Вы здесь

Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем. ГЛАВА 1. КОМПЛЕКС ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА (М. Л. Ряшко, 2014)

ГЛАВА 1. КОМПЛЕКС ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Понятие логистической системы

Логистическую систему как понятие принято рассматривать как один из случаев понятия система, что в переводе с греческого языка означает целое, составленное из частей; соединение. Существует множество определений понятия система. Одно из них – это множество элементов, находящихся в связях друг с другом, образующих единую целостность, единство [1].

Существуют следующие свойства системы:

1) целостность системы, то есть, возможность разделения на элементы;

2) присутствие связей: элементы системы должны быть объединены связями более сильными, чем связи элементов с внешней средой, в противном случае система не будет устойчивой;

3) упорядоченность связей: они должны быть организованы в структуру;

4) принадлежность более крупной системе;

5) общие свойства: должны существовать такие свойства, которыми не обладают элементы, но обладает система в целом.

Примеры систем: машина, живой организм, логистическая система.

Классифицировать системы можно по нескольким признакам. Рассмотрим возможные классификации:

1) по целостности: простые и сложные;

2) по изменению во времени: статические и динамические;

3) по взаимосвязи с окружающей средой: закрытая и открытая;

4) по возможности прогноза развития: детерминированная и стохастическая;

5) по реакции на изменение окружающей среды: неадаптирующаяся и адаптирующаяся.

Исходя из рассмотренных классификаций логистические системы относятся к сложным, динамическим (стохастическим), открытым (адаптирующимся) системам.

Разложим по свойствам подтип системы – логистическую систему:

1) логистическая система состоит из элементов: закупка (снабжение), склады, запасы, транспорт, кадры, сбыт, обслуживание производства;

2) присутствуют и внутренние связи, и связи с внешней средой;

3) связи упорядочены, как правило они цикличны, так как показывают этапы передачи материального потока между связанными подсистемами, а также внешней средой;

4) предприятие является частью логистической цепи, которая может входить в логистическое объединение на более высоком уровне: государственном или международном.

Таким образом, логистическая система – это множество элементов, связанных между собой функциями, целью которого является решение главной задачи логистики – доставка нужного товара в определенное время, в определенное место, в нужном количестве и определенного качества, с минимальными затратами.

Логистическая система образует упорядоченную модель, в которой возможно спланировать и реализовать перенос ресурсного капитала, представленного в качестве логистического потока, начиная с закупки ресурсов и заканчивая реализацией конечной продукции. Логистическая система может быть достаточно независимой от внешней среды в информационном плане [2].

Рассмотрим виды логистических систем:

1) логистические системы с прямыми связями (потребитель – производитель);

2) эшелонированные логистические системы (производитель – посредник(и) – потребитель);

3) гибкие логистические системы (производитель – (посредник) – потребитель).

Логистические системы могут быть разделены по размеру на макросистемы и микросистемы. Макрологической системой как правило называют инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Это большая система менеджмента материальных потоков, которая может содержать промышленные предприятия, посреднические, торговые, складские, транспортные организации.

Микрологистические системы, как правило состоят из связанных технологией производств, имеющих одну инфраструктуру [2].

Элементы логистической системы могут выполнять как одну так и несколько функций. Принято выделять следующие функциональные области логистики:

• снабжение (закупки) материальных ресурсов и готовой продукции;

• производственная логистика (все логистические операции и функции, поддерживающие производство);

• складская логистика;

• логистика запасов;

• транспортная логистика;

• распределение (дистрибьюция).

1.2. Управление закупками и распределением в логистической системе

Функционирование каждого предприятия зависит от наличия достаточного количества материалов и сырья, товаров и услуг, закупаемых у сторонних организаций.

Работа по планированию и управлению закупками имеет целью получение в нужном количестве и качестве материалов, сырья, товаров и услуг в определенное время, определенном месте, от поставщика, который вовремя выполняет свои обязанности с приемлемым сервисом (как допродажным, так и послепродажным) и по оптимальной цене.

Закупки (снабжение) – одна из важнейших функций в каждой компании. Рассмотрим важность работы по организации и управлению закупками с двух сторон: тактика и стратегия.

1) Тактика снабжения – текущие операции, как правило относящиеся к закупкам, целью которых является недопущение дефицита материальных ресурсов или готовой продукции.

2) Стратегия снабжения – процесс управления закупками, предполагающий коорданицию с другими службами предприятия, поставщиками, потребностями и заказами конечного покупателя, а также создание новых схем и методов закупок. У стратегической стороны закупок большой потенциал [3, 4].

Управление закупками это создание и наблюдение за входящим материальным потоком.

К данной деятельности можно отнести типы работ:

1) планирование и контроль за поступлениями материальных потоков;

2) закупки;

3) доставка;

4) приемка и контроль качества;

5) хранение и передача в производство;

6) использование некачественных и невостребованных остатков;

7) переработка отходов производства.

Как правило, в компании поступлением ресурсов, материалов и комплектующих занимается отдел снабжения. Но в процессе работы внутри предприятия данными вопросами занимается отдел материально-технического обеспечения.

Управление закупками – сфера деятельности, целью которой является приобретение товаров и услуг. Закупка как процесс – это приобретение этих товаров и услуг для переработки или продажи.

Деятельность, относящаяся к закупкам, позволяет обеспечить компанию необходимыми товарами и услугами как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном. Исходя из этого, можно очертить круг задач, решаемых менеджером по закупкам:

1) обозначение необходимости в ресурсах;

2) определение возможных поставщиков;

3) определение способа закупки;

4) определение оптимальной цены и условий поставки;

5) контроль за поставкой до момента доставки товара;

6) оценка работы поставщика и товара и (или) услуги.

Так же можно рассматривать более широкие функции менеджера по закупкам, тогда в них будут входить инвентаризация, доставка, прием доставленных товаров и оказанных услуг.

Главная цель закупки и снабжения – это покупка товаров и услуг необходимого качества, количества, по оптимальной заранее установленной цене, у лучшего поставщика в оптимальное время.

Рассмотрим сопутствующие цели закупочной деятельности:

1) Срок поставки. Невыполнение установленных сроков закупки может привести к сбою в графике производства, и как следствие, к увеличению издержек предприятия. Причем такие последствия возможны как при опоздании, так и при более ранней поставке материалов, так как в этом случае на предприятие ложатся издержки по хранению.

2) Объем партии поставки. Несоответствие потребностей объему закупки негативно влияет на размер оборотных средств.

3) Улучшение качества. Важно следить за тем, чтобы закупаемые товары и услуги были оптимального качества. В противном случае может пострадать качество конечной продукции.

4) Поиск возможности закупки по минимальным ценам. Решение данной задачи позволяет снизить нагрузку на оборотные средства предприятия и логистические издержки, а следовательно, увеличить прибыль компании.

5) Наличие ответственных поставщиков и развитых взаимоотношений с ними. По результату закупки можно оценить надежность поставщиков. Этот параметр очень сильно влияет на конкурентоспособность компании на рынке.

6) Улучшение конкурентной позиции компании на рынке. Рынок закупок должен постоянно исследоваться на предмет появление новых поставщиков и оптимизации закупок.

Практически невозможно однозначно определить цели управления закупками, так как они напрямую зависят от специализации фирмы (промышленность, торговля, сервис).

Обратная закупке логистическая функция – это распределение.

На сегодняшний день можно выделить три вида распределительных систем:

1) Корпоративная система. В данном случае все ступени распределения заключены у одного собственника сети дистрибуции. 2) Вертикальная система. Все звенья сети дистрибуции подчиняются одному звену.

3) Договорная система. Все звенья дистрибутивной сети независимые компании. Они связаны между собой договорными отношениями и координируют свою работу для экономии и улучшения результатов.

Существуют несколько классификаций структур дистрибутивных каналов.

По количеству торговых точек:

• интенсивное распределение (небольшое количество торговых точек).

• выборочное распределение (небольшое количество торговых точек, нацеленных на определенный сегмент рынка).

По количеству звеньев вертикального канала:

• прямая дистрибуция (продавец сбывает готовую продукцию через свою систему сбыта, отделы продаж);

• косвенная дистрибуция (потребители получают товары через поредников: оптовые торговцы, дилеры и др.).

Правила дистрибуции:

Правило 1. Чтобы полностью удовлетворить потребности покупателей канал распределения создается до пункта продажи. Канал используется как можно чаще на участках большой протяженности. Транспортировка включает возможность использования разных видов транспорта.

Правило 2. Минимизация стандартных видов упаковки и количества единиц тары. Для использования данного правила необходимо сравнение эффективности вариантов использования грузоперерабатывающего оборудования.

Правило 3. Постоянный склад создается в центре объединения, размещается близко к точкам продаж, если он относится к распределению. Если склад является сортировочным, то его следует размещать ближе к производству.

В идеальной ситуации, когда скорость производства равна скорости потребления, склад не создается, так как запасы нулевые во всех звеньях логистической системы. Существует только небольшой запас в конечных точках распределения.

В реальности создание такого склада необходимо, так как скорости производства и потребления неравны. Третье правило позволяет определить месторасположение такого склада.

1.3. Транспортировка в логистической системе

Главную цель транспортной логистики как функциональной области можно обозначить следующим образом: доставка товара в нужное время с оптимальными издержками. Транспортные издержки занимают большую долю в общих логистических затратах, от 20 % и более. В связи с чем, задача оптимизации транспортировки становится одной из основных для логистического менеджмента. Ее решение позволит сэкономить значительное количество средств, но данная задача является одной из самых сложнорешаемых.

Транспортировка в современной логистике это не только перевозка товара, но и большое количество сопутствующих услуг – экспедирование, информирование, грузопереработка, охрана, страхование, таможенные процедуры и пр.

Таким образом, транспортировка становится важнейшей логистической деятельностью, благодаря которой решается задача по перемещению товаров по цепи поставок.

Существуют основные стадии управления транспортной логистикой на предприятии:

1) определение вида транспорта;

2) определение вида транспортировки;

3) выбор транспортного средства;

4) выбор подрядчика и/или партнеров по транспортировке;

5) выбор лучших параметров процесса транспортировки [5, 6].

Планирование транспортировки происходит согласованно с другими функциями логистики: складированием, упаковкой, грузопереработкой, снабжением и т. п.

Рассмотрим основные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Чтобы определить оптимальный тип транспорта и возможность его использования для конкретной перевозки, необходимо изучить особенности всех видов, их достоинства и недостатки (см. табл. 1).


Таблица 1 [6]

Сравнение видов транспорта




Когда происходит выбор вида транспорта, необходимо учитывать мощность, эксплуатационные характеристики подвижного состава, путей сообщения и терминалов, географическую доступность. Это не относится к трубопроводному транспорту. Одним из ключевых условий определения типа транспорта можно назвать степень сохранности груза, поддержка стандартов качества перевозки, требований экологии.

Далее рассмотрим способы транспортировки:

Унимодальная транспортировка. В этом случае используется один вид транспорта. Используется, если между отправным и конечным пунктами транспортировки нет необходимости складирования или грузопереработки. Выбор вида транспорта происходит исходя из вида груза, объема партии, необходимой скорости доставки и возможных издержек.

Смешанная перевозка. Используются два вида транспорта, возможны различные компиляции. Первым видом транспорта груз доставляется в терминал, где он перегружается на следующий вид транспорта.

Комбинированная (мультимодальная) перевозка. Используется три и более видов транспорта. Объясняется структурой каналов дистрибуции, когда необходимо доставить груз на крупнооптовый склад (воздушный транспорт), потом на более мелкие склады (железнодорожный транспорт) и в конечные точки продаж (автомобильный транспорт).

При комбинированной перевозке существует оператор, например, экспедиторская компания, который сопровождает груз на договорных отношениях с владельцем.

Важным аспектом международных мультимодальных перевозок являются таможенные процедуры и правовые аспекты международных перевозок, а также транспортное законодательство стран, через которые происходит транспортировка.

В современной логистике интермодальные (как разновидность мультимодальных перевозок, которые осуществляются под контролем одного логистического оператора) перевозки также называются терминальными, так как в их процессе активно используются терминалы и складские комлексы.

Главная причина популярности интермодальных перевозок – значительное уменьшение стоимости перевозок при использовании разных видов транспорта. Таможенные же процедуры наоборот усложняют использование таких перевозок.

1.4. Управление запасами в логистической системе

Чтобы сделать решения в области управления запасами более детальными, выделают несколько классификаций запасов.

Первый признак – место нахождения:

1) производственные запасы;

2) товарные запасы.

Производственные запасы создаются на предприятиях промышленного сектора и потребляются на производстве. Благодаря им получается поддерживать производственный процесс без сбоев.

Товарные запасы размещаются у производителей на складах в виде готовой продукции, в распределительных каналах изготовителей и посредников. Данные запасы позволяют обеспечить бесперебойность поставок товаров конечному потребителю [7].

Второй признак – вид товарно-материальных ценностей:

1) запасы сырья и материалов;

2) производственные запасы (незавершенное производство) и запасные части;

3) запасы готовой продукции;

4) запасы дополнительных материалов и др.

Третий признак – время:

1) максимально желательный уровень;

2) пороговый уровень;

3) текущий уровень;

4) гарантийный уровень.

В зависимости от типа хранящейся продукции различаются и цели создания запасов. Как правило, таковыми являются:

1) страховка от перебоев в поставках;

2) снижение негативных последствий увеличения цен;

3) получение оптовых скидок;

4) снижение транспортных издержек;

5) оптимизация производственных процессов;

6) улучшение качества работы с потребителями.

Также можно выделить несколько основных ситуаций, при которых необходимо увеличение запасов:

1) недостаточно высокое качество закупаемой продукции;

2) ненадежный поставщик;

3) увеличение продолжительности переработки и выполнения заказа;

4) ошибки в расчете прогноза потребления;

5) изменения в географии поставки;

6) низкая эффективность производственных процессов.

По сути, запасы это промежуточное звено между закупкой и потреблением. Они позволяют сгладить неравенство предложения и спроса, но не нивелируют его.

Благодаря логистике запасы начали рассматриваться как объект управления.

Рассмотрим несколько подходов к управлению запасами.

Традиционный. При данном подходе запас рассматривается как точечное явление, т. е. управление запасами не рассматривается обособленно от всех остальных логистических функций.

Этапы традиционного подхода к управлению запасами:

1) Чтобы определить структуру потребления в будущем необходимо проанализировать текущее потребление.

2) Чтобы определить метод расчета запаса, изучается метод расчета поставки и делается этот расчет.

Конец ознакомительного фрагмента.