Вы здесь

Ломоносововедение. ГЛАВА 2. ЛОМОНОСОВ И НАУКИ. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ И СТУДЕНТАМИ (Е. В. Ширшов)

ГЛАВА 2

ЛОМОНОСОВ И НАУКИ. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ И СТУДЕНТАМИ

2.1. Для младших классов общеобразовательной школы

2.1.1. Детские годы Ломоносова

Бесконечные болота и дремучие леса отрезали Беломорье от остальной России. Иноземные захватчики, терзавшие в течение веков Россию, не дошли до сурового края. Миновало его и крепостничество. Побережье Белого моря населяли свободные русские поморы, которые занимались морским промыслом в суровых условиях изменчивого и капризного Ледовитого океана. Частые туманы, сильные бури и дрейфующие даже летом льды представляли большую опасность для парусных судов поморов. Но отважные мореплаватели вступали в единоборство с океаном, и самые смелые из них выходили победителями.

Историк, славист Владимир Иванович Ламанский пишет: «в целой России в начале XVIII века едва ли была какая иная область, кроме Двинской земли, с более благоприятной историческою почвою и более счастливыми местными условиями». Личность М.В. Ломоносова можно понять, только составив представление о природе, в окружении которой он вырос, о том, что он был выходцем из той части русского народа, которая никогда не испытывала гнёта ига и не знала рабства. Здесь обретались потомки новгородцев, не знавшие крепостного права, «черносошные», государственные крестьяне, строгие в нравах, деятельные, независимые, «умевшие за себя постоять, сплотившись в «земские миры» ». Им неведома была барщина, бремя государственных обложений, они избывали деньгами, развивая товарное хозяйство, торговлю и ремёсла. Поморы владели навигацией, ходили в Ледовитый океан, к Груманту, к Новой Земле. На Мурмане – промысловые становища, лов вели огромными сетями, охотились, варили соль, смолу, добывали слюду. Здесь богатая традиция художественного рукоделия.

До основания Петербурга Архангельск был единственным морским портом России; туда в XVII в. ежегодно приходило 40 – 50 иностранных кораблей. Поморы ходили на тресковый промысел к мурманскому берегу, все короткое северное лето были в море, а осенью возвращались с добычей. Они снабжали Москву рыбой, солью, салом и кожей морских зверей, торговали с сибирскими землями, а также с датчанами и норвежцами, заходя в их порты. Таким образом Поморы общались не только с центром России Москвой, но и с другими государствами, отчего их кругозор расширялся. Среди поморов было много грамотных людей, в деревнях водились книги. Поморы умели обращаться и с навигаторскими приборами, с компасом, определять положение судна в море по звездам.

В 1711 году, в эпоху когда Пётр I совершал свои великие преобразования и когда плод этих преобразований, Полтавская победа, „наше русское воскресение", по выражению Петра, – уже решила вопрос о будущности России, как могущественного европейского государства», родился человек, который окончательно разделил науку и искусство, чудесным образом сочетая и объединив их в своём творчестве, «будущий славный русский учёный, вития и поэт» – произошло это 19 ноября в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье помора Василия Дорофеевича (1681-1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых.

Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI веку, к временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного Дорофей Леонтьевич (1647-1683), его отец Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел.

Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве восгштшный». Мать М.В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз – на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».

Плавания в суровых северных морях были нелёгким и опасным делом. Поморы объединялись в артели. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили одной семьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 году Лука Леонтьевич Ломоносов (1646-1727), двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком – старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, то есть знал навигационное дело. В 1722 году отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно, по-прежнему занимаясь в основном морским промыслом. Позже, в 1753 году, М.В. Ломоносов писал, что отец «довольство кровавым потом нажил». Он имел свое парусное судно «Чайка», на котором совершал ежегодные рейсы по Белому морю и по Ледовитому океану.

Своему трудному промыслу он обучил и сына, с 10 лет сопровождавшего отца в его плаваниях. Походы с отцом в море были, по-видимому, лучшими моментами в детстве М.В. Ломоносова его, оставившие в его душе неизгладимый след. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом будущий учёный в детстве ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.

Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке М.В. Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше – всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора». Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось на севере.

Михайло был от рождения крепким и здоровым ребенком. Пребывание же на морском воздухе, постоянная физическая работа еще больше закалили его. Современники Ломоносова говорили, что он был высок ростом, крепкого сложения и обладал большой физической силой. С детства он прошел суровую закалку и приобрел ту «благородную упрямку», которая помогала ему осуществлять желания и мечты в его дальнейшей жизни.

Отец Ломоносова был неграмотный, но сын с ранних лет стремился к наукам. Грамоте обучил Михаилу Ломоносова у своего соседа – помора Ивана Шубного – и местного дьячка C.H. Сабелыгикова, а затем приобрел и книги, выпросив их также в своей деревне у соседей. Это были не духовные книги. Одна из них – старинная славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, изданная при Петре I в Петербурге для «навигацких» учеников, другая – «Арифметика» Леонтия Магницкого, отпечатанная в Москве для обучения «мудролюбивых российских отроков». Ломоносов очень дорожил этими книгами, носил их при себе и, постоянно их читая, выучил наизусть. Арифметика была серьезной книгой. Она содержала общеобразовательный курс арифметики, алгебры, геометрий, астрономии и навигации. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Он оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма.

Кругозор юноши расширился, и ему захотелось больше узнать о прочитанном. Он понимал, что для этого нужно было учиться, и слышал, что все ученые книги написания на латинском языке. Латинский же язык преподавался только в Москве. Но отец Ломоносова, надеясь сделать сына своим наследником и хозяином всего своего имущества, и слышать не хотел о том, чтобы отпустить его учиться.

Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. И смелый юноша решился на серьезный шаг. Раздобыв паспорт, он ночью бежал из родного дома и с обозом мороженой рыбы в начале января 1731 г. приехал в Москву. У него было 3 рубля денег, взятых взаймы у Шубного, да неразлучные друзья – «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. Эти книги он впоследствии назвал «вратами своей учености».

Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.

2.1.2. М.В. Ломоносов и искусство его времени

XVIII век в истории русого искусства – эпоха крупных перемен, грандиозных свершений. В России развернулась борьба за научное мировоззрение, не скованное узкими рамками средневекового миропонимания. Просветительское движение было подготовлено идеями Петровской эпохи, творческой мыслью крупнейших деятелей середины XVII века и, в первую очередь, М.В. Ломоносова.

В своих ученых и поэтических сочинениях Ломоносов вспоминал Северный океан, Белое море, природу его берегов, жизнь моря, северное сияние. Ломоносов с детства напитался церковно-славянской книжной стариной.

Родина Ломоносова, Холмогоры, в XVIII веке была широко известным центром косторезного искусства. Распространенные предметы обихода гребни, табакерки, туалетные коробочки, шкатулки, кубки – в руках холмлгорских мастеров превращались в произведения искусства. Их украшали рельефной и сквозной резьбой, гравировкой с изображением разнообразных фантастических трав, фигурок.

Многогранная научная и творческая деятельность М.В. Ломоносова распространялась и на изобразительное искусство. Он разработал технологию изготовления смальт – непрозрачных цветных стекол, из которых набирал целые мозаики. Ломоносов возродил мозаику, которая была очень распространена в культуре Древней Руси и была забыта с XII века. Со своими учениками им было создано более 40 мозаик.

М.В. Ломоносов стоял у истоков создания русского фарфора. Изобретателем фарфора в России считается Д.И. Виноградов, но Ломоносов независимо от него разработал в 1750 году технологию фарфорового производства. В 1760-е годы он возглавил Императорский фарфоровый завод. Благодаря технологии Ломоносова фарфоровое производство в России получило мощное развитие.

2.1.3. М.В. Ломоносов – поэт

Смыслом жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Тем же пафосом просвещения проникнута его филологическая и поэтическая деятельность. Многостороннее дарование Ломоносова проявилось в этих областях с исключительной силой и подлинным новаторством.

М.В. Ломоносов ещё с детства научился читать и писать. Первое стихотворение написал он во время учёбы в Спасских школах. Вот оно:

«Услышали мухи

Медовые духи,

Прилетевши, сели,

В радости запели.

Егда стали ясти,

Попали в напасти,

-Ах! – плачут убоги, -

Меду полизали.

А сами пропали».

Поэтические опыты Ломоносова опирались на его интерпретацию реформы русского стихосложения, ориентированную одновременно на западноевропейскую поэтическую практику и трактат В.К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735); к отосланной в петербургскую Академию наук «Оде на взятие Хотина» он приложил «Письмо о правилах русского стихотворства» (1739), в котором обстоятельно обосновал стих, а отчасти и слог своего произведения, вскоре признанного образцовым. Он описал тридцать возможных размеров русского силлабо-тонического стиха, провозгласив их эстетическое равноправие, а вместе с тем окончательно утвердил силлабо-тонический принцип стихосложения, основанный на регулярном чередовании сильных и слабых (ударных и безударных) слогов. Ломоносов впервые исследовал и показал выразительные возможности ямба и разных типов рифмовки. Предложенная им модель четырехстопного ямба оказалась исключительно продуктивной: из нее исходили несколько поколений русских поэтов, в том числе Державин, Пушкин, Лермонтов, Баратынский, Тютчев, Блок, Ходасевич, Пастернак.

В основе литературной позиции Ломоносова – представление о поэтическом творчестве как результате вдохновения, принцип творческой свободы, распространяющейся на выбор форм и приёмов стиля, но ограниченной жёсткой иерархией ценностей: наиболее важными признаются темы Божественного Промысла и государственной власти, просвещения и развития цивилизации и культуры, исторических судеб России и Европы; менее значимыми – индивидуальной психологии, личных судеб.

Жанровая система поэзии Ломоносова формировалась на основе глубокого изучения «природных свойств» русского языка; в результате он создал стройную концепцию, описывавшую основные формы взаимодействия жанров и стилей. В 1758 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей». В основу реформы литературного языка Ломоносов положил общенациональный язык. В русском языке, согласно его мнению, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму – знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему – чисто русские слова, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили слова простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова и вульгаризмы. В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль: «высокий» – церковнославянские слова и русские, «средний» – русские слова с небольшой примесью церковнославянских, «низкий» – русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковнославянских. Ода, эпическая поэма, трагедия описывали наиболее возвышенные состояния духа и разумные побуждения и тяготели преимущественно к «высокому» стилю; послание («эпистола»), сатира, элегия, идиллия воссоздавали сферу чувств частного человека, колеблющегося между возвышенным и обыденным; комедия, эпиграмма – быт (в том числе в его неокультуренных формах) и нравы, далекие от совершенства. Обращаясь к этим и другим жанрам, Ломоносов не просто испытывал свои литературные способности: он создавал корпус образцовых литературных произведений, которые должны были на десятилетия определить основные направления развития русской словесности. Результаты этой работы оказались значительными: даже в тех случаях, когда поэты новых поколений отказывались следовать его предписаниям, они должны были постоянно соотносить с ними свои собственные представления о стихе, стилях, жанрах2.

Ведущий жанр лирики Ломоносова – торжественная ода, соответствующая эстетике европейского барокко (риторичность, «пышность» «высокого» слога, обеспечивающаяся целенаправленным отбором «возвышенных речений», неожиданных метафор, сравнений, олицетворений, гипербол, символов и аллегорий; имитация «лирического беспорядка»; сочетание элементов античной мифологии с реалиями современной политической жизни). Основные темы такой оды: идеальный монарх, идеальное государство, идеальная эпоха. С первым обычно ассоциируются благородство, справедливость, величие, мужество; со вторым – могущество, слава, воинские победы, процветание народа, распространение наук и искусств; с третьей – «возвращение» золотого века, благосклонность фортуны, ликование благодарных подданных. Основные идеи: самодержавие органически присуще русской истории; монарх – фигура одновременно сакральная и социальная (так, Петр I у Ломоносова характеризуется как орудие Провидения и, одновременно, как «домостроиный царь», «строитель, плаватель, в полях, в морях герой»), а потому исторический прогресс обусловлен как мистическими причинами (благоволение Божие), так и Религиозно-философская проблематика поэзии Ломоносова выразилась, главным образом, в его духовных одах, ориентированных на образы, идеи, сюжеты, стиль Ветхого Завета. Их основные мотивы – человек, постигающий величие божественного замысла, совершенство природы, грандиозность и сложность мироздания, время и вечность, скоротечность бытия; одиночество как источник религиозных переживаний; соотнесенность веры и разума, интуиции и точного знания.

Ломоносов рассматривал поэтическое творчество как свидетельство культурной адекватности общества и как условие его интеллектуального и эстетического развития. Он был первым русским поэтом, сумевшим присвоить литературным занятиям исключительно высокий ценностный статус, который не ставился под сомнение ни в девятнадцатом, ни в двадцатом веках.

Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения отвечали культурным потребностям нации. Для выражения значительного общественного содержания были необходимы новые литературные жанры, и Ломоносов открывал перед поэзией широкие художественные горизонты. Вместе с тем филологическая деятельность ученого имела и более широкий смысл: в ней отразился дух преобразования, характерный для послепетровской эпохи, в которую развернулось научное и поэтическое творчество Ломоносова.

Главной преобразовательной силой Ломоносов считал человеческий разум, которому все подвластно. Поэт, в представлении Ломоносова, не может ограничиться воспеванием одних лишь интимных движений человеческого сердца, его должны волновать и одушевлять события, имеющие важное значение для всего государства, всей страны.

Тема могущества и величия России, патриотический пафос «пользы общества» сочетались в поэзии Ломоносова с прославлением Петра I как просвещенного государя. Основной лирический тон его произведений торжественный. Наиболее достойным жанром для громкого, публичного выражения чувства национальной гордости «сынов российских», отстоявших независимость родины от внешних врагов и в наступившем «покое» устремленных к просвещению, стала торжественная ода. Хотя Ломоносов писал и трагедии («Тамира и Селим», «Демофонт»), и героические поэмы («Петр Великий»), и идиллии («Полидор»), именно ода – похвальная и духовная – была главным лирическим жанром в его творчестве. Близки к ней короткие похвальные надписи.

Похвальные оды слагались поэтом на торжественные случаи придворной жизни. Однако традиционная форма похвалы монархам не мешала поэту развивать свои любимые темы. Поэт не искал монарших милостей, чинов, наград; лесть была ему чужда. Похвала в его одах наполнялась новым содержанием и не столько утверждала идиллическую картину благоденствия русской нации, сколько звала к новым преобразованиям в духе Петровых дел. Прогресс страны, развитие наук, распространение просвещения, рост промышленности, по мнению поэта, сделают Россию могущественной и счастливой.

Именно поэтому похвальная ода под пером Ломоносова не стала «должностным жанром».

Мысль поэта, вовлекая в свой поток разнообразие исторических имен, античных и библейских ассоциаций, полна стремительного движения, не знающего временных и пространственных преград. Она как бы «парит» надо всем миром и легко выхватывает из мировой истории все, что способно в данную минуту убедить, взволновать, восхитить яркостью события.

Поскольку основной тон оды – восторг, а выразителем его является автор, то он же выступает и объединяющим эмоциональным началом, придающим торжественности, монументальности, пьгшности оды страстность, большой подъем. Это «парение мысли» и эмоциональность составляют одну из характернейших особенностей ломоносовской хвалебной оды.

Духовные оды создавались как философские произведения. Не религиозным содержанием наполнял их Ломоносов, он использовал сюжеты псалмов для выражения философских размьпплений, чувств общественного и даже личного характера. В жизни ему приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками (это стало содержанием, например, сатирического «Гимна Бороде»). Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы: несовершенство человеческого общества, одиночество самого поэта и человека вообще во враждебном ему мире и величие природы, которым поэт не только восхищен, но перед которым испытывает «священный ужас».

Однако в духе века Просвещения Ломоносов изображает человека не бессильным созерцателем, подавленным и сникшим, а разумным, мыслящим существом, способным проникнуть в тайны природы.

Могущество светлого разума несомненно для Ломоносова и в будущем, и в живой современности. До конца своих дней (умер он в Петербурге, в 1765 году) поэт не уставал ратовать за идеи просвещения. Ученый посвящал вдохновенные поэтические произведения успехам отечественной и мировой науки. Неподдельная радость и гордость искрится в «Письме о пользе Стекла», в котором гений человека является свидетельством победы науки над невежеством и темнотой. Не сухой трактат о свойствах стекла, а волнение поэта-ученого воплощают строки этого произведения. Ломоносов передает пафос научных открытий и восхищение их практическими результатами. Его интересует не только изложение научных теорий, но и поэтическая сторона науки – вдохновенное творчество и полет фантазии.

Подлинным мастером Ломоносов предстал и в других – «средних» и «низших» – жанрах. Его перу принадлежат анакреонтические стихотворения, басни. Ломоносову-поэту были доступны формы «легкой» поэзии, ее стиль, пластика и неподдельная искренность чувства. В программном стихотворении «Разговор с Анакреоном» он выступает своеобразным, тонким лириком, достигает подлинности выражения личных переживаний, хотя анакреонтические мотивы не стали ведущими в его творчестве.

Поэзия Ломоносова, как и его научная, в том числе филологическая деятельность, стала продолжением национальной политики Петра I, направившего страну по пути просвещения и прогресса. Пафос строительства запечатлелся в громозвучных песнопениях Ломоносова, «лира» которого, по словам П.А. Вяземского, «была отголоском полтавских пушек». Убежденный и «самобытный сподвижник просвещения», как назвал Ломоносова Пушкин, автор восторженных од пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи.

М.В. Ломоносовым было написано несколько выдающихся поэтических произведений, в том числе:

– Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года

– Ода в торжественный праздник высокого рождения Иоанна Третиего 1741 года августа 12 дня

– Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския, 1746 года

– Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года

– Утреннее размышление Божием величестве (1743)

– Вечернее размышление Божием величестве при случае великого северного сияния (1743)

– "Я знак бессмертия себе воздвигнул…" (1747)

– "Ночною темнотою покрылись небеса.."(1747)

– "Лишь только дневной шум замолк…" (1747)

– О сомнительном произношении буквы Г в российском языке (между 1748 и 1754)

– Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову (18 августа 1750)

– На сочетание стихов российских (между 1751 и 1753)

– Письмо о пользе стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову (декабрь 1752 года)

– Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же

– Гимн бороде (1757)

– "Фортуну вижу я в тебе или Венеру…" (1759)

– "Я долго размышлял и долго был в сомненье…" (1761)

– Разговор с Анакреоном (между 1758 и 1761)

2.1.4. М.В. Ломоносов – учёный-энциклопедист

Михаил Васильевич Ломоносов был ученым-энциклопедистом и неутомимым организатором исследовательской и просветительской мысли. Человек могучей научной страсти, он посвятил всю свою жизнь развитию науки, борьбе за применение на практике научных знаний и процветание России.

В сфере науки Ломоносов проявлял универсальность своих интересов. Он занимался физикой, химией, астрономией, геологией. К важнейшим естественнонаучным трудам М.В. Ломоносова можно причислить: «Размышления о причинах теплоты и холода», «Введение в истинную физическую химию», «Первые основания рудных дел».

В работе «О слоях земных» (1763) Ломоносов выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин изменения природы. В письме к Л. Эйлеру (1748) Ломоносов сформулировал закон сохранения вещества и движения. М.В. Ломоносов положил в основу объяснения явлений природы философское представление о материи, состоящей из мельчайших частиц – «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы). Свойствами материи, по Ломоносову, являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Он считал, что «первичное движение» существует вечно («О тяжести тел и об извечности первичного движения», 1748). Рациональное обоснование атомистических положений, по его мнению, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы» не отвергает «Бога-творца», «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине.

М.В. Ломоносов был основоположником новой для своего времени науки – физической химии; он первый установил, что планета Венера окружена атмосферой, ввел в химию способ количественного анализа в качестве метода исследования.

Ломоносов создал первый российский университет, уникальность этого ученого состоит в многогранности его таланта. Ломоносов подготовил плеяду ученых, способствовавших развитию естествознания и философии в России. Он предложил вести преподавание в университете на трех факультетах: юридическом, медицинском и философском. На последнем в число преподававшихся дисциплин он включил: философию (логику, метафизику и нравоучение), физику, ораторию (красноречие), поэзию и историю. Мастер экспериментальной науки и новатор в технике, М.В. Ломоносов совершил настоящий прорыв и в области гуманитарных дисциплин: русского языка и истории своего народа.

2.2. 5-7 классы общеобразовательной школы

2.2.1. Общая характеристика научных открытий М.В. Ломоносова

Главной особенностью научного творчества Ломоносова является то, что оно отражало основные направления науки и культуры XVIII в, неразрывно связано с нуждами государства. Вообще, в творчестве Ломоносова раскрылись черты научного гения: широта взглядов, огромный круг задач и их исключительная важность для России, актуальность, смелость и широта в исследованиях в каждой из отраслей научных знаний.

Ломоносов в своих научных изысканиях необычайно самобытен, оригинален во всем. Своим поведением и неиссякаемым научным интересом он не раз доказывал, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Во многом научные труды Ломоносова предвосхитили современность, современные исследования в различных отраслях науки подчас пересекаются с открытиями великого энциклопедиста.

Широта научных взглядов Ломоносова впечатляет и сегодня. Он с великим уважением, любовью относится к науке. «Науки сами все дела человеческие приводят на верх совершенства. Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих найдено быть может?»3.

Большое значение Ломоносов придавал математике, он писал «математику почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно4». Уважая самостоятельность математики как науки, ученый четко определил ее значимость для изучения других наук.

Его волновало описание картины мира. Глубокая уверенность, что любое природное явление имеет материальную основу была началом всех его работ. Он был убежден в познаваемости природы и всех явлений, происходящих в ней5.

Первостепенное значение он придавал опытам. Он писал: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением»6. Все процессы исследований Ломоносов стремился построить, внедряя количественные методы оценивания: линейно-угловых измерений, взвешивания, определения плотности, температуры и других физических величин. В области метрологии его девиз звучал: «По возможности пытаться исследовать все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической математики7».

Научный метод Ломоносова состоял в объединении наук, в своих работах он подчеркивал необходимость комплексных исследований, в которых бы сочетались методы нескольких наук для решения общей цели установления законов природы. Ученый утверждал: «Мы не сомневаемся, что можно легче распознать скрытую природу тел, если мы соединим физические истины с химическими8». Ломоносова можно смело назвать создателем физической химии.

Идеи контакта наук, их тесная взаимосвязь явились основными в XX веке. На стыках двух и более наук появились новые отрасли знаний биохимия, биофизика, геохимия и другие.

Теоретической основой научных работ Ломоносова является принцип сохранения материи. Впервые ученый сформулировал его как «всеобщий закон природы». Сама мысль о том, что вещество не может возникать из неоткуда и исчезать в никуда была не нова. Учеными и философами XVII и XVIII века она принималась как аксиома, но именно Ломоносов придал этому положению форму закона, который лежит в основе всех наук. Этот закон был сформулирован им так: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается от чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон столько же отнимаю от бодрствования, и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому9».

Проведя анализ свойств тел и явлений, Ломоносов определяет понятие «материя». Он писал: «материя есть протяженное несопроницаемое, делимое на нечувствительные части… Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность10».

Ломоносов понимал, что раскрыть научную картину мира можно, только начав с изучения материи, из которой состоит мир. Он неустанно подчеркивал неразрывную связь материи и движения, стремился объяснить различные процессы и явления природы как результат особого рода движения частиц, составляющих материю11.

Дальнейшим развитием учения о материи Ломоносова стала атомистика. Вкладом Ломоносова в атомистическую теорию строения вещества, созданную его предшественниками, было признание объективного существования в природе двух реальных и качественно различных форм частиц материи: первоначальные частицы – атомы (в терминологии Ломоносова – элементы) и собрания атомов – молекулы (в его терминологии – корпускулы).

Для Ломоносова химия и физика составляли неразрывное целое. Он шел к химическим исследованиям от физики, правильно полагая, что легче распознать скрытую природу тел, если соединить физические данные с химическими. В своих сочинениях он писал: «Химик без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собою, что одна без другой в совершенстве быть не могут12». Ломоносов был убежден, что изучение физических свойств раскроет природу вещества, а изучение его состава и происходящих внутренних процессов определит его физические свойства.

«Вольность и союз необходимо требуют взаимного сообщения и беззавистного позволения в том, что кто знает упражняться. Слеп физик без математики, сухорук без химии13».

2.2.2. Ломоносов – физик

С именем Ломоносова связано развитие ряда новых направлений физики в России в первой половине XVIII века. Основываясь на атомно-молекулярной теории строения вещества, Ломоносов объяснил многие физические явления, которые до него трактовались не верно.

Широта физических исследований Ломоносова впечатляет: изучение молекулярно-кинетической теории теплоты и газов, исследования электричества, разработки в теории света и цветообразования, изучение массы и веса тела, опыты с замораживанием ртути и многое другое. Он писал: «Я хочу строить объяснение природы на известном, мною самим положенном основании, чтобы знать, насколько я могу ему доверять14».

Развитие физики в первой половине XVIII века проходило в соперничестве двух направлений: Рене Декарта и Исаака Ньютона. Р. Декарт и его последователи, наибольшее внимание в своих исследованиях уделяли механическим представлениям о природе, наделяя материю такими простыми свойствами как протяженность, непроницаемость и инерция.

Ньютон и его ученики строили свои теории на основе практики и спланированных экспериментов. Главным в теории Ньютона стало понятие силы, вызывающей перемещение тел в пространстве. Закон всемирного тяготения, открытый этим выдающимся ученым оказал существенное влияние на физику как науку того времени.

Ломоносов оба учения подвергал сомнению: «В наше время причина теплоты приписывается особой материи, которую большинство называют теплотворной, другие – эфиром, а некоторые – элементарным огнем… Это мнение в умах многих пустило такие глубокие корни и настолько укрепилось, что повсюду приходится читать в физических сочинениях о внедрении в поры тел названной выше теплотворной материи, как бы привлекаемой каким-то приворотным «зельем»; или, наоборот, – о бурном выходе из пор, как бы объятой ужасом. Поэтому мы считаем нашей обязанностью подвергнуть эту гипотезу проверке15».

Ломоносов разрабатывает собственную молекулярно-кинетическую теорию теплоты: «теплота состоит во внутреннем вращательном движении связанной материи16». Наиболее полно свою теорию теплового движения частиц Ломоносов раскрыл в работе «Размышления о причине теплоты и холода», которая была напечатана в 1750 г. на латинском языке в научном журнале Петербургской академии наук – «Новые комментарии»17. В этом исследовании Ломоносов раскрывает вопрос о границах скоростей теплового движения частиц материи, высказывает мысль о существовании абсолютного нуля, и отмечает, что высшей степени холода на Земле не существует. «Действительно, все, что нам кажется холодным, лишь менее тепло, чем наши органы чувств. Так, самая холодная вода еще теплее чем, так как лед, в который вода замерзает на более сильном морозе, холоднее ее, т.е. менее тепел18».

Одновременно с разработкой молекулярно-кинетической теории теплоты Ломоносов создал основы молекулярно-кинетической теории газов, прежде всего воздуха19. Он ввел понятие «беспорядочного чередования» в «нечувствительные промежутки времени» атомов воздуха, как мгновенное взаимодействие соприкасающихся между собой атомов, что составило основную идею кинетической теории газов. Теория газов, разработанная Ломоносовым, во многом предопределила дальнейшие изыскания в этой области физиков следующих столетий.

2.2.3. М.В. Ломоносов – химик

Химия одна из самых любимых наук ученого. Он писал: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие… Куда не посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ея прилежания20».

В XVIII в. химические исследования проводить было очень трудно: не было методов, отсутствовала лабораторная база, чистые реактивы. В 1743 г. Ломоносов писал: «важнейшая часть естественной науки все еще покрыта глубоким мраком и подавлена собственной громадою. От нас скрыты подлинные причины удивительных явлений, которые производит природа своими химическими действиями21».

Ломоносов определил химию как «науку о изменениях», которая изучает химические явления и процессы. Он сформулировал определение химии: «Химия – наука об изменениях, происходящих в смешанном теле»22. Он развил новую химию, вдохнул в теоретическую и фундаментальную науку живой практический смысл. «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ»23.

Одной из первых работ Ломоносова было изучение процесса растворимости. Он провел большую серию опытов по растворению металлов в кислотах и солей в воде. Он считал, что в процессе растворения воздух, содержащийся в порах кислоты, внедряется в поры металла и соединяясь там со «сгущенным» воздухом металла, приобретает «огромную упругость», ломая металл на мельчайшие частицы, которые можно наблюдать в микроскоп. Избытки «воздуха», образующиеся при химическом взаимодействии кислоты и металла, являются одним из продуктов реакции. Ломоносов не знал тогда, что это – водород, свойства которого были изучены А. Лавуазье спустя два десятилетия после смерти Ломоносова24.

Конец ознакомительного фрагмента.