Вы здесь

Логистика. Краткий курс. Глава 2. Концепция и функции логистики (В. В. Котов, 2008)

Глава 2

Концепция и функции логистики

2.1. Концептуальные положения логистики

Концепция – система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов.

Концепцией логистики является система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками. Охарактеризуем ее основные положения.

Реализация принципа системного подхода. Материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников. Каждый из них преследует свою цель. Если участники смогут согласовать друг с другом собственную деятельность в целях рационализации совместного объекта управления – сквозного материального потока, то они все вместе получат существенный экономический выигрыш.

Рационализация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя, либо отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, то есть все элементы макрологистических и микрологистических систем, должны работать как единый отлаженный механизм. Для решения этой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов, вопросам согласования экономических интересов и пр.

Реализация системного подхода в логистике требует осуществления следующих мероприятий.

Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Учет издержек позволяет оценивать затраты на функции логистики, характер их взаимодействия друг с другом. Это дает возможность использовать в качестве критерия для определения оптимального варианта логистической системы минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего в основном конкретным условиям.

Следует заметить, что оптимизация потоковых процессов за счет применения оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях массового выпуска и использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства.

Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. Работа в сфере управления материальными потоками традиционно непрестижна. Это объясняет наличие в ней вечной проблемы нехватки кадров. Логистический подход повышает общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками. Таким образом, создаются объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом.

Развитие логистического сервиса. Нишу на рынке можно занять:

♦ повышая качество товара;

♦ выпуская новый товар;

♦ повышая уровень логистического сервиса.

Последний путь гораздо дешевле. Потребитель отдаст предпочтение тому поставщику, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар вовремя, в удобной таре, приемлемыми партиями, с подобранным ассортиментом и т. п.

Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Неопределенность спроса, огромное количество услуг и товаров вызывает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков. Способность логистических систем адаптироваться к изменениям внешней среды обеспечивает устойчивое положение на рынке.

2.2. Функции логистики

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач: прогнозирование спроса и производства, а следовательно, и объема перевозок; определение оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организация складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

✔ транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

✔ предприятия оптовой торговли;

✔ коммерческо-посреднические организации;

✔ предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Каждая логистическая функция представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, то есть формирование связей между элементами макрологистических систем.


Таблица 2.1. Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса




Все перечисленные в табл. 2.1 функции взаимоувязаны и направлены на управление материальным потоком, то есть весь комплекс логистических функций в совокупности также подчинен единой цели.

2.3. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства

Задачи по управлению материальными потоками распределяются между различными подразделениями отдельного предприятия.

Логистическая функция рассредоточивается по различным службам. Одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое – содержанием запасов, третье – сбытом готовой продукции. Цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока.

Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой товара потребителю. При этом служба логистики взаимодействует с другими службами предприятия.


Логистика и маркетинг. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга.

1. Анализ окружающей среды и рыночные исследования.

2. Анализ потребителей.

3. Планирование товара, определение ассортиментной специализации производства.

4. Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то задачи третья и четвертая должны решаться совместно.

Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.

Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики. Таким образом, логистику можно рассматривать как инструмент реализации стратегии маркетинга.

Логистика и планирование производства. Их взаимодействие определяется тем, что логистика обеспечивает производство сырьем, материалами, комплектующими и должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство.

С другой стороны, логистика занимается распределением готовой продукции и должна участвовать в формировании графика выпуска готовой продукции. Важная функция службы логистики – доставка сырья и комплектующих в цеха, непосредственно к рабочим местам, и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

Определение оптимального уровня качества и контроль за его соблюдением также являются совместной задачей службы логистики предприятия и службы планирования производства.

Логистика и финансы. Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляется контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

2.4. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм

Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и доходы от продажи товаров. Определить количественные параметры последствий логистических решений весьма сложно. Это можно сделать лишь при соблюдении следующих условий методологического и технического характера:

✔ наличие хорошо отлаженной учетно-информационной системы;

✔ проведение комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи;

✔ определение доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

В зарубежной экономической литературе отмечается, что у фирм, принявших на вооружение логистическую концепцию и построивших свою стратегию на ее основе, значительно улучшается показатель, отражающий отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу (ПИК). При этом указывается на двоякое значение логистики, которое заключается в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке.

Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. К ним в рамках логистического подхода относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис). Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения продукции фирм и конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей.

Влияние логистики на инвестированный капитал осуществляется через основные категории (элементы) активов и пассивов баланса фирм.

Стоимость таких элементов логистической системы, как транспортные средства, склады, погрузочно-разгрузочные механизмы, является частью основного капитала.

Такие элементы баланса, как «наличность и счета дебиторов», относящиеся к оборотному капиталу, являются решающими с точки зрения ликвидности фирмы. Логистические операции оказывают непосредственное влияние на данную часть баланса. Чем короче срок выполнения заказов, тем быстрее может быть выписан счет. Подобным образом скорость выполнения заказов может повлиять на поток наличности, если счет не выписывается до тех пор, пока товары не отправлены. Одной из менее очевидных логистических переменных, влияющих на наличность и счета дебиторов, является точность при выписке счетов. Если потребитель обнаружит, что его счет содержит неточности, он, вероятно, не будет его оплачивать.

Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий. Очень часто пятьдесят и более процентов оборотного капитала фирм-продуцентов приходится на запасы. Закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Такие счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал. Интеграция управления закупками и управления производством сокращает логистические издержки компаний и повышает степень использования инвестированного капитала.

Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается главным образом привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам. Такие изменения существенно сказываются на балансе между долговыми обязательствами и собственным капиталом, а следовательно, и на соотношении последнего и прибыли, а также на движении наличности с точки зрения как процентных платежей, так и выплаты долга. Поскольку материальную основу логистической системы фирм в большинстве случаев составляют собственные, а не арендуемые технические средства и постоянные сооружения, постольку логистика способна оказывать существенное влияние на общую величину основного капитала фирм и соотношение прибыли и инвестированного капитала.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм и вносят свою лепту в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности. Фирмы, взявшие на вооружение логистическую стратегию, постоянно анализируют ее, а также прибыль и инвестированный капитал, чтобы убедиться в максимальной эффективности использования ресурсов.

В современных условиях вероятность дифференциации продукции по свойствам и качеству уменьшается. Поэтому конкурентное преимущество может возникать из способности фирмы посредством своей логистической деятельности добиваться различий в сегментации рынка, а также изменений в экономическом окружении, рыночных требованиях и собственных и чужих тактических маневрах. Политика фирм, направленная на получение доходов от логистической деятельности, как правило, ведет к увеличению прибыли.

Исследования зарубежных специалистов показывают, что вклад логистики в прибыль компаний зависит от уровня обслуживания. При этом подмечено, что при достижении уровня 90 % и выше логистические издержки начинают опережать рост доходов от этого вида деятельности. Начиная с 95 % эффект становится отрицательным (рис. 2.1).


Рис. 2.1. Зависимость прибыли фирм от уровня логистического обслуживания


Все это позволяет утверждать, что цель логистики 1990-х годов выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики – процесс непрерывный и динамичный.

Тесты

1. Концепция логистики представляет собой:

а) эффективное управление хозяйственной деятельностью предприятия;

б) рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов;

в) оптимизацию движения материальных потоков;

г) систему взглядов по управлению функциональными областями логистики.

2. Логистическая функция представляет собой:

а) группу задач логистики;

б) комплекс взаимосвязанных целей по оптимизации материальных потоков;

в) укрупненную группу логистических операций;

г) способ достижения целей управления материальными потоками.

3. В чем выражается логистический подход к функциональному планированию на предприятии:

а) в выделении специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком;

б) во взаимосвязи логистики и маркетинга;

в) во взаимосвязи логистики и планирования производства.

Контрольные вопросы

1. Назовите концепцию логистики. Раскройте содержание отдельных концептуальных положений.

2. Дайте определение понятия «логистическая функция».

3. Перечислите основных участников логистического процесса.

4. Назовите основные логистические функции транспортно-экспедиционных организаций, предприятий оптовой торговли, коммерческо-посреднических организаций, предприятий-изготовителей товаров.

5. Перечислите задачи, которые решаются службой логистики совместно с другими службами предприятия, а именно службой маркетинга, финансов, планирования производства. Докажите необходимость совместного решения перечисленных задач.

6. Как логистика влияет на ключевые показатели ПИК?

За счет каких составляющих логистика повышает конкурентоспособность фирмы?