Логотип, давайте знакомиться!
– Девушка, а как вас зовут?
– Никак.
– А если ласково – то «Никаккушкой»?
Прислушаемся к Википедии (хотя там зачастую тоже попадается плюш – не всему можно доверять там также).
Логоти́п (от др.-греч. λόγος – слово + τύπος – отпечаток) – графический знак, эмблема или символ, используемый территориальными образованиями, коммерческими предприятиями, организациями и частными лицами для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме. Логотип представляет собой название сущности, которую он идентифицирует, в виде стилизованных букв и/или идеограммы. Логотипы широко применяются в качестве товарных знаков.
Вообще, логотип – это то, что будет отличать вас и вашу компанию на рынке от сотен и тысяч ваших конкурентов.
Зачем нам нужен логотип?
Провалились в глубокую яму волк, медведь и лось. Сидят уже дней десять, есть хочется.
Волк и говорит – Медведь, мы же с тобой хищники?
Медведь – Хищники.
Волк – А этот лось – травоядный?
Медведь – Травоядный.
Волк – А травы здесь все равно нет, так давай его съедим? Только надо по цивилизованному договориться. Подходят к лосю:
Волк – Ты же, лось – травоядный, а мы хищники. Травы здесь все равно нет. Мы тебя съедим, глядишь, подольше протянем.
Лось – Ребята, конечно, я сам хотел вам предложить, да вот только стеснялся. Спасибо вам, что вы так интеллигентно себя ведете. Ешьте меня, только мне мама говорила, что у меня на крупе слово какое-то вытатуированно. Вы мне прочитайте, а потом ешьте меня смело.
Ну, волк с медведем подошли к лосю сзади, хвост приподняли, а он как долбанет их обоими копытами и выпрыгнул из ямы. Волка сразу насмерть, а медведь лежит с разбитой мордой и стонет:
Медведь – Ну ладно волк, а я то, дурак, куда полез, я же читать не умею!!!
Сегодня без логотипа не обходится ни одна уважающая себя компания, работающая на рынке. Логотипы наносятся на все возможные материалы и поверхности продукции. Более того, если ранее лейблы известных компаний можно было найти «за подкладкой» на теневой стороне продукта, то сегодня логотип ставится на самом видном месте и обладатель фирменной вещи считает для себя престижным иметь вещь с логотипом, видным всем. Он как бы отождествляет себя с престижем и успехом компании и показывает свою состоятельность. Сейчас это модно, «в тренде».
А начиналось все банально. Когда первые ремесленники стали обжигать свои первые «горшки», то те, у кого руки росли из боле правильных мест, и как следствие горшки служили дольше и лучше, стали клеймить свои творения. Клеймить – не в смысле «клеймить позором», а в смысле ставить отличительный знак – клеймо. Ставили они клеймо в незаметном месте обычно – снизу горшка, или тарелки. Они же были древние производители и не знали современных правил маркетинга!
Итак, лого, как и клеймо призвано выделить продукт из набора конкурирующих продуктов от конкурирующих производителей.
Нехорошие, нечестные производители, кстати, придумали поделывать и наносить клейма хороших производителей на свои никчемные товары и обманывать покупателей – контрафактная продукция. Раньше с этим было проще – ремесленник либо сам продавал свой товар, либо через свою «фирменную» торговую лавку. Подсунуть подделку было практически невозможно, да если кто и продавал подделки – это было опасно: в небольших селениях все друг друга знали и могли и шею позднее намылить за такие проделки. А сегодня подделки бывают такого высокого качества, да и порой даже производятся на одних и тех-же станках и производственных линиях.
Для защиты честного производителя придуманы различные законы, в том числе и регистрация товарного знака, после чего его использование сторонними лицами запрещено и будет вести к юридической ответственности (если нарушителя поймают и докажут вину, конечно).
Как работает логотип?
Два милиционера едут в патрульной машине.
Один говорит другому:
– Санек, посмотри, мигалка у нас работает?
Тот высовывается из окна и смотрит на крышу:
– Работает! Не работает. Работает! Не работает…
Начинающей компании также нужен логотип компании для солидности и для самоидентификации. Важно чтобы потенциальный заказчик понимал, что письмо на фирменном бланке пришло именно от вас, и что сотрудник, который рассказывает про вашу продукцию – также представляет вашу фирму. В этом заказчик убедится, получив визитку с логотипом от вашего сотрудника. Придя к вам в офис за покупкой, клиент также его сразу узнает по фирменной вывеске и другим фирменным атрибутам с вашим логотипом.
А когда вы дадите рекламу по телевизору или в газете, этот клиент вспомнит, что уже с общался с вашей фирмой… и именно по виду и начертанию вашего логотипа он это вспомнит.
Чем чаще клиент сталкивается с вашим логотипом, тем он больше доверяет вам, как производителю (вы ведь хотите стать хорошим производителем – верно?). Повышается «Лояльность» клиента к вам, как с каждой встречей повышается ваша лояльность к приятным последовательным людям, с которыми вы пересекаетесь, время от времени. Со временем лояльность такая превращается в симпатию и доверие. Это очень важно. А когда вы себя ведете «правильно» постоянно и не только с теми кому хотите понравиться, а со всеми – то появляется уже уважение всеобщее – называется «Гудвил» (можно грубо перевести как репутация).
Вот хороший пример: вы приехали в Занзибар и зашли в магазин. Вам очень хочется пить. Вы видите сотни разных бутылочек с непонятными и неизвестными надписями. И тут среди них видите баночку привычной и проверенной «Кока-Колы». Если ваша цель утолить жажду, а не перепробовать новинок – то вы, исходя из «гудвила» и «лояльности» выберете знакомый и проверенный продукт.
Также и с вашим логотипом. Если вы работаете на рынке честно, вас запомнят и будут выделять среди других. Правильно – по логотипу или вашим фирменным брендам (об этом сейчас не будем, для начала нам и логотипа достаточно).
Что изобразить на логотипе?
Мужику нужно починить часы. Идет он и видит вывеску, на которой нарисованы часы. Заходит.
– Извините, здесь чинят часы?
– Нет, здесь делают обрезание.
– А почему же тогда у вас часы над входом нарисованы?
– А что бы вы хотели, чтоб мы там нарисовали?
Вообще, логотип должен олицетворять миссию и философию компании, ее взгляд на рынок и мир.
И, конечно, по возможности, должен идентифицировать фирму и ассоциироваться с направлением деятельности компании, ее продукцией, сферой деятельности или потребителями. Вопрос не праздный: к примеру, ходит такая шутка про Автоваз, что если судить по логотипу, завод создавался как производство по выпуску небольших парусных лодок…;)
Если же вы тачаете башмаки – можно нарисовать сапог, если перевозите грузы – подойдет ишак, или лошади, или верблюд. Да и грузовик подойдет тоже. Слон, бизон? – почему нет? Сила для перемещения грузов – вот что очень важно в перевозках.
Если вы парикмахер – вам подойдет расческа, ножницы, флакончик к одеколоном и грушей – помните раньше такие были;).
Конечно, не всегда можно найти одну точную рифму – форму для логотипа. Если фирма и перевозками занимается и прессы производит – что тут нарисуешь? Авто под прессом? Когда у фирмы несколько направлений или есть группа компаний – то она называется диверсифицированной, т.е. работающей в разных сферах. Диверсифицированные компании либо делают обычно абстрактные логотипы – нечто непонятное, но позитивное, либо обыгрывают название фирмы, либо используют некий позитивный символ. Солнышко, улыбка, бабочка, птичка – почему нет? – лишь бы слишком примитивно и стандартно это не было. Сейчас мы не будет рассматривать такие логотипы и компании сложные – нам с ними лучше не связываться пока;)
Давайте сначала свой логотип придумаем.
Кстати, в конце книги приведен список литературы – источников информации о символах и их значениях, рекомендую.
Как придумать свой логотип?
Дизайнер: – Я придумал отличную бизнес-модель!
Менеджер: – Какую?
Дизайнер: – На каждое предложение клиента «Давайте поиграем со шрифтами/цветами/вон той загогулиной» всегда нужно отвечать «Давайте тогда поиграем и с бюджетом проекта»…
Ну, вообще, вариантов и путей несколько и есть множество примеров, когда все они давали превосходные результаты. Главная задача, чтобы придуманный логотип нравился вам и подходил-соответствовал представлениям ваших клиентов о вашем бизнесе.
1. Делаю сам
Хочешь сделать хорошо – сделай сам. Многие люди руководствуются таким правилом.
Тогда сами выберите для себя символ, который вас хорошо и максимально точно характеризует. Внесите туда к.л. изюминку, например, откусите от яблока… и нарисуйте или опишите грубо или максимально подробно.
Дальше вам останется только поручить дизайнеру, владеющему векторными программами, отрисовать вам ваш логотип в векторном виде. Это будет стоить примерно как час работы дизайнера, а то и дешевле (если вы не герб СССР придумали нарисовать, конечно).
2. Коллективный разум
И тут два варианта – либо просто конкурс объявить и пусть свои варианты потом приносят и вы сами или все вместе выбирать будете. Или же можно устроить мозговой штурм за круглым столом и решить в спорах – что вам подходит.
Далее доводки и опять к дизайнеру за отрисовкой.
3. Обратиться в дизайн-студию
Самый «дорогой», а возможно и долгий вариант, но наиболее эффективный, если хочется получить некий «креатив», эксклюзив или просто у самих идеи уже кончились и голову всю сломали.
Плюсы – на вас будет работать опытный менеджер, а то и команда профессионалов. Могут предложить неожиданно интересные варианты и идеи. Отрисуют красиво и правильно. Сделают именно логотип, а не рождественскую елку – о требованиях к логотипам поговорим ниже.
Минусы – они скорее всего не являются экспертами в вашей сфере деятельности и им нужно будет многое объяснять про вашу фирму и ее профиль, тонкости услуг и продуктов.
По времени это займет больше конечно, обычно. По цене выйдет дороже, чем сделанное самими «на коленке».
Требования к современному логотипу
Из пожеланий заказчика:
– Мне бы картинку поярче, и сверху чтобы Понтами покрашено было…
Конечно любые требования – это условность. Но все-же, имейте в виду, что примерно такие критерии обычно закладываются при разработке логотипа.
• Логотип должен быть лаконичен;
• Логотип должен быть позитивен;
• Логотип не должен содержать сложных форм и градации цветов;
• Логотип нужно строить из 2—3—5 цветов;
• Логотип со сложными цветовыми градациями – не рекомендуется с точки зрения восприятия (да и может быть сложно потом печатать);
• и другие разумные требования исходя из вашего видения и планов.
Какие еще требования, параметры и характеристики в стилистике логотипа выделяют?
Самые разные, например, такие (с кратким и упрощенным уточнением):
• Абстракция (отвлеченное, неконкретное)
• Аллегория (иносказание)
• Агрессивность (активность, сила)
• Аристократизм (благородство, элитарность)
• Ассоциативность (напоминающий, похожий)
• Блюр (расплывчатость)
• Величественность (благородство, грандиозность)
• Вензель (сплетение из букв)
• Геометрия (форма)
• Герб (наколка для благородных;)
• Государственные мотивы (цвета флага, герба)
• Градации (постепенное увеличение)
• Градиенты (переливание цветов)
• Детскость (упрощенные, неумелые штрихи)
• Динамичность (в движении)
• Интегрированный (знак включен в начертание названия)
• Историчность (старинность)
• Каллиграфия (красивое начертание букв)
• Комбинированный (знак и начертание названия)
• Композиционно-шрифтовой (текст образует изображение)
• Компьютерность (символы и атрибутика компьютерные)
• Консерватизм (традиционность)
• Корпоративность (принадлежность к фирме)
• Лаконичность (краткость)
• Лигатура (слияние букв)
• Минимализм (упрощенность)
• Метафора (олицетворение, уподобление)
• Мифологичность (сказочность, былинность)
• Объем (многогранность, не плоское)
• Орнамент (узоры)
• Персонаж (характерное лицо)
• Прозрачность (неполная заливка)
• Прямолинейность (простота и лаконичность)
• Размытие (нечеткость, силуэт)
• Рисование (нарисованное кистью)
• Спокойствие (надежность, безмятежность)
• Скремблинг (зашифрованный смысл)
• Схематичность (обобщенно, упрощенно)
• Типографика (начертание шрифта)
• Только знак (символ)
• Форма/контрформа (изображение в изображении)
• Художественность (искусно нарисованный)
• Шрифтовой (шрифты, тексты)
• Эмблема (рельефное изображение)
• Этника (фольклор, аутентика)
• Юмор (китч, самоирония)
• и прочее, прочее, прочее.
В общем, пишите все пожелания и описывайте их так, как вам удобно. Только поконкретнее, подробнее и можно с примерами;).
СОВЕТ: забудьте характеристики типа «крутой», «классный», «красивый», итд.
Это все качественные слова и их сложно реально применить будет в работе; чтобы помочь дизайнеру нащупать верное направление в стиле они бесполезны. Разве что вы хотите подчеркнуть, что на дизайнера надеются и ждут от него качественной работы, тогда это уместно.
Шрифты в логотипе
Штирлиц просматривает свою электронную почту. Сзади подкрадывается Мюллер и смотрит на экран монитора.
– Шифровочка, подумал Мюллер.
– КОИ-8, подумал Штирлиц.
Бесплатные и свободно распространяемые шрифты, авторы которых не требуют оплаты использования своих шрифтов.
Платные, коммерческие шрифты – покупаются для соответствующего использования в соответствии с выбранной лицензией.
Можно еще самим нарисовать, но это непросто, и потом, профессиональные дизайнеры раскритикуют всякие там перегибы, углы, засечки, леттеринги, итд итп. В любом случае не берите в голову, если что: во-первых, тех, кто реально разбирается в правилах начертания шрифтов – единицы на всю страну, в во-вторых, кто их слушает-то, этих дизайнеров всяких!?;).
Охранная зона логотипа
– Предупреждаю, все, что вы скажете, может быть использовано против вас!
– Пиво!
– Что «пиво»?
– Используйте против меня пиво!
Есть такое понятие как охранная зона логотипа. Говоря понятным языком – это интервал от любой точки логотипа до любого инородного элемента, не являющегося частью логотипа. Или это фон под логотипом, не заполненный никаким визуальным «мусором».
Конец ознакомительного фрагмента.