2 РАЦИОНАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ
Законы мира, сущность предметов и явлений мы узнаем посредством абстрактного мышления. Это вторая ступень процесса познания.
Абстрактное мышление – это процесс рационального отражения материального мира в понятиях, суждениях и умозаключениях, позволяющих проникнуть в сущность и закономерные связи предметов и явлений, преобразовывать их в теории, а затем применять на практике. Прежде чем рассматривать такие термины, как понятие, суждение и умозаключения, необходимо выяснить, что означает термин «форма мышления».
Форма мышления – способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря чему содержание существует и отражает действительность.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса однородных предметов. Однородными предметами называются те, которые входят в один класс по фиксированному классо—образующему признаку.
Суждение – это форма мышления, в которой что—либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Обычно суждения выражаются в форме повествовательных предложений. Они могут быть простыми (грачи прилетели) или сложными, которые состоят из нескольких простых (наступила зима, выпал снег).
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам получаем заключение.
Все деревья – растения. Береза – дерево. Береза – растение.
Абстрактное мышление обладает рядом специфических свойств:
1) отражение действительности в обобщенных формах (предметы материального мира группируются в определенные группы по сходным признакам);
2) отражение материального мира опосредованно (прямая связь с познаваемым объектом не обязательна);
3) отражение действительности происходит активно (познающий субъект использует определенные методы и приемы познания);
4) неразрывная связь с языком (познаваемый объект обязательно фиксируется в языковой форме).
Для познания окружающего мира абстрактное мышление использует ряд приемов и операций:
1) сравнение – это нахождение различий и сходств;
2) анализ – это мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства;
3) синтез – это мысленное соединение частей в целое;
4) обобщение– это мысленное объединение предметов и явлений по сходным чертам;
5) абстрагирование – мысленное выделение отдельных, особо интересных в данный момент частей предмета.
Необходимо отличать процесс абстрагирования от процесса абсолютизации. Если первый заключается в выделении части предмета, то второй – в возведении этой части в ранг определяющей, что неизменно влечет за собой ошибки в процессе познания.