Вы здесь

Ловушки для родителей. Секреты счастливых родителей. Ловушки (Невена Ловринчевич, 2008)

Ловушки

Не приучай его к рукам!


Варианты

• Он хочет, чтобы мы постоянно таскали его на руках.

• Все он понимает… Разбалуешь его – мало не покажется!


Пример

Тане всего пять дней от роду. Ее только что принесли из роддома. Малышка расплакалась, и мама хотела взять ее на руки. Но муж начинает возражать: «Не бери ее на руки! Привыкнет проситься, потом не отучишь!»


Намерения

• Вы не хотите избаловать ребенка.

• Вы хотите научить его спокойно засыпать в своей кроватке.

• Вы хотите, чтобы ребенок рос самостоятельным и уверенным в себе, а не зависимым от вас.


Только факты

Почему, когда возьмешь ребенка на руки, он чаще всего успокаивается? Потому что прикосновение и ласка нужны ему ничуть не меньше, чем еда.

Ребенок чувствует потребность в близости на физиологическом уровне – точно так же, как и потребность в пище. Малыши, которым не хватает ласки и физической близости, которых реже берут на руки, развиваются медленнее, чем положено, и могут даже разболеться от этого. А недоношенные дети или малыши с недостатком веса будут набирать силу тем быстрее, чем больше времени они проводят в маминых объятиях.

Дарить ребенку ласку и носить его на руках важно и в эмоциональном плане. Таким поведением вы подаете ему сигнал: «Я люблю тебя, я рядом!» То, что ребенок регулярно улавливает такие сигналы с самого раннего детства, означает, что вы сделали для него великое по своей важности дело, – своеобразную «прививку» от проблем в эмоциональном развитии и поведении, которые могли бы всплыть в будущем.

Физическое проявление любви родителя важно не только для грудных детей.

В четыре года, шесть, десять, да и в восемнадцать лет ребенку нужны поцелуи и объятия, подтверждающие, что его любят.

Вы, может быть, подумаете, что восемнадцатилетний подросток уже великоват для частых объятий. И будете не правы. В период полового созревания ребенок часто бывает напуган происходящим вокруг и внутри его: бурные эмоции, борьба, отсутствие взаимопонимания со сверстниками и старшими, проблемы в школе… Вполне вероятно, что вы и сами сбиты с толку и испуганы. Между разговорами, иногда на повышенных тонах, а порой и переходящими в острые споры и скандалы, не забывайте просто обнять ребенка. Обнимите его, не говоря ни слова, – эта минута позволит вам обоим остыть, а ребенку подаст тот самый сигнал: «Я люблю тебя, я рядом!»


Я в ловушке?

Если взять ребенка на руки для вас то же самое, что схватить только-только сваренную картофелину, если вы всячески избегаете поцелуев и объятий с вашим малышом, значит, ВЫ В ЛОВУШКЕ.


Как ведет себя ребенок

Если это малыш – он часто плачет и хнычет. У детей двух-трех лет могут проявиться такие признаки: неуверенность в себе при общении с другими детьми, подчеркнуто стыдливое поведение при взрослых, напряженность. В будущем ребенок в новых для него обстоятельствах может теряться и проявлять болезненную привязанность к вам.


Возможные последствия

• Неуверенность в социальной жизни, в отношениях со сверстниками и старшими.

• Неуверенность и большое напряжение, когда ребенок сталкивается с новыми вызовами и сложными ситуациями, будь то первый день в детском саду или школе, смена окружающей обстановки…

• В более раннем детстве: ребенку тяжело расставаться с вами; позже, в пубертатный и адолесцентный период: проявляется отстраненность от родителей, общение сводится к минимуму, очевиден недостаток близости.

• Слабая избирательность в контактах, склонность попадать в «нехорошие» компании или заводить сложные, не приносящие радости отношения; ярко выраженная потребность быть принятым, иной раз и самому себе во вред.


Как выбраться из ловушки

• Носите ребенка на руках, ласкайте его, разговаривайте с ним, пойте.

• Не сдерживайте себя, если вам хочется приласкать ребенка, взять его, подержать на руках, сказать ему слова поддержки. Когда ребенок беспокоен, испуган или когда у него что-то болит, ваши объятия для него – лучшее лекарство.

• Если ребенку тяжело, – неважно, по какой причине, будь то боль, грусть или что-то другое, – прежде чем завести с ним разговор или начать утешать, поддержите его и физически – обнимите, поцелуйте.

• Не давайте ребенку засыпать и спать у вас на руках. От этого развиваются неправильные навыки засыпания. Еще не спящего, но уже зевающего малыша лучше сразу положить в кроватку.

• Обнимайте, целуйте своего ребенка, – неважно, сколько ему лет и есть ли для этого повод. Не забывайте обнимать его время от времени, а лучше – регулярно!

• Не бойтесь избаловать ребенка лаской. Вот здесь точно работает правило: хорошего много не бывает.

Пускай плачет


Варианты

• Да ребенок просто избалован.

• Он же сухой и сытый, чего ему может не хватать… Пускай плачет.

• Говорят, плакать полезно, например для легких.


Примеры

Кристина (ей всего 3 месяца) часто плачет. Родители считают, что это проявление избалованности и бесцеремонности – ведь ее накормили и подгузник только что сменили, а она все равно плачет.

Николе 3 года. Его мама рассказывает, что ребенок до смерти боится стричься. Едва завидев парикмахера, он начинает отчаянно сопротивляться и рыдать. В итоге стрижка проходит так: кто-то из взрослых крепко держит Николу до тех пор, пока парикмахер не закончит работу. Чтобы избежать истерик, ребенку не говорят, что его ведут стричься.


Намерения

• Вы не хотите, чтобы ребенок вырос требовательным и избалованным.

• Вы хотите, чтобы он реже плакал.


Только факты

Только плачем младенец может дать нам понять, что ему что-то нужно.

Мы же, чтобы не приучать ребенка плакать по любому поводу, лишний раз стараемся его плач игнорировать. Однако факты говорят об обратном: чем раньше родители, и прежде всего мамы, научатся разбираться в потребностях младенца, скрывающихся за плачем, тем быстрее они начнут своевременно делать то, в чем нуждается ребенок, а по сути – не давать ему повода для плача. Вот тогда ребенок будет плакать все реже и станет значительно спокойнее.

Возможно, среди ваших знакомых родителей есть такие, которые научили своих малышей засыпать, оставляя их плакать в одиночестве на другом конце квартиры. Так в этих семьях была решена проблема засыпания. Что ж, в этом я нисколько не сомневаюсь. Как и в том, что родители создали и себе, и детям очень серьезные проблемы, которые позже, через несколько лет, всплывут на поверхность. И вот почему: когда вы бросаете ребенка рыдать и плакать в одиночестве часами напролет, он понятия не имеет, где вы – в соседней комнате или ушли из квартиры, придете через пять минут, через пять часов, а может, вообще никогда не придете! Через некоторое время ребенок действительно, как вы и ожидали, перестает плакать. Но вовсе не потому, что каким-то чудом понял, что этого не нужно делать. А потому, что устал или понял, что вас нет рядом и ему нечего на вас рассчитывать. Это очень повредит вашим с ним отношениям, а ведь именно на них основывается эмоциональное развитие вашего малыша.

Многолетние исследования показывают, что родители (прежде всего мамы), которые с первых дней стараются прислушиваться к потребностям малыша, помимо питания и смены подгузника, постепенно учатся понимать язык ребенка и таким образом выстраивают с ним более прочные отношения. Их дети меньше плачут и вырастают стабильными, уверенными в себе людьми.

Что касается детей постарше, тут ситуация несколько иная. Если ребенок плачет от боли, страха, стыда, усталости или неуверенности и т. п., здесь работает правило, касающееся и грудничков: узнайте, в чем именно причина плача, и постарайтесь утешить малыша словами поддержки, поцелуем, объятием. Ни в коем случае не игнорируйте и не отчитывайте плачущего ребенка.

Между тем ребенок старше двух лет может плакать (а чаще всего и злиться при этом), когда вы пытаетесь его в чем-то ограничить: отказываетесь купить ему игрушечную машинку, не даете шоколадку перед обедом, не позволяете часами сидеть перед телевизором… Игнорировать плач ребенка в таких ситуациях – лучший способ показать ему, что подобное поведение неприемлемо. Правило такое: чем больше ребенок заводится и чем громче рыдает из-за какого-то ограничения или запрета, тем спокойнее должны быть вы. Конечно, это не единственный способ выхода из критических ситуаций. Ребенок должен четко понимать, чего вы от него ждете. Например, перед выходом в магазин не ограничивайтесь общей фразой: «Веди себя хорошо». Лучше скажите: «Когда мы будем в магазине, не бегай и держись ближе ко мне. Не хватай продукты с полок. Я тебе сама скажу, что взять и положить в тележку. Если будешь вести себя хорошо, то, после того как купим все необходимое, я дам тебе что-нибудь сладенькое». Но очень важно, чтобы вы выполнили обещанное.

Итак, игнорировать плач иногда необходимо, хотя только этим вы не добьетесь от ребенка хорошего поведения. Самый худший из возможных сценариев при этом таков: ребенок плачет и бесится, вы капитулируете и делаете то, что он требует. Например, ваш малыш катается по полу посреди супермаркета и кричит во весь голос: «Купи шоколадку!» Если после попыток отговорить вы все же покупаете ему шоколадку, то тем самым показываете, что плач и катание по полу могут быть полезными, и каждый следующий раз ребенок будет прибегать именно к этому способу добиться желаемого. Хотя сейчас он вам, конечно, пообещает больше никогда так не делать.

В подобных ситуациях без тени сомнения игнорируйте детский плач.


Я в ловушке?

Если вы хотите отучить ребенка плакать и, преследуя эту цель, не подходите к нему, когда он расплачется; если вы считаете, что закаляете характер ребенка, критикуя его, или подтрунивая над ним, или игнорируя его плач, когда ему больно, страшно, когда он чувствует неуверенность или тревогу, значит, ВЫ В ЛОВУШКЕ.


Как ведет себя ребенок

Ребенок часто плачет или хнычет, все время цепляется за вас и болезненно реагирует на любое расставание; после у него могут проявиться трудности в новых для него и сложных ситуациях: когда он отправляется, скажем, в детский сад, к врачу, к зубному…


Возможные последствия

Могут проявляться: плаксивость, стыдливость, неуверенность в себе, агрессивный настрой. Позже, ближе к школе, ребенок может столкнуться со сложностями и неуверенностью в общественной жизни; ему будет трудно выражать свои эмоции и сближаться с людьми. В период полового созревания может проявиться депрессия.

Как выбраться из ловушки

• Не давайте новорожденному малышу долго плакать. Попробуйте понять, что он хочет сказать своим плачем: я голоден, я устал, мне скучно, возьмите меня на руки, поменяйте подгузник, оставьте меня в покое и т. д. Эту науку не одолеть за один день; но если вы полностью настроитесь на удовлетворение потребностей вашего малыша, вы скорее научитесь понимать его язык. Вы оба будете довольны, ваши отношения начнут развиваться в положительном ключе, а ребенок со временем станет плакать все меньше.

• Если ребенок испуган, беспокоен; неважно, что именно его смутило, – поход к врачу, в парикмахерскую или в садик, встреча с незнакомыми людьми; ребенок упал или ударился, разболелся; он испугался собаки или не хочет расставаться с вами… Не игнорируйте его слезы и не ругайте ребенка за то, что он расплакался. Дайте ему необходимую помощь и поддержку. Быть может, так вы не измените саму проблемную ситуацию, но ребенку станет гораздо легче.

• Подготовьте ребенка к возможным проблемам, объясните, с чем ему предстоит столкнуться, дайте ему точную информацию и пообещайте какую-нибудь награду в обмен на сотрудничество в сложной ситуации. Не думайте, что помогаете ребенку, когда скрываете от него, что его ждет. Совсем наоборот. Если вы обманываете ребенка и утаиваете от него правду, он в конце концов просто перестанет вам верить даже в самых безобидных ситуациях. Например, вы говорите ребенку: «Тетя тебе ничего не сделает, только посмотрит» – и отводите его на укол. В следующий раз он ни за что вам не поверит, даже если надо всего-то открыть рот, чтобы врач посмотрел горло.

• Когда ребенок перестанет плакать и успокоится, обсудите с ним все, что произошло, на доступном ему уровне. Внимательно его выслушайте и постарайтесь объяснить то, что ему непонятно.

• Если ребенок плачет и активно выражает свое недовольство ограничениями, которые вы пытаетесь ввести, не сомневайтесь и хладнокровно игнорируйте его плач. Чем более безобразно он ведет себя, тем меньше вы должны обращать на это внимания. Пока ребенок плачет и бесится, не пытайтесь ему что-либо объяснить или как-то его вразумить. Если необходимо, попробуйте применить тайм-аут. Это эффективная техника приучения к дисциплине. Вот как она работает: взбешенного или агрессивного ребенка следует на некоторое время оставить в каком-то помещении, где ему нечем себя занять. Он должен оставаться там, пока его поведение не улучшится, но самое долгое – столько минут, сколько ему лет. Так, трехлетнему ребенку нельзя оставаться в зоне тайм-аута дольше трех минут. Не давайте ребенку покинуть зону тайм-аута и не разговаривайте с ним. Техника тайм-аута – это не наказание, а способ научить ребенка понимать, какое поведение считается неприемлемым и какими могут быть его последствия.

• Не ограничивайте право ребенка поплакать заявлениями вроде: «Ну-у, такая большая девочка, а ревет! Стыд и срам…», «Не плачь, ты уже не ребенок!» или «Мальчишки не плачут!». Более того, защитите право ребенка на плач. И особенно защищайте его от комментариев тех, кто считает себя обязанным вставить свое веское слово (это могут быть соседи, родня, да и просто прохожие на улице). Ребенок будет вам благодарен и почувствует себя куда лучше.


Вспомним малышей из примеров в начале главы. Родителям Кристины неплохо было бы знать, что ее потребности – это не только сухой подгузник и полный желудок. Хорошая новость для родителей: им не обязательно получать диплом по психологии или педиатрии, чтобы правильно заботиться о своей девочке. Все гораздо проще: им нужно перестать игнорировать ее плач и учиться понимать ее язык, дарить ей больше внимания и ласки, и тогда ребенок точно будет плакать все реже.

Теперь посмотрите на Николу. Поставьте себя на его место. Вы понятия не имеете, что вас ждет, ведь вам никто ничего не хочет объяснять! И плачете вы потому лишь, что просто слишком малы и не можете по-другому объяснить, что чувствуете. Потом вас вдруг вяжут по рукам и ногам, и вот какая-то неизвестная особа надвигается на вас с чем-то явно не безобидным в руках (то есть с ножницами) или с чем-то, что так резко жужжит (с машинкой для стрижки). А вам-то всего три года! Может, стоило объяснить Николе, что, например, когда он пострижется, то станет еще красивее, или что тетя своими волшебными ножницами сделает ему прическу, один в один как у старшего брата! А еще лучше было бы, если бы его заранее отвели в салон посмотреть, как другие детишки стригутся, чтобы он какое-то время посидел на высоком детском стульчике и поиграл в свои игрушки или просто поболтал бы с парикмахером, а тот подарил бы ему какую-нибудь конфетку. Да, такое вступление немного затянуло бы процесс стрижки. Зато вопрос с парикмахерскими решился бы раз и навсегда. А метод нападения из засады разрушает доверие ребенка к собственным родителям, только углубляя проблемы и затягивая их решение.

Бьет – значит любит


Варианты

• Да меня самого отец поколачивал, и что тут такого?

• Ой, не бью я ее… ну если только за дело…

• Пара добрых шлепков еще никому не повредила.


Примеры

Ане 4 годика. Играя с детьми во дворе, она часто дерется и толкается, когда что-то ей не по нраву. А иной раз – и вовсе без видимой причины. Мама, наблюдая за всем этим, в большинстве случаев просто не реагирует на такое поведение. Но если уж отреагирует, то бросается на дочку с криками и оттаскивает ее чуть ли не за волосы, может шлепнуть по попе или даже хлопнуть по лицу, крича во весь голос: «Сколько раз тебе повторять: НЕЛЬЗЯ бить других!» А потом удивляется: «Ума не приложу, что делать!.. Только вчера ее отец отшлепал за такое поведение, а она опять за свое…»


Намерения

• Вы хотите, чтобы ребенок был послушным.


Только факты

Что касается эффективности, то тут ничто не сравнится с эффектом тумака. Это понятно: раз при помощи дубинки медведя можно научить ездить на велосипеде, то, значит, и ребенка можно научить чему угодно. И вот почему: вы большой, он чувствует, что зависит от вас, и, если вы прибегаете к телесным наказаниям, он будет всячески стараться делать то, чего вы от него требуете, лишь бы избежать порки.

Однако со временем станет очевидно, что легкого тумака уже недостаточно и чтобы добиться желаемого воспитательного эффекта, приходится прибегать к более суровым методам наказания. Чтобы добиться послушания от двухлетнего ребенка, достаточно шлепнуть его по попе; однако с семилеткой такой способ уже не работает, ему, может быть, придется дать пощечину. Применяя такую тактику воспитания до самого переходного возраста, вы неизбежно перегнете палку, нанесете ребенку глубокие эмоциональные травмы и сведете к минимуму свои шансы наладить с ним хорошую, крепкую связь.

Кроме того, мы чаще всего бьем детей вовсе не потому, что это правильно с точки зрения воспитания, а потому лишь, что сами в бешенстве и так выпускаем пар.

Даже легкий шлепок – это неправильно. А что уж в таком случае сказать о применении еще более грубой физической силы? Думаю, это чудовищное злоупотребление, которому нет и не может быть оправдания.

Бить ребенка – это примитивный способ решать свои проблемы. Кроме того, это и законом запрещено.

Итак, ребенок, которого бьют родители, учится не только послушанию (да и то, если уж начистоту, только тогда, когда вы следите за ним), но и еще кое-чему. А именно тому, что бить более слабого вполне нормально, равно как и любого, кто с тобой не согласен; что можно ударить человека, если не знаешь, как по-другому решить проблему; что в определенных ситуациях и другой человек вполне имеет право побить тебя, если ты слабее, если ты в чем-то плох (например, мало зарабатываешь, невкусно готовишь и т. п.).

Если Вы Вьете ребенка, этим Вы даете ему понять, что такое поведение – норма.

Так что не удивляйтесь, если в один прекрасный день ваше чадо начнет вести себя со своими близкими точно так же: со своей второй половиной («Я бью жену, только когда она заслуживает!»), с детьми, с вами… И кроме плохих отношений с близкими, ребенок может столкнуться и с другими проблемами, например с коллективом в школе, а потом и на работе; с законом и т. д.


Я в ловушке?

Тут даже не о чем говорить: если вы бьете ребенка, значит, ВЫ В ЛОВУШКЕ.

Естественно, шлепнуть ребенка по попе разок-другой и регулярно бить его по лицу – это не одно и то же. Может, поэтому вам и кажется, что от практики ударов по попе не стоит отказываться. Что ж, в таком случае вред, наносимый ребенку, несоизмерим с вредом от тяжелых побоев. Но посыл, который вы несете ребенку, остается тот же: бить слабого – в порядке вещей.


Как ведет себя ребенок

Он агрессивен, раздражителен, импульсивен, пуглив, не уверен в себе. Он испытывает проблемы в общении со сверстниками. Сталкиваясь с чужим авторитетом, или показывает активное неприятие, или, напротив, подчеркнуто послушен и пассивен.


Возможные последствия

Если вы бьете ребенка, вы ясно даете ему понять: бить других – это нормально. Тут возможны два варианта развития событий:

• Ребенок сам применяет физическую силу, когда это кажется ему уместным, и поэтому его поведение считают неприемлемым и в садике, и в школе. Ближе к старшим классам может дойти до ярко выраженных проблем и наказаний, а ваше влияние на ребенка будет минимальным: «Ничего не могу с ним сделать!»

• Ребенок привык сносить телесные наказания, относится к ним как к чему-то самому собой разумеющемуся между людьми. Велика вероятность, что в жизни ему придется терпеливо сносить насилие; он и сам будет притягивать к себе людей – возможно, коллег, друзей, любовников, – которые будут или бить, или как-то иначе унижать его.


Как выбраться из ловушки

• Не бейте ребенка даже легонько, даже если считаете, что это заслуженно.

• Хорошенько подумайте, какую важность вы придаете послушанию. Возможно, ваши запросы и ожидания слишком высоки.

• Правила поведения и границы дозволенного должны быть четко обозначены. Принимая во внимание возраст ребенка, донесите до него этот свод правил и сами строго придерживайтесь его.

• Чаще разговаривайте с ребенком, дорожите открытостью и близостью ваших отношений. Всегда имейте в виду: это разговор, а не монолог. Привыкайте слушать своего ребенка, но при этом несите полную ответственность за установление границ.

• Устанавливая границы, объясните ребенку, зачем именно вы это делаете. Например: «Шоколадку ты получишь после обеда. Обед покажется вкуснее, если сладкое оставить на потом». Или: «Ты должен надеть куртку. На улице дождь, без куртки ты промокнешь и простудишься». Конечно, это вовсе не значит, что вам надо вдаваться в детали, бесконечно повторять одно и то же, торговаться по поводу условий. Будьте кратки, говорите по делу.

• Не бейте ни грудничка, ни ребенка постарше по пальчикам. Ведь с их помощью ребенок исследует все вокруг. Выберите другой способ позаботиться о его безопасности. Ударить ребенка по пальчикам – значит нанести удар его любознательности, которая в свою очередь крепко связана с развитием социальных связей и умственных способностей вашего малыша.

• Вместо тумаков к ребенку до 5–6 лет можно применить технику тайм-аута (подробнее о ней – далее). Если у вас дети постарше – ограничивайте время каких-то удовольствий (прогулок, игр и т. д.).

• Избегайте непоследовательности: например, если один раз вы реагируете на какое-то действие ребенка хорошо или не обращаете внимания, вы не можете в следующий раз из-за того же самого устроить скандал.

• Подумайте, какие именно ситуации провоцируют вашу злость. Именно тогда шансы поднять руку на ребенка особенно высоки. Проанализируйте свои наблюдения, а позже старайтесь заранее определять приближение взрыва и предотвращать его.

• Учитесь управлять своим гневом. Помните: вы не можете контролировать поведение ребенка, а вот свое – очень даже можете.

• Практикуйте технику тайм-аута с самим собой. Если чувствуете, что вас переполняет гнев, что вы можете потерять контроль и ударить ребенка, просто выйдите из комнаты и побудьте какое-то время в другом помещении.

Не хочу расстраивать ребенка


Варианты

• Мы не ограничиваем детей ни в чем. Не хотим их расстраивать.

• Должна же я купить ей еще одну куклу, хоть она и дороговата. У всех девчонок такие есть, моя наверняка расстроится.

Конец ознакомительного фрагмента.