Вы здесь

Лучина. О делах… (Терентiй Травнiкъ)

О делах…

Что делать, когда хочешь что-то осуществить, но при этом тебе кто-то мешает? Если думаешь, что это хорошо, то остановись и посмотри – хорошо ли это, испытай это временем.

Никогда не спеши, но и не медли слишком усердно. Выслушивай все мнения, и плохие прежде всех. Дели плохие мнения на полезные и страстные. Но различить их очень непросто бывает. Если после этого ты решишь все же идти дальше, то пусть оружием твоим станет терпение и благоразумие.

Где сам не сможешь, там проси прощения и поддержку у Бога, а где справился, знай, что не ты, но Господь твой сделал это для твоего утверждения перед самим собой.

Не оставляй начатого дела, но и не начинай нового, если что-то не закончено. Коли уж пришлось начать, помни обо всем, что еще не завершено. Ибо, все это – суть один корабль, а может ли корабль плыть, если хоть одна доска будет отсутствовать в днище?..

Любое незавершенное дело – есть разруха, и может ли зерно прорасти, если его только бросили, а не вкопали в землю.

Помни: кто сеет основательно, у того и жатва добрая.

В делах не держись за одно, но и за многое не хватайся. Помни, что у тебя только две руки, но утешайся тем, что на каждой по пять пальцев.


• Мы все недостойны внимания, но по милости Божией совершается радость в делах наших и в жизни нашей.


• Если на сердце покой, на душе радость, в мыслях ясность, в теле уравновешенность, в окружении умиротворенность, если у тебя нет ответов, потому что больше нет вопросов, если тебя хватает на всех, и ты можешь обнять весь мир, не сходя с места, если осталась единственная печаль, печаль о том, что раньше ты этого не знал, что узнал теперь и при этом хочется плакать от умиления и любви ко всему, то знай, что это Господь коснулся твоего сердца, и ты теперь всегда будешь об этом помнить.


• Когда что-то не получается, руководствуйся принципом целесообразности: если понимаешь, что это нужно, то продолжай, пробуй, ищи и старайся. Если же просто хочется что-то делать, то лучше оставь это и не возвращайся больше к этому до тех пор, пока не сможешь уже этого не сделать. Нужно это или не нужно, ответ испрашивай только у своей совести.


• Ища причину, не утони в следствиях.


• Любое следствие живет,

пока жива причина.


• Уничтожив причину,

уничтожишь и все следствия, кои она породила.


• Если причина позволит,

то и следствие появится.


• Одна причина может породить несколько следствий. Дойти до причины можно, если спускаться по следствиям, как по ветвям дерева вниз к стволу, либо попробовать понять взаимодействие различных следствий и выявить таким образом причину через эти проявления. Но есть еще Причина причин, которая так не открывается и является основой тому, что в нас происходит и что побуждает нас ко всякому поиску иных причин.

У каждой причины есть своя причина.

Первопричину можно только переживать, а не познавать. Она не нуждается в познании, ибо изначально существует во Всеосознанном.


• Если что-то ищешь, важно знать, где искать и когда, тогда есть вероятность найти.


• И знай, первый камень редко бывает драгоценным.


• Тот, кто правильно задает вопросы, получает успокоение через хорошие ответы.


• Жажда знания – есть та жажда,

от которой не стоит избавляться.


• Нужно уметь отделять в себе стремление к знанию от любопытства. Если первое преобразует и, совершенствуясь, двигает нас дальше, вытачивая нас и укрепляя, то второе, если оно вообще не наделено пороком, терзает нас и отвлекает нас от самих себя. Любопытство и праздность – очень близкие соседи.

Одно из свойств любопытства – это нежелание, а то и невозможность фиксировать и закреплять приобретенное в процессе знание. Таким образом, теряется смысл познания. Казалось, достаточно коснуться и, скользя по поверхности, делать выводы и анализировать, но это неправильно, это не расширит наш опыт. Вполне возможно, что любопытство порождается скукой или беспечностью, но ясно одно, там, где торжествует любопытство, ум спит.

Противоположность любопытству – любознательность. Оно исходит из того, что прежде чем что-либо узнавать, убедись, что это тебе необходимо. Знание созидательно, если ты к нему подготовлен. Приобретенным знанием учись пользоваться, только тогда оно оживет. Все, что ты знаешь, но не используешь, умирает или, по крайней мере, спит глубоким сном.


• Сколько не поливай мусорную кучу родниковой водой, цветы все равно не вырастут. Но по неотступности в этом всякое возможно.


• Нельзя осваивать хорошее новое, не избавившись от дурного старого. Очень трудно избавиться от плохого, но возможно, если твердо решить это делать и, постепенно, в труде и молитве, терпении и самоизучении пробуждать свою

уснувшую совесть.


• Совесть – это тот горн,

который не дает нам уснуть во «греховной смерти».


• Лучше мне будет плохо без хорошего, и я буду страдать в поисках радости и покоя, чем хорошо от неправильного во мне.


• Тяжело смотреть, как мы

скармливаем себя своим дурным привычкам.


• Я прочитал много хороших книг, но в душе моей осталась тоска и печаль и дела мои по-прежнему худы. Что мне делать? Забыть прочитанное, ибо я смешал свой навоз с жемчугом новых знаний, и тот поглотил этот жемчуг. Приятно ли вам смердящее благоухание. Теперь я понимаю, что нельзя впитывать благое в загрязненную губку своей души, нужно прежде отжать ее и промывать водами осознания. Так рождается путь к целостности.


• Кто хочет быть чище, тот должен вспомнить о Боге, наша забывчивость в этом делает нас запыленными временем.

Увлечение плотскими радостями рано или поздно уничтожит нас, все будет кончено, поезд умчится дальше, а мы останемся лежать на обочине, без надежд, без друзей, без смысла и без любви. Здесь нет ничего нового, мораль эта страшна, прежде всего, своей обычностью.

Чтобы начать движение обратно, нужно сначала замедлить шаг, потом остановиться и уже потом двигаться в другую сторону. Кто сумеет замедлить шаг и остановиться, тот уже на правильном пути, но этого еще мало. Самое трудное – так это продолжать свой путь. Проси Господа о помощи и будь искренен в своем желании исправиться, отдай все старое, лучше ничего не имей, чем идти, сохраняя прошлое, – больное, злое, пустое и беспросветное, а это – почти вся твоя жизнь. Помни о нем, как об опыте.

Неужели уже поздно? Нет не поздно. Начинай все сначала, последние дни, проведенные в благодатной радости, – единственное, что будет напоминать тебе о твоей жизни. Это так мало для нее, но бесконечно много для вечности. Ты ведь знаешь, что хорошее помнится долго, а плохое забывается. Теперь же не предавай хорошее, ибо этим породишь недоверие, а недоверие – это дверь в твое одиночество.


• Когда исключение становится правилом в жизни общества – наступает трагедия. Если же человек старается жить по исключениям, то это не всегда плохо.

Так бывает, когда хорошее становится исключением, но ясно одно, что жить исключением всегда очень трудно.


• Внешний дефект с детства порождает в человеке стеснительность. Неуверенность в детстве очень полезна, она способствует развитию глубины в переживаниях, ощущениях и мышлении. Быть вторым, третьим, а то и последним в детстве – значит претерпевать. В юношестве любое суждение выдается и ощущается как единственно возможное, критика не воспринимается, либо принимается в штыки, все это способствует отсталости в развитии. Поэтому дефект физический способствует стеснительному молчанию, но в это время происходит впитывание информации.


• Окружающее всегда осмысленно. Первый этап во всем – есть восприятие. Далее воспринятое нами открывает для нас путь для нового решения. Мой мир открывается из меня. Бог имеет все и не имеет ничего. Я становлюсь частицей пустоты и приобретаю все.


• Ты сможешь иметь все только тогда, когда тебе станет ничего не нужно. Отсутствие желания не есть усталость, а есть возвращение к себе. Когда ничего не просишь, тогда можешь что-то понять.


• Теряя уверенность, приобретаем надежду.


• Знания – есть очень непростое испытание, так как часто отнимают у нас простоту, а она, в свою очередь, является необходимым условием для возделывания благодатных семян в нашей душе. Тот, кто готов к знанию, то есть может правильно его использовать (для пользы другим, а не для собственной выгоды), тот становится мудрым.


• Кто молчит, тот и слышит, а кто слышит, тот редко говорит, ибо нет таких слов, которые могли бы точно описать услышанное в молчании.


• Чтобы что-то понять, нужно замолчать.


• Мудрый – не всегда знающий, но всегда видящий.


• Мудрый человек не только может генерировать знания в себе, но всегда основывается на высоких морально – этических принципах, что соответствует внутреннему положению «не навреди». Знание мудрых созидательно, ибо они никогда не рассматривают его как собственное достижение, но всегда как дар Божий, который не терпит зла и загрязненности.


• Быть уверенным в собственной слабости и уметь признавать это – весьма полезно.


• Признание в своей слабости

открывает дорогу к исправлению.

• Признавшийся умеет слушать, начинает терпеть и думать. Его лекарством становится совесть, а врачом – Бог.


• На одного любящего тебя приобретешь двух ненавидящих и одного равнодушного.


• Какова земля, таков и урожай.


• С добрым намерением и камень распускается цветами.


• Сильный тот, кто может признаться в своей слабости и в своих ошибках.


Благородный тот, кто найдет в себе силы разобраться в них.


Благоразумный же постарается их больше не совершать.


• Ошибки никогда не бывают хорошими, но они дают понять, что так делать нельзя тем, кто слишком самоуверен, а, следовательно, почти слеп, ибо, полагаясь на себя, споткнешься, надеясь на других – упадешь.

Уповай на Бога и твердо будешь идти.


• Человек может что-то только тогда,

когда на это есть воля Божия.


• Хочешь понять чужую боль – заболей сам. Хочешь помочь и вылечить – вылечись сам. Хочешь лечить дальше – останься с болью и терпением и не лечись.


• Кому неведома печаль – тому неведома жизнь.


• Многое, чем занимается большинство из нас, имело бы смысл, если бы не было смерти.


• Прав, много прав тот, кто носит на своем пиджаке пуговицу с костюма своего прадеда.


• Кто хранит, тот преумножает.


• Кто сохранит твое прошлое, кроме тебя?


• Есть вещи, которые нельзя терять и, выбрасывая которые, расстаешься со своей жизнью.


• Вспоминай и помни.


• Никто за тебя не сохранит того, что дорого только тебе.


• Мудр тот, кто держит кончик нити своей истории

у себя в руках.


• Наша память живет во всем, к чему прикасались наши руки, видели наши глаза, и везде, где ступала наша нога.


• Если ты сознательно разбиваешь чашку, из которой пил в детстве, значит ты стал взрослым, но не стал мудрым.


• Смотрите на смерть глазами из жизни и знайте,

что нет другого пути.

Вспоминайте чаще тех,

кого уж нет,

Кто ушел из жизни,

не оставив след.

Или след тот робкий

вьюга занесла…

Вспоминайте чаще добрые дела

тех, кто жил чуть раньше,

просто был, как мы

и искал покоя здесь, среди войны.

Вспоминайте чаще дедов имена,

бабушек волненье, милые слова…

Знайте, в каждой жизни

есть, что вспомнить нам

доброе и светлое среди долгих лет,

чтобы встретить в вечности

тех, кого уж нет.

• Останавливайся на отдых тогда, когда еще сильно желание продолжать начатое дело.


• Не можешь – не обещай.

Коль пообещал, то обязательно выполни.


• Кто имеет все, тот не имеет ничего.


• Кто тонет, тот старается привлечь внимание. Только скромность по-настоящему сильна.


• Внутренний свет не требует внешнего сияния.

Он сам рождает это сияние.


• Никакие слова, украшения и явления не сделают человека прекрасным, если он не создает гармонию внутри себя и не преобразует окружающее пространство в согласии с собой, творя мир и радость.


• Либо ничего не делать, либо делать так хорошо, как позволяют тебе твое здоровье, умение, время и силы.


• Будь честен перед собой и обретешь равновесие.


• С внутренним равновесием приходит понимание и ясность, а это первый и очень важный шаг к цельности.


• Цельность – есть внутреннее единство и неразделимость.

Целостность – есть совокупность движений (внутренних), приводящих к единому внутреннему убеждению.

Целостность – есть внутреннее состояние.

Цельность – есть единение между внутренним сложившимся и внешним объективным.


• В мире все совершенно и подчинено порядку. Все имеет причину. Человек в своем падении познал беспорядок. Человеку дано право ощущать гармонию и идти к Свету. Но, в силу принципа свободы, ему дано право решать – делать это или нет. Другими словами, человек – единственный на земле, кто обладает ответственностью и правом выбора. Он, и только он, ответит за все, что происходит. Никогда не поздно начать путь к Свету, но с каждым шагом во тьму сил остается все меньше и меньше.


• Абсолютное добро не допускает обмана,

даже в бесконечно малом.


• Когда лошадь и осел идут в одной упряжке, тогда либо первая спотыкается, либо второй загоняется до смерти.


• Чем сильнее сжимается росток камнями, тем стремительнее он растет. Но часто бывает, что и чахнет из-за нехватки сил.


• Если человек – раб греха, то он не видит причинно – следственных связей, породивших и питающих этот грех. Другими словами, тот, кто грешит – уже не понимает, почему он это делает. Важно знать, что грех – есть страсть, а страсть – безвольна и безотчетна. Рассуждать о грехе может только тот, кто победил его, либо активно борется с ним. Суждения такого человека будут весьма верными и полезными. Даже тот, кто страдал этим грехом, не может иметь глубокого представления об его вреде, за исключением тех, кто в благообразии духа видит и понимает грех как зло.


• Однажды возникшее уже не исчезает, ибо каждое мгновение вечно по своей природе.


• Путь к Небу начинается еще на земле. Взлетевший один раз, носит в сердце своем благодарственную память и начало великого знания вечности, которое впоследствии может стать единственным и всеобъемлющим для него.


• Благодать не уходит сама по себе, но дурное для нее подобно грубому и уродливому камню, который вытесняет ее, как оный выплескивает воду из сосуда, когда погружается на дно.


• Сколько плохого сделал, столько хорошего потерял.


• Настоящий праздник и мир в душе воцаряются только тогда, когда человек ищет дорогу в Отчий дом, к Богу.


• Когда ты поймешь, что грех все то плохое, что ты делаешь, поймешь, что с этим дальше жить нельзя, то обретешь состояние, которое называется беспокойством от греха. Сила его раскрывается в следующем – что бы ты н делал из греховных своих пристрастий, это уже более не принесет тебе былого облегчения и наслаждения, но все явственнее будет заставлять тебя страдать и стыдиться. С этого момента знай, что заболела, и очень тяжело, твоя греховная природа. У каждого свое время начала этой болезни, но ясно одно, что со смертью греховной природы (привычки, страсти) настанет совершенно новое – жизненное, благостное и вечное.

Наше греховное дерево многоветвисто, сучковато и коряво. Порой такое дерево срубить сразу невозможно. Оно пьет мутную воду из нашего малодушия, незнания, запутанности, неуверенности и многого другого.

И в таких случаях, чтобы повалить дерево, опытный лесоруб начинает пилить его с малых веток, переходя с каждым разом на все более крупные, тем самым, уменьшая крону.

Можно спросить, а почему нельзя сразу? Безусловно, такого категоричного запрета нет, но нужно знать, что наши грехи тесно связаны со всем нашим окружением. Ими мы отравили действительность вокруг нас, запутывая себя самих и наших детей, родных, друзей и всех, кто рядом.

Поэтому, когда падает главный ствол, паутина греховных связей очень часто начинает его держать, и бывает, что он вновь вживается в почву. Если же идет непримиримая борьба постепенно, но неотвратимо, тогда часто случается, что греховное дерево падает, так как уже ничто не в силах его удержать.

Тот единственный корень, которым является первородный грех и который держит ствол, уничтожен нашим крещением во имя Господа, Иисуса Христа.

Дерево обязательно упадет, если мы уничтожим всякую связь с греховными делами, мыслями и настроениями, обрубая ветви и, тем самым, останавливая их рост. Когда же будет вырублено греховное лихолесье, то нельзя оставлять это место пустым и забытым, но радением своим о благостном и вечном воскресим и посадим в себе дерево жизни, кое несомненно есть в каждом из нас.


• Правление сильных отличается мудростью.


• Шум и скандалы – свойство малодушия, слабости и неуверенности. Но если таковому «герою» дать возможность управлять, то он прежде всего начнет с интриг и коррупции, а также террора – жестокого и беспощадного, используя закон, когда несколько лет гонений и страха способны привести государственную машину к исполнительности, пассивности и беспрекословности. Все это осуществимо в двух случаях – если народ уверен, что плохого больше никогда не произойдет, и второе – если народ устал, разуверен, пассивен, измотан и ничему не доверяет.

В этом случае даже обещать ничего не нужно, ибо народ выберет того, кто выберется сам, то есть будет более заметным, шумным, скандальным, каким и является, по сути, слабый, больной, малодушный, трусливый и коварный диктатор, но которому, наряду с этим, присущи в полной мере такие качества, как кровожадность, злоба, ложь, упоение властью и безжалостность.

Бойтесь всего этого, бегите от свыкания с этим. Это не наблюдение, а реалии жизни. Смерть, боль и страх стоят рядом с нами, и ни в одном уголке мира не может быть уверенности, что завтра не наступит хаос, война, слезы и потери.

Не допускайте в душе своей примирения со злом, помните, что только смерть диктатора на время освобождает нас от всего этого, но и мы не вечны в этой жизни.

Ищите, прежде всего, мир в себе и ничему не удивляйтесь. Пусть будет та власть, какой вы достойны. Терпите и не ропщите. Знайте, что все дается по нашему расположению и пожеланию, и зло никогда не придет, если сильна вера, любовь и надежда в народе.

Но если и случится такое, то знайте, что все дается во благо. Эта жизнь быстротечна, а впереди вечность. Помните о Боге всегда и радейте пред Ним.

Смотрите на все, как на должное. Любите всех, кого встречаете, и отвечайте только за самих себя.

Да будете счастливы.


• Человек должен воспитывать в себе соразмерность, единство и последовательность. Большое благо будет тому, кто в терпении и незлобии будет постигать эти состояния.


• Девять плохих случаев в нашей жизни из десяти происходят из-за нашей беспечности и нерадивости, и только один – по слабости или малодушию.


• В ком разум и сердце любят друг друга,

тот на пути к счастью.


• Хочешь друга – полюби врага.


•Дружба рождается из ссор.


•Зрелая личность несет ответственность за содеянное, обладает последовательностью и владеет мерой в делах, мыслях и состояниях.


•Есть многое, а есть главное.

За многим главное часто теряется.


•Избранные идут через калитку, жаждущие идут через забор. И тех и других принимают, но не каждый способен там остаться.


•Где напористость подружилась с неразумностью,

там всегда плохой конец.


•Способность слушать исходит из умения слышать.


•Награда для сильных – мир,

для слабых же награда – война.


•Если ты подозреваешь кого-то в нечестности, то самое лучшее будет, если ты «подаришь» ему то, о чем беспокоится твое сердце… и живи с миром. Сними с себя груз волнений и не требуй больше ничего с этого человека.


•Прежде чем попросить кого-либо о чем-либо – научи его, объясни ему и вооружись терпением.


•Тот, кто торопит время, всегда опаздывает. Тот, кто поторапливает себя – приходит вовремя.


•Способность ждать, достойна награды.


•Просящий многое, получает меньше, но все же больше, чем тот, кто не просит ничего.


•У человека, пожалуй, есть одно главное желание – это обрести себя и вернуться к Богу.

Конец ознакомительного фрагмента.