Вы здесь

Луи де Фротте. Герои Шуанерии. За Бога и Короля. Выпуск 12. Глава четвертая (Виталий Шурыгин)

Глава четвертая

По дороге, друзья остановились в Сальме, у дяди Луи-Станислава, рождество они встретили уже в Милане (Миланское герцогство входило тогда в состав Австрии) в обществе родственника Луи маркиза де Ла Карт. Но на границе Пьемонта они были остановлены пограничной стражей. Оказывается, король Сардинии издал указ запрещающий въезд, в своё королевство всем эмигрантам без исключения! И, опять-таки, нашим путешественникам помогли обширные связи Луи-Станислава. Жена графа д’Артуа Мария-Тереза Савойская, была старшей дочерью Сардинского Короля и после революции бежала к отцу, у которого и жила в то время с дочерью. В то время, Савойя, Пьемонт и Сардиния составляли единое королевство со столицей в Турине. Так что друзья обратились сперва к Марии-Терезе, послав ей депешу, и по её протекции, все-таки, дочь Короля, это дочь Короля, беспрепятственно добрались до Турина.


Казнь Людовика XVI 21 января 1793 года


В Турине, они узнают о казни Короля Людовика XVI, что было для друзей настоящим шоком. Объятые жаждой мести, они хотят действовать. А тем временем французская республика объявляет 1 февраля 1793 года войну Нидерландам и Великобритании, а 7 марта 1793 года, Испании. Осталось только решить, к кому присоединиться, так как пьемонтская и австрийская армия по своим боевым качествам, друзей разочаровала. И по предложению опять-таки Луи-Станислава, решено было поступить в армию принца Конде (Людовика-Иосифа де Бурдон-Конде) на Рейне, снаряженную им за свой счет и составленную исключительно из эмигрантов, где командиром гусарского Сальм-Кирбургского полка был очередной дядя Луи-Станислава. В этот полк естественно друзья и поступили, причем де Ла Тремойль полковником, а де Фротте, простым волонтером. В армии Конде был переизбыток офицерского состава, так что часто младшие офицеры шли служить рядовыми, а генералы становились полковниками или даже командирами рот.


Принц Конде


В то время, «победитель при Вальми», Дюмурье, был разбит 18 марта 1793 года в сражении у Неервидена в Бельгии, Фридрихом Иосия Саксен-Кобург-Заальфельдским, главнокомандующим войск в Австрийских Нидерландах. Причем на этот раз сам Шарль Франсуа Дюмурье, видя, что пощады ему от Конвента не будет, задумал повести свою армию на Париж, дабы свергнуть Конвент и восстановить монархию. Но его идеи не нашли поддержку в революционной армии, и 4 апреля Дюмурье бежал к австрийцам.

В лагерь эмигрантов приходят сведения и о восстании в Вандее и в Лионе, но они отрывочны и противоречивы, так как в основном источником новостей были пленные и перебежчики. А пока союзные войска одерживают победы над французами, взяты крепости Конде, Валансьен, город Майнц. Причем роялисты эмигранты рвутся помогать восставшим Лиона, в отличие от Вандеи и Бретани, он находится сравнительно не далеко от границы. Они обращаются к принцу Конде и непосредственно к братьям казненного Короля с прошением дать приказ идти на помощь лионцам. Среди них находится и де Фротте. Прошение было удовлетворено, причем был составлен особый отряд из эмигрантов готовый, идти на помощь, куда вошел и Луи, но это отряд был остановлен савойской и австрийской армией, что заняли Эльзас. Между войсками антифранцузской коалиции не было никакой согласованности.

Хотя восстание началось 29 мая, но только 9 августа генерал Конвента Келлерман с силой в 65 000 человек приступил к осаде Лиона, гарнизон которого составлял 10 000. Осада длилась два месяца, и 12 октября город был взят, не смотря на ожесточенное сопротивление его защитников. Тысячи людей были расстреляны или гильотинированы. Помощь от австрийцев и пьемонтцев так и не пришла, хотя их вооруженные силы находились всех ближе к Лиону.


Осада Лиона войсками Французской Республики


А пока союзные войска одерживают 14 сентября победу при Пирмазенсе и 13 октября при Виссембурге. В этом бою из эмигрантов была сформирована седьмая колонна армии графа Вюрмстера в которой и был Луи, но между австрийцами и пруссаками опять возникают трения, что отнюдь не способствуют общему делу. Так что в конце декабря, начале января, союзники утратят свои позиции в Эльзасе.


Мария-Антуанетта на пути к эшафоту


16 октября 1793 года была казнена Мария-Антуанетта, весть эта вскоре дошла и до отряда принца Конде. Луи де Фротте видя бессмысленность эмигрантской «мышиной возни», решает пробираться в Вандею. Он просит отставку у Конде и садится на английский корабль в городе Остенде (бельгийский город на берегу Северного моря) и направляется в Вандею. Это был один из кораблей флота лорда Мойра, что должен был доставить помощь вандейцам. А для того, что бы получить эту помощь, вандейцы должны были захватить один из портов на Ла-Манше.

14 ноября 1793 года, Лярошжаклен подходит к стенам Гранвиля с отрядом в 20 000 человек. Гарнизон города под командованием Карпентьера составлял всего 5000 человек, но отличные оборонные укрепления делали город практически неприступным. Попытка штурма провалилась из-за отсутствия осадной техники, поддержки с моря, и энергичной обороны республиканцев. Английский флот, прибытие которого так ждали, так и не появился на рейде. Британский флот стоял в Джерси и был готов вмещаться, но его командир Френсис Родон-Гастингс, лорд Мойра, был дезинформирован и не знал о нападении на Гранвиль. После убийственной 36 часовой атаки, 15 ноября в три часа дня, Анри де Лярошжаклен дает приказ к отступлению.


Атака Гранвиля


Британский флот двинется в Портсмут, откуда он выйдет 1 декабря и направится вновь к Вандее, корабли будут плавать в течении нескольких дней вдоль берега, но не получив никаких вестей от восставших, чьи силы были уже на исходе, флот вернется опять на Джерси, а потом и в Англию, куда прибудет 14 февраля 1794 года.

Так, пассивно проведя три месяца на корабле, де Фротте очутился, в конце концов, в Англии. Ну а из порта, прямая дорога, в столицу Великобритании, Лондон.