Вы здесь

Ловим со льда. Все секреты зимней рыбалки. Ловля хищных рыб (В. А. Казанцев, 2010)

Ловля хищных рыб

Окунь. Искать или ждать?

В отечественной и зарубежной рыболовной литературе нередко приводятся схемы, на которых показана плотность размещения окуня в зависимости от рельефа дна и по мере удаления от берега. Зона наибольшей концентрации рыбы приходится обычно на бровку, то есть на перепад глубин. В целом все верно.

Однако на практике поиск окуневых стоянок, как правило, не такое простое занятие, как это кажется на первый взгляд.

Конечно, есть водоемы, в которых рельеф дна стереотипен. Тут традиционная схема размещения окуня, может быть, и уместна. Иное дело – большая река, обширное озеро или водохранилище. Характер донного грунта в них чрезвычайно разнообразен: то бровки, то отмели, то «пятачки», удаленные на сотни метров от берега. На крупных реках неровное дно, где имеются «пупки», впадины, канавы, каменистые гряды и другие препятствия, особенно привлекает окуня. Здесь и течение слабее, и корма больше (рис. 37).


Рис. 37. Участок реки, перспективный для ловли окуня: 1,2– соответственно стоянки окуня по первому льду и среди зимы; 3 – коряжник


Однажды местные рыболовы из города Конаково (Тверская обл.) в конце декабря привели меня на заснеженную Волгу и, остановившись метрах в трехстах от берега, сказали: «Садись тут!» Я сел и вскоре начал ловить крупного окуня. А были под лунками бугры и ямы. Но ведь это надо знать. Под берегом же на протяжении всего дня брали «матросики» с мизинец.

Найди «берущего»

На большинстве водоемов окунь постоянно перемещается. Кому не знакома ситуация, когда полдня ходишь-ходишь вокруг да около? Проверишь все традиционные места, где он обычно брал, – пусто. И вдруг на каком-нибудь подводном плоском «пятачке» найдешь окуня. И стоит он тут очень плотно. А в другой раз его уже там нет. Или кислородный режим изменился, или корм кончился, или давление атмосферное резко упало. Можно только гадать. В этом случае опытные рыболовы обычно прибегают к помощи эхолота (рис. 38).


Рис. 38. Поиск окуневых стоянок с помощью эхолота


Я много лет ловлю зимой окуня и убедился, что его поведение как в определенный период года, так и в течение суток невозможно вогнать в какие-либо схемы. То он на мели, где и воды-то – всего полтора вершка, то на глубине, то на свале… То черт знает где! В общем, окуня надо искать! Вот пример из моей практики. В районе Скнятино (Тверская обл.), где я довольно часто ловлю окуня, кроме Волги еще три речки: Нерль, Волнушка и Печухня. Все они подпружены, и уровень воды в них зависит от режима работы Угличской ГРЭС. Лет двадцать назад окуня здесь было достаточно много и составить картину о перемещении его в течение зимнего сезона не представляло особого труда. Если мелкий травяник тогда был вездесущ на глубине до 2–3 м, то о крупном окуне этого я сказать не могу. По первому льду мы отправлялись за ним чаще всего на Печухню, где в камышах и коряжнике «заваливались» отменные горбачи; среди зимы, примерно с 15 января по конец февраля, крупный окунь скатывался в Волгу на течение, а весной, после сброса воды, когда уровень ее понижался на 2–2,5 м, окуня мы искали по старым руслам затопленных рек. Думаю, что аналогичным образом он может мигрировать и на других крупных водохранилищах, подобных Угличскому.

Окуня ученые относят к светолюбивым рыбам, активная жизнь которых проходит в условиях высокой освещенности водной среды. Питается он поэтому преимущественно в светлое время суток. В благоприятные периоды клев этого хищника может продолжаться на протяжении всего зимнего дня с небольшими перерывами. Однако лучшими часами ловли, как мне кажется, все-таки надо признать два-три часа после восхода солнца (примерно с 9 до 11 ч.) и с 15 ч. до вечерних сумерек. По первому и последнему льду окунь нередко хорошо берет до наступления полной темноты. Вот почему опытные рыболовы не покидают лунок до тех пор, пока виден кивок удочки.

Как известно, окунь – рыба стайная. Однако в отличие от плотвы и подлещика, которые при виде пищи начинают возбужденно плавать, учащенно двигая плавниками и жаберными крышками, а нередко и гоняясь друг за другом, окуни ведут себя более степенно. Наблюдая через лунку за их поведением, я не раз убеждался в этом. Обычно окуни не бросаются всей стаей на приманку, появившуюся внезапно в толще воды мормышку, наживленную рубиновым мотылем. Они как будто и не замечают ее вовсе, слабо пошевеливая плавниками. Но вот один из них медленно направляется в сторону играющей приманки. Бросок – и она у него во рту!

Суточный ритм питания окуня в зимнее время во многом определяется видом кормовых организмов, которые в данное время входят в его рацион. Это могут быть ракообразные, мотыль, личинки других насекомых или же малек. Если несколько окуней нашли корм, стоящая невдалеке стая может также об этом узнать. Информация о том, что найден корм, передается позами, звуками, потоками и завихрениями воды, образующимися как от движения самих окуней, так и от кормовых объектов, на которых они охотятся.

Словом, окуни группируются там, где есть пожива. Но, бывает, найти стаю окуней – лишь полдела. Вполне может оказаться, что хищники перед этим учинили настоящий разгром скоплению рыбьей мелочи, насытились до отвала и теперь долго будут переваривать пищу, не обращая внимания на предлагаемые вами «яства». Значит, нужно продолжать поиск и постараться найти окуня «берущего».

Рассказывая о зимней ловле окуней, наверное, будет правильно рассматривать ее в зависимости от трех периодов. Ибо в перволедье – одни условия, в глухозимье – другие, а по последнему льду – своя специфика ловли. Опытные рыболовы хорошо это знают. Разумеется, необходимо учитывать и характер водоема. Если в водоемах закрытого типа (озерах, прудах, карьерах) практически окуня можно ловить несколько недель по первому и последнему льду, то в проточных водоемах рыболов может успешно охотиться на полосатого хищника и среди зимы, когда, кажется, все живое подо льдом впадает в спячку.

Что касается снасти и техники ловли, то тут, на мой взгляд, также существует своя специфика. К каждому периоду нужна соответствующая снасть. То же самое можно сказать о насадках.

Первый лед не только звонок, но и тонок

Свой зимний сезон я обычно начинаю с ловли окуня на небольших карьерах и прудах, расположенных в ближайшем Подмосковье. Во-первых, на них быстрее устанавливается достаточно прочный лед. А во-вторых, это как бы тренировка, отработка реакции, проверка снастей и снаряжения. Ужение на прудах длится не более пяти-семи дней. Как только лед становится толще – пора перебираться на солидные водоемы.

В перволедье окуни сбиваются в стаи, которые обычно состоят из рыб одного возраста и размера, так как (не будем забывать) крупный полосатый хищник с удовольствием может закусить более мелким. При этом чем крупнее рыба, тем малочисленнее стая.

На закрытых водоемах по первому льду окунь, как правило, придерживается мест с каменистым или песчаным дном – здесь больше кислорода, нежели там, где грунт илистый. На реках излюбленные его места – тиховодья, ямы с коряжником на дне, поваленными деревьями и кустами; заливы, обрамленные стеной камыша.

Принято считать, что окунь не боится ударов пешни, шума на льду. Но зачастую рядом с ним обитают плотва, язь, уклейка и другие осторожные рыбы, которые от шума панически уходят. Конечно, это может насторожить стаю окуней, и она уйдет вслед за ними. Поэтому предосторожность рыболову соблюдать все-таки желательно. Не этим ли объясняется тот факт, что в пробитых пешней лунках поначалу клева нет, однако стоит наведаться сюда спустя час-другой, как окунь начинает брать?

Первый лед не только звонок, но и тонок. Лунки рубить легко. Обычно на хорошо известном или приглянувшемся месте я делаю их сразу пять-шесть. Если подмораживает, а лед прозрачный, заблаговременно следует черпаком разбрызгать воду вокруг каждой лунки в радиусе 1,5–2 метра. Делают это для того, чтобы окуней не настораживала тень и движения рыболова. Но, как правило, всегда можно найти участки белесого льда или припорошенного снегом. Особенно тщательно такие места нужно проверять на мелководье, куда окуни нередко выходят на охоту за рыбьей молодью.

…Как-то в начале декабря, потратив самые драгоценные утренние часы на поиск окуневой стаи, я обратил внимание на небольшую полоску снега среди чистого льда. Просверлил лунку и начал опускать в нее мормышку. Но что это? Леска, пройдя сантиметров тридцать, дальше не идет. Мелко? Подсекаю на всякий случай и с удивлением вынимаю окуня граммов на триста. За ним другого, третьего. Снежная полоска подарила мне тогда с десяток хороших окуней. Аглубина под нею была всего-то полметра.

Есть водоемы, где окунь берет хорошо, но его мало. В этом случае, определив примерное расстояние от берега и глубину, на которой были поклевки, сверлят вдоль берега до десятка лунок на расстоянии 5—10 м одна от другой. Главное – не задерживаться на одном месте, если нет поклевок. А вот переходя от одной лунки к другой, к концу даже короткого декабрьского дня можешь оказаться с достаточно хорошим уловом. В том случае, когда леска не парусит под ветром, я вообще предпочитаю облавливать лунки стоя. Да и неудобно постоянно перетаскивать с собой рыболовный ящик. Благодаря такому энергичному поиску можно попасть на уловистую лунку, на которой стоит задержаться подольше.

Окунь примерно в течение месяца после ледостава активен, упорно сопротивляется при вываживании. Поэтому леску при ловле на мормышку лучше ставить диаметром 0,12 мм, а там, где возможна поимка горбача, – 0,15 мм. Очень мелкие мормышки применять нет необходимости. Во-первых, они требуют более тонкой лески, опускать их в лунку на ветру – проблема. А во-вторых, чем крупнее приманка, тем более заметные волновые колебания она создает в толще воды, и тем быстрее рыба ее обнаруживает. В ходу «дробинки», «капельки», «овсинки», «уральские», «чечевички», а иногда – «коза», «чертик», «ведьма», цветные мормышки, ну и конечно, безнасадочные.

На водоемах, где окунь не избалован вниманием рыболовов, в качестве насадки на мормышку вполне пригоден навозный червь, которого заготавливают с осени. Годятся также опарыши, пиявки. На Урале и в Сибири самая популярная наживка – мормыш (бормаш). А вот в Калужской области на одном лесном озере мы ловили окуня на тонкие полоски… лосятины.


Рис. 39. Блесна с серебряной оболочкой тверского происхождения


Московские рыболовы-зимники приучили полосатого хищника к более деликатесным насадкам: мотыль, личинка репейной моли или «бутерброд» из них. Иногда в течение дня окунь может несколько раз менять свой вкус. Скажем, утром он лучше берет на мотыля, а во второй половине дня только на одну крохотную белую личинку репейной моли или вообще на пустую мормышку.

Многие рыболовы предпочитают, особенно по первому льду, ловить исключительно на мелкие, специальные окуневые блесенки или на твистеры, оснащенные незацепляющимся устройством. В моем арсенале, например, есть несколько уникальных блесен, описания которых я не встречал до сих пор в рыболовной литературе. Здесь я расскажу лишь об одной из них – тверского происхождения (рис. 39). Она изготавливается из тонкой серебряной пластинки и свинцового припоя. Блесна снабжается маленьким тройником № 13–15, оснащенным короткими красными шерстинками. Приманка довольно легкая и применяется в основном на глубине до 2–2,5 м.

Конец ознакомительного фрагмента.