Вы здесь

Логистика. Персонал, технологии, практика. Глава IV. Интеграция контрагентов (Е. В. Панасенко, 2011)

Глава IV

Интеграция контрагентов

Собственно, интеграция контрагентов в единую цепочку поставок – и есть основная отличительная черта классической логистики от SCM (SupplyChainManagement). Это новое направление в логистике и, пожалуй, наиболее сложное. И сложность не столько в техническом ее воплощении, сколько в необходимости изменения ментальности не только менеджеров вашей компании, но и менеджеров ваших контрагентов по всей цепочке поставок.

Автору приходилось сталкиваться с примерно следующими высказываниями достаточно значимых логистов в крупных российских компаниях:

– мы добились от поставщика увеличения его стока под наши заказы. Конечно, его затраты при этом возросли, но нас это не волнует…

– с целью сокращения наших запасов мы уменьшили средний размер заказа от поставщика и увеличили их частоту. При этом большую часть заказов поставщик собирает в розницу. Его затраты на набор, а также наши затраты на приемку, хранение и учет розницы нас не волнуют. Вот только цены у поставщика почему-то выросли…

– мы не хотим брать обязательства перед поставщиком о полном выкупе всего объема нашего заказа. Потому что у нас неадекватное планирование продаж, и мы не хотим создавать сверхзапасов на своих складах. Но почему же поставщик не гарантирует нам выполнение наших заказов в полном объеме и в нужные сроки?

– мы нашли перевозчика/логистического оператора по минимальным на рынке ценам! Вот только качество стало никудышное. Клиенты уходят… Зато затраты по логистике стали меньше!

– мы не хотим создавать единый РЦ для консолидированной доставки заказов от поставщиков по сети наших магазинов. Это проблемы наших поставщиков. Правда, при этом мы вынуждены держать постоянный ресурс в магазинах на приемке, нет оперативной подпитки, да и цены поставщики не снижают…

– мы страхуем свои грузы по всей цепочке товародвижения. И знаем, что наши контрагенты тоже их страхуют практически от тех же рисков. Но это их проблемы…

– мы никогда не даем поставщикам информацию о своих фактических продажах. Это наша главная тайна! А вдруг узнают конкуренты. Да и кредиторка перед поставщиком станет прозрачной. Поэтому мы и не будем внедрять технологию RFID. Пусть лучше все идет как было…

Главная проблема в вышеприведенных логистических аллогизмах – ментальность менеджеров. С одной стороны, мы хотим пожинать плоды открытых систем, с другой стороны, продолжаем мыслить как феодалы в средневековой Европе… Абсурдность "мелкокняжеских" доводов, приведенных выше, очевидна. Нет смысла их даже комментировать. Поэтому давайте попробуем определить конкретные действия, означающие интеграцию контрагентов в единую цепь поставок.

Начнем с интеграции поставщиков. Я не буду сейчас повторять хорошо известные технологии планирования поставок. Задам только несколько вопросов:

– Есть ли у вас единый (с поставщиком) мониторинг поставок или вы по-прежнему ведете его каждый по отдельности? Что мешает вам предоставить сотруднику поставщика допуск в вашу БД, в части блока формирования заказов? И, соответственно, получить доступ к БД поставщика в части хода выполнения вашего заказа. Почему вы до сих пор этого не сделали?

– Почему вы не разработали совместные показатели, характеризующие качество вашей совместной работы в части поставок? Почему бы вам не включить эти показатели в контракт? А ведь вы работаете совместно уже не первый год!

– Есть ли у вас некие единые цели по продвижению товара поставщика на данный сектор рынка? Или вы по-прежнему оперируете при сделках только объемами и скидками? А где же маркетинг? Почему бы вам совместно не задуматься об организации сквозного информирования о фактических продажах конечному покупателю по разным регионам?

– Почему вы боитесь включить в схему кросс-докинга своих региональных оптовых клиентов? Опишите свои страхи – может быть, они из времени вашего детства…

Переходим к звену складской логистики.

– А почему бы вам не проанализировать страховые договоры на хранящиеся на складе грузы? Понятно, что у них разное назначение, но ведь риски одни и те же. Следовательно, вы и ваш партнер платите дважды за один и тот же риск… Вы хотя бы раз обсуждали эту тему со своим логистическим оператором?

– Есть ли на вашей фирме технология согласования графика поставок со складом? Видит ли склад товар в пути не только по общему количеству, но и по ассортименту и способу упаковки, включая паккинг-листы?

– Есть ли у вас совместная технология планирования необходимого ресурса склада на перспективу? Связаны ли ваши планы продаж и поставок, а также структура заказов с планами планирования ресурса логистического оператора (ЛО)?

– Обеспечена ли у вас полная прозрачность как процесса хранения ваших товаров на полках ЛО, так и процесса набора и отгрузки ваших заказов?

А как дела у вас обстоят с распределительной сетью?

По моим наблюдениям, качественное отличие в алгоритме развития лидеров зарубежных розничных торговых сетей от наших новорусских, в следующем:

зарубежные лидеры ритейла начинают свой бизнес на новом месте с организации крупного логистического распределительного центра, а затем уже создают вокруг него сеть розничных предприятий. Наши же ритейлеры действуют с точностью до наоборот – сначала открывают сеть розничных магазинов (главное – продавать!), а затем начинают думать – как же они будут снабжать их товарами? Ощутите разницу…

И снова зададимся вопросами:

– Есть ли у вас объективный анализ причин колебаний спроса по группе скоропортящихся товаров? А может быть он связан с тем, что в магазинах периодически обманывают покупателей, подсовывая им просроченный товар? Анализировали ли вы, что выгоднее – выбросить просроченный товар или потерять в логистике из-за колебаний спроса?

– Посчитали ли вы, совместно с поставщиками, что выгоднее вам обоим – дробить поставки в розницу или производить их централизованно через специализированный РЦ? С учетом возможности создания страхового запаса на РЦ под оперативный подвоз? Вели ли вы переговоры по ценам именно в этом русле?

– Почему бы вам не предоставлять поставщикам информацию о факте продаж его товаров в ваших магазинах в режиме он-лайн? Предложите ему самостоятельно планировать поставки товаров в вашу сеть с учетом акций, распродаж и т. п. Что вас пугает? Только честно…

Эта глава изложена в форме вопросов. Фактически в них содержатся и ответы, и предложения. Сами по себе технологии осуществления этих предложений достаточно широко описаны. Главное – перестать обманывать самих себя! Остановите в себе позывы искать вокруг оправдывающие обстоятельства, бесконечно критиковать законы и правительство, пенять на косность поставщиков и клиентов! Начните задавать себе неприятные вопросы и научитесь давать на них объективные и честные ответы. И тогда у вас все получится.