Вы здесь

Логистика. Краткий курс. Глава 4. Логистические системы (В. В. Котов, 2008)

Глава 4

Логистические системы

4.1. Понятие логистической системы

Если имеют место материальные потоки, то можно говорить о существовании некой материалопроводящей системы. Традиционно такие системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов различных предприятий или же подразделений одного предприятия.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Эти системы отличает высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками. Рассмотрим основные свойства логистических систем.

1. Целостность и делимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт (рис. 4.1).


Рис. 4.1. Структурная схема макрологистической системы


На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем (рис. 4.2):

♦ закупка – обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему;

♦ планирование и управление производством – принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;

♦ сбыт – обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.


Рис. 4.2. Структурная схема микрологистической системы


При более подробном рассмотрении каждая из перечисленных далее подсистем сама разворачивается в сложную систему. Элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивает достижение единой цели, то есть продвижение материального потока.

2. Связи. Между элементами логистической системы существуют связи. Они с закономерной необходимостью определяют ее интегративные качества. В макрологистических системах связи между элементами формируются на основе договоров; в микрологистических – элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

3. Организация. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию.

4. Интегративные качества. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов. Это способность поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.). Общепринятое определение логистической системы гласит: Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д.

Цель логистической системы – доставка товаров и изделий требуемого качества в заданное место, в нужном количестве и ассортименте при заданном уровне издержек.

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства (рис. 4.3). Сначала закупаются средства производства. Они поступают в логистическую систему в виде материального потока, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.


Рис. 4.3. Выделение границ логистической системы на основе цикла обращения средств производства


Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплата денег – получение денег» (рис. 4.4).


Рис. 4.4. Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой. Принцип «уплата денег – получение денег»


4.2. Виды логистических систем

Логистические системы делят на макро– и микрологистические.

Макрологистическая система – это система управления материальными потоками, охватывающая промышленные, посреднические, торговые и транспортные предприятия, которые могут располагаться в разных регионах страны или в разных странах. Инфраструктура экономики региона, страны или группы стран также представляет собой макрологистическую систему.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, возникают трудности вследствие экономических и правовых особенностей международных экономических отношений, различий внутреннего законодательства и т. д.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ.

Структурными составляющими макрологистических систем являются микрологистические системы. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, имеющие единую инфраструктуру.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Взаимодействие между подсистемами внутри микрологистической системы осуществляется на бестоварной основе. Отдельные подразделения предприятия связаны производственными отношениями.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем (рис. 4.5).

Логистические системы с прямыми связями. Материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.

Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.

Гибкие логистические системы. Движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.


Рис. 4.5. Структурные схемы логистических систем: а – с прямыми связями; б – эшелонированная; в – гибкая


4.3. Логистические цепи

Логистическая цепь – это линейно-упорядоченное множество юридических и физических лиц, которые выполняют логистические функции и операции по проведению материального и информационного потоков от поставщика до потребителя.

По месту формирования логистические цепи подразделяют на внешние и внутренние.

Внешние возникают за пределами каждого предприятия – участника взаимосвязанных логистических функций и операций.

Внутренние логистические цепи складываются на каждом предприятии и не выходят за его пределы. Эти цепи являются циклическими, то есть они периодически возобновляются, состав их участников относительно постоянен. Это связано с периодическим изготовлением партий деталей и изделий.

Внешние логистические цепи по продолжительности могут быть:

а) циклическими (в случае длительных хозяйственных связей);

б) длительными (если функционируют два года и более);

в) краткосрочными (продолжительность не превышает полутора лет).

Деление логистических цепей по критерию их продолжительности позволяет точнее прогнозировать состав операций и их технико-экономическое обеспечение.

По степени сложности логистические цепи разделяются на простые, средние, сложные, очень сложные и суперсложные.

Простая логистическая цепь используется в отношениях между участниками цеха; цехами предприятия; предприятиями, расположенными в одном городе. Для перевозки ресурсов используется транспорт либо продавца, либо покупателя.

Логистическая цепь средней сложности возникает при наличии от одного до трех посредников. Например, один посредник предоставляет подъемный кран, второй обеспечивает рабочей силой, а третий подает вагон для транспортировки.

Сложная логистическая цепь имеет место, когда число участников в ней больше шести. Такие цепи образуются при отсутствии у покупателей продукции собственных железнодорожных подъездных путей, в то время как товары привозят по железной дороге. В этом случае покупателю приходится, помимо продавца, иметь дело с отделением железной дороги, с арендодателем участка железнодорожного пути, а также со следующими организациями: погрузо-разгрузочной, грузчиков, экспертной (с целью осмотра груза) и автотранспортной.

Сложными являются логистические цепи, складывающиеся при перевозках водным транспортом. Они становятся еще более сложными, когда используются железнодорожный и водный транспорт, особенно при международных перевозках. Это очень сложные логистические цепи.

Суперсложные цепи чаще имеют не линейную, а древовидную структуру. В них насчитывается более 15, а иногда 35–45 звеньев.

На степень сложности логистических цепей влияют многие факторы, в частности, место, которое занимает их участник в общественном производстве. Например, если прямая связь предприятия-продавца с предприятием-покупателем разрывается посредником по снабжению или сбыту либо организацией, которая является посредником одновременно у продавца и покупателя, тогда транспортировка товаров организуется проще, ибо эти посредники сокращают количество участников логистических цепей. При этом число логистических цепей в стране увеличивается, но это сопровождается уменьшением количества сложных цепей, ибо они превращаются в цепи простые и средней сложности.

Упрощения логистических цепей более заметны, если посредничает крупная снабженческо-сбытовая организация.

При наличии посредников товаропроизводитель-продавец участвует в таком количестве логистических цепей, которое соответствует числу покупателей его продукции, а товаропроизводитель-покупатель задействован в количестве цепей, соответствующем числу поставщиков – продавцов необходимых ему товаров.

В течение года некоторые предприятия оказываются участниками сотен логистических цепей, а крупные – нескольких тысяч.

Имеют место логистические цепи, участниками которых выступают лишь посредники, занимающиеся перепродажей, что в настоящее время особенно распространено в нашей стране. Доля логистических цепей с участием посредников по купле-продаже товаров в рыночных условиях достигает 60 %.

При выборе вида логистических цепей необходимо ориентироваться на интересы конечного потребителя. Без этого логистическая цепь не может быть рациональной, так как у производителей-продавцов возникнут трудности сбыта, а у предприятий-покупателей – трудности приобретения материальных ресурсов.

Тесты

1. Логистическая система представляет собой:

а) совокупность связанных между собой подразделений предприятия;

б) совокупность потоковых процессов;

в) комплекс взаимосвязанных логистических функций;

г) адаптивную систему с обратной связью, выполняющую логистические функции.

2. Системное свойство «целостность» предполагает:

а) наличие границ системы;

б) наличие связей между элементами системы;

в) наличие особенных свойств у системы, отличающихся от свойств элементов;

г) взаимосвязанность элементов.

3. Отличительным свойством логистических систем является:

а) наличие прочных связей между элементами;

б) взаимодействие с внешней средой;

в) наличие потоковых процессов;

г) размер системы.

4. Логистическая система может охватывать:

а) территорию предприятия;

б) регион;

в) отдельное государство;

г) несколько государств.

5. Логистическая система на микроуровне – это:

а) отдельное подразделение предприятия;

б) предприятие в целом;

в) регион;

г) верны ответы (а) и (б);

д) верны ответы (б) и (в).

6. На макроуровне решаются вопросы:

а) связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей;

б) связанные с функционированием отдельных звеньев предприятия;

в) контроля за перемещением материальных потоков внутри цеха;

г) организации учета запасов на складе предприятия.

7. Из логистической системы во внешнюю среду поступают:

а) материальные ресурсы, необходимые для производства продукции;

б) финансовые средства потребителей продукции;

в) готовая продукция предприятия;

г) все ответы верны.

8. Гибкие логистические системы – это:

а) движение материальных ресурсов через посредников;

б) движение материальных ресурсов без посредников;

в) движение материальных ресурсов внутри предприятия;

г) нет верного варианта.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе.

2. Дайте определение логистической системе.

3. Что такое «макрологистическая система»? Назовите элементы макрологистических систем, охарактеризуйте связи между элементами, организацию, назовите интегративные качества макрологистических систем. Приведите пример макрологистической системы.

4. Назовите и охарактеризуйте известные вам виды макрологистических систем.

5. Что такое «микрологистическая система»? Назовите элементы, характер связей, организацию, интегративные качества.

6. Как выделить границы логистической системы?

7. В чем состоит принципиальное отличие характера связей между элементами макрологистических и микрологистических систем?

8. Дайте определение логистической цепи.

9. Как классифицируются логистические цепи по продолжительности и по длительности?