Вы здесь

Лоскутное шитье и аппликация. Глава 1. История лоскутного шитья (С. Ю. Ращупкина, 2011)

Глава 1

История лоскутного шитья

Лоскутная аппликация, стежка, мозаика существовали у каждого народа независимо друг от друга. Самая древняя аппликация – орнамент, выполненный из кусочков шкуры газели, – была найдена в Египте и датируется 980 г. до н. э. Остатки стеганых изделий были обнаружены и при раскопках скифских курганов. В IV—IX вв. паломники оставляли в пещере Тысячи Будд в Китае маленькие частички одежды, из которых затем служители культа шили ковры на религиозную тематику.

Стежка появилась в Европе во времена Крестовых походов примерно 800 лет назад. Дело в том, что рыцари привозили из Палестины различные ковры, знамена, флаги, выполненные в этой технике. Однако по самой Европе этот вид рукоделия распространялся очень медленно. Долгое время стежку использовали только для того, чтобы укрепить многочисленные слои одежды.

Лоскутная техника, или пэчворк, зародилась в Англии. В XVI в. в эту страну стали привозить индийские хлопчатобумажные ткани различных цветов и узоров. Модным стало иметь в доме одеяло, выполненное из индийских тканей. Быстро начали появляться подделки таких одеял, изготовленные на английских мануфактурах. В результате чего британское правительство запретило продавать в Англии индийский ситец и изделия из него, чтобы тем самым помочь развитию местных мануфактур по производству шелковых и шерстяных материй.

Ситец из Индии стал большим дефицитом, и женщины после раскроя платьев стали использовать его остатки для изготовления других вещей. Отдельные элементы с узорами нашивали на шерстяные или льняные ткани, а мелкие кусочки сшивали в единое полотно. В домах с небольшим достатком из лоскутков шили и различные текстильные предметы интерьера.

В 1540 г. одна из жен Генриха V Катерина Говард получила перед свадьбой в подарок 23 квилта (одеяла из ситца) из королевского гардероба – это был один из знаков благоволения короля.

Чаще же лоскутное шитье развивалось в семьях первопроходцев Америки. Хозяйки собирали маленькие кусочки тканей, оставшиеся после раскроя, лоскутки старой, но еще крепкой одежды. Затем женщины собирались вместе и соединяли их в полотна, из которых шили одеяла, коврики, одежду, покрывала и т. д. Таким образом стали появляться и подлинные шедевры. Постепенно пэчворк стал американским народным искусством: появились различные модели, способы, типы, правила изготовления изделий в этой технике. Затем из Америки пэчворк распространился по всему миру, приобретя в каждой стране свои национальные черты.

В Америке родился также еще один вид лоскутного шитья – квилт. Сначала это слово обозначало только одеяло с теплой прокладкой, сшитое из лоскутков и затем простеганное. Намного позже этим словом стали называть все изделия, выполненные в такой технике, суть которой состоит в следующем. Все слои сшивают простым швом, который впоследствии был назван стежком. Стежки прокладывают в виде узоров. Иногда во время стежки добавляют шнур. Для каждой страны характерны свои мотивы, например в Голландии чаще выполняли растительные орнаменты, в Америке – геометрические узоры.

Квилт в истории лоскутного шитья занимает особое место – в приданом каждой девушки должно было быть не менее 13 квилтов. Причем последний, тринадцатый, девушка должна сшить в промежутке после помолвки и до свадьбы. В 1930-х гг. во времена Великой депрессии и затем в период Второй мировой войны пэчворком и квилтом практически не занимались. Это не удивительно, ведь совсем не было тканей, а одежду зачастую шили из хлопчатобумажных мешков, в которых продавали продукты питания.

В России до середины XVIII в. ткани изготавливали самостоятельно долгими зимними вечерами за прялкой, ткацким станком. Сырьем для них служили шерсть, лен и конопля. Выращивание и обработка сырья занимали много времени, а кроме того, эти процессы были и очень трудоемкими. Полотнища ткани, вырабатываемые на домашних ткацких станках, были шириной 40 см, что в общем соответствовало тогдашнему крою одежды или полотенца. Такая одежда была очень крепкой, а потому ее передавали от одного поколения к другому. В конце XVIII – начале XIX в. в России стало развиваться машинное производство тканей, поэтому недорогие яркие хлопчатобумажные ткани стали постепенно входить в обиход горожан, а затем и крестьян. Ширина ситцевых полотен составляла 75—80 см, а потому после раскроя одежды оставалось много разных кусочков, которыми бережливые хозяйки удлиняли детскую одежду, украшали рукава, оплечья, подолы своих рубашек. Самые маленькие кусочки и лоскутки от сохранившейся одежды сшивали в единое полотно, создавая разноцветную мозаику из полосок, треугольников и квадратов ярких контрастных цветов. Из такого полотна делали одеяла, подушки, занавески, коврики и т. д. Из лоскутков делали и объемные изделия. Для чего их вырезали по лекалам и складывали треугольниками. Каждый такой треугольник накладывали на основу из плотной ткани рядами и прострачивали по периметру. Во втором варианте лоскуты ткани скручивали в жгуты, заплетали их в косички, выкладывали по кругу и сшивали вместе. Таким образом делали половики, подкладки для сиденья на стулья и скамейки.

Непременным атрибутом каждого деревенского дома стало лоскутное одеяло. Его в обязательном порядке готовили и в приданое каждой девушки. Постепенно интерес к лоскутному шитью угасал, и этим видом рукоделия занимались только бабушки, которые по старинке сберегали каждый лоскуток. Оно также, к сожалению, не вошло в перечень ремесел, которые поддерживало государство.

В 1970-е гг. народный фольклор вошел в моду, поэтому снова возник интерес и к лоскутному шитью. Многие музеи стали собирать различные изделия, выполненные по этой технологии, заинтересовались ими и профессионалы.

В настоящее время к лоскутному шитью относятся как к одному из видов искусства, а потому оно уже не используется только в утилитарных целях. Во многих музеях Англии, России, США, Германии, Австралии, Швейцарии и Швеции хранятся коллекции изделий, выполненных по этой технологии.