Вы здесь

Ловушка счастья. Перестаем переживать – начинаем жить. Часть 2. Меняем внутренний мир (Хэррис Расс, 2008)

Часть 2

Меняем внутренний мир

Глава 3

Шесть ключевых принципов ТПП

Терапия принятия и последовательности базируется на шести ключевых принципах, которые сообща работают над достижением двух основных целей: а) эффективная работа над болезненными мыслями и чувствами и б) создание полноценной, насыщенной и осмысленной жизни. Вторая часть книги посвящена преимущественно первой задаче и рассказывает о том, как изменить внутренний мир личности. В третьей части речь пойдет в основном о решении второй задачи: как создать жизнь, которую стоит прожить. На протяжении книги мы будем последовательно прорабатывать каждый принцип в отдельности, но сначала давайте очень кратко рассмотрим их все.

Принцип 1. Разделение

Разделение позволяет по-новому взглянуть на отрицательные мысли и чувства, вследствие чего резко снижается их влияние на вашу жизнь. Когда вы научитесь отделять себя от болезненных и неприятных мыслей, они потеряют свою способность пугать, беспокоить и вводить в депрессию. А научившись отстраняться от жестких самокритических высказываний и бесполезных самоограничивающих убеждений, вы почувствуете, что они все меньше отражаются на вашем поведении.

Принцип 2. Расширение

Расширение заключается в том, что, вместо того чтобы подавлять или отгонять беспокоящие чувства, ощущения и импульсы, вы начинаете отводить для них специальное пространство внутри себя. Открывшись этим чувствам и предоставив им место, вы увидите, что они беспокоят вас гораздо меньше и проходят намного быстрее, а не «витают в воздухе», отравляя вам жизнь. (На профессиональном сленге ТПП этот принцип обозначается термином «принятие». Но я выбрал другое слово, потому что у «принятия» слишком много различных значений, и велика вероятность неправильного понимания.)

Принцип 3. Вовлеченность

Вовлеченность подразумевает жизнь в настоящем; сосредоточенность и полное погружение в то, чем вы заняты в данный момент. Вместо того чтобы блуждать в прошлом или беспокоиться о будущем, вы глубоко включаетесь в то, что происходит здесь и сейчас. (На профессиональном сленге ТПП этот принцип звучит как «Контакт с настоящим моментом». Термин изменен мною исключительно в целях легкости изложения.)

Принцип 4. «Я-наблюдатель»

«Я-наблюдатель» – это очень весомый аспект человеческого сознания, который до настоящего момента совершенно игнорировался западной психологией. Научившись устанавливать связь с этой частью себя, вы сможете изменять свое отношение к нежелательным мыслям и чувствам еще эффективнее.

Принцип 5. Ценности

Прояснение своих ценностей и установление с ними связи – важнейший шаг к построению осмысленной жизни. Ваши ценности являются отражением того, что наиболее важно для вашего сердца: каким человеком вы стремитесь быть, что имеет для вас принципиальное значение и какую позицию вы хотите занимать в этой жизни. Ценности задают направление жизни и побуждают вас совершать значимые изменения.

Принцип 6. Последовательность

Насыщенная и осмысленная жизнь создается путем действий. Но не просто любых действий, а тех, что побуждаются и направляются вашими ценностями и потому являются эффективными. В частности, действия должны быть последовательными: вы предпринимаете их снова и снова, независимо от того, сколько неудач потерпели и сколько раз сбивались с пути. Итак, «последовательные действия» – это краткое именование «последовательных, эффективных действий, основанных на ценностях».


Важно помнить, что, хотя шесть базовых принципов способны во многих отношениях изменить вашу жизнь к лучшему, они не являются Десятью Заповедями. Вы не обязаны следовать им. Вы можете использовать их, когда и если сочтете нужным. Поэтому относитесь к ним легко. Экспериментируйте с ними. Попробуйте применить их к своей жизни и посмотрите, насколько эффективными они для вас окажутся. Не спешите поверить в их эффективность с моих слов: испытайте их в деле и доверяйте собственному опыту.

Также должен предупредить вас, что при работе с этой книгой вы будете постоянно наталкиваться на одну ключевую мысль, которую я повторяю снова и снова: ваша жизнь не изменится просто от прочтения книги. Чтобы что-то изменить, потребуются действия. Это все равно, что читать путеводитель по Индии: к последней странице у вас скапливается множество идей, какие места вы хотели бы посетить – но это вовсе не означает, что вы там побывали. Для того чтобы действительно ощутить дух Индии, вы должны предпринять некоторое усилие и отправиться туда. Также и тут: если вы просто прочтете книгу и задумаетесь над ее содержанием, то у вас появится тысяча идей о том, как создать насыщенную, полноценную и осмысленную жизнь – но она не станет такой на самом деле. Если вы хотите действительно начать жить лучше, вам понадобится выполнять упражнения и рекомендации, которые вы найдете на страницах книги. Ну что, не терпится начать? Тогда читайте дальше…

Глава 4

Великолепный рассказчик

Этим утром я взял в руки свежий лимон. Провел пальцами по ярко-желтой кожуре, ощущая каждую мельчайшую впадинку. Затем поднес его к носу и вдохнул приятный лимонный дух. А затем положил его на доску и разрезал надвое. Взяв одну половинку, я открыл рот и выжал капельку свежего лимонного сока прямо на кончик языка.

Что произошло, когда вы прочитали этот абзац о лимоне? Возможно, вы «увидели» его форму и цвет. А может быть, «ощутили» текстуру кожуры. Или «почувствовали» свежий лимонный аромат. Вполне возможно, что у вас «потекли слюнки». Но, как бы то ни было, перед вашими глазами не сам лимон, а только слова о нем. Однако, стоило этим словам дойти до вашего разума, как вы отреагировали на них почти так же, как на настоящий фрукт.

То же самое происходит, когда вы читаете хороший триллер. Все, что у вас есть, – это просто слова. Но, как только они до вас доходят, начинается интересная вещь. Вы словно бы слышите или видите героев книги и испытываете интенсивные эмоции. Когда автор описывает опасную ситуацию, в которую попадает герой, вы реагируете так, словно вам и вправду грозит опасность: мышцы напрягаются, сердцебиение учащается, повышается уровень адреналина. (Поэтому жанр и получил название «триллера»![1]). И все же в реальности вы имеете дело всего лишь с маленькими черными значками на листе бумаги. Интересная штука – слово! Но что оно такое на самом деле?

Слова и мысли

Человек очень зависим от слов. Животные используют для общения жесты, мимику и различные звуки, и в этом мы от них не отличаемся. Но человек – единственный вид, которому свойственны слова. В общем виде слово представляет собой сложную символическую систему (а символ – это то, что заменяет собой какое-либо понятие или отсылает к нему). Например, слово «собака» отсылает к определенному виду животного. В английском языке к этому же животному отсылает слово «dog», а в итальянском – «cane». Различные символы, каждый из которых отсылает к одному и тому же понятию.

Все, что мы способны увидеть, вообразить и почувствовать, все, с чем мы взаимодействуем и о чем думаем, может быть символизировано словами. Время, пространство, жизнь, смерть, рай, ад, люди, которые умерли тысячи лет назад, места, которые никогда не существовали, текущие события… Если вы знаете значение слова, то можете его понять. В противном случае вы его не понимаете. Например, «аксиллярный гипергидроз» – медицинский термин, который незнаком большинству из нас. Он означает «подмышечное потоотделение». Теперь вы знаете, на что ссылается сочетание «аксиллярный гипергидроз» и, следовательно, понимаете его значение.

Мы используем слова в двух различных планах: внешнем (когда говорим, слушаем или пишем) и внутреннем (когда размышляем). Слова написанные называются текстом; слова произнесенные – речью, а слова, звучащие в наших головах, – мыслями.

Важно не путать мысли с мыслительными образами или физическими ощущениями, которыми они часто сопровождаются. Прояснить разницу поможет небольшой эксперимент. Подумайте о том, что вы будете готовить утром на завтрак. Закройте глаза и сосредоточьтесь на своих мыслях. Какие формы они принимают? Не открывайте глаза в течение полминуты.

Итак, что вы заметили? Возможно, перед внутренним взором вставали картинки: вы, как на экране, видели себя за плитой или за столом. Подобные мысленные картинки называются образами. Образы не равнозначны мыслям, хотя очень часто они возникают в сознании одновременно. Возможно, вы также отметили появление телесных ощущений, почти идентичных тем, что возникают при реальном процессе приготовления или поглощения пищи. Эти ощущения также не являются мыслями. Может быть, вы даже «услышали» некоторые слова, как будто бы в голове у вас звучал голос. Слова эти, скорее всего, относились к тому, что вы собираетесь есть: «Я буду тост с арахисовым маслом». А может, и так: «Не знаю, что бы мне съесть». Вот эти-то слова, звучащие у нас в голове, мы зовем «мыслями». Таким образом,

Мысли – слова, звучащие в голове.

Образы – картинки, возникающие в голове.

Ощущения – чувства, возникающие в теле.

Важно помнить об этих различиях. Чуть позже мы вернемся к рассмотрению образов и ощущений, а сейчас давайте поговорим о мыслях.

Мысли очень важны для человека. Именно они «рассказывают» нам о нашей жизни и о том, как надо ее проживать. Они говорят нам, кто мы есть и какими должны быть, что нам делать и чего избегать. И тем не менее мысли – не более чем слова. Поэтому в ТПП их часто называют «историями». Порой это реальные истории (так называемые «факты»), а порой – вымышленные. Но, как правило, мысли не являются ни истинными, ни ложными. Большая часть наших мыслей-историй повествуют либо о нашем восприятии жизни (мнения, позиция, суждения, идеалы, убеждения, теории и моральные воззрения), либо о нашем намерении что-либо с ней сделать (планы, стратегии, цели, желания и ценности). Приверженцы ТПП рассматривают мысль не с точки зрения ее истинности или ложности, но с точки зрения ее полезности: поможет ли она создать желанную для нас жизнь.

История не равна событию

Представьте, что полицейскому удалось обезвредить вооруженного преступника, пытавшегося ограбить банк. Была отчаянная перестрелка. На следующий день мы узнаем об этом из газет. Одно издание представило абсолютно достоверный отчет о событии, сообщив все данные без искажений: имя полицейского, адрес банка, возможно, даже точное количество выстрелов. А другое издание описало событие не так правдиво. Возможно, журналист приукрасил некоторые детали, чтобы привлечь внимание читателей, а может, просто неверно изложил факты. Но, правдивая или выдуманная, история остается всего лишь историей. Читая статью, мы не становимся свидетелями события. Мы видим не выстрелы, а слова. Единственный, кто может по-настоящему ощутить событие, – тот, кто видит его своими глазами, очевидец. Только он в действительности слышит звук выстрелов или видит, как полицейский хватает преступника. Неважно, насколько подробно описание: история не заменяет собой событие (и наоборот).

Разумеется, все мы знаем, что газетные истории не вполне правдоподобны. Они предлагают нам не абсолютную истину, а лишь точку зрения на произошедшее, которая отражает мнение редакции и общую направленность издания. (И, давайте признаемся, отдельные газеты куда больше склонны к сенсациям, чем все другие.) Нам также известно, что мы можем в любой момент прервать чтение. Если мы не находим в истории ничего полезного для себя, мы всегда можем отложить газету и пойти прогуляться.

Это совершенно понятно, когда речь идет о статьях. Но когда дело доходит до историй в наших головах, все далеко не так очевидно. Слишком часто мы воспринимаем свои мысли как истину в последней инстанции или как нечто, требующее от нас всецелого внимания. На языке психологов это называется «когнитивным слиянием».

Что такое когнитивное слияние

«Когниция» – психологический термин, обозначающий какой-либо продукт разума: мысль, образ или воспоминание. «Слияние» означает смешивание или объединение явлений. Таким образом, «когнитивное слияние» описывает процесс смешивания самой мысли и объекта мысли. Поэтому на слова о лимоне мы реагируем так же, как на сам лимон; читая криминальный роман, воспринимаем ситуацию так, словно кого-то действительно убивают. Слова вроде «Я ни на что не гожусь» убеждают нас в том, что мы действительно ничтожны, а фраза «У меня ничего не получится» звучит так, словно наша неудача – дело давно решенное. При когнитивном слиянии нам начинает казаться, что:

• мысли – это реальность (то, о чем мы думаем, происходит на самом деле);

• мысли – это истина (мы полностью верим им);

• мысли очень важны (мы принимаем их всерь ез и отдаем им все свое внимание);

• мысли – это приказы (мы автоматически подчиняемся им);

• мысли очень мудры (мы исходим из того, что мысли не могут ошибаться, и следуем их совету);

• мысли могут нести угрозу (некоторые мысли могут быть глубоко травмирующими или пугающими).


Вспомните Мишель, которую наводняли мысли вроде «я безнадежна», «я плохая мать» и «меня никто не любит». В состоянии когнитивного слияния подобные мысли представлялись ей непреложной истиной. В результате она чувствовала себя отвратительно. «Неудивительно, – скажете вы, – с такими мыслями любой будет чувствовать себя ужасно». Конечно, именно так считала и Мишель – поначалу. Но вскоре она обнаружила, что может резко снижать влияние неприятных мыслей, пользуясь несложной техникой, которую вы найдете ниже. Сначала прочитайте описание, а затем примените ее на практике.

«У меня есть мысль, что…»

Для начала вызовите какую-нибудь неприятную мысль, формулирующуюся как «я – х», например, «я тупой», «я жуткий неудачник» или «я очень некомпетентен». Лучше выбрать такую мысль, которая приходит вам довольно часто и, как правило, очень расстраивает вас. Удерживайте ее в голове и постарайтесь максимально поверить ей. Сосредоточьтесь на ней в течение нескольких секунд. Отметьте, как она на вас действует.

* * *

А теперь подставьте перед этой мыслью такую фразу: «У меня есть мысль, что…». Теперь снова сосредоточьтесь на этой мыслей, уже с добавленной фразой. Подумайте про себя: «У меня есть мысль, что я – х». Отметьте, что произошло.

* * *

Вы проделали упражнение? Помните, нельзя научиться кататься на велосипеде по книжке – нужно действительно влезть на него и начать крутить педали. И от этой книги будет мало толку, если вы станете просто читать упражнения. Чтобы изменить способ взаимодействия с травмирующими мыслями, вы должны действительно практиковать новые навыки. Так что, если вы не сделали упражнение, пожалуйста, вернитесь назад и выполните его сейчас.

* * *

Итак, что произошло? Вероятно, вы обнаружили, что добавление фразы «У меня есть мысль, что…» мгновенно отдалило вас от самой мысли, помогло вам сделать шаг назад и посмотреть на нее со стороны. (Если вы не заметили никаких изменений, попробуйте выполнить упражнение еще раз, выбрав другую мысль.)

Эту технику можно использовать для любых неприятных мыслей. Например, внутренний голос говорит вам: «Жизнь дерьмо!», а вы просто констатируете факт: «У меня есть мысль, что жизнь дерьмо». Если в голове у вас вертятся слова «Я никогда из этого не выберусь!», тогда подумайте так: «У меня есть мысль, что я никогда из этого не выберусь». Ну, а если вы думаете: «В этой одежде мой зад выглядит огромным!», – то скажите себе: «У меня есть мысль, что в этой одежде мой зад выглядит огромным».

Использование этой фразы позволяет вам отследить процесс мышления. Это значит, что вероятность буквального восприятия мыслей уменьшится. Вместо этого вы сможете отстраниться от своих мыслей и увидеть, чем они являются на самом деле: словами, которые вертятся у вас в голове, – и не более. Мы называем этот процесс когнитивным разделением, или просто разделением. Когнитивное слияние говорит, что наши мысли истинны и исключительно важны. Когнитивное разделение напоминает, что мысли – это просто слова. В состоянии когнитивного разделения мы понимаем, что:

• мысли – это просто звуки, слова, истории, единицы языка;

• мысли могут быть как истинными, так и ложными; не нужно верить им автоматически;

• мысли могут быть как важными, так и неважными; мы обращаем на них внимание, только если они для нас полезны;

• мысли определенно не являются приказами; нет никакой необходимости подчиняться им;

• мысли могут быть и мудрыми, и не очень; не стоит автоматически следовать им;

• мысли не могут нести в себе угрозу; даже самые негативные из них не могут глубоко травмировать или испугать нас.


В ТПП существует множество различных техник, облегчающих разделение. Некоторые из них на первый взгляд покажутся странноватыми, но воспринимайте их как вспомогательные колесики для велосипеда – как только вы научитесь кататься, они вам больше не понадобятся. Попробуйте все описанные техники и решите, какая из них для вас оптимальна. Выполняя упражнения, помните, что цель разделения – не отделаться от мысли и не превратить ее в приятную или желанную. Цель – всего лишь увидеть мысль в ее истинном качестве – как вереницу слов – и позволить ей существовать, а не бороться с ней.

В следующих упражнениях будут задействованы ваши музыкальные способности. Но не волнуйтесь: никто, кроме вас, этого не услышит!

Музыкальные мысли

Вспомните какое-нибудь самоуничижительное суждение, которое обычно вас беспокоит. Например, «Какой же я идиот!». Удерживайте эту фразу в голове и постарайтесь максимально поверить в нее. Сосредотачивайтесь на ней в течение секунд. Отметьте ее действие на вас.

* * *

А теперь возьмите эту же мысль и начните напевать ее про себя на мотив «Happy birthday». Мысленно пропойте ее. Отметьте, что про изошло.

* * *

А теперь вернитесь к мысли в ее исходной форме. Снова сосредоточьтесь на ней и постарайтесь максимально в нее поверить. Отведите этому десять секунд. Отметьте, как эта мысль действует на вас.

* * *

А теперь возьмите эту же мысль и начните напевать ее про себя на мотив «Jingle Bells». Отметьте, что произошло.

* * *

Проделав это упражнение вы, возможно, обнаружили, что теперь не только не принимаете эту мысль слишком всерьез, но и вообще перестали ей поддаваться. Обратите внимание, что вы совершенно не боролись с ней. Вы не пытались от нее отделаться, не выясняли, истинна она или ложна, как и не пытались заменить ее положительной. Так что же произошло? Собственно говоря, вы и ваша мысль «разделились». Взяв мысль и положив ее на музыку, вы осознали, что она состоит из слов, точно так же, как текст песни.

Разум – великолепный рассказчик

Разум обожает рассказывать истории: по сути, он никогда не перестает это делать. Каждый божий день он рассказывает вам истории о том, кто вы есть, что вы собой представляете, что вам нужно делать со своей жизнью, что думают о вас другие люди, что не так с этим миром, что произойдет в будущем, что не заладилось в прошлом и так далее. Словно радио, которое вещает без остановки.

К сожалению, многие из этих историй действительно печальны. Вот они: «Я недостаточно хорош», «Я дурак», «Я такая жирная», «Ненавижу свои бедра!», «Моя жизнь – сущий ад», «У меня нет будущего», «Меня никто не любит», «Наши отношения обречены», «Я не могу с этим справиться», – и тому подобные.

И это совершенно нормально. Как уже упоминалось, исследования показывают, что порядка восьмидесяти процентов наших мыслей имеют некоторый негативный оттенок. И, если принимать эти истории за истину в последней инстанции, они с готовностью перерастают в тоску, депрессию, гнев, низкую самооценку, сомнения и неуверенность в себе.

Большинство психологических подходов рассматривают негативные истории в качестве серьезной проблемы и активно напирают на необходимость их устранения. В рамках подобных подходов вам будет предложено:

• максимально уточнить историю, проверив все факты и исправив возможные ошибки;

• переписать историю, сделав ее более радужной;

• отделаться от истории, постоянно рассказывая себе более оптимистичную версию;

• отвлечься от истории;

• отбросить историю;

• оспорить историю, выяснить, правдива она или ложна.


Но разве вы уже не прибегали к этим способам? Правда в том, что подобные стратегии контроля просто-напросто не работают в долгосрочной перспективе.

Подход ТТП кардинально иной. Сами по себе негативные истории не считаются проблемой. Проблема возникает лишь в том случае, если мы «сливаемся» с ними, воспринимаем их как бесспорную истину и уделяем им слишком много внимания.

С детства мы слышим: «Не верь всему, что написано в книжках!» Когда мы читаем статьи о знаменитостях в таблоидах, мы осознаем, что многие из них искажают реальность и вводят в заблуждение. Некоторые приукрашены для пущего эффекта, а другие вымышлены от начала до конца. Некоторые знаменитости уже начали относиться к этому совершенно спокойно: они считают подобные выдумки частью своей славы и не воспринимают их всерьез. Если им попадается очередная нелепая история об их жизни, они просто отмахиваются от нее. И уж конечно, не станут тратить время на чтение, анализ и обсуждение этих историй! Но есть и среди звезд и такие, которых подобные вещи очень расстраивают. Они их читают, подолгу раздумывают над ними, разражаются гневными тирадами, жалуются и подают в суд (что приводит к стрессам и пожирает кучу времени, энергии и денег).

Разделение позволяет нам походить на знаменитостей первого типа: да, есть такие истории, но мы не принимаем их всерьез. Мы не обращаем на них особого внимания и, разумеется, не тратим время и энергию на борьбу с ними. Принцип ТПП – не пытаться изменить историю или избавиться от нее. Мы знаем, насколько неэффективны подобные попытки. Вместо этого мы просто признаем: «Да, такая вот история».

Именуем истории

Выявите излюбленные истории разума и дайте им названия. Например, история под кодовым названием «Неудачник», или «Жизнь-дерьмо», или «Я не могу». Часто одна и та же тема варьируется в разных историях. Так, история «Меня никто не любит» может всплыть под видом «Я зануда», история «Меня невозможно хотеть» – под видом «Я толстая», а история «Я неполноценный» – под видом «Я тупой». Почувствовав начало очередной истории, поприветствуйте ее по имени. Например, вы можете сказать себе: «А, ну да, узнаю. Старая добрая история «Я неудачник». Или так: «Ага! А вот и история «Я не справлюсь с этим». Назвав историю, просто позвольте ей существовать – не нужно обращать на нее слишком много внимания, пытаться оспорить или остановить. Пусть она пройдет своим чередом – а вы в это время направите свою энергию на то, что для вас действительно ценно.

Мишель, о которой мы уже говорили, обозначила для себя три основных истории: история «Я ничтожна», история «Я плохая мать» и история «Меня невозможно любить». Распознавание историй по именам помогало ей не попадать в их ловушку с такой легкостью. Но самой любимой техникой Мишель стали Музыкальные Мысли. Всякий раз, когда Мишель понимала, что попадает под влияние истории «Какая же я жалкая!», она начинала напевать эти слова, и у нее на глазах они теряли всю свою силу. Она не ограничилась «Happy Birthday» и «Jingle Bells», а экспериментировала с самыми разными мотивами, от пятой симфонии Бетховена до битловской «Penny Lane». Через неделю ежедневных упражнений Мишель обнаружила, что начала воспринимать эти мысли далеко не так серьезно (и даже без всяких мелодий). Они никуда не делись, но теперь беспокоили ее куда меньше.

Не сомневаюсь, что у вас уже скопилось множество разных вопросов. Но – терпение. В следующих главах мы рассмотрим технику разделения более подробно, в том числе посмотрим, как она работает с мысленными образами. А пока практикуйтесь в трех известных вам техниках: «У меня есть мысль, что…», «Музыкальные истории» и «Даем историям названия».

Разумеется, если вам не по душе та или иная техника, не используйте ее. Можете придерживаться какого-то одного метода, который нравится больше других. Регулярно упражняйтесь, на первых порах – не менее десяти раз в день. Всякий раз, когда вас одолевает тоска, депрессия или стресс, спросите себя: «Какую историю рассказывает мне мой разум?» И, распознав, отделитесь от нее.

На этом этапе важно не ожидать слишком многого. Разделение может удаваться легко, но иногда может и не получаться. Поэтому присмотритесь к техникам, понаблюдайте, как они действуют – но не ждите мгновенных изменений.

Если все это кажется вам слишком сложным, признайте: «У меня есть мысль, что все это слишком сложно». Мысли вроде «Это очень тяжело» или «Это глупо» или «Это не сработает» абсолютно естественны. И все же это не более чем мысли, воспринимайте их именно так и позвольте им существовать.

Но как быть, скажете вы, если беспокоящие мысли истинны?

Хороший вопрос…

Глава 5

Чистая правда

Для ТПП не так уж важно, истинной или ложной является мысль. Гораздо важнее другое: является ли мысль полезной. Правдивые или нет, мысли, в любом случае, – просто слова. Если эти слова могут принести нам пользу, тогда на них стоит обращать внимание. Если же нет, зачем утруждать себя?

Предположим, я допустил в своей работе несколько серьезных ошибок, и мой разум говорит мне: «Ты некомпетентен!» Эта мысль не является полезной. Она не сообщает мне, что я могу сделать для улучшения ситуации, а просто принижает меня. Она не вдохновляет на прогресс, а, наоборот, деморализует. Если я и вправду совершаю ошибки, то самоуничижение тут бессмысленно. Вместо этого нужно предпринять активные действия: усовершенствовать свои навыки или обратиться за помощью.

Или, допустим, я страдаю от избытка веса, и мой разум говорит: «Ты просто гора жира! Посмотри на это пузо – какая мерзость!» Эта мысль не является полезной. Все, что она с собой несет, – обвинение, унижение и потерю мотивации. Она не вдохновляет меня на занятия спортом или на разумную диету. Нет, она всего лишь отравляет мое настроение.

Вы можете потратить кучу времени, пытаясь выяснить, истинны или ложны ваши мысли. Ра зум будет снова и снова втягивать вас в этот спор. Хотя порой подобные дискуссии могут иметь смысл, чаще всего они абсолютно не существенны. А хуже всего то, что они поглощают массу энергии.

Но есть более прагматичный подход. Спросите себя: «Может ли эта мысль принести мне пользу? Поможет ли она предпринять действия, которые улучшат мою жизнь?» Если мысль полезна, тогда прислушайтесь к ней. Если нет, зай митесь разделением. Но что, спросите вы, если негативная мысль все-таки приносит пользу? Что, если мысль «Я толстый» поможет мне начать худеть? Ну что ж, если негативная мысль действительно вас мотивирует, тогда, разумеется, воспользуйтесь ею. Однако почти всегда самоуничижительные мысли такого рода не побуждают к реальным действиям. Обычно, воспринятые буквально, они заставляют чувствовать вину, стыд, депрессию, тоску или фрустрацию. И, как правило, люди с излишним весом «заедают» подобные неприятные эмоции, напрасно надеясь почувствовать себя лучше! В ТПП подчеркивается необходимость эффективных действий, которые способны изменить жизнь к лучшему. В следующих главах мы посмотрим, как этого добиться. А сейчас отметим только, что, как правило, осуждение, критика, самоуничижение, оскорбления и обвинения способствуют, скорее, снижению мотивации, чем ее повышению. Поэтому когда в голове у вас зазвучат тревожные мысли, полезно задать себе несколько вопросов:

• Может ли эта мысль как-нибудь помочь мне или принести какую-то пользу?

• Это не новая мысль, так? Подобные мысли уже приходили мне в голову? Извлеку ли я какую-нибудь пользу, если снова прислушаюсь к ней?

• Поможет ли эта мысль начать активно действовать, чтобы изменить жизнь к лучшему?

• Что я вынесу для себя, поверив этой мысли?


На этом месте вы, очевидно, недоумеваете: а как отличить полезную мысль от бесполезной? Если вы затрудняетесь сделать это, спросите себя:

• Поможет ли эта мысль стать тем, кем я хочу быть?

• Поможет ли эта мысль построить нужные мне отношения?

• Поможет ли эта мысль прийти к моим истинным ценностям?

• Поможет ли эта мысль взять от жизни все, что она может мне дать в данный конкретный момент?

• Поможет ли эта мысль создать полноценную, насыщенную и осмысленную жизнь в долгосрочной перспективе?


Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из этих вопросов, то мысль является полезной. Если же на все вопросы ответили «нет», то, по всей видимости, мысль таковой не является.

Мысли – это всего лишь истории

В четвертой главе я говорил о том, что мысли, по сути своей, не более чем истории – связанные между собою фразы, которые о чем-то повествуют. Но если мысли – это истории, тогда как мы узнаем, каким из них верить? Ответ на этот вопрос включает в себя три пункта.

Во-первых, старайтесь не слишком держаться за те или иные убеждения. Все мы во что-то верим, но, чем упорнее мы цепляемся за свои убеждения, тем менее гибкими становятся наши позиции и поступки. Если вам когда-нибудь приходилось спорить с людьми, абсолютно убежденными в своей правоте, то вы знаете, что это лишено всякого смысла. Они ни за что не признают, что возможны иные точки зрения, отличные от их собственных. Обычно мы называем таких людей негибкими, узколобыми, ограниченными, зашоренными или зацикленными.

Проанализировав собственный опыт, вы обнаружите, что ваши убеждения изменяются с течением времени. То, во что вы когда-то свято верили, теперь вызывает у вас улыбку. Например, в детстве вы, скорее всего, верили в существование Санта-Клауса, пасхального зайца и зубной феи, а также драконов, гоблинов и вампиров. Кроме того, почти каждому из нас свойственно с возрастом менять свои воззрения на религию, политику, материальные ценности, вопросы семьи и здоровья. Разумеется, у вас должны быть собственные убеждения – просто не стоит относиться к ним фанатично. Помните, что все убеждения – это просто истории, и неважно, истинны они или нет.

Во-вторых, посмотрите, поможет ли эта мысль создать насыщенную, полноценную и осмысленную жизнь. Если да – то воспользуйтесь ею. Примите ее во внимание и руководствуйтесь ею в своих поступках – и в то же время помните, что это всего лишь история: фрагмент человеческой речи. Ей можно пользоваться, но за нее не стоит держаться.

В-третьих, один из ключевых принципов ТПП – необходимость научиться обращать пристальное внимание на то, что происходит в действительности, а не автоматически верить всему, что нашептывает ваш разум. Возможно, вам приходилось слышать о так называемом синдроме самозванца. Он возникает у компетентных и успешных людей, которым начинает казаться, что на самом деле они не разбираются в своей области и являются самозванцами. Такой человек считает себя мошенником, шарлатаном, притворщиком, который прокладывает себе путь хитростью и постоянно балансирует на грани разоблачения. Люди, страдающие синдромом самозванца, не обращают должного внимания непосредственно на свой опыт и не замечают очевидного факта, что они успешно справляются со своей работой. Вместо этого они прислушиваются к голосу чрезмерно критичного разума, который повторяет: «Ты вообще не разбираешься в своей работе. Скоро ты провалишься. Рано или поздно все увидят твое истинное лицо, ведь ты просто притворяешься профессионалом!» Среди известных людей, испытавших на себе синдром самозванца, встречаются такие феноменально успешные личности, как рок-звезда Робби Уильямс и обладательница премии «Оскар» актриса Рене Зельвешер.

Когда я только начинал работать врачом, тоже страдал от этого синдрома. Если какой-нибудь пациент говорил мне: «Спасибо, вы замечательный доктор», я обычно думал так: «Ну да, как же. Если бы вы знали, каков я на самом деле, вы бы этого не говорили». Я не мог принимать таких комплиментов, потому что был убежден, что глубоко некомпетентен. На самом деле я очень хорошо справлялся со своей работой, но разум продолжал убеждать меня в моей ничтожности, и я ему верил.

Стоило совершить хотя бы малейшую ошибку в работе, как в голове у меня неуклонно всплывали два слова: «Я некомпетентен». И я очень расстраивался, так как безоговорочно им верил. Я начинал сомневаться в себе и терзаться по поводу каждого принятого решения. А вдруг я поставил ошибочный диагноз тому пациенту с болью в желудке? А что, если прописал не тот антибиотик? Или, не дай бог, проглядел какую-то серьезную болезнь?

Иногда я пытался оспаривать эту мысль. Я уверял себя, что все люди совершают оплошности, даже доктора, и что ни одна из допущенных мною ошибок не была серьезной, и что, в общем и целом, я очень хорошо справляюсь со своей работой. А бывали моменты, когда я начинал составлять списки всех своих удач и вспоминал все положительные отзывы, полученные от пациентов и от коллег. Случалось мне прибегать и к положительным аффирмациям: «Я очень компетентен». Но ничего не помогало мне отделаться от негативной мысли или перестать из-за нее беспокоиться.

Эти два слова и сегодня нередко всплывают в голове, когда я допускаю ошибку. Разница в том, что теперь они меня не тревожат, потому что я перестал воспринимать их всерьез. Я знаю, что эти слова – всего лишь автоматизированная реакция, все равно что смыкание век при чихании. Суть в том, что большую часть своих мыслей мы просто не выбираем. Кое-какие мысли действительно являются результатом нашего выбора – если мы занимаемся планированием или что-то исследуем или творим. Но все же в основной массе мысли приходят самопроизвольно. Каждый день у нас появляется несколько тысяч ненужных и бесполезных мыслей. Они могут быть жестокими, грубыми, глупыми, критичными, пугающими, мстительными или попросту нелепыми, но мы не в силах запретить им рождаться. Однако мы и не обязаны воспринимать их всерьез просто потому, что они воз никли.

В моем случае история «Я некомпетентен» зародилась задолго до того, как я стал работать врачом. Стоило совершить хоть какую-то ошибку в любой сфере – будь то танцы или работа на компьютере – и «я некомпетентен» тут как тут! Разумеется, слова могли быть и другими. Часто мысль приходила ко мне в форме вариаций на тему «Я идиот» или «Ну вот, как всегда, все испортил», или «Ты хоть что-то можешь сделать нормально?» Но теперь подобные мысли мне не страшны, потому что я научился воспринимать их истинную сущность: это всего лишь несколько слов, возникших у меня в голове. Коротко говоря, чем больше вы сосредоточены на своем непосредственном жизненном опыте (а не на повторяющихся комментариях разума), тем больше у вас возможностей направить свою жизнь в нужное русло. В следующих главах вы узнаете, как можно развить в себе эту способность.

Истории не кончаются

Разум никогда не перестает рассказывать истории – они продолжаются даже во сне. Он постоянно сравнивает, выносит суждения, оценивает, критикует, планирует, читает мораль или фантазирует. И многие из его историй очень ловко завладевают нашим вниманием. Мы утопаем в них снова и снова – посмотрите, сколько в нашем языке различных слов, описывающих этот процесс. «Предаваться мыслям», «рассматривать мысль», «бороться с мыслью», «заигрывать с мыслью», «поддаваться мысли», «быть поглощенным мыслью», «теряться в мыслях» и «уноситься мыслями» – и это только малая часть всего изобилия выражений.

Они подчеркивают, насколько мысли завладевают нашим временем, энергией и вниманием. Чаще всего мы воспринимаем свои мысли слишком серьезно и уделяем им чрезмерное внимание. Следующее упражнение иллюстрирует разницу между серьезным и несерьезным отношением к мыслям.

Не принимайте всерьез

Подумайте о чем-то, что обычно расстраивает вас. Мысль должна иметь форму «я – x» (например, «я неполноценен»). Сосредоточьтесь на ней и отметьте, как она на вас влияет.

А теперь подумайте так: «Я – банан!» Сосредоточьтесь на этой мысли и отметьте, как она на вас влияет.

Что вы заметили? Скорее всего первая мысль вас беспокоит, а вторая – смешит. Почему? Да потому, что вторую мысль вы не воспринимаете всерьез. Но если после слова «я» вместо «банана» подставить такие слова, как «неудачник», «бездарность», «жирная свинья» или «зануда», то мы начнем относиться к этой фразе куда как серьезно. А между тем все это тоже не более чем слова. Простой способ перестать относиться к своим мыслям слишком серьезно – попытаться начать делать это…

Благодарите разум

Вот простая и эффективная техника разделения. Когда разум в очередной раз примется за свои излюбленные истории, просто скажите ему спасибо. Можете сказать (про себя) что-то вроде: «Спасибо тебе, Разум! Какая полезная информация!» или «Спасибо, что поделился!» или еще: «Да ты что, правда? Вот здорово-то!» или даже просто «Спасибо!».

Когда будете благодарить разум, не проявляйте агрессии или сарказма. Сделайте это тепло и с юмором, с подлинной благодарностью за его удивительную способность производить нескончаемый поток мыслей. (Можно использовать эту технику в сочетании с «Даем историям названия»: «Так, это история «Я неудачник». Большое спасибо тебе, Разум!»)

Ниже вы найдете еще одну технику, которая поможет не принимать мысли слишком всерьез. Сначала прочтите описание, а затем приступайте к практике.

«Дурацкие голоса»

Эта техника особенно хороша при работе с повторяющимися самокритичными суждениями. Вспомните мысль, которая беспокоит и расстраивает вас. В течение десяти секунд удерживайте ее в голове, стараясь максимально поверить в нее. Отметьте, как она на вас влияет.

* * *

А теперь выберите какого-нибудь мультперсонажа, говорящего смешным голосом (Микки-Маус, Багз-Банни, Шрек или Гомер Симпсон). Снова сосредоточьтесь на своей мысли, но на этот раз представьте, что ее произносит герой мультфильма, словно бы он проник вам в голову. Отметьте, что произошло.

* * *

А теперь вернитесь к неприятной мысли в ее первозданном виде и снова максимально поверьте ей. Отметьте, как она на вас действует.

Выберите еще одного персонажа мультфильма (или кино, или телешоу). Это может быть персонаж фэнтези (например, Дарт Вейдер, Йода, Голлум) или герой любимого телесериала, или просто актер с характерным голосом (Арнольд Шварценеггер или Эдди Мерфи). Снова представьте, что ваша мысль озвучена этим персонажем. Отметьте, что произошло.

* * *

Выполнив это упражнение несколько раз, вы наверняка обнаружите, что воспринимаете свою мысль уже не так серьезно. Возможно, она вызывает улыбку или даже смех. Обратите внимание, что вы не пытались изменить эту мысль, отделаться от нее, оспорить, отогнать, выяснить ее истинность, заменить более позитивной или как-либо отвлечься. Вы просто восприняли ее как единицу речи, чем она фактически и является. Вычленив отдельный сегмент речи и услышав его в другом исполнении, вы осознали, что эта история – всего-навсего набор слов, а значит, она потеряла свое влияние на вас. (Вспомните детский стишок: «Бояться можно палки с кирпичом, а вот слова нам вовсе нипочем». К сожалению, в детстве мы не могли руководствоваться этим, потому что никто никогда не учил нас техникам разделения.)

Одна моя пациентка – назовем ее Яна – успешно использовала этот метод для борьбы с депрессией. Она росла с вербально агрессивной матерью, которая постоянно критиковала и ругала ее. Оскорбления, когда-то исходящие от матери, постепенно переросли в навязчивые негативные мысли: «Ты толстая»; «Ты уродина»; «Ты дура»; «Ты никогда ничего не добьешься»; «Ты никому не нравишься» и т. д. Иногда эти мысли приходили к Яне во время наших сеансов, и тогда она начинала плакать. Пытаясь избавиться от них, она потратила на терапию несколько лет (и несколько тысяч долларов) – и все зря.

Яна была фанаткой комик-группы «Монти Пайтон» и выбрала себе персонажа из фильма «Жизнь Брайана» – мать главного героя, чью роль исполняет актер мужского пола, Терри Джоунс. В фильме мать постоянно критикует Брайана своим уморительно высоким, пронзительным голосом. Когда Яна начала «прослушивать» свои мысли в исполнении мамы Брайана, она больше не могла принимать их всерьез. Мысли никуда не исчезли, но они быстро потеряли свою власть над ней, что во многом помогло устранить депрессию.

Но что делать, если мысль и правдива, и серьезна? Например, вы умираете от рака, и вам постоянно приходит одна и та же мысль: «Я скоро умру».

С позиции ТПП неважно, является ли мысль правдивой или ложной, серьезной или забавной, негативной или позитивной, оптимистичной или пессимистичной. Важно другое: насколько она полезна или бесполезна. Основная идея всегда одна и та же: может ли эта мысль помочь вам взять от жизни максимум? Итак, если вам осталось несколько месяцев, очень важно серьезно подумать над тем, как вы хотите их прожить. Есть ли у вас незавершенные дела? Что бы вы хотели сделать, кого хотели бы повидать, прежде чем умрете? В этом отношении мысль «я скоро умру» может оказаться полезной, если она заставляет вас анализировать ситуацию и активно действовать. Если это так, то не стоит пытаться отделиться от нее. Напротив, стоит уделить ей внимание и использовать ее как катализатор своих поступков. Но предположим, что вы становитесь одержимы этой мыслью, она прокручивается у вас в голове снова и снова. Полезно ли провести последние недели своей жизни, днями напролет думая, что вы скоро умрете, и все внимание тратить на эту мысль, вместо того чтобы уделять его своим близким?

Отмечу, что для некоторых использование техники «Дурацкие голоса» с подобными мыслями кажется неприемлемым, так как это равнозначно глумлению над серьезными вещами. Если вы придерживаетесь такого мнения, то не пользуйтесь этим методом. Но важно понимать, что разделение не ставит своей целью издевательство или насмешку над серьезными жизненными проблемами. Единственное назначение разделения – освободить нас от гнета разума; высвободить время, энергию и внимание, которые затем можно будет направить на более осмысленные действия, чем бесцельное копание в своих историях. Поэтому, если мысль «Я скоро умру» не отступает и отбирает все ваше внимание, не давая вам общаться с близкими людьми, тогда вы можете попытаться отделиться от нее при помощи любого другого метода. Например, можно поприветствовать ее по имени: «Ага, а вот и история «неминуемая смерть», или сказать себе: «У меня есть мысль, что я скоро умру», или просто поблагодарить свой разум.

И, пожалуйста, не думайте, что вам придется провести остаток жизни, произнося благодарности разуму и выслушивая свои истории в виде песенок и в исполнении смешных голосов. Эти методы – не более чем подпорки. Рано или поздно вы научитесь проводить разделение мгновенно, не нуждаясь в столь изощренных техниках (но все равно периодически будут возникать моменты, когда вам потребуется достать их из своей психологической «аптечки»).

Практикуя разделение, важно иметь в виду следующие моменты.

• Цель разделения – не отделаться от неприятных мыслей, а увидеть их в истинном свете, понять, что это всего лишь слова, и не пытаться бороться с ними. Порой они будут уходить сами, а порой и нет. Но если вы изначально рассчитываете на их уход, то обрекаете себя на разочарование и неудовлетворенность.

Не ждите, что эти техники помогут вам почувствовать себя лучше. Иногда в результате отделения от беспокоящей мысли вы можете испытать облегчение, но это дополнительное преимущество, а не главная цель. Основная цель – освободиться от тирании разума, чтобы сконцентрировать внимание на более полезных вещах. Поэтому если в результате разделения вы почувствуете улучшение, порадуйтесь ему. Но рассчитывать на это не нужно. И не пытайтесь использовать свое улучшение для новых попыток контролировать свои чувства, иначе вы снова скатитесь в ловушку счастья.

• Помните, что вы – обычный человек, а значит, порой будете забывать применять изученные навыки. Ничего страшного. Как только вы осознаете, что вас опять опутывают бесполезные мысли, тут же воспользуйтесь одной из предложенных техник и помогите себе освободиться.

• Помните, что ни одна техника не является бесперебойной. У вас обязательно будут моменты, когда вы попытаетесь ее применить – а разделения не произойдет. Если это произошло, просто наблюдайте, каково это – быть в состоянии слияния со своими мыслями. Умение отличать состояние слияния от состояния разделения само по себе очень полезно.


Разделение ничем не отличается от других навыков: чем больше вы практикуетесь, тем лучше у вас получается. Так что добавьте в свой арсенал «Дурацкие голоса» и «Поблагодарите свой разум» и старайтесь практиковаться от пяти до десяти раз каждый день.

Только не ожидайте радикальных перемен, они произойдут не сразу. Просто понаблюдайте, что произойдет после того, как эти техники станут частью вашей повседневной жизни. Если возникнут вопросы или сомнения, запишите их. В следующей главе мы рассмотрим типичные проблемы, возникающие при использовании разделения, и, что самое главное, научимся преодолевать их.

Глава 6

Проблемы при разделении

– Разделение не работает! – со злостью сказал Джон.

– Что именно вы имеете в виду? – поинтересовался я.

– Ну что, я должен был делать презентацию перед группой около пятидесяти человек. Мой разум постоянно говорил мне, что я провалюсь и выставлю себя идиотом, и вот я решил испробовать техники разделения. И они не сработали!

– То есть вы хотите сказать, что вы продолжали зацикливаться на истории «Я провалюсь»?

– Нет, в этом техника помогла – я перестал воспринимать историю всерьез.

– А почему же тогда вы говорите, что разделение не работает?

– Да потому, что все равно очень смущался.

– Джон, – ответил я, – я выступаю на публике уже больше двадцати лет, и до сих пор каждый раз волнуюсь. Я встречаю сотни людей, чья работа включает в себя публичные выступления, и всегда спрашиваю, волнуются ли они перед началом речи. До сих пор практически все отвечали утвердительно. Дело в том, что, если вы собираетесь поместить себя в трудную ситуацию или готовитесь пойти на риск, то волнение – это вполне нормальная эмоция. Оно никуда не денется. И разделение не поможет вам избавиться от него.

Начиная работать с разделением, многие из нас попадаются на ту же удочку, что и Джон: мы начинаем использовать эту технику в качестве стратегии контроля. Напоминаю вам, что:

• Стратегия контроля – это любая попытка изменить нежелательные чувства и мысли, избежать их или отделаться от них.

• Стратегии контроля могут стать проблемой, если мы пользуемся ими слишком активно или в тех ситуациях, где они бессильны; а также в том случае, если их применение снижает качество жизни в долгосрочной перспективе.


Разделение же прямо противоположно стратегии контроля: это стратегия принятия. Сторонники ТПП считают, что не нужно пытаться изменить или устранить неприятные мысли и чувства. Наоборот, надо научиться принимать их. Это не означает, что вы должны полюбить травмирующие эмоции и мысли. Все, что надо сделать, – перестать с ними бороться. Когда вы прекратите тратить энергию на попытки изменить или устранить негативные чувства, вы сможете направить ее на более достойные цели. Проще всего объяснить это при помощи аналогии.

Представьте, что вы живете в небольшой стране, которая враждует с пограничным государством. Отношения между двумя странами напряжены уже давно. В соседней стране иная религия, иная политическая система, и ваше государство рассматривает ее как серьезную угрозу. Существует три варианта развития взаимоотношений между этими странами.

Самый худший сценарий – война: ваша страна нападает, а соседняя наносит ответный удар (или наоборот). Поскольку оба государства оказываются втянутыми в вооруженный конфликт, их жители страдают. Подумайте, какие огромные жертвы влечет за собой любая большая война (и денежные, и человеческие, не говоря уж о полном разрушении общего благополучия).

Следующий сценарий лучше первого, однако тоже весьма далек от идеала: это временное перемирие. Обе страны обязуются прекратить огонь, но конфликт не разрешен. Недовольство поднимается из глубины, в воздухе постоянно витает опасность возобновления войны. Вспомните ситуацию Индии и Пакистана: постоянная угроза ядерной войны и сильнейшая вражда между индуистами и мусульманами.

Третий вариант – подлинный мир. Вы признаете свои различия и просто позволяете им существовать. Это не означает, что соседняя страна исчезла или что она начала вам нравиться. Вы по-прежнему не хотите, чтобы она находилась рядом и все так же не одобряете ее политическое и религиозное устройство. Но поскольку войны больше нет, теперь вы можете вкладывать деньги и ресурсы в развитие инфраструктуры собственного государства, а не усеивать ими поле брани.

Первый сценарий, война, напоминает попытку отделаться от нежелательных мыслей и чувств. Эта битва обречена на поражение и в то же время поглощает огромное количество времени и сил.

Второй сценарий, перемирие, определенно лучше, но и он далек от истинного принятия. Это вынужденная толерантность, она не открывает возможностей для поступательного развития. Хотя открытой схватки нет, враждебность остается, и вы обречены на постоянный рост напряженности. Вынужденная толерантность по отношению к мыслям и чувствам все же лучше открытой борьбы, но она загоняет вас в угол и делает беспомощным. Вы скорее сопротивляетесь, чем принимаете, скорее в ловушке, чем на свободе, скорее топчетесь на месте, чем движетесь вперед.

Третий сценарий, мир, представляет собой пример истинного принятия. Обратите внимание, что по этому сценарию ваша страна вовсе не обязана «любить» соседнюю, одобрять ее присутствие на карте, переходить в ее веру и перенимать ее язык. Вы просто заключаете мир. Вы признаете существующие между вами различия, прекращаете попытки изменить политическое устройство и религию другой страны и сосредотачиваете свои усилия на том, чтобы улучшить уровень жизни в собственном государстве. То же происходит и тогда, когда вы по-настоящему приемлете травмирующие мысли и чувства. Вы не должны их любить, желать или одобрять: вы просто миритесь с их присутствием. Это позволяет высвободить энергию для активных действий – действий, которые помогут двигаться в нужном для вас направлении.

Истинное значение принятия

Принимать – не значит смиряться или безоговорочно подчиняться. Принимать – значит активно извлекать из жизни лучшее, а не просто терпеть ее. В буквальном смысле слово «принимать» означает «брать то, что предлагается». Речь не о том, что нужно сдаться и признать свое поражение, и не о том, чтобы стиснуть зубы и покорно вынести его. Принимать – это значит открываться реальности, признавая ее такой, как она есть здесь и сейчас, не пытаясь бороться с тем, что предлагает вам жизнь в данный конкретный момент.

Но как быть, если вы хотите изменить свою жизнь к лучшему, а не просто принять ее как она есть? Что ж, именно об этом и написана моя книга. Но начать изменения лучше всего именно с полного принятия того, что у вас уже есть. Представьте, что вы идете по льду. Для того чтобы сделать следующий шаг, сначала вам нужно занять устойчивое положение. Если вы попытаетесь двинуться вперед, не сделав этого, то, скорее всего, упадете лицом вниз.

Принятие сродни нахождению точки опоры. Это способ понять, где именно находится ваша нога и каковы условия дороги на участке. Это не значит, что вам нравится находиться на этом пятачке или что вы намереваетесь остаться там насовсем. Если у вас есть точка опоры, вам проще сделать следующий шаг. Чем полнее вы приемлете свою реальную ситуацию – такой, как она есть, здесь и сейчас, – тем проще вам будет предпринять активные действия по ее изменению.

Далай-лама поясняет это на очень ярком примере. Он полностью приемлет тот факт, что Китай оккупировал Тибет и что ему приходится жить в изгнании, за пределами собственной страны. Он не тратит время и энергию на мечтания, гнев или мрачные раздумья о том, чего он лишился. Он знает, что это не поможет. Но он также не признает поражения и не прячет проблему в ящик для «неподъемных дел». Вместо этого лама принимает тот факт, что в данный момент дела обстоят именно так, и одновременно делает все, что в его силах, чтобы помочь своей стране. Он активно проводит информационные кампании по всему миру, чтобы как можно больше политиков и рядовых граждан узнали о бедственном положении Тибета, а также собирает средства для поддержки своего народа.

Конец ознакомительного фрагмента.