Вы здесь

Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме. Глава 3. Нарушения психического и речевого развития воспитанников детского дома (М. А. Илюк, 2008)

Глава 3

Нарушения психического и речевого развития воспитанников детского дома

3.1. Особенности психических и речевых нарушений у дошкольников в детском доме

В дошкольном возрасте при переводе ребенка в детский дом заметна тенденция к выравниванию развития, что особенно заметно между пятым и шестым годами. Несмотря на это, не у всех детей из учреждений закрытого типа формируется к семи годам психологическая готовность к обучению в школе.

По данным исследования А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых (52, 58, 59), интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста дисгармонично. Это нарушение отличается от задержек психического и речевого развития, поскольку у детей в большей мере страдает не вербальное мышление, а наглядно-образное, отмечаются грубое недоразвитие восприятия и эмоционально-волевой сферы, сужение мотивации в деятельности и жесткая привязанность форм поведения к определенной ситуации. Причем, чем раньше дети поступают в учреждения закрытого типа, тем более выражена дисгармоничность в развитии их интеллекта и формирования личности.

Подобная дисгармоничность не столь выражена у детей, поступивших в закрытое дошкольное учреждение в возрасте от 3 до 6 лет, но до этого находившихся не в доме ребенка, а в асоциальных семейных условиях. Так как, несмотря на то, что их психические потребности удовлетворялись не полностью, чувственный, зачастую отрицательный, эмоциональный опыт общения с членами семьи способствовал их более полноценному развитию.

Но если ребенок поступает в дошкольный детский дом из неблагополучной семьи в возрасте 7 лет, то прогноз более неудовлетворительный, поскольку задержка в интеллектуальном и речевом развитии детей практически необратима.

Исходя из вышеизложенного, в работе логопеда детского дома большое значение приобретает дифференциальная диагностика задержки развития вследствие психической депривации от умственной отсталости. Основным дифференциальным признаком является существенное ускорение развития депривированного ребенка после целенаправленного психолого-логопедического воздействия. Это обусловлено тем, что у такого ребенка выявляется не всеобщая задержка развития, а дисгармоничность в становлении психомоторики, речи, общения, психических процессов, поведения в различных видах деятельности.

Отягощенность анамнеза детей биологическими факторами уже является достаточной основой для возникновения речевых нарушений разной степени тяжести. Кроме того, вследствие неблагоприятных социальных условий – таких, как отсутствие должного воспитательного воздействия в неблагополучных семьях, долгое нахождение ребенка в больницах (так называемый «госпитализм»), домах ребенка, где у детей резко снижен опыт межиндивидуального общения и крайне ограничены возможности усвоения социальных ролей, которые в нормальных условиях воспитания формируются у детей по подражанию взрослым, – появляются временные задержки психомоторного и речевого развития, обусловленные психической депривацией, социально-бытовой и педагогической запущенностью.

Например, по мнению многих авторов (50, 59), наблюдается резкое запаздывание в развитии тонкой моторики в отличие от общей, так как в ранние периоды развития в руки ребенка по гигиеническим и охранительным соображениям попадает мало мелких предметов. Последствия этого заметны на протяжении всего дошкольного возраста и проявляются в плохом владении карандашом, ножницами, препятствуют формированию навыков самообслуживания.

В речевой функции отмечается недоразвитие синтаксиса и семантики, бедность словаря. В 3 года преобладает аморфная или однословная фраза, отсутствуют «период вопросов», способность к словотворчеству, своеобразно усваивается лексика: дети как бы «обучены» говорить, они знают имена других детей, но не употребляют личных местоимений; могут назвать предметы по картинкам, но не умеют описать происходящее. Семантические нарушения проявляются, например, в том, что дети не могут описать содержание картинки, они не понимают отношений между действительностью и ее символическим отображением в силу бедности представлений об окружающем мире, не понимают фразеологических оборотов. Только в возрасте 4–5 лет они начинают описывать происходящее и смысл картинки, что предполагает понимание соотношения между действительностью и ее символическим отображением.

Социальное использование речевого проявления у дошкольников также имеет свои особенности. Для детей, воспитывающихся в детском доме, оно ограничено в большинстве случаев сквозным комментарием протекающих событий, констатацией факта случившегося. Дети только привлекают внимание взрослого или высказывают пожелания. У них не формируются типичные для дошкольного возраста формы общения.

У воспитанников детских домов редки оценочные суждения, уровень словесной обработки информации низок. Эмоциональные переживания, выраженные в речи, бедны. При постоянном общении с «безусловной» группой сверстников, которая является своеобразным аналогом семьи, у ребенка не развиваются навыки общения, умения налаживать равноправные отношения с незнакомыми детьми. Ребенок не может адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения. У детей отмечается низкое развитие саморегуляции, несформированность механизма опосредствования действий внутренним планом. Они не могут самостоятельно организовать свою деятельность, их действия носят «пошаговый» характер и требуют дальнейших инструкций со стороны взрослого (59).

Особенности поведения детей выявляются в конфликтных ситуациях: дети агрессивны, не могут эмоционально отвлечься от фрустратора, контролировать свое поведение. Ребенок не способен самостоятельно найти конструктивное решение конфликта и пытается переложить ответственность на окружающих.

Таким образом, мышление, поведение и эмоциональное реагирование депривированных детей непосредственно зависит от ситуации.

Несоразмерность в развитии отдельных психических функций, как вообще всякая дисгармония, является источником внутреннего напряжения, что, в свою очередь, дополнительно отрицательно влияет на формирование индивидуальных качеств детей. Помимо этого необходимо учитывать влияние тех индивидуальных факторов, которые ребенок вносит в депривационную ситуацию: свойства конституции, особенности характера, возраст, эмоциональную устойчивость и т. д. Благодаря им у детей, находящихся в одинаковых депривационных условиях, имеется разная степень психической депривации.

По нашим наблюдениям (16, 24, 35), при поступлении в детский дом дети обычно тяжело переживают адаптацию к новым условиям жизни, особенно в первые две недели. Часто нарушается сон, более выражены вегетативные реакции, дети или очень избирательны в еде, или не могут насытиться. Возникшее состояние напряжения в психической сфере ребенка проявляется в эмоциональных и поведенческих реакциях. Ограничение сферы контактов с окружающим миром, малый опыт взаимодействия с новыми людьми в доме ребенка обусловливает неадекватность поведения воспитанников в новых для них ситуациях, специфическое реагирование на незнакомых людей. Особенно ярко эти реакции проявляются в младшем дошкольном возрасте. В этот период часть детей отказывается от активной речевой и игровой деятельности, негативирует, у них наблюдается капризное, неустойчивое, часто тревожно-боязливое настроение. Другие дети в ситуации общения с новым человеком безудержны, назойливы, агрессивны, проявляют ложную активность. Иногда, стараясь привлечь внимание взрослого, они могут ударить, ущипнуть, бросить в него игрушкой.

Конец ознакомительного фрагмента.