Глава 1
Логика как наука и ее роль в деятельности юристов
♦ Предмет логики
♦ Язык формальной логики
♦ Формальная логика в деятельности юриста
В структуре научного знания место логики особенное. В значительной мере это обусловлено тем, что содержание логики связано с организацией процесса мышления – того, без чего невозможно развитие не только никакой из областей научного знания, но и повседневная жизнь большинства людей.
Иногда логику рассматривают как самостоятельную область знания, иногда связывают с другими науками (например, с риторикой), позволяющими человеку более ясно и эффективно выстраивать цепочки своих рассуждений, как можно более полно и точно излагать свои мысли окружающим людям. Многие ученые считают логику одним из разделов философского знания.
Философия (греч. букв. – «любовь к мудрости»: филео – люблю, софия – мудрость) – форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Философских дисциплин, раскрывающих соответствующие разделы философии – онтология, гносеология, аксиология, этика, эстетика, философская антропология и др., много. У каждой из них свой объект и предмет, но, в отличие от логики, они не имеют статуса наук, потому что не всегда их положение основывается строго на фактах действительности. Философию называют учением, как и ее составные части, но не логику.
Логика, как и любая другая наука, имеет свой объект и предмет, свои правила обосновывает фактами, выводит их из выявленных законов природы. Осмысление объекта и предмета науки (или другой области человеческого знания) связано с ясным пониманием субъектом самого процесса осмысления.
Субъектом в познавательном процессе является, прежде всего, человек (индивид, группа, коллектив).
Субъект (лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, sub – под, jacio – бросаю, кладу в основание) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Например, субъектом можно считать всякого, кто изучает логику.
Объект (objectum – предмет от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, что противостоит субъекту и его предметнопрактической и познавательной деятельности, на что эта деятельность направлена.
Объект (в познавательно-преобразовательном процессе) – это существующая независимо от сознания человека вещь (или идеальная конструкция), включенная в сферу отношений человека с миром.
Объект науки – элемент реальности, обладающий очевидными границами, относительной автономностью существования, и проявляющий себя в окружающей среде. Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания, отражающая наиболее существенные свойства и признаки объекта.
1.1. Логика как наука
Объект логики (науки) – мышление человека – сложный, многогранный процесс, высшая форма познания мира.
Одновременно мышление является объектом психологии, физиологии, генетики, кибернетики. Однако предмет у каждой из этих наук свой, отличный от других.
Предмет логики (науки) – формы и средства мысли, законы правильного мышления и получения выводного знания, методы рассуждений и формулирования истинных выводов, обобщений, рекомендаций, решений.
Логика (от греч. λόγος – логос – слово, понятие, рассуждение, разум, мысль) – наука об общезначимых формах и средствах мысли (в том числе, закономерностях мышления, методах рассуждений), необходимых для рационального познания в любой области знания, непротиворечивых выводов, формулирования понятий, построения умозаключений, гипотез, версий, теорий.
Говоря кратко, логику можно назвать наукой о формах, закономерностях и методах правильного мышления. Мышление, включая познание, представляет сложный процесс, в котором центральное место занимают знания. Цель любого субъекта заключается в обладании возможно большим объемом необходимых в его жизни и деятельности истинных знаний.
Знания – сведения, информация, алгоритмы действий, полученные субъектом в ходе освоения действительности, переработанные им на основе личного опыта или общественной практики и используемые им в ходе своей познавательно-преобразовательной деятельности.
В основе получения человеком знаний о мире лежит его способность чувственного отражения действительности, которое складывается из ощущений, восприятий, представлений.
Ощущение – простейший процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма, возникающих при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств.
Восприятие – процесс отражения предметов и явлений объективного мира в совокупности (целостности) их свойств в момент воздействия этих предметов на органы чувств.
Представление – процесс наглядного и обобщенного отражения явлений, предметов или отдельных их свойств, которые в данный момент на органы чувств не воздействуют.
Необходимым компонентом формирования и развития субъектом системы знаний (и одновременно специфически человеческой особенностью познавательно-преобразовательной деятельности) является абстрактное мышление, которое позволяет в многообразии проявлений воспринимаемого бытия выделить существенные, повторяющиеся, необходимые связи (законы), выявлять сущность процессов, предметов, явлений.
Для мышления характерны обобщенность (способность выявить основное в воспринятом, изученном; выражать результаты в неком общем положении, отражающем это основное, существенное, придать этому существенному, зафиксированному в частных случаях общее значение) и опосредованность (возможность понять что-либо существенное об объекте или предмете вне непосредственного контакта с ним, способность выразить одно через другое) знания.
Формирование знаний «второго» уровня (выявление закономерностей, постижение сущности вещей) происходит в процессе рассуждения – форма теоретического познания, позволяющая получить новое (выводное) знание о предмете, явлении, процессе. Результативность рассуждений зависит от умения использовать определенные законы и правила, которые и изучает логика. Простые и сложные рассуждения протекают с непременным использованием форм абстрактного мышления (или логических форм), которые обычно делят на две основные группы: в первой мысль фиксируется (как бы хранится) в неизменном виде – понятия, суждения, теории и некоторые другие, во второй мысль развивается – умозаключения, гипотезы, версии, задачи, проблемы.
Эти формы мышления давно находятся под пристальным вниманием мыслителей.
Логика – наука с долгой и богатой историей, в которой различные исследователи выделяют ряд этапов (в основном, от двух до четырех). Все они не обходят вниманием таких представителей логики, как Аристотель, Ф. Бэкон, Г. Лейбниц, Б. Рассел и некоторых других наиболее ярких исследователей и мыслителей.
Знания о закономерностях мышления возникли давно. Точно известно, например, что уже в V в. до нашей эры современники
Сократа – софисты – ими не только успешно пользовались, но и обучали правилам ведения дискуссии других людей. Сам Сократ настаивал на необходимости ясности и непротиворечивости мысли.
Однако считается, что именно Аристотель (384–322 гг. до н. э.) открыл эпоху систематического изучения законов правильного мышления. В работах «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Категории», «Об опровержении софистических аргументов» и некоторых других он создал систему знаний – «аналитику» (которую позже называли формальной, традиционной, дедуктивной логикой). Работы Аристотеля по логике в последствии были объединены в одной книге под названием «Органон» («Орудие знания»).
Зенон из Китиона (ок. 336–264 гг. до н. э.) ввел в оборот понятие «логика», основал школу стоиков в Афинах (308 г. до н. э.). И хотя из его трудов (например, «Об учении», «О знаках», «О сущности», «О надлежащем» и других) сохранились только фрагменты, ученые считают, что он внес важный вклад в теорию мышления. Логику он ставил на первое место в своем учении, цель которого была вооружить людей способностью правильно судить о вещах и избавить их от заблуждений.
Средневековье оставило неоднозначный след в развитии логики в силу безграничного влияния теологии, стремления все имеющиеся знания скорректировать в интересах церкви. И тем не менее, справедливо считается, что в развитии логики существенную роль сыграли такие мыслители, как Иоанн Дамаскин (ок. 675–753), писавший в первой главе своей «Диалектики», что нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души. Стоит назвать и других мыслителей Средних веков, оказавших влияние на развитие логики. Это Аль-Фараби (ок. 872–951, полное имя: Абу Наср Мухаммед ибн Тархан), написавший «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», Михаил Псёл (ок. 1018–1078), автор работы «Всеобщая наука», И. Д. Скот (1265–1308), написавший «Комментарий» к учению Аристотеля и некоторые другие философы.
В Новое время интерес к логике возрос в связи с ростом научного знания. Ф. Бэкон (1561–1626, основной труд – «Новый органон») заложил фундамент учения об индукции, цель – обнаружение причинных связей между явлениями окружающего мира посредством наблюдений и экспериментов. Г. Лейбниц (1646–1716) выдвинул идею о возможности представить доказательство как математическое вычисление, сформулировал четвертый закон логики, придавал большое значение абстрактному мышлению (в частности, в работе «Новые опыты о человеческом разуме»). Г. Гегель (1770–1831) привнес в логику стройное диалектическое учение (наиболее наглядно это отражено в трудах «Наука логики», «Энциклопедию философских наук»).
Важной особенностью XIX в. стало усложнение научного знания, более четкое разграничение между различными науками и появление новых научных дисциплин, возрастал интерес к процессам, методам и критериям познания, характеристикам мышления человека, вопросам взаимозависимости знаний различных отраслей науки.
Дж. С. Милль (1806–1873) в своей работе «Система логики» и некоторых других сформировал методы научной индукции на основании установления причинных связей. В этот период логикой серьезно заинтересовались многие математики. Д. Буль (1815–1864), написавший «Исследование законов мышления, на которых основываются математические теории логики и вероятностей», истолковал умозаключение как результат решения логических равенств. Г. Фреге (1848–1925) применил логику для исследования оснований математики, изложив свои взгляды в целом ряде работ, например, «Смысл и денотат», «Понятие и вещь», «Мысль: Логическое исследование», «Исчезновение понятий».
С конца XIX в. получила развитие математическая логика в творчестве А. Н. Уайтхеда (1861–1947), в частности, в работах «Организация мышления», «Способы мышления»; Б. Рассела (1872–1970) – в работах «Человеческое познание», «Искусство мыслить»; А. Тарского (1902–1983) – в работах «Введение в логику и методологию естественных наук», «Истина и доказательство» и др.
Свой след в логике оставили русские ученые: братья Лихуды (Ио-анникий Лихуд, 1633–1717, и Софроний Лихуд, 1652–1730), выходцы из знатного греческого рода, получившие блестящее образование в Европе (в том числе, окончили Падуанский университет), приглашенные в Москву царем Федором Алексеевичем и патриархом Иоахимом для преподавательской работы, написали русские учебники по логике и риторике.
В последующем логические знания развали русские ученые, мыслители: М.В. Ломоносов (1711–1765) – русский ученый-энциклопедист, который первым предложил деление суждений на общие и единичные, определил неправомерность некоторых модусов силлогизма, который считал логику первой после грамматики «предводительницей»; П. С. Порецкий (1846–1907), который развивал, прежде всего, математическую логику (в работах «Изложение основных начал математической логики в возможно более наглядной и общедоступной форме», «О способах решения логических равенств и об обратном способе математической логики» и др.); Н. А. Васильев (1880–1940), чье творчество (например, работа «Воображаемая логика») ученые оценивают как «опережение времени»: например, он выдвинул идеи, на которых выросла неклассическая логики, и другие.
И сегодня многие отечественные и зарубежные ученые разрабатывают различные направления в логике, что вызвано усложнением знаний, самих мыслительных процессов, развитием методов непротиворечивых рассуждений, познания истины. Поэтому и сама логика постоянно развивается, в ней возникают новые направления, уточняются представления о ранее возникших формах.
Выделяют, например, логику интуитивную, присущую всем размышляющим и принимающим решения людям. Она не строится по одним и тем же правилам, а использует в каждом случае (для каждого человека, для каждой ситуации и т. д.) разные способы построения логических форм, разрешения противоречий. Поэтому интуитивная логика не имеет ни научного статуса, ни большого интереса со стороны исследователей и тех, кто всерьез задумался о повышении эффективности своих размышлений, доказательств, решений. Тем не менее, именно этой неупорядоченной, нефиксированной и нечеткой системой не всегда осознанных приемов пользуется в своих рассуждениях большая часть человечества.
В философии нередко встречается понятие «неформальная логика» (сходные смыслы несут в себе такие аспекты исследования сущности мышления, как «логический анализ языка», «логическая семантика» и некоторые другие). Ее цель – анализ разнообразных смысловых систем, выявление логических ошибок и их причин.
Широко известно такое направление, как «диалектическая логика», которая помимо логических форм (само понятие «форма» может вызвать ощущение завершенности, неподвижности, однозначности) и незыблемых (наиболее простых) правил исследует динамику мысли, «перетекающие» друг в друга смысловые противоположности, соотношения между ними и т. д. Диалектическая логика в большей степени сосредоточена на «движении» мысли, на сложностях и неоднозначных проявлениях мыслительного процесса.
Можно встретить в литературе и в практической деятельности информацию о развитии и результатах деятельности таких направлений, как логика предикатов, символическая, теоретическая, математическая логика и другие. Для одних ученых некоторые из этих понятий являются синонимами, другие усматривают и закрепляют за ними нечто особенное в изучении законов мышления. В каждом таком случае пытливому и заинтересованному читателю стоит разбираться самому и довольно подробно. Очевидно, что все эти направления логики тесно связаны между собой, имеют как много схожего, так и различное, специфику.
Пожалуй, наиболее общее «логическое» содержание (логические формы закономерности, правила и др.), в той или иной степени отражающее сущность большей части направлений в логике, несет в себе формальная логика, которая, в основном, и представлена в данном пособии.
Итак, логика исследует такую важнейшую способность человека, как способность размышлять, создавать образы, идеальные конструкции (формы), которые складываются в особую знаковую систему (язык) – то, что в первую очередь отличает человека от всех иных живых существ на планете.
1.2. Язык формальной логики
Язык – информационная знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли, способ общения между людьми.
Информация (лат. informatio – разъяснение, изложение, осведомленность) – некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т. п., а также проявления (последствия, результат) неких изменений, движения, либо отсутствия этих изменений, воспринятых одним или несколькими реципиентами.
Язык и мышление – не одно и то же, но между ними существует тесная глубокая связь. Мышление выражается через язык, вне языка оно невозможно. Формы мышления и формы языковых выражений соответствуют друг другу. Язык считают формой существования сознания.
Знаковые системы могут быть самыми различными: на основе букв, иероглифов, символов… и представлять собой древнюю письменность, азбуку Морзе, морской семафор, ноты.
Знак – это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо другого объекта.
В самом общем виде выделяют три вида больших групп знаков: знаки-индексы раскрывают связь с предметом в рамках причинно-следственных связей (например, лед на поверхности воды – результат низкой температуры; дым, свидетельствующий о том, что что-то горит или тлеет); знаки-образы находятся в отношении подобия с обозначаемыми объектами (пиктограммы, чертежи, условные изображения на картах и сами карты); знаки-символы причинно не связаны и не сходны с представляемыми ими объектами (например, буквы «А» или «К» ни в каком языке не связаны никак со звуками, которые они символизируют, обозначают). Однако знаки, в том числе и знаки-символы, отражают смысл и значение определенных материальных объектов, идеальных систем.
Согласно взглядам Г. Фреге (автор формулы «семантического треугольника»)[1] смысл – это понятие, которое отражает предмет, значение – сам отражаемый предмет, а имя – слово, вербальная форма, в которую облачено понятие; слова (имена), в «оболочке» которых «живут» понятия, могут быть различными, произнесенными на разных языках, но содержать одно и то же понятие (например, «стул» – англ, chair, нем. der Stuhl; «наука» – англ, science, нем. die Wissenschaft), отражающее конкретные или абстрактные предметы, явления, процессы.
По Э. Гуссерлю (1859–1938), автору известной работы «Логические исследования, значение (нем. die Bedeutung) это лингвистическая форма смысла (нем. der Sinn).
Смысл – выражаемая знаком характеристика объекта, представителем которого является знак.
Смысл заключает в себе определенное актуальное для субъекта представление о тех или иных (нередко – отдельных) параметрах, свойствах, сторонах объекта, возможных способах и вариантах его использования, и т. д.
Значение – выражаемый знаком реальный объект (феномен), который и обозначается этим знаком.
В значении чаще раскрывается вполне конкретный (или «любой
подобный») объект, представленный в совокупности свойств, его сущностная составляющая.
С этой точки зрения некоторые знаки (понятия) не имеют значения, т. е. представляют несуществующие объекты («вечный двигатель», «Баба-Яга»; в которых могут проявляться разные смыслы – от страха, до насмешки, при явной невозможности их реального существования).
Языки обычно делят на две большие группы:
• естественные → национальные, жестов, музыки и т. д.;
• искусственные → специальные, созданные относительно узкой группой людей (например, профессиональные (врачей, сантехников, юристов), языки различных социальных групп (возрастных, представляющих элемент субкультуры); языки конкретных наук (отраслей науки), в том числе язык логики.
Для научного языка характерна строгая определенность содержания. Языки конкретных наук обладают специфическим понятийнокатегориальным аппаратом, используют особенную, отражающую как научность, так и особенности данной отрасли лексику (в данном случае – логики).
Термин (лат. terminus – граница, предел, конец чего-либо) в логике – это слово, имя предметов универсума для обозначения субъекта и предиката суждения, а также для обозначения элементов посылок силлогизма.
Термины бывают дескриптивные и логические.
Дескриптивные термины (лат. descriptic – описание) включают единичные имена, общие имена, знаки свойств и отношений, знаки предметных функций, знаки признаков. Выражаются словами естественного или научного языка и на конкретный момент речевого взаимодействия адекватно отражают предмет мышления.
Имена предметов – слова или словосочетания, обозначающие отдельные предметы или классы однородных предметов. Поскольку имя является знаком, то оно имеет смысл и значение. Бывают имена единичные (Луна, столица современной России), обозначают предметы, существующие в единственном экземпляре, и общие (животное, мост, судья) – обозначают любые (неконкретные) предметы некоторого класса.
Свойства – это то, чем предметы и явления отличаются друг от друга («высокий», «низкорослый»).
Отношение – это месторасположение предметов и явлений в их взаимосвязи («больший, чем»; «расположенный между»).
Логические термины можно условно разделить на подгруппы: логические связки – конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, эквиваленция; названия элементов суждения (субъект, предикат), посылок силлогизма (больший, меньший и средний термины).
К логическим терминам иногда относят логические операторы – кванторы: (перевернутое «А» от нем. alle – все) – «для всех», «все», «всякий», «каждый», «ни один» и (перевернутое «Е» от нем. existieren – существовать) – «некоторые», «для некоторых», «существует».
Например, «Все (∀) студенты юридического факультета изучают логику»;
«Некоторые (∃) студенты юридического факультета умеют пользоваться знаниями логики в исследовательской работе повседневной жизни».
В логике предикатов, в дополнение к средствам логики высказываний, вводятся также такие логические термины: «истина» и «ложь».
Истина – адекватное отражение субъектом объекта; таким, каким он существует сам по себе независимо от сознания человека; объективное содержание чувственного эмпирического опыта.
Ложь – неадекватное отражение, намеренное искажение объекта (не нужно путать с этической категорией, с преднамеренным обманом).
«Истина» и «ложь» в формальной логике имеют специфический, формальный оттенок: истина отражает действительность и ее фрагменты адекватно верно, ложь – не соответствует действительности.
1.3. Значение логики в деятельности юриста
Г. Гегель как-то заметил, что переваривать пищу можно и без знания физиологии пищеварения, но нет сомнения в том, что знание физиологии позволяет нам наладить рациональное питание. Логика играет такую же роль в организации мыслительной деятельности человека, какую диетология в организации его правильного, рационального питания.
Ездить на автомобиле, при определенных условиях, можно не зная ПДД, но их знания придают уверенность, обеспечивают безопасность и порядок, а на современных автодорогах с оживленным движением, многочисленными перекрестками, сужениями, трамвайными путями, эстакадами, туннелями – не знать правила движения просто недопустимо. Пренебречь этими знаниями означает подвергать огромной опасности всех, кто находится в это время на проезжей части, на тротуаре, создавать ситуации, которые повлекут огромные расходы времени, материальных и финансовых средств, как муниципальных служб, так и ни в чем не повинных граждан. Подобное может произойти даже в результате самого незначительного дорожно-транспортного происшествия, которое образует на столичной улице затор, вызывающий так называемую «пробку». Отсюда – оценки безответственности тех субъектов, которые пытаются обойти выработанные в течение многих десятилетий требования, правила, нормы.
Знание логики – неотъемлемая часть юридического образования. Это обусловлено спецификой работы юриста, будь он судья, адвокат, юрисконсульт, ученый-правовед и т. д. Всем им приходится постоянно определять и классифицировать важные понятия, делать правильные выводы из сложных ситуаций, заниматься аргументацией – обоснованием и опровержением, обеспечивать точность и ясность высказываний, чтобы они однозначно трактовались и воспринимались людьми, принимать обоснованные решения.
Умение пользоваться интеллектуальным (в широком смысле) и узкопрофессиональным потенциалом логически верно помогает правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при написании официальных документов: протоколов осмотра места преступлений, решений и постановлений, экспертных заключений. Можно сказать, что логика способствует утверждению справедливости и законности.
Опытные юристы, опираясь на знание законов логики, очень точно выявляли ошибки в рассуждениях стороны обвинения, подсудимого, адвоката и обращали на это внимание суда. Такие логические доводы могут иметь большое значение для принятия решений.
В последнее время возник раздел логики – логика норм. Логика норм позволяет упростить решение многих вопросов права, достаточно точно находить противоречия в нормативных актах, выяснять, следует ли данная норма из других норм и не является ли ее включение в нормативный акт ненужным, делает ли вновь принятый нормативный документ излишним ранее принятый или просто дополняет его.
Твердое знание положений логики, ее теоретической составляющей и умение эффективно применять на практике логические правила, методы, способы обоснования тезисов позволяют человеку избежать излишнего влияния эмоций, идеологического давления, личных интересов участников правовых отношений, помогают ему удержать от подобных ошибок коллег, партнеров, представителей власти, общественности, граждан, с которыми они общаются.
Знание логики составляет необходимый элемент общей культуры судей. Их высокая логическая культура, умение стройно и убедительно излагать свои мысли является важным средством завоевания авторитета и уважения среди сослуживцев, руководства, специалистов различного профиля, общества. От умения судей строить умозаключения и исследовать доказательства, принимать решения во многом зависит эффективность правосудия, а значит, и авторитет государства, и качество общественных отношений, и благополучие общества, и эффективность социальной системы в целом.
1. Что такое познание и какие формы мышления вы знаете?
2. Что изучает формальная логика и каков ее предмет?
3. Каковы основные психические процессы чувственного познания у человека?
4. Какие логические и дескриптивные термины вы знаете?
5. Что такое знак и каковы основные виды знаков?
6. Какие есть виды имен и каковы принципы их употребления?
7. Каково значение логики в обучении и профессиональной деятельности судьи?
Упражнение 1. Укажите смысл (собственный или приданный) и значения следующих имен.
1.1. Человек, живущий на иждивении родителей.
1.2. Тоталитарный режим.
1.3. Луна.
1.4. Ф. Достоевский.
1.5. Председатель правительства.
Упражнение 2. Выразите следующие высказывания языком логики.
2.1. Все юристы изучают логику, а некоторые юристы изучают маркетинговое право.
2.2. Все студенты второй группы юридического факультета РАП отличные спортсмены, и некоторые из студентов второй группы юридического факультета РАП изучают французский язык.
2.3. Возможно, идет дождь и дует сильный ветер.
2.4. Некоторые адвокаты знают отдельных политиков лучше, чем лучших машинистов электропоездов московского метрополитена.
2.5. Ни один член Государственной Думы Федерального Собрания РФ не является гражданином США.
Упражнение 3. Установите, являются ли приведенные рассуждения логически правильными.
3.1. Все студенты первой группы второго курса юридического факультета РАП – граждане России. Все студенты первой группы второго курса юридического факультета РАП – члены сборной команды РАП по волейболу. Следовательно, все члены сборной команды РАП по волейболу – студенты первой группы второго курса юридического факультета РАП.
3.2. Если философ принадлежит к «партии» идеалистов, то он не материалист. Если философ не материалист, то он дуалист или теолог. Этот философ не дуалист. Следовательно, он теолог или не принадлежит к «партии» идеалистов.
3.3. Если умер Перикл, то он умер или когда жил, или когда умер. Если когда жил, то он не умер, так как один и тот же человек и жил бы, и был бы мертв; но и не тогда, когда умер, ибо он был бы дважды мертвым. Стало быть, Перикл не умер.
Упражнение 4. Укажите значение следующих знаков-символов.
4.1. Вечный двигатель.
4.2. Автор «Капитала».
4.3. Обязанность.
4.4. Свобода.
4.5. Мысль.