Вы здесь

Луи де Фротте. Герои Шуанерии. За Бога и Короля. Выпуск 12. Глава первая (Виталий Шурыгин)

Глава первая

Итак, я начинаю свой рассказ.

Во вторник, 5 августа 1766 года, в Алансоне, городе, расположенном в Нижней Нормандии, в семье пехотного капитана родился первенец, мальчик. Он был крещен в тот же день с именем Мари Пьер Луи. Его отец, Пьер Анри де Фротте, совсем недавно женился на Агате де Клерамболь, дочери морского офицера, 15 октября 1765 года, свадьба состоялась на родине невесты, в городе Пор-Луи в Морбиане, Бретань.

Что примечательно, отец маленького Луи был потомственным протестантом, а мать католичкой, поэтому мальчика и крестили в день рождения в католической церкви.

Род де Фротте происходит из Бурбонне, одной из провинций в центре Франции, что когда то была герцогством Бурбон. В 1434 году, один из Фротте переехал в Нормандию, поступив на службу к герцогу Алансона, получив за это в лен домен Кутерн. В 1509 году, сестра Короля Франциска I Маргарита, вошедшая в историю под прозвищем Наваррская, выходит замуж за Карла IV герцога Алансонского и в секретарях у неё был, один из предков Луи, Жан де Фротте. И как сама хозяйка, автор «Гептамерона» и «Зерцала грешной души», покровительница поэтов и музыкантов, Жан то же не чуждался литературной деятельности. Двор герцогини был открыт для новых идей, она привлекала к себе поэтов разных школ, вольнодумцев и гуманистов, преследуемых церковью; и похоже именно тогда, предки Луи стали протестантами, или как их называли во Франции, гугенотами. Именно при покровительстве Маргариты Наваррской возникли во Франции первые тайные протестантские общины (хотя её брат Франциск I, повелел конфисковать все протестантские сочинения и под угрозой смертной казни запретил гугенотам устраивать своё, протестантское богослужение). И как это было принято в дворянских семьях, почти все де Фротте были военными.


Маргарита Наваррская


Отец Луи, Пьер Анри не был господином Кутерна, что по праву майората достался его старшему брату и всецело зависел от жалования капитана, поэтому семья мальчика жила довольно скромно. В собственности семьи было даже не поместье, а скорее участок земли Ла Римблиер с небольшим домом, отнюдь не замком, в коммуне Даминьи близ Алансона. Так кстати жила половина дворянства во Франции, накануне революции.


Дом отца Луи близ Алансона


В 6 лет, Луи потерял мать, отец скитался по гарнизонам, поэтому воспитанием мальчика занялись многочисленные тетушки по отцовской линии, мадам де Шабо, баронесса де Сали, мадмуазель де Кутерн и мадмуазель де Иф. Так что жил Луи у тети в замке Иф, возле города Кан в Нижней Нормандии. Гостил он и у дяди, маркиза де Кутерн, последний даже хотел сделать мальчика своим наследником.


Замок де Кутерн


Как многие дворянские дети того времени, Луи получил домашнее образование, в школу тогда ходили только простолюдины. Хотя посещение школы в то время было гражданской обязанностью, были школы, как для мальчиков, так и для девочек, но уровень образования был довольно низок, основным предметом кроме письма и чтения был аналог нашего «закона Божьего», ну и математика и основы истории. Учителя получали мало и довольно часто совмещали преподавательскую деятельность с какой-либо другой, и были порою простыми грамотными ремесленниками без всякого педагогического образования. Конечно, в иезуитских школах давалось более основательное образование, где ученики помимо латыни изучали географию, природоведение, астрономию, философию, теорию музыки и так далее, но это скорее были уже колледжи, а не школы и они готовили ученика к поступлению в университет.

Мальчик увлекался историей, любил читать рыцарские романы, делал успехи в математике и помимо прочего изучал немецкий язык. Будучи подвижным ребенком, он не только играл во всякие салки, горелки, с детьми слуг, но и брал необходимые в то время особенно для дворянина уроки фехтования и верховой езды. Не раз, будучи всего 10—12 летним мальчиком, он ездил без спросу в ночное.

В 13 лет, со своим другом, сыном одного из слуг, взяв без спросу лошадей из отцовской конюшни и желая добраться до ближайшего порта, где мальчики намеревались продать лошадей и сесть на корабль, он бежит в Америку, что бы сражаться там за свободу американских колонистов с Англией. Но беглецы были пойманы по дороге и возвращены обратно.

А пока отец Луи получает чин майора и вторично женится на двадцатилетней Анне Сюзанне Дюмон де Бостакё де Ламбервиль, два её брата потом будут сражаться в Королевской и Католической Армии Нормандии, Исаак Габриель Огюст и Исаак Антуан Огюст.

После неудачного побега, отец понимает, что сын уже вырос, и отдает его в военную школу в Версале (École militaire), тем более, что юный Луи собирался как и все де Фротте стать офицером и не видел своего будущего вне военной карьеры. Школа была специально создана в 1751 году, что бы дать военное офицерское образование, для выходцев из бедных дворянских семей, реорганизована в 1777. В 1779 году школа располагалась на улице Святого Людовика (в Версале) откуда переехала в 1781 году на улицу Бурдоне. Выпускники этой школы пополняли собой в основном гвардейские полки.


Версаль


Среди учителей мальчика был Антуан-Жозеф Горса, что как раз приступил там к преподаванию в 1779 году, будущий деятель французской революции и член национального конвента, проголосовавший против смерти Короля и за его изгнание, он окончит жизнь на гильотине 7 октября 1793 года.

Там же, в Версале, в церкви Святого Людовика, своего небесного покровителя, Луи принял первое причастие. Не смотря на фривольность нравов, царящую тогда в Версале, юный де Фротте сохранил юношескую чистоту и прислуживал по воскресеньям на мессе в церкви. Там он мог видеть Людовика XVI и Марию Антуанетту, что приходили в храм на богослужение.