Вы здесь

Логистика приемки и отгрузки товаров: Практическое пособие. Логистика приемки товаров на склад (В. В. Волгин, 2011)

Логистика приемки товаров на склад

Взаимодействие участников процесса приемки

Комплекс операций. С момента заключения контракта на закупку товаров логистической службе следует выполнить целый комплекс операций по организации будущей приемки этих товаров на склад.

Комплекс операций включает:

– работу со службой закупок;

– работу с поставщиками;

– работу с перевозчиками;

– работу со службами хранения и учета;

– работу с приемной комиссией;

– работу со службой качества;

– работу со службой реализации;

– работу с грузовой службой.


Службы, участвующие в приемке

Работа со службой закупок. Логистической службе должна быть передана информация:

– о товарах, которые намерено закупить предприятие, – физические параметры, габариты, вес, объем, вид тары и упаковки, назначение товаров (для переработки, для внутреннего использования, для продажи с предварительной фасовкой или без нее и т. п.);

– объем закупок, объем партий, ожидаемые сроки прибытия товаров;

– контрольные параметры для приемки грузов от перевозчиков;

– контрольные параметры для приемки товаров от поставщиков;

– после заключения контрактов – копии контрактных спецификаций;

– после получения извещений об отгрузках – комплект товаросопроводительных документов, полученных от поставщиков.

Работа с поставщиками. На доконтрактной стадии и после заключения контрактов логистическая служба должна согласовывать и контролировать исполнение поставщиком правил классификации грузов, обязанностей отправителя, маркировки грузовых мест.

Работа с перевозчиками заключается в сопровождении грузов, согласовании места, времени и способа разгрузки поступающих товаров, а также порядка приемки груза по количеству мест и весу, состава сдающих и принимающих комиссий, форм документов, подписываемых при сдаче-приемке, порядка предъявления претензий.

Организация сопровождения поступающих грузов включает следующие обязательные моменты:

– заблаговременные запросы информации от службы закупок об ожидаемых поступлениях товаров;

– оперативный контроль готовности поставщиков к поставке заказанных складом партий товаров;

– содействие поставщикам, при необходимости, в организации перевозок – выборе перевозчиков, выборе транспортных средств, фрахтовании судов и т. п.;

– организация, при целесообразности, перевозок собственным транспортом или использование услуг своих партнеров-перевозчиков;

– требование от поставщиков своевременного направления и контроль высылки всех необходимых товаросопроводительных документов (счет-фактура, товарная накладная, упаковочные листы, сертификат соответствия, транспортная накладная и т. д.), требование предварительной высылки копий документов факсом или электронной почтой;

– контроль фактических сроков погрузки и отправления партий товаров;

– контроль прохождения грузов по маршруту доставки

– через известные пункты в пути следования, через пункты перевалок на другие виды транспорта, через погранпункты и таможни;

– контроль получения оригиналов всех необходимых товаросопроводительных документов (счет-фактура, товарная накладная, упаковочные листы, сертификат соответствия, транспортная накладная и т. д.);

– резервирование площадей для временного размещения и приемки груза;

– планирование технических средств и рабочей силы для разгрузки.

Работа со службой хранения заключается в согласовании мест временного размещения принимаемых грузов, мест размещения товаров после приемки, выделения сотрудников для участия в приемке.

Кроме того, выполняется согласование операций по документированию приемки:

– подготовка документации для оприходования товаров, ввод информации в базу данных в день приемки; оприходование только всей партии после приемки, блокирование и т. п.;

– подготовка актов приемки при недостачах или браке в полученных партиях, претензий по количеству и качеству;

– определение складской области, складской зоны, конкретного места (адреса) хранения;

– подготовка задания на перемещение товаров на склад и размещение их по местам хранения;

– получение подтверждения перемещения товаров.

Особо согласовывается пометка входящих товаров специальным блокирующим кодом, например “поврежденная упаковка” или “необходимость прохождения карантина”. В этом случае данный товар не будет доступен для оформления продаж. Блокировка снимается после выполнения необходимых работ.

Работа с приемной комиссией состоит в разработке и контроле:

– процесса приемки продукции по количеству;

– процесса приемки продукции в случае обнаружения недостачи или излишков;

– документов, заполняемых при приемке продукции на склад;

– процесса приемки продукции по качеству;

– процесса приемки продукции в случае обнаружения несоответствия продукции установленному качеству;

– документов, регламентирующих приемку товаров на склад;

– нормативных сроков приемки товаров по качеству.

Работа со службой качества заключается в согласовании методов контроля качества, отбора проб и образцов.

Работа со службой реализации на этапе подготовки к приемке состоит в согласовании операций с товарами и порядка приемки в зависимости от назначения товаров (транзитная отгрузка сразу после приемки, размещение на склад, отправка в цех для переработки или обработки и т. п.).

Работа с грузовой службой заключается в заказе и согласовании необходимой техники и рабочих бригад для разгрузки поступающих грузов, для перемещения грузов при приемке и после приемки в зону хранения. В одних случаях размещением товаров по местам хранения целесообразнее заниматься грузовой службе (контейнеры, лесоматериалы, металлопрокат и т. п.), в других – службе хранения (мелкие партии, в складах с рельсовыми штабелерами, межстеллажными лифтами и т. п.).

Проектирование процесса приемки

Требования к организации приемки

Приемка товаров по количеству, качеству и комплектности – ответственная процедура, выявляющая недостачи, повреждения, низкое качество или некомплектность товаров. Вследствие обнаружения недостатков получатели предъявляют поставщикам претензии и арбитражные иски. При нарушении правил и сроков приемки получатели лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или перевозчикам в случае недостачи или снижения качества товаров. Поэтому организация приемки поступающих товаров, как и любой логистической операции, должна быть тщательно разработана.

Элементы обеспечения приемки:

– набор оптимально необходимых площадей для разгрузки, приемки, разупаковки товаров;

– комплект оптимально необходимых оргтехники, машин и оборудования для приемки, хранения и отгрузки товаров, приборов и оборудования для контроля качества товаров;

– условия договоров: вид тары и упаковки, стандартные количества в одной упаковке, грузовые модули, согласование способов транспортировки и перевозчиков, информация об отгрузках и т. д.;

– технология грузообработки;

– технологические инструкции для процессов приемки различных товаров;

– структура и алгоритмы бизнес-процессов управления приемкой;

– методики проверки качества товаров;

– компьютерные программы;

– должностные инструкции, квалификационные требования для специалистов, участвующих в приемке;

– формы документов, получаемых в результате приемки;

– положения о подразделениях, участвующих в приемке;

– управление: приказы, распоряжения, положения, указания, контроль исполнения, поощрения, наказания;

– планирование: планы закупок, планы грузооборота, планы работ, графики работ, отпусков, дежурств.

Товар может поступать от поставщиков, клиентов (в случае возврата товара), других складов того же предприятия, своих производственных цехов. В практике существуют три варианта обработки входящих товаров:

– прием грузов, запланированный на основании договоров или уведомлений о поставке;

– прием грузов, поступающих на условиях “точно в срок” по утвержденным графикам;

– незапланированный прием грузов.

Нежелательный и дезорганизующий вариант – незапланированное поступление грузов. Поэтому важно получать уведомления об отгрузках от поставщиков. Запланированное получение грузов и регулярное поступление грузов на условиях “точно в срок” позволяют оптимизировать использование техники и рабочей силы.

При организации приемки необходимо выполнение следующих операций и процессов:

– заблаговременные запросы информации от службы закупок об ожидаемых поступлениях товаров;

– контроль получения оригиналов всех необходимых товаросопроводительных документов (счет-фактура, товарная накладная, упаковочные листы, сертификат соответствия, транспортная накладная и т. д.);

– определение размеров партий по количеству мест, весу, объему, номенклатуре и количествам товаров;

– планирование сроков завоза товаров на склад;

– резервирование площадей для временного размещения и приемки груза;

– планирование технических средств и рабочей силы для разгрузки;

– планирование сроков, технических средств и рабочей силы для приемки товаров по количеству и качеству;

– заблаговременное приглашение сторонних специалистов для контроля качества (если нет штатных);

– планирование технических средств и рабочей силы для размещения принятых товаров по местам хранения немедленно после приемки;

– приемка товаров и размещение их по местам хранения;

– подготовка документации для оприходования товаров, ввод информации в базу данных в день приемки;

– подготовка актов приемки при недостачах или браке в полученных партиях, претензий по количеству и качеству.

Требования к компьютерной системе

При помощи компьютерной системы необходимо:

– автоматизировать все бизнес-процессы предприятия на базе единой системы, избежав при этом необходимости установки разрозненных программ;

– построить систему комплексного управления предприятием, начиная от управления продажами, обработкой заказов клиентов, складскими операциями, грузовыми операциями и заканчивая планированием и анализом финансовых результатов деятельности всех подразделений предприятия;

– объединить территориально-распределенные подразделения предприятия в единую информационную структуру;

– повысить эффективность работы сотрудников за счет обработки большего объема информации в сжатые сроки;

– улучшить качество обслуживания клиентов, предоставляя возможности для хранения истории работы с клиентами, а также для оперативного получения актуальной информации по состоянию обработки заказов клиентов, местонахождению грузов и транспортных средств;

– создать запас роста предприятия, обеспечив возможность быстрого расширения и донастройки корпоративной информационной системы по мере развития бизнеса;

– гибкость системы в настройке должна легко интегрировать систему с другими программами, используемыми подразделениями, такими как GPS-системы, системы управления складами и т. д.

В компьютерной системе должна быть функция “подготовка склада к приемке и размещению товара”. Информация о планируемой приемке в виде спецификаций товаров или их штрих-кодов вводится в систему и позволяет рассчитать и выполнить:

– распечатать этикетки на товар или паллеты;

– подготовить паллеты;

– привлечь дополнительные ресурсы (сотрудники, оборудование) для приемки товара;

– подготовить складские площади к размещению товара как в зоне приемки, так и в основной зоне хранения (например, компрессия склада или подпитка активной зоны).


В системе должны учитываться следующие основные операции, связанные с приемкой:

– спецификация товара, ожидаемого по договору;

– ввод уведомления об отгрузке;

– фиксирование информации о выставлении счета поставщиком;

– отслеживание этапов транспортировки груза;

– учет таможенных, транспортных и прочих затрат;

– приемка товара на склад, автоматический контроль соответствий с заказом на поставку и выставленным счетом;

– приемка товара по количеству, весу и другим параметрам с использованием технологии штрихового кодирования или без нее;

– внутренняя либо стандартная маркировка товара этикетками со штрих-кодом;

– оптимизация размещения товара внутри склада с использованием различных алгоритмов;

– внутрискладские перемещения;

– отслеживание возвратов и рекламаций.


Для управления процессами контроля качества товаров компьютерная система должна обеспечивать:

– возможность автоматической отправки на контроль качества заданного процента от количества товара при приеме его на склад;

– создание заданий на отправку товара на контроль качества;

– подтверждение отправки товара на контроль качества;

– возможность отбраковки поврежденного товара при приеме для списания или возврата;

– возможность приостановить размещение всей партии пришедшего товара (задержать в зоне приема) до окончания контроля качества ее части;

– списание товара, возврат поставщику, размещение проверенного товара на складе;

– отчеты о контроле качества товаров: об отправке на контроль, размещении на складе проверенного товара, возврате и списании товара.

Разработка графиков контроля состояния товаров, работ по перемещению (перелопачиванию, переворачиванию, проветриванию, просушиванию и т. п.) соответствующих товаров, контроля сроков хранения скоропортящихся товаров и т. д.

Система должна поддерживать любые документальные процедуры складского приходования товаров.

Обычно модуль системы “Приход” позволяет:

– составлять приходные накладные от поставщиков;

– импортировать приходные накладные от внутренних поставщиков;

– составлять возвратные накладные от клиентов;

– производить расчет приходных цен;

– составлять акты приемки товаров на склады;

– составлять накладные списания;

– составлять передаточные накладные.

Модуль “Приход” ведет следующие журналы:

– журнал приходных накладных;

– журнал актов приемки товаров на склад;

– журнал накладных списания;

– журнал передаточных накладных.


Размещение

Формирование задания на размещение товара выполняется таким образом, чтобы его дальнейший отбор происходил наиболее оптимально. Обычно склад делится на области, в которых товар размещается в соответствии с ABC – классификацией или особенностями хранения (негабаритный товар, требования к температурному режиму, брак и т. д.).

Для каждого товара задаются индивидуальные приоритеты размещения:

– размещение товара в свободные ячейки;

– размещение товара в занятые ячейки к такому же товару;

– размещение товара в занятые ячейки к любому другому товару;

– закрепление определенной ячейки за конкретным товаром;

– другие приоритеты.

При размещении производится автоматический расчет заполнения складских объемов и складских площадей с использованием массогабаритных характеристик объектов хранения и допустимых условий их складирования (уровень штабелирования и т. п.). Исходя из этой информации, компьютерная система выбирает только те ячейки, куда этот товар физически можно разместить. Должна быть предусмотрена возможность формирования технологических маршрутов и технологических карт на выполнение размещения, возможность разработки вариантных резервных и обходных технологий для различных вариантов исполнения размещения.

Для размещения система выполняет:

– поиск оптимального места хранения для принятого товара (алгоритм размещения товара, учитывающий параметры хранения товара и ячеек);

– возможность указания пользователем предпочтительной зоны (ячейки) размещения для товара;

– генерация задания на размещение товаров на складе для хранения;

– формирование маршрутных карт для размещения прибывших грузов.

Подтверждение размещения товара:

– прямое размещение товара в заданную ячейку;

– отчет о принятых товарах.

Топология склада представляется в графическом виде: проходы, ряды, точное местоположение зон и мест хранения (положение ячейки на полке, полки – в стеллаже, стеллажа – на складе). Каждое место хранения имеет набор характеристик (тип, условия хранения, размеры, приписанный товар).

Оптимизационные алгоритмы системы рассчитывают размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора. Оптимизация размещения выполняется с учетом оборачиваемости товара, удаленности от мест отгрузки, наличия аналогичного товара на складе и контроля степени заполнения мест хранения для уплотнения. Выполняется контроль сроков хранения товарных позиций, партионный учет, учет стоимости хранения и обработки груза.

Должна контролироваться совместимость товаров на складе. Например, нужно исключать возможность нахождения одного и того же товара с разными сроками годности в одной и той же ячейке для уменьшения вероятности ошибки при его отборе.

При графическом отображении состояния склада на монитор выводится:

– наглядное отображение заполнения ячеек товаром с разбивкой по подгруппам/владельцам на карте области, созданной при построении топологии склада;

– отчет о загруженности области склада (по ячейкам, в процентах от общего объема ячейки);

– отчет о загруженности области склада по владельцам товара;

– отчет о загруженности области склада по товарам/подгруппам товаров;

– автоматическое обновление и печать графических отчетов.


Для обеспечения логистического управления главным образом для оперативных целей необходимы следующие базы данных.

База данных ожидаемых поставок закупленных товаров. Записи должны поддерживаться для каждого товара, отображая законтрактованные количества, товары в пути, контрактные условия и записи о поставках в соответствии со сроками, оговоренными с поставщиками. Эта информация используется для прогнозирования потребности в рабочей силе и механизмах для разгрузки и приемки товаров.

База данных состояния производственных процессов разгрузки и приемки. Она содержит информацию о сроках выполнения, завершенных и оставшихся операциях.

Необходимость использования этих баз данных обеспечивает большую эффективность и большую точность в выполнении всей совокупности логистических функций, поскольку персонал, использующий специальные данные, будет лучше обучен и получит большие возможности для оптимального управления логистической системой в целом.

Использование этих баз данных необходимо для обеспечения интеграции:

– планирования логистических операций приемки с планированием деятельности всего предприятия;

– операций по логистике приемки с другими операциями, осуществляемыми предприятием;

– информационных технологий, используемых в области логистики, с информационными технологиями всего предприятия;

– информационных технологий с компаниями-партнерами.


Для обработки возвратов товаров и тары поставщикам необходимо:

– полное отслеживание возвратов по поставщикам и товарам;

– деление возвратов на кондиционные и некондиционные товары;

– возможность установки обязательной авторизации возврата товаров;

– отражение принятых возвратов в системе взаиморасчетов с данным поставщиком;

– возможность назначать товарам признак “не подлежит возврату”.

Требования к зоне приемки

Зона приемки должна включать участок для поступивших грузов, участок для приемки, участок для хранения спорных партий в случае несоответствия фактически поступившего товара документам, проезды для механизмов.

В зоне приемки выполняют следующие операции:

– разгрузка транспортных средств;

– идентификация товара и маркировка для внутренних целей;

– временное размещение поступивших товаров;

– проверка товаров по количеству (пересчет товара, взвешивание и т. п.);

– проверка качества товаров;

– проверка комплектности товаров;

– сортировка товаров;

– разупаковка товаров при необходимости;

– отбор образцов или проб при необходимости;

– перекладка товаров на паллеты, если товары прибыли навалом;

– наклейка этикеток со штрих-кодами на упаковки товаров, если штрих-коды используются на складе;

– приведение товара к стандарту складского хранения;

– размещение товара в карантинной зоне или зоне брака;

– размещение товара в зоне основного хранения, с запретом отгрузки;

– распечатка документов для оприходования.

На определение необходимых параметров зоны приемки влияют:

– вес и объем поступающих в зону товаров за период (за час, смену, сутки);

– расположение ворот, расстояние между ними;

– способ разгрузки транспортных средств (ручной или механизированный);

– виды операций, производимых с поступающими товарами;

– наличие части зоны приемки вне помещения (на рампе, во дворе) для разгрузки и временного хранения товаров.

Требования к технологии приемки

Разработка технологии приемки включает этапы:

– обработка данных об объемах грузов и операциях, осуществляемых с ними;

– определение параметров территории и зон склада для разгрузки и приемки, порядка движения товаров и потребности в оборудовании;

– определение режима работы службы приемки, потребности в персонале и порядок взаимодействия с другими службами и внешними партнерами;

– разработка системы ведения учета и порядка документооборота;

– описание бизнес-процессов и подготовка регламентирующих документов.

При долговременном сотрудничестве с поставщиком и доверии к нему можно согласовать в договоре мероприятия, позволяющие ускорить процесс приемки продукции:

– обмен информацией в согласованном режиме и формате;

– отгрузка товара на паллетах;

– использование согласованной упаковки с этикетками штрих-кодов;

– доставка товаров на склад по технологии “точно в срок”;

– применение согласованных средств пломбирования транспортных средств и контейнеров;

– согласование критериев и определения некачественной продукции и способов ее замены;

– согласование обеспечения температурного режима перевозки товаров;

– гибкость в сроках поставки, обеспечение срочности поставки при необходимости;

– использование унифицированных документов при поставке продукции.

Вышеперечисленные факторы позволяют минимизировать затраты при работе с товарами, сформировать общий порядок документооборота.

При наличии большого количества поставщиков согласовать со всеми общие правила приемки не удается, и встречаются следующие особенности:

– очень часто приемка товаров по факту прибытия;

– обмен информацией с клиентами в разном виде и разном формате;

– разные способы разгрузки (ручной и механизированный);

– различные виды упаковок;

– загрузка транспортных средств и навалом, и на паллетах;

– разнообразие транспортных средств, доставляющих грузы;

– несоблюдение сроков поставки;

– разные требования по приемке товара по количеству и качеству;

– разнообразие товаросопроводительных документов;

– поступление товаров без этикеток со штрих-кодами.

Указанные особенности не позволяют создать единую технологию работы со всеми поставщиками и общего порядка документооборота. Требуется создание отдельных технологий для работы с каждым поставщиком.


Уведомления об отгрузке

На основании уведомлений об отгрузке и о прибытии грузов можно осуществить следующие организационные мероприятия:

– определить объемы грузов и количество транспортных средств, прибывающих в определенный день;

– внести данные об ожидаемых товарах и транспортных средствах в базу данных;

– определить потребность в персонале и оборудовании для приема грузов и транспорта;

– проверить возможность размещения поступающих товаров;

– составить предварительный график разгрузки транспорта.

Бывают случаи, когда груз направляется получателю ошибочно, и проверка информации об ожидаемом поступлении груза позволит выявить возможные ошибки на предварительной стадии.

Уведомления позволяют планировать работу склада без авралов, рационально использовать имеющиеся силы и средства, своевременно усиливать наиболее напряженные участки склада дополнительным персоналом и оборудованием.


Работа с бракованными товарами

При выявлении некачественных товаров приемная комиссия должна провести изучение повреждений и причин их появления, документально оформить их. Затем выполняются перечисленные ниже операции.

“Ведется работа с представителями поставщика для определения статуса бракованного товара и отнесения его к категориям[25]:

– годный – товар, признаваемый сторонами качественным и годным к использованию без ограничений;

– брак – товар, не соответствующий категории “годный”.

По каждой единице бракованного товара решается вопрос о возможности его использования, и товар сортируется на группы:

– некомплект – товар с нарушенной комплектностью, предусмотренной его технической документацией, спецификацией или маркировкой на упаковке;

– товар с поврежденной упаковкой – комплектный товар, не имеющий повреждений, но хранящийся в поврежденной упаковке (упаковка мокрая, рваная, имеет следы вмятин и др.);

– ремонтопригодный – товар, потребительские свойства которого могут быть полностью или частично восстановлены после процедуры ремонта.

На основании такой группировки бракованный товар уценивается и подразделяется на:

– ограниченно годный – товар, пригодный к использованию по назначению с ограничениями, вызванными ухудшением качества, суммарный процент уценки которого составляет не более 50 % от исходной стоимости;

– утиль – товар, не пригодный к использованию по назначению, суммарный процент уценки которого составляет более 50 % от исходной стоимости.

Определение статуса товара и величины уценки товара производится совместно со специалистом поставщика. При наличии разногласий комиссия должна пригласить независимого эксперта.

После выявления бракованных товаров информация о них вводится в базу данных и товар транспортируется в зону хранения бракованных товаров. Зона хранения бракованных товаров может состоять из участков:

– новых бракованных товаров – там размещаются все выявленные бракованные товары до момента определения их статуса;

– некомплектных товаров – там размещаются некомплектные товары до момента пополнения недостающими комплектующими;

– товаров с поврежденной упаковкой – там размещаются товары с поврежденной упаковкой до момента ее замены или отгрузки товаров в старой упаковке;

– уцененных товаров – там размещаются уцененные товары до момента их реализации;

– товаров, подлежащих списанию, – там находится “утиль” до момента вывоза со склада.

Бракованный товар, подлежащий списанию, вывозится с территории склада после определения виновной стороны, несущей расходы по уничтожению данного товара”.

Порядок уничтожения списанных товаров должен быть описан в договоре – это особенно важно для экологически опасных товаров.

Требования к организации разгрузки

Организация процесса разгрузки товаров включает в себя выполнение следующих работ:

– определение видов технических средств и количества рабочих для выполнения разгрузки;

– организация сбора отходов крепежных и упаковочных материалов;

– координация разгрузки с работой приемной комиссии;

– определение методов и способов проведения работ;

– определение принципов формирования графика подачи транспортных средств под разгрузку;

– определение принципов формирования такелажных бригад, подготовки разгрузочных механизмов и графика их работы в зависимости от вида груза, транспорта и объемов груза, сроков разгрузки и т. д.

– определение и внедрение в практику грузовых модулей;

– организация эффективной эксплуатации средств механизации;

– организация выполнения графиков работ;

– обеспечение сохранности товаров при погрузках и разгрузках от порчи (снижения качества), потерь, повреждений и хищений;

– определение технологии и исполнителей приемки грузов от перевозчиков по количеству мест и весу, соответствия сопроводительной документации договору закупки, подготовки претензий перевозчикам;

– определение мест и сроков временного размещения и хранения грузов для приемки по количеству и качеству.

Логистика возврата тары

Функции реверсивной логистики: обработка возвратов тары, возвратов излишне полученных товаров, возвратов брака или возвратов товаров для рециклинга – обязательно уточняются в технологических инструкциях, чтобы возвраты не вызывали хаоса в учете и работе склада. Возвраты должны корреспондироваться с теми товарами, которые были поставлены. Если товары кондиционные, их переотправляют другим заказчикам. Если товары некондиционные, то их отправляют на переработку. Возвраты учитываются при расчетах с соответствующим заказчиком.

Основные проблемы логистики тары заключаются в управлении тарой, использовании многоразовой упаковки и в стандартизации тары. По экологическим причинам и вследствие возникновения у получателей затрат на удаление и утилизацию тары не следует применять одноразовую упаковку. К ее использованию прибегают в исключительных случаях, при отсутствии у поставщика порожней тары. Дополнительные затраты, связанные с одноразовой упаковкой, ложатся на плечи стороны, допустившей ее.

При разработке плана производства должен предусматриваться раздел, касающийся использования тары, пригодной для транспортировки товаров, соблюдения принципов стандартизации тары и по возможности прохождения ее транзитом в пределах всей цепи логистики.

Под понятием управление тарой следует понимать в первую очередь управление закупками новой и возвратом порожней тары. Потребность в таре можно установить по данным заявок на тару и оборота тары в днях. Функции контроля за оборотом тары усиливаются, когда учитываются одновременно поступившие товары и тара, и вслед за этим выдаются заявки на возврат тары. Принимаются во внимание потребности в таре, ее наличие, плановые показатели поставок, в том числе компенсационные.

Управление тарой строится с учетом возврата порожней тары. Это требует организации обратной связи с материальными потоками, так как только после прибытия материалов и их складирования тара освобождается. Получатель заинтересован в том, чтобы материалы поставлялись к нему в соответствии с его инструкциями по упаковке. Поэтому получатель несет ответственность за инвестиции и все затраты, связанные с обработкой груза. Он отвечает за планирование закупок тары, ее учет, планирование запасов и организацию ремонта и утилизации.

Требующую ремонта поврежденную тару помечают, изымают из оборота и направляют в ремонтный цех. Вопрос о том, кто берет на себя ремонт тары, должен решаться по договоренности получателя с поставщиком и может быть увязан с организацией перевозок заполненной тары, особенно когда экспедиции и железная дорога предлагают выгодные тарифы на комбинированные перевозки заполненной и порожней тары.

Оптимизация управления порожней тарой должна охватывать все случаи перемещения тары у получателя, поставщика и перевозчика. На основе ежедневного прогноза потребности в таре и с помощью уведомления каждого места доставки и каждой разгрузочной площадки о прибытии грузов экспедиторы могут согласовывать свои планы маршрутов.

Предпосылками для эффективного управления тарой являются:

– актуализация и обработка основных данных о целесообразной транспортной таре;

– определение потребности на основе распоряжений о поставках и заявок на изготовление (при одноступенчатом расчете потребностей в таре);

– учет передвижения товара при его поступлении;

– учет отправки порожней тары в месте рассылки.

В обращении может находиться одновременно тара получателя и поставщика. Их раздельный учет и контроль стоят слишком дорого. Для минимизации расходов, связанных с обработкой грузов, получатель должен следить за тем, чтобы при поставках использовалась только его собственная тара. Если же это невозможно, вся тара должна иметь как минимум инвентарный номер.

При недостаточном запасе тары снабжение ею становится проблемой. Необходима инвентаризация тары у каждого поставщика. Учет наличной тары по каждому месту разгрузки товаров должен быть организован получателем. При направлении заказа покупатель должен проверить, имеется ли у поставщика достаточное количество тары. Может потребоваться отдельная досылка тары.

В рамках управления тарой артикулы товаров не представляют интереса, так как в инструкции по упаковке для каждого артикула должна быть указана необходимая тара, а ее количество при оформлении отгрузок может быть определено по данным, характеризующим тару.

Получатель, учитывая поступившие товары, должен одновременно сверять тару, в которой поступили товары, с тарой, запланированной к возврату. При несовпадении этих данных возможны финансовые последствия из-за дополнительных затрат вследствие, например, недостаточной загрузки транспортного средства в случае применения не установленной соглашением упаковки или возникших проблем с обработкой груза.

Все подразделения, занимающиеся обработкой тары, должны учитывать необходимость удаления использованных ярлыков и маркировки во избежание ложной информации.

Основные данные, характеризующие тару, должны содержать следующую информацию: название, номер тары, внешние и внутренние размеры (ширина, высота, длина и емкость в кв. м), ее собственный вес, максимальный вес заполнения, максимальный вес штабелирования, максимальная нагрузка при штабелировании и занимаемая площадь. Важно, чтобы по основным данным легко распознавалась пригодность тары для перевозок на внутреннем и внешнем транспорте, а в случае необходимости – и для перегрузки на суда, или условная пригодность, например, при сборочных (монтажных) работах. Требуется четкое разграничение запасов тары на запасы поставщика и запасы получателя.

Если нет других договоренностей, то закупку тары производит получатель. При закупке тары он ориентируется не на поставщика, а на возможность расположения ее на специальных стеллажах или общее наличие стандартной тары. Если у поставщика возникает дополнительная потребность в таре, которая не была включена в начальные расчеты или же возникла из обязательств перед субпоставщиками, то такая тара приобретается поставщиком самостоятельно. При этом должны учитываться требования инструкции получателя по упаковке, а тип тары (емкости) согласовываться с получателем.

Служба управления тарой у получателя должна исполнять функции координирования и направления тары клиентам и к поставщикам. Для того чтобы устранить споры о собственности и обеспечить функционирование имеющихся запасов тары, важно, чтобы поставщик тары своевременно сообщал получателю о количестве и типах приобретенной им тары.

При наличии комплексных и широких связей в области поставок снабжение поставщика тарой может превратиться для получателя в проблему. Эта проблема усложняется по мере увеличения числа и вида пользователей тары, усиления связей и переплетений в промышленности комплектующих изделий, увеличения количества находящейся в обращении тары, возникновения дополнительных центров консолидирования и внешних центров снабжения, а также по мере использования все более разнообразных транспортных средств. Возникающие комплексные потоки транспортной тары и их оформление требуют колоссальных расходов на управление.

Работа координационного центра по снабжению поставщиков тарой требует соблюдения всеми участниками процесса правил поведения и применения согласованных методов. Для надежного снабжения тарой поставщика в соответствии с потребностями его производства и производства получателя должен быть налажен учет наличия тары и контроль за ее состоянием и использованием. Ежедневное поступление и отправка тары учитываются на предприятиях получателя, и эти данные передаются с помощью телекоммуникаций на центральный пункт управления получателя. В ежемесячном обзоре наличия тары для каждого ее вида указываются все передвижения – от поступления грузовой накладной до выхода транспортной накладной. Все выписки из счетов по таре, высылаемые поставщиком для расчетов, должны проверяться. Если в пределах установленного срока предоставления информации не поступает возражений, то данные бухгалтерского учета считаются принятыми обоими партнерами и в связи с этим становятся обязательной правовой основой в случае обнаружения различий в ходе инвентаризации тары.

При снабжении порожней тарой учитываются требования о необходимом ее типе и об оправданной достаточности в нужном месте и в нужное время.

Транспортным документом для пересылки тары является накладная на нее. Для идентификации тары при обратном потоке используют номер поставщика и номер тары.

При прямых поставках получатель посылает поставщику порожнюю тару, чтобы получить от поставщика в обратном направлении тару, заполненную товарами определенных артикулов. Контроль движения тары при участии в процессе снабжения многих поставщиков, при различных местах их расположения, а также при подключении в процесс еще и субпоставщиков возможен только при системной поддержке и соответствующей информационной дисциплине всех участников. Пересылка товарных накладных, содержащих данные о таре, должна производиться сразу же после получения товара, чтобы обеспечить соответствующее ведение картотеки наличия тары с ее списанием со счетов поставщика. У каждого поставщика должна проводиться инвентаризация тары. В случае выявленных отклонений важно своевременно согласовать счета.

Приемка грузов

Приемка грузов от перевозчиков

Приемка грузов от перевозчиков осуществляется по количеству мест и весу, а также по сохранности грузовых мест.

Приемная комиссия и грузовая служба должны заранее получать информацию об ожидаемом поступлении грузов от поставщиков, а именно:

– наименование поставщика;

– перечень товарных позиций;

– количество поступающего товара (в том числе по каждой товарной позиции);

– сроки поступления товара;

– тип тары (паллеты, ящики, бочки и т. д.);

– количество мест;

– вес;

– объем;

– наименование перевозчика;

– копию транспортной накладной;

– пункт назначения груза (автотерминал, ж-д станция, порт и т. д.);

– информацию о дополнительной сопроводительной документации (сертификаты соответствия и т. д.).

На основании полученной информации грузовая служба, экспедиция и склад определяют количество работников, участвующих в разгрузке, состав техники, необходимой для выполнения разгрузки, определяют места разгрузки, готовят поддоны, стропы, механизмы и т. д., определяют потенциальные места временного хранения для размещения поступивших товаров.

При наличии подъездных железнодорожных путей у получателя вагоны, платформы, контейнеры и цистерны доставляют на близлежащую железнодорожную станцию, откуда их подают на рельсовую ветку получателя. При отсутствии своей ветки грузы и контейнеры с железнодорожной станции доставляют автомобилями.

При прибытии транспортных средств на склад получателя сначала проверяют грузовики на наличие паразитов, общее санитарное состояние, наличие запахов, влаги, а также общую безопасность. Для продукции со специальными условиями отгрузки каждая проверка обязательно документируется.

Затем проверяют наличие полного комплекта товаросопроводительных документов и их содержание на предмет соответствия условиям контракта. Если основные товаросопроводительные документы отсутствуют, для приемки продукции составляют акты о фактическом количестве и качестве поступивших товаров. Если комплект документов не полный, производится отметка в товарно-транспортной накладной.

При разгрузке транспортных средств необходимо строго соблюдать установленные правила выполнения погрузо-разгрузочных работ[26], обращая внимание на специальную маркировку грузов и манипуляционные знаки. Нарушения правил приводят к повреждению грузов, травматизму, излишним затратам.

Если товары поступили в железнодорожных вагонах, то обязательны следующие операции:

– проверка целостности пломб;

– вскрытие вагонов;

– осмотр состояния поступившего груза (состояние тары, упаковки, укладки и т. д.);

– разгрузка вагонов с укладкой товаров на поддоны или тележки;

– первичная приемка товаров по количеству мест и весу (проверка соответствия количества мест данным сопроводительных документов);

– доставка товаров на участок приемки.

При поступлении товаров в железнодорожных контейнерах выполняют следующие операции:

– проверка целости пломб и состояния контейнера (отсутствие повреждений и поломок);

– строповка и перемещение контейнера на разгрузочную рампу;

– вскрытие контейнера;

– выгрузка и приемка товаров по количеству мест и весу (проверка соответствия количества мест данным сопроводительных документов);

– перемещение товаров в зону приемки.

Если товары доставлены на склад автомобилем, выполняют операции:

– проверка целостности упаковки;

– выгрузка и приемка товаров по количеству мест и весу;

– перемещение товаров в зону приемки.

При поступлении груза в неисправном вагоне или контейнере или с нарушенной пломбой обязательно производят сплошную проверку количества и качества товаров и составляют коммерческий акт, который является основанием для предъявления претензии перевозчику или поставщику. Он составляется на специальных бланках до принятия груза от перевозчика. Если вагон имеет течь или груз испорчен вследствие неисправности вагона, то кроме коммерческого акта составляется технический акт.

При приемке груза от перевозчиков предприятие-получатель в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязано проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке, в частности:

– проверить в случаях, предусмотренных в указанных правилах, наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме судна, автофургоне и т. п.) или на контейнере пломб отправителя или пункта отправления (станции, пристани, порта), исправность пломб, оттиски на них, состояние вагона, иных транспортных средств или контейнера, наличие обычной и защитной маркировки груза и исправность тары;

– проверить соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе, и потребовать от перевозчика выдачи груза по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на них правилами, действующими на транспорте, и другими нормативными актами;

– проверить, были ли соблюдены установленные правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от повреждения и порчи (укладка груза, температурный режим, льдоснабжение и др.), сроки доставки, а также произвести осмотр груза.

В случае выдачи груза без проверки количества мест и веса получатель в порядке, установленном правилами оформления выдачи грузов, обязан потребовать от перевозчика, чтобы на транспортном документе была сделана соответствующая отметка.

Во всех случаях, когда при приемке груза от перевозчика устанавливаются повреждение или порча груза, несоответствие наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, а также во всех иных случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте, получатель обязан потребовать от перевозчика составления коммерческого акта (отметки на товарно-транспортной накладной или составления акта – при доставке груза автомобильным транспортом).

При неправомочном отказе перевозчика от составления коммерческого акта получатель обязан в соответствии с действующими на транспорте правилами обжаловать этот отказ и произвести приемку товаров в порядке, предусмотренном Инструкциями П-6 и П-7.

В случае обнаружения внешних или внутренних механических или технологических (например, нарушение температурного режима в рефрижераторе) повреждений транспортных средств, а также отсутствия или неисправности пломб необходимо произвести отметку в товарно-транспортной накладной либо составить акт об осмотре состояния транспортных средств. Рекомендуется сфотографировать явно видимые повреждения транспортных средств (панорамная и детальная съемка) и тары с помещением в кадр также госномера автомобиля, номера контейнера или вагона. Сделанные таким образом фотографии не являются прямым доказательством в судебном разбирательстве, но они имеют большое влияние на действия поставщика или транспортно-экспедиторской компании в случае требования замены бракованного товара или денежной компенсации.

Показатели сохранности перевозимых грузов

Показатели сохранности перевозимых грузов в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются следующим образом:

Без потерь. Данные показатели характеризуют свойство транспортной услуги сохранять массу груза одинаковой в начале и конце перевозки или уменьшенной в соответствии с установленными нормами естественной убыли. Этот показатель прежде всего относится в к перевозке скоропортящихся грузов, а также перевозке грузов насыпью и навалом.

К показателям перевозки грузов без потерь относят:

– нормы убыли;

– удельные потери груза;

– среднюю потерю грузов при перевозке;

– стоимость потерь груза при транспортировке;

– количество грузов, доставленных без потерь;

– коэффициент снижения качества грузов при перевозке.

Без повреждений. Перевозка грузов без повреждений означает, что в процессе перевозки обеспечивается сохранность грузов и их пригодность к использованию по назначению после перевозки. Показатель перевозки “без повреждений” имеет существенное значение при перевозке готовой продукции бытового и производственно-технического назначения.

К показателям перевозки грузов без повреждений относятся:

– доля грузов, перевезенных без повреждений;

– средний ущерб от повреждений груза;

– удельные издержки от повреждений груза.

Без пропажи. Показатели перевозки грузов без пропажи характеризуют свойство транспортной услуги сохранять число мест груза одинаковым в начале перевозки и после ее завершения.

Показателями перевозки грузов без пропажи являются:

– удельные издержки от несохранной перевозки;

– доля пропажи грузов при перевозке;

– средний ущерб от пропажи грузов.

Без загрязнений. Эти показатели характеризуют свойство транспортной услуги сохранять чистоту перевозимого груза в соответствии с установленными нормами и требованиями. К ним относят:

– коэффициент загрязнения грузов при перевозке (отношение количества загрязненных грузов к общему количеству перевезенных грузов);

– долю груза, не принятую грузополучателем после перевозки из-за загрязнения;

– допустимый процент посторонних примесей в грузе;

– долю посторонних примесей в грузе.

Приемка товаров от поставщиков

Приемка по количеству

Приемка имеет целью идентифицировать полученный товар, определить его количество и сравнить полученные результаты с заказом на поставку.

При приемке товара используют следующие методы:

– приемка товаров по накладной;

– слепая приемка, когда накладная утеряна или отсутствует по другой причине;

– неполная слепая приемка.

При приемке по накладной результаты проверки товара сравниваются с данными накладной поставщика.

При слепой приемке приходится идентифицировать товары (для чего нужны знающие товароведы и/или анализы), подсчитывать полученные количества, оформлять акт прие мки товаров.

При неполной слепой приемке проверяют по накладной только наименования товара, но не количества. Этот метод применяется для приемки наливных, насыпных и некоторых скоропортящихся товаров (например, овощи навалом, живая рыба и т. п.), когда при погрузке и в пути возможны потери. После приемки товара данные о количестве вносятся в накладную. Метод неполной слепой приемки требует работы со специальной накладной, где поставщик указывает только наименование отгруженных товаров без указания количеств. Работник склада проверяет соответствие товарных наименований по накладной, а затем осуществляет подсчет количества товара и заносит полученные данные в накладную поставщика.

В случае необходимости проверка количества производится в каждом грузовом месте. При обнаружении недостачи составляется акт о приемке продукции, в котором указывается номер транспортной накладной и счет-фактуры, количество недостающего товара, его общая стоимость, предполагаемые причины недостачи, лица, участвующие в приемке, их подписи и дата составления акта. Если одна из сторон не согласна с содержанием акта, то предоставляется право дополнительно зафиксировать в акте свое мнение. Также после обнаружения недостачи и составления акта необходимо уведомить поставщика о результатах приемки.

Предприятие-получатель обязано обеспечить приемку продукции по количеству в точном соответствии с условиями договора или со стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, Инструкцией П-6, иными обязательными правилами.

Приемка продукции, поставляемой без тары, в открытой таре, а также приемка по весу брутто и количеству мест продукции, поставляемой в таре, производится:

– на складе получателя – при доставке продукции поставщиком;

– на складе поставщика – при вывозе продукции получателем;

– в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе перевозчика – при доставке и выдаче продукции предприятием железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта.

При доставке поставщиком продукции в таре на склад получателя последний кроме проверки веса брутто и количества мест может потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте.

Приемка продукции, поступившей в исправной таре, по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складе конечного получателя.

Покупатели – оптовые предприятия, переотправляющие продукцию в таре или упаковке первоначального отправителя (изготовителя), производят приемку продукции по количеству внутритарных мест лишь в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором, а также при несоответствии фактического веса брутто весу брутто, указанному в сопроводительных документах.

Если продукция поступила в поврежденной таре, то приемка продукции по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом тарном месте производится получателями там, где производится приемка продукции по весу брутто и количеству мест.

Установленный Инструкцией П-6 порядок приемки продукции, поставляемой в таре, применяется также при приемке обандероленных или опломбированных пачек (связок) в тех случаях, когда без нарушения целости бандероли или упаковки либо без снятия пломбы невозможно изъятие продукции из пачки (связки).

Приемка продукции производится в следующие сроки:

а) продукции, поступившей без тары, в открытой таре и в поврежденной таре, – в момент получения ее от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки;

б) продукции, поступившей в исправной таре:

– по весу брутто и количеству мест – в сроки, указанные в пункте “а”;

– по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте – одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции не позднее 24 часов с момента получения продукции – при доставке продукции поставщиком или при вывозке ее получателем со склада поставщика;

– во всех остальных случаях – с момента выдачи груза органом транспорта.

В районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней с момента поступления ее на склад получателя. В указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) – не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров – не позднее 48 часов с момента поступления их на склад получателя.

Приемка считается произведенной своевременно, если проверка количества продукции окончена в установленные сроки.

Приемка продукции производится лицами, уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции.

Приемка продукции по количеству производится по транспортным и сопроводительным документам (счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) отправителя (изготовителя). Отсутствие указанных документов или некоторых из них не приостанавливает приемки продукции. В этом случае составляется акт о фактическом наличии продукции и в акте указывается, какие документы отсутствуют.

При одновременном получении продукции в нескольких вагонах, контейнерах или автофургонах, стоимость которой оплачивается по одному расчетному документу, получатель обязан проверить количество поступившей продукции во всех вагонах, контейнерах или автофургонах, если обязательными для сторон правилами или договором не предусмотрена возможность частичной (выборочной) проверки.

В акте приемки должно быть указано количество поступившей продукции раздельно в каждом вагоне, контейнере или автофургоне.

Количество поступившей продукции при ее приемке должно определяться в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах.

Если в этих документах отправитель указал вес продукции и количество мест, то получатель при приемке продукции должен проверить ее вес и количество мест.

Проверка веса нетто производится в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами.

При невозможности перевески продукции без тары определение веса нетто производится путем проверки веса брутто в момент получения продукции и веса тары после освобождения ее из-под продукции. Результаты проверки оформляются актами.

Акт о весе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о весе тары из-под влажной продукции – немедленно по освобождении тары из-под продукции, если иные сроки не установлены особыми условиями поставки или договором. В акте о результатах проверки веса тары указывается также вес нетто продукции, определенный путем вычитания из веса брутто веса тары.

Определение веса нетто путем вычета тары из веса брутто по данным, указанным в сопроводительных и транспортных документах, без проверки фактического веса брутто и веса тары не допускается.

Проверка веса тары в остальных случаях производится одновременно с проверкой веса нетто.

Выборочная (частичная) проверка количества продукции с распространением результатов проверки какой-либо части продукции на всю партию допускается, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, иными обязательными правилами или договором.


Если при приемке продукции будет обнаружена недостача, то получатель обязан приостановить дальнейшую приемку, обеспечить сохранность продукции, а также принять меры к предотвращению ее смешения с другой однородной продукцией.

О выявленной недостаче продукции составляется акт за подписями лиц, производивших приемку продукции.

В случае, когда при приеме продукции выявлено несоответствие веса брутто, отдельных мест весу, указанному в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, получатель не должен производить вскрытия тары и упаковки.

Если при правильности веса брутто недостача продукции устанавливается при проверке веса нетто или количества товарных единиц в отдельных местах, то получатель обязан приостановить приемку остальных мест, сохранить и предъявить представителю, вызванному для участия в дальнейшей приемке, тару и упаковку вскрытых мест и продукцию, находящуюся внутри этих мест.

Одновременно с приостановлением приемки получатель обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя отправителя, а если продукция получена в оригинальной упаковке либо в ненарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, – представителя изготовителя.

О правилах продолжения приемки по количеству см. раздел “Приемка с представителями поставщиков”.

О порядке составления акта о недостаче товаров см. раздел “Актирование недостач”.

О порядке предъявления претензий за недостачу товаров см. раздел “Предъявление претензий по количеству”.

Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом по доверенности. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Если количество и качество товара соответствуют указанным в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарнотранспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

Проверка продукции по качеству и комплектности

В зависимости от условий, зафиксированных в договоре поставки, приемка продукции по качеству может производиться с применением частичной или полной выборки товаров.

Выборочная (частичная) проверка качества продукции с распространением результатов проверки качества какой-либо части продукции на всю партию допускается в случаях, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, другими обязательными правилами или договором.

При обнаружении несоответствия качества поступившей продукции склад обязан приостановить дальнейшую приемку продукции и составить акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. После этого получатель должен уведомить поставщика об обнаружении при приемке недолжного качества продукции. В зависимости от решения поставщика дальнейшая приемка может производиться с участием представителя поставщика, с независимым экспертом, либо получателем в одностороннем порядке.

Следует отметить, что как уведомление поставщика, так и его ответ получателю лучше всего оформлять с помощью телеграммы, так как это прямое доказательство (в отличие от оповещения по телефону) соблюдения обязанности стороной, которая должна произвести уведомление. Однако работа с телеграфом часто связана с большими временными затратами, в связи с этим наиболее эффективно использовать электронную почту, но с применением электронной цифровой подписи. После составления акта производится составление претензионного письма (с целью допоставки товара с должным качеством или возмещения в денежном эквиваленте), которое должно содержать: наименование предприятия, которому претензия адресуется, его адрес, указание партии товара, количество бракованного товара, стоимость бракованного товара, номер и дату акта о приемке продукции, содержание самого требования (допоставить товар взамен бракованного, оплатить стоимость бракованного товара, др.); в приложении к письму необходимо представить копию акта о приемке, копию счета-фактуры, копию товарно-транспортной накладной, копию телеграммы (письма) об уведомлении предприятия-поставщика; в заключительной части претензионного письма указываются дата, подпись руководителя предприятия, полное наименование предприятия.

В ГК РФ предусмотрена возможность предъявления претензий к предприятию-поставщику в случае обнаружения скрытых недостатков продукции[27]. Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции на складе. В связи с этим получатели имеют право независимо от проверки качества товаров, произведенной ими в должные в сроки, указанные в договоре, актировать скрытые недостатки продукции, если такие недостатки будут обнаружены после получения товаров.

Продукция, поступившая в исправной таре, принимается по качеству и комплектности, как правило, на складе конечного получателя.

Покупатели – оптовые предприятия, переотправляющие продукцию в таре или упаковке первоначального изготовителя (отправителя), должны производить приемку продукции по качеству и комплектности в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором, а также при получении продукции в поврежденной, открытой или немаркированной таре, в таре с поврежденной пломбой или при наличии признаков порчи (течь, бой и т. д.).

Указанные предприятия и организации обязаны хранить продукцию, подлежащую переотправке, в условиях, обеспечивающих сохранность качества и ее комплектность.

Приемка продукции по качеству и комплектности производится на складе получателя в следующие сроки:

– при иногородней поставке – не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции – не позднее 24 часов после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;

– при одногородней поставке – не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции – 24 часов после поступления продукции на склад получателя.

В районах Крайнего Севера, в отдаленных и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней, а скоропортящейся продукции – не позднее 48 часов после поступления продукции на склад получателя. В указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) – не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров – не позднее 48 часов после поступления их на склад получателя.

Проверка качества и комплектности продукции, поступившей в таре, производится при вскрытии тары, но не позднее указанных выше сроков, если иные сроки не предусмотрены в договоре в связи с особенностями поставляемой продукции (товара).

Машины, оборудование, приборы и другая продукция, поступившая в таре и имеющая гарантийные сроки службы или хранения, проверяются по качеству и комплектности при вскрытии тары, но не позднее установленных гарантийных сроков.

Приемка продукции по качеству и комплектности на складе поставщика производится в случаях, предусмотренных в договоре.

Торговые организации имеют право независимо от проверки качества товаров, произведенной ими в сроки, указанные в Инструкции П-7, актировать производственные недостатки, если такие недостатки будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товаров.

Акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней после обнаружения недостатков, однако не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами.

Когда скрытые недостатки продукции могут быть обнаружены лишь в процессе ее обработки, производимой последовательно двумя или несколькими предприятиями, акт о скрытых недостатках должен быть составлен не позднее четырех месяцев со дня получения продукции предприятием, обнаружившим недостатки.

Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции с гарантийными сроками службы или хранения, должен быть составлен в течение 5 дней после обнаружения недостатков, но в пределах установленного гарантийного срока.

Если для участия в составлении акта вызывается представитель изготовителя (отправителя), то к установленному 5-дневному сроку добавляется время, необходимое для его приезда.

Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров.

Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции.

Приемка считается произведенной своевременно, если проверка качества и комплектности продукции окончена в установленные сроки.

Одновременно с приемкой продукции по качеству производится проверка комплектности продукции, а также соответствия тары, упаковки, маркировки требованиям стандартов, технических условий, особых условий, других обязательных для сторон правил или договора чертежам, образцам (эталонам).

Установленный Инструкцией П-7 порядок приемки продукции, поставляемой в таре, применяется также при приемке бандеролей или опломбированных пачек (связок) в тех случаях, когда без нарушения целости бандероли или упаковки либо без снятия пломбы невозможно изъятие продукции из пачки (связки).

Приемка продукции производится уполномоченными на то руководителем предприятия-получателя или его заместителем – компетентными лицами. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции.

Приемка продукции по качеству и комплектности производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки, другими обязательными условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет-фактура, спецификация и т. п.). Отсутствие указанных сопроводительных документов или некоторых из них не приостанавливает приемку продукции. В этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступившей продукции и в акте указывается, какие документы отсутствуют.

Выборочная (частичная) проверка качества продукции с распространением результатов проверки качества какой-либо части продукции на всю партию допускается в случаях, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, другими обязательными правилами или договором.

Во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, обязательными правилами или договором для определения качества продукции предусмотрен отбор образцов (проб), лица, участвующие в приемке продукции по качеству, обязаны отобрать образцы (пробы) этой продукции. Отбор образцов (проб) приводится в точном соответствии с требованиями указанных выше нормативных актов. Отобранные образцы (пробы) опечатываются либо пломбируются и снабжаются этикетками, подписанными лицами, участвующими в отборе. Об отборе образцов (проб) составляется акт, подписываемый всеми участвующими в этом лицами. В акте должно быть указано:

а) время и место составления акта, наименование получателя продукции, фамилии и должности лиц, принимавших участие в отборе образцов (проб);

б) наименование изготовителя (отправителя), от которого поступила продукция;

в) номер и дата счета-фактуры и транспортной накладной, по которым поступила продукция, и дата поступления ее на склад получателя, а при доставке продукции поставщиком и при отпуске продукции со склада поставщика – номер и дата накладной или счета-фактуры, по которой сдана продукция;

г) количество мест и вес продукции, а также количество и номера мест, из которых отбирались образцы (пробы) продукции;

д) указание о том, что образцы (пробы) отобраны в порядке, предусмотренном стандартом, техническими условиями, обязательными правилами и договором, со ссылкой на их номер и дату;

е) снабжены ли отобранные образцы (пробы) этикетками, содержащими данные, предусмотренные стандартами или техническими условиями;

ж) опечатаны или опломбированы образцы (пробы), чьей печатью или пломбой (оттиски на пломбах);

з) другие данные, которые лица, участвующие в отборе проб, найдут необходимым включить в акт для более подробной характеристики образцов (проб).

Из отобранных образцов (проб) один остается у получателя, второй направляется изготовителю (отправителю) продукции. Во всех случаях, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, другими обязательными правилами и договором, отбираются дополнительные образцы (пробы) для сдачи на анализ или испытание в лаборатории или научно-исследовательские институты.

О сдаче образцов (проб) на анализ или испытание делаются соответствующие отметки в акте отбора образцов (проб). Отобранные образцы (пробы) продукции должны храниться получателем, изготовителем (отправителем) до разрешения спора о качестве продукции, а в случаях передачи материалов о выпуске недоброкачественной продукции в органы прокуратуры и суда – до разрешения дела в этих органах. При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции, получатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. Получатель обязан обеспечить хранение продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции в условиях, предотвращающих ухудшение ее качества и смешение с другой однородной продукцией.

Получатель также обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя иногороднего изготовителя (отправителя), если это предусмотрено в особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.

Определение качества груза. Органолептический метод основан на определении качества грузов при помощи органов чувств – зрения, обоняния, осязания и слуха, без использования приборов. Этим методом определяют внешний вид груза, цвет, запах и вкус.

Натурный метод проверки основан на исследовании качества и свойств отобранных проб груза с помощью приборов в натурных условиях. Основными приборами для этой цели служат весы, рулетка, угломеры, термометры.

Лабораторный метод основан на исследовании качества и свойств, специально взятых проб предъявленного к перевозке груза с помощью приборов, аппаратов и реактивов.

Методы лабораторного исследования грузов:

– химический (для определения химического состава груза);

– физический (для выяснения физических свойств груза – плотности, температуры кипения, вспышки, воспламенения, определения влажности и др.);

– механический (для определения механических свойств груза: прочности, упругости и т. д.);

– оптический (для определения структуры и внутреннего строения);

– биологический (для определения наличия в грузе живых организмов и микробов);

– рентгеноскопический (для выявления внутренних дефектов груза).

Полученные результаты оформляются в виде актов.

О правилах продолжения приемки по качеству см. раздел “Приемка с представителями поставщиков”.

О порядке составления акта о получении некачественных товаров см. раздел “Актирование некачественных товаров”.

О порядке предъявления претензий по качеству товаров см. раздел “Предъявление претензий по качеству”.

Приемка с представителями поставщиков

Одновременно с приостановлением приемки в случае обнаружения несоответствия количества или качества полученного товара параметрам, указанным в отгрузочных документах или в договоре, получатель обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя одногороднего отправителя, а если продукция получена в оригинальной упаковке либо в ненарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, – представителя одногороднего изготовителя.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) вызывается в случаях, предусмотренных в обязательных для сторон правилах или в договоре. В договорах могут быть предусмотрены случаи, когда явка представителя иногороднего изготовителя (отправителя) для участия в приемке продукции по качеству и комплектности и составления акта является обязательной.

В этих случаях иногородний отправитель (изготовитель) обязан не позднее чем на следующий день после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли им направлен представитель для участия в проверке количества или качества продукции. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает право получателю осуществить приемку продукции до истечения установленного срока для явки представителя отправителя (изготовителя).

Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции – в течение 4 часов после получения вызова.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем в 3-дневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если другой срок не предусмотрен в обязательных для сторон правилах или в договоре.

Представитель изготовителя (отправителя) должен иметь удостоверение на право участия в определении количества или качества и комплектности поступившей к получателю продукции.

Отправитель (изготовитель) может уполномочить на участие в приемке продукции предприятие, находящееся в месте получения продукции. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в приемке продукции.

Уведомление о вызове представителя изготовителя (отправителя) должно быть направлено (передано) ему (по телеграфу) не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящейся продукции – немедленно после обнаружения недостачи или несоответствия качества, комплектности, маркировки продукции, тары или упаковки установленным требованиям, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами или договором.

В уведомлении о вызове, направленном изготовителю (отправителю), для участия в приемке по количеству товаров должно быть указано:

а) наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;

б) количество недостающей продукции и характер недостачи (количество отдельных мест, внутритарная недостача, недостача в поврежденной таре и т. п.);

в) состояние пломб;

г) стоимость недостающей продукции;

д) время, на которое назначена приемка продукции по количеству.

В уведомлении о вызове, направленном изготовителю (отправителю), для участия в приемке по качеству товаров должно быть указано:

а) наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;

б) основные недостатки, обнаруженные в продукции;

в) время, на которое назначена приемка продукции по качеству или комплектности (в пределах установленного для приемки срока);

г) количество продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции.

При неявке представителя (изготовителя) по вызову получателя, а также в случаях, когда вызов представителя иногороднего отправителя (изготовителя) не является обязательным, проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров – экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.

При отсутствии соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в месте нахождения получателя (покупателя), при отказе их выделить представителя или неявке по его вызову получателя (покупателя) проверка товаров по качеству, а также приемка по количеству и составление акта о недостаче производятся:

а) с участием компетентного представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем или заместителем руководителем этого предприятия (организации), либо

б) с участием компетентного представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем или заместителем руководителя предприятия из числа лиц, утвержденных решением фабричного, заводского или местного комитета профсоюза этого предприятия, либо

в) односторонне предприятием-получателем, если изготовитель (отправитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции.

Руководители предприятий и организаций или их заместители по просьбе предприятия-получателя выделяют ему представителей для участия в приемке продукции по количеству или по качеству и комплектности.

Для участия в приемке продукции должны выделяться лица, компетентные (по роду работы, по образованию, по опыту трудовой деятельности) в вопросах определения количества или качества и комплектности подлежащей приемке продукции.

Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, в качестве представителей общественности предприятия-получателя выделяться не должны. В частности, не могут выделяться в качестве представителей общественности предприятия-получателя руководители предприятий и их заместители (и в тех случаях, когда они не являются материально ответственными лицами), работники отдела технического контроля, бухгалтеры, товароведы, связанные с учетом, хранением, отпуском и приемкой материальных ценностей, работники юридической службы этих предприятий, претензионисты.

Представитель общественности предприятия-получателя или представитель другого предприятия может участвовать в приемке продукции у данного предприятия-получателя не более двух раз в месяц.

Срок полномочий представителей общественности предприятия-получателя, выделенных фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза для приемки продукции по количеству, может быть установлен на срок полномочий данного комитета профсоюза.

Представителю, выделенному для участия в приемке продукции по количеству, выдается надлежаще оформленное и заверенное печатью предприятия разовое удостоверение за подписью руководителя предприятия (организации) или его заместителя. В удостоверении на право участия в приемке продукции по количеству должны быть указаны: дата выдачи удостоверения и его номер; фамилия, имя и отчество, место работы и должность лица, которому выдано удостоверение; на участие в приемке какой именно продукции уполномочен представитель. Если для участия в приемке продукции выделяется представитель общественности, то в удостоверении указываются также дата и номер решения заводского, фабричного или местного комитета, которым предприятию выделен данный представитель. Удостоверение выдается на право участия в приемке конкретной партии продукции. Выдача удостоверения на какой-либо период (декаду, месяц и др.) не допускается. Для приемки продукции в выходные или праздничные дни удостоверение может быть выдано в последний предвыходной или предпраздничный день на каждый день в отдельности без указания конкретной партии продукции. Удостоверение, выданное с нарушением правил инструкции, является недействительным.

Конец ознакомительного фрагмента.