10 (8)
Разговор неожиданно продолжился, как только в беседу вклинился ещё один чиновник, до этого слушавший их в стороне:
– Отслеживайте, сколько у вас обучается на платных отделениях – юристов, например, и учитывайте это при формировании госзаказа на бесплатное образование.
Поразмыслив над такой рекомендацией, коллега лунного министра спросил:
– А что учитывать? Если их и на следующий год будет столько же – что тогда?! К тому же, учтите: не все ребятишки, которые должны стать кем-то по призванию, смогут найти себе деньги на обучение! Платное образование нужно ликвидировать совсем! Представим себе такую ситуацию: выбирает человек очень востребованную и высокооплачиваемую профессию, берёт кредит на обучение, учится, и вдруг к 3 курсу он узнаёт, что специалистов его профиля на младших курсах уже в избытке! Конечно, он будет иметь преимущество в год-два, но вряд ли оно поможет ему, если он не трудоустроится сразу после обучения по специальности – разные ситуации ведь в жизни складываются, согласитесь. Если произойдёт осечка, то человек останется без работы, без зарплаты и без средств к существованию. А как он будет рассчитываться за кредит, потраченный на образование? Государство опять будет вынуждено взять его на содержание и платить ему, как иждивенцу, но какой же он иждивенец, чёрт возьми? Он – готовый к труду и обороне мужик, единственный недостаток которого в том, что он против своей воли оказался «продуктом» перепроизводства в сфере услуг платного образования!
– Людей нельзя превращать в «продукты»! Это издевательство! – поддержал его лунный коллега. – Одних специалистов стране нужно столько-то, других – столько-то, соответствующий конкурсный балл при поступлении должен быть.
– Достаточно широкий выбор открывается при введении всеобщего бесплатного образования, реализовать который можно будет, лишь преодолев высокую планку знаний!
– А чтобы её преодолеть, нужно обладать интеллектом и достаточным потенциалом знаний. Таким образом возникает стимул хорошо учиться до поступления в ВУЗ, проявлять инициативу в самостоятельном изучении предметов.
– Да. А платное образование напрочь лишает таких стимулов. Оно делает учёбу скучной, лишённой состязательности, а значит и качества. Платные ВУЗы не учат детей, они оказывают услугу. Знания, которые они преподают, не конкурентоспособны, вот в чём дело! Платное образование – как заказ музыки в ресторане: заплатил – и тебе сыграли! В результате каждый год получается одно и то же: кризис перепроизводства одних специальностей на фоне недопроизводства других. В конечном итоге это ведёт к тотальной безработице, к нищете, кризису, к хаосу в международных делах и ко многим другим проблемам тоже, не только в экономике, но и в социуме! Точно такая же тупиковая ситуация была в ЕС и в США перед тем, как рухнули оба… Безработица, особенно среди молодёжи, была бичом капиталистических экономик!
– Экономика без молодёжи мертва, она не может развиваться! Образование, не формирующее людей деятельных, мало того что бесполезно, оно ещё и вредно! Государство не может содержать огромное количество неудачников сразу! Молодёжь вынуждена переучиваться и получать второе, третье, четвёртое, пятое, шестое, седьмое…
– Да остановитесь же, в конце концов!
– Ага, вот именно! Время-то идёт, и трудоспособный возраст проходит! Только при введении всеобщего бесплатного образования можно избежать большую часть вышеперечисленных проблем. Иначе – никак!
– К тому же, проклятые кредиты на образование без посторонней помощи не погасишь. А если карьера не складывается?.. О, тогда катастрофа!
– Некоторые частники любят спонтанные решения по кадровым специальностям. Крупные фирмы формируют более стабильные запросы по кадровым специальностям, хотя иногда они тоже пересматривают стратегию ведения бизнеса. Все вынуждены пересматривать стратегию ведения бизнеса, чтобы не отстать от конкурентов… С этим можно смириться, но нужно понимать: только государство является квалифицированным заказчиком кадров. Наступит момент, когда все поймут: государство, никто, кроме государства! Оно поднимает планку знаний и удерживает её на приемлемом уровне, в отличии от частных ВУЗов!
– Поднимает, значит?!. О-о, так это же разгуляй-поле для коррупционной деятельности в государственных ВУЗах! – заметил ещё один, проходивший мимо чиновник.
– Где-то я это уже слышал… От кого же?.. Неужели от Виттеля?.. Послушайте, товарищ, вы ведь на Луне находитесь – в правовом государстве! Взяточников у нас сажают, а недобросовестных сбрасывают на Землю!
– Пардон! Я не хочу упасть с Луны! – поспешил он прочь, приподняв на прощание министерскую шляпу.
– Постойте! – крикнул ему вслед министр лунного образования. – Если считать, что ничего нового в государстве не может быть создано из-за коррупции, то остаётся тогда махнуть рукой на все нововведения и узаконить… анархию!
– Нет, я не анархист! Правда тяжело, но всё-таки ищется! – отозвался он и исчез.
– А что, если попробовать применить такой вариант: оставим платные отделения, но при условии, что они не будут превышать лимита при подготовке специальностей, министерство образования будет контролировать этот процесс. Госзаказ сделаем одновременно на платное и на бесплатное.
– А если директор частного ВУЗа превысит лимит, разумеется не бескорыстно – что тогда?
– Тогда будем считать это нарушением закона с отягчающими обстоятельствами. Дипломы у выпускников изымать не будем, лишать их возможности продолжить начатое обучение тоже не будем. Накажем только виновных.
– Но если такого рода нарушения станут слишком частыми?!
– Тогда перестреляем всех директоров частных ВУЗов или запретим всё платное образование навсегда – какое-нибудь из двух зол выберем!..
– Ха-ха, дружище, ты мне напомнил предвыборную агитацию республиканца Джона Маккейна: выбирай из двух зол лучшее – Джона Маккейна!
– Я не помню такого кандидата, если честно… Просто хотел сказать вам о том, что нарушения такого рода не могут быть массовыми. Иначе все нарушители полетят с Луны, как камни!