

«Я пришел к выводу, что лучше оставить позицию незанятой, чем нанять неподходящего человека, – говорит он. – Оглядываясь назад, я сразу вижу, на какие компромиссы я шел либо в рабочих требованиях, либо в соответствии корпоративной культуре, либо в проверке опыта работы. Теперь я понимаю, насколько важно уделить этому время и все сделать правильно. Если вы паникуете и нанимаете неподходящего человека, просто чтобы закрыть вакансию, последствия могут быть катастрофическими».

«Я пришел к выводу, что лучше оставить позицию незанятой, чем нанять неподходящего человека».

Совместными усилиями Стюард и владельцы франшиз преобразовали весь процесс рекрутинга и адаптации новых сотрудников.

«Мы понимали, что всем нам нужно говорить на одном языке и использовать одинаковые инструменты отбора и найма, – говорит Стюард. – Мы нуждались в четком процессе и дисциплине. Пришлось распрощаться с идеей, что можно нанять кого попало и надеяться, что это сработает».

Изменения, которые Стюард и его команда в итоге внесли в процесс рекрутинга – переосмысление вопросов для собеседования по таким темам, как соответствие корпоративной культуре, и использование своего рекрутингового бренда для привлечения миллениалов (тех, кто родился после 1980 года), – оказали значительное влияние на бизнес. Хотя Стюард признает, что им еще есть над чем работать, эффективность рекрутинга выросла с 10 до 60 %. Более того, нежелательная текучесть кадров снизилась практически до нуля. Благодаря этим фантастическим результатам франшизы намного увереннее нанимают сотрудников. Бизнес вернулся к стремительному росту.

«Если вы не сосредоточены на своих людях, – говорит Стюард, – то вы не сосредоточены на долгосрочном благополучии вашего бизнеса».

Заново учимся нанимать

Мы с вами не умеем нанимать сотрудников. И в этом нет ничего неожиданного, потому что большинство компаний вообще не обучают менеджеров рекрутингу. Мы полагаемся на устаревшие технологии и интуицию, принимая важные решения, затрагивающие самые ценные активы бизнеса. Рекрутинг ничем не отличается от любого другого бизнес-процесса. Когда процесс обдуман, задокументирован и скрупулезно соблюдается, результаты последовательны и приносят реальную выгоду. Отступления от процесса, напротив, резко ухудшают результаты и делают процесс непредсказуемым.

Большинство из нас не приоритизируют время, которое требуется для успешного рекрутинга. Придется приложить немало усилий – в целом компаниям необходимо в среднем 52 дня, чтобы закрыть вакантную позицию, в 2011 году этот временной период составил не менее 48 дней{3}. Во время 44-часовой рабочей недели большинство менеджеров уделяют менее 10 % своего времени рекрутингу. Почему? Ответ прост: они слишком заняты. Им нужно закрыть вакантное место и поставить «галочку» в списке выполненных дел. Но ставки слишком высоки, чтобы и дальше пользоваться этим быстрым способом.

Нельзя просто делегировать рекрутинг третьей стороне. Даже если вам повезло и у вас в штате есть специально обученный HR- профессионал, скорее всего, он занят административными делами, связанными с заработной платой, медицинскими страховками и тренингами, помимо многих других обязанностей. Как бы вам ни хотелось, чтобы они разработали надежные принципы рекрутинга, это невозможно без вашего личного участия. Последовательный рекрутинг должен стать одним из важнейших приоритетов.

В ближайшие двадцать лет умением, которое будет отличать посредственных менеджеров от по-настоящему исключительных, станет их способность искать, привлекать, нанимать и удерживать талантливых людей.

Что лучше – потратить время на то, чтобы с самого начала привлечь талантливых сотрудников, или тратить время на решение проблем, вызванных тем, что вы наняли не самых подходящих людей для своей организации? Ответ очевиден.

Если вы сможете увеличить время, выделенное для рекрутинга, пусть даже на 20 % в неделю, то есть на один день, и следовать четкому, последовательному процессу, вы получите фантастическую отдачу, которая намного важнее всех остальных дел. В ближайшие двадцать лет умением, которое будет отличать посредственных менеджеров от по-настоящему исключительных, станет их способность искать, привлекать, нанимать и удерживать талантливых людей.

Процесс рекрутинга – это список шагов, от осмысления должностных требований до организации первого дня нового сотрудника на работе. Это путь, который начинается, когда компания принимает решение о необходимости найма нового сотрудника, и заканчивается в тот момент, когда вакансия закрыта. В идеале процесс должен быть простым и доступным каждому сотруднику вашей компании при минимуме тренинга.

Я написал эту книгу, чтобы предложить вам проверенный, простой и эффективный метод найма новых сотрудников. На следующих страницах я покажу, как переосмыслить поиск, оценку и наем лучших людей для вашего бизнеса. Следуя этому процессу, вы исключите догадки и предположения и сможете полностью контролировать свой бизнес.

РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ

Самый ценный актив вашего бизнеса – это люди. Они – истинный источник стабильного и долгосрочного конкурентного преимущества. Большинство компаний совершенно не умеют нанимать людей, и это ведет к колоссальным расходам и регрессу. Умение нанимать и удерживать талантливых людей – навык, который отличает посредственных менеджеров от по-настоящему выдающихся. Кому вы платите зарплату – единственное, что вы способны контролировать на сто процентов в вашем бизнесе. Чтобы повысить эффективность рекрутинга, придется переосмыслить, как искать, выбирать и удерживать талантливых людей.

САМОАНАЛИЗ

Обдумайте следующие вопросы.

• Как последнее неудачное рекрутинговое решение повлияло на ваш бизнес и на ваших клиентов?

• Сколько времени вы уделяете рекрутингу? Учитывая, как высоки ставки, этого времени достаточно?

• Вы готовы переосмыслить, что означает – нанимать лучших людей?

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

1. Наем персонала – единственное, что вы можете контролировать в своем бизнесе, и эффективный процесс найма обеспечивает незамедлительную отдачу.

2. Наем персонала – не просто HR-функция; его нельзя делегировать. Каждый лидер должен внести рекрутинг в свою повседневную работу.

3. Если вложить больше времени в совершенствование рекрутинга, производительность и продуктивность вашей организации увеличатся.

Глава 2

Новый подход к рекрутингу

ЧТО ЕСЛИ ВОСПРИНИМАТЬ процесс найма персонала как продажу автострахования? Вспомните, как устроен этот процесс: агенту не нужно встречаться с вами лично, чтобы знать, что если у вас спортивный автомобиль в гараже, четыре аварии в «послужном списке» и шестнадцатилетний подросток в семье, скорее всего, в какой-то момент вы обойдетесь страховой компании в кругленькую сумму. Агенты научились использовать статистические данные, чтобы прогнозировать вероятность определенных последствий, таких как аварии и претензии. Чем рискованнее ваш случай, тем дороже страховка. Эта формула доказала свою эффективность.

А теперь представьте, что страховщик забыл спросить, на какой машине вы ездите, когда подсчитывал стоимость вашей страховки. Или того хуже: не озаботился проверить вашу историю аварий или проигнорировал тот факт, что с вами живет подросток, который тоже будет ездить на этой машине. Все это крайне важная информация для оценки риска приобретения нового клиента, не так ли? Процесс оценки риска устроен таким образом, чтобы выяснить все эти данные; это не случайность, что страховые компании прекрасно прогнозируют последствия.

Бизнес-менеджеры могут использовать ту же статистику, которую используют крупные страховщики и банки, чтобы определить уровень риска и последствия и принять более эффективные рекрутинговые решения. Главное – правильно выбрать факторы оценки, которые покажут, насколько высока или низка вероятность того, что кандидат успешно справится с новой должностью. Так почему же вы пренебрегаете этими ключевыми факторами риска, когда принимаете рекрутинговые решения?

Стоит переосмыслить свои принципы в этом ключе, и вы поймете, что ваши традиционные методы рекрутинга, вероятно, недостаточно эффективны, чтобы определить, какой кандидат имеет больше всего шансов на успех. Если хотите изменить качество людей, которых нанимаете, нужно для начала изменить факторы оценки в процессе отбора кандидатов. А также переосмыслить источники поиска будущих соискателей.

Вы знали, что 50 % факторов, которые прогнозируют успех или неудачу человека в той или иной должности, не имеют ничего общего с его опытом работы? Другими словами, ваш будущий гениальный сотрудник может и не иметь никакого опыта работы в вашем бизнесе и отрасли.

Ваш будущий гениальный сотрудник может и не иметь никакого опыта работы в вашем бизнесе и отрасли.

Конечно, такая вероятность значительно влияет на то, как вы будете искать людей на вакантную должность. Это также значит, что перед вами открывается масса возможностей для поиска талантов, которых ваши конкуренты упустили из внимания. Допустим, идеи для поиска будущих кандидатов можно почерпнуть из бестселлера Майкла Льюиса «Moneyball. Как математика изменила самую популярную спортивную лигу в мире», где он рассказывает о рекрутинге игроков для бейсбольной команды «Окленд Эйс» («Атлетикс»). В книге рассказывается, как Билли Бин, главный менеджер «Эйс», использовал новые методы оценки игроков, которых обошли вниманием другие клубы.

Возглавив команду с ограниченным бюджетом, Бин не мог нанимать каждого высокооплачиваемого профессионала, какой ему нравился (или даже удерживать многих своих высокооплачиваемых профессионалов). Ему нужен был особый метод, помогающий найти игроков, которых он мог бы себе позволить и которые добились бы результатов на поле. В отличие от традиционных агентов, которых интересовало, насколько спортсмен «похож на игрока Высшей лиги», Бин и его команда ассистентов – выпускников «Лиги плюща» занялись статистикой (к примеру, процентом попаданий на базу), чтобы найти игроков, которые, возможно, и не выглядели соответствующе, но умели играть. Результаты такого метода стали ни много ни мало легендой бейсбола; Бин превратил «Атлетикс» в одну из самых прибыльных команд в бейсболе. К примеру, в 2006 году «Атлетикс» заняла 24-е место из 30 команд Главной лиги по зарплате игроков и при этом 5-е место по результатам регулярного сезона.

Итак, как же определить потенциальных игроков для вашей организации? Вы нашли способ поиска талантов, которых проглядели ваши конкуренты? Возьмите пример с Билли Бина и смотрите дальше показателей, которыми пользуются все остальные. Для вас это означает не ограничиваться чтением резюме.

Хорошее резюме уже не гарантирует успех сотрудника. Резюме – это маркетинговый документ. Он нужен для того, чтобы пригласить соискателя на собеседование. Резюме ничего не говорит о том, насколько кандидат соответствует ожиданиям или насколько хорошо он впишется в вашу корпоративную культуру. Однако большинство компаний превращают резюме кандидатов в краеугольный камень рекрутинга. Мы выяснили, что ваши люди – самый ценный ресурс компании и что последствия неудачных рекрутинговых решений катастрофические. Разве не будет чудовищным риском слепо полагаться на резюме человека, то есть документ, который совершенно очевидно подчеркивает лишь самые выгодные стороны кандидата, чтобы принять одно из самых важных решений для вашего бизнеса?

КЕЙС:
ПОИСК ЛЮДЕЙ ЗА РАМКАМИ ВАШЕЙ ОТРАСЛИ

Джо Терчин придерживается уникального взгляда на автомобильный розничный бизнес. С опытом работы в инвестиционных и финансовых фирмах, таких как E.F. Hutton, Терчин занимает пост директора по корпоративному развитию и стратегии автодилера в Нью-Джерси. Терчина завлек в автомобильный бизнес его деверь, бывший финансовый управляющий, который приобрел этот автосалон и попросил у Терчина совета относительно покупки ПО для интеллектуального анализа данных. Приступив к изучению отрасли, Терчин увидел, насколько традиционные технологии мешают развитию автомобильного розничного бизнеса, особенно когда речь идет о людях, возглавляющих бизнес.

Терчин узнал, что автодилер нуждается в сотрудниках, которые смогут извлечь максимальную пользу из ПО для анализа данных.

«Нужны люди, которые понимают, как работает ПО и как интерпретировать его результаты, – говорит Терчин. – А также нужно обдумать, как оно интегрируется в бизнес и какую пользу принесет всем остальным сотрудникам».

Когда Терчин проанализировал работу дилерства, то увидел, что оно покупает услуги у сорока разных поставщиков, причем ни один из них не был эффективно интегрирован с другими.

Терчин понимал, что если дилерство хочет преодолеть дезорганизацию, вызванную перебором технологий, – и процветать, – нужно переосмыслить навыки, необходимые для сотрудников.

«Весь бизнес меняется, – говорит Терчин. – Вскоре шоурум будет выглядеть совершенно иначе благодаря таким технологиям, как мобильные и облачные вычисления. Процесс покупки автомобиля должен измениться. Клиенты не хотят, чтобы их отправляли из офиса продаж в финансовый отдел, как это было всегда. Они ненавидят это. Им нужно, чтобы все было просто и удобно, без напряга».

Но где мог Терчин найти людей с нужными навыками, которые при этом с радостью приняли бы новые принципы работы?

«Итак, нам предстояло найти людей вне нашей отрасли, не успевших приобрести плохие привычки, которых мы старались избежать, – говорит он. – Мы хотели привлечь увлеченную молодежь, а не людей, которые кочуют с места на место, от дилера к дилеру». Терчин и его бизнес-партнеры приняли решение использовать технологии, чтобы привлечь людей, которые, возможно, и не задумывались о работе в автомобильной отрасли. Они сделали акцент на факторе «крутизны» отрасли и возможности развивать карьеру и обратились к совершенно нетрадиционным кандидатам.

Приведем пример: Терчин был впечатлен потенциалом одного кандидата – девушки, студентки последнего курса колледжа. Она работала в студенческой газете и рассказывала о спортивных мероприятиях, занималась видео, фото, а также размещала посты в социальных сетях.

Какую пользу автодилеру может принести человек с такими навыками?

Терчин считает, что такой человек может выполнять целый ряд обязанностей, включая координацию доставки. Если вы покупаете автомобиль в традиционном дилерском центре, в обязанности торгового агента входит помочь вам пройти через все тонкости покупки, после того как сделка заключена, – то есть то, что на профессиональном жаргоне называется доставкой – процесс, который занимает не меньше часа.

Но Терчин задумался: «Зачем нашим лучшим продавцам заниматься доставкой автомобилей, вместо того чтобы продавать их?»

Если бы Терчин сумел привлечь этого потенциального кандидата с хорошими знаниями технологий, социальных сетей и навыками общения и тайм-менеджмента, он мог бы предложить этой девушке новую центральную должность в дилерстве (координатор доставки), где она применила бы свои качества на практике.

«Один из самых счастливых моментов в жизни человека – когда он впервые садится в свою новую машину, – говорит Терчин. – Нужно сфотографировать это или сделать видео и выложить в социальные сети. Затем помочь клиенту разместить отзыв на Yelp, создав такие условия, чтобы ему было легко сделать это сразу же, не откладывая».

Терчин говорит, что это только один из примеров должности, которой не существует на рынке, но необходимость в ней возникла по мере того, как меняется назначение автомобильных шоурумов. Еще одна вещь точно изменится: Терчин будет искать будущих сотрудников вне своей отрасли.

«В современном технологическом мире все стараются позиционировать свой продукт или услугу как платформу, – говорит Терчин. – Но человеческий капитал – именно та платформа, на которой вы получаете истинную отдачу. Вот где можно сделать что-то особенное».

Переосмысление инвестиций

Рекрутинг тесно связан с оценкой риска. По сути, рекрутинг можно назвать процессом оценки потенциального риска в том случае, если кандидат не сможет достичь результатов, которых вы ожидаете, с помощью ресурсов, которые вы ему предоставили. Когда вы принимаете решение нанять человека, вы идете на обдуманный риск, надеясь, что он станет продуктивным членом вашей организации. К несчастью, никогда не будет безошибочного, гарантированного способа оценки кандидатов. Однако если можно увеличить шансы благоприятного исхода с 50 до 70 или даже 80 %, разве не стоит уделить этому время и силы?

Если вы когда-либо наблюдали за профессиональными игроками в покер, то знаете, что они мыслят именно так: все зависит от ожидаемой выгоды. Ожидаемая выгода от решения – это сумма всех возможных результатов этого решения, умноженная на вероятность каждого из этих результатов. Это информированная ставка, основанная на вероятности определенных последствий.

Проще говоря, если вы один раз подбросите монетку, то в долгосрочной перспективе ожидаемая выгода равна нулю. Если вы подбросите монетку тысячу раз, теоретически пятьсот раз она упадет орлом и пятьсот раз решкой. Нет никакой выгоды выбирать орла или решку; это пустая трата времени. Если бы вы вложили миллион долларов в орлов, через тысячу подбрасываний монетки у вас будет выигрыш один к одному. Но подумайте, что будет, если вы сможете сделать так, чтобы монетка упала орлом в шести-семи случаях из десяти? Тогда ваша инвестиция гарантировано принесла бы значительную прибыль в долгосрочном периоде.

Используя аналогию со ставками, игрок в покер, как правило, взвешивает решение, играть или скинуть карты, опираясь на два фактора: стартовая рука и размер банка. Когда у вас хорошая стартовая рука (карты, которые выдаются игроку перед началом первого раунда торговли), вы делаете крупную ставку, потому что ваша стартовая рука, скорее всего, побьет всех остальных. Нельзя ожидать, что каждая рука будет выигрышная, но в долгосрочном периоде вы добьетесь положительной отдачи, несмотря на периодические промахи, потому что вы ставите свои фишки, когда ожидаемая выгода от решения положительная. Ряд решений, сделанных при положительной ожидаемой выгоде, принесет положительные результаты, даже если в процессе вы несколько раз проиграете.

Вернемся к обсуждению рекрутинга как оценки риска. Если вы вспомните результаты найма торговых представителей для вашего бизнеса и придете к выводу, что уровень успеха составляет 40 %, это значит, что шесть из десяти новых сотрудников не в состоянии добиться требуемых результатов. Допустим, один торговый представитель обходится в $100 000 в год, тогда можно сказать, что вы положили в банк миллион долларов. Расчет ожидаемой выгоды, основанный на статистике, показывает, что вы потеряете $600 000 из этих денег из-за неудачных рекрутинговых решений (60 % из миллиона долларов).

Продолжая использовать наш пример, допустим, что успешный сотрудник приносит $200 000 нового дохода за первый год, а неудачный сотрудник не приносит ничего. Ожидаемая выгода найма этих десяти торговых представителей выглядит следующим образом:

$800 000 [4 УСПЕШНЫХ СОТРУДНИКА × $200 000 ДОХОДА] –
– $1 МЛН [10 СОТРУДНИКОВ × $100 000 РАСХОДОВ НА КАЖДОГО] = -$200 000 ОЖИДАЕМОЙ ВЫГОДЫ

Потеря $200 000 не очень-то радует.

Однако что если бы вы могли принимать эффективные рекрутинговые решения в семи случаях из десяти? Вы бы увеличили ожидаемую выгоду до $400 000 – довольно значительный результат, не так ли? Взгляните на формулу теперь:

$1,4 МЛН [7 УСПЕШНЫХ СОТРУДНИКОВ × $200 000 ДОХОДА] –
– $1 МЛН [10 СОТРУДНИКОВ × $100 000 РАСХОДОВ НА КАЖДОГО] = $400 000 ОЖИДАЕМОЙ ВЫГОДЫ

Неудачные рекрутинговые решения дорого обходятся


Так намного лучше.

Большинство менеджеров слепо нанимают торговых представителей, надеясь, что они справятся. Учитывая высокие ставки, которые мы только что подчеркнули, намного безопаснее оставить вакансию открытой, чем нанять того, кто ей совершенно не соответствует. Лучше оставить место незанятым, чем посадить на него неподходящего человека. Цена ошибка слишком велика.

Итак, мы пришли к выводу, что рекрутинг – это процесс оценки риска. Тогда каким образом искать талантливых сотрудников новаторскими методами, как Билли Бин? Как узнать, каких результатов следует ожидать?

Для этого нужно оценить кандидата по четырем суперэлементам.

Четыре суперэлемента

С тех самых пор, как компании стали нанимать людей, работодатели пытались выяснить, как прогнозировать продуктивность сотрудника. Конечно, вам бы хотелось, чтобы все ваши сотрудники были энергичными, успешными, располагающими к себе, однако разве эти качества прогнозируют успех кандидата на той или иной должности?

Одним словом – нет. Не прогнозируют. Как и тот факт, что кандидат ходил в вашу alma mater или болеет за ту же команду, что и вы. Неважно, как сильно вам может нравиться человек, это не гарантирует, что он справится со своей работой. Придется отложить интуицию в сторону, потому что именно из-за нее вы принимаете неверные рекрутинговые решения.

Но есть и хорошая новость: существует способ отбирать кандидатов, который меняет ситуацию в вашу пользу. Если мы ищем человека с высокой вероятностью успеха на данной должности, есть критерии, которые помогут принять решение: уровень компетенции, определенные поведенческие характеристики и профессионально-технические навыки, к примеру. В Hireology мы называем эти критерии элементами успеха.

Кроме того, наше исследование показывает, что такие параметры оценки, как отношение к работе, ответственность, успешный опыт на схожей работе и соответствие корпоративной культуре, – самые значимые показатели продуктивности сотрудника на любой должности. Эти четыре элемента оценки настолько хорошо прогнозируют результат, что менеджеру достаточно сосредоточиться именно на них, чтобы постоянно совершенствовать эффективность рекрутинга. Мы называем эти факторы суперэлементами. Организации, нашедшие способ оценивать эти суперэлементы в процессе собеседования с кандидатами, чаще нанимают людей, которые преуспевают на новой должности. Если кандидат набирает высокий балл по четырем параметрам оценки, то, скорее всего, вы смотрите на своего будущего сотрудника.

Отношение

Суперэлемент отношение – это настрой человека на работу. Если кандидат демонстрирует позитивный настрой на выполнение работы, то у него «позитивное отношение». Исследование показывает, что, не считая «тяжелых понедельников», удовлетворенность работой остается относительно стабильным во времени показателем – включая те случаи, когда человек переходит на новую должность или в новую компанию. Этот факт говорит о том, что у нас есть врожденная предрасположенность к позитивному (или негативному) отношению к работе.

Согласно одному любопытному исследованию, проведенному в Университете Миннесоты, мы запрограммированы либо на позитивное, либо на негативное отношение к работе. Исследование охватило 34 пары идентичных (однояйцевых) близнецов, которых разлучили друг с другом, когда им было в среднем около шести месяцев. Они воссоединились только в возрасте 32 лет. Исследователи попросили близнецов заполнить опросник, чтобы изучить, как наследственность влияет на удовлетворенность работой. Участники работали в самых разных областях и имели самые разные профессии – от домохозяйки до химика-исследователя, шахтера, рабочего на конвейере, компьютерного аналитика, механика, медсестры и специалиста по финансовому планированию.

Были проконтролированы все внешние параметры, какие возможно, – пол близнецов, были ли они женаты, были ли у них дети, где они жили. И, как оказалось, при всех различиях отношение каждого близнеца к работе было абсолютно идентично отношению его брата или сестры.

Ричард Арви, эксперт по психологии труда, который руководил исследованием, пришел к выводу, что гены могут быть одной из причин, по которой одни люди счастливы, независимо от рода занятий, в то время как другие никак не могут найти работу, которая принесла бы им удовлетворение{4}. Эти результаты подтверждаются схожим исследованием близнецов, проведенным в Финляндии, которое показало, что наши гены могут влиять, помимо всего прочего, и на выбор работы, удовлетворенность жизнью и частоту, с которой человек меняет работу. Итак, наша удовлетворенность работой может быть запрограммирована в ДНК.

Теперь сопоставьте эти удивительные открытия с результатами другого исследования, которые говорят, что сотрудники с позитивным настроем более продуктивны, эффективны и реже меняют работу{5}. Если считать, что позитивное отношение приносит более высокие результаты на работе, разве не стоит выбирать кандидатов с позитивным настроем?

Существует целый ряд подходов к оценке отношения сотрудников к работе. К примеру, можно попросить соискателя описать самый неприятный аспект их предыдущей работы. Спросите, что мешало им выполнять работу. Если человек ответит, к примеру, что работал на менеджера, у которого был совершенно другой стиль работы, и это мешало им выстроить отношения, и что он хотел бы, чтобы на этой новой должности у него появилась возможность учиться и расти, можете считать это позитивным настроем. Напротив, если кандидат скажет, что его менеджер был «придурком» и «не имел ни малейшего понятия, что и как делать»… Думаю, вы поняли, о чем я.

Так как удовлетворенность работой остается неизменной в течение времени (ее можно прогнозировать по предрасположению человека) и так как удовлетворенность работой связана с высокой производительностью, разумно было бы предположить, что кандидат, который выражает позитивный взгляд на прошлый опыт работы, скорее всего, добьется более высоких результатов – независимо от типа работы.

Ответственность

Суперэлемент ответственность – это степень контроля своих результатов, которая доступна человеку, по его мнению, – то, что психология труда называет локусом контроля. Когда происходит нечто хорошее или плохое, человек готов нести ответственность за свои действия и за свое участие в этом результате или нет? В психологии выделяют два локуса контроля – внутренний и внешний.

Исследования показывают, что люди с внутренним локусом контроля склонны лучше справляться с работой независимо от должности. В частности, люди, которые считают, что могут напрямую контролировать свои условия работы, добиваются значительно более высоких результатов, чем те, кто связывает личные результаты работы с внешними факторами, такими как другие люди, удача или судьба. Люди с внутренним локусом контроля объясняют события, которые происходят на работе – и хорошие и плохие, своими собственными действиями и решениями, в то время как люди с внешним локусом контроля склонны искать оправдания на стороне.

Легко определить, к какому лагерю относится ваш кандидат. На собеседовании попросите его вспомнить, когда он последний раз ставил для себя цель, которую не смог выполнить. Местоимения, которыми он пользуется, на многое прольют свет. Если он ответит «Мне следовало лучше спланировать свои действия» или «Я должен был предвидеть, что мои решения вызовут проблемы», то, скорее всего, ему свойственен внутренний локус контроля. Напротив, если он винит экономику или свое начальство – «Виноваты они!» – то, скорее всего, у него внешний локус контроля. Когда кандидат обвиняет внешние факторы, вам стоит насторожиться.

Успешный опыт на схожей работе

Мы уже говорили, что опыт человека в конкретной отрасли нельзя считать надежным показателем успешной работы на вашей вакансии. Однако исследователи признают, что прошлое поведение – самый точный показатель будущего поведения. Поведенческие собеседования (регулярная практика во многих организациях) строятся на основе этого предположения. Интервьюер задает вопросы о том, как кандидат выполнял определенные задачи в прошлом, которые ему придется выполнять и в будущем (если его наймут). Хотя поведенческие собеседования – ценный метод, они требуют тщательных исследований конкретных типов поведения, которых вы требуете от соискателя. Термин поведение в прошлом слишком общий, чтобы считать его универсальным прогнозом. Однако термин успешный опыт на схожей работе – более эффективный показатель будущего успеха на вашей работе.

Кандидат имеет успешный опыт на схожей работе, если выполнял формальные задачи, схожие с задачами той вакансии, на которую он претендует. Если контекст прошлой работы человека – обязанности, цели и условия – во многом схож с контекстом вашей вакансии, кандидат, который соответствовал требованиям или превосходил их на прошлой работе, скорее всего, будет соответствовать схожим требованиям и в будущем.

Блестящий пример этой динамики – когда вы оцениваете человека, который добился успеха на четко структурированной должности в отрасли специализированной розничной торговли, например, в автосалоне или ресторане. Каждый, кто когда-либо работал бариста в таком месте, как Starbucks, подробно расскажет вам, что отслеживалась и оценивалась каждая минута его смены. Среднее время ожидания клиента, средняя цена покупки и убытки – всего лишь некоторые параметры оценки его работы. Человек, который добивается успеха в таких условиях, имеет больше шансов на успех в должности, требующей умения укладываться в жесткие временные рамки.

Однако если нанять соискателя, чья работа никогда не подвергалась активному мониторингу или оценке, это еще не значит, что он не сможет достичь желаемого результата. Это просто говорит о том, что риск неудачи выше, потому что он никогда не работал в схожих условиях. Так, в долгосрочной перспективе, ожидаемая выгода от найма кандидата, который никогда не подвергался такому жесткому контролю, ниже, чем от найма кандидата, который уже знаком с подобными требованиями.

Чтобы отсеивать кандидатов с успешным опытом на схожей работе, лучше всего выбрать прямой подход: спросите их о работе, где их достижения оценивались. Попросите рассказать о параметрах ежедневной или еженедельной оценки их работы. Затем попросите сравнить их результаты с результатами коллег. Вы многое узнаете по их ответам. Если кандидат говорит, что его работу никто никогда не оценивал, или дает неопределенные ответы, без деталей и подробностей, вряд ли он соответствует вашим стандартам.

Соответствие корпоративной культуре

Суперэлемент соответствие корпоративной культуре определяет, насколько соискатель разделяет ценности компании и демонстрирует искрений интерес к данной конкретной работе. Нужно признать, что поиск человека, который идеально вписывается в вашу корпоративную культуру, – задача довольно абстрактная. Определить корпоративную культуру вашей компании уже непросто, а использовать это определение в рекрутинге – еще сложнее.

Чтобы помочь вам определить культуру вашей компании, советуем попробовать упражнение «Миссия на Марс». Предложенная признанным бизнес-гуру Джимом Коллинзом в его классической книге «Построенные навечно» идея заключается в предположении, что мы отправляем миссию на Красную планету для вступления в контакт с недавно открытой внеземной формой жизни. Нужно выбрать, кого вы отправите представителем человечества. Это должен быть лучший сотрудник вашей компании, кроме вас, конечно. Кого вы отправите? Почему вы выбрали именно этого человека? Какие показательные качества, отражающие культуру вашей компании, он демонстрирует? Может, он никогда не опаздывает? Или он гений математики? Возможно, он добр и никогда не отказывает в помощи другим?

Слова и описания, которые окажутся в вашем списке ответов, отражают то, что вы, как менеджер, цените в своем сотруднике; это и есть ваши основные ценности. Когда ищете новые таланты, важно отбирать кандидатов, чьи ценности (то, что их мотивирует) соответствуют вашим ценностям и ценностям компании.

Еще одно предостережение: проверьте, действительно ли кандидат хочет эту работу. Нужно понять, чего ищет человек на самом деле, и, если работа будет предложена ему, согласится ли он. Или, если он согласится на вакансию, не будет ли это сделано, чтобы просто не сидеть без дела и получать зарплату, пока он ищет работу своей мечты? Зная ответы на эти вопросы, вы сэкономите массу времени и избавите себя от осложнений.

Оценка соответствия кандидата принципам вашей организации исключает домыслы и догадки из процесса рекрутинга; больше не придется тыкать пальцем в небо. У вас есть преимущество, и вы значительно сокращаете риски.

КЕЙС:
СООТВЕТСТВИЕ КУЛЬТУРЕ КОМПАНИИ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ОПЫТ РАБОТЫ

Как серийный предприниматель, сооснователь пяти быстрорастущих компаний Майкл Красман имеет большой опыт в рекрутинге. В настоящее время он сооснователь и генеральный директор UrbanBound, облачной софтверной компании, которая специализируется на организации переезда сотрудников любого уровня.

Руководя быстрорастущими компаниями, Красман знает на собственном опыте, насколько сложно найти квалифицированного кандидата на вакантную должность.

«Иногда охватывает отчаяние», – говорит он.

Однако катастрофы не миновать, если вы наймете человека, который не подходит вашей организации.

«Убедиться в соответствии кандидата корпоративной культуре вашей компании – ключевой фактор успеха», – говорит Красман.

Компания – это не здание и не курс акций; это группа людей, которые вместе работают над решением проблем.

«Ваша культура – кульминация личностных характеристик тех сотрудников, которых вы нанимаете, – говорит Красман. – Она будет развиваться в зависимости от людей, которых вы привлекаете в компанию. Вот почему так важно тщательно обдумывать рекрутинговые решения».

Иногда приходится отказывать кандидату, даже если он обладает подходящими навыками и опытом.

Приведем пример. Красман вспоминает первые месяцы работы в одной из его компаний, когда он искал первоклассного торгового представителя. Он решил, что им неимоверно повезло, когда они нашли человека, наделенного всеми качествами, которые они искали.

«У него была фантастическая картотека с контактами как раз в тех областях, в которых мы хотели развиваться», – говорит Красман. И его наняли.

Однако свой опыт новый сотрудник получил в крупных корпорациях, с гораздо более развитой инфраструктурой и ресурсами, чем этот стартап.

«Мы проигнорировали тот факт, что он никогда не работал в таких условиях, как у нас», – говорит Красман.

Через три месяца стало очевидно, что новому сотруднику тяжело адаптироваться к быстроразвивающейся культуре, которой требовала компания. «Он не мог или не хотел приспосабливаться», – говорит Красман, который был вынужден уволить этого сотрудника. Этот урок дорого обошелся Красману. Однако один из положительных моментов заключается в том, что теперь он выделяет особое время на собеседованиях, чтобы объяснить кандидатам, что значит работать в стремительно развивающихся условиях и какие качества нужны, чтобы процветать в этой компании.

Рекрутинг по соответствию корпоративной культуре не статичный процесс, он имеет свое развитие:

«Нужно постоянно оценивать бизнес по мере его роста, – говорит Красман. – Культура стартапа сильно отличается от культуры компании, которая празднует свой десятилетний юбилей. Это естественная эволюция, и люди, которых вы нанимаете, должны соответствовать требованиям, которые у вас есть на данный момент».

Однако есть риск зайти в тупик, когда предприниматель хочет нанять человека, ориентируясь на компанию, какой он хочет ее видеть в будущем, вместо того чтобы нанять сотрудников в соответствии с потребностями и культурой, которые есть сейчас.

«Вы хотите заполучить мегапопулярного опытного управленца, который способен выполнять крайне сложные операции, – говорит Красман. – Но если у вас всего десять сотрудников в комнате, такой человек вряд ли подойдет для решения задач, с которыми вы сталкиваетесь сегодня».

Конкретизация

Начинать рекрутинг, не определив конкретные характеристики должности, то же самое, что сесть за руль ночью с выключенными фарами – возможно, вы и доедете до пункта назначения, но вполне вероятно, что по дороге врежетесь в кого-нибудь. Здесь вам пригодится профиль должности. Профиль должности – документ, который отражает коммерческую обоснованность вакансии, на которую вы ищете человека, а также результаты, которых следует достичь новому сотруднику в течение первых 12 месяцев, чтобы считаться успешным.

Профиль должности – не просто должностные требования, которые вы уже привыкли составлять. Найдите время, чтобы откопать последние должностные инструкции, которые вы использовали для вакансии в вашей компании. Там перечислены такие требования, как «навыки межличностного общения» и «умение работать в команде»? Там перечислены такие требования к образованию, как «диплом бакалавра обязателен, ученая степень рассматривается как плюс»? Там обозначены такие абстрактные задачи, как «холодные звонки», или «выстраивание отношений с потенциальными клиентами», или даже «блестящее обслуживание клиентов»? А что насчет вечного хита «требуется минимум Х лет опыта работы либо на Y должности, либо в Z отрасли»?

Наверняка, вы ответили утвердительно на один из этих вопросов. Ничего страшного. Менеджеров редко учат, как правильно формулировать должностные требования. Предприниматель и менеджер не часто имеют доступ к действительно высококлассному коучингу в этой области. Большинство менеджеров просто прилагают максимум усилий, чтобы написать должностные инструкции, которые уточняют основные задачи и, как правило, 90 % всех, кто попал в пул потенциальных кандидатов, удовлетворяют требованиям, содержащимся в них, – причем это в равной степени касается продуктивных и не очень продуктивных работников.

Я хочу сказать, кто не хочет найти человека, который хорошо работает в команде? Вы никогда не найдете должностные требования, в которых сказано: «Приглашаем людей, которые в соответствующих случаях ведут себя как полные ослы».

Осмысление вакантной должности

Попробуйте сделать что-то по-другому. Обдумайте, что представляет собой данная вакансия и какого вклада в ваш бизнес вы ждете от будущего сотрудника. Такие параметры, как опыт работы, обязанности, ожидания относительно взаимодействия с клиентами и готовности к командировкам, а также требуемые навыки, помогут лучше структурировать процесс.

Формулируя описание вакансии, не забывайте следующие моменты:


• используйте должностные требования, которые четко характеризуют вакансию и привлекают квалифицированных кандидатов;

• подумайте, какой опыт работы вы ищете;

• проанализируйте свои ожидания и требования к вакансии;

• поразмыслите, какие тесты по поведению и навыкам вы хотели бы предложить кандидатам;

• не забудьте обдумать зарплату, привилегии и другие бонусы, которые вы предложите будущему сотруднику;

• обдумайте формулировку культуры своей компании и организационной структуры, помимо базовых должностных требований.


После того как вы определитесь по всем этим позициям, вы будете готовы составить профиль должности.

Прежде всего, подготовьте список всех ежедневных и еженедельных обязанностей кандидата. К примеру, если речь идет о должности торгового представителя, то в ежедневные задачи могут войти такие обязанности, как «холодные (рекламные) звонки потенциальным клиентам» и «ценовые предложения по доставке продукции клиентам». Еженедельные задачи – это, к примеру, «отчет по источникам продаж» и «обновление системы управления отношениями с клиентами». Не нужно вдаваться в детали на данном этапе, достаточно обозначить картину в целом, дать общее представление о вакансии, чтобы проверить, нет ли явных несоответствий или сомнительных моментов.

Затем запишите все причины, которые оправдывают данную вакансию с экономической точки зрения. Так как все мы нацелены на то, чтобы получить прибыль со своих вложений, мы должны убедиться, что инвестиции в эту вакансию принесут положительные результаты – в виде дохода, экономии или роста эффективности и продуктивности.

Хотя этот двухэтапный подход к определению вакансии ни в коем случае не новый, никогда не перестаю удивляться, сколь- ко людей принимаются за составление должностных требований, не обдумав обоснованность вакансии, которую они собираются открыть. Не позволяйте себе пропустить эти важные шаги, потому что это может дорого вам обойтись, когда процесс рекрутинга будет уже идти полным ходом. Либо вы поймете, что ищете не тот тип сотрудника, и придется начать все сначала, либо вы наймете человека, который вам не нужен, и потратите деньги.

И то и другое плохо.

Как составить профиль должности

Чтобы составить профиль должности, нужно для начала задать вопрос: «Зачем я открываю эту вакансию?» Это я называю предпосылкой вакансии. Ваш ответ должен учитывать следующие моменты.


• Какой основный бизнес-фактор оправдывает эту вакансию в вашей компании или команде?

• Это новая вакансия или замена/модификация существующей должности?

• Если кто-то уже занимал эту должность, какие факторы принесли ему успех или стали причиной неудачи?


Определив предпосылки вакансии с учетом ответов на поставленные вопросы, можно перейти к следующему шагу: «сформулировать успешный результат».

На этом этапе мы задаем вопрос: «В течение 12 месяцев каких достижений мы ждем от сотрудника, чтобы считать его успешным на данной должности?»

Ответ должен быть конкретным и опираться на параметры и цифры, чтобы исключить какие-либо субъективные критерии.


Для вакансии торгового представителя это могут быть следующие результаты:

• принести $500 000 дохода от новых клиентов;

• «обработать» всех потенциальных клиентов в течение 24 часов после получения контактов и повысить количество сделок с ними до 30 %;

• увеличить объем продаж c $150 000 до $450 000 в течение первого года работы.


Для должности главного бухгалтера задачи могут быть следующие:

• сократить период погашения дебиторской задолженности до 50 дней за первые шесть месяцев работы;

• разработать инструмент, прогнозирующий движение денежных средств, в течение первых трех месяцев работы;

• перевести компанию с QuickBooks на NetSuite[2] к концу третьего квартала.


Главное – конкретика. Нужно сформулировать должностные требования, опираясь на желаемые результаты, как на отправную точку. Затем можно использовать эти критерии на собеседовании, чтобы выяснить, добивался ли тот или иной кандидат результатов, схожих с теми, которые нам хотелось бы видеть. Избегайте абстрактных, неопределенных требований, например, «инициировать отношения с новыми клиентами» (хорошо, а со сколькими?) или «обеспечить блестящее обслуживание клиентов» (как это будет оцениваться?). Если вы обнаружили, что не имеете ни малейшего понятия, какие параметры оценки успеха использовать, пока лучше вообще никого не нанимать. Лучше притормозить процесс, хорошенько подумать и продолжить, уже когда вы будете знать, какой результат вам нужен. Важно ориентироваться на конкретные результаты во время составления должностного профиля, так как это позволит предотвратить три распространенные ошибки.


1. Отсутствие финансовой целесообразности данной должности

Во многих случаях предприниматели или менеджеры считают, что им нужен новый сотрудник, но когда они пытаются сформулировать причины на бумаге, финансовой аргументации явно не хватает. Если нет финансовой мотивации, либо подумайте, как извлечь больше ценности из должности, либо эффективнее перераспределите задачи между имеющимися сотрудниками.


2. Недостаточно работы для новой должности

Другая распространенная ошибка на данном этапе – когда создают новую должность, не обеспеченную полноценной работой. Многие менеджеры открывают вакансию, которая требует 20–30 рабочих часов в неделю, что, конечно, не является достаточно веским аргументом для создания новой позиции на полный рабочий день. Столкнувшись с необходимостью двух должностей с частичной занятостью, которые при этом одинаково значимы, многие менеджеры предпочитают создать некий гибрид – то, что я называю твинером (игрок, который может относительно успешно выступать в двух позициях). Обычно это не самая удачная идея по причинам, которые мы вскоре обсудим. Избегайте твинеров!


3. Слишком много работы для одной должности

Другая крайность – это когда дел много, а рук мало. Составив список ежедневных и еженедельных задач, вы увидите, что ни один человек не способен выполнить их в одиночку. Вы умудрились втиснуть все требования, какие только можно было придумать, в одну должностную инструкцию, создав очередное чудовище Франкенштейна, которое обречет своего создателя на горькие муки. Возможно, нужно разделить эту должность на несколько позиций, особенно если вы давно откладывали наем нового сотрудника из-за финансовых ограничений. Если вы можете оправдать две или несколько новых вакансий с финансовой точки зрения, то флаг вам в руки! Все будут только рады.


Твинеры – избегайте их во что бы то ни стало!

Вернемся к твинерам. Когда объединяете две, казалось бы, похожие, но, в общем-то, разные должности с частичной занятостью в одну должность на полный рабочий день, получается твинер. Поверьте, твинеры вам не нужны.

Один мой знакомый предприниматель, который возглавляет фантастически успешную компанию, торгующую одеждой, позвонил мне, чтобы узнать мое мнение о новой должности, для которой он искал сотрудника.

«Что представляет собой эта должность?» – спросил я.

«Я ищу, – начал мой друг, – бухгалтера и офис-менеджера в одном флаконе, того, кто взял бы на себя бухгалтерские обязанности и повседневные административные дела компании. Получится такой гибрид – человек, который одинаково хорош в двух позициях». Все мы знаем, чем это кончится. Этот предприниматель, с ограниченными ресурсами, типичными для большинства молодых компаний, принял решение объединить две, казалось бы, схожие должности.

«Бухгалтерия – это ведь административная функция, – продолжил размышлять мой друг-директор, – так что я смогу избавиться от всех этих офис-менеджерских мук и груза, который я тяну на себе, передав его бухгалтеру. А так как вряд ли я смогу загрузить отдельно бухгалтера или офис-менеджера работой на сорок часов в неделю, я возьму «двоих» по цене одного и создам гибридную должность. Проблема решена».

Проблемы только начинаются на самом деле.

Объединив бухгалтерские задачи с задачами офис-менеджера, этот директор создал твинера – должность, которая играет двойную роль, сочетая в себе схожие, однако во многом разные обязанности, в попытке извлечь из новой позиции больше выгоды. Разумно, не так ли? Получить максимальную отдачу с каждого доллара, потраченного на зарплату. Однако это решение неразрывно связано с риском – человеку, которого вы наймете, будет не доставать звездного потенциала в одной из ролей, и это может привести к тому, что он не достигнет требуемых результатов ни в одной роли.

Предприниматели примеряют на себя сотни разных ролей каждый день – продавец, HR-менеджер, бухгалтер, клейщик марок, и у них достаточно умственных способностей и навыков, чтобы справиться с каждой из них на раннем этапе развития компании. Но это не значит, что будущие сотрудники компании смогут с тем же успехом жонглировать делами. Большинство предпринимателей предполагают, что весь мир так работает – прыгает с одного на другое, выполняет несколько совершенно разных задач одновременно. Однако дела обстоят по-другому.

Люди, которые становятся блестящими предпринимателями, обычно бывают ужасными сотрудниками. Люди, которых по праву можно назвать звездными сотрудниками, стали звездами, потому что достигли выдающихся результатов в чем-то одном – в бухгалтерии, торговле, HR общего профиля. Возможно, они и могут функционировать в других областях, но спорим, что только одно у них получается лучше, чем все остальное.

Это ваша задача как бизнес-лидера – решить, для какой роли вы ищете сотрудника. Если вы не можете выделить один должностной профиль, практически невозможно найти соискателя с высокими шансами на успех. Вы рискуете выбросить на ветер немалые деньги, которые будете месяцами платить ему. Неспособность принять правильное решение может дорого обойтись.

Конец ознакомительного фрагмента.