2. Этапы развития концепции логистики
1. Первым этапом развития логистики принято считать ее довоенное развитие. До Первой мировой войны и между Первой и Второй мировыми войнами основное внимание бизнес-сообщества было направлено на развитие производства, повышение производительности труда и насыщение рынка товарной массой. Закупки считались очень важной функцией, поскольку от них во многом зависел успех компании на рынке. Однако организация снабжения предприятия рассматривалась менеджментом скорее как простая арифметическая сумма удачных или неудачных закупок, совершаемых отдельными клерками. В их задачу входило получить от поставщика необходимые товары и услуги соответствующего качества по минимальной цене.
Вторая мировая война способствовала приобретению американскими военными бесценного опыта централизованного управления снабжением и транспортным обслуживанием вооруженных сил США. В первые годы после окончания войны этот опыт был ими обобщен, и благодаря этому создались предпосылки для его перенесения в гражданскую сферу.
2. Вторым этапом развития стало формирование концепции логистики и признание за снабжением важной функции управленческой деятельности. В 1950— 1960-х гг. появилось много специалистов, которые профессионально занимались закупками и могли принимать компетентные решения в этой сфере. Все больше внимания стало уделяться процедурам закупок, их организации и политике компании в этой сфере. Многие компании подняли ранг директора по снабжению до высшего уровня руководства компании – должности вице-президента по закупкам, директора по логистике или вице-президента по закупкам и снабжению.
3. Начало третьего этапа развития концепции логистики было связано с удорожанием ресурсов и резким ростом цен во всех отраслях экономики США. Одним из важных событий того времени стало эмбарго на поставки нефти с Ближнего Востока летом 1973 г. Результатом этого было то, что с 1973 по 1980 г. цены на нефть выросли в четыре раза. В этих условиях закупки и снабжение становились одним из ключевых факторов развития и выживания компании. Решения, принимаемые в этой сфере, стали носить для компаний стратегический характер.
Другим фактором, послужившим развитию логистики как одного из стратегического факторов работы компании, стало появление и внедрение на Западе первых автоматизированных систем управления (АСУ) технологическими процессами и поставками. Так, широкое распространение в бизнесе получила система планирования потребностей в материалах, или MRP (Materials Requirements Planning). Эта система позволяла существенно улучшить процесс планирования производственных потребностей в сырье и материалах и повысить эффективность их поставок. Развитием этой системы стало появление системы планирования потребностей при распределении, или DRP (Distribution Requirements Planning), которая распространяла принципы MRP на сферу дистрибуции товаров и позволяла здесь также повысить операционную эффективность.
4. Наконец, четвертым этапом стала интеграция функции закупок и снабжения в корпоративную стратегию. Этому способствовали революционные прорывы в области информационно-компьютерных технологий, которые отмечались в 1980—1990-х гг. Идея системного подхода к управлению всеми материальными потоками на предприятии подвигла компании перенести акцент с планирования отдельных операций по закупкам на планирование логистического процесса и управление им в целом.
5. Многие зарубежные и отечественные ученые придерживаются иного подхода к рассмотрению этапов развития логистики, выделяя три периода развития систем товародвижения:
☝дологистический период (до 1950-х гг.), когда управление материальным распределением носило частичный характер и координация действий различных подразделений фирм была недостаточной;
☝период классической логистики (начало 1960-х – конец 1970-х гг.), характеризующийся созданием на предприятиях логистических систем и управлением процессом товародвижения на основе комплексного подхода;
☝период неологистики, или логистики второго поколения (начало 1980-х гг.), для которого характерно преобладание комплексного подхода к развитию систем логистики на основе всего предприятия исходя из общей цели – достижения максимальной эффективности работы всей фирмы.