1. Определение логистики. История ее возникновения
¡ Логистика – наука, рассматривающая организацию, планирование, контроль и регулирование движения сквозного материального и сопутствующего ему информационного потоков в пространстве и времени от их начального источника непосредственно до конечного потребителя с целью снижения совокупных затрат.
1. Термин «логистика» происходит от греческого слова logistike, обозначавшего в Древней Греции искусство рассуждений и вычислений, или счетное искусство. В Древнем Риме под логистами понимались чиновники, выполняющие административные и религиозные функции. Во времена византийского императора Льва VI (886–912) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями.
Немецкий исследователь профессор Г. Павеллек отмечал, что назначением логистики в Византийской империи было платить жалованье армии, должным образом вооружать и распределять ее, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях.
2. Слово «логистика» существует во всех основных европейских языках, но имеет различные значения. Термином «логистика» пользовались в своих работах известные ученые, философы, военачальники. Так, выдающийся немецкий математик Г. В. Лейбниц (1646–1716) использовал этот термин в значении «математическая логика». Также в XVIII в. этот термин использовал в своих работах А.-А. Жомини (1779–1869) – военный теоретик и историк. Жомини определил логистику как практическое искусство управления войсками, включающее в себя широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т. п.
В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации.
3. Благодаря трудам немецкого математика Г. Лейбница термин «логистика» приобретает другое значение. Под логистикой он понимал особый раздел математики – математическую логику. Это значение термина было закреплено на философском конгрессе в Женеве в 1904 г.
4. Широкое развитие принципы логистики получили в годы Второй мировой войны в области материально-технического обеспечения американской армии. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз, транспорта позволило своевременно и в нужных количествах обеспечивать армию всем необходимым, поэтому во многих западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она сформировалась как новое направление в области управления материальными потоками сначала в сфере обращения, а затем и в производстве. Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой (накануне и в период экономического кризиса 1930-х гг. в США) идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные научные направления.
В 1960-е гг. американским Советом по логистическому менеджменту (Council of Logistics Management) было сформулировано понятие логистики как одной из отраслей менеджмента. С этого времени термин «логистика», имевший в США до того лишь военное употребление, стал активно использовать и в гражданском сообществе.
5. Свое развитие логистика получила в 1960—1970-е гг. в Японии, где ее методы использовались при разработке и реализации сложных производственных систем, а к 1980 г. стали оптимизироваться методы физического распределения материальных потоков.
В конце ХХ в. логистическая наука выступает как экономическое направление, включающее в себя закупочную, производственную, сбытовую, транспортную, информационную логистику и т. д. Каждая из этих областей деятельности человека достаточно изучена, однако новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных сфер деятельности для достижения желаемого результата с минимальными затратами времени, материальных ресурсов и финансовых средств путем формирования оптимального сквозного управления всеми видами потоков. Таким образом, логистика призвана максимально удовлетворять запросы потребителей.